Кто такой СОТ и каким он может быть в идеале



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто такой СОТ и каким он может быть в идеале



На любом предприятия есть руководители и подчиненные. И создается структура управления (руководства и подчинения), в которой руководителям подчиняются работники. Руководители это директора, зам директора, главные инженеры, начальники, мастера, бригадиры и т.д. Специалисты это специалисты, менеджеры, бухгалтера, инженеры и т.д. и т.п.

В организациях с государственным участием и сфере опасного производства (нефть, газ, металлургия, химия) где структура управления линейна и каждым структурным отделом руководит назначенный работник специалист по охране труда и безопасности выступает как аудитор в сфере трудовых отношений и безопасности.

И поэтому основной упор по охране труда и безопасности на таких идеальных предприятиях делают на опытности и квалификации руководителей, так как именно руководители руководят работниками (т.е. приказывают и отстраняют их выполнения работ)

 

Специалист в чистой структуре управления предприятием руководители – работники в силу своих штатных особенностей:

- постоянно, без специальных полномочий не может осуществлять функции представителя власти;

- не имеет полномочий по принятию решений в административно-хозяйственной деятельности;

- не имеет полномочий по управлению и распоряжению финансовыми активами и имуществом предприятия;

-не обладает административно-управленческими функциями в организационно-распорядительной сфере, не осуществляет функции по организации труда, лично не руководит выполнением работ или оказанием услуг, нет подчинённых, не может приказывать и издавать акты организационного распорядительного характера (приказы, распоряжения, предписания, задание на производство работ);

И следовательно  не является должностным лицом по КОАП РФ.

 

И таким образом специалист в силу своих штатных особенностей:

-может осуществлять контроль работников, опосредованно через руководителей, сообщая им о нарушениях государственных нормативных требований по охране труда и безопасности или требований по охране труда и безопасности, установленных работодателем.

-не обладая полномочиями a хозяйственной сфере, не может самолично обеспечивать (финансировать) соблюдение требований охраны труда и других требований

-не обладая административно-управленческими функциями в организационно-распорядительной сфере не имеет права самолично отстранять работников от выполнения работ или оказания услуг.

-не обладая административно-управленческими функциями в организационно-распорядительной сфере не имеет права самолично допускать работников до выполнения работ или оказания услуг.

При осуществлении «надзора» специалист, в рамках своих должностных компетенций выявляет несоответствия требованиям, установленным руководителем организации (и только), и «выдает предписание» об их устранении, информируя об этом руководителя организации. И не дело специалиста по охране труда давать «указания» об устранении выявленных нарушений. Решение об устранении и способе устранения принимают «руководители». Возможно, руководители, посоветовавшись, решат просто отменить неадекватное требование. А если специалист взял на себя роль «контролирующего», тогда он может потребовать устранить нарушение, в т.ч. определенным образом и в определенный срок. И уже эта глупость может стоить ему свободы.

Условия

Но идеальных предприятий не бывает. Работодатели - участники малого и среднего бизнеса в силу отсутствия финансовых средств и низкой трудовой, судебной грамотностью и совестью привлекают для решения руководящих и инженерно-технологических задач работников, не обладающих нужной квалификацией и мотивацией к охране труда, с низкой трудовой и судебной грамотностью. В таких организациях структура управления зачастую даже не линейная, а линейно-функциональная. Как гласит один из законов «Если есть пустота то она должна заполниться» то специалисту по охране труда и безопасности на таких предприятиях волей неволей приходится совмещать обязанности руководителей в части организации охраны труда и выполнять задачи административно – управленческого характера в области управления персоналом, управления материально финансовыми ресурсами и т.д. 

Причин для этого множество: отсутствие «лишних» денег для введения дополнительных должностей; отсутствие знаний у руководства об особенностях работы различных специалистов; желание сэкономить на охране труда и пожарной безопасности и др.

Что конечно потребует изменения структуры управления организации и внедрения нужных должностей в штатную структуру организации. Если нет руководителя – следует внедрить такую должность в штатку и принять работника на должность. Если нет кладовщика и некому вести учет спецодежды и средств защиты следует внедрить такую должность в штатку и принять работника на должность.

