III. О власти императора и его князей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. О власти императора и его князей



1. Император же этих Татар имеет изумительную власть над всеми 89. Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам же он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам. Сверх того, во всем том, что он предписывает во всякое время, во всяком месте, по отношению ли к войне, или к смерти, или к жизни, они повинуются без всякого противоречия. Точно так же, если он просит дочь девицу или сестру, они дают ему без всякого противоречия; мало того, каждый год или по прошествии нескольких лет он собирает девиц из всех пределов Татар и, если хочет удержать каких-нибудь себе, удерживает, а других дает своим людям, как ему кажется удобным. Каких бы, сколько бы и куда бы он ни отправлял послов, им должно давать без замедления подводы и содержание 90; откуда бы также ни приходили к нему данники или послы, равным образом им должно давать коней, колесницы и содержание. Но послы, приходящие из других стран терпят большую нужду как в содержании, так и в одежде, ибо издержки на них скудны и малы, а в особенности когда они прибывают к князьям и должны там иметь пребывание. Тогда на десять человек дается так мало, что на это едва могут прожить двое; также и при дворах князей и в путешествии дается им поесть только раз в день, и очень мало; точно так же если им причиняют какие-нибудь обиды, они отнюдь не легко могут жаловаться, поэтому им следует терпеливо сносить эти обиды.

II. Сверх того, как князья, так и другие лица, как знатные, так и незнатные, выпрашивают у них много подарков, а если они не получают, то низко ценят послов,-мало того, считают их как бы ни во что; а если послы отправлены великими людьми, то они не желают брать от них скромный подарок, а говорят: «Вы приходите от великого человека, а даете так мало?» Вследствие этого они не считают достойным брать, и если послы хотят хорошо обделать свои дела, то им следует давать больше. Поэтому и нам пришлось также раздать по нужде на подарки большую часть тех вещей, которые люди благочестивые дали нам для продовольствия. И следует также знать, что все настолько находится в руке императора, что никто не смеет сказать: «это мое или его», но все принадлежит [46] императору, то есть имущество, вьючный скот и люди, и по этому поводу недавно даже появился указ императора.

III. Ту же власть имеют во всем вожди над своими людьми, именно люди, то есть Татары и другие, распределены между вождями. Также и послам вождей, куда бы те их ни посылали, как подданные императора, так и все другие обязаны давать как подводы, так и продовольствие, а также без всякого противоречия людей для охраны лошадей и для услуг послам. Как вожди, так и другие обязаны давать императору для дохода кобыл, чтобы он получал от них молоко,.на год, на два или на три, как ему будет угодно; и подданные вождей обязаны делать то же самое своим господам, ибо среди них нет никого свободного. И, говоря кратко, император и вожди берут из их имущества все, что ни захотят и сколько хотят. Также и личностью их они располагают во всем, как им будет благоугодно.

IV. По смерти императора, как сказано было выше, вожди собрались и выбрали в императоры Оккодая, сына вышеназванного Чингис-кана. Он, устроив собранье князей, разделил войска Бату, который приходился ему во втором колене, он послал против земли Высокого Султана и против земли Бисерминов 91; ибо они были Саррацины, но говорили по-Комански. И когда он вошел в их землю, он сразился с ними и войною подчинил их себе. А один город, по имени Бархим 91, долго противился ему; именно они сделали большие рвы вокруг города и закрыли их, а когда те подходили к городу, то падали во рвы. Отсюда они не могли занять этого города, раньше чем заполнили те рвы. Люди же из некоего города, по имени Ианкинт 93 (Iankint), услышав это, вышли им навстречу и добровольно предались в их руки, отчего город их не был разрушен, но они убили многих из них, а других переселили и, произведя грабеж города, наполнили его другими людьми. Пошли они также против города, который именуется Орнас 94. Этот город был очень многолюдный, ибо там было очень много христиан, именно Хазар (Gazari) 95, Русских, Аланов 96 и других, а также Саррацинов. Саррацинам же принадлежала и власть над городом 97. А этот город был полон многими богатствами, ибо был расположен на некоей реке, которая течет через Ианкинт и страну Бисерминов и которая впадает в море, отсюда этот город служит как бы гаванью, и другие Саррацины имели в нем огромный рынок. И так как они не могли одолеть его иначе, то перекопали реку, которая текла через город, и потопили его с имуществом и людьми.

