Теоретические и методические основы БУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические основы БУ.



Осн. док-тами, реглам-щими БУ в РФ, являются ФЗ о БУ №129., Положение о БУ и БО, ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия», действующий План счетов БУ и Инструкция по его прим-ию и др. законод. и нормат. акты.

Основу БУ сост. ББ, счета и дв.запись.

Более широко: Метод. основу орг-ции БУ составляет система способов и определенных приемов, среди которых:

1. Документация – первичная регистрация хо с помощью док-тов в момент и в местах их совершения. Обяз-но – оформление хо перв. док-ми..

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия факт-го наличия им-ва данным БУ. И. проводится с целью обеспечения достоверности показателей БУ и сохранности им-ва п/п.

3. ББ – способ эк-кой группировки и обобщения инф-ции об им-ве и обяз-вах п/п по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило на 1 число.

4. Система счетов и двойная запись – прием, с помощью кот. осущ-ся группировка им-ва, источников образования, хо в БУ. Счет – эк. группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии им-ва, источниках его образования, хозяйственных операциях. Двойная запись – способ регистрации ХО на счетах БУ, каждая ХО записывается в двух счетах БУ в равных суммах.

5. Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

6. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление с/с продукции – способ определения фактических затрат п/п в денежной форме на единицу продукции.

Отчетность – система показателей, харак-щих произв.-хоз-ую и фин-ую д-ть п/п за опр. период (месяц, квартал). В соответствии с ФЗ «О БУ» БО – единая система данных об имущественном и финансовом положении орг-ции и о рез-тах ее хоз-ой д-ти, составляемая на основе данных БУ по установленным формам.

Способы ведения БУ

1. Первичное наблюдение:

- Документирование ХО – сп-б первичной рег-ции ХО, Осн-ный на перв-ом оправдат. док-те

- Инвентаризация - сп-б проверки наличия состояния и оценки им-ва орг-ции путем сопоставления данных БУ и факт-х данных. (при сдаче им-ва в аренду, выкупе и продаже; перед сост-ем год. б/о; при смене мат-отв. лиц; + реорг-ция, стих. бедств., банкр-во, хищения и т.д.)

2. Стоимостное измерение:

- Оценка – сп-б стоимостного измер-ия им-ва.

- Калькулирование – сп-б групп-ки затрат и определения с/с произв-ой пр-ции

3. Текущая группировка:

- Счета БУ

- Двойная запись на счетах

4. Итоговое обобщение:

- Баланс

- Бухгалтерская отчетность

Отличительные особ-ти БУ:

- Дв. запись на счетах

- Сплошной учет всех ХО

- Непрерывность во времени

- Учет ХО на осн-ии первичных оправд. д-тов

- Обобщение данных БУ в ББ и др. формах.

Амортизация ОС

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов ОС погашается посредством начисления Ам.

Нач. с 1-го числа месяца, след. за принятием ОС на учет до полного погаш-ия ст-ти ОС (выбытия).

Не подлеж. Ам.: ОС неком. орг-ций; зем. уч-ки, об-ты прир-польз.; ОС, нах. на консерв.

Ам-ция Ос, сданных в Ар произв-ся ар-дателем.

Начисл-ие Ам. в теч. отч. года произв. равномерно в р-ре 1/12, незав. от сп-ба начисл-ия Ам. Общая S Ам за все время СПИ = перв-ой ст-ти ОС.

Для учета Ам ОС используют пасс. регулир. счет 02.

Способы начисления:

линейный: Ам=перв. ст-ть*Н, Н=100% / СПИ (в годах);

уменьшаемого остатка: год.SАм-ции = коэф. ускор. * Н ам-ции * остат-ую ст-ть ОС.

списание по сумме чисел лет СПИ: год.SАм= перв. ст-ть * число лет до к-ца СПИ / S чисел лет СПИ.

спис-ие ст-ти пропорц-но объему пр-ции (работ): Ам. = первю ст-ть / V пр-ва за год * прдполаг-ый V пр –ции за весь СПИ.

Проводки: Дт 20 (23,25,26, 91/2) Кт 02 –начисл. Ам.

Дт 02 Кт 01(03) – списана Ам.


Предмет БУ. Им-во и обяз-ва орг-ции.

Предметом БУ являются имущество предприятия, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством ХО, происходящих в сфере снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности предприятия.

Имущество, его ист-ки, обязательства и ХО выражаются в денежной оценке и составляют объекты БУ.

Имущество – сов-ть вн/об. и об. активов:

Внеоборотные: ОС; НМА; НЗСтр-во; Дох. влож-ия в мат. цен-ти; Долгоср. фин. влож-ия; ОНА.

