Вопрос 9. Чем можно объяснить, что в Киевской Руси и европейских странах сложились диаметрально противоположные взаимоотношения светской и духовной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 9. Чем можно объяснить, что в Киевской Руси и европейских странах сложились диаметрально противоположные взаимоотношения светской и духовной власти.



 

Важным фактором, определявшим содержание и характер политической и правовой мысли Киевской Руси, был фактор культурный. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой.По степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы. Последние не имели такого распространения грамотности и письменности среди населения, какое было в Киевской Руси, такой совершенной по своему стилю и содержанию литературы, как литература Киевской Руси.

После крещения Руси Киевским князем Владимиром (988 г.) русские князья неизбежно становились в особое положение по отношению к христианской религии и церкви. В Киевской же Руси глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Именно поэтому церковные деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей: не остался ли кто из князей в язычестве, не уклонился ли от православия в католицизм ("латинство").

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. Православие было государственной религией, составляло идеологический скелет государственного организма.

На Руси христианская церковь, в отличие от церкви на Западе, выступала за усиление центральной государственной власти и всячески стремилась сохранить единство государственной организации. В условиях Киевской Руси православная христианская церковь могла существовать только как общерусская организация, опирающаяся на сильную центральную, единодержавную власть. Церковные деятели хорошо сознавали, что Киевскому князю Владимиру удалось укоренить в русских землях христианскую религию лишь благодаря тому, что он был единодержавным правителем. Лишь сильная единоличная центральная власть обеспечивала проведение в различных землях Руси единой религиозной политики, в которой нуждалась русская церковь.

Если в Западной Европе главными центрами культуры в средние века, особенно в эпоху раннего Средневековья, были монастыри, то на Руси столпом культуры выступала в первую очередь государственная власть, которая прививала христианство в русском обществе, возводила церкви, распространяла грамотность, организовывала школы, развивала книжную культуру. Становление монастырей как центров духовной культуры произошло на Русивомногом благодаря государству.

Государственная власть и христианская церковь в условиях Киевской Руси оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из них не ослабляло соответственно другого, как это было в Западной Европе, а усиливало. Государство не отделялось от церкви и церковь от государства, не разделяли их функций, как это делали западноевропейские идеологи, отводя государству светские дела, а церкви — религиозные. Именно поэтому проблема соотношения государства и церкви решалась в русском политическом сознании своеобразно — совсем не так, как в политической мысли Византии и Западной Европы.

 

 

Взаимоотношения церковных и светских властей составляют одну из важнейших интриг истории Западной Европы. Слабость централизованной светской власти после распада Римской империи привела к укреплению позиции римских пап и сделала их епархию наиболее стабильным экономическим и политическим образованием эпохи раннего Средневековья. И, если до начала 8 века власть папы ограничивалась лишь непосредственно римской церковной провинцией, то начавший оформляться к середине 8 века союз с Каролингами привел к образованию и расширению патримония св. Петра. Начатые в это же время церковные реформы закрепили авторитет папства в Западной Европе и привели к смене раннехристианского принципа коллегиального устройства церковных провинций иерархической системой, при которой папа обладал всей полнотой

 

власти. Однако уже в начале 9 века теократические притязания императоров привели к столкновениям римскими епископами, а упадок Каролингов стал причиной временного возвышения папства, которое, впрочем, быстро утратило реальную власть и оказалось под контролем итальянских магнатов и римской аристократии. Лишь к середине 11 века, при Льве IX, Рима достигло движение за обновление церкви, направленное, прежде всего, против браков среди клириков и симонии, тесно связанной со светской инвеститурой. Реформа позволила создать действенные механизмы осуществления папской власти на местах и ослабить зависимость церкви от светских властителей, а декрет о выборах папы 1059 года закрепил право избрания понтифика исключительно за кардиналами-епископами.

 

Вопрос 10. Какие категории населения существовали в Киевской Руси?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.004 с.)