Как и когда возникло Древнерусское государство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как и когда возникло Древнерусское государство.



Как и когда возникло Древнерусское государство?

Информация, которую донесли до нас источники очень скупа. В «Повести временных лет» под 859 и 862 годами есть знаменитый рассказ о призвании варягов-руси.

859 год. «Варяги из заморья взимали дань с чуди [1], и со словен, и с мери [2], и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

862 год. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русь, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

 

Можно ли верить летописи?

Историки давно поняли, что в этом рассказе отражены реальные исторические события и люди, но много и вымысла.

Был ли Рюрик?

Имя Рюрик не вымышленное и имеет норманнское происхождение. Лингвисты считают, что так восточные славяне переиначили норманнское имя Рорик (Hroerekr; в переводе с древне-скандинавского языка, оно означает — «славный правитель»). То же касается имён Синеус и Трувор[3].

Был ли народ «Русь»?

Летописец считал, что «русь» — это этноним (название народа), такой же, как шведы или англы. Однако историкам не известен народ «русь». Такого народа никогда не было.

Но кого же тогда пригласили? Сегодня большинство лингвистов и историков не сомневаются, что словом «русь» восточные славяне называли варягов…

Мог ли Рюрик сесть в Новгороде?

Археологи установили, что Новгород возник лишь в начале X века. Во времена Рюрика города ещё не было! Летописец, живший в XI веке, этого не знал и поселил Рюрика там, где, по его мнению, он должен был обосноваться.

Где же сел Рюрик? Археологи обнаружили небольшое поселение норманнов, возникшее в середине IX века близ будущего Новгорода. Вероятно, оно было основано Рюриком и служило ему резиденцией.

Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ.

В IX веке северные племена, жившие на севере Восточной Европы (словене, кривичи, чудь, меря) платили дань варягам. Видимо, варяги позволили себе какую-то несправедливость и были изгнаны за Балтийское море, в Скандинавию.

Далее, как сообщает ПВЛ, между племенами начались усобицы. Историки считают, что такое вполне могло быть, ведь на севере Восточной Европы к тому времени жило не мало племён и было достаточно тесно. Последними (на рубеже VIII и IX веков) сюда пришли словене, что ещё более усилило тесноту и напряжённость между племенами. Это могло стать причиной приглашения князя со стороны, который бы решал спорные конфликты и поддерживал мир между племенами.

Другой причиной призвания князя, не упомянутой летописцем, могла стать внешняя угроза со стороны варягов. Ведь вряд ли можно предположить, что изгнанные варяги, или какие-либо другие, не захотели бы восстановить контроль над такими выгодными торговыми путями и данниками. Славяне и финно-угры понимали, что их ожидают жестокие набеги и грабежи. Конфликт славян с варягами не завершился изгнанием варягов и нуждался в урегулировании.

В этих условиях племена обращаются к одному из конунгов — Рорику (или к трём конунгам-братьям) с предложением: конунг со своей дружиной будет обеспечивать их безопасность от других варягов, а они будут давать ему дань, как своеобразную плату за услуги по охране.

Таким образом, между Рориком и племенами был заключён договор — «ряд». Он был выгоден обеим сторонам. Рорик получал данников, которых не надо было заставлять платить дань, которые давали дань добровольно. Славяне и финно-угры получали защитника, который брал с них дань по оговоренной мере.

Подобный взаимовыгодный союз и можно назвать государством. Рюрик и его дружина были группой людей, осуществлявших власть, защищавших население, а в замен получавших налоги (дань)[4].

ПВЛ сообщает, что после смерти своих братьев Рюрик рассадил по их городам, а также по другим городам (т. е. небольшим крепостям, возведённым специально в землях славянских и финно-угорских племён) своих наместников, которые правили от его имени и собирали для него дань.

Рюрик, согласно ПВЛ, умер в 879 году.

Его сменил Олег — второй князь Древней Руси. Но перед тем, как рассмотреть правление Олега, мы должны обратить внимание на другие важные события, связанные с именами Аскольда и Дира.

Киевское княжество Аскольда и Дира

В летописи есть ещё одно сообщение, относящееся ко времени Рюрика, о котором мы не упомянули. ПВЛ сообщает, что двое «бояр» (дружинники, особо приближённые к князю) Рюрика — Аскольд и Дир, набрав дружину, отправились походом на Константинополь. Рюрик дал согласие на этот поход, рассчитывая, видимо, на богатую добычу, не малая часть которой досталась бы и ему. Но случилось всё иначе: Аскольд и Дир решили не возвращаться к Рюрику. Плывя по Днепру, они увидели на холме небольшое укреплённое поселение полян — Киев — и решили в нём обосноваться и править Полянской землёй.

В 860 г. корабли Аскольда и Дира появились у Константинополя. Округа столицы была разграблена, после чего пришельцы беспрепятственно ушли восвояси.

«Повесть временных лет» датирует этот поход 866 годом. В ней сказано, что Аскольд и Дир на 200 судах подошли к Константинополю и разорили его окрестности. В этот момент император с войском были в военном походе. Узнав о беде, император спешно вернулся и тайком пробрался в город. Вместе с патриархом они, помолившись, вынесли из церкви священную для христиан реликвию — ризу Богородицы и окунули её полу в море. (Византийцы верили, что Богородица была небесной защитницей Константинополя.) Тут же поднялся шторм и погубил флот руссов-язычников, мало кто из них спасся и вернулся в Киев. Так написано в ПВЛ. Но, как доказали историки, в этом рассказе реальные события представлены в сильно искажённом виде.