V. Совершив это, они вступили затем в землю Турков 98, которые суть язычники, победив ее, они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев 99, который был [47] столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве. Подвигаясь отсюда, они сражениями опустошили всю Руссию. Из Руссии же и из Комании вышеназванные вожди подвинулись вперед и сразились с Венграми и Поляками 100; из этих Татар многие были убиты в Польше и Венгрии; и, если бы Венгры не убежали, но мужественно воспротивились, Татары вышли бы из их пределов, так как Татары возымели такой страх, что все пытались сбежать. Но Бату, обнажив меч пред лицом их, воспротивился им, говоря: «Не бегите, так как если вы побежите, то никто не ускользнет, и если мы должны умереть, то лучше умрем все, так как сбудется то, что предсказал Чингис-кан, что мы должны быть убиты; и если теперь пришло время для этого, то лучше потерпим». И таким образом, они воодушевились, остались и разорили Венгрию.

VI. Возвратившись оттуда, они пришли в землю Мордванов 101, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Билеров, то есть великой Булгарии 102, [48] они и ее совершенно разорили. Подвинувшись отсюда еще на север, против Баскарт, то есть великой Венгрии 103, они победили и их. Выйдя отсюда, они пошли дальше к северу и прибыли к Паросситам 104, у которых, как нам говорили, небольшие желудки и маленький рот; они не едят мяса, а варят его. Сварив мясо, они ложатся на горшок и впитывают дым и этим только себя поддерживают; но если они что-нибудь едят, то очень мало. Подвинувшись оттуда, они пришли к Самогедам 105, а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платье их также сделаны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к некоей земле над Океаном, где нашли некиих чудовищ 106, которые, как нам говорили за верное, имели во всем человеческий облик, но концы ног у них были, как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо, как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, каксобака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили. Отсюда вернулись они в Команию, и до сих пор некоторые из них пребывают там.

VII. Хирподана же в то же время послал Оккодай-кан с войском на юг против Кергис 107, которых он победил на войне. Эти люди-язычники, они не имеют волос на бороде; обычай их таков: когда умирает чей-нибудь отец, то они от скорби вырезают на своем лице в знак печали как бы один ремень от одного уха до другого. Победив их, он пошел к югу против Арменов; но когда он переходил через пустыни, то они, как нам говорили за верное, нашли также некоторых чудовищ, имеющих человеческий облик 108, но у них была только одна полная рука, то есть как до локтя, так и после локтя, и то на середине груди, и одна нога, и двое стреляли из одного лука; они бегали так сильно, что лошади не могли их догнать, ибо они бегали, скача на одной ноге, а когда утомлялись от такой ходьбы, то ходили на руке и ноге, так сказать вертясь кругом, Исидор 109 называл их Циклопедами. А когда они утомлялись таким образом, они бежали по прежнему способу. Все же некоторых из них Татары убили, и, Как нам говорили Русские клирики при дворе, пребывающие вместе с вышеназванным императором, многие из них приходили в посольстве вестниками ко двору вышеуказанного императора, чтобы иметь возможность, заключить мир с ним. Двинувшись отсюда, они пришли в Армению, которую победили войною, а также часть Георгиании 110; и другая часть явилась по их приказу, и каждый год они платили им в качестве дани по сорок тысяч иперперов 111; это же они делают и доселе. Отсюда они подвинулись к земле солдана Урумского 112, который был довольно [49] велик и могуществен; с ним они также сразились и победили. И, воюя и побеждая, они прошли дальше до земли солдана Халапии 113 (Halapiae) и теперь также занимают эту землю, а сверх того, предполагают завоевать там другие земли, и впоследствии вплоть до ныне текущего дня они не возвращались в свою землю. То же войско пошло против земли калифа Балдахского 114 которую они также подчинили себе, и он им всякий день платит в качестве дани четыреста бизанциев 115 помимо балдакинов и других даров; и всякий год они отправляют послов за калифом, чтобы он явился к ним. Тот посылает вместе с данью великие дары, прося, чтобы они его извинили; сам же император принимает дары и тем не менее посылает за ним, чтобы тот явился.

Комментарии

36 Moнг.. «Gеке Моngоl», т. е. Великие Монголы. Так стали именовать себя монголы после объединения Чннгис-ханом монгольских племен и образования Монгольского государства. Рашид-ад-дин делит монгольские племена на два отдела (Рашид-ад-дин. Собрание летописей, т. I, кн. 1, стр. 152.): монголы-дарлекян (т. е. монголы вообще) и монголы-нирун (г. е. аристократические роды, происходящие от прародительницы Алан-Гоа, в том числе и род Чннгиг-хана). Повидимому, одно из делений Рашид-ад-дина coоответствует термину «йеке-Монгал». Этот термин несколько раз встречается в монгольской летописи 1240 г. «Сокровенное сказание».

