Глава 7. Методика обучения плаванию детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 7. Методика обучения плаванию детей



При организации и проведении начального обучения детей спортивному плаванию необходимо всегда учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детского орга­низма. Методика начального обучения спортивному плаванию взрослых и детей не имеет особо принципиальных различий. Но, несмотря на это, преподаватель плавания, занимающийся с деть­ми, должен применять методические приемы сообразно с возраст­ными особенностями и возможностями детей.

Метод показа и объяснения особенно широко используется при обучении плаванию детей. В занятиях с детьми младшего возраста показ должен сопровождаться популярным и образным объяснением. Занимаясь с детьми среднего и старшего возрас­тов, надо объяснять полнее и глубже, используя при этом фото­графии и другие наглядные пособия. Необходимо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к показу. Поэтому показ должен быть точным и высококвалифицированным. От качества показа во многом зависит и качество овладения занимающимися техникой спортивного плавания и спортивное будущее учеников.

Метод раздельного и целостного изучения техники спортивно­го плавания успешно применяется в занятиях с детьми любого возраста. Метод упражнений также используется в занятиях с детьми всех возрастов. Однако количество повторений для детей младшего возраста должно быть меньше, так как им нужны бо­лее продолжительные и частые паузы для отдыха. При этом не­обходимо предлагать различные варианты упражнений, так как однообразные упражнения утомляет психику детей, у них ослабевает интерес к ним, что приводит к неряшливому их выполнению.

Дети среднего и старшего возрастов большинство учебных плавательных упражнений могут с успехом выполнять без поддерживающих средств, в то время как дети младшего возраста в начальной стадии обучения большинство упражнений могут вы­полнять только с помощью поддерживающих средств или при поддержке и непосредственной помощи преподавателя. Во вре­мя исполнения упражнений не следует допускать того, чтобы дети неряшливо или неверно выполняли технику плавательных движений. После того как дети овладеют техникой плавания в общей, грубой форме, необходимо повседневно совершенствовать и оттачивать каждое плавательное движение в процессе выпол­нения упражнения.

Дети 5- 6-летнего возраста, как правило, не умеют плавать, и многие из них не могут решиться самостоятельно войти в воду и тем более выполнить даже простое упражнение. При попытках плавать самостоятельно на резиновых плава­тельных кругах они начинают применять движения ногами и руками, сходные с движениями при ходьбе, поднимая при этом голову высоко над водой. В результате этого ноги глубоко погру­жаются в воду, тело принимает почти вертикальное положение, и продвижение в воде становится почти невозможным.

Дети 5-6-летнего возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Показанные и объясненные им упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот пе­риод обучения они особо нуждаются в непосредственной помо­щи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть в воде. Они должны ободрять их своим непосредствен­ным присутствием и помогать им правильно выполнять плава­тельные движения ногами и руками. Так, например, дети держатся руками за край пенного корытца, преподаватель бе­рет их за ноги в области коленных или голеностопных суставов, помогая принять горизонтальное положение, чтобы правильно выполнить движения ногами (рис. 7.1).

При изучении движений руками преподаватель идет по дну сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине или на груди за счет движений ногами, берет его руки у локтевых суставов и помогает ему выполнить движения руками (рис. 7.2). Упражнения выполняют с плавательным поясом, а затем без него.

Прежде чем приступить к изучению техники спортивного плавания, необходимо применить комплекс специальных подго­товительных упражнений, направленных на освоение с водой.

Эти упражнения значительно отличаются от подготовительных упражнений, выполняемых при начальном обучении взрослых и детей среднего и старшего возраста.

Подготовительные упражнения по освоению с водой для детей 5-6-летнего возраста выполняются в такой последовательности:

1. Окунать ребенка в воду (вначале по грудь, затем до пле­чевого пояса и после этого с головой), держа его на руках и погружаясь вместе с ним в воду (рис. 7.3). При этом необходимо обучать ребенка задерживать дыхание на вдохе во время погру­жения под воду.

2. То же, держа ребенка руками, но не погружаясь в воду.

3. Плавать брассом на груди или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, который держится за плечи преподавателя и находится у него за спиной (рис. 7.4).

4. Плавать на спине или ходить по дну, погрузившись до шеи в воду, с ребенком, лежащим на груди, держа его за руки, и с лежащим на спине, держа его за подмышечные впадины или поддерживая за голову.

5. Приучить детей принимать и сохранять горизонтальное положение (на груди и на спине) с помощью преподавателя, который их поддерживает под спину и живот; за руки, прижатые к туловищу; за туловище в области поясницы; за трусы, при различных положениях рук: а) прижаты к туловищу, б) вытянуты вперед, в) одна рука вытянута вперед, другая прижата к туловищу, г) ладони прижаты к затылку, локти развернуты в стороны (только в положении на спине). Эти упражнения выполняются вначале на месте, а затем с перемещением преподавателя по дну.

