Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде.



Основная цель таких мероприятий - пропаганда плавания, привлечение к занятиям новых занимающихся. К ним относятся: массовые водные праздники, открытые старты для всех желающих, показательные выступления спортсменов, массовые заплывы.

Контрольные вопросы:

1. Массовое обучение плаванию как основное направление развития плавания.

2. Чем определяется спортивное значение плавания ?

3. Дайте характеристику профессионально-прикладному плаванию.

4. Дайте характеристику синхронного плавания

5. Дайте характеристику прыжков в воду.

6. Дайте характеристику водного поло.

7. Дайте характеристику подводного спорта.

8. Назовите скоростные виды подводного спорта.

9. Дайте характеристику оздоровительно-реабилитационного плавания.

10. Что такое гидротерапия?


ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЛАВАНИЯ

I. Развитие плавания в мировой истории

Плавание в Древние века

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, являлись источниками добывания пиши, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда. В одной из первых книг по плаванию Т. Мельхесидек 1808 г отмечает « Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью естественно свойственной человеку, а как настоящим искусством, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества». О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин сообщает с гордостью, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном 3400 лет до н.э. дана характеристика движений пловца, плывущего брассом (рис. 2.2).

Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры.Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатого сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами (рис. 2.3). Плавание  использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 году до н. э., повествует о том, что египетские войска потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.

Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девуш­ки, держащей в вытянутых руках чашу - цветок лотоса.

Другой ведущей страной Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, рисующих применение плавания в мирной и военной обстановке (рис. 2.4).

Наивысшее развитие плавание получило в Древней Греции, часть населения которой проживала на берегах и островах теплого Эгейского моря. Такое географическое расположение страны способствовало развитию мореплавания и создавало широкие возможности для применения его в хозяйственной и военной деятельности.

Среди физических упражнений и прикладных навыков, популярных в Древней Греции, плавание занимало одно из первых мест. Так, П.Ф. Лесгафт указывал, что «купанию подвергались занимающиеся как до упражнений, так и после». Оно принадлежало к самым распространенным гигиеническим мерам в Греции и называлось «приготовлением к обеду».

Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества, наряду с чтением и письмом, обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать», применялось для характеристики некультурного человека. О развитии плавания свидетельствует и греческий героический эпос, мифы и сказания. Так, гомеровский Одиссей, когда его плот был разбит волнами, оседлал одно из бревен и «так он два дня и две ночи носим был повсюду шумящим морем и гибель не раз неизбежной казалась», а когда море успокоилось, и он увидел берег и  поплыл быстрей, «он ступить торопился на твердую землю» и благополучно вышел из воды. Из Древней Греции дошла до нас легенда о Леандре, переплывавшем каждую ночь Геллеспонт к своей возлюбленной Геро и погибшем в бурную ночь во время шторма.

Греческий историк Геродот описывает состязания по плаванию на Истмийских играх, посвященные Посейдону. Геродот также рассказывает о замечательном пловце древности Сцилиасе, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 г. до н.э. Сцилиас и его дочь подплыли ночью к вражеским кораблям и перерезали якорные канаты. Погода была штормовая, и многие корабли персов были выброшены на прибрежные рифы. Сцилиас и его дочь проплыли 15 км. За это греки поставили Сцилиасу статую в Дельфах и запечатлели его подвиг в стихах и картинах.

В Греческих гимназиях, служивших воспитанию юношества, строили  бассейны  для занятий плаванием. В Древней Греции плаванием также занимались и девушки, что видно из сохранившегося изображения женской купальни на вазе.

В Древнем Риме плавание применялось как средство закаливания, как военный и прикладной навык. Военно-тренировочные занятия взрослых римлян в возрасте от 17 до 47 лет включали в себя плавание, как без одежды, так и в полном вооружении. Сохранились данные, что каждый воин должен был в совершенстве владеть искусством плавания. Известно также, что знаменитый римский полководец Юлий Цезарь (середина I века до н. э.) в совершенстве владел искусством плавания в доспехах и поощрял этот навык среди солдат, применяя его в своих учебных и военных операциях. Он устраивал грандиозные учебные сражения «Наумахии», в которых воины должны были продемонстрировать умение передвигаться в воде, нырять, сражаться в воде, вести абордажные схватки, атаковать корабли, переправляться вплавь в полном вооружении. Во время воины с галлами в 381-382 гг. н.э. римляне осуществляли связь осажденных городов с союзниками при помощи легионеров - пловцов.