Оборотные: (спи<12мес) Сырье и мат-лы; НЗП; ГП; Тов. отгр-ые; НДС; ДЗ; Ден. ср-ва; Краткоср. фин. влож.; Расх. буд. периодов.

Источники:

Собственные: УК; Доб. К-л; Рез. К-л; Нераспр. прибыль; Резерв предст. расх.; Собств-е акции, выкупл-е у акц-ров.

Заемные: Долгоср. обяз-ва (кредиты и займы); ОНО; Краткоср. КЗ (з/п, налоги); Доходы буд. периодов.

 

Финансовый и управленческий учет

Финансовый учет охватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам, т.е. сторонним пользователям.

Осн. цель ФУ – сост-ие фин. д-тов д/внешних польз-лей (налог. органы, аудиторы, etc.). Эта info явл. общедоступной. в ФУ примен. счета и дв. запись, док-ция и инв-ция, в УУ – не всегда. ФУ основан на общепринятых принципах, УУ никак не реглам-ся гос-вом, служит д/орг-ции. В ФУ затраты групп-ся по эк. эл-там (матер. затр., на опл. труда, соц. отчисл-ия, Ам., прочие затр.) В УУ затраты групп-ся по кальк. статьям (сырье и мат-лы, возвр. отходы, раб. и усл. сторонних п/п-ий). В ФУ хоз. д-ть рассм. как единое целое, в УУ – по центрам: затрат, выручки, прибыли и т.д. В ФУ сроки сост-ия отч-ти уст-ны зак-но. в УУ – по мере надоб-ти. Info ФУ отраж. фин. историю орг-ции, УУ - +оценки и планы на будущее.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, используемой для управления в пределах самой фирмы. Основной целью управленческого учета является обеспечение информацией для внутрипроизв-го контроля, планирования и управления.

Основное назначение УУ:

-представление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

-исчисление фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм;

-определение финансовых результатов по проданным изделиям или их группам, новым техническим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

Налоговый учет осущ-ся в целях формирования полной и достоверной инф-ции о порядке учета для целей налогообложения ХО, осущ-ых налогоплательщиком в теч. отч-го (налогового) периода, а также обеспечения инф-цией внутр-х и внеш-х польз-лей д/контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Организационная структура учетного аппарата

От-ть за орг-цию б.у.в фирме, соблю­дение закон-ва при выполнении хоз. операций несет руково­дитель орг-ции. В завис-сти от объема учет. работы руководитель мо­жет: учредить бух. службу как структур. подразделение, возглав­ляемое гл. бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договор. началах ведение б.у. централи­зованной бухг-рии, специализир. орг-ции или бухгалтеру-специалисту; вести б.у. лично. Требуемое кол-во бухгалтеров опред-ся в завис-сти от объемов вырабат-мой инф-ции по кажд. из объектов учета. Расчеты кол-­ва бухгалтеров м.б. сделаны на основе типов. норм времени и норм обслуживания на работы по б.у.. В соот-вии с расчет. кол-вом работников бухг-рии и формир. ее организац. стр-ра. Гл. бухгалтер (фин. директор, бухгалтер малого пред-тия) подчиняется руководителю орг-ции и несет от-ть за формирование учет. политики, ведение б.у., своевременное предоставление полной и достоверной бух. отч-ти. Гл. бухгалтер обеспечивает соответствие осущ-емых хоз. операций действующему закон-ву, контроль за движением имущ-ва и выполнением обяз-в.

 


Основные средства

- это часть имущества, используемая в качестве средств труда при пр-ве пр-ции, (работ/услуг) либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Обязат. условия ОС:

1) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев.

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

ОС по видам: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.

Поступление и оценка ОС

Поступление ОС путем: за плату; Безвозм-но; Вклад в УК; Стр-во подряд./хоз. сп-бом; Бартер; Вклад в совм. д-ть (дог. прост. тов-ва).

ОС приним. к БУ по перв-ой ст-ти.

Факт. затр. первонач. собир. на сч. 08/4 «приобр ОС»

За плату: (Перв. ст-ть = факт. затр. на приобр-ие минус НДС. Факт. затр.: дог. цена б/ндс; инф., конс., услуги; рег. сборы, пошлины,; трансп. расх., вознагражд. поср-кам, %-ты по кредитам и займам, иные затр).

Д 08 - К 60 отр. поступл-ие, ст-ть ОС без НДС;

Д 19/1 К 60 учтен НДС по приобретенным ОС;

Д 60 К 51 оплачено поставщику за ОС;

Д 01 К 08/4 вв. в экспл., прин. к бу по перв. ст-ти;

Д 68/ндс К 19/1 НДС возмещ. из бюджета,

Безвозм-но: перв. ст-ть=тек. рын. ст-ти

Проводки: Д08/4 К 98/2 – отр. тек. рын. ст-ть ОС

Д 01 К 08/4 - вв. в экспл., прин. к бу по перв. ст-ти;

Вклад в УК: перв. ст-ть = ден. оц-ка

Д 75/1 К 80- отр. вел-на УК

Д 08/4 К75/1– погаш. ДЗ уч-ля по вкладу в УК об-та ос

Д 01 К08/4

Оценка и переоц-ка ОС. Различают перв-ую, остат-ую и восст-ую ст-ть ОС.