6. Научить детей сохранять горизонтальное положение на воде (на груди и на спине, с различным положением рук) в скольжении от одного преподавателя к другому (рис. 7.5); от преподавателя к борту и от борта к преподавателю, используя скорость скольжения, сообщенную преподавателем (легкое подталкива­ние) или полученную ребенком за счет отталкивания ногами от борта. Упражнения выполняются с постепенным увеличением расстояния между преподавателями и преподавателем и бортом.

Упражнения 3, 4, 5 и 6 проводятся вначале без движений, а затем с движениями ногами кролем на груди и на спине, которые изучаются в процессе освоения подготовительных упражнений. Упражнения 5 и 6 в положении на груди выполняются с задержкой дыхания на вдохе, а в положении на спине с произвольным дыханием.

Детей младшего возраста следует вначале обучать способу плавания кроль на спине, так как при плавании на груди они не могут быстро освоить ритмичное дыхание. При плавании же на спине в начальной стадии обучения вполне допустимы некоторые нарушения в ритме дыхания.

Технику плавательных движений и их согласование следует изучать в такой последовательности:

1. Изучение движений ногами способами кроль на груди и на спине, с поддерживающими средствами у бортика, и в скольжении при помощи преподавателей и самостоятельно.

2. Плавательные движения ногами при выполнении упражне­ний 3 и 4 из серии подготовительных.

3. То же при выполнении упражнения 5 из серии подготовительных.

4. То же при выполнении упражнения 6 из серии подготовительных.

5..То же, держась за палку, которую преподаватели держат за концы и перемещаются по дну бассейна (рис. 7.6).

6. То же, держась руками за палку, с которой преподаватель идет по борту бассейна (палку, прижатую к туловищу, можно держать под мышкой).

7. То же, скользя поперек бассейна в сопровождении преподавателя, идущего рядом по дну бассейна.

8. Плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног, с различными положениями рук в сопровождении преподавателя, плывущего рядом с ребенком.

9. То же в сопровождении преподавателя, идущего по борту и страхующего ребенка при помощи палки, за которую в случае необходимости ребенок может взяться рукой и восстановить устойчивое положение и продолжать плыть.

10.То же в сопровождении преподавателя, идущего по борту без страховочной палки. Время от времени преподаватель дает ребенку необходимые указания голосом и жестикуляцией, все время подбадривая и поощряя его на проплывание всего бассей­на без остановки.

11.То же под наблюдением преподавателя, стоящего на мес­те, откуда начал плыть ребенок.

12.Групповое плавание поперек и вдоль бассейна на спине с помощью ног (с различными положениями рук) под наблюдени­ем и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна, дающих детям необходимые указания, направленные на соблюдение ими правильного положения тела в воде и правильного выполнения плавательных движений ногами и дыхания.

Когда дети научатся уверенно плавать на спине за счет выполнения плавательных движений ногами, при различных положениях рук, следует перейти к изучению плавательных движений руками и согласования их с движениями ногами и дыханием в следующей последовательности:

1. Изучение плавательных движений руками при поддержке и помощи преподавателя, идущего по дну бассейна сбоку или впереди ребенка, плывущего на спине за счет движений ногами. Преподаватель берет одну или обе руки ребенка в области локтевых суставов и помогает ему выполнять движения руками (см. рис. 7.2).

2. Плавание на спине поперек бассейна в сопровождении пре­подавателя, идущего по дну бассейна рядом с ребенком и пока­зывающего ему движения руками и выполнение вдоха и выдоха.

3. Плавание на спине вдоль бассейна при страховке препода­вателя, плывущего рядом с ребенком.

4. То же в сопровождении преподавателя, идущего по борту бассейна (со страховочной палкой или без нее) и показывающе­го ребенку движения руками и согласование их с дыханием.

5. Групповое плавание на спине поперек и вдоль бассейна под наблюдением и руководством преподавателей, находящихся на бортах бассейна и показывающих детям движения руками и со­гласование их с дыханием.

Перечисленные упражнения делают:

а) с раздельным выполнением плавательного движения отдельно каждой рукой с остановкой ее в исходном положении, другая рука прижата к туловищу или вытянута вперед;

б) с раздельным выполнением попеременных чередований
плавательных движений руками (во время движения одной ру­
кой и остановки ее в исходном положении (вытянутой впереди)
производится полное движение другой рукой) и т. д.;

в) с одновременными движениями рук и остановкой их в ис-
ходном положении (одна рука вытянута вперед, другая вдоль ту­
ловища), т. е. в то время, когда одна рука делает гребковое дви­
жение, другая движется над водой.