Плавание вошло в быт всех слоев населения Римской империи. Поэт Овидий отмечает, что внук императора Августа обучался плаванию у слуг своего деда. Без сомнения и женщины Рима хорошо умели плавать. Примером служит известный рассказ о матери Нерона, Агриппине, бежавшей вплавь с корабля от преследований своего сына.

В период Римской империи среди общественных сооружений огромное значение имели термы. Они были неотделимы от римского образа жизни и являлись не только банями, но и клубами, где люди разных культурных уровней находили себе занятие по их склонностям, отдыхали и развлекались.

К началу расцвета Римской империи в Риме было 170 терм, государственных и частных. К IV веку нашей эры их насчитывалось уже около тысячи. Особенно выделялись колосса­льные императорские термы. Термы Траяна, возможно построенные императором Аполлодором (110 г. н.э.), представляли собой большой плавательный бассейн, окружённый по периметру многочисленными помещениями для библиотеки, залов для бесед и отдыха, глубокими бассейнами (рис. 2.5). В зале отдыха имелись беговые дорожки, цветники. Прекрасные условия для мытья, отдыха и приятного времяпрепровождения привлекали в термы огромное число людей из средних и низших слоёв римского населения. Наибольшим размахом и пышностью отличались термы Каракаллы, построенные императорами династии Северов в начале III века н.э. Термы Каракаллы с бассейном 450х450 м также включали в себя зрительные места для наблюдения за гимнастическими играми, библиотеки, парковые пространства. Апогеем архитектурного искусства было строительство терм Диоклетиана, начатое в 306 г. н.э.

Плавание и купание настолько глубоко проникло в быт римских патрициев, что они использовали его как средство врачевания. Известно утверждение римского писателя Плиния о том, что «римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию». Будучи любителями различных зрелищ, римляне часто устраивали в специально затапливаемых водой цирках «морские сражения», во время которых бой гладиаторов заканчивался смертельными схватками в воде. Говоря о развитии плавания в Риме, следует сказать, что искусством плавания в этот период владели и другие народы. Жители Европы (славяне, галлы, франки и др.) успешно развивали и применяли его в прикладных и военных целях.

Плавание в Средние века

На смену античному периоду истории пришли средние века, которые для плавания, как и для многих других физических упражнений, явились периодом упадка. В средние века бросание человека в воду было испытанием и, если человек не тонул, а выплывал, то он считался одержимым нечистой силой, т. к. «чистая вода его не приемлет». Искусство плавания лишь изредка показывалось за деньги акробатами и балаганными артистами. Некоторое распространение плавание получило в быту кельтских, славянских и германских племен и было непосредственно связано с военным делом.

Формально плавание было включено в число так называемых «семи рыцарских доблестей», входящих в программу воспитания молодых людей рыцарского сословия. Однако большинство рыцарей плаванием не занимались или занимались очень мало на первой пажеской ступени воспитания. Привилегированное рыцарское сословие предпочитало боевые виды упражнений. Рыцарские доспехи также не способствовали применению плавания в военном деле. Основатель первого рыцарского ордена французский рыцарь из Прованса Годфуа де Преи в IX веке определял плавание в качестве главного требования к членам ордена для усвоения пяти навыков. В связи с этим юно­шам из аристократических семей следовало научиться: ездить верхом, плавать, охотиться, стрелять из лука и сражаться.

Некоторое развитие плавание получает в эпоху Возрождения, но только в отдельных странах. Так, в 1515 году в Венеции проводились первые соревнования по плаванию. К этому периоду следует отнести и выпуск первого печатного руководства, составленного датчанином Николаем Винманном (1538 г.).

Известно, что в школах Японии в 1603 году по приказу императора в кач­естве обязательного предмета было введено обучение плаванию. Создатель основ современного физического воспитания в школе Ян Амос Каменский (чешский мыслитель-гуманист 1592 - 1670 гг.) создал систему физических упражнении: подвижные игры, бег, прыжки, борьба, плавание и попадание копьем в кольцо.