Постепенно перв. ст-ть откл-ся от ст-ти аналогичных ОС в совр-ых условиях. Поэтому ОС периодически переоц-ся (не чаще 1р в год) и опр-ся их восст. ст-ть.

Переоц-ка м. пров. 2 сп-бами: индексация (Госкомстат), независимая оц-ка.

Д 01 К83 – отр. дооц-ка ОС / Д84 К 01 – уценка ОС

если потом sale: Д83 К84 –дооц-ка спис. на фин.рез.

Д 83 К 02- дооц-ка / Д 02 К 84 уценка начисл-ой Ам.

Движение ОС

Движение ОС связано с осуществлением ХО по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию. Поступление ОС: за плату, безвозм-но, вклад в УК, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее ОС, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Определение ст-ти:

За плату (Перв. ст-ть = факт. затр. на приобр-ие минус НДС. Факт. затр.: дог. цена б/ндс; инф., конс., услуги; рег. сборы, пошлины,; трансп. расх., вознагражд. поср-кам, %-ты по кредитам и займам, иные затр).

Безвозмездно: перв. ст-ть=тек. рын. ст-ти.

Вклад в УК: перв. ст-ть = ден. оц-ка

Поступающие ОС принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки сост-ся акт приемки-передачи ОС.

Операции по списанию ОС оформляют актом на списание ОС.

 


Ремонт ОС

Ремонт Ос м.б. капитальный и текущий. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонт ОС м. осущ-ся хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Затраты по ремонту учит-ся на Осн-нии перв. д-тов по договору подряда, по учету отпуска мат-лов, начисл-ию оплаты труда и т.д.

Рем. подрядным сп-бом:

Д 20 (23,25,26) К60 – отр. ст-ть выполн-х рем. работ б/НДС

Д 19/1 К 60 – отр. НДС со ст-ти рем работ

Ремонт хоз. способом:

Д 20 (23,25,26) К 10 (70,69)– отр. сумма расх-в по провед-ию рем-та.

Организации м. создавать резерв предстоящих расходов на ремонт. Для учета открывается субсчет 96/2 (П) "Резервы предстоящих расходов на ремонт:

Д 20 (23,25,26) Кт 96 – отр. вкл-ие ежемес. расходов на ремонт в резерв предст-щих расх-в

При осущ-ии рем-та: Д 96/рем К 60 (10,70,69) – расх. на ремонт спис. за счет созд-го резерва.

Аренда ОС

Ар. – Осн-ное на дог-ре возмездное временное владение и польз-иеим-вом, кот. не теряет полезных св-в в проц. исп-ния.

Ар. плата уст-ся в виде твердой суммы платежей, или путем предоставления услуг, или доли в произв-мой ар-ром ГП.

Если сдача в Ар не явл. осн. видом д-ти, то дох. отр. на сч. 91 (пбу 9/99), тогда дох. от Ар счится операционным доходом.

Арендодатель

Д 01/ар К 01 –спис. ст-ть им-ва, сданного в Ар.

Д 91/2 К 02 – нач. Ам Ос, сданного в ар.

Д 76/ар К91/1 – нач. ар. плата, выст. сч-ф. ар-ру.

Д 91/2 К68/ндс – нач. НДС с Ар платы

Д 51 К76/ар – нач. ар плата на р/с

Д 68 К51 – нач. – перечисл. НДС в бюджет

Д 91/9 К99 – фин. рез. – прибыль

Д 01/1 К 01/2 – отр. возврат объекта из аренды

Смысл проводок: Ар-датель переводит объект на другой учетный субсчет. В течение всего срока действия договора он получает доходы в виде арендных платежей, из которых платит НДС и погашает суммы амортизации данного объекта.

Арендатор

Д 001 - поступил арендованный объект ОС (дог. цена с НДС);

Д 20 (23,25,26) К 76/ар – нач. Ар плата в затраты на пр-во (без НДС);

Д 19/1 - К 76/ар – отр. НДС с ар платы, как под-щий уплате ар-ру;

Д 76/ар - К 51 – переч. ар. плата ар-лю;

К 001 - объект ОС возвращен арендодателю,

Смысл проводок у арендатора: отражают постановку арендованного объекта на забалансовый учет, начисление текущих арендных платежей (с учетом НДС) и их перечисление арендодателю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.81.21 (0.061 с.)