Источник: кузнецкий край (кемерово) дата: 12. 07. 2001 заголовок: мои первые книжки путешествия на край ночи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источник: кузнецкий край (кемерово) дата: 12. 07. 2001 заголовок: мои первые книжки путешествия на край ночи



 

Нынешний выпуск рубрики – о книжках, получивших очень широкую известность в очень узких кругах, не то чтобы колеблющих мировые струны, но, на наш взгляд, безошибочно попадающих в нерв эпохи.

«Роман Баяна Ширянова – наиболее скандальное литературное произведение русского Интернета… Заявленный на литературный конкурс АРТ-ТЕНЕТА-97, он вызвал бурную полемику и протесты ряда участников, не желавших выступать в одном конкурсе с произведением, столь откровенно описывающим будни наркоманов… Присуждение же этому роману первого места в конкурсе авторитетным литературным жюри во главе с Борисом Стругацким еще более усилило скандал, вызвав многочисленные статьи и интервью в сетевой прессе» – так эту книжку аннотируют издатели.

По выходе романа книжным изданием скандал не преминул разразиться и в прессе обыкновенной. Кратко излагая (и при этом неизбежно оглупляя) аргументы тяжущихся сторон, отметим, что одни воздевают руки, будучи уверены, что словесность наша дошла уже до последней степени падения, другие же воздевают автора на щит, уверяя, что «роман представляет собою прежде всего сильное и убедительное развенчание наркомании как нового явления российского быта».

Прежде всего отметим, что к словесности, на наш взгляд, «Низший пилотаж» имеет косвенное отношение. Лишь редкие отдельные главы могут претендовать на своеобразное изящество:

«Однажды Семарь-Здрахарь собрался сварить винта. А бензина не было, и как тягу он взял толуол.

Винт получился клевый. Приход долгий, таска мягкая. А на следующий день вся спина и руки Семаря-Здрахаря покрылись большими красными прыщами. Которые, к тому же, еще жутко чесались.

Семарь-Здрахарь разодрал себе все руки и спину, куда смог дотянуться. А потом сварил себе винт на бензине и все прыщи пропали.

Вот такая мистика.»

Наиболее беспомощными кажутся как раз неподдельно- мистические главы, где героев глючит и озаряет (куда там Баяну Ширянову до лучших образцов жанра, типа «Голого завтрака» Берроуза). Зато сцены, посвященные тонкостям технологии и подробностям быта. Это того же типа занимательность, что в «Робинзоне Крузо» либо у Карлоса Кастанеды: описание всякого процесса со знанием дела и при наличии минимального литературного таланта неизменно завораживает. Поэтому такого рода занимательности можно добиться и при описании менее экзотических занятий: сделались же национальным бестселлером автобиографические романы некоего финна, по профессии сельского плотника, где он чрезвычайно подробно и очень непритязательно описывает день за днем свое будничное житье…

В какой степени книжка может служить романом- предупреждением либо, наоборот, сборником рецептов для начинающих – предоставим судить более продвинутым в этой очень специальной области умам. На наш вкус, книжка явно не из разряда тех, что должен прочесть каждый (хотя бы по причине неимоверного сгущения обсценной лексики). Но отрадно, что интересующимся нынче такая литература становится доступна.

Отметим также, что наркогенный юмор российских подвижников этого специфического жанра пока что сильно уступает юмору алкогольному. (А эротические сцены и вовсе тошнотворны.) Это, с одной стороны, легко объяснимо: у пьянства в нашем отечестве тысячелетняя традиция. А с другой стороны – имеет и свою отрадную сторону.

 

ИСТОЧНИК: СМЕНА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ДАТА: 09.07.2001 ЗАГОЛОВОК: КТО ЗАЧИСЛЕН В «BEST OF».Владимир Шпаков. (не полностью).

 

Составитель настаивает на некоем принципиальном отличии «молодых» от предшественников, но некоторые авторы отличаются лишь в мелких частностях. Старшее поколение, допустим, предпочитало наркотикам – алкоголь, а вот Баян Ширянов поет оду «винту». Но внутри текста все те же манипуляции с ненормативной лексикой, наводящие тоску и уныние. «Хватит, читали!» – хочется крикнуть и, выставив за прилежное ученичество «пять», за оригинальность вывести жирную «двойку».