37 Термин "Су-монгол", употребляемый Плано Карпини,в настоящее время, вряд ли может быть объяснен вполне удовлетворительно, так как его этимология не выяснена. Этот термин, записанный латинскими буквами, встречается только у Плане Карпини и Гильома Рубрука. что. несомненно, является доказательством его употребления в ХIII веке. Однако в монгольских источниках выражения «Су-монгол» не встречается, в китайских же анналах имеется термин «Су-татар». Нет его и у Рашид-ад-дина. Предположительно можно дать два варианта объяснения этого термина.
1) Название «Су-монгол» представляет собой тюркское слово «су» — вода, Присоединенное к племенному названию «монгол», что возможно перевести или «водяные монголы», как это и делает А. И. Малеин, или «монголы вод». Однако содержание данного термина остается невыясненным, так как неизвестно, что ето за «водяные монголы».
2) Название «Су-монгол» происходит от монгольского «su», что значит «обладающий счастьем — величием», или «августейший». Точного перевода слово «su» не имеет и разными авторами-монголоведами переводится по-разному, так как значение его не выяснено. Это выражение применяется обычно К хану или императору — например sutu Cingis — августейший Чингис. Возможно предположить, что выражение «Су-монгол» может значить "монголы, принадлежащие августейшему», т. е. монголы, покоренные Чингис-ханом. Плано Карпини употребляет это выражение по отношению к татарам, одному из монгольских племен, покоренных Чингис-ханом.

38 Средневековые западноевропейские историки часто употребляют для обозначения монголов термин "тартары", который они производят от «тартар» — ад, подземное царство. Такая подмена одного слова другим диктовалась, вероятно, тем ужасом, который был внушен Западной Европе монгольским вторжением в Юго-восточную Европу.

39 Меркиты—одно из крупных монгольских племен, обитавших в бассейне р. Селенги. Меркиты отличались воинственностью, что отмечено неоднократно в «Сокровенном сказании», где рассказывается о нападении меркитов на стойбище Чингис-хана (Сокровенное сказание, стр. 50, 55 и др). Рашид-ад-дин, приводит о меркитах следующие сведения: «Племя меркит. Их также называют племенем удуит, хотя некоторая часть монголов называет меркитов декритами, но смысл обоих названий один и тот же»(Рашид-ад-дин. Указ. соч., т. I, кн. 1, стр. 114). Основываясь на этом указании, быть может, надо считать, что Плано Карпини был введен в заблуждение и принял один народ за два различных..

40 «Страна Баргу, ныне Забайкалье, где жил народ мергиты, или мекриты» (В. В. Бартольд, стр. 92, прим. 3). (Прим. Л. И. Малеина.)

41 А. И. Малеин придерживается написания Хингис, так как эта форма более, точно Передает латинское Chingis, употребленное Плано Карпини. Нам не представляется необходимым сохранить это написание, и мы заменяем его, более понятным Чингис.
Чингис-хан (1155—1227). Знаменитый монгольский хан и полководец, организатор Монгольской империи. Собственное его имя было Тэмучин. Титул Чингис-хана Тэмучин получил в 1206 г., когда был провозглашен верховным ханом. До сих пор точно не установлено значение этого титула. Наиболее убедительным объяснением можно считать предложенное известным финским монголистом Рамстэдом, который считал, что этот титул имеет значение «Океан-хан», т. е. «Великий хан».

42 То есть «Черный Китай» в отличие от Китая в собственном смысле (т, е. Северного Китая). Кара-китаями назывался народ, повидимому, монгольского происхождения, обитавший в Южной Маньчжурии. В китайских летописях кара-китаи называются цидань. В XII в. кара-китаи были вытеснены из Маньчжурии чжурчженями и переселились на Запад в область теперешнего Чугучака. Затем кара-китаи подчинили тюрок-канглов и карлуков, захватили Восточный Туркестан и покорили Хорезм, основав государство, известное в истории под названием Кара-Китай (В. В. Бартольд. Очерки истории Семиречья, Фрунзе, 1943, стp. 32,33.).

43 Сообщение Плано Карпини о постройке Угэдэй-ханом города Омыл на север от пустыни заслуживает внимания, так как у кочевников-монголов во времена Монгольской империи было, повидимому, несколько городов, о которых известно до сих нор немногое. Омыл Плано Карпини можно локализован. на месте г. Имиль, находящегося несколько к западу от оз. Кизилбаш, южнее Чугучака. Этот город был построен кара-китаями около 1125 г. После завоевания Кара-Китая монголами Имиль был, повидимому, перестроен Угэдэея.