 

В этих созданных изначально условиях в существующей экономике организации СОТу приходится кроме своих функций выполнять другие функции - организационно – распорядительные или административно - хозяйственные функции:

¾во исполнение законодательства созданный отдел (служба) охраны труда или нанятый специалист воспринимается как навязанная извне, чужеродная и бесполезная структура, с реакцией отторжения или изоляции;

 

¾как подчиненный главному представителю работодателя специалист зависим от работодателя и поэтому не может эффективно осуществлять контроль соблюдения руководителями любых государственных требований против воли работодателя;

¾специалист вынужден работать в постоянной борьбе с представителями работодателем, за своё выживание и юридическую безопасность, приспосабливаясь к существующим условиям;

¾законодательно (ЕТКС и проф.стандартом) деятельность специалиста ограничена охраной труда, а фактически на местах работодателей допускается «всеядность» такого специалиста. Под «охраной труда» многие работодатели понимают вообще всю безопасность и всю область нормативно правового регулирования.

¾на специалиста зачастую возлагаются много не свойственных и дополнительных функций, вне рамок охраны труда - это деятельность в других областях гос. регулирования - пожарная и промышленная безопасность, ГО и ЧС, в области охраны окружающей среды а также договорная и иные работы;

¾поэтому специалисту по охране труда часто приходится разбираться в технологии работ и решать технологические вопросы;

¾специалисту приходится решать вопросы с контрольно надзорными органами, причем зачастую в незаконном порядке;

¾при собеседовании специалиста спрашивают о знаниях «особенностей определенного производства», которые часто состоят в («твоя проблема - ты и делай, ты по охране труда – тебе и нужна охрана труда, я нанят для другого – а ты ради охраны труда»).   

 

¾иногда руководство связывает зарплату специалиста с количеством несчастных случаев;

¾некоторые «управленцы» считают, что только специалист по охране труда лично отвечает за всю охрану труда на предприятии, потому что его приняли на работу ради охраны труда в отличие от других работников;

¾специалисту приходится проводить различные эксперименты в области делопроизводства.

 

Как ни странно именно такой специалист и ценится многими работодателями. Кому нужен аудитор который может только насоветовать и переложить все решения на других людей? Если СОТ не обеспечивает, не руководит, не контролирует не отстраняет, не координирует, не выполняет обязанности по ПБ, ЭБ, ГОиЧС экологии и ООС – да кому нужен такой СОТ?

Работодатель, а именно представитель работодателя, не имеющий политики сохранять труд и здоровье работников, как и Минтруд тоже не видит нужности умных и грамотных руководителей. Зачем они нужны, если можно нанять одного специалиста чтобы он решал все возникающие вопросы.

 

В результате согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников в которого превышает 50 человек в организации будет работать специалист по охране труда.. Вместо квалифицированных и опытных руководителей, понимающих методы обеспечения безопасности и управления работников на предприятии всю охрану труда будет «обеспечивать» один обученный и сертифицированный специалист по охране труда.

 

Рынок

Несмотря на то что профессия СОТа связана по рукам и по ногам разными условными государственными профстандартами и приказами работать СОТ может работать как в государственных так и коммерческих структурах и предприятиях. 

Рынок трудовых ресурсов РФ характеризуется многообразием форм деятельности – стандартная наёмная работа по трудовому договору, выполнение работ по гражданско-правовым договорам, самозанятость, заемный труд, скрытые трудовые отношения и т.д.

От нефтегазовых гигантских корпораций до малых и средних предприятий – везде создаются разные условия труда. Разные условия труда требуют разного подхода и разных функций. Новые модели экономики требуют нового подхода. И поэтому совершенно нелепо предъявлять одни и те же требования в разных структурах и предприятиях. Совершенно нелепо показывать один билет – профстандарт в разных общественном транспорте, трамвае, троллейбусе, метро или маршрутке.

Для одного работодателя охрана труда это ненужная бюрократия и растрата средств, для другого - необходимая часть производственного процесса, помогающая сохранить жизнь и здоровье работников и значит увеличить доходность предприятия. Третьему работодателю нужен защитный щит и человек «универсальный солдат», решающий все проблемы с контрольными и надзорными органами.

Как гласит один из законов экономики – «есть спрос – есть предложение» Специалисты по охране труда, специалисты по трудовому документообороту, юристы, аварийные комиссары, решатели проблем - так называемые «траблшутеры», аудиторы и организации различного толка – каждый из участников «рынка охраны труда» может предложить клиенту нужные услуги и выполнить тот объем услуг или работ, который он оплатит.

Возник так называемый бизнес «аутсорсинг» – т.е. выполнение работ или услуг по гражданско правовому договору не состоя в трудовых отношениях с работодателем и «консалтинг» - оказание разного рода консультационных услуг.