 

ИСТОЧНИК: ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ДАТА: 25.06.2001 ЗАГОЛОВОК: О БУМАЖНЫХ ТИГРАХ И НИЗШЕМ ПИЛОТАЖЕ. МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ О КНИГЕ, КОТОРУЮ УЖЕ ИЗЪЯЛИ ИЗ МОСКОВСКИХ МАГАЗИНОВ.

 

Представьте себе, что у вас есть друг. Милейший, тишайший, интеллигентный, слегка занудный, но абсолютно безобидный. Возможно, дзэн-буддист. И вдруг в один прекрасный день вы узнаете, что он арестован по обвинению в преступлении, выходящем за рамки всего представимого. За чудовищное, бессмысленное убийство, детали которого – каннибализм, расчлененка, изнасилование трупов в особо извращенных формах – вы можете домысливать, мало ничего не покажется.

Вы отказываетесь верить, возмущаетесь, но убедительное экспертное заключение подтверждает истинность инкриминируемых ему поступков. Под лысым ликом Махатмы Ганди скрывался Чикатилло. Примерно такая коллизия приключилась этим летом с читающей Россией. Только «друг» – метафора, речь идет не о человеке из плоти и крови, а о друге интеллектуальном, издательстве, специализировавшемся многие годы на публикации неклассической философии ХХ века, а также литературных источников прошлого, оказавших значительное влияние на гуманитарную культуру современности. Издательство «Ad Marginem» выпустило в свет лекции Мераба Мамардашвили и «Московский дневник» погибшего в 1940 году немецкого философа, первого аналитика массовой культуры Вальтера Беньямена, классику структуралистского литературоведения – исследование Ролана Барта «S/Z» и вполне эзотерический сборник, посвященный пребыванию в Москве виднейшего постструктуралиста Жака Деррида. И так далее.

И вот, в конце апреля становится известно, что последнее издание «Ad Marginem» изъято по многочисленным просьбам трудящихся из московских магазинов «Библио-глобус». А в самые последние дни появляется экспертное заключение Министерства печати России, безапелляционно инкриминирующее издательству порнографию, пропаганду наркомании и циничное смакование потребления наркотических веществ. Есть от чего сойти с ума.

«Ad Marginem» вполне убедительно, но деликатно возражает, его аргументы нетрудно найти в Интернете. Но, судя по всему, министерство переубедить не удастся. Речь идет ни больше ни меньше как о лишении издательства лицензии, то есть о метафорической смертной казни. По иронии судьбы, как раз в эти дни муссируется вопрос о введении смертной казни за распространение наркотиков. Отрава материальная и отрава духовная достойны высшей меры.

Что случилось? Дернул черт «Ad Marginem» несколько расширить свою специализацию и запустить серию современной русской прозы, что называется, актуальной, модной, щекочущей нервы, но имеющей свой круг читателей, чьи нервы к щекотке уже давно не восприимчивы: «Голубое сало» и «Пир» Владимира Сорокина, «Сами по себе» Сергея Болмата и тому подобное.

Крамольным текстом оказался роман «Низший пилотаж» автора, скрывающегося под псевдонимом Баян Ширянов. Далеко не новинка: текст уже года два болтался по Интернету, получил сетевую литературную премию и даже, кажется, был где-то как-то издан мизерным тиражом. Текст, несомненно, значительный, и феномен русской прозы, осваивающий области, ранее открытые лишь прозе англосаксонской, и феномен социальный, обладающий огромной документальной, свидетельской ценностью.

О сюжете легко может догадаться по самому авторскому псевдониму любой человек, мало-мальски знакомый с современным сленгом, хотя бы по безбожно размножившемуся и в кино, и в литературе русскому «pulp fiction». «Баян», как авторитетно сообщает дополняющий текст романа «Словарь слов и выражений сленга наркоманов, встречающихся в тексте», это то же самое, что «агрегат», «медицинский шприц, используемый наркоманами для инъекций».

«Ширянов» – слово, однокоренное с «ширью», «наркотиками, употребляемыми внутривенно», или с «ширяться», «употреблять наркотики посредством инъекций». То есть «Низший пилотаж» – роман о наркотиках, наркомании и наркоманах, основанный на личном опыте автора. Баян Ширянов знает, о чем говорит.