Общественная роль физической культуры в период после буржуазной революции в Англии нашла отражение в деятельности великого мыслителя Джона Локка (1632 - 1704 гг.). Он являлся теоретиком физической культуры джентльменов. Человеку, прежде всего, считал он, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом. Джентльмен, подчеркивал он, должен преодолевать трудности на море, в бою, в общественной и личной жизни. Основной упор в физическом воспитании он делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы.

Период эпохи Французского просвещения, определявший общественные нравы и обычаи Западной Европы к концу XVIII века, сменился периодом контрреформации, что привело к упадку физического воспитания. Так, в Париже в 1657 году было 117 залов для игры в мяч, в 1780 году их осталось 10, а в 1839 году - всего четыре. Плавание и купание в открытых водоемах стало считаться безнравственным делом, а молодежь привилегированных сословий в большинстве своем считала занятия плаванием простонародным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период средневековья охватывающий более двенадцати столетий, плавание не получило заметного развития в странах как Центральной, так и Западной Европы.

Плавание в Новое Время

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе идет крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применяется в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения.

Более широкое распространение и развитие плавание получает в конце XVIII - в начале XIX вв. Во многих военных сухопутных и морских учебных заведениях в Берлине, Вене и Стокгольме плавание включают в число изучаемых предметов.

Разрабатываются специальные инструкции по обучению плаванию для лич­ного состава, открываются и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781 г.), Франции (1787 г.), в Германии (1877 г.).

Делаются первые попытки научного обоснования плавания и мето­дики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди  «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794 г.). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен целый ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.

Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики Гутс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798 г.) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, на спине, нырянию и прыжкам в воду. Эти попытки научного обоснования техники движений нашли продолжение и практическое применение в работе Пфуэля (1817 г.), основателя первых военных школ плавания в Чехии (1810 г.) и Германии (1817 г.). В руководстве «О плавании» Пфуэль подробно разбирал движения способа «а-ля-брасс» и предлагал следующую систему разучивания: сначала - отдельные элементы, затем - движение в целом. Упражнения разучивались отдельно на суше и в воде под команду преподавателя. Изучение элементов движений в воде происходило с помощью поддерживающих средств. Считается, что Гутс-Мутс и Пфуэль впервые ввели раздельное изучение плавания на суше и в воде при помощи поддерживающих средств (удочки, лямки, пояса и др.).

 До середины XIX столетия плавание в основном используется как средство военной подготовки и как гигиеническая процедура. Только в начале второй половины XIX века плавание начинает выделяться в качестве самостоятельного физического упражнения и приобретает спортивное значение.

Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9х13 м был открыт в 1842 году в Вене. Через год бассейн открывается в Ливерпуле, а в 1844 году - в Лондоне. В 1867 году в Лондоне организуется первое общество любителей плавания, а в 1869 году - Ассоциация любителей спортивного плавания. Впоследствии такие же общества - клубы и кружки любителей плавания - начинают возникать и в других странах Европы. Со временем они разрастаются и объединяются в национальные объединения и союзы пловцов отдельных стран. Первые официальные соревнования по плаванию, так называемые чемпионаты, были проведены в Англии в 60-70-х гг. XIX века.

Наиболее распространенными способами плавания того времени был брасс и плавание на боку без выноса обеих рук. Необходимо отметить, что в те годы в Англии техника плавания совершенствовалась несколько быстрее, чем в других странах Европы. Так, в 50-е гг. XIX в. английские пловцы заимствуют у австралийцев и применяют как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости плавания. Пользуясь этим способом попеременно сбрассом, капитан английского флота Мэтью Уэбб в 1875 году впервые переплыл Ла-Манш (34,6 км) за 21 час 44 мин 55 cек (рис. 2.6). Этот проплыв был первым из сверхдальних проплывов спортивного характера, в дальнейшем стал традиционным и повторялся пловцами из различных стран мира. В 1926 году первой из женщин Ла-Манш переплыла Гертруда Эдерле за 14 час 31 мин, а в 1975 году отмечалось 100-летие проплыва М. Уэбба. Из более 3000 пловцов, пытавшихся переплыть Ла-Манш, только 205 смогли завершить дистанцию победным финишем.

