Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль ІІ. Общая семиотика, методы диагностики основных патологических процессов в хирургии, курация и основы реабилитации хирургического больного.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Министерство Здравоохранения Украины Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ (методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентов 3 курсов медицинских факультетов) Модуль ІІ. ОБЩАЯ СЕМИОТИКА, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХИРУРГИИ, КУРАЦИЯ И ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО. Под редакцией заведующего кафедрой общей хирургии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького профессора ИВАЩЕНКО ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА Донецк 2008
Модуль II ОБЩАЯ СЕМИОТИКА, МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ХИРУРГИИ, КУРАЦИЯ И ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО. Цели модуля: - уметь провести опрос и физикальное обследование хирургического больного и оценить их результаты; - владеть навыками выполнения медицинских манипуляций и исследований; - уметь оценить результаты лабораторных и инструментальных исследовательский приемов; - определять наиболее распространенные симптомы и синдромы в клинике хирургических болезней; - оценить типичную клиническую картину и владеть принципами лечения ран ожогов, отморожений, хирургической инфекции.
Содержательный модуль №4. Обследование хирургического больного Конкретные цели:
- уметь провести опрос и физикальное обследование хирургического больного; - избрать основные лабораторные, инструментальные и функциональные методы обследования хирургических больных I. Паспортная часть 1. Фамилия, имя и отчество; 2. Пол; 3. Возраст; 4. Дата поступления; 5. Адрес; 6. Специальность и место работы; 7. Семейное положение; 8. Кто доставил, или направил; 9. Диагноз направившего учреждения; 10. Диагноз при поступленнии в клинику; 11. Клинический диагноз (дата установления): основной, осложнение основного, сопутствующие заболевания; 12. Дата операции, название ее. Осложнение во время операции и после операции. Примечание: диагноз, сопутствующие заболевания и осложнения пишут на русском, украинском и латинском языках. ІІ. Жалобы больно го Описывают коротко, собирают их по органам и системами, выделяя в конечном итоге основне и второстепенные жалобы.
III. Анамнез заболевания Анализируют последовательность возникновения и взаимосвязь отдельных признаков заболевания и динамику заболевания в целом. Обнаруживают причины и факторы, благоприятствующие развитию болезни. Интересуются о диагнозе, который был установлен раньше и о проведенном лечение на предыдущих этапах, его эффективности и лекарствах, которое не переносит больной. Изучение динамики заболевания включает информацию о состоянии здоровья и трудоспособности больного до болезни, о продолжительности заболевания и особенности начального периода с поэтапностью развития разных проявлений заболевания. Важно выяснить, были ли периоды улучшения, или ухудшения состояния, с чем это было связано, в какие лечебные зучреждения обращался больной. Врача должны интересовать не только факты из жизнь больного, но и отношение больного к этим фактам. При механических повреждениях необходимо описать условия при которых случилась травма, ее механизм, место нанесения, когда, кем и какая была предоставлена помощь, каким транспортом и через какой срок был доставлен в хирургическое отделение. Накладывался ли жгут и на какой срок. Использовались ли противостолбнячные средства, их дозы. Если больной оперирован, необходимо указать где, когда, и по поводу какого заболевания, ознакомиться с содержанием справки о хирургическом лечении. При поступлении больного с флегмоной, абсцессом, тендовагинитом, панарицием важно определять первичный источник внедрения инфекции, отметить когда заболел, ход заболевания, время появление признаков общей интоксикации организма (лихорадка, озноб, бред). IV. Анамнез жизни Дает более полное представление об особенностях организма, которые очень важны для индивидуализации терапии. Анамнез жизни надо собирать учитывая характер заболевания, личности больного, тяжести его состояния. Общими требованиями к анамнезу жизни должны быть полнота, системность и индивидуализация. В стационаре необходимо проводить подробный опрос, в поликлинике - только основные моменты, которые необходимые для диагноза и лечение. Описывают где родился, как развивался, как прошло детство и юношество. Как учился, когда начал работать и кем теперь работает. Социальные условия жизни (квартира, комната, кровать в общежитии, размер жилой площади, сухое и сырое помещения, теплое, холодное, светлое или темное). Питание регулярное, нерегулярное. Если курит, то с какого возраста и сколько сигарет в день. Употребление алкоголя, с какого времени, систематически, или периодически, или бывают злоупотребления.
