Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Преподобный Порфирий Кавсокаливит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Преподобный Порфирий Кавсокаливит



Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Поучения

Часть II. Тайна молитвы

Кто хочет стать христианином, сначала должен развить чуткость – стать поэтом

Душа христианина должна быть тонокой (лепты), чувствительной (евайстыты), чуткой – восприимчивой (айстыматыки), она должна парить, пребывать в духовной реальности8; летать в бесконечности, среди звезд, в величии Божием, в молчании.

Кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Это несомненно! Но для этого сердце должно ожить через страдание (понос): любить и страдать, страдать за того, кого любишь… Потому что любовь устремляет на труд ради возлюбленного.

Всю ночь он бегает, не спит, сбивает в кровь ноги, чтобы встретиться с любимым… Одержимый любовью, он жертвует всем, не считается ни с чем – ни с угрозами, ни с трудностями…

Любовь ко Христу – это иная, бесконечно высокая вещь!

Что такое Любовь?

Когда мы говорим «любовь», то имеем в виду не приобретенные как заслуги добродетели, а чистое сердце, любящее Христа и людей. Вот где цель! Всё будем обращать к этому!

Смотрите, например, мы видим мать с ребеночком в объятиях, видим, как ее душа любит и целует его? Мы видим, как сияет ее лицо, когда она держит своего ангелочка?

Все это производит впечатление на человека Божия, он это подмечает и в сердечном порыве говорит: «Вот бы и мне иметь такую жажду Бога моего, Христа моего, Божией Матери, святых наших!» Да, так мы должны возлюбить Христа, Бога. Ты желаешь этого, хочешь стяжать по благодати Божией.

Но разве у нас в душе есть пламень о Христе? Когда нам тяжело, спешим ли мы отдохнуть в молитве к Любимому? Или принуждаем себя и говорим: «О, мне снова нужно молиться и читать правило…»? Чего нам недостает, почему у нас такие чувства? Потому что нет Божественной любви. Цены у такой молитвы нет. Простите меня за то, что я сейчас скажу, но я думаю, такая молитва может даже приносит вред…

Бывает сверх – чувствительность (евайстесиа) не духовная, а душевная, соединяющая с темным миром

Однажды отец Порфирий сказал мне:

– Детка, единственный твой недостаток состоит в том, что ты страшно чувствительный (тромера евайститос) и не выносишь (дехесе) никаких обид. Такую чувствительность ты унаследовал от своего отца, иерея Яниса, и в этом нет твоей вины.

Но чрезмерная (мегали) чувствительность – это нехорошая вещь. Хотя для окружающих, а именно, для тех, кто своим удивлением развивает ее в тебе и эксплуатирует (екметалевонде) в своих, часто крайне низких целях, она кажется важной и выгодной способностью, необыкновенным даром. В то время, как для тех, кто имеет ее, нет ничего хуже, чем обладать повышенной чувствительностью (евайстесиа)!

Имей в виду, что она является первопричиной всех заболеваний! Ведь эта чувствительность (евайстесиа) не духовная, а душевная, соединяющая тебя с темным миром. Эти услуги платные… Ты платишь за это собой!

Поэтому старайся от нее избавиться (аповалис), или по крайне мере как-то ее ограничить (периорисис). Иначе ты будешь причинять вред и самому себе, близким и своей семье, которая в конечном счете ничего тебе не должна и ничем не навлекла на себя тех мучений, которым ты ее подвергаешь, причем (малиста), без всякой причины.

Что же касается обид, то никто их не принимает с радостью, тем более ты, с твоей гордостью и твоими претензиями чтобы «как ты никого не обижаешь, так и тебя никто не обижал». Но в наше время так не бывает! Все мы являемся жертвами оскорблений и обид, возводимых на нас другими…

Пойми, когда я говорю об обидах и о том, что нужно их терпеть, – что имею в виду? Ты должен знать лучше меня своременный нравственный, моральный упадок, или можно сказать, презрение к любому авторитету, наблюдаемое в современном обществе.

Детка, скажи мне, разве можно что-то сделать с этими людьми? Можно поставить ситуацию под контроль? Конечно нет. Правильно и справедливо было бы, чтобы человек никого не оскорблял и сам никем не был оскорбляем…

Это очень сложно, но нельзя сказать что недостижимо. Именно к этому сейчас стремится Церковь Христова.

