Источник: интернет-газета «grani. Ru» дата: 05. 04. 2001 заголовок: низший запретаж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: интернет-газета «grani. Ru» дата: 05. 04. 2001 заголовок: низший запретаж.



 

4 апреля скандально известный роман о жизни наркоманов под названием «Низший пилотаж», опубликованный в издательстве Ad Marginem, был изъят из продажи в крупнейшем московском книжном магазине «Библио-Глобус». СМИ сообщают, что автор Баян Ширянов (писатель Кирилл Воробьев) и руководители книжного магазина в лице коммерческого директора торгового дома «Библио-Глобус» Ларисы Романовой решили изъять книгу по просьбе возмущенных покупателей, которые якобы пригрозили скандалом в прессе и жалобами в МВД.

 

Вероятно, за этим событием последуют новые изъятия в других московских (и не только) магазинах.

 

Скандал этот можно было предсказать задолго до публикации «Низшего пилотажа» на бумаге. Роман этот успел уже стать одним из самых скандальных событий за всю историю русскоязычного Интернета. Сервер Вадима Гущина «Русская Маргинальная Культура», где впервые опубликовали «Низший пилотаж», был закрыт провайдером из цензурных соображений; среди организаторов первого в истории рунета литературного конкурса «Арт-Тенета» произошел раскол, когда писатель Александр Житинский потребовал отстранить «Низший пилотаж» от участия в конкурсе. В конце концов «Низший пилотаж», вопреки прогнозам недоброжелателей, занял первое место в номинации «Повести и романы» и был напечатан все тем же Александром Житинским в издательстве «Геликон» ничтожным тиражом (около сотни экземпляров).

 

Несколько лет спустя московский издатель Александр Иванов рискнул представить наркотическую сагу Баяна Ширянова широкой читательской аудитории. Но на пути «Низшего пилотажа» к массовому читателю встал заградительный отряд книготорговцев.

 

ИСТОЧНИК: КОММЕРСАНТЪ (МОСКВА) ДАТА: 05.04.2001 ЗАГОЛОВОК: ВЕДОМОСТИ.(не полностью) «Низший пилотаж» не вышел из штопора

 

«Низший пилотаж» Баяна Ширянова, недавно выпущенный издательством Ad Marginern, был изъят из продажи в московском книжном магазине «Библио-Глобус». Руководство магазина заявило, что решилось на такой шаг из-за жалоб читателей, возмущенных содержанием романа. Дело в том, что Кирилл Воробьев, скрывающийся за «говорящей» фамилией Ширянов, подробно описывает на страницах «Низшего пилотажа» жизнь наркомана, причем не только тяготы этой жизни. Еще до книжной публикации роман был доступен в Интернете, где успел приобрести репутацию тягомотного чтива.В книжном варианте «Пилотаж» дополнен «критической» главой «Улица Мертвых наркоманов» и послесловием о вреде наркотиков. Как заявил директор пресс-службы Ad Marginern Михаил Котомин, публикация романа была официально разрешена, а в «Библио-Глобусе» и так полно «всякого трэша и порнографии». В Интернете, откуда «Пилотаж» родом, уже высказывается поддержка как автору и издательству, так и магазину (мол, давно пора посадить и Ширянова, и Пелевина с Тарантино в придачу). Ася Лаврецкая

 

ИСТОЧНИК: СЕГОДНЯ (МОСКВА) ДАТА: 02.04.2001 ЗАГОЛОВОК: НЕ КАЙЛОМ, ТАК ШПРИЦЕМ.(не полностью)

 

Баян Ширянов. «Низший пилотаж». Ad Marginem, 2001. Этому более чем заурядному сочинению можно было бы и не уделять ровным счетом никакого внимания, однако назойливая шумиха, возникшая вокруг его первопубликации в Интернете, а также факт «бумажного» выхода в достойном издательстве заставляют рассмотреть вымышленного псевдоболгарского писателя Ширянова поближе.