44 Воображение кочевников населяло пустыню фантастическими обитателями. н существование которых Плано Kapпини мог легко поверить, так как средневековые географы распространяли немало легенд о существовании людей с глазами в груди, с oдной ногой и т. д. В глухих углах Монголии и до наших дней бытовала легенда о людях, обитающих в пустыне, в песках так называемых Хун-Xopoxoй. Основой этой легенды служат рассказы о песчаном удаве. живущем среди песков. Одну из таких легенд, бытовавших в XIII в. и повторяет Плано Карпини.

45 Известно, что монголы во времена Чингис-хана начали употреблять для монгольского языка уйгурские буквы. Уйгурская письменность распроcтранилась среди монголов, невидимому, через найманов. Существует легенда о том что Тэмучином при разгроме найманов в 1204 г. был захвачен в плен одни уйгуp по имени Тата-Тунга, служивший у найманского Таян-хана. У пленника оказалась государственная печать найманов, что указывало на высший его ранг. Именно через этого уйгура, согласно легенде, сохранившейся в монгольской летописи «Алтан-тобчи», и была введена письменность для нужд нового государствa монголов. Наиболее древним образцом этой монгольской письменности на уйгурской основе является так называемый «Чингисов камень», надпись на котором датируется 1219 г.

46 То есть желтые уйгуры, подразделение племени уйгуров, жившее вблизи озера Куку-Нора в северном Тибете (Bretschnieder, В. I, S. 263; В. 2, S. 205). (Прим. Л. И. Малеина.)

47 Быть может, Плано Карпини имеет в виду монгольское племя «кара-нут, о котором Рашид-ал-дин сообщает, что оно отделилось от известного в иcтopи монголов племени «кунгират» (Pашид-ад-дин. Сборник летопиceй, т. 1, кн. 1, стр. 104).

48 Имеются в виду oйpaты, племя монгольскою происхождения, обитавшее первоначально в районе верховьев р. Енисей, согласно свидетельству Рашид ад-Дина (Paшид-ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 1, стр. 118).

49 Речь идет о Северном Китае, находившемся под властью династии Цзинь, чжурчженского происхождения. Чингис-хан в течение ряда лет вел войну с Цзинями; монгольские войска зашли глубоко в пределы Северного Kитая и в 1215 г. заняли столицу его Чжун-ду (нынешний Пекин). Взяв огромную добычу н множество пленных, Чингнс-хан ушел из Северного Китая, покорение которого было завершено Угэдей-ханом. Южный Китай находился и это время во власти китайской династии Сун, завоевание его монголами было осуществлено через 50 лет после смерти Чингис-хана.

50 Утубу, последний императоp из династии Цзинь, которого монголы называли почтенным прозвищем Aлтай-xaган (что является точным переводом китайского «Цзинь» — "золото" и значит "золотой xаган"), бежал в один из южных городов (Нань-Цзин), оставив защиту столицы Чжун-ду на одного из своих генералов. Moнголы осадили Чжун-ду (1215 г.), населениe которого перенеслo большие испытания. Недостаток съестных припасов был настолько велик, что «тамошнее населениe от чрезмерного голода ело человеческое мясо и умирало» (Pашид-ад-дин. Сборник летописей, т. I, кн. 2, стр. 174). B на месте Чжун-ду Хубилай выстроил свою новую столицу Дайду (Ханбалык, Марко Поло), татарский город современного Пекина.

51 Чингис-хан, уходя из Китая, оставил там своего наместника, старшего из своих девяти ближайших сподвижников (девять орлюков), Мухали-найона, дав ему титул Го-вана. Мухали был родом джалаир, умер в 1223 г. Го-ван титул китайского происхождения в значении «царь, король».

52 Имеется в виду Джочи, старший сыч Чингис-хана (1184(?)—1224), получивший в удел земли, находившиеся на запад от р. Иртыша, весь северный Хорезм, низовья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, степи Дешт-и-Кыпчак, т. е. земли до тех отдаленных пределов, куда ступали копыта монгольских коней. Ставка Джочи находилась в долине р. Иртыша. Так как Плано Карпини был в окружении тюрок, славян и монголов, то он слышал, как Джочи называли Tosi, Tusi, или Tossu-can, что представляет собой тюркскую форму имени Джочи.