Тем не менее, бывают и случаи попущения (попущения) от Бога для испытания нашей веры и нашей стойкости. И знаешь, дитя мое, почему? Потому что теоретически мы все знаем… По теории у всех у нас одинаковая успеваемость, у всех у нас стоит высший бал. Тогда как на практике мы постоянно терпим неудачу…И крайне мало людей, которые ухватывают в христианстве самую суть!

Ты сейчас меня спросишь: «А ты-то сам, Батюшка, теорию претворяешь в практику?» Эх, что тебе на это сказать, детка? Всю свою жизнь я борюсь за то, чтобы следовать воле Божией. Насколько я в этом преуспел, это мне неизвестно. Один Бог знает… Я тебе уже говорил: только по милости Божией мы спасемся.

Ну что, теперь ты понимаешь, что твоя чуткость – опасная вещь, или ты все еще продолжаешь «чувствовать», что я тебя не люблю?

«Толстокожие» души

Если душа испортится и станет недостойной любви Христовой, то Христос прерывает отношения с ней, потому что не желает, чтобы «толстокожие» души были рядом с Ним…

Душа снова должна прийти в себя, чтобы стать достойной Христа, покаяться «до семижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22). Истинное покаяние принесет освящение. Не говори: «Ушли мои годы впустую, я недостоин и т. д…» Но ты можешь сказать: «Помню и я пустые дни, когда я был далек от Бога…»

И в моей жизни иногда были праздные дни. Мне было двенадцать лет, когда я уехал на Святую Гору. Разве это не годы? Я, конечно, был маленьким ребенком, но я жил двенадцать лет вдали от Бога. Так много лет!

Послушайте, что говорит Игнатий Брянчанинов в своей книге «Сыне мой, даждь ми свое сердце»:

Ибо всякое делание телесное и духовное, не имеющее болезни и труда, никогда не приносит плода человеку, который проходит, это делание, потому что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12), под понуждением разумей телесное во всем болезненное чувство…

 

Счастливый брак

Как-то раз я спросил Старца: «Геронда, душевно-телесное влечение, возникающее между мужчиной и женщиной демонического происхождения?» На что он мне уклончиво ответил:

– «Иногда – да, иногда – нет. Видишь ли, все зависит от обстоятельств…».

В следующую нашу встречу я вернулся к своему вопросу, и отец Порфирий ответил мне более определенно:

– «Ты знаешь, – сказал он, – что то, что называют счастливыми браками действительно имеет место. Но чтобы брак оказался счастливым от супругов требуется соблюдение одного условия: они должны приобрести духовное богатство, любя Христа и соблюдая Его заповеди. Тайна в том, что это счастье возможно только во Христе! Тогда-то они по-настоящему полюбят и друг друга, и лишь только тогда они будут счастливы. В противном случае они будут душевно бедны, (как бы на батарейках, пока не кончится заряд) они не смогут никому подарить любовь, их будут терзать бесовские приражения которые и сделают их несчастными».

Другой раз Геронда объяснил это наглядно.

– «Я слышал, Геронда, – сказал я ему, – что проблема неудовлетворенности чувственных и эмоциональных желаний между двумя полами остается неразрешенной, и решает ее только могила».

Отец Порфирий немедленно возразил:

– «Нет – нет, не называй это проблемой! Это не так!"…

Он сделал рукой жест похожий на взлетающий самолет. Его рука неторопливо двигалась по одеялу, потом стала постепенно отрываться от него, и наконец простерлась к небу.

Этот образ предложенный Старцем прямо противоположен романтическим описаниям пламенной любви, которая начинается с заоблачных высот, но затем мало по малу теряет высоту и оканчивается вынужденной посадкой. Образ, предложенный Старцем, напрямую был связан с «духовным богатством» наличие или отсутствие которого соответственно влечет вверх или в низ.

История одной любви

Послушайте кое-что интересное…

Я расскажу вам одну историю. Димитрий и Мария были брат и сестра. А Георгий, по профессии врач, был другом Димитрия, и часто заходил к нему в гости. Спустя какое-то время Мария открыла брату свою тайну… Она была безумно влюблена в Георгия. Всякий раз при виде его она страдала, её бросало в пот, сердце болело, руки и ноги сильно тряслись.

Поэтому она попросила брата больше не приводить Георгия домой, чтобы ей напрасно не мучаться, поскольку семья Георгия была богаче и в социальном плане стояла выше их семьи. Они никогда бы не приняли в свой дом невесткой бедную и незаметную Марию.