При этом государство волей неволей тоже участвует в этом рынке, допуская многозначное толкование нормативно – правовых актов вследствие отсутствия перечня обязательных НПА и единых понятных разъяснений на официальных ресурсах, издавая нормативно правовые акты, обязывающие работодателей проводить определенные процедуры – обучение персонала, специальная оценка, медицинские осмотры, этаким образом создавая коммерческий контингент представителей услуг. 

 

1.Стандартный «инженер по охране труда». Именно штатность и вездесущность в связи с большим количеством времени на одно предприятий позволяет штатному СОТу влазить в любые проблемы и «дыры» и таким образом решать или помогать решать какие-то проблемы. А тут уже от «больших знаний – большие печали» и возникают. Много знаешь – значит что то решишь.

2.Есть специалисты-аудиторы от аусорсинговых контор. Контролировать распределение ресурсов и глобально решать что-то они не могут. Зато могут насоветовать и разработать нужную документацию. Несведущие работодатели, думающие что «охрана труда это только разработать кучу документов» частенько заказывают такие аудиты и разработку документов.

3.Есть специалисты юристы, разбирающиеся в нормативных вопросах – как заключить договор, как создать инструкцию, как принять на работу или уволить работника и т.д.

4.Есть специалисты - траблшутеры помогающие решать вопросы в менеджменте иногда решая нетрадиционно не в нормативно правовом ключе.

5.Есть специалисты - кладовщики, разбирающиеся в спецодежде и спецобуви. 

6.Есть специалисты - аварийные комиссары, помогающие расследовать несчастный случай как полагается и получить возмещения с работодателей.

7.Есть "инженеры по безопасности ТП и производств", технологи, разбирающиеся в технических вопросах – как обеспечить безопасность при производстве работ, как проверить оборудование, как внедрить рационализаторскую идею.

 

Решения

С другой стороны работники, не понимая что СОТ это работник работодателя требуют от него соблюдения своих трудовых прав полагая что СОТ это нелегитимный представитель профсоюза или Минтруда.

Настоящий профсоюз – это независимое от работодателя объединение работников по профессиональному и/или территориальному признаку. Он позволяет проводить переговоры с работодателями от имени трудовых коллективов, предъявлять коллективные иски в суде, в запущенных случаях организовывать забастовки.

Профсоюз, как и любая общественная организация, действительно независим только в том случае, если он живет и работает на членские взносы. И если этих взносов достаточно. Деньги — это рабочий инструмент. Если членов мало, людские и финансовые возможности по достижению уставных целей мизерные. Какие вопросы может решить организация, если в профсоюзе не сформирован забастовочный фонд? Если нет достаточных средств на оплату услуг квалифицированных юристов?

 

Решение: Через профсоюз заключить тарифные договора с работодателями и благодаря таким договорам требовать от работодателя выделения  финансирования на оплату труда СОТов и обеспечение ОТ. СОТов  нанимать от профсоюза. Установить МРОТ для специалистов не ниже средней заработной платы главных специалистов организаций, (если таких нет, то не ниже, чем в среднем по предприятию).

Против: При этом выполнение функции профсоюза СОТу мешает то что он наемный работник работодателя б)профсоюза во многих организациях просто не существует а вместо него первичная ячейка профсоюза - трудовой коллектив, создать профсоюз могут только работники крупных и средних предприятий с большими зарплатами. в) коллективный договор или иное соглашение позволяющее предъявлять требования от профсоюза не заключается.

 

Если в 2017 году РФ присоединилась к международной концепции «нулевого травматизма» и система охраны труда подразумевается как государственная то почему вся эта охрана труда осуществляется за счет работодателей?

Если ОТ управляет Минтруд что невозможно в реальности но в бюрократии возможно то СОТ это представитель Минтруда. 

Почему не напрямую обеспечивать охрану труда через Минтруд? Это же будет эффективнее и финансирование не затеряется в кошельках у разных работодателей. Минтруд управляет ОТ и Минтруд же обеспечивает т.е. выделяет финансирование в том числе и на дополнительную зарплату работникам за соблюдение требований. 

Работодатель будет платить взносы по ОТ в Минтруд а Минтруд уже будет нанимать специалистов по охране труда чтобы они надзирали за охраной труда у работодателей? Зарплата таких работников будет складываться из тарифной ставки оклада Минтруда и оплаты услуг Минтруда и штрафов работодателями (премия).

