Лекция вторая. Прага, 21 марта 1911 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция вторая. Прага, 21 марта 1911 года



Изучая по ходу лекций, так сказать, преходящее, тленное, нам будет нелегко удерживать во внимании физический организм человека. Но мы убедимся, что именно этот путь приведет нас к познанию пребывающего, непреходящего, вечного в человеческой природе. И поскольку перед нами поставлена такая цель, то прежде всего необходимо, чтобы мы строго придерживались замечания, сделанного еще вчера во вступлении: относиться к физическому организму со всем возможным благоговением - как к откровению духовных миров. Проникнувшись хотя бы до некоторой степени духовнонаучными понятиями и чувствами, нетрудно осознать, что человеческий организм, во всей его огромной сложности, является самым значительным выражением, величайшим и важнейшим откровением духовных сил, тех сил, которые пронизывают и оживотворяют мир. И нам предстоит постепенно восходить, так сказать, от внешнего ко внутреннему.

Мы убедились вчера, что внешнее наблюдение, как дилетантское, так и научное, приводит нас к признанию, что человек, в известном смысле, представляет собой двойственность. Эта двойственность человеческого существа была бегло охарактеризована нами как представленная в органах, заключенных в защитные костные оболочки черепа и позвоночника, - в дальнейшем мы поговорим об этом еще подробнее. И мы убедились, что исходя только лишь из внешнего облика и внешней формы этой части организма человека уже можно получить предварительный взгляд на взаимосвязь двух видов жизнедеятельности, то есть так называемой бодрственной дневной жизни и, полной непредсказуемости, жизни сновидений. Еще мы узнали, что внешние формы рассмотренных нами органов являются своего рода отображениями, своего рода откровениями: жизни сновидений, этой хаотической жизни образов, и также бодрственной дневной жизни, наделенной остротой наблюдения.

Сегодня же бросим беглый взгляд на другую часть человеческого существа, не относящуюся к органам, о которых говорилось вчера. Даже самый поверхностный взгляд на эту, другую, часть человеческого существа может дать нам картину, в известном смысле противоположную той, которую мы получаем при изучении головного и спинного мозга. Оба названных органа окружены костными образованиями как защитной оболочкой.

Наблюдая же другую часть человеческой природы, можно с определенностью сказать, что здесь костные образования вчленены большей частью вовнутрь организма. Конечно, это наблюдение совершенно поверхностно. Но мы вникнем глубже в устройство этой части человеческого существа, если рассмотрим наиболее важные системы органов отдельно друг от друга и сравним их, сначала внешне, с тем, что узнали вчера.

Прежде всего, предметом нашего внимания станет система органов, являющаяся аппаратом питания (Ernдhrungsapparat), и все то, что расположено между ним и сердцем - тем чудесным образованием, которое легко признать своего рода центром всей человеческой организации. Самый беглый взгляд показывает нам, что аппарат питания, как можно его популярно назвать, предназначен для принятия веществ из окружающего нас земного мира и подготовления их к дальнейшей переработке в физическом организме человека.

Мы знаем, что началом этого пищеварительного аппарата является рот. Отсюда пищеварительный аппарат протягивается вниз в форме трубки к органу, известному всем как желудок. Уже поверхностное наблюдение учит нас, что неиспользованная часть пищи просто выделяется, другая же часть из расположенных далее пищеварительных органов переводится в организм человека.

Также хорошо известно, что к пищеварительному аппарату примыкает то, что мы называем лимфатической системой - об этом я пока хочу сказать только схематично: она предназначена для принятия из пищеварительного аппарата питательных веществ в преобразованном состоянии. Итак, к пищеварительному аппарату, включающему в себя и желудок, примыкает еще одна система органов - лимфатическая система. Она состоит из каналов, проходящих через все тело, и, принимая переработанные пищеварительным аппаратом вещества, направляет их, уже преобразованными, в кровь.