С тех пор Димитрий под разными предлогами перестал приглашать Георгия в дом, и они встречались с ним в саду…

Мария пришла ко мне. Здесь она открыла своё сердце рассказав мне о своём несчастье, и я посоветовал ей:

– Горячо молись, особенно ночью, незадолго до рассвета – это самый важный час в молитве, молись ростирая руки к Богу и прося Его, чтобы свершилась воля Его.

Мария последовала моему совету…

Прошло совсем немного времени, и Георгий посетовал Димитрию на то, что тот непонятно почему изменил к нему свое отношение: стал его избегать и больше не приглашает его в гости в дом. Димитрий все рассказал ему, рассказал о страданиях своей сестры. Услышав это Георгий не смог сдержать слез и признался ему, что и он страдает: что он очень любит Марию, и поэтому уже давно каждое утро, когда он просыпается на рассвете, перед его глазами встает Мария.

Это было как раз те часы, когда Мария молилась согласно моему совету! Так по горячей молитве открылось тайное чувство двух прекрасных молодых людей. Вначале родители Георгия возражали против их свадьбы, но в конце концов она состоялась!

Был и совершенно другой случай, прямо противоположный, о котором рассказал сам Старец:

– Однажды ко мне пришёл юноша, и открыл мне, что когда он летом плыл на корабле, то столкнулся с одной красивой и привлекательной девушкой. Эта встреча произвела на него очень сильное впечатление, он был потрясен… Я видел, что было у него в душе, и говорю ему:

«Дорогой ты мой, с такой чувствительностью, которой наделил тебя Бог, если бы ты правильно ее направил к Богу, ты уже сейчас был бы святым…».

Другой духовник наверняка бы из этого случая почерпнул повод для того чтобы испепелить грешника. Но отец Порфирий воспользовался им для того, чтобы открыть молодому человеку его божественный дар повышенной чувствительности, показать ему возможность стяжать святость через это дарование. «Любовию любовь сокрушая, и огонь огнём невещественным угашая"…

Бескорыстие и чуткость

Молиться можно только при помощи Божественной благодати. Ни одна молитва не может состояться без Божественной благодати. Вспомните Премудрость Сирахову:

«Будет похвала произнесена мудростью, и Господь благопоспешит ей»(Сир. 15, 10).

То есть лишь тот, кто обладает Божественной премудростью, может как должно прославить Бога. И только Господь дает для этого благодать. Когда приходит благодать, когда приходит любовь, тогда произносишь имя Христово и им наполняются ум и сердце.

Тем не менее, эта любовь, эта жажда имеет степени. Когда живешь этой любовью, желаешь стяжать духовное – не только в состоянии бодрствования, но и во сне! Все делай в любви, пребывай, двигайся (на кинисе) в любви. С любовью к Богу выполняй любой труд. Чувствуй любовь, признательность Богу, и не имей мыслей о том, чтобы преуспеть в чем – либо, забудь понятие – «успех».

Ценно именно то, чтобы творить молитву чутко, в состоянии умиления (В р.п.: с душевной нежностью), с любовью, с пламенным желанием, и тогда она не покажется тебе утомительной, подобно тому, как при словах «мама моя, папа мой» чувствуешь полный покой.

Итак, не нужно напряжение (виа), чтобы стяжать молитву. Не нужно говорить: «Я буду подвизаться, чтобы стяжать молитву и заработать рай». Не думай, что на небе ты получишь во сто крат больше. Твори молитву без расчета, без скрытого корыстного умысла, не для того, чтобы что-то приобрести. И если сделаешь даже тысячу поклонов, чтобы войти в рай, это не имеет достоинства. Забудь слово – «выгода».

Делай это по любви, и если Бог захочет поместить тебя в ад, то пусть делает так, как хочет. Это и значит – бескорыстие.

Умный и разумный (ексипнос)

(Он назвал меня по имени не спросив о нем. Вчера когда меня представили отцу Порфирию мое имя тоже не называли. Я был поражен).

Тот, кто подобно монаху отдает Христу свое сердце, становится иным человеком. Его ум отверзается, он становится иным человеком. Его ум отверзается, его наполняет Христос. Что ты об этом думаешь? Понимаешь ли это? Все это, конечно, во Христе! И когда его ум и сердце преисполнены Христа, тогда этот человек становится мудрым (софос) и разумным (ексипнос). Дух Божий научает его всему.