После того как дети научатся легко проплывать на спине длину бассейна, сохраняя правильное положение тела и пра­вильно выполняя плавательные движения ногами и руками в со­гласовании с дыханием, необходимо периодически включать в урок упражнения на освоение безостановочного проплывания, постепенно увеличивая расстояние (до 200 м), и на овладение навыками скоростного проплывания коротких отрезков без уче­та времени с оценкой техники плавания.

После того как дети научатся легко и уверенно плавать на спине, следует перейти к изучению способа плавания кроль на груди, выполняя соответствующие упражнения в той же после­довательности. В урок включают также упражнения, направленные на изучение дыхания, согласование дыхания с движениями ног и рук, на согласование движений рук и ног с задержкой дыхания и согласование движений рук, ног и дыхания.

После овладения техникой способов плавания кроль на спи­не и груди изучается техника способа плавания брасс, а затем дельфин.

В специальном мелком детском плавательном бассейне или на детском пляже с ровным мелким дном обучение дошкольного и младшего школьного возраста проводится в той же последовательности. Многие упражнения дети выполняют самостоятельно под руководством и наблюдением преподавателя. Температура воды в зимнем бассейне должна быть 27—29° и 23—26° в открытом водоеме в солнечную погоду.

В процесс обучения плаванию включаются соскоки и прыжки ногами в воду, а также спады головой вперед с борта и стар­товой тумбочки.

1. Соскок в воду по направлению к стоящему на дне препо­давателю, который подхватывает ребенка, окунает его в воду, а затем подталкивает к борту.

2. То же, но преподаватель подхватывает ребенка после того, как он погрузится в воду.

3. То же при страховке преподавателем, но ребенок сам вы­бирается из воды и подплывает к борту.

4. То же, но когда преподаватель стоит на бортике со стра­ховочной палкой.

Вначале упражнения проделывают с резиновым плаватель­ным поясом, а затем без него.

Спады в воду головой вперед выполняются в следующей по­следовательности:

1. Из положения сидя на борту, упираясь стопами в пенное корытце. Туловище до отказа наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой. 5

2. Из положения глубокого приседа, ухватившись пальцами ног за край борта. Туловище наклонено вперед. Руки сомкнуты над головой.

3. То же из положения наклона вперед. Туловище наклоне­но вперед до горизонтального положения. Ноги прямые, руки сомкнуты над головой.

4. То же из положения согнувшись. Туловище наклонено до отказа вперед-вниз. Руки опущены вниз и касаются ладонями голеностопных суставов.

После успешного овладения перечисленными спадами можно перейти к изучению стартового прыжка вначале с борта, а затем со стартовой тумбочки.

Обучение поворотам проводится при непосредственной помо­щи преподавателя, который находится в воде, демонстрирует детям поворот и помогает им выполнять его.

Обучение нырянию с доставанием предметов со дна мелкого бассейна также проходит при непосредственной помощи препо­давателя, который находится в воде, показывает детям, как нужно нырять, находить и доставать предметы со дна. Помогает им овладеть этим навыком, вначале ныряет вместе с каждым ребенком, а затем наблюдает, как они по очереди ныряют без его помощи.

Процесс обучения детей плаванию 9—10 лет в основном аналогичен процессу обучения детей среднего и старшего возраста и взрослых. Однако в первой стадии обучения при проведении общих подготовительных упражнений по освоению с водой и изучению техники движений ногами преподаватели должны находиться в воде, чтобы показывать и помогать детям выполнять изучаемые упражнения, а также поддерживать и страховать их.

Применение игровой формы проведения уроков с различного рода играми и развлечениями в каждом занятии на суше и в воде создает жизнерадостную обстановку на уроке, повышает эмоциональное состояние детей и вызывает у них повышенный интерес к последующим занятиям в бассейне.

Преподаватель должен мобилизовать весь свой опыт, изобретательность и смекалку, чтобы с первых же занятий с малышами организовывать и проводить посильные и доступные игры и развлечения в воде (с использованием поддерживающих средств и без них), организуя и проводя с детьми различного рода хо­роводы и передвижения в воде, игры с мячами и игрушками, игры в пятнашки и т. д.

На начальных этапах обучения с детьми применяются игры, включающие элемент соревнования, которые проводятся на материале подготовительных упражнений по освоению с водой. В дальнейшем используются сюжетно-образные игры, которые требуют предварительного разъяснения на суше. Игры плодотворно сказываются на успешном овладении детьми умением плавать.

Контрольные вопросы:

1.Раскажите о последовательности выполнения подготовительных упражнений по освоению с водой для детей 5-7 лет.

2. В какой последовательности следует обучать плаванию детей дошкольного возраста?

3. Какие учебные прыжки целесообразно изучать детям?

4. Какие методы наиболее целесообразно использовать при обучении плаванию детей?

5. Расскажите о значении игр в обучении детей плаванию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.239.171 (0.026 с.)