Но, прежде чем обратиться к самому тексту, давайте договоримся о терминах. Лет тридцать пять назад Председатель Мао ввел в оборот чрезвычайно удачное с социологической точки зрения выражение «бумажный тигр». Он имел в виду атомную бомбу, которую все боятся, страх перед которой обуславливает многие поступки людей и государств, но которая никогда не взорвется, поскольку она необходима сверхдержавам как средство запугивания, но не средство поражения. В современном мире есть два подобных «бумажных тигра», одного упоминания которых достаточно для того, чтобы среднестатистический гражданин мира отказал заподозренному в близости к тигриной породе в любом сочувствии. Все, даже самые здравомыслящие люди, безусловно боятся «терроризма» и «наркомании». Гексоген и героин – так зовут демонов нашего времени.

Оставим за скобками то, что никто не пытается всерьез осмыслить причины – культурные, социальные, экономические – терроризма и наркомании. Важно то, что чудовищная путаница начинается уже на терминологическом уровне. Нацболы захватывают с деревянным муляжом гранаты рижскую башню, сдаются через час полиции и получают по приговору суда совершенно неадекватные, людоедские 15- летние сроки по обвинению в «терроризме», хотя их действия, если пользоваться юридическим сленгом, тянут разве что на «злостное хулиганство», а на деле являются только политическим хэппенингом.

Взрыв на Котляковском кладбище в Москве косит «афганскую» элиту, и газеты пишут о «террористическом акте», хотя речь идет об убийстве из корыстных побуждений, совершенном общественно опасным способом. Историк пишет об убийстве президента Кеннеди как о событии, положившем начало «эпохе современного терроризма», хотя речь шла отнюдь не о теракте, а о политическом убийстве. Даже взрывы заминированных автомобилей у военно-полицейских объектов в Чечне нельзя классифицировать как террористические акты, поскольку речь идет, скорее, о диверсионных действиях, неотъемлемой составляющей любой партизанской войны, включая борьбу советских патриотов на оккупированной нацистами территории.

Был ли Николай Кузнецов, отстреливавший гауляйтеров, террористом? Очевидно, нет: он был диверсантом. Даже сентябрьские взрывы домов в Москве в 1999 году нельзя однозначно определять как теракты. В них отсутствует главное: подпись исполнителей, кровавая самореклама. Теракт нефункционален. Его единственный смысл в том, чтобы заявить об осуществившей его силе именно как о силе. Тем не менее, запуганное словом «терроризм» общество проглатывает эту вселенскую смазь.

То же самое происходит и с «наркоманией». Что такое наркотики? Такой вопрос задал мне один очень известный петербургский нарколог. Почуяв подвох и мобилизовав всю свою логику, я после длительного раздумья дал, как выяснилось, единственно верный с точки зрения науки ответ: это – вещества, определяемые существующим законодательством как таковые. Иначе трудно объяснить, почему такие смертельно опасные субстанции, как водка и табак, классифицируемые по степени вредоносности Всемирной организацией здравоохранения на уровне героина, находятся в свободной продаже и благодатно влияют на государственную казну, а каннабис, по той же классификации приравненный к сухому вину и чаю, преследуется по закону.

Итак, «наркотики» – это то, что запрещено. О'кей. Поехали дальше. В России любой человек, уличенный в потреблении определенных веществ, безоговорочно классифицируется как наркоман. Между тем во всем мире давно принято деление на «наркоманов» и «потребителей наркотиков». Первые из них – больные люди, находящиеся в физиологической зависимости от некоей субстанции (ею может быть даже не героин, а водка, шоколад или телевидение), которых надо не расстреливать, а лечить. Вторые же – здоровые люди, время от времени, в целях расслабления или, напротив, концентрации, употребляющие запрещенные препараты.

Необходимо заметить, что в ХХ веке очень многие становились наркоманами или потребителями наркотиков и по воле государства. Таблетки фенамина входили в паек авиаторов Второй мировой войны. Несколько утрируя, можно констатировать, что именно они, а вовсе не возвышенные патриотические чувства, позволяли британским летчикам не спать сутками и выиграть легендарную Битву за Англию, а настоящим людям – ползти, не чувствуя усталости, через заледенелые линии фронтов. Вы что, всерьез думаете, что Маресьеву давали силы плитка шоколада и пойманные муравьи?