53 То есть хан, широко распространенный титул тюркско-монгольского Происхождения. Первоначальная форма этого слова была, повидимому, хаан, хаган. Этот титул встречается в Орхонских памятниках, в китайских летописях в отношении государей кочевых народов. В патриархально-общинном строе этот титул носили племенные вожди; по всей вероятности, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon»—«кровь». Впоследствии титул хаган стал употребляться и значении император, а титул хан стал обозначать государя местного (ограниченного) значения.

54 Завоевание кыпчаков (команов) завершил сын Джочу, Бату.

55 Повидимому, Плано Карпини имеет в виду поход против султана Джелал-уд-дина, бежавшего под натиском монголов к берегам Индa, где он и был окончательно разбит. В этом походе принимал активное участие младший сын Чингис-хана, Тулуй, сопровождавший отца, а также третий его сын, Угэдэй.

56 Вероятно, страны по западному берегу Инда.

57 Легенда О могущественном пресвитере Иоанне, возглавлявшем некое христианское.государство в Центральной Азии. была широко распространена в Средневековой историко-географической литературе. Исслеованию вопроса о том,кто такой был легендарный прсвитер Иоанн (или поп Иван, Парь Иван), посвящено довольно много различных работ. В. В. Бартольд считает, что в основу легенды было положено известие о кереитском хане, носившем титул Ван-хан, в монгольском произношении Онг-хан, что в какой то мере напоминает имя Иоанн. Кроме того, известно, что среди кереитов было рапространено несторианство (В. Бартольд. Примечания к «Путешествию Марко Поло», СПб., Изд. Геогр. о-ва, стр. 82. прим. 2).

58 Кереиты—одно из монгольских племен, образовавших одно из раннефеодальных государств в Монголии. Монгольское происхождение кереитов некоторыми исследователями подвергается сомнению. Плано Карпини передает слышанный им рассказ, в котором можно видеть отражение каких-то смутных представлений, существовавших среди монголов легенд о мифических амазонках. О том, что к монголам проник миф об амазонках, имеются некоторые данные в монгольских летописях (см. летописи «Шара-Туджи» (Желтая история), «Гангаин урусхал» — (Истоки Ганга) и др.

59 Также одна из средневековых легенд, проникшая к монголам.

60 То есть Тибет. Сведения Плано Карпини о завоевании Чингис-ханом Тибета не подтверждаются другими источниками. В 1223 г. Чингис-хан, находясь на берегах р. Инда, предположил было вернуться в Монголию через Индию и Тибет, но затем переменил свое намерение вследствие трудностей перехода через высокие горы и малодоступные горные цепи Тибета. Этот отказ Чингис-хана впоследствии послужил к созданию любопытной легенды о том, что причиной перемены решения Чингис-хана была встреча его с неким мифическим зверем, преклонившим перед ним колена, предостерегшим его против завоевания Священных стран Индии и Тибета. Легенда эта — позднейшего ламского происхождения, создана, вероятно, после XVI в., когда происходило распространение и укрепление ламаизма в Монголии. Целью легенды является стремление лам доказать связь буддийской церкви еще со времен Чингис-хана

61 То-есть черкесы на Кавказе, покоренные монголами в 1227 г; киргизы же были побеждены уже в 1207 г. (Прим. Л. И. Малеина.)

62 В данном случае Плано Карпини повторяет одну из средневековых легенд, связывая ее с походом монголов через Кавказские горы. Легенда же относится к походу Александра Македонского на восток. О широком распространении этой легенды свидетельствует и рассказ Плиния (Естеств. история, кн. VII, § 23), а также рассказ автора «Повести временных лет». Последний ссылается при этом на византийский источник (сочинения Мефодия Патраского).(См. Повесть временных лет, т. 1, стр. 369). Суть легенды в следующем: во время своего похода в восточные страны Александр Македонский встретил люден нечистых из племени иафетов и загнал их в горы, которые сомкнулись, оставив лишь узкий проход, который был тут же закрыт железными или медными порогами. В этой легенде можно видеть попыткy войск Александра Македонского пройти через Кавказский хребет, через проход Дербент, что значит «железные ворота».

