Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Беларуси в ХIV-ХVІ ст.

Поиск

В 14 - 16 вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность СымонаБудного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине 16 в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине 16 в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца 16 в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С 15 в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, 14–16 вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.

27.Основные концепции происхождения беларуской народности и названия "Белая Русь".

Процесс формирования белорусского этноса был длителен и многогранен. Нет единого взгляда на время появления белорусского этноса. Одни считают, что формирование белорусской народности началось в VII-VIII вв. и завершилось в XIII в. (Штыхов, Ермолович). В.В. Седов относит время появления белорусов к XIII-XIV вв. Есть и другие точки зрения. Не все концепции, объясняющие происхождение белорусов носят научный характер, в их появлении видны политические причины. Так, еще в XIX в. появились польская и великорусская концепции, которые объявляли белорусов либо частью польского этноса, либо – русского, а белорусский язык либо диалектом польского, либо русского. Согласно финноязычной концепции (опирается на тот факт, что наиболее древний пласт гидронимики Беларуси финского происхождения, например Двина), белорусы произошли от смешения славян и финнов. Но, финноязычное население на рубеже 3-2 тыс. до н.э. было ассимилировано балтами, а не славянами. Основным разработчиком балтской концепции является В.В. Седов (балты: ливы, пруси, ятвяги, жмудь и др.). Балтские племена смешались со славянами, которые стали осваивать территорию нашей страны с середины V в. Доказательством является род факторов духовной и материальной культуры (название рек – Сож, Реста, Ареса и твердый звук «р», культ ужа). Другие исследователи подчеркивают, что эти факторы проявляются и у других народов. Основной вопрос здесь – это вопрос о времени ассимиляции балтов, завершилась она до XIII в. или нет. Следующая концепция кривичско-радимичско-дреговичская, она утверждает, что от смешения названий славянских племен и произошли беларусы. Камень противоречий – тот же, что и для балтской концепции – разрыв между временем исчезновения этих времен и более позднее появление белорусского этноса. В 50-е годы XX в. появилась древнерусская концепция (Токарев). Согласно ей появившееся в IX веке государство – Киевская Русь привело к становлению единого этнического сообщества – древнерусская народность. В результате распада в XIII в. этого государства и появились три народа – белорусы, украинцы, русские. Но не все историки (Штихов, Ермолович, Ткачев) считают доказанным факт существования древнерусской народности. Они подчеркивают, что не сложились устойчивые экономические связи между отдельными землями, следовательно не могла образоваться народность. В начале 90-х гг. XX в. создана концепция образования белорусов Академии Наук РБ (Пилипенко М.Ф.). Согласно данной концепции интенсификация этнических процессов восточнославянского населения (в подвинье, поднепровье, поприпятье) с балтским, польским, тюрским приведут к формированию новой народности и новой культуры, старобелорусского языка. Термин «Белая Русь» более древний, чем его употребление на наших землях. Во II-IV вв. под этим названием могли значиться земли Владимиро-Суздальской или Киевской Руси. Но на польской карте XVI в. под Белой Русью обозначены наши земли. Происхождение этого слова трактуют по разному. В XIX в. М. Любавский подчеркивал синонимность понятия белый как цвет и свободный, т.е. свободный от монголо-татар. Я. Юхо связывает «Белая Русь» – с более ранним принятием христианства в отличие от Гродненщины – «Черная Русь». В XVI-XVIII в. термин «Белая Русь» вытесняет термин «Литва», литвины и закрепляется за данной территорией и народом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.007 с.)