Или финансирование работы специалистов по безопасности будет обеспечиваться за счет средств Фонда социального страхования (далее – ФСС) по расчетной численности в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда, как на финансирование мероприятий по снижению травматизма «прямыми выплатами». Т.е. работодатель заплатил – услуги получил.

Найм, увольнение и наложение взысканий на специалиста должны производиться только с письменного согласования контрольно – надзорного органа или профсоюза.

 

Против:

¾Многим работодателям спец нужен ради бюрократии. А не ради охраны труда работников. Поэтому первое что нужно сделать – это определиться с обязанностями специалистов и категориями работодателей которым будет нужна ОТ. 

¾Отсутствие нужной структуры управления. В большинстве организаций МСП руководители либо трудоустроены формально либо не трудоустроены вообще. 

¾Черный сектор экономики. Работодатель дает работнику работу и платит налоги и взносы. Налоги идут в ФНС а взносы в структуры Минтруда – ПФР и ФСС. Откуда же берется финансирование на охрану труда? Из затрат или из дохода но точно не из налогов и взносов. Но есть чёрный сектор экономики, который вовсе не платит никаких налогов и взносов. Поэтому в черном секторе экономики никак невозможно подсчитать бюджет на охрану труда.

¾Дорого. Зарплата СОТа за счёт ФСС потребует повышения ставки страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

¾Создавать еще одних инспекторов по ОТ чтобы они контролировали вместо инспекторов нанимателя это значит создать еще одну коррупционную схему. Чтобы мешает нанимателю откупаться от этих новых инспекторов по ОТ?

¾структура КНО славится своими курьёзами правовой неграмотности при проведении различного рода проверок – как плановых, так и внеплановых, поэтому правительством РФ в отношении КНО с целью упорядочивания и систематизации проверок проводится реформа КНД.

¾такая структура не предполагает независимость, а также защиту своих сотрудников от силовых структур, так как финансово подчинена исполнительной власти и имеет связи с судебной властью.

¾такая структура экономически невыгодна, так как не предполагает конкуренцию – одна инспекция труда, один Ростехнадзор, один Роспотребнадзор. 

¾работники таких структур риску не подвергаются, поэтому у них нет мотивации охранять труд и знания о производстве у них не совершенствуются.

¾КНО проверяют всего 0,02 % организаций. 

¾Выплата зарплат, зафиксированных государством в размере МРОТ, невозможна в коммерческих предприятиях так как коммерческое предприятие при рыночной экономике не получает финансирование из бюджета государства а извлекает доход из коммерческой деятельности. Каков доход – таковы зарплаты. В малом и среднем бизнесе часто оплата труда окладно-сдельная, а не тарифная и расходы на охрану труда там установлены на «остаточном принципе» - что останется от дохода, то тратится на охрану труда, в том числе и на зарплату специалиста.

¾В силу такого многообразия деятельности совершенно невозможно установить фиксированную зарплату ввиду неопределенности в обязанностях и круга лиц установления такой зарплаты. Например, есть врач гинеколог, врач терапевт, врач проктолог, а также медсестра – как установить им среднюю зарплату, если эти люди выполняют совершенно разные обязанности? 

Главная задача специалистов – не руководство организацией, не непосредственный контроль работников и не неведомый «контроль состояния труда», а объективный надзор за соблюдением работниками установленных требований. Спец обнаруживает нарушение и сообщает о нем вышестоящему руководителю. И только уж руководитель принимает решение о устранении нарушения.

А для этого спец должен быть независим от мнения и действий представителей работодателя (руководителей) т.е. спец должен самостоятельно принимать решения о нарушениях и самостоятельно определять ответственных лиц. И самостоятельно возлагать ответственность и приостанавливать работы. Что невозможно в системе «Спец - наемный работник».

Что означает независимость?

- независимость суждений, т.е. свободу выбора в выражении своего мнения

- независимость от руководства, т.е. свобода выбора принятия решений

 

Зачем подчинять спецов гос структурам если много кто понимает кто в этих гоструктурах работает, сколько они получают и как неповоротлива эта машина – государство. Не лучше ли создать независимую коммерческую структуру из спецов по безопасности и с условием требований рынка – с гибким управлением и многозадачностью т.е. конкурентными способностями?

 

Существует аутсорсинг по ОТ в ходе которого аудиторы проверяют организации и сообщают работодателю о нарушениях. Между ними существует конкуренция. Единства у них нет. 

 

Давайте представим, что такая структура независимых инженеров будет создана. НИ независим от работодателя и может сам обнаруживать нарушения. Независимый инженер (НИ) выявит нарушения и сообщит о них представителю работодателя (нанимателя) – главному руководителю организации (ГРО)

Вопрос № 1: Какие решения примет ГРО? 

