Правовой статус дворянства в 18 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус дворянства в 18 веке.



В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное или потомственное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;

один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Екатериной II также подтверждала свободу дворян от обязательной службы. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.

 

Правовой статус духовенства в 18веке.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма и представляло собой значительную политическую силу. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, кот.осуществлял суд над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. Позже он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.

 

Правовой статус городского населения в 18 в.

При Петре1 возросло кол-во городов,что вело к увеличению городского населения.Основу городского населения составляли «граждане»,кот.делились на регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане(РГ), в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами. Все лица работающие по найму и занимающиеся черной работой относились к нерегулярным гражданам.Права и обязанности гор.населения закреплялись в регламенте Главного магистрата. РГ имели право выбирать в органы местного самоуправления.Они могли заниматься ремеслом и торговлей,но должны были платить подати и выполнять повинности.При Екатерине2 гор.население было разделено на 6групп:1.настоящие гор.обыватели.2.купцы трех гильдий.3.ремесленники,записанные в цехах.4.иностранцы и иногородние гости.5.именитые граждане.6.остальные обыватели.Правовое положение гор.населения не было одинаковым.Гор.население по Жалованной грамоте получило право участвовать в выборах органов гор.управления

 

Органы власти в 18веке.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.006 с.)