Модуль ІІ. Общая семиотика, методы диагностики основных патологических процессов в хирургии, курация и основы реабилитации хирургического больного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль ІІ. Общая семиотика, методы диагностики основных патологических процессов в хирургии, курация и основы реабилитации хирургического больного.



Министерство Здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

(методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентов

3 курсов медицинских факультетов)

Модуль ІІ. ОБЩАЯ СЕМИОТИКА, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХИРУРГИИ, КУРАЦИЯ И ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО.

Под редакцией заведующего кафедрой общей хирургии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького профессора ИВАЩЕНКО ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА

Донецк 2008

 

Модуль II

ОБЩАЯ СЕМИОТИКА, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХИРУРГИИ, КУРАЦИЯ И ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО.

Цели модуля:

- уметь провести опрос и физикальное обследование хирургического больного и оценить их результаты;

- владеть навыками выполнения медицинских манипуляций и исследований;

- уметь оценить результаты лабораторных и инструментальных исследовательский приемов;

- определять наиболее распространенные симптомы и синдромы в клинике хирургических болезней;

- оценить типичную клиническую картину и владеть принципами лечения ран ожогов, отморожений, хирургической инфекции.

 

Содержательный модуль №4. Обследование хирургического больного

Конкретные цели:

 

- уметь провести опрос и физикальное обследование хирургического больного;

- избрать основные лабораторные, инструментальные и функциональные методы обследования хирургических больных

I. Паспортная часть

1. Фамилия, имя и отчество;

2. Пол;

3. Возраст;

4. Дата поступления;

5. Адрес;

6. Специальность и место работы;

7. Семейное положение;

8. Кто доставил, или направил;

9. Диагноз направившего учреждения;

10. Диагноз при поступленнии в клинику;

11. Клинический диагноз (дата установления): основной, осложнение основного, сопутствующие заболевания;

12. Дата операции, название ее. Осложнение во время операции и после операции.

Примечание: диагноз, сопутствующие заболевания и осложнения пишут на русском, украинском и латинском языках.

ІІ. Жалобы больно го

Описывают коротко, собирают их по органам и системами, выделяя в конечном итоге основне и второстепенные жалобы.

III. Анамнез заболевания

Анализируют последовательность возникновения и взаимосвязь отдельных признаков заболевания и динамику заболевания в целом. Обнаруживают причины и факторы, благоприятствующие развитию болезни. Интересуются о диагнозе, который был установлен раньше и о проведенном лечение на предыдущих этапах, его эффективности и лекарствах, которое не переносит больной. Изучение динамики заболевания включает информацию о состоянии здоровья и трудоспособности больного до болезни, о продолжительности заболевания и особенности начального периода с поэтапностью развития разных проявлений заболевания. Важно выяснить, были ли периоды улучшения, или ухудшения состояния, с чем это было связано, в какие лечебные зучреждения обращался больной. Врача должны интересовать не только факты из жизнь больного, но и отношение больного к этим фактам. При механических повреждениях необходимо описать условия при которых случилась травма, ее механизм, место нанесения, когда, кем и какая была предоставлена помощь, каким транспортом и через какой срок был доставлен в хирургическое отделение. Накладывался ли жгут и на какой срок. Использовались ли противостолбнячные средства, их дозы.

Если больной оперирован, необходимо указать где, когда, и по поводу какого заболевания, ознакомиться с содержанием справки о хирургическом лечении. При поступлении больного с флегмоной, абсцессом, тендовагинитом, панарицием важно определять первичный источник внедрения инфекции, отметить когда заболел, ход заболевания, время появление признаков общей интоксикации организма (лихорадка, озноб, бред).

IV. Анамнез жизни

Дает более полное представление об особенностях организма, которые очень важны для индивидуализации терапии. Анамнез жизни надо собирать учитывая характер заболевания, личности больного, тяжести его состояния. Общими требованиями к анамнезу жизни должны быть полнота, системность и индивидуализация. В стационаре необходимо проводить подробный опрос, в поликлинике - только основные моменты, которые необходимые для диагноза и лечение. Описывают где родился, как развивался, как прошло детство и юношество. Как учился, когда начал работать и кем теперь работает. Социальные условия жизни (квартира, комната, кровать в общежитии, размер жилой площади, сухое и сырое помещения, теплое, холодное, светлое или темное). Питание регулярное, нерегулярное. Если курит, то с какого возраста и сколько сигарет в день. Употребление алкоголя, с какого времени, систематически, или периодически, или бывают злоупотребления.