И далее, есть еще один член человеческой природы - система кровеносных сосудов, состоящая из различных по диаметру трубок, которая простирается по всему организму. Центром деятельности этой системы является сердце. Как известно, из сердца расходятся сосуды, наполненные кровью, - артерии, они разносят по всем частям организма так называемую красную кровь. Кровь совершает определенный процесс во всех членах человеческого организма и направляется обратно по другим сосудам - по венам, которые возвращают уже измененную, преобразованную, так называемую синюю кровь в сердце. Мы знаем также, что эта измененная, ставшая непригодной кровь из сердца направляется в легкие, там она входит в соприкосновение с кислородом, находящимся в воздухе, тем самым обновляется и по венам возвращается к сердцу, чтобы начать новое круговращение по всему организму.

Приступая к изучению этих сложных систем, при котором уже внешнее наблюдение станет основой для оккультного исследования, остановимся на той системе, которая каждым признается центральной системой всего человеческого организма, это - система крови-сердца (das Blut-Herzsystem). Для начала задержим внимание на том, что кровь, после того, как она была использована, обновляется в легких, превращаясь из так называемой синей в красную, затем возвращается к сердцу, и от сердца красная кровь устремляется в организм для нового превращения. (Рисует на доске.) Учтите, все, что я здесь рисую, - всего лишь схема.

Вспомним вкратце, что человеческое сердце - орган, состоящий, прежде всего, из четырех отделов, из четырех камер, которые разделены внутренними стенками так, что можно различить два больших пространства в нижней части и два меньших - в верхней. Две нижние камеры обычно называют сердечными желудочками, две же верхние - предсердиями. Я не буду сегодня говорить о сердечных клапанах, но остановлюсь, чисто схематично, на важнейших процессах в деятельности этого органа. Здесь, прежде всего, ясно следующее: после того, как кровь устремилась из левого предсердия в левый желудочек, она вытекает затем через большую артерию и отсюда направляется по всему организму.

Теперь обратим наше внимание на то, что кровь сначала распределяется по всем отдельным органам, используется в организме, превращаясь в так называемую синюю кровь, и в этом качестве возвращается к сердцу, в правое предсердие. Оттуда она течет в правый желудочек, чтобы снова направиться в легкие, там обновиться и сызнова проделать свой путь по всему телу.

Чтобы создать основу для оккультного метода наблюдения, очень важно учесть тот факт, что от аорты, очень близко от сердца, отходит отдельный поток, идущий в головной мозг для снабжения верхних органов человека, и оттуда использованная кровь возвращается в правое предсердие. Кровь, проходящая через мозг, претерпевает те же превращения, что и кровь, прошедшая через остальные члены организма.

Итак, существует меньший, дополнительный кругооборот крови, в который включен мозг; кругооборот, отдельный от большого, снабжающего весь остальной организм. (Не путать с большим и малым кругом кровообращения. Рудольф Штайнер использует термины (по-видимому, образованные им самим) "kleiner Blutkreislauf'" и "grosser Blutkreislauf", которые переводятся здесь как "малый" и "большой кругооборот крови", что, разумеется, не тождественно большому и малому кругу кровообращения. - Прим. перев.) Сейчас исключительно важно хорошо усвоить именно этот факт. (См. рис. на стр. 32.)

Мы только тогда получим верное представление, которое сможет стать основой для оккультного исследования, если поставим перед собой вопрос: включены ли в большой кругооборот крови какие-либо органы, подобно тому, как в малый кругооборот включены верхние органы, то есть мозг?

И в самом деле, как показывает уже поверхностное наблюдение, в большой кругооборот крови, в первую очередь, включен орган, который мы называем селезенкой, далее - печень и затем орган, содержащий желчь, вырабатываемую печенью. Все эти органы входят в большой кругооборот крови.

Если мы спросим о задачах этих органов, то внешняя наука ответит: печень вырабатывает желчь, которая вытекает по желчным протокам в пищеварительный канал и содействует переработке пищи, благодаря чему питательные вещества могут быть приняты лимфатической системой и переведены в кровь. Менее точно говорит внешняя наука о селезенке.

Изучая эти органы, мы прежде всего должны обратить взгляд на то, что они, так сказать, занимаются преобразованием пищи для человеческого организма, а, с другой стороны, на то, что все три органа включены в большой кругооборот крови. И включены они в него неспроста. Ибо эти три органа принимают участие в необходимой переработке питательных веществ, после чего преобразованные вещества поступают в кровь и разносятся по всему организму, чтобы непрерывно поставлять ему строительный материал.