«Низший пилотаж» – типичный соцреалистический производственный роман, только про наркоманов. Вместо трудовых будней у них каждодневное «укололся и пошел», а вместо шарикоподшипников – собственно «баяны», то бишь шприцы. Преобладающие в тексте настроения – агрессия и стахановская настойчивость, переходящие в натуральную детскую непосредственность. При чтении этого вроде бы нарочито «бунтарского» наркоромана вспоминается никак не Томас де Куинси с его «Исповедью англичанина. курившего опиум» и даже не взбалмошные герои Уильяма Берроуза, а скорее хулиган Мишка Квакин («Тимур и его команда»), а еще дети из сказки «Праздник непослушания», оставшиеся без родителей и обожравшиеся сластей.

Добавим к этому, что язык «Пилотажа», высоко оцененный неумеренно восторженными критиками, заунывен, как шум станка на школьных уроках труда – фразы типа «готовую мульку переливали в термостойкую стакашку и, если было время и настроение, упаривали на той же магнитной мешалке раза в два, а то и в три» веселят, только будучи даны в ограниченном количестве.

Выводов два. Во-первых, наркомания есть не что иное, как крайняя форма мещанства, и употребление зелья этого рода свидетельствует об обывательской серости им увлеченного куда больше, чем фотообои на стенах и пресловутая герань на окне. Пошлость же всегда располагает революционным авангардом – в данном случае мечтательными наркоманами. Во-вторых, русский быт, пусть и самый неказистый, никак не настраивает автора на воспевание наркотиков. Колющиеся ширяновы в России – несчастные дети, а «культовый» писатель заведомо предпочитает «поцелуй тети Клавы». Ее, родимую, и будем кушать.

 

ДМИТРИЙ ОЛЬШАНСКИЙ

 

ИСТОЧНИК: КОММЕРСАНТЪ (МОСКВА) ДАТА: 28.03.2001 ЗАГОЛОВОК: КНИГИ ЗА НЕДЕЛЮ.(не полностью)

 

На смену вечной теме пьянства, которая могла похвастаться диапазоном от фольклорной сатиры до Венички Ерофеева, пришла тема наркомании. Тут у нас и помимо западных Берроуза и Уэлша есть свои давние традиции: «Морфий» Булгакова и «Роман с кокаином» Агеева. Теперь эту тему вынуждены осмысливать и «ширяющиеся». и «чистые». Еще одному произведению «про это» сознательно создавался максимально маргинальный образ: и называется-то оно «Низший пилотаж», и описывает тяжелые наркоманские будни вконец опустившегося человека, и, никому не нужное, висело в Интернете уже несколько лет, и автор выдуманный, да и тот, согласно старательно распускаемым слухам, уже умер (речь идет о «Баяне Ширянове», реальный автор, Кирилл Воробьев жив-здоров). Вполне возможно, что все это вместе должно было заставить читателя задуматься: может, и не о наркотиках вовсе речь, а о вечном? Или даже испытать катарсис, что называется, от противного. Противного уже хоть отбавляй. В общем, одно из двух: либо возвращение «Пилотажа» – знак и наркотическая картина мира станет тотальной, либо победит послесловие врача- нарколога, которым снабдил свое издание «Ad Marginern» (и сам автор дополнил старый текст «правильной» главой «Улица мертвых наркоманов»). Ведь и «Москва – Петушки» впервые были опубликованы в СССР в журнале «Трезвость и культура», ЛИЗА НОВИКОВА

 

ИСТОЧНИК: АФИША (МОСКВА) ДАТА: 19.03.2001 ЗАГОЛОВОК: КНИГИ СО ЛЬВОМ ДАНИЛКИЫМ.

 

Баян Ширянов «Низший пилотаж» Низший пилотаж» – скандальная, как «ГУЛАГ» и «Лолита», публикация; «правдивый» роман о «винтовых» наркоманах. За музыкально-медицинским псевдонимом скрывается некто Кирилл Воробьев: бывший потребитель «винта», а ныне трэш- литератор и Интернет-деятель. Основная проблема читателя – не думать о белой обезьяне, забыть, что это роман о наркотиках, не воспринимать этот текст как документальный. Наркоманская словесность обычно еще безобразнее, чем медицинские брошюры о вреде наркомании. В «Пилотаже» интересен поворот винта в генриджеймсовском смысле – как сдвиг, оригинальный текстовый ход.