С какого возраста начал работать, сколько времени и где. Работа днем, или ночью, в открытом, или закрытом помещении. Вредные условия на производстве: поднятие большых тяжестей, сырость, пыль, недостаточная вентиляция и прочее.

Перенесенные повреждения, операции. Половая жизнь, с какого возраста. У женщин выясняют время появления менструаций, цикличность, регулярность, через какое время, обильные, скудные, болезненные, или без боли. Наличие болей, беременность, роды, преждевременные роды, аборты. Сколько в наличии живых детей. Если дети умирали, то от чего.

Заболевания у родственников. Обращается внимание на туберкулез, сифилис, рак, психические заболевания, малярию, болезнь Боткина, ВИЧ-инфицирование.

V. Общий статус

Общее состояние больного, сознание, положение, вид, рост, вес, выражение лица, строение тела, цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, состояние подкожной жировой клетчатки. Обследование лимфатических узлов, мышц, сосудов, костей и суставов, щитовидной железы, языка, зева. Обследование органов грудной полости, сердца, легких. Обследование брюшной полости, мочеполовой и нервной систем. Обследование конечностей.

VI. Местный статус

Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение активных и пассивных движений, другие специальные исследовательские приемы, необходимые для изучения источника заболевания.

VII. Диагноз

VIII. Вспомогательные методы обследования

Лабораторные - обследование крови, мочи, мокроты, кала, желудочного сока, спинномозговой жидкости.

Инструментальные - рентгеноскопия и рентгенография, пункция и исследование пунктата, биопсия с последующим гистологическим исследованием - выполняются по показаниям. Эндоскопические, ультразвуковые, томографические, функциональные исследовательские приемы также проводятся по показаниям.

IХ. Клинический диагноз

Х. Етиология и патогенез заболевания

ХI. Лечение: консервативное и оперативное

а. Показание к операции (подготовка к операции, которая предполагается обезболивание, объем вмешательства) - предоперационное заключение.

б. Описание операции (протокол). Также описывают макроскопические изменения в удаленном из организма препарате, данные гистологического и бактериологического исследования.

XII. Послеоперационный диагноз

При несовпадении клинического диагноза с операционным, необходимо объяснить причину несовпадения диагноза.

XIII. Дневник

В дневнике записывают данные о состоянии больного, пульс, артериальное кровяное давление, дыхание, динамику патологического процесса. Отдельной графой записывают назначения, диету, режим. В дневник вносится запись о переливании крови, введенных трансфузионных средах. Подробно описывают послеоперационный период, осложнения. Если больной умер, то в историю болезни вносят данные вскрытия.

XIV. Прогноз

Исходя из сведений, полученных при обследовании больного, его лечения, необходимо показать влияние данного заболевания на его следствия и восстановление трудоспособности.

XV. Епикриз

Краткое содержание лечебно-диагностического процесса на момент выписки больного из стационара с информацией о данных обследования и дальнейшими трудовыми и реабилитационными рекомендациями.

Травмы живота

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ:

1) По механизму травмы – открытые и закрытые;

2) По виду травмирующего снаряда – огнестрельные и неогнестрельные;

3) По виду раневого канала – сквозные, слепые, касательные;

4) По отношению к брюшной полости – проникающие и непроникающие;

5) По характеру повреждения органов – с повреждением и без повреждения полых или паренхиматозных органов, органов забрюшинного пространства, магистральных сосудов;

6) По наличию осложнений – осложненные внутрибрюшным кровотечением, перитонитом;

7) По количеству повреждений – одиночные, множественные, объединенные (торакоабдоминальные), комбинированные.

Клиника повреждений полых органов. Боль в животе не локализованного характера с возможным усилением в месте повреждения органа. Сухость во рту, снижение давления, тахикардия, которая не отвечает росту температуры, напряжение передней брюшной стенки, положительные симптомы раздражения брюшины, угнетение перистальтики, кровь в кале, исчезновение печеночной тупости.