Что такое – разумный? Я сказал разумным (ексипнос) не в том смысле как это понимают в миру – умным: то есть способным своими ответами «заткнуть за пояс» любого, успешно устраивающим все в своей жизни (канонизондас) или справляющимся с какой-либо работой лучше чем другие. – Нет – нет! Но как это объяснить?!

Разумный (ексипнос), встречаясь на своем пути с трудностями, не теряется, не впадает в отчаяние, но обращаясь ко Христу, Который обитает в нем, легко находит самые лучшие, легкие пути их преодоления, не терпя при этом никакого внутреннего ущерба… Ты понимаешь меня, Георгий?

Человек разумный (ексипнос), уже предал свое сердце Христу, и не страдает, какие бы трудности не встретились на его пути. Он радуется, он преисполнен внутренней радости. Он энергичен, но осторожен, и не делает ошибок и промахов. Его ум, руки, ноги – все движимо благодатью Божией. Это есть разумность (ексипнос).

И неужели возможно чтобы он был простаком? Конечно, бывают и случаи когда он должен прикинуться простаком Христа ради…

Он может молчать, не от незнания, а от глубокого знания, имея некую сокровенную цель. Он может делать вид, что он не понял, что он не знает – видя, что это принесет благо. Это есть разумность (ексипнос).

Мало по малу этому его будет научать Сам Дух Святой. Потому что когда в нас вселяется Христос, мы перестаем сами устраивать свою жизнь по общим правилам (канонизондас). В нас живет Христос, и Он берет все на Себя (канонизи)!

Умная молитва

Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я должен преуспеть (катаферо) в молитве, я достигну ее». Потому что, ставя молитву как цель, мы приходим к эгоизму и гордости.

Конечно, необходим долгий опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здравомыслие, чтобы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» – портит все… Чем нам гордиться? У нас нет ничего своего… Это все очень тонкие вещи (лепта), но крайне важные.

Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов (икона). Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться нужно безобразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Именно так к нашему действию примешивается темная энергия, поэтому образ важно отсечь. Ведь благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ (паремболес) и так управляет нашим сознанием.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не на устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал то там, то тут. Спокойным образом мы поместим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем!

Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелести, молитесь со вниманием и посвящением себя Христу. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение света, и в прелесть, и в умственное расстройство.

Пример прелести ученика прп. Макария

Я вам расскажу один пример прелести ученика прп. Макария:

Старец, святой Макарий, пошел со своим послушником на праздник. Послушник шел впереди. Он был еще новоначальным, и ревность была у него новоначальная. Итак, на пути он встречает идолопоклонника, языческого жреца. Послушник стал с ним говорить дурно и сказал:

– Куда идешь ты, заблудший?

Тогда жрец разгневался и избил его почти до бесчувственного состояния… Через некоторое время встречает он старца. Авва Макарий, богоносец, как только увидел его таким взволнованным, спрашивает его:

– Человек Божий, куда идешь? Тот, лишь заслышав такие слова, смягчился, подошел к нему и говорит:

– Твое слово меня усладило… А почему ты спрашиваешь?

– Да вот, – говорит ему отец Макарий, – вижу, что ты спешишь, да только не знаешь, куда спешишь…

Но это он сказал по – братски, смиренно и с любовью!

Идолослужитель говорит:

– Слова твои, когда говоришь, открывают мое сердце. Но один человек здесь, совсем недавно, сказал мне противоположные слова, и я жестоко побил его.

Святой Макарий так здорово с ним стал говорить, что постепенно человек тот изменил свою веру, стал монахом и спасся. Таким хорошим обращением он передал ему добрый дух. Он передал нетварную энергию, которая вошла в душу идолослужнтеля. В то время как другой, его послушник, передал ему гневливый дух, дух смущения, который был в нем…

Видите, что такое прелесть? Когда у тебя есть старец, тогда прелесть не страшна. Когда у тебя есть старец добрый, богоносный, тогда научаешься таинствам молитвы. Ты молишься вместе со старцем и постепенно начинаешь входить в духовную жизнь и молиться так, как старец.

Он не может тебе сказать: «Делай то-то и то-то…» Что видишь у него, делай и ты. Приходишь к старцу, и он говорит тебе об умной молитве. Ты должен знать, что если он сам не имеет такого опыта, то ничему не сможет научить.

Самоубийство

– Старче, я прошу Вас дать мне какое-то напутствие, что Вы считаете нужным, – сказал Старцу один навестивший его монах.

Отец Порфирий спросил:

– А ты куда сейчас собираешься (пу фа пас)?

– Мой Геронда разрешил мен посетить моих родных на острове Эвбее…

– Что? Чьих родных?!

– Моих родителей и разных родственников по плоти.

Тогда Геронда стал меня расспрашивать о моих родных:

– А ты знаешь, что у одного твоего родственника, такого-то, есть проблема?

– Я, Геронда, и со своими проблемами не могу разобраться. Откуда же мне знать, какие трудности у этого моего родственника.

– А я с помощью Божией знаю… У него то…, и то…, и то… Но хуже всего то, что он принял вот какой помысел. – При последних словах Геронда сложил руки над головой, и показал, как ныряльщик прыгает в воду. Затем он пояснил мне, что у него есть помыслы о самоубийстве. Тогда я спросил:

– Так что же, когда я его увижу, передать ему ваши слова?

– Для этого то я и начал этот разговор. Передай ему то, о чем мы беседовали, и скажи, чтобы он ходил в церковь. Тогда все это отойдет и он будет спасен. Не задерживайся слишком надолго у своих родных. Скажи им, что ты в молитве постоянно видишь всех их, и если они хотят, чтобы ты был рядом, то пусть и они начнут молиться. Тогда у вас и будет единение – в молитве.

Покинув отца Порфирия и приехал к своим родным и рассказал родственнику, о котором мы беседовали со Старцем все, что последний открыл мне о нем. На него мои слова произвели сильное впечатление и через несколько дней он сам посетил Старца.

– Геронда, – сказал он, – я тот самый человек, которому вы передали через отца Христодула то-то и то-то и то-то.

– Да, ну! Это я ему все это сказал? – изумился отец Порфирий.

– Да, это сказали ему Вы…

– Э – ээ детка (педаки), я не помню, чтобы говорил что – то подобное…

Геронда был совершенно прав, потому что через него действовал Христос, а он просто говорил. С этого времени мой родственник, о котором идет речь, стал ходить в храм и решился прийти на исповедь. Таким образом, благодаря вмешательству Старца, он избавился от всех своих проблем.

Молитва – это движение, путь (о тропос), откровение (анигма), ощущение сердца (эстима), духовные объятия старца (то ангальясма)

Если старец имел опыт умной молитвы и живет ею, то в этом случае начинается таинство! Таинство состоит в том, что научаемый не только слышит его слова, но видит и то, как открывается его сердце, как он умным образом беседует с Богом. Душа его видит душечку (психуля) старца…

Не только видит, но и душа с душой приискренне общается (эпикинонизи) и одна чувствует состояние другой невыразимым тонким чутьем. Он таинственно познает (ниофи), как из душевного состояния рождаются внешние проявления молитвы, ее «оболочка» («и форма» – в кавычках), как Божественная благодать погружает душу в молитвенное состояние15.

Это не простая вещь. Это учеба! Хотя мы говорим, что молитве не учатся, но действительно учатся, когда живешь рядом с кем – то, кто действительно молится. Когда берешь и читаешь книгу о молитве, то, наверное, ничего не понимаешь.

Но когда рядом с тобой старец, который молится, что бы он ни сказал тебе о молитве, ты понимаешь (не умом, а сердцем), проникаешься этим, входишь в молитву, молишься и, сам того не замечая, входишь в Богообщение. Ведь молитва – это не действие ума, тем более не книга, не знание… Нет! Молитва – это движение, путь (о тропос), отрковение (анигма), ощущение сердца (эстима), духовные объятия старца (то ангальясма)16.

Вот смотрите, я сейчас нечто говорю (милао) и вас нечто таинственное происходит (гинете), разве это не есть своего рода молитва? Что я имею в виду? Сейчас я говорю слова, но через них передаю свое устроение сердца (ап ты крадья му), и всем мы чувствуем это взыграние сердца (скиртыма – дословно, скакание), эту жажду (лахтара). Вот так передается молитва от старца. А если бы это было не так, то как мы объясним то, что у всех нас сейчас сердце замирает17?

Странническая Жизнь

Жизнь монаха – жизнь странническая. Это написано и на схиме. Большая буква С с буквой З соединены на схиме, которую носит монах. С и З – это начальные буквы слов Странническая Жизнь (Ксени Зои).

Это – странничество, отчужденность, я испытывал это сам на своем опыте. Что вам сказать! Ты пребываешь далеко от всех и от всего. Ты работаешь, молишься, и тебя видит один лишь Бог. Пустыня мне очень нравилась. Нравится и теперь. Было бы хорошо, если бы я мог ездить в Кавсокаливию. Для меня большая радость, когда я приезжаю в Кавсокаливию.

Очень хорошо, когда подвижник живет с одним, двумя или тремя единодушными и единомысленнымн братьями, чтобы один желал бы того же самого, чего желает и другой. Преуспевает в духовном один, за ним тянутся, преуспевают и другие. Все подвизаются вместе и радуются радостью духовною, которую дает Христос. Они умерли для всего мира! Таким образом, подвижник не может повредиться, а укрепляется.

То, что избрал отшельник, – это самое великое, самое священное, самое святое. С него достаточно, если он будет стараться возлюбить Христа. Если он возлюбит Христа, тогда предаст себя Христу. Тогда он будет двигаться вперед, преуспевать (прохориси) (В р.п. неправильно: будет продолжать подвизаться) и сможет служить Богу от всей души. Но если он не достигает этого, то не плохо потрудиться в Церкви каким – либо другим образом.

Священное Писание

Все имеет своим основанием вечную книгу – Священное Писание. Источник монашеской жизни – Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?

«Из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе…» (Быт. 12, 1).

И Христос разве не говорит:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37–38)?

И святые отцы, что бы ни говорили о монашестве, говорят вдохновленные Священным Писанием. Ни одного отца ты не можешь отрицать! Если станешь отрицать преподобного Симеона Нового Богослова, то отречешься и от апостола Павла, потому что о том, что переживал и говорил преподобный Симеон, то же самое сказал и апостол Павел…

Что такое человек?

Что такое человек? Человек – это тайна. Мы носим в себе наследие веков, все добро пророков, святых, мучеников, апостолов, а главным образом – Господа нашего Иисуса Христа. Но также мы несем и все то зло, которое существует в мире от Адама и до сего дня!

В этом тайна! Все – внутри нас, и инстинкты, и все ищет своего удовлетворения. Если мы не удовлетворим это, то когда-нибудь оно нам отомстит (екдикитун)… если, конечно же, мы не направим его в иное русло, не направим – к высшему, к Богу.

Поэтому мы должны умертвить ветхого человека и облечься в нового. Это мы исповедуем в таинстве крещения. Через крещение мы входим в радость Христову. «Все вы,во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Вторым крещением является исповедь, благодаря которой происходит очищение от страстей, их умерщвление. Таким образом, Божественная благодать приходит посредством таинств.

Господь говорил Своим ученикам:

Когда придет Дух Святой «научит вас всему» (Ин. 14,26).

Дух Святой будет нас учить всему, освящать, обоживать. Когда мы имеем Духа Святого, тогда становимся неспособными ни к какому греху, неспособными грешить. Когда мы имеем Святой Дух, тогда не можем делать зло. Не можем гневаться, ненавидеть, злословить. Нет, нет, и еще раз нет!

Станем исполненными Святого Духа. В этом суть духовной жизни. Это искусство. Искусство из искусств. Давайте распрострем руки и бросимся (рихнуме) в объятия Христовы. Ведь когда приходит Христос, тогда мы приобретаем все. Христос все преобразит внутри нас.

Он принесет мир, радость, смирение, любовь, молитву, воскресение. Благодать Христова обновит нас. Обратимся к Нему с горячей любовью, с жаждой, с преданностью, с Божественным желанием, и Христос даст нам все.

Сад с колючками

Без Христа мы не можем исправить себя самих, не можем освободиться от уз страстей. Сами мы не можем стать хорошими.

«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Сколько бы мы ни старались, ничего у нас не выйдет. Одно мы должны сделать – обратиться к Нему и возлюбить Его от всей души (Мк. 12, 30). Лишь любовь ко Христу является лучшим лекарством от страстей.

Бог вложил в душу человека силу. От человека зависит, как ее использовать – во благо или во зло. Если добро уподобить прекрасному саду, полному цветов, деревьев и трав, а зло – колючкам, силу же уподобить воде, тогда может произойти следующее: когда воду мы направляем в сад, тогда растут все растения, зеленеют и цветут, оживают. В то же время колючки, не получая воды, засыхают и пропадают. И наоборот…

Итак, не нужно заниматься колючками. Не увлекайтесь изгнанием зла. Христос желает видеть нас такими, чтобы мы не занимались страстями и врагом. Направляйте воду, то есть всю силу своей души, на цветы и тогда будете радоваться их красоте, благоуханию и свежести.

Урок молитвы: Как может вас обидеть зло, где найдет лазейку (пу на ври тропо), если добро в вас, ведь добро непобедимо!

Вы не станете святыми, охотясь за злом. Оставьте зло. Взирайте на Христа, и Он спасет вас. Вместо того чтобы стоять за дверью и прогонять врага, презирайте его.

Как это сделать на практике? Зло приближается к вам с одной стороны, а вы, не обращая внимания на это, мягко, осторожно (апало) отклонитесь в противоположную (апо до – апо ки). Например, зло подступает и предлагает вам обидеться на кого-то, а вы всю свою внутреннюю силу (есотерики динами) обращаете к добру, ко Христу, отвечаете молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Бог, ведь, лучше знает, каким образом защитить вас от обидчика, Он и защитит. А вы в это время наполняетесь добром и становитесь уже недоступны для зла! Этим вы отделяетесь от зла (гинесте мони сас), конечно, не сами, а Благодатью Божией. Как может вас обидеть зло, где найдет лазейку (пу на ври тропо), если добро в вас, ведь добро непобедимо?! И зло – исчезает (емфанизете)32!

Со Христом возможно все! Какой труд и усилия, предпринять для того, чтобы стать тебе хорошим? Все просто… Призовите Бога, и Он превратит все в добро.

Если Ему отдадите свое сердце, тогда для чего-либо другого не останется места. Когда облечетесь во Христа, тогда для добродетели не нужно будет предпринимать никаких усилий. Он подаст вам ее.

Вами овладевает страх и разочарование? – Обратитесь ко Христу. Возлюбите Его просто, смиренно, без каких-либо требований, и Он Сам освободит вас. Обратитесь ко Христу и со смирением и надеждой скажите, как апостол Павел:

«Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 24).

Начните двигаться ко Христу, и тогда Он придет тотчас. Тут же подействует Его благодать.

Старая щеколда

На Святой Горе у меня на келий у двери была старая щеколда. Ее нужно было подвинуть, чтобы открыть дверь. Но щеколда производила сильный скрип. Каждый раз, когда приходил человек, щеколда делала так: «Кра – а-а – ак!» Шум был слышен за сто метров. Люди не могли открывать без шума… Хотя было легко открыть бесшумно, я им показывал, и они пробовали, но забывали – и все равно производили шум…

Эти вещи кажутся простыми (апла), но они определяют всю нашу жизнь! Чем больше приближаетесь к Богу, тем больше будьте внимательными во всех вещах: и в земных – и в духовных. Внимая своей душе, вы по благодати Божией, становитесь более разумными… Работали ли вы в своей жизни без помыслов? – Тогда все иначе: вы не делаете ошибок. Благодать Божия вас покрывает…

Христианин не может быть вялым, инертным, нерадивым (нотрос)! Он не может наяву дремать! Куда бы он ни пошел, он должен быть сосредоточен на молитве и состоянии сердца (фантасиа), подобно птице, следящей за потоками воздуха. Я не преувеличиваю, это правда: христианин, погруженный в любовь Божию, парит подобно птице! Мир открывается ему как живое Единство, и он может постигать беспредельное пространство, которое открывается ему как живая Тайна, путешествовать к звездам, погружаться в духовные таинства, постигать Вечность и Самого Бога!

Христианин не может не быть возвышенным! Ведь он молится и чувствует, что становится Богом, по благодати! Он становится пушинкой и в легкости парит свободным от помыслов умом. Поверьте, такое познание мира мыслью – не пустая фантазия… Когда я говорю «он парит» – это не условность (фантасия), не выдумка, нет, это реальность!

Многие думают, что христианин – это человек, оторванный от реальности, который «витает в облаках». Наоборот, христианин схватывает, постигает (силламбани) реальность и глубже других понимает и «проживает» ее (тине зи). Тем не мене, он читает и Евангелие, и Отцов, он «проживает» и это, погружается в это и чувствует очень тонко (ме лептомериес), делает это своей жизнью. Он становится чутким, чувствительным (лептос) приемником божественных указаний (минимматон)33.

Бататрейка

Внутри сердца (меса) мы имеем два мира, добрый и злой. Оба мира черпают силу из одного источника. Эта сила похожа на небольшую батарейку (батариа). Если к батарейке подключается злой мир, то ведет нас к гибели. Но если подключается добрый мир, тогда все в нашей жизни становится прекрасным, покойным и Божественным.

Та же самая сила подпитывает как наше доброе «Я», так и наше противное (анифето) злое «Я». Каждый раз мы – пленники одного из двух: либо доброго, либо злого. Так будем стремиться быть пленниками добра, а не зла!

Я вам приведу такой пример.

Во всем мире существуют электромагнитные волны, но мы их не воспринимаем. Лишь только включим свой приемник, тогда слышим их, ощущаем. То же самое происходит, когда мы входим в духовный мир… Если мы настроены на добро, то мы живем Христом, мы парим подобно птице (петаме) в добре! Тогда мы чувствуем великую радость и «добре шествуем духовными путем, продвигаемся духовными шагами (виомата)»34.

Пленник (эхмалотос) добра

Если мы настроены на добро, тогда постепенно мы становимся пленниками (эхмалотос) добра, пленниками Христовыми. И когда кто-то станет пленником добра, тогда не может злословить, не может ненавидеть, не может лгать. Не может, даже если и захочет!

Как может войти в душу лукавый, чтобы вселить отчаяние, разочарование, леность и подобное тому? Божественная благодать наполняет человека добром, и зло не может войти внутрь. Страсти не могут войти, когда душевная клеть человека наполнена его духовными друзьями, которые живут в небесной выси, в бесконечности, я имею в виду ангелов, святых, мучеников, а главным образом – Христа.

Противоположное происходит, когда кто-либо становится пленником ветхого человека. Тогда им начинает обладать злой дух и человек не может делать добро, умножает зло, осуждение, гнев и тому подобное.

Свобода

Но лишь только мы войдем в духовную жизнь, лишь только войдем во Христа, все изменяется. И даже если человек был вором, перестает красть, если был убийцей, перестает убивать, будь он хоть кровопийцей, злым и злопамятным человеком… Все прекращается! Прекращается грех, и живет Христос. Так говорил и апостол Павел:

«И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Свободу не стяжешь (кердизете), если не освободишь своего внутреннего человека от путаницы помыслов и не очистим от страстей. И это, конечно, бывает лишь при помощи Христа. Радость – лишь во Христе. Христос страдание превращает в радость.

В этом наша Церковь, наша радость, это для нас всё. И человек сегодня ищет именно этого – свободы и радости. И потому он принимает яд и наркотики, чтобы погрузиться в мирскую радость, но это радость – ложная (псевтики), потому что непостоянная. Он что – то радостное чувствует в тот момент, но назавтра он превращается в развалину.

Это все время его удручает, снедает, сокрушает, сжигает. В то время как предание себя Христу возрождает человека, дает ему радость, дает ему почувствовать силу и величие, он радуется жизни.

В этом и заключается наша религия. Высота, величие, благодать, радость и веселие! Как глубоко это переживал пророк Давид! Он говорил:

«Желает и скончавается душа моя во дворы Господни»(Пс.83.3)

Как прекрасно!

* * *

8

В р. п: жить в мечтах- неправильно, все наоборот, мечты вырывают душу из чуткости и омрачают ее очи – исихазм. ру.

9

В р.п.: «Стремление души к небу имеет весь мир.» – неправильно, это бессмысленное выражение. Азы грамматики для любого перевода: прежде всего в предложении ищется подлежащее, от него выстраивается смысл. В древнегреческом найти подлежащее трудно из-за эллипсисов. А в новогреческом оно есть всегда в классическом виде, здесь также: в Им.п. с артиклем – «о космос» – исихазм. ру.

10

В р.п.: «научает нас нашему долгу» – неправильно.

11

В р. п.: «Посмотрите на таинства.» – неправильно.

12

Эта надпись на входе в Святогорский монастырь Святого Павла. Правильнее перевести кальку с греческого: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать…» – Вся фраза состоит из одного слова, глагола «пефено» в одной и той же грамматической форме «пефанис», и различных предлогов… Эта древняя афонская поговорка – исихазм. ру.

13

В р.п. неправильно: Или ты думаешь, что апостол Павел потерял от радости голову, когда писал это?

14

В р.п. неправильно: Отбрось свой эгоизм и не доставляй радости дьяволу.

15

В р.п. этот абзац переведен так: И не только это, но душа общается с душой, одна душа ощущает другую душу. Он чувствует, как обретается это душевное расположение, как приходит посредством Божественной благодати это состояние.

16

В р.п. этот абзац переведен так: не знание… а чувство, образ поведения, открытость сердца, молитвенный покров старца.

17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.125 с.)