Вообразите себе помоечную коробку, набитую использованными шприцами, гнутыми иглами, грязными пузырьками с марганцовкой, окровавленной ватой, подтяжками (все в сперме), использующимися как жгуты, – таков «Низший пилотаж», не слишком прихотливая композиция из наркоманских баек, перегороженная в нескольких местах наркоманскими же «телегами». Умелый и терпеливый читатель, однако, в состоянии «сварить» из этого жутко фактурного текста хороший «винт» – текст, от которого можно получить удовольствие; из каждой главы – по два-три кубика чистейшей литературы, романных флюидов. «Пилотаж» состоит из нескольких дискурсов-реактивов. Самый грязный, исходный материал – омерзительный жаргон «олдовых хиппи» («сейшен на флету» и проч.). Он в должной пропорции смешивается с грязнейшей матерщиной, затем «бодяжится» наркоманским арго («вырубить джефа») – и вот тугого происходит реакция. Вся грязь и мерзость чудесным химическим образом взаимоуничтожается; остаются чистые сущности, которыми, собственно, и может «вмазываться» обычный читатель. Ширяновский «винт» не так уж прост: скорее он напоминает платоновский «фармакон», яд- лекарство, изменяющий саму структуру человека.

«Низший пилотаж» по сути – антропологическая поэма о том, как человек планомерно избавляется от всего человеческого: достоинства, имущества, облика, кожи и фамилии; «Робинзон Крузо» наоборот. Единственная функция ширяновского андроида – отторгать выделения и всасывать инъекции; он уж не человек, а концентрат из грязных жидкостей и грязных языков. Ширяновские химико- лингвистические мизерабли колоритнее и объемнее, чем у Гюго и Диккенса. Какое унижение человека! И какой интересный романный опыт.

 

Ad Marginem, Москва, 2001

 

ИСТОЧНИК: ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ (МОСКВА) ДАТА: 12.01.2001 ЗАГОЛОВОК: ОСОБАЯ РАДОСТЬ. книговерть Сергея Синякова Что публикуют в начале года(не полностью).

 

«Ад Маргинем» Самая зримая, согласно издательскому графику, новинка – долгожданный «Пир» Владимира Сорокина. Автор «Нормы», «Романа» и «Тридцатой любви Марины», обоснованно утверждаю-ищи в интервью, что в творческом процессе думает- в первую очередь о собственном удовольствии, но никак не об удовольствии читателя, после выхода «Голубого сала», к ужасу своему, стал коммерческим (то есть успешно продаваемым) писателем. Тут было над чем задуматься, и Сорокин надолго спрятался в Японии, где написал «Пир». В «Пире» физически жрут тургеневских девушек, мистических червей и православную духовность. Старые поклонники довольны. Роман должны были издать в конце декабря, но по техническим причинам выход книги перенесен на январь. Кроме того, запланирован выход нового романа Сергея Болмата «Трэш». Про банкиров, отечественную порноиндустрию, загадки русской души и национальное осознание. Главы из готовящейся к выпуску книги «Низкий пилотаж» (описанные с чувством, таимом, расстановкой наркотические опыты на фоне современного русского пейзажа и с адекватным колоритом) можно найти в Интернете. Автор фигурирует под псевдонимом Баян Ширянов.

 

64. ИСТОЧНИК: НГ-ехlibris (Москва), N047 ДАТА: 14.12.2000 ЗАГОЛОВОК: ХИМИКИ, ГЕОФИЗИКИ И ЛИРИКИ.(не полностью).

 

Сетевая литература – это почти то же самое, что и Клуб самодеятельной песни «ЕL-НГ» продолжает знакомить вас с литературным Интернетом. Вслед за исследованием Марины Константиновой («ЕL-НГ» 39 от 12.10.2000), имевшим шумный отклик в сетях, мы предлагаем вам текст интервью, которое «первый» русский сетевой писатель Кирилл Воробьев (псевдоним – Баян Ширянов) взял у издателя первого русского сетевого литературного журнала Леонида Делицына.