Поход состоялся 860 г. Была вторая половина июня (возможно, 18 число). На исходе дня к Константинополю подошли порядка 200 кораблей, а то и больше. Они стремительно вошли в бухту Золотой Рог[5], после чего высадившиеся из них пришельцы начали разорение предместий столицы… Свирепые незнакомцы грабили дома, храмы, купеческие склады, убивали всех, кто не успел бежать, не щадили никого.

Жители предместий, кто успел, ушли в город, под защиту неприступных стен. Самим предместьям власти столицы ничем не могли помочь, ибо ещё в начале июня император Михаил III, взяв большое войско и даже часть столичного гарнизона, ушёл в Малую Азию воевать с арабами. Византийский флот также был задействован в боевых операциях против арабов и норманнов в Эгейском и Средиземном морях.

В Константинополе находился глава церкви — патриарх Фотий, который в своих проповедях убеждал сограждан, что свирепый «народ с севера» — кара Божья за грехи. Жителям Константинополя, а также тем, кто успел укрыться за его стенами, оставалось лишь молиться и просить Бога о милосердии.

Вскоре византийцам показалось, что Бог откликнулся на их мольбы: чужеземцы, забрав добычу, отплыли. Видно в их планы не входила осада хорошо укреплённого города и встреча с войском императора, которое могло вернуться.

Как мы видим, русы ушли из под Константинополя непобеждёнными, без потерь и с богатой добычей.

Как и когда возникло Древнерусское государство?

Информация, которую донесли до нас источники очень скупа. В «Повести временных лет» под 859 и 862 годами есть знаменитый рассказ о призвании варягов-руси.

859 год. «Варяги из заморья взимали дань с чуди [1], и со словен, и с мери [2], и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма».

862 год. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русь, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

 

Можно ли верить летописи?

Историки давно поняли, что в этом рассказе отражены реальные исторические события и люди, но много и вымысла.

Был ли Рюрик?

Имя Рюрик не вымышленное и имеет норманнское происхождение. Лингвисты считают, что так восточные славяне переиначили норманнское имя Рорик (Hroerekr; в переводе с древне-скандинавского языка, оно означает — «славный правитель»). То же касается имён Синеус и Трувор[3].

Был ли народ «Русь»?

Летописец считал, что «русь» — это этноним (название народа), такой же, как шведы или англы. Однако историкам не известен народ «русь». Такого народа никогда не было.

Но кого же тогда пригласили? Сегодня большинство лингвистов и историков не сомневаются, что словом «русь» восточные славяне называли варягов…

Мог ли Рюрик сесть в Новгороде?

Археологи установили, что Новгород возник лишь в начале X века. Во времена Рюрика города ещё не было! Летописец, живший в XI веке, этого не знал и поселил Рюрика там, где, по его мнению, он должен был обосноваться.

Где же сел Рюрик? Археологи обнаружили небольшое поселение норманнов, возникшее в середине IX века близ будущего Новгорода. Вероятно, оно было основано Рюриком и служило ему резиденцией.

Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ.

В IX веке северные племена, жившие на севере Восточной Европы (словене, кривичи, чудь, меря) платили дань варягам. Видимо, варяги позволили себе какую-то несправедливость и были изгнаны за Балтийское море, в Скандинавию.

Далее, как сообщает ПВЛ, между племенами начались усобицы. Историки считают, что такое вполне могло быть, ведь на севере Восточной Европы к тому времени жило не мало племён и было достаточно тесно. Последними (на рубеже VIII и IX веков) сюда пришли словене, что ещё более усилило тесноту и напряжённость между племенами. Это могло стать причиной приглашения князя со стороны, который бы решал спорные конфликты и поддерживал мир между племенами.

Другой причиной призвания князя, не упомянутой летописцем, могла стать внешняя угроза со стороны варягов. Ведь вряд ли можно предположить, что изгнанные варяги, или какие-либо другие, не захотели бы восстановить контроль над такими выгодными торговыми путями и данниками. Славяне и финно-угры понимали, что их ожидают жестокие набеги и грабежи. Конфликт славян с варягами не завершился изгнанием варягов и нуждался в урегулировании.

В этих условиях племена обращаются к одному из конунгов — Рорику (или к трём конунгам-братьям) с предложением: конунг со своей дружиной будет обеспечивать их безопасность от других варягов, а они будут давать ему дань, как своеобразную плату за услуги по охране.

Таким образом, между Рориком и племенами был заключён договор — «ряд». Он был выгоден обеим сторонам. Рорик получал данников, которых не надо было заставлять платить дань, которые давали дань добровольно. Славяне и финно-угры получали защитника, который брал с них дань по оговоренной мере.

Подобный взаимовыгодный союз и можно назвать государством. Рюрик и его дружина были группой людей, осуществлявших власть, защищавших население, а в замен получавших налоги (дань)[4].

ПВЛ сообщает, что после смерти своих братьев Рюрик рассадил по их городам, а также по другим городам (т. е. небольшим крепостям, возведённым специально в землях славянских и финно-угорских племён) своих наместников, которые правили от его имени и собирали для него дань.

Рюрик, согласно ПВЛ, умер в 879 году.

Его сменил Олег — второй князь Древней Руси. Но перед тем, как рассмотреть правление Олега, мы должны обратить внимание на другие важные события, связанные с именами Аскольда и Дира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.013 с.)