В 1873 году появился еще один способ плавания, завезенный в Англию из Южной Африки Джоном Тредженом, в дальнейшем названный его именем. При плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку.  Существенный сдвиг в развитии спортивного плавания произошел после первого первенства Европы в 1890 году и включения плавания в программу первых Олимпийских игр 1896 года.

В начале XX века появляется новый способ плавания - кроль, культивируемый туземцами Австралии и островов Тихого океана. Впервые на соревнованиях его продемонстрировал  Алек Викхем. В процессе совершенствования были доказаны преимущества кроля и возможность использования его на коротких дистанциях.

Во второй половине XIX века получают распространение и новые виды плавательного спорта. Так, в 70-х годах в Англии начинает культивироваться игра в водное поло, первоначально возникшая как пародия игры в поло на лошадях, распространенной с древних времен у монголов. Первый матч был проведен в 1869 году в Англии. В 1876 году были составлены первые правила этой игры, и впоследствии она получает широкое распространение в других странах Европы. Начиная с 1904 года, водное поло включено в программу Олимпийских игр.

Во второй половине XIX века получают развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовались как средство развлечения, трюкачество. Прыгали с висячих мостов, мачт кораблей на велосипедах, в узкие колодцы. В дальнейшем, на первом месте в развитии спортивных прыжков с трамплина была Германия. Именно ее представители занимали первые места на крупнейших международных соревнованиях конца XIX и начала XX вв.

В 1908 году в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Следует заметить, что до 1908 года соревнования по плаванию, включая I, II и III Олимпийские игры, проходили по разным программам. Отсутствовали единые правила соревнований, формы организации, проведения и судейства. Не велась регистрация высших достижений, не были установлены определенные дистанции, на которых разыгрывалось первенство, а также порядок их прохождения. Организованная Международная федерация любителей плавания разработала единые международные правила по всем видам плавательного спорта, определила круг дистанций, на которых должны были регистрироваться мировые рекорды правила проплывания отдельных способов плавания, завела учет рекордных результатов и утвердила программу крупнейших международных соревнований.

Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне, соревнования по плаванию проводились уже  по общепринятым единым правилам. Начали складываться  определенные традиции, касающиеся порядка открытия соревнований, последовательности проведения отдельных номеров программы. Женские мировые рекорды на большинстве дистанций стали фиксироваться только после первой мировой войны, так как в первых четырех Олимпийских играх женщины участия не принимали.

Период 20-30-х гг. характеризуется усиленным развитием спортивного плавания.  К 1920 году большинство сильнейших пловцов мира осваивают шестиударное согласование движений при плавании кролем на груди, что дало возможность значительно улучшить результаты в плавании на всех дистанциях вольным стилем. В частности, в 1922 году Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 минуты (59,8 сек), а в 1928 году - установил новый мировой рекорд - 57,6 сек, продержавшийся 8 лет (рис. 2.7). Ведущие пловцы мира начали применять кроль на спине, что в значительной степени повысило их результаты.

В 1926 голу была организована Европейская любительская лига плавания, которая начинает проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло.

В 1927 году появился новый способ плавания - баттерфляй, который до 1953 года по международным правилам применялся на соревнованиях как скоростная разновидность брасса. Впервые эту технику разновидности брасса, в которой подготовительные движения руками осуществлялись над водой, показал немецкий пловец Эрих Радемахер (рис. 2.8). В дальнейшем технику плавания способом баттерфляй успешно совершенствовали выдающиеся советские пловцы Л. Мешков и С. Бойченко. Волнообразное движение ногами - дельфин, впервые в 1935 году продемонстрировал американец Д. Зиг.

Из-за второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостанавливается. В этот период лишь американские пловцы не прекращают своей спортивной деятельности и устанавливают ряд мировых рекордов. Это сказалось на их успешном выступлении на XIV Олимпийских играх в 1948 г. в Лондоне, где они победили на всех дистанциях у мужчин и на двух - у женщин.