 

65. ИСТОЧНИК: НГ-ехlibris (Москва), N044 ДАТА: 23.11.2000 ЗАГОЛОВОК: ПЕТИТ.

 

А.С. ЗРИ список самых-самых НА САЙТЕ Ezhe (www ezhe ru/zri/index) вывешен список самых знаменитых персонажей Рунета, составленный по результатам голосования пользователей. Голосование длилось три дня: с 3 по 6 октября сего года. Победил сетевой писатель Алекс Экслер, второе место занял Артемий Лебедев, третье – Дмитрий Вернер. Совсем недавно такие списки были любимым развлечением всех СМИ, каким-то боком связанных с Интернетом. Поскольку именно этот жанр позволяет от души перейти на личности и наговорить про них ровно столько, сколько необходимо чтобы приватизировать Сеть. Мероприятие ЕЖЕй под названием ЗРИ (Знаменитости Русского Интернета) – пожалуй, самое интересное из похожих начинаний. Существует проект с 1997 года и является естественным продолжением рубрики «Физиономии русского Интернета». Сами устроители конкурса отзываются о нем очень поэтично: «Участие в ЗРИ – это реверанс со стороны пользователей Сети в сторону людей, пялящих взор в монитор до рези в глазах, отсиживающих зад в мягких креслах до невозможности носить джинсы и двигающих мышку до боли в измученных суставах на благо Рунета». Комментарии, как говорится, излишни. Всех героев сразу увековечит интернет-академия (www interacademy), приняв в свои ряды тех членов списка ЗРИ, которые по случайности еще не удостоились раньше. Интересна статистика. Самых-самых оказалось 235 человек. Из них добрая половина – писатели: победитель Алекс Экслер, Макс Фрай (7-е место), Александр Житинский (19- е), Алексей Андреев (21-е), Баян Ширянов (22-е), Мэри Шелли (27-е), Роман Лейбов (29-е), Михаил Армалинский (60- е); вторая половина – критики. Перечислять не буду, поскольку знакомые все лица. Отсюда вывод – даже в мировой Сети, традиционно олицетворяющей будущее человечества в сфере новых технологий и высоких скоростей, Россия остается самой читающей страной, а Рунет как нельзя более служит плацдармом для всяческой манифестации высокой и чистой любви к великой русской литературе. Так что все хорошо, прекрасная маркиза.

 

День рождения «Ринета».

 

В ПЯТНИЦУ, 10 ноября 2000 года, исполнилось пять лет самому «гуманитарному» российскому провайдеру. Компания «Ринет» под чутким руководством Сергея Рыжкова (вовсе и не того самого) издавна потакает разнообразным гуманитарным проектам и начинаниям. Они предоставляют хостинг и поддерживают сайт «Иностранки», которая им, правда, еще не обзавелась, но место для которого есть, и, что самое главное – древнейшего сетевого литературного конкурса «Тенета». Леонид Делицын так вообще Сергея Рыжкова в шутку называет то Саввой Морозовым, то почему- то Иваном Сытиным. Это торжественное мероприятие отмечалось в клубе «РиR ОГИ», руководство которого оказалось теснейшими узами с этим самым «Ринетом» связанным. Чуть ли не начинали вместе в одной квартире «Zhurnal Ru», из которого выросли «Полит Ру», «Ринет», «Русский журнал» и так далее. На празднике интернет-общественность общалась по душам за заставленными столами. Говорили тосты, шутили шутки и много смеялись. Потом разыграли на аукционе бутылку водки, гигантский памперс, фляжку и еще что-то такое. В зале присутствовали Гагин из журнала «Интернет», Алексей Андреев, Баян Ширянов и Леонид Делицын отовсюду, а также гости в виде Рады и «Джа Дивижн». Потом еще читали юмористические стихотворения про Рунет, что-то в духе «Крепи свой хостинг и обрастай линками». А то еще хуже. Чем все кончилось, помню плохо. Ясно одно: это было ужасно и впечатляюще. Таков уж русский Интернет, кровожадный и беспощадный.

Шарлатанство или новая наука?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.032 с.)