Теперь вопрос: можем ли мы уже из внешнего наблюдения выяснить, каким образом селезенка, печень и желчь (В этом цикле лекций Рудольф Штайнер ни разу не использовал термина "желчный пузырь". Желчный же пузырь как таковой был упомянут лишь два раза - см. стр. 36 и 41. Там Рудольф Штайнер называет его особым органом, в котором сохраняется выделенная желчь. Желчь (в данном цикле) везде упоминается автором в ряду внутренних органов. - Прим. Перев) принимают участие в общей деятельности человеческого организма?

Остановимся сперва на том факте, что эти органы включены в нижний {большой} кругооборот крови подобно тому, как мозг - в верхний {малый} кругооборот; и спросим-ка теперь (если мы действительно придерживаемся внешнего метода исследования, который впоследствии будет углублен), возможно ли, чтобы эти органы выполняли задачу, сходную, родственную функции верхней части человеческого организма - мозга? И какова эта задача?

(В нашем издании приняты следующие обозначения: (...) в круглых скобках - слова автора; в [...] квадратных - редакции немецкого издания; в {...} фигурных - переводчика.)

Давайте рассмотрим верхние органы человеческого организма, которые получают внешние чувственные впечатления и перерабатывают материал наших чувственных восприятий. Так, в голове осуществляется переработка внешнего мира, переработка тех впечатлений, которые притекают извне через органы чувств. Главную причину происходящего в верхних частях человека мы должны видеть во внешних импрессиях, во внешних впечатлениях. Воздействуя на верхние органы, внешние впечатления изменяют кровь (превращая ее из "красной" в "синюю") или, во всяком случае, содействуют этому, и посылают эту измененную кровь обратно к сердцу; точно так же к сердцу направляется измененная кровь из остального организма.

Трудно ли теперь прийти к мысли, что воздействие внешнего мира на кровь, которое он оказывает через врата органов чувств в верхних частях организма, в известном смысле соответствует воздействию на кровь, приходящему от внутренних органов - селезенки, печени, желчи? Верхняя часть человеческого организма раскрывается вовне для восприятия воздействий внешнего мира. Подобно тому, как кровь направляется наверх, чтобы получить впечатления из внешнего мира, она направляется и вниз, чтобы принять то, что приходит от нижних органов. Как уже было сказано, наша верхняя организация получает воздействия из окружающего мира через органы чувств. Если же представить себе этот процесс стянутым, сжатым в одном центре, то можно будет получить нечто аналогичное тому, что происходит благодаря печени, желчи и селезенке: преобразование веществ, взятых из внешнего мира. Углубившись в сказанное, вы найдете, что это не совсем уж странная мысль.

Представьте себе, что различные чувственные впечатления, притекающие из внешнего мира, как бы стянуты воедино, уплотнены до плотности органов, помещенных внутри человека и включенных в кровообращение. Таким образом, верхняя часть человеческого организма вступает в такое же отношение с кровью, как и внутренние органы: печень, желчь, селезенка.

Итак, внешний мир, окружающий в верхней организации наши органы чувств, как бы спрессован в органы и помещен вовнутрь человека. - Один раз мир касается нас извне: он воздействует на нашу кровь, проникая в верхнюю часть организма через органы чувств; а второй раз мир таинственным образом действует изнутри, развивая свою деятельность в органах, являющихся сжатыми процессами макрокосмоса, которые, как таковые, также воздействуют на кровь.

Выражаясь схематично, можно сказать так: представим себе внешний мир, воздействующий со всех сторон на органы чувств, и представим кровь, которая, подобно некой пластине для оттисков, воспринимает все впечатления внешнего мира, - и мы получим нашу верхнюю организацию. Теперь представим себе, что весь внешний мир стянут воедино, сжат в отдельные органы, и этот, так сказать, экстракт мира помещен вовнутрь нас таким образом, что он также воздействует на нашу кровь, но с другой стороны. В такой, весьма непривычной форме мы можем получить схематичное представление о внешнем и внутреннем существе человеческого организма.

Можно было бы, в известном смысле, сказать, что головной мозг, собственно, соответствует нашей внутренней организации; последняя заполняет грудную и брюшную полости, - то есть внешний мир как бы находится внутри нас.