Бытующие же в нашем обществе юридические и моральные нормы закрепляют, причем весьма цинично, эту путаницу. Определяемое законом особо крупное количество наркотиков иначе как издевательством над здравым смыслом назвать нельзя. Помните несчастного американского студента, пойманного ФСБ в Воронеже и никак не сгодившегося на роль шпиона? Как «особо крупное» количество наркотиков были продемонстрированы по телевизору какие-то крупицы (позже пресса писала о 3 граммах) марихуаны, которая еще никогда никого и нигде не убила. Более того, янки инкриминировали притоносодержание на том основании, что у него дома происходило коллективное потребление наркотиков. Читай: передавались по кругу одна или две папиросы все с той же жалкой марихуаной.

А в это время гипотетический слесарь дядя Федя, приняв на грудь два литра, рубил семью и соседей топором, не рискуя быть обвиненным ни в наркомании, ни в притоносодержании, хотя пил с корешами, ни, боже упаси, в шпионаже.

Смысл же всего этого терминологического экскурса в том, что таких грозных слов, как «терроризм» и «наркомания», боятся не надо. И не надо негодовать по поводу издательства, рискнувшего опубликовать матерную наркоманскую прозу. Ибо «Низший пилотаж» – о доподлинных наркотиках, о так называемом «винте», кустарно приготовленном первитине, на котором торчали советские торчки в годы перестройки, пока его не вытеснили героин (торговля которым, по слишком многочисленным, чтобы им не верить, свидетельствам, находится ныне под контролем «правоохранительных органов») и стимуляторы типа фенамина (привет героям войны), «спида», экстази.

«Низший пилотаж» – русский аналог даже не перехваленного «Trainspotting», а классической наркоманской прозы типа «Голого завтрака» Уильяма Берроуза или «Страха и отвращения в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона. И, подобно этим эталонным образцам, «Низший пилотаж» – книга чрезвычайно однообразная и занудная, как однообразны и занудны описываемые в ней добыча ингредиентов, готовка препарата, последующий свальный грех с особами противоположного пола и мрачные глюки.

Никакой романтизации и тем паче смакования первитиновой наркомании в романе нет. Более того, «Низший пилотаж» – сильнейшее антинаркотическое средство. Вряд ли кому- нибудь захочется, наподобие его героям, выковыривать из собственных тел пригрезившихся тараканов, блох и мандавошек. Но в книге нет и никакой демонизации наркотика, никогда не раздаются истошные вопли «ату его, ату». Потребление веществ, определяемых действующим законодательством как наркотические, описывается в нем как элемент реальности (впрочем, замещающий для героев реальность как таковую), как факт жизни, личной биографии, современной культуры, в конце концов. И именно с этим не может смириться репрессивное сознание чиновников, которые готовы радостно использовать всеобщий, квази-мистический страх перед «наркоманией» для того, чтобы поглумиться над умнейшим издательством страны.

Но, если репрессии против книги Баяна Ширянова увенчаются успехом, в последующих смертях от передозняка будет несомненная вина тех бюрократов, которые лишат читателя этого мощнейшего антинаркоманского источника.

Автор и издательство подстраховались. «Пилотаж» продавался запечатанным в целлофан, как порножурнал. Специальная вкладка не рекомендовала его продажу лицам, не достигшим совершеннолетия. В книжном варианте появилась не существовавшая в Интернете глава «Улица мертвых наркоманов», из которой явствует, что практически все персонажи романа – все эти люди со странными прозвищами Шантор Червиц, Седайко Стюмечек или Навотно Стоечко – погибли. Текст сопроводили внятным, профессиональным послесловием Екатерины Котовой, представляющей проект «Врачей без границ» – «Снижение вреда», и Александра Дельфина, которое помещает роман Ширянова в медицинский и социологический контекст.

Но против лома не подстраховаться. Тем более что война с «бумажными тиграми» безопасна и выгодна. «Приснился однажды наркоману Чевеиду Снатейко страшный сон. Идет он по знакомому городу. Ночь, улица, фонарь… И нет аптеки!»

 

ИСТОЧНИК: КИЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ (КИЕВ) ДАТА: 19.06.2001 ЗАГОЛОВОК: НИЗКИЕ ИСТИНЫ НАРКОМАНА.