С какого возраста начал работать, сколько времени и где. Работа днем, или ночью, в открытом, или закрытом помещении. Вредные условия на производстве: поднятие большых тяжестей, сырость, пыль, недостаточная вентиляция и прочее. Перенесенные повреждения, операции. Половая жизнь, с какого возраста. У женщин выясняют время появления менструаций, цикличность, регулярность, через какое время, обильные, скудные, болезненные, или без боли. Наличие болей, беременность, роды, преждевременные роды, аборты. Сколько в наличии живых детей. Если дети умирали, то от чего. Заболевания у родственников. Обращается внимание на туберкулез, сифилис, рак, психические заболевания, малярию, болезнь Боткина, ВИЧ-инфицирование. V. Общий статус Общее состояние больного, сознание, положение, вид, рост, вес, выражение лица, строение тела, цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, состояние подкожной жировой клетчатки. Обследование лимфатических узлов, мышц, сосудов, костей и суставов, щитовидной железы, языка, зева. Обследование органов грудной полости, сердца, легких. Обследование брюшной полости, мочеполовой и нервной систем. Обследование конечностей. VI. Местный статус Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, определение активных и пассивных движений, другие специальные исследовательские приемы, необходимые для изучения источника заболевания. VII. Диагноз VIII. Вспомогательные методы обследования Лабораторные - обследование крови, мочи, мокроты, кала, желудочного сока, спинномозговой жидкости. Инструментальные - рентгеноскопия и рентгенография, пункция и исследование пунктата, биопсия с последующим гистологическим исследованием - выполняются по показаниям. Эндоскопические, ультразвуковые, томографические, функциональные исследовательские приемы также проводятся по показаниям. IХ. Клинический диагноз Х. Етиология и патогенез заболевания ХI. Лечение: консервативное и оперативное а. Показание к операции (подготовка к операции, которая предполагается обезболивание, объем вмешательства) - предоперационное заключение. б. Описание операции (протокол). Также описывают макроскопические изменения в удаленном из организма препарате, данные гистологического и бактериологического исследования. XII. Послеоперационный диагноз При несовпадении клинического диагноза с операционным, необходимо объяснить причину несовпадения диагноза. XIII. Дневник В дневнике записывают данные о состоянии больного, пульс, артериальное кровяное давление, дыхание, динамику патологического процесса. Отдельной графой записывают назначения, диету, режим. В дневник вносится запись о переливании крови, введенных трансфузионных средах. Подробно описывают послеоперационный период, осложнения. Если больной умер, то в историю болезни вносят данные вскрытия.
XIV. Прогноз Исходя из сведений, полученных при обследовании больного, его лечения, необходимо показать влияние данного заболевания на его следствия и восстановление трудоспособности. XV. Епикриз Краткое содержание лечебно-диагностического процесса на момент выписки больного из стационара с информацией о данных обследования и дальнейшими трудовыми и реабилитационными рекомендациями. Травмы живота КЛАССИФИКАЦИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ: 1) По механизму травмы – открытые и закрытые; 2) По виду травмирующего снаряда – огнестрельные и неогнестрельные; 3) По виду раневого канала – сквозные, слепые, касательные; 4) По отношению к брюшной полости – проникающие и непроникающие; 5) По характеру повреждения органов – с повреждением и без повреждения полых или паренхиматозных органов, органов забрюшинного пространства, магистральных сосудов; 6) По наличию осложнений – осложненные внутрибрюшным кровотечением, перитонитом; 7) По количеству повреждений – одиночные, множественные, объединенные (торакоабдоминальные), комбинированные. Клиника повреждений полых органов. Боль в животе не локализованного характера с возможным усилением в месте повреждения органа. Сухость во рту, снижение давления, тахикардия, которая не отвечает росту температуры, напряжение передней брюшной стенки, положительные симптомы раздражения брюшины, угнетение перистальтики, кровь в кале, исчезновение печеночной тупости. Клиника повреждений паренхиматозных органов. Симптомы кровопотери (слабость, головокружение, жажда, сухость в рту, бледность кожи и слизистых оболочек, снижение давления, тахикардия). Положительный симптом Куленкампфа (мягкий болезненный живот с симптомами раздражения брюшины); симптом "Ваньки - встаньки" (при попытке больного лечь, резко усиливается боль в животе, появляется иррадиация в надплечье); симптом притупления перкуторного звука в пологих местах со смещением границы притупления при повороте больного набок (появляется при наличии в брюшной полости не менее 1 л крови); симптом Хедри - при нажиме на н/3 грудины появляется иррадиация в правое и левое подреберье; симптом "пупка" - при повреждении печени смещения пупка книзу вызывает усиление боли в правому подреберье; при ректальном обследовании обнаруживают нависание и болезненность передней стенки прямой кишки.