Даже в организации, которая служит главным образом процессам питания и которую мы рассматриваем как подчиненную, есть нечто таинственное: весь внешний мир сконцентрирован в совокупность внутренних органов.

Изучая печень, желчь, селезенку, мы можем заключить: селезенка - первый из органов, встречающихся потоку крови. Это примечательный орган, в его наполненную кровью ткань погружено большое количество крошечных зернышек, выделяющихся своей белизной. Если представить взаимоотношение крови и селезенки, то селезенка подобна ситу, через которое процеживается кровь, чтобы затем быть предоставленной другому органу, также являющемуся в некотором смысле сморщенной частью макрокосмоса. На следующей ступени кровь встречается с печенью. Печень, в свою очередь, выделяет желчь, которая сохраняется в особом органе; оттуда желчь переходит в питательные вещества и, вместе с преобразованными питательными веществами, попадает в кровь.

Предоставление себя (das Sichdarbieten) крови этим трем органам мы можем представить только в таком порядке: орган, первый встречающийся с кровью, -селезенка, второй - печень, и третий орган, имеющий, в сущности, очень сложные отношения со всей системой крови (Blutsystem), - желчь. Так как желчь соединяется с питательными веществами и принимает участие в их переработке, она считается особым органом.

Эти органы из совершенно определенных оснований оккультистами всех времен наделялись известными названиями. Я вас очень серьезно прошу не придавать пока этим наименованиям особого смысла и не брать во внимание то, что они могут означать в других областях. Позднее мы увидим, почему были выбраны именно такие названия.

Так как селезенка является первым органом, с которым встречается кровь (что становится ясным из чисто внешнего сравнительного наблюдения), оккультисты древности сочли наилучшим назвать ее тем именем, которое носит звезда, стоящая первой в Солнечной системе, поэтому селезенка была названа Saturnus, или внутренним Сатурном в человеке. Подобным же образом были именованы: печень - внутренним Юпитером, и желчь - внутренним Марсом. Давайте пока не будем думать ни о чем другом в связи с этими именами, кроме того, что мы их выбрали, придя - пока гипотетически - к воззрению, что внешние миры, доступные нашим органам чувств, как бы сжаты, стянуты в органы и обращены к нам в качестве внутренних миров, - те внешние миры, которые обращены к нам в лице планет.

Теперь мы уже можем сказать: те внешние миры воздействуют на кровь, проникая извне через органы чувств, внутренние миры оказывают такое же воздействие на кровь, но изнутри.

Сейчас мы, конечно, найдем существенную разницу между описанным вчера своеобразием человеческого головного мозга и тем, что воздействует на нашу кровь, являясь своего рода внутренней мировой системой. Разница просто состоит в том, что человек поначалу ничего не знает о происходящем в нижней части его организма; то есть он ничего не знает о впечатлениях, производимых на него внутренним миром - так сказать, внутренними планетами. В противоположность этому, характерно, что внешний мир производит на человека сознательные впечатления. В каком-то отношении мы можем назвать внутренний мир - миром бессознательного, в противоположность сознательному миру, известному нам по деятельности головного мозга.

Мы внесем больше ясности в понимание природы сознательного и бессознательного, если обратимся к помощи другого рассмотрения. Как вы все знаете, внешняя наука говорит, что нервная система со всем тем, что к ней принадлежит, является органом сознания. Теперь, чтобы получить основу для нашего оккультного наблюдения, нам необходимо понять, как относится нервная система к системе крови, которую мы сегодня схематично обрисовали. Тогда мы увидим, что наша нервная система во всем организме входит в определенные отношения с системой крови и что кровь повсюду соприкасается с нервной системой. Тут обратим внимание на то, что внешняя наука считает в этой связи чем-то установленным. А именно: что в нервной системе находится общий регулятор всей сознательной деятельности, всего, что мы называем сознательной душевной жизнью.

Здесь нельзя не напомнить (пока лишь только в общих чертах, чтобы потом доказать это), что для оккультистов нервная система представляет собой только своего рода основу для сознания. Ибо поскольку в наш физический организм вчленена нервная система (вступающая в соприкосновение с кровью или, по крайней мере, имеющая известное отношение к ней), то членами совокупного существа человека является и то, что мы именуем астральным телом и Я. Даже внешнее наблюдение может показать нам (я часто говорил об этом в моих лекциях), что нервная система является, некоторым образом, откровением, проявлением астрального тела, а кровь - проявлением Я.