63 Одно из интepесныx поверий, бытующих в Азии, о том, что солнце при заходе и восходе производит ужасающий шум. Кроме упоминания Плано Карпини oб этом поверье, имеется также рисунок с подписью в одной китайской книге XV в. На рисунке изображено солнце, садящееся под аккомпанемент гонга, рогов и барабанов. В надписи сказано: «Вечером, когда солнце садится, появляется шум, подобный грому. Государь всегда собирает тысячу людей на городской стене, которые дуют в рога, ударяют в гонг, бьют в барабаны, чтобы заглушить звуки солнца. Иначе маленькие дети умрут от страха». Оказывается, это поверье основано на редком и интересном феномене, наблюдающемся и пустыне и носящем название «поющие пески». Этот феномен заключается в том, что после захода солнца в жаркие летние дни в песках при охлаждении происходит движение, порождающее некоторый шум. Подобное редкое явление было заpегистрированo в 1931 г. и послужило причиной небольшого научного спора между двумя английскими исследователями Азии: Л. Штейном и лордом Керзоном.

64 То есть так называемую Ясу, представляющую собой кодекс законов и распоряжений, приписываемых Чингис-хану. Датой составления Ясы Рашид ад-Дин и Джувейни считают курилтай 1206 г. Впоследствии к нeй могли быть прибавлены новые статьи и законы в связи с превращением государства монголов в Монгольскую империю. Повидимому, Яса сущетвовала в письменном виде, так как Джувейни утверждает, что текст Ясы хранился и ханской сокровищницe. IIoлный текст Ясы не дошел до нас, сохранилась лишь небольшая часть в летописи египетского историка Макризи (1364-1442), использовавшего копию Ясы, хранившуюся в библиотеке Багдада. Об Ясе упоминают почти все персидские историки; краткие сведения о ней имеются у армянских историков Магакия и Вардана. Сведения о законах, приводимые IIланo Карпипи в параграфе XI главы V, несомненно, также относятся к Ясе. Законы Ясы были чрезвычайно суровы, и за неисполнение их, за малейшее нарушение правил виновнику часто грозила смертная казнь. Яса узаконила закрепощение монголов. Согласно Ясе в мирное время все. кочевники должны были нести различные повинности в пользу хана и найонов. В. Л. Рязановский, исследовавший материалы, приводимые в летописи Макризи. пришел к выводу, что Яса представляет собой кодификацию обычного права монголов. Г. В. Вернадский, изучив основательно все сохранившиеся у разных авторов oтрывки Ясы, считает, что Чингис-хан хотел создать новую, по отношению к обычному праву, систему законов, в которых видна императорская концепция государства.

65 То есть Гуюк-хан (1205—1248), старший сын Угэдэй-хана, наследовавший престол Великого хана. Был избран ханом на курилтае 1246 г., ценное описание которого находится у Плано Карпипи. Возведение на престол Гуюка. Произошло после шестилетнего междуцарствия, во время которого регентшей оставалась вдова Угэдэя, Туракина, властная женщина, которая была, судя по имени, тюркского происхождения. Избрание Гуюка не было единодушным. В частности, оказал противодействие Бату, который не признал нового великого хана и не принес ему присяги. Гуюк, став великим ханом, выступил даже в поход против Бату, но по дороге умер в 1248 г. в Биш-Балыке.

66 Чингис-хан организовал свое государство на военно-административный лад. Все население Монголии было разделено на два крыла: правое и левое. Каждое крыло было разбито на «тьмы», «тьма» состояла из 10000 человек, во главе ее находился темник, во главе каждиой тысячи стоял тысячник, во главе сотни—сотник, и т. д. Во главе крупных делении (тьмы и тысячи) находились представители кочевой аристократии и члены Золотого рода (т. е. рода Чингиса). Всего Чингис образовал 95 отрядов по тысяче человек.

67 Это сообщение Плано Карпини отражает, вероятно, какие-то легенды об обстоятельствах смерти Чингис-хана и не подтверждается другими источниками. Чингис-хан умер 28 августа 1277 г. во время похода иа Тангутов "от приключившейся с ним болезни" (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 258).

68 У Чингис-хана было четыре сына от старшей жены Бортегельджин-хатун: Джочи (1185(4?)—1224), Угэдэй (1186—1241), Чагатай (1190(?)-1242(?) и Тулуй (1192—1232). Кроме того, у него был еще сын Кулкан от Хулан-хатун, второй жены, который был убит во время похода на русские княжества при осаде одного из городов. "Эти-четыре сына Чингис-хана,—сообщает Рашид-ад-дин,—были умны, исполнены достоинств и совершенны, отважны и могущественны, пенимы отцом, войском и народом. Государству Чингис-хана они служили как четыре основных столпа. Каждому из них он уготовил государство и их называл четырьмя «кулуками», а "кулуками" называют тех из людей, коней и прочих, которые выделяются, превосходят других и стоят впереди» (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 69—70). Кулуг — герой, богатырь; по отношению к лошади — отборный конь.