Этапы лечения: а) Первая медпомощь – наложение асептических повязок (при выпадении органов брюшной полости запрещается их вправление), обезболивание. б) Первая врачебная помощь – противошоковые мероприятия, скорейшая эвакуация на следующий этап. в) Квалифицированная помощь – диагностические мероприятия, при признаках повреждения органов (рентгенография, лапароцентез, лапароскопия), выполнение лапаротомии, послеоперационная интенсивная терапия, эвакуация на этап специализированной помощи. г) Специализированная помощь - релапаротомия, лечение осложнений. Черепно-мозговая травма КЛАССИФИКАЦИЯ: 1) По механизму травмы – открытые, закрытые; 2) По виду ранящего предмета – огнестрельные (пулевые, осколочные) и неогнестрельные; 3) По виду раневого канала – сквозные, слепые, касательные; 4) По отношению к полости черепа – проникающие (с повреждением твердой мозговой оболочки) и непроникающие; 5) По характеру повреждения органов и тканей – с повреждением и без повреждения покровных тканей, костей, черепа, мозга; 6) По виду повреждение головного мозга – сотрясение, ушиб, сдавление; 7) По локализации – лобовые, затылочные, теменные.
Клиника: Сотрясение головного мозга –общемозговая симптоматика (головная боль, потеря сознания, слабость, ретроградная амнезия, диплопия, тахикардия), отсутствие повреждения костей черепа. Ушиб головного мозга –общемозговая и очаговая симптоматика (парезы, параличи, гиперстезии, анестезии, нарушение функций тазовых органов, менингеальные симптомы, патологические рефлексы, гипотония, брадикардия, гипертермический синдром), возможное повреждение костей черепа. При синдроме сдавлення головного мозга характерными симптомами являются наличие светлого промежутка (рост очаговых симптомов с течением времени) и анизокория. При открытой черепно-мозговой травме вследствие крово- и ликворопотери синдром внутричерепной гипертензии не выражен, быстрое развитие внутричерепной инфекции.
Этапы лечения: а) Первая медпомощь - предотвращение асфиксии и остановки сердца, введение ненаркотических анальгетиков, наложение асептических повязок при открытой травме, быстрая эвакуация в горизонтальном положении. б) Первая врачебная помощь – дегидратация, назначение аналептиков, антибиотиков при открытой травме, искусственная вентиляция легких по показаниям, обезболивание, десенсибилизируюая терапия. в ) Квалифицированная и специализированная помощь – первичная хирургическая обработка при открытой травме и декомпресионные трепанации при синдроме сдавления с дальнейшей дегидратацией и терапией, которая направлена на улучшение мозгового кровообращения (антиагреганты, антикоагулянты).
8. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов: 1) Больной получил травму грудной клетки. Какой метод наиболее точный в уточнении предварительного диагноза гемоторакса?
a) плевральная пункция; б) перкуссия; в) аускультация; г) рентгеноскопия; д) пальпация.
2) Во время аварии больной получил закрытое повреждение органов брюшной полости с тяжелым кровотечением. Повреждение каких органов живота является противопоказанием к обратному переливанию крови во время операции? a) печени; б) селезенки; в) полых органов; г) поджелудочной железы; д) брыжейки ободочной кишки. 3) Выделите наиболее информативный из перечисленных признаков внутрибрюшного кровотечения? a) симптомы раздражения брюшины; б) анемия; в) тупость в пологих местах живота; г) боль в животе; д) данные лапароцентеза.
4) У больного проникающее ранение грудной клетки. Что является обязательным клиническим проявлением пневмоторакса при обследовании? a) наличие крови в плевральной полости; б) накопление эксудата в полости плевры; в) наличие воздуха в плевральной полости; г) наличие подкожной эмфиземы; д) наличие повреждения ребер.
5) Пострадавшая получила ранение во время аварии. При обследовании выявленая подкожная эмфизема грудной клетки. Какой из перечисленных факторов может быть причиной подкожной эмфиземы при тупой травме грудной клетки? a) повреждение бронха; б) повреждение висцеральной плевры; в) кровотечение в плевральную полость; г) разрыв париетальной плевры; д) повреждение перикарда.