Если мы обратимся к неживой природе, камням, минералам и т. д., то им мы можем приписать лишь физическое тело. От неодушевленных, неорганических природных тел перейдем теперь к организмам. Нам следует признать, что они проникнуты так называемым жизненным телом, которое содержит в себе причину проявлений жизни.

Мы еще узнаем позднее, что духовная наука говорит об эфирном или жизненном теле не так, как внешняя наука толковала когда-то о некой умозрительной "жизненной силе". Когда духовная наука говорит об эфирном теле, она подразумевает то, что действительно воспринимаемо для духовного зрения, то есть нечто реальное, что лежит в основе внешнего, физического тела.

Рассматривая растение, мы должны признать у него наличие эфирного тела. Поднимемся от растений к чувствующим существам, к животным, и мы найдем ощущения, внутренние переживания, которыми и отличается животное от растения. Если мы спросим, что должно вчлениться в организм, чтобы он смог подняться от простых жизненных процессов к ощущениям, которых растения еще не имеют, то ответ будет следующим: "Чтобы простая жизнедеятельность организма, которая как таковая не в состоянии зажечься ощущениями и не в состоянии стать чем-то внутренним, могла бы загореться ощущениями и внутренним переживанием, для этого необходимо включение, вчленение астрального тела". И именно в нервной системе, которая еще отсутствует у растений, но есть у животных, мы должны видеть внешнее проявление астрального тела, его физический орган. Астральное тело - это духовный прообраз нервной системы. Оно соотносится с нервной системой, как прообраз со своим проявлением.

Теперь, переходя к изучению человека - я уже говорил вчера, что в оккультизме чувствуешь себя не так уютно, как чувствуют себя во внешней науке, и мы не можем, так сказать, сваливать все в одну кучу, - так вот, изучая человеческие органы, мы должны всегда осознавать, что эти органы или системы органов имеют определенное значение, которого не имеют аналогичные органы животного, хотя бы они и казались подобными человеческим.

В человеческой крови следует видеть внешнее орудие Я, орудие того, что мы называем внутреннейшим центром души. Таким образом, в нервной системе представлен внешний орган астрального тела, а в крови - внешний орган Я. Точно так же, как нервная система в организме входит в известные отношения с кровью, так же внутренние душевные образования - представления, восприятия, ощущения и т. д. - входят в отношения с Я.

Нервная система разнообразнейшим образом дифференцирована в человеческом организме. Это видно по внутренним нервным волокнам, например, там, где они переходят в слуховые или зрительные нервы и т. д. Итак, нервная система - это нечто, что простирается через весь организм, дифференцируясь многообразнейшим образом, имея в себе внутреннюю множественность.

Наблюдая же кровь, омывающую весь организм, мы видим, что она единообразна во всем организме (не считая превращения крови из красной в синюю). Представляя из себя такое единообразие, кровь в этом своем качестве противоположна дифференцированной нервной системе так же, как Я противоположно душевной жизни, дробящейся в представлениях, ощущениях, волевых импульсах, чувствах и т. п... Чем дальше вы углубите это сравнение (сперва будем говорить исходя только из сравнений), тем яснее выявится далеко идущее подобие обоих прообразов: Я и астрального тела - с их проявлениями, органами: системой крови и нервной системой.

Конечно, можно сказать: кровь - она везде кровь, но, однако, проходя через организм, она изменяется. Это изменение крови мы можем рассматривать параллельно изменениям, которые претерпевает Я благодаря различным душевным переживаниям. Единообразие присуще ведь также и нашему Я. Вспоминая, насколько возможно, всю свою жизнь между рождением и смертью, человек может сказать про себя: "Я был тогда!" На пятом году жизни и на шестом, вчера и сегодня это - то же самое Я.