69 Русское искажение имени Chagatai. По свидетельству персидских историков, его владения простирались от страны Уйгуров до Аму-Дарьи. (Прим. А.И. Малеина.)

70 Четвертым сыном Чингис-хана был Тулуй, который согласно древнемонгольскому обычаю как младший сын являлся хранителем домашнего очага и носил почетное прозвище «отчигин», т. е. «князь огня», а также титулы «иеке нойон» (великий господин) и «едзен» (владыка)(Б. Я. Владимирцов. Общественный строй, стр. 54) Младший сын, по обычно, всегда находился при отце и наследовал его основное имущество ("юрт"). Потому Тулуй, помимо удела, полученного при жизни Чингис-хана, должен был получить еще основной удел — улус хана-отца и войска, составлявшие егo собственность. Именно поэтому Тулуй после смерти Чингис-хана наследовал почти все его войска — сто одну тысячу из 129 тысяч (Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, стр. 266.). Тулуй пользовался большим уважением и влиянием и после своей смерти стал предметом особого Культа, как родоначальник царевичей и ханов Юаньской династии. Во Внутренней Монголии до сих пор сохранился старинный храм, который считается усыпальницей Тулуя. Об обстоятельствах смерти Тулуя в «Сокровенном сказании» приведен, повидимому, легендарный рассказ о том, что Тулуй скончался, выпив лекарство для больного Угэдэя.

71 Угедэй имел семерых сыновей — Гуюк-хана (1205—1218), Годана (Коктен у Плано Kapпини), Кучука, Харачара, Хаши, Хадана и Мелика.

72 У Джочи было семь сыновей. Старшин был Орду-Ичен, вторым сыном был Бату (ум. 1256 г.) основатель ханства «Золотая орла», третьим — Беркэ (Беркaй русских летописей), сменивший Бату на ханским троне «Золотой орды» (1256-1266), четвертым — Бэркэчэр, пятым — Шибан, шестым — Танкут, седьмым Бо'ал, отец известного в русских летописях Ногая.

73 Сыновьями Чагатая были Мотукан (или Моатуган), погибший при осаде Башьяна, Байдар и Ийесу-Мункэ. Бурин же был внуком Чагатая, а Кадан, или Годан, его племянником.

74 Подразумевается Тулуй, который имел девять сыновей, в том числе двух, ставших великими ханами — Мункэ и Хубилая, Хулагу, основавшего и Персии династию иль-ханов, и Ариг-Буку, соперничавшего с Хубилаем.

75 То есть Мункэ-хан (1251—1259), старший сын Тулуя, ставший четвертым великим ханом (1251-1259), престол которого получил в условиях феодальной борьбы, при помощи своего двоюродного брата, могущественного Бату. Плано Карпини употребляет тюркскую форму имени Мункэ-- Мэнгу.

76 Имя вдовы Тулуя пишется авторами того времени по-разному. В «Сокровенному сказании» она названа Сорхахтани-бэги, в Юань ши — Соргоктэни, грузинский историк Стефан Орбелиани называет ее Сурахтамбек, Джувейни-Сорхийатай-беки, или Беки-Сорхихитай, Рашид-ад-дин — Соркуктани-беги и т. д. Правильное написание этого имени Соргахтани-беки было восстановлено П. Пелльо (P. Pеlliоt. Le vrai nom le Seroctan. T'oung Pао, vol. 29, 1932), проанализировавшим его и установившим, что оно состоит из трех частей: «соргах», «тани» и «беки». Соргах — родимое пятно, тани-- архаическая форма суффикса женского роля, беки — женский титул в значении «княгиня». Соргахтани-беки была кереиткои, дочерью Джахагамбу, младшего брата кереитского Онг-хана (Вaн-xaн), после покорении которого была отданa Чингисханом в жены младшему его сыну Тулую. Пользовалась большим уважением и влиянием среди монгольских царевичей. Рашид-ад-днн сообщает, что «она была раковиной четырех крупных жемчужин чистой воды, матерью четырех славным сыновей» (сборник летописей, т. I, кн. 2, стр. 72), т. с. Мункэ-хана, Ариг-Буки, Хулагу и Хубилая. Соргахтаин-беки была христианской-несторианской, умерла в 1252 г.

77 Восточные историки называют его Bujek, Buygek, или Buchek, китайского-Pocho. (Прим. Л. П. Малеина.) Буджек — был сыном Тулуя.