Клиника повреждений паренхиматозных органов. Симптомы кровопотери (слабость, головокружение, жажда, сухость в рту, бледность кожи и слизистых оболочек, снижение давления, тахикардия). Положительный симптом Куленкампфа (мягкий болезненный живот с симптомами раздражения брюшины); симптом "Ваньки - встаньки" (при попытке больного лечь, резко усиливается боль в животе, появляется иррадиация в надплечье); симптом притупления перкуторного звука в пологих местах со смещением границы притупления при повороте больного набок (появляется при наличии в брюшной полости не менее 1 л крови); симптом Хедри - при нажиме на н/3 грудины появляется иррадиация в правое и левое подреберье; симптом "пупка" - при повреждении печени смещения пупка книзу вызывает усиление боли в правому подреберье; при ректальном обследовании обнаруживают нависание и болезненность передней стенки прямой кишки.

Этапы лечения:

а) Первая медпомощь – наложение асептических повязок (при выпадении органов брюшной полости запрещается их вправление), обезболивание.

б) Первая врачебная помощь – противошоковые мероприятия, скорейшая эвакуация на следующий этап.

в) Квалифицированная помощь – диагностические мероприятия, при признаках повреждения органов (рентгенография, лапароцентез, лапароскопия), выполнение лапаротомии, послеоперационная интенсивная терапия, эвакуация на этап специализированной помощи.

г) Специализированная помощь - релапаротомия, лечение осложнений.

Черепно-мозговая травма

КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) По механизму травмы – открытые, закрытые;

2) По виду ранящего предмета – огнестрельные (пулевые, осколочные) и неогнестрельные;

3) По виду раневого канала – сквозные, слепые, касательные;

4) По отношению к полости черепа – проникающие (с повреждением твердой мозговой оболочки) и непроникающие;

5) По характеру повреждения органов и тканей – с повреждением и без повреждения покровных тканей, костей, черепа, мозга;

6) По виду повреждение головного мозга – сотрясение, ушиб, сдавление;

7) По локализации – лобовые, затылочные, теменные.

 

Клиника:

Сотрясение головного мозга –общемозговая симптоматика (головная боль, потеря сознания, слабость, ретроградная амнезия, диплопия, тахикардия), отсутствие повреждения костей черепа.

Ушиб головного мозга –общемозговая и очаговая симптоматика (парезы, параличи, гиперстезии, анестезии, нарушение функций тазовых органов, менингеальные симптомы, патологические рефлексы, гипотония, брадикардия, гипертермический синдром), возможное повреждение костей черепа.

При синдроме сдавлення головного мозга характерными симптомами являются наличие светлого промежутка (рост очаговых симптомов с течением времени) и анизокория.

При открытой черепно-мозговой травме вследствие крово- и ликворопотери синдром внутричерепной гипертензии не выражен, быстрое развитие внутричерепной инфекции.

 

Этапы лечения:

а) Первая медпомощь - предотвращение асфиксии и остановки сердца, введение ненаркотических анальгетиков, наложение асептических повязок при открытой травме, быстрая эвакуация в горизонтальном положении.

б) Первая врачебная помощь – дегидратация, назначение аналептиков, антибиотиков при открытой травме, искусственная вентиляция легких по показаниям, обезболивание, десенсибилизируюая терапия.

в ) Квалифицированная и специализированная помощь – первичная хирургическая обработка при открытой травме и декомпресионные трепанации при синдроме сдавления с дальнейшей дегидратацией и терапией, которая направлена на улучшение мозгового кровообращения (антиагреганты, антикоагулянты).

 

8. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов:

1) Больной получил травму грудной клетки. Какой метод наиболее точный в уточнении предварительного диагноза гемоторакса?

a) плевральная пункция;

б) перкуссия;

в) аускультация;

г) рентгеноскопия;

д) пальпация.

 

2) Во время аварии больной получил закрытое повреждение органов брюшной полости с тяжелым кровотечением. Повреждение каких органов живота является противопоказанием к обратному переливанию крови во время операции?

a) печени;

б) селезенки;

в) полых органов;

г) поджелудочной железы;

д) брыжейки ободочной кишки.

3) Выделите наиболее информативный из перечисленных признаков внутрибрюшного кровотечения?

a) симптомы раздражения брюшины;

б) анемия;

в) тупость в пологих местах живота;

г) боль в животе;

д) данные лапароцентеза.