Объективным показателем развития плавания в той или иной стране являются спортивные результаты, показанные спортсменами на международных соревнованиях. Крупнейшими международными со­ревнованиями являются Олимпийские игры, поэтому в дальнейшем развитие плавательного спорта будет рассматриваться, исходя из результатов выступления пловцов на Олимпиадах.

Развитие плавания в России

Плавание в Древней Руси

Плавание как навык получило довольно широкое распространение среди древних народов, населяющих территорию нашей страны и, в первую очередь, среди славян.  Распространению плавания способствовало географическое положение, тёплый климат, особенно в южных районах, где были первые поселения славян, на берегах природных водоёмов – морей, рек и озёр, которыми богата Русь.

Древние славяне с любовью относились к воде. Купание и омовение соединялись у них с религиозными обрядами. Воде с незапамятных времён предавалась в Руси сила плодородия. В некоторых местах соблюдался обычай молиться над родниками. По народным поверьям, в каждом озере и реке жил Водяной. Под его властью были не только рыбы и русалки, но и все, кому приходилось жить дарами воды. Он оказывал покровительство: берег пловцов, посылал добрый улов, следил за уровнем воды. И, наконец, праздник, где вода - именинница - День Ивана Купала (7 июля), в этот день наши предки собирали травы, купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов и болезней.

У древних славян всевышний бог олицетворялся в виде трёх стихийных сил, одним из представителей которых был Варун - бог воды. Разнообразные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, пчеловодство, различные ремёсла, промыслы были тесно связаны с водой. В летнюю жару купание и плавание были любимыми забавами и гигиеническими средствами самых широких слоев населения независимо от пола, возраста и имущественного положения. В России развитие представления о закаливании находим в таких памятниках, как «Поучение Владимира Мономаха», где даются рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закалёнными.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что славяне легко переправлялись через реки, мужественно выдерживали пребывание в воде. Будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально подготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходившие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью, иногда в течение многих часов.

Киевская Русь была великой державой с высокой культурой и самобытной системой физического воспитания населения, органично связанной с трудовой деятельностью и воинской подготовкой, которой было охвачено всё население, тогда как на западе физическое воспитание было доступно лишь рыцарскому сословию.

В самобытной системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью, плавание занимало почётное место наряду с такими упражнениями, как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика.

Н.М. Карамзин описывает осаду города Брянска Лжедмитрием II (1608 г.): «Русские воины бросились вплавь через реку на помощь осаждённым, они плыли, разгребая лёд, под выстрелами неприятеля, изумленного такой смелостью».

В византийских рукописях отмечено, что одна из многочисленных групп народов мира - славяне - с успехом владеет искусством плавания. Византийский военачальник Маврикий отмечает, что древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде».

Большой интерес составляют и материалы о том, как при походах на Византию в X веке князь Олег проводил многочисленную дружину на челнах по Днепру и Чёрному морю. Во время боёв, когда византийцы ухитрялись поджигать судна славян горючим, которое перебрасывали в специальных горшках, славяне кидались в воду и проплывали в полном обмундировании сотни метров, добираясь до вражеских судов, чтобы продолжить борьбу с врагом.

В России был широко распространён такой религиозный обычай: в день крещения 6 января ( по старому стилю) мужчины ныряли в воду за брошенным туда крестом, и каждый плавал, стараясь найти его первым.

В старинной Ипатьевской летописи запечатлен замечательный патриотический подвиг русского отрока-пловца, совершенный в 968 году, который, несмотря на преследования врагов, переплыл из внезапно осажденного печенегами Киева на другой берег Днепра. Он добрался до военного стана князя Святослава и сообщил ему о нашествии врага. Князь вернулся с дружиной в Киев, в результате кочевники были разбиты. Так столица была спасена от разграбления и разрушения, а население от истребления и плена.

Известный советский специалист в области гигиены и физического воспитания И. М. Саркизов–Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболеваниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела».

Итак, плавание в Древней Руси было всегда известно славянам и носило бытовой характер, как средство добывания пищи и поддержания гигиены и как средство защиты от нападений и удобный способ сообщения и торговли.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.023 с.)