78 Орду-Ичен, старший сын Джочи, принимавший участие в походах на русские княжества, на Польша и Венгрию. Основатель «Белой Орды».

79 Пятый сын Джочи, участник походов 1235-1236 гг. на русские княжества, Польшу и Венгрию. В результате анализа всех вариантов имени Шибана, которые имеются у разных восточных авторов, П. Пелльо высказал предложение, что это имя христианского происхождения представляет собoй монгольскую модификацию имени «Степан».

80 Вероятно, Кури, внук Чагатая, участник походов 1235-1236 гг. на русские княжества и в юго-западную Европу.

81 Charmagun. воевавший в Юго-Западной Азии в 1229—1231 гг.. умер в 1211 г. (Прим. Л. II. Малеина.) Чормагун, крупный монгольский военачальник. принимал активисте участие в походах Чингис-хана Cреднюю Азию,. покоpитель Грузии, Армении и 1232—1233 гг., где был затем наместником. неоднократно упоминается в «Сокровенном сказании».

82 См. прим. 74.

83 Ширемун, сын Гуюк-хана от старшей его жены Огул-Гаймиш. Относительно имени Ширемун Пелльо высказывает предположение о том, что оно является тюркской и монгольской модификацией христианского имени Шлемун, или Соломон, и было распространено у монголов-несториан.

84 Хубилай (1216—1294), внук Чингис-хана, знаменитым пятый и последний великий хан, при котором Монгольская империя фактически распалась. После смерти Мункэ-хана Хубилай захватил престол, на который претендовал также его брат Ариг-Бука. Не дожидаясь созыва курилтая, Хубилай добился, чтобы его провозгласили ханом; он собрал своих приверженцев в 1260 г. В отстроенном им г. Кай-пине. При Хубилае была закончена борьба и династией Сун и покорен весь Южный Китай, чем было завершенозавоевание всего Китая, начатое Чингис-ханом. Хубилай выстроил новую столицу (почти на территории Чжунду — столицы Цзиньской династии), получившую название Дайду, т. е. главная столица, впоследствии переименованную в Пекин. С именем Хубилая связано много различных изменений, происшедших в жизни монголов. Он основал в Китае монгольскую династию Юань, правившую около ста лет (до 1368 г.). Подробное описание Юаньской империи во время Хубилая имеется у Марко Поло. Китайская хроника Юань-ши посвящена истории династии Юань и содержит богатый материал по истории монголов.

85 Sobodal, Subutai или Subudai, один из величайших монгольских вождей.-воин, так переводит Карпини слово Bahadur. (Прим. Л. И. Малеина) Субэдей-бахатур — один из наиболее талантливых полководцев Чингисхана. Возглавлявший поход против кыпчаков, разбивший русские и половецкие отряды на р. Калке. Происходил из род;) Урянхат, был ближайшим сподвижником Чингиса в числе девяти Орлюков. Чнигис так характеризовал наиболее близких ему сподвижников, в том числе к Субэдей-бахатура: «Хубилай, да Джемел, Чжебе и Субэдей словно четыре свирепых пса у меня; куда бы я ни послал вас, вы крепкие камни разбивали в куски, скалы ниспровергали; глубокую воду останавливали; потому что в битвах я велел вам быть впереди» (Сокровенное сказание, стр. 119). Субэдей носил.титул «bahatur», или «bagatur», что значит «богатырь».

86 В русских летописях Беркай и Бирка, особенно угнетавший русских, так что в наших летописях отмечается, что по смерти этого хана «бысть ослоба Русской земле». (Прим. А. И. Малеина.) Бэркэ, сын Джочи и брат Бату, после смерти которого был его преемником в «Золотой орде» под именем Бэркэ-хана (1256—1266). Уделял много внимания развитию торговли и ремесленной промышленности. Выстроил вторую столицу Золотой орды, известную под его именем как «Сарай-Бэркэ». В исторической литературе этот город часто именуется Новым Сараем. Его развалины находятся недалеко от Сталинграда; он был расположен на рукаве Волги Ахтубе, где в настоящее время стоит город Ленинск. Бэркэ-хан, повидимому из политических соображений, принял Ислам. Собственное имя Бэркэ по-монгольски значит «трудный, затруднительный», По-тюркски, согласно утверждению В. Минорского, значит "заложник"..

87 Варианты: Montij, Моnсу. Это Maychi, второй сын Хыаадая. (Прим. А. И. Малеина.) У Чагатая был сын Мотукан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.043 с.)