 

Российское министерство печати решило запретить книгу Баяна Ширянова «Низший пилотаж». Давненько что-то не пахло жареным на литературной ниве. И давненько не складировали книжки на той самой «полке», к которой читателей тянет, как мух на мед.

МИНИСТЕРСТВО спохватилось поздно. Книга «Низший пилотаж», повествующая о мытарствах «уколотого» сознания, «ухнула» в люди и, словно мутный «винт», проникла в народные вены. Министерство грозится отобрать у издательства лицензию – роман-де полон «ненормативной лексики», в нем… «приведены способы изготовления наркотиков, смакование состояния после их употребления, а также описание непристойных сцен, провоцирующих низменные инстинкты». Издательство оправдывается. Говорит, что специально в конце романа прикнопило статью «Врачей без границ», где все грамотно разъясняется и клеймится. Книга продается в запечатанном кульке, обклеенном всевозможными возбраняющими знаками вроде «До 18 лет», «Ненормативная лексика!». В конфликт вокруг романа постепенно вовлекаются политики. Шумят и негодуют газеты. Чем все это закончится, трудно даже предположить. Понятно, полная шизофрения – запрещать образчик уникального жаргонного языка, несущий в себе пласт психоделической внеморальной культуры. Однако сколько найдется читающих дурачков, упоенных романтикой самоуничтожения, которые «двинутся по вене», как в семидесятые их папы и мамы двигались на БАМ, становились геологами, чтобы потом спиться или отморозить себе…

 

 

* * *

Ширяновские наркоманы – конченые и смешные, влюбленные в свое «дело» люди. Их жизнь – сплошная авантюра: поиски пустых рецептурных бланков, варка, кайф, глюки и заморочки (в книге идет речь о «присевших» на «винт» – для изготовления этого наркотика нужны сущие копейки: все ингредиенты можно купить в аптеке, правда, по рецептам). Рядом с «нариками» – тепленькие подружки-сестренки, исколотые и похожие на чертей, но наркоман неуязвим, реальность победима – наркоман лепит свое сознание, как хочет. Он – сталкер, исследователь потустороннего, человек, наделенный «по заширке» мистической силой.

«Ты отклоняешь лучи земного притяжения. Ты создаешь в пальцах притягивающую силу, превышающую земную, ты пытаешься поднимать любые предметы, попадающиеся тебе на глаза, – шкафы, шприцы, стулья.»

Наркоманы – народ рисковый, их ничего не берет. Что им презрение людей, этих не существ даже – предметов, намертво прикрученных к своему правильному и скучному миру.

Это путь, с которого нет возврата.

Конечно, у наркомана свои невзгоды – сцены поиска «мазовой», еще «живой» вены скребут по коже, словно тупые грязные иглы.

«Левая рука так распухла, что «веняков» нет и не будет в ближайшее несколько месяцев. Тогда он начинает исследование правой «хэнды», пыхтит, скрежещет оставшимися зубами, пуская горькие слюни.»

Мерзость какая. Но наркоман стойко переносит пытки. Он – раненый ковбой, плетущийся сквозь жару и пыль к ближайшему ранчо. Соленый пот выжигает рану, но через минуты две (не считая рекламной вставки) его уже целует сердобольная красавица, дочь хозяина. Кровавые тряпки сброшены – пошел «приход». Ради него стоит пожить – приход любви, которой не ждешь и которая не обманет. Полуобморочные ночи без сна, марафонский секс – без устали, до смертельной усталости, которая не появится, пока остается пару «винтовых» кубиков. Обширяный «баб» валяется где-то рядом, ноги врозь – руки вообще фиг знает где.

«Полный ликования, ты не замечаешь, как Вика Саморез легла тебе между ног и теперь ерзает, совершая легкие …ные движения.»

Если нет «баба» – можно «оживить» девушку с календаря. Или трахать всех на расстоянии, из окна, незаметно протягивая к ним свои множественные, рвущиеся от желания «щупальца».

Ширянов, конечно, талантище. Он создал новых – книжных – наркоманов, замешивая байки и легенды на собственных, почти всегда приятных, воспоминаниях. Он создал их так жизненно, что ты веришь в них, как веришь в ливановского Шерлока Холмса, прекрасно понимая, что реальный лондонский сыщик – это несимпатичный и нудный дядька.

 

Тарас ТКАЧУК «ВЕДОМОСТИ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.023 с.)