Но посмотрим теперь на содержание, на то, что содержится в этом Я, и тогда мы обнаружим, что живущее во мне Я наполнено большим или меньшим количеством представлений, ощущений, чувств и т. д., которые принадлежат астральному телу и входят в соприкосновение с Я. Год назад наше Я было наполнено одним содержанием, вчера - другим, а сегодня - каким-то третьим. Я соприкасается с содержанием души, пронизывает все ее содержание. Подобно крови, которая пронизывает весь организм и повсюду соприкасается с дифференцированной нервной системой, точно так же и Я соприкасается с дифференцированной жизнью души - с представлениями, чувствами, волевыми импульсами и прочим.

Уже сравнительный метод наблюдения показывает нам, что, в известном смысле, оправдано видеть в системе крови образ Я, а в нервной системе - образ астрального тела: проявления двух высших, сверхчувственных членов человеческой природы, тогда как эфирное тело больше соединено с физическим.

Теперь необходимо вспомнить, что кровь, указанным образом омывающая весь организм, - подобно пластине для оттисков, одной своей стороной обращена к внешнему миру, запечатлевая в себе приходящие извне впечатления, а другой стороной - к тому, что мы назвали "внутренним миром".

Так же обстоит дело и с Я. Сперва мы направляем наше Я на окружающий мир, получаем от него внешние впечатления. Благодаря этому в Я появляется разнообразное содержание, Я наполняется впечатлениями, приходящими извне. Но есть еще и такие мгновения, когда Я, так сказать, остается в самом себе, когда оно отдается своей боли и страданию, веселью и радости, внутренним чувствам и т. д., даже тому, что может вызываться из памяти, чего нет непосредственно, но что оно несет в себе.

Здесь проведем параллель между Я и кровью, которая, подобно пластинке для оттисков, предоставляет себя и внешнему миру и внутреннему (рисует на доске); можно схематично изобразить Я точно так же, как мы изобразили кровь (см. рис. на стр. 42).

Внешние впечатления, которые получает Я: представления, различные душевные образования, можно мыслить находящимися в таком же отношении с Я, в каком находятся реальные, приходящие к нам через органы чувств внешние процессы - с кровью. Итак, душевные события мы можем соотнести с Я так же, как явления физической жизни - с кровью.

Рассмотрим с этой точки зрения взаимодействие между кровью и нервами. Когда мы обращаем свой взор на окружающий мир, на зрительные нервы, то есть на орудие астрального тела, оказывают воздействие внешние впечатления - цвет, свет и т. д. Далее, рассматривая взаимосвязь между нервами и кровью, мы можем сказать, что параллельный душевный процесс протекает при вступлении многообразных представлений душевной жизни в отношение с Я. Если взаимодействие нервов и крови представить схематично, то все притекающее извне через посредство нервов вступает в отношение с токами крови, проходящими по соседству с зрительным нервом. Взаимосвязь нервов и крови исключительно важна, если мы намерены вести наблюдения, которые могли бы дать основу для оккультного воззрения на человеческую природу.

В обычной жизни этот процесс протекает, в общих чертах, таким образом, что воздействие, проходящее по нерву, "вписывает" себя в кровь, то есть в орган Я, как в восковую пластину. Но предположим на минуту, что мы искусственно прервали связь между потоком крови и нервом, то есть искусственно поставили человека в такие условия, когда нервная деятельность как бы отстранена от крови, так что они больше не могут действовать друг на друга. Покажем это схематично, изобразив их далеко отстраненными друг от друга. Ведь может случиться так, что на нервы не будет воздействовать никаких впечатлений. Этого можно добиться, например, перерезав нерв.

Если каким-то образом произошло так, что нерв оказался перерезанным, то на него перестанут воздействовать любые впечатления. Конечно же, это не такая уж большая радость, когда человек не в состоянии пережить ничего определенного через этот нерв. Но предположим - несмотря на то, что связь между кровью и нервом прервана - на нерв оказали какое-то воздействие. Во внешнем эксперименте этого можно достичь, например, раздражая нерв электрическим током. Но такое, внешнее воздействие на нерв нам сейчас совсем не подходит.

Однако имеется другой способ воздействия на нерв, ведущий к такому состоянию, когда нерв не имеет доступа к крови. Такого состояния можно достичь (и это делается) посредством известных представлений, известных идей, ощущений и чувств, которые человек переживает и с которыми он сливается. Чтобы подобный эксперимент удался, это должны быть высокоморальные или интеