Письмо Депутату государственной думы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письмо Депутату государственной думы



 

Мне кажется что вы немного так сказать не «в теме» и не понимаете многих подробностей в реальности. Давайте я вам объясню. 

 

1. Про охрану труда.

Ни в одной стране мира, за исключением ряда стран СНГ, термин «охрана труда» (в буквальном переводе) в международных актах по безопасности и гигиене труда не применяется. Вместо этого даже в документах Международной организации труда (МОТ) применяется термин occupational safety and health (OSH). В большинстве развитых стран, где принята методология OHSAS, применяют термин occupational health and safety (OHS).

В обоих случаях это словосочетание означает «безопасность труда». Слово безопасность здесь включает и «сохранение здоровья», поскольку понятие «опасность» в развитых странах означает, в том числе, и опасность для здоровья, а понятие, аналогичное российскому термину «вредность», отсутствует.

Например, в конвенциях, ратифицированных Российской Федерацией, употребляются следующие термины: «здоровье, безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда); «охрана здоровья и техника безопасности», «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 181 об инспекции труда в промышленности и торговле); «гигиена рабочего места» (Конвенция № 162 об охране труда при использовании асбеста); «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 176 о безопасности и гигиене труда в шахтах). В конвенциях, пока не ратифицированных Российской Федерацией, упоминаются термины: «охрана здоровья», «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 161 о службах гигиены труда); «безопасность и гигиена труда» (Конвенция № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве).

Вхождение Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) диктует применение одинаковых понятий, терминов и принципов МОТ, таким образом, необходимо точное соответствие и стандартизация понятий, которые применяются в Российской Федерации понятиям МОТ.

Для Российской Федерации в качестве наиболее целесообразной замены термину «охрана труда» можно предложить термин «обеспечение безопасности труда», включая в него все ас-пекты обеспечения безопасности производственного процесса, оборудования и инструментов, зданий и сооружений, технологий и материалов, гигиену труда и сохранение здоровья, пожарную, промышленную и иные виды безопасности без разделения источников опасности по ведомственным признакам.

На сегодняшний день законодательно закрепленное в ТК РФ понятие «охрана труда», не имеет возможности раскрыть содержание института охраны труда, что создает определенные трудности при его толковании и применении на практике. В такой ситуации возможно несколько вариантов законодательной конструкции норм Трудового кодекса Российской Федерации по установлению понятия «охрана труда»:

Один из вариантов — это заменить законодательно закрепленное в ТК РФ и других норма-тивно-правовых актах, составляющих трудовое законодательство РФ, понятие «охрана труда», а именно, исключить термин «охрана труда», а вместо него применять термин «обеспечение безопасности и гигиены труда», указанный термин будет установлен в соответствии с терминологией МОТ и станет выражением сущности и назначения охраны труда.

 

Поэтому ваш законопроект о выделении охраны труда в отдельный закон бессмыслен.

 

2. О специалистах по охране труда.

К каждому работнику не приставишь по специалисту по охране труда. Тем более специалист это по факту не руководитель, не государственный служащий, как наемный работник он подчиняется работодателю и никакой независимостью он не обладает, никакими финансами он не располагает, он не может отстранить работника от выполнения работ. Поэтому направленность реформы только на одних специалистов тоже бессмысленна. Следует упростить законодательство чтобы нужность безопасности труда понимали не только спецы по ОТ но и простые работники, и другие участники труда.

 

 

3. О нужности спецов.

Согласно статье 209 (Основные понятия) Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ "Охрана труда" - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В настоящее время порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определён Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160.

Этот нормативный правовой акт, в частности, устанавливает, что к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

¾ стандарты безопасности труда; (это не ГОСТ ССБТ);

¾ правила по охране труда:

¾ типовые инструкции по охране труда;

¾ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы {только те, которые устанавливают требования к факторам производственной среды и к факторам трудового процесса).

В настоящее время существует только ОДИН стандарт безопасности труда - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами"

Следовательно в «охрану труда» в настоящее время не могут входить термины (области) нормативного регулирования (требования безопасности):

¾техника безопасности (ТБ) согласно ГОСТ 12.0.002-2014 «Термины и определения»;

¾производственная санитария (ПС) согласно ГОСТ 12.0.002-2014 «Термины и определения»;

¾гигиена труда (ГН) согласно ГОСТ 12.0.002-2014 «Термины и определения»;

¾безопасность труда по ГОСТ ССБТ (ГОСТ ССБТ не являются стандартами по безопасности труда, указанными в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160);

¾пожарная безопасность (ПБ);

¾гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС)

¾промышленная безопасность опасных производственных объектов (ПБ ОПО) (сфера регулирования Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

¾безопасность «потенциально опасных» производственных объектов, не попадающих под критерии «опасных производственных объектов» Ростехнадзора:

¾обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (в частности, санитарные нормы и правила, устанавливающие требования к продукции);

¾безопасность продукции (оборудования, машин, механизмов, транспортных средств и других изделий производства) и процессов проектирования, производства, эксплуатации (сфера регулирования Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

¾технологическая безопасность (эксплуатация машин и оборудования, электроустановок, тепловых энергоустановок и других объектов, эксплуатация которых осуществляется в соответствии с эксплуатационно-технической документацией предприятия изготовителя);

¾безопасность зданий и сооружений, а также процессы их проектирования и, собственно, строительства (сфера технического регулирования);

¾безопасность образовательного процесса, оказания медицинских услуг, услуг общественного питания и иных видов услуг;

¾безопасность деятельности (занятости) вне трудовых отношений — самозанятость (индивидуальные предприниматели), работники (участники) кооперативов, работники (подрядчики) по договорам гражданско-правового характера, все виды служебной деятельности (гражданская служба, военная служба, служба в правоохранительных органах и др.);

¾радиационная, химическая, биологическая, антитеррористическая и другие виды «специальной» безопасности;

¾безопасность дорожного движения (БДД);

¾безопасность (опасность) флоры, фауны, погодных явлений (стихийных бедствий) и др.

¾и иные «области безопасности».

 

И возникает естественно вопрос - Какая же это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, если система  не включает все эти безопасности?

Поэтому специалист ТОЛЬКО по охране труда на рынке услуг и работ в РФ совершенно бесполезен и не нужен. Рынок уже гораздо превзошёл возможности и функции профстандарта СОТа. Сегодня рынок трудовых ресурсов РФ характеризуется многообразием форм деятельности – стандартная наёмная работа по трудовому договору, выполнение работ по гражданско-правовым договорам, самозанятость, заемный труд, скрытые трудовые отношения и т.д. Об этом свидетельствуют как множество вакансий, так и множество резюме на сайтах.

Сегодня клиент-работодатель и работник ориентируются не на профстандарт а на рыночные отношения по форме «Я тебе услугу, а ты мне – деньги». Охрана труда, санитарная безопасность, пожарная безопасность, контроль работ подрядчиков, ГО и ЧС, БДД, экология и ООС. Аудит или штат. Охрана труда работодателя от контрольно-надзорных органов. А также организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции. Все это можно предлагать работодателю или клиенту как единым комплектом так и раздельными позициями. Благо рынок и условия предприятий а также законодательство позволяют тасовать это как угодно и извлекать доход разными путями. Можно предлагать услуги как единолично, так и в составе организации или ИП. Можно работать с аккредитацией, а можно и без нее.

 

Итак, чтобы реально продвинуть реформы в этой деятельности нужно:

Предложение № 1: собрать информацию и составить аналитический отчет по НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ИЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, нужности и применению профстандарта работодателями и разными структурами и выложить его в открытый доступ в интернет. Или предоставить такой отчет, если он был составлен ранее. Может быть в этом отчете будут ответы на многие вопросы.

Предложение № 2: Разделить понятия, правовые сферы и органы регулирования «охраны труда» и «обеспечения безопасности труда (производства)». Например - Охрана труда - система правовых норм и общественных институтов, главной целью которых является защита прав и интересов наемных работников в трудовых отношениях. Безопасность труда – свойство трудового процесса, характеризующееся отсутствием недопустимого риска для жизни или здоровья человека. Защитой трудовых прав пусть занимаются профсоюзы а безопасностью труда занимаются работодатели как по труд договору так и работодатели по договорам подряда так и различные участники труда в образовании и других сферах деятельности.  

Конечно это потребует изменение всей структуры безопасности в РФ. Можно взять уже готовый проект Федерального закона «О безопасности и гигиене труда», пригласить экспертов из разных институтов и доразработать его.

Предложение № 3: необходимо на законодательном уровне выработать комплекс мер, повышающих защищенность специалистов по охране труда при осуществлении профессиональной деятельности на предприятии – нужны конкретные механизмы защиты прав, профессиональных интересов таких работников.  Необходимо убрать или разъяснить в многочисленных НПА взаимосвязь между безопасностью (безвредностью) производства и службой (специалистом) охраны труда. Наем специалиста по ОТ не означает что этот спец всю ОТ и обеспечит. Служба по ОТ может влиять на безопасность производства, но отсутствие службы не является причиной травм и болезней на производстве. Безопасность производства - это условие наличия менеджмента. 

Предложение № 4: выпустить государственный документ для госслужащих (чиновников) законодательной исполнительной и судебной власти с разъяснениями по менеджменту и роли специалиста по охране труда (безопасности) и руководителей с полным раскрытием таких понятии как «контроль», «управление», «координация» и других понятий, указанных в проф.стандарте 524н. т.д.

Предложение № 5: рассмотреть возможность сделать профстандарт СОТа абсолютно добровольным РУКОВОДСТВОМ для применения в работе и такие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции надо прописать в стандарте конкретно – кого или что контролирует специалист и каким образом он это выполняет. Профстандарт не нормативно правовой акт а руководство для работы. Профстандарт должен помогать в работе а не загонять человека в какие то определенные рамки. Специалист не наемный служащий и за выполнение функции получает зарплату от работодателя а не от государства.

Предложение № 6: рассмотреть возможность переименовать профстандарт СОТа в профстандарт «Cпециалиста по техносферной безопасности» или в профстандарт «Cпециалиста по безопасности и гигиене труда». Это больше будет соответствовать требованиям рынка,   названию «Безопасность труда» в конвенциях МОТ и  рекомендациях ВОЗ, направлению подготовки «Техносферная безопасность» в учебных заведениях и позволить учесть все нужные работодателям и клиентам функции.

Предложение № 7: внести изменения в различные НПА (рекомендации Минтруда профстандарт) о том что выдача предписания это возможность а НЕ ОБЯЗАННОСТЬ СОТа. Выдавать предписания нужно в той организации, где это позволяют ресурсы и штатная структур организации.

Все ответы на вопросы и материалы (если такие будут) будут выложены в открытый доступ на форуме «Охрана труда в России» (ohranatruda.ru) в соответствующей теме.

Для подробностей к письму прилагается доклад: Административная и уголовная ответственность специалиста по охране труда, издание № 2.

Практикующий СОТ


Презентация

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.071 с.)