6) Назовите какой главный синдром развивается при травматическом повреждении паренхиматозных органов брюшной полости? a) перитонит; б) пневмоперитонеум; в) внутрибрюшная геморагия с острой анемией; г) острая почечная или печеночная недостаточность; д) интоксикация.
7) Какой из перечисленных методов диагностики является наиболее информативным при закрытой травме живота с внутрибрюшным кровотечением? a) лапароскопия; б) лапароцентез; в) обзорная рентгенография органов брюшной полости; г) общий анализ крови; д) компьютерная томография.
8) Пострадавший получил шахтную травму во время взрыва. Извлеченный из под завала через 5 часов с продолжительным здавлением ноги. Какое из перечисленных мероприятий медпомощи выполняется первым при синдроме длительного раздавливания на догоспитальном этапе? a) охлаждение конечности; б) введение сердечно-сосудистых препаратов; в) наложение жгута на конечность; г) иммобилизация конечности; д) футлярная новокаиновая блокада.
9) Какой орган чаще всего повреждается при тупой травме в зоне левого подреберья? a) селезенка; б) левая почка; в) хвост поджелудочной железы; г) толстая кишка; д) желудок.
9. Краткие методические указания к самостоятельной работе студентов На протяжении 15 минут проводят контроль исходного уровня знаний. Потом студенты под контролем преподавателя собирают анамнез и проводят объективное обследование больных с ушибом грудной клетки, тупой травмой живота, сотрясением головного мозга. Если клиника имеет сосудистое отделение или реанимационное изучают больных с острыми постишемическими нарушениями (прототипы синдрома длительного раздавливания), или с позиционным синдромом, если такой больной находится на лечении в отделении. Главное, чтобы студенты при закрытых повреждениях всегда акцентировали внимание на возможные осложнения - повреждение жизненноважных органов и систем. По каждому больному четко формулируют алгоритм оказания неотложной помощи. Оценивают эффективность проведенных мероприятий. В конце занятия подводят итоги с помощью тестового контроля знаний студентов. Эталоны ответов к п.4: 1) в; 2) а; 3) а; 4) в; 5) а; 6) а; 7) в; 8) б.
Граф логической структуры занятия "Закрытые повреждения мягких тканей, черепа, органов грудной клетки и живота"
О Ж О Г О В А Я Б О Л Е З Н Ь
Схема к занятию „ Ожоги, отморожение, электротравма ” О Ж О Г И
Площадь поражения – определяется при помощи правила "девяток", правила "ладони", методом Вилявина и Постникова Осложнения ожоговой болезни – пневмонии, гепатиты, нефриты, артриты, ожоговое истощение, ожоговый сепсис (ранний и поздний),ожоговые контрактуры.
ОТМОРОЖЕНИЕ
ЭЛЕКТРОТРАВМА
Граф логической структуры занятия „ Ожоги, отморожение, электротравма ”
Тема №18."Семиотика и диагностика повреждений костей и суставов". 1. Актуальность темы. Техническая оснащенность производства и быта, которая постоянно развивается, к сожалению, не оказывает содействия снижению травматизма. Травматизм забирает человеческую жизнь, здоровье, наносит огромные убытки государству в виде утраченных дней нетрудоспособности. В связи с этим, успешное лечение переломов и вывихов приобретает большую актуальность. Актуальность проблемы еще более возрастает в связи с ее оборонительным значением. Поэтому знание основ диагностики и оказания первой медпомощи больным с переломами и вывихами костей и суставов является обязательным для врача любой специальности. 2. Общая цель занятия: · Овладеть методикой обследования пострадавшего с переломами и вывихами и методикой чтения рентгенограмм при этой патологии. Усвоить принципы первой медпомощи больному с переломами костей и вывихами суставов, овладеть при этом методами транспортной иммобилизации 3. Для решения общей цели занятия необходимо выделить следующие конкретные цели, исходные знания и умения
4. Примечание: информацию по перечисленным пунктам студенты получают на кафедрах нормальной анатомии и физиологии человека при этом, информацию, необходимую для формирования исходных знаний и умений можно найти в таких пособиях: П.П. Шапаренко, Л.П. Смольський. Анатомія людини.-К: Здоровُя, 2005.- Т 1.- С. 36-115, 130-200; Т2.- С. 323-370.
5. Чтобы Вы смогли понять, отвечает ли исходный уровень знаний и умений необходимому, предлагается выполнить ряд задач, правильность решения которых можно проверить, сравнив с эталонами ответов:
6. После усвоения необходимых исходных знаний и умений переходите к изучению теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности: · Значение переломов и вывихов в структуре травматизма. Причины переломов и вывихов; · Клинические признаки переломов и вывихов. Классификация переломов и вывихов. Осложнение переломов и вывихов; · Методы обследования больных с переломами и вывихами. Значение рентгенологического метода обследования в их диагностике. · Рентгенологическая семиотика повреждения костей и суставов.
7. Для изучения вышеприведенных теоретических вопросов рекомендуем использовать следующие источники: Основная литература: · Загальна хірургія / За ред. С.П. Жученка, М.Джеліби, С.Д.Хіміча.-К.Здоров’я, 1999. - С. 225-240; · С.В.Петров Общая хирургия.-Санкт-Петербург: Питер, 2002.- С. 472-509. Дополнительная литература: · П. Черенько, Н.Н. Ваврик Загальна хірургія. -К. Здоров’я, 1999. - С. 190-217; · Я.В.Волколаков Общая хирургия. – Рига: "Звайгзне", 1989. - С. 322-360; · В.А.Дьяченко Рентгендиагностика заболеваний костей и суставов. - М. "Медгиз", 1958. - С.17 - 53;
8. Необходимый информационный материал. Перелом кости (Fractura) -частичное или полное нарушение целостности кости, которое вызвано быстро действующим усилием, которое сопровождается повреждением мягких тканей, или возникло в результате патологического состояния кости (опухоль, остеомиелит и т.д.). Вывих (Luxatio) -смещение суставных поверхностей костей, которое приводит к нарушению функции сустава. При сращении костей отмечают следующие варианты последствий переломов: 1) Полное анатомическое и физиологическое восстановление органа; 2) Полное анатомическое восстановление, но ограниченная или плохая функция; 3) Неудачное анатомическое восстановление, но удовлетворительная, или хорошая функция; 4) Неудачное сращение костей с нарушением функции. Укорочение конечности, деформации, продолжительное сращение; 5) Отсутствие сращения (псевдоартроз). Осложнения могут быть местными и общими и зависят от таких причин: сопутствующие перелому кости повреждения окружающих органов и тканей; неправильное размещение отломков, продолжительная бездеятельность органа и неправильная методика лечения (неполноценная фиксация). Общие осложнения делятся на три группы: 1) нарушения со стороны окружающих тканей (перелом черепа и повреждение мозговых оболочек, перелом ключицы и повреждение сосудисто-нервного пучка и т.д.); 2) статические нарушения - укорочение, деформации (неправильное положение отломков, недостаточная репозиция и фиксация приводят к несрастанию перелома, развитию ложного сустава или избыточной мозоли, деформации и укорочению конечности). Необоснованно продолжительная иммобилизация и бездеятельность органа приводят к нарушению кровообращения, отеку, тромбозу сосудов, атрофии мышц, пневмониям, пролежням, тугоподвижности суставов, зудековской атрофии костей (декальцификация и стертость структуры кости); 3) инфекция местная и общая (развитие остеомиелитов при лечении переломов открытым путем или вытягиванием, инфекционные осложнения открытых переломов и т.д.) Местные осложнения характеризуются упорными, иногда на протяжении нескольких лет, болями, отеком и цианозом, мышечной слабостью, ишемической контрактурой Фолькмана, прогрессирующей мышечной атрофией, тугоподвижностью суставов, замедленным образованием костной мозоли и др. Причины несрастания переломов:
Ложный сустав (псевдоартроз) - стойкая ненормальная подвижность на протяжении кости. Он характеризуется образованием неестественного сустава в участке диафиза кости и всегда является функционально невыгодным для больного. Этим он отличается от нового сустава (неоартроза), который развивается всегда близ естественного сустава, вследствие функционального приспособления вывихнутого или сломанного суставного конца кости к новым анатомическим отношениям и остается функционально удобным для больного. Поэтому ложный сустав, как правило, развивается при переломах, а неоартроз при вывихах, или околосуставных переломах.
9. С целью контроля изучения рекомендованных учебных материалов предлагаем ответить на ряд вопросов:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.161 с.) |