¾финансы есть, и он устранит нарушениями силами своих управленцев и работников.

¾сообщит НИ что нарушения он устранит, когда будут финансы.

¾наймет другого инженера, чтобы он организовал мероприятия по устранению нарушений.

¾даст взятку НИ чтобы он притворился, что нарушений нет.

¾наймет юриста для обжалования нарушений чтобы юрист доказал что нарушений нет а НИ ошибается

 

Вопрос № 2 – Что будет делать НИ?

¾сообщит в контрольно надзорный орган, чтобы ГРО привлекли к ответственности за нарушения

¾оформит документально что все устранено

¾возьмет взятку и сообщит ГРО что нарушений нет.

¾вступит в борьбу с юристом

¾организует мероприятия по устранению нарушений

 

Поэтому такого специалиста абсолютно неверно именовать специалист по охране труда т.е. специалист по ограниченным требованиям охраны труда или специалист по системе сохранения жизни и здоровья работников.

В любом случае на современном рынке нужен не специалист только по охране труда т.е. аудитор по нарушениям а настоящий универсальный работник (специалист гуманитарий по НПА + технический инженер по производству), способный при переходе с предприятия на предприятие разобраться в нормативных и технических вопросах и решить (или предложить решения) многочисленных проблем в организации труда и управлением предприятием (частью управления предприятием и является охрана жизни и здоровья работников) и помочь наладить отношения с работниками и контрольно-надзорными органами. Менеджмент, экономика, здоровый образ жизни, технические науки, ведение хозяйства – все это нужно знать и изучать, постоянно поддерживать знания.    

 

1.    Спец по ОТ и остальные лица как не могут управлять ОТ потому что Минтруд управляет ОТ а работодатель только соблюдает. Поэтому указания на разные СУОТ следует убрать как ненуж-ную запутывающую и бесполезную функцию.

2.    Неплохо бы для начала написать определение этого самого контроля. Что это такое и с чем его едят. 

3.    Следует договориться, что следует считать требованиями охраны труда и где они изложены - только требования, изложенные в НПА или требования, также изложенные в ИОТ или вообще все требования в НПА ИОТ ГОСТ и т.д.

4.    Нужно составить список этих самых «требований охраны труда» в виде чек листа, чтобы не мудрить и не выдумывать нарушения из воздуха и не гадать на разнообразных НПА.

5.    Спец по охране труда (как и СОТ-аутсорсер) никак не может приостанавливать какие либо про-изводство и оборудование, потому что а)СОТ не обладает административно хозяйственными правами б) СОТ не заинтересован в производстве б) работники не являются его подчинёнными и не должны никак реагировать на его приказы остановить или прекратить работы. в)не обладает ни какими финансовыми ресурсами и никак не может вмешаться в процесс и привести его в требуемое состояние. г)Контроль - функция управления организацией и производится только руководителями и предполагает вмешательство в процесс управления (руководства).

6.    Прежде чем выдавать всякие предписания нужно понять будет ли оно исполняться именно узнать – а)кто выделяет финансирование б)кто организует приобретение закупку и обеспечение СИЗ и т.д.

 

Приведем пример.

СОТ обнаруживает что работник не использует СИЗ или СОТ видит что на участке строительства есть неогороженная яма.

 СОТ выдает руководителю предписание устранить нарушение т.е. обеспечить работника СИЗ и обязать работника надеть СИЗ или поставить ограждения. СОТу пофигу что РСП не обладает финансовыми ресурсами и не может ничего обеспечить и поэтому обращается к главному руководителю за выделением финансирования на СИЗ. К тому же отсутствует технический персонал чтобы закупить СИЗ и выдать ее работнику или закупить или изготовить ограждения и установить их вокруг ямы. Сам же СОТ тоже не может ничего организовать, так как тоже не обладает финансово хозяйственными ресурсами и не рабочий и не технический персонал чтобы самому это делать.

Работодатель финансирования не выделяет и предписание выполнить невозможно. СОТ выдает повторное предписание и угрожает лишением премии не зная, что лишение премии не установлено ЛНА работодателя или что премирование вообще не установлено ЛНА работодателя.

 

Поэтому предписание нужно выдавать только тогда когда установлено что его выполнят. Поэтому выдача предписания должна быть правом но не обязанностью СОТа. Когда предписание невозможно выполнить можно использовать другие способы.




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.016 с.)