 

4) У больного проникающее ранение грудной клетки. Что является обязательным клиническим проявлением пневмоторакса при обследовании?

a) наличие крови в плевральной полости;

б) накопление эксудата в полости плевры;

в) наличие воздуха в плевральной полости;

г) наличие подкожной эмфиземы;

д) наличие повреждения ребер.

 

5) Пострадавшая получила ранение во время аварии. При обследовании выявленая подкожная эмфизема грудной клетки. Какой из перечисленных факторов может быть причиной подкожной эмфиземы при тупой травме грудной клетки?

a) повреждение бронха;

б) повреждение висцеральной плевры;

в) кровотечение в плевральную полость;

г) разрыв париетальной плевры;

д) повреждение перикарда.

 

6) Назовите какой главный синдром развивается при травматическом повреждении паренхиматозных органов брюшной полости?

a) перитонит;

б) пневмоперитонеум;

в) внутрибрюшная геморагия с острой анемией;

г) острая почечная или печеночная недостаточность;

д) интоксикация.

 

7) Какой из перечисленных методов диагностики является наиболее информативным при закрытой травме живота с внутрибрюшным кровотечением?

a) лапароскопия;

б) лапароцентез;

в) обзорная рентгенография органов брюшной полости;

г) общий анализ крови;

д) компьютерная томография.

 

8) Пострадавший получил шахтную травму во время взрыва. Извлеченный из под завала через 5 часов с продолжительным здавлением ноги. Какое из перечисленных мероприятий медпомощи выполняется первым при синдроме длительного раздавливания на догоспитальном этапе?

a) охлаждение конечности;

б) введение сердечно-сосудистых препаратов;

в) наложение жгута на конечность;

г) иммобилизация конечности;

д) футлярная новокаиновая блокада.

 

9) Какой орган чаще всего повреждается при тупой травме в зоне левого подреберья?

a) селезенка;

б) левая почка;

в) хвост поджелудочной железы;

г) толстая кишка;

д) желудок.

 

9. Краткие методические указания к самостоятельной работе студентов

На протяжении 15 минут проводят контроль исходного уровня знаний. Потом студенты под контролем преподавателя собирают анамнез и проводят объективное обследование больных с ушибом грудной клетки, тупой травмой живота, сотрясением головного мозга. Если клиника имеет сосудистое отделение или реанимационное изучают больных с острыми постишемическими нарушениями (прототипы синдрома длительного раздавливания), или с позиционным синдромом, если такой больной находится на лечении в отделении. Главное, чтобы студенты при закрытых повреждениях всегда акцентировали внимание на возможные осложнения - повреждение жизненноважных органов и систем. По каждому больному четко формулируют алгоритм оказания неотложной помощи. Оценивают эффективность проведенных мероприятий. В конце занятия подводят итоги с помощью тестового контроля знаний студентов.

Эталоны ответов к п.4: 1) в; 2) а; 3) а; 4) в; 5) а; 6) а; 7) в; 8) б.

 

 


Граф

логической структуры занятия "Закрытые повреждения мягких тканей, черепа, органов грудной клетки и живота"

 

 


 


О Ж О Г О В А Я Б О Л Е З Н Ь

ОЖОГОВЫЙ ШОК ОЖОГОВАЯ ТОКСЕМИЯ ОЖОГОВАЯ СЕПТИКОТОКСЕМИЯ РЕКОНВАЛЕСЦЕНЦИЯ
1. Осторожная обработка ран, по- вязки с антисептиками 2. Использование правила 3-х катетеров: а) катетеризация центральной вены для инфузионной терапии б) катетер в носовой ход для оксигенотерапии в) катетер в мочевой пузырь для измерения почасового диуреза 3.Обезболивание: ненаркотические анальгетики, лечебный наркоз, новокаиновые блокады, внутри-венное введение 0,1% раствора новокаина(10 мл на 1 кг веса) 4.Инфузионная терапия с целью обновления ОЦК: полиглюкин, плазма, альбумин, протеин, теплая кровь, 40% раствор глюкозы 5.Гормонотерапия (преднизолон, гидрокортизон) 6.Электролиты (лактосол, Фокса, Дарроу) 7.Антибиотики широкого спектра действия 8.Осмотические диуретики (мочевина, манитол) при восстановленном ОЦК 9.Низкомолекулярные декстраны: гемодез, желатиноль, реополиглюкин 1.Гигиеничные ванны при перевязках, протеолитические ферменты 2.Инфузионная терапия: а)дезинтокси-кационная - неогемодез, реополиглюкин, плазмодез, неокомпенсан, реосорбилакт б) антибактериальная терапия (антибиотик внутривенно) в) стимулирующая терапия (кровь, плазма, альбумин) 3. Анаболические гормоны ОТМОРОЖЕНИЯ 1. Перемещение в теплое помещение 2. Протирание спиртом и осторожный массаж 3. Горячий чай, алкоголь 4. Спазмолитики, анальгетики 5. При отморожениях ІІ - ІІІ степени футлярные новокаиновые блокады, внутриартериальное введение спаз- молитиков и гепаринина, при четком отграничении - некрэктомия 6. При отморожении ІІІ-І степени при отграничении - некрэктомия, ампутация 1. Операция - восстановление кожного покрова - аутопластика Дерматомы: ручные, клеевые, электрические 2. Парэнтеральное питание: амино- кислоты, жировые эмульсии, глюкоза 3. Инфузионная терапия: плазма, альбу- мин. 4. Антибактериальная терапия ПОРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОТОКОМ 1. Устранение проводника электротока 2. Искусственное дыхание 3. Кардиотоники и дыхательные аналептики: (коргликон, лобелин, цититон) 4. Кровопускание (300 - 400 мл) 5. Внутрисердечное введение адреналина 6. Закрытый массаж сердца 7. Антибиотики 8. Витамины 9. Местно: повязки с антисептиками 1. Реконструктивные операции при рубцовых деформациях, этапные некректомии 2. Лечебная физкультура 3. При гипертрофии рубцов терапия лучами Буки 4.Бальнеотерапия

 

Схема к занятию „ Ожоги, отморожение, электротравма ”

О Ж О Г И

Этиология Термические Химческие Электрические Лучевые Сочетанные
  Пламенем, кипятком, паром, горячим или раскаленным металлом, смолой Кислотой, щелочью, агресивною жидкостью Высоковольтные (> 500В) Низковольтные Рентгеножог Ожог γ-лучами Солненчный ожог Ожог пламенем вольтовой дуги (<500В) Ожог гарячей азотной или соляной кислотой
Глубина поражения: I степень II степень IIIА степень III Б степень IV степень
  пораженный верхний слой эпидермиса Отслоенный верхний слой эпидермиса с образованием пузырей Сохранены камбиальные элементы дермы Поражена кожа на всю толщину Пораженная вся толща кожи и подлежащая ткань
Период ожоговой болезни Ожоговый шок Срок индивидуальный - от 1 до 3 суток Ожоговая токсемия От подъема температуры до нагноения в ранах (около 2 недель) Ожоговая септикотоксемия От нагноения в ранах до заживления ожоговых ран (может длиться даже до года) Реконвалесценция От заживления ожоговых ран до восстановления систем организма
Степень шока Легкая -20% (5%) Средней тяжести 20% (10%) Тяжелая – 50% (20%) Крайне тяжелая 60% (40%)

Площадь поражения – определяется при помощи правила "девяток", правила "ладони", методом Вилявина и Постникова

Осложнения ожоговой болезни – пневмонии, гепатиты, нефриты, артриты, ожоговое истощение, ожоговый сепсис (ранний и поздний),ожоговые контрактуры.

 

ОТМОРОЖЕНИЕ

Местные изменения: Общие изменения:
I степень II степень III степень IV степень Снижение артериального давления, адинамия, заторможенность, апатия, брадипное
Багрово-синюшный цвет кожи, опухание, зуд, парестезии Пузыри, боль, отек Некроз кожи и подкожной клетчатки Некроз кожи, клетчатки и подлежащих тканей

 

ЭЛЕКТРОТРАВМА

 

Местные изменения: Общие изменения:
Метки тока, желто-бурые пятна, электрожоги, кровотечения Головокружение или потеря сознания, ослабление дыхания и сердечной деятельности, фибриляция желудочков, летальный исход

 

Граф логической структуры занятия „ Ожоги, отморожение, электротравма ”

 

       
   
 

 


 

       
 
   
 

 


 

           
     


       
 
   
 



       
   
 


 
 

 
 


       
   

 

Тема №18."Семиотика и диагностика повреждений костей и суставов".

