Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Беларуси в ХIV-ХVІ ст.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 14 - 16 вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений. Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность СымонаБудного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет». Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры. Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине 16 в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине 16 в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца 16 в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны. В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С 15 в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Таким образом, 14–16 вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. 27.Основные концепции происхождения беларуской народности и названия "Белая Русь". Процесс формирования белорусского этноса был длителен и многогранен. Нет единого взгляда на время появления белорусского этноса. Одни считают, что формирование белорусской народности началось в VII-VIII вв. и завершилось в XIII в. (Штыхов, Ермолович). В.В. Седов относит время появления белорусов к XIII-XIV вв. Есть и другие точки зрения. Не все концепции, объясняющие происхождение белорусов носят научный характер, в их появлении видны политические причины. Так, еще в XIX в. появились польская и великорусская концепции, которые объявляли белорусов либо частью польского этноса, либо – русского, а белорусский язык либо диалектом польского, либо русского. Согласно финноязычной концепции (опирается на тот факт, что наиболее древний пласт гидронимики Беларуси финского происхождения, например Двина), белорусы произошли от смешения славян и финнов. Но, финноязычное население на рубеже 3-2 тыс. до н.э. было ассимилировано балтами, а не славянами. Основным разработчиком балтской концепции является В.В. Седов (балты: ливы, пруси, ятвяги, жмудь и др.). Балтские племена смешались со славянами, которые стали осваивать территорию нашей страны с середины V в. Доказательством является род факторов духовной и материальной культуры (название рек – Сож, Реста, Ареса и твердый звук «р», культ ужа). Другие исследователи подчеркивают, что эти факторы проявляются и у других народов. Основной вопрос здесь – это вопрос о времени ассимиляции балтов, завершилась она до XIII в. или нет. Следующая концепция кривичско-радимичско-дреговичская, она утверждает, что от смешения названий славянских племен и произошли беларусы. Камень противоречий – тот же, что и для балтской концепции – разрыв между временем исчезновения этих времен и более позднее появление белорусского этноса. В 50-е годы XX в. появилась древнерусская концепция (Токарев). Согласно ей появившееся в IX веке государство – Киевская Русь привело к становлению единого этнического сообщества – древнерусская народность. В результате распада в XIII в. этого государства и появились три народа – белорусы, украинцы, русские. Но не все историки (Штихов, Ермолович, Ткачев) считают доказанным факт существования древнерусской народности. Они подчеркивают, что не сложились устойчивые экономические связи между отдельными землями, следовательно не могла образоваться народность. В начале 90-х гг. XX в. создана концепция образования белорусов Академии Наук РБ (Пилипенко М.Ф.). Согласно данной концепции интенсификация этнических процессов восточнославянского населения (в подвинье, поднепровье, поприпятье) с балтским, польским, тюрским приведут к формированию новой народности и новой культуры, старобелорусского языка. Термин «Белая Русь» более древний, чем его употребление на наших землях. Во II-IV вв. под этим названием могли значиться земли Владимиро-Суздальской или Киевской Руси. Но на польской карте XVI в. под Белой Русью обозначены наши земли. Происхождение этого слова трактуют по разному. В XIX в. М. Любавский подчеркивал синонимность понятия белый как цвет и свободный, т.е. свободный от монголо-татар. Я. Юхо связывает «Белая Русь» – с более ранним принятием христианства в отличие от Гродненщины – «Черная Русь». В XVI-XVIII в. термин «Белая Русь» вытесняет термин «Литва», литвины и закрепляется за данной территорией и народом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.007 с.) |