1. Актуальность темы. Техническая оснащенность производства и быта, которая постоянно развивается, к сожалению, не оказывает содействия снижению травматизма. Травматизм забирает человеческую жизнь, здоровье, наносит огромные убытки государству в виде утраченных дней нетрудоспособности. В связи с этим, успешное лечение переломов и вывихов приобретает большую актуальность. Актуальность проблемы еще более возрастает в связи с ее оборонительным значением. Поэтому знание основ диагностики и оказания первой медпомощи больным с переломами и вывихами костей и суставов является обязательным для врача любой специальности.

2. Общая цель занятия:

· Овладеть методикой обследования пострадавшего с переломами и вывихами и методикой чтения рентгенограмм при этой патологии. Усвоить принципы первой медпомощи больному с переломами костей и вывихами суставов, овладеть при этом методами транспортной иммобилизации

3. Для решения общей цели занятия необходимо выделить следующие конкретные цели, исходные знания и умения

Конкретные цели: Уметь: 1. Определять основные клинические проявления переломов и вывихов; 2. Пользоваться клинической классификацией переломов и вывихов; 3. Интерпретировать основные признаки переломов и вывихов на рентгенограммах; 4. Оказывать первую медпомощь пострадавшим с переломами и вывихами. Исходные знания и умения: Уметь: 1.Интерпретировать строение скелета и мышечной структуры человека; (каф. анатомии) 2. Владеть антропометрическим исследованием человека (каф. анатомии)  

4. Примечание: информацию по перечисленным пунктам студенты получают на кафедрах нормальной анатомии и физиологии человека при этом, информацию, необходимую для формирования исходных знаний и умений можно найти в таких пособиях:

П.П. Шапаренко, Л.П. Смольський. Анатомія людини.-К: Здоровُя, 2005.- Т 1.- С. 36-115, 130-200; Т2.- С. 323-370.

 

5. Чтобы Вы смогли понять, отвечает ли исходный уровень знаний и умений необходимому, предлагается выполнить ряд задач, правильность решения которых можно проверить, сравнив с эталонами ответов:

1.В каких частях кости, в зависимости от функции, преимущественно распределяется компактное вещество? а) эпифизах; б) метафизах; в) диафизах; г) апофизах;
2.Укажите классификацию костей   a) трубчатые + губчатые + плоские + смешанные; б) трубчатые + длинные + сесамовидные + плоские; в) плоские + краткие + трубчатые + длинные; г) сесамовидные + плоские + краткие + длинные;
3.Назовите общее количество позвонков, которые составляют позвоночник человека   a) 35 - 38; б) 34 - 36; в) 32 - 34; г) 31 - 40;
4.В какой части трубчатой кости расположена зона роста костей в длину?   a) диафиз; б) метафиз; в) апофиз; г) проксимальный эпифиз; д) дистальный эпифиз;
5.Перечислите в норме поочередно от 1 до 5 пальца кости проксимального ряда запястья   a) ладьевидная + полулунная+трехгранная + гороховидная; б) трапециевидная + ладьевидная + головчастая + трехгранная; в) полулунная + трехгранная + ладьевидная + головчаста; г) головчаста + ладьевидная + полулунная + трехгранная; д) гороховидная + полулунная + ладьевидная + трехгранная;
6.Отметьте признак нетипичный для перелома?   a) боль; б) нарушение функции; в) деформация и укорочение конечности; г) ненормальная подвижность; д) повышение температуры на месте перелома;
7.Как называется сустав, который имеет только две суставные поверхности?   a) комбинированный; б) простой; в) сложный; г) комплексный;
8.Как называют отсутствие движений в суставе?   a) анкилоз; б) контрактура; в) ригидность; г) ротация; д) флексия;

6. После усвоения необходимых исходных знаний и умений переходите к изучению теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

· Значение переломов и вывихов в структуре травматизма. Причины переломов и вывихов;

· Клинические признаки переломов и вывихов. Классификация переломов и вывихов. Осложнение переломов и вывихов;

· Методы обследования больных с переломами и вывихами. Значение рентгенологического метода обследования в их диагностике.

· Рентгенологическая семиотика повреждения костей и суставов.

 

7. Для изучения вышеприведенных теоретических вопросов рекомендуем использовать следующие источники:

Основная литература:

· Загальна хірургія / За ред. С.П. Жученка, М.Джеліби, С.Д.Хіміча.-К.Здоров’я, 1999. - С. 225-240;

· С.В.Петров Общая хирургия.-Санкт-Петербург: Питер, 2002.- С. 472-509.

Дополнительная литература:

· П. Черенько, Н.Н. Ваврик Загальна хірургія. -К. Здоров’я, 1999. - С. 190-217;

· Я.В.Волколаков Общая хирургия. – Рига: "Звайгзне", 1989. - С. 322-360;

· В.А.Дьяченко Рентгендиагностика заболеваний костей и суставов. - М. "Медгиз", 1958. - С.17 - 53;

 

8. Необходимый информационный материал.

Перелом кости (Fractura) -частичное или полное нарушение целостности кости, которое вызвано быстро действующим усилием, которое сопровождается повреждением мягких тканей, или возникло в результате патологического состояния кости (опухоль, остеомиелит и т.д.).

Вывих (Luxatio) -смещение суставных поверхностей костей, которое приводит к нарушению функции сустава.

При сращении костей отмечают следующие варианты последствий переломов:

1) Полное анатомическое и физиологическое восстановление органа;

2) Полное анатомическое восстановление, но ограниченная или плохая функция;

3) Неудачное анатомическое восстановление, но удовлетворительная, или хорошая функция;

4) Неудачное сращение костей с нарушением функции. Укорочение конечности, деформации, продолжительное сращение;

5) Отсутствие сращения (псевдоартроз).

Осложнения могут быть местными и общими и зависят от таких причин: сопутствующие перелому кости повреждения окружающих органов и тканей; неправильное размещение отломков, продолжительная бездеятельность органа и неправильная методика лечения (неполноценная фиксация).

Общие осложнения делятся на три группы: 1) нарушения со стороны окружающих тканей (перелом черепа и повреждение мозговых оболочек, перелом ключицы и повреждение сосудисто-нервного пучка и т.д.); 2) статические нарушения - укорочение, деформации (неправильное положение отломков, недостаточная репозиция и фиксация приводят к несрастанию перелома, развитию ложного сустава или избыточной мозоли, деформации и укорочению конечности). Необоснованно продолжительная иммобилизация и бездеятельность органа приводят к нарушению кровообращения, отеку, тромбозу сосудов, атрофии мышц, пневмониям, пролежням, тугоподвижности суставов, зудековской атрофии костей (декальцификация и стертость структуры кости); 3) инфекция местная и общая (развитие остеомиелитов при лечении переломов открытым путем или вытягиванием, инфекционные осложнения открытых переломов и т.д.)

Местные осложнения характеризуются упорными, иногда на протяжении нескольких лет, болями, отеком и цианозом, мышечной слабостью, ишемической контрактурой Фолькмана, прогрессирующей мышечной атрофией, тугоподвижностью суставов, замедленным образованием костной мозоли и др.

Причины несрастания переломов:

Общие причины: Местные причины:
Анемизация, острые инфекционные заболевания, сифилис, туберкулез, алкоголь, нарушение функции щи- товидной железы, сирингомиелия, переломы, истощение, снижение кальция, авитаминоз С и Д.   Сильное смещение, которое не устранено иммобилизацией, интерпозиция тканей, плохое питание кости, размозжение мягких тканей, множественность повреждения, недостаточная иммобилизация в участке кости, остеомиелит

 

Ложный сустав (псевдоартроз) - стойкая ненормальная подвижность на протяжении кости. Он характеризуется образованием неестественного сустава в участке диафиза кости и всегда является функционально невыгодным для больного. Этим он отличается от нового сустава (неоартроза), который развивается всегда близ естественного сустава, вследствие функционального приспособления вывихнутого или сломанного суставного конца кости к новым анатомическим отношениям и остается функционально удобным для больного. Поэтому ложный сустав, как правило, развивается при переломах, а неоартроз при вывихах, или околосуставных переломах.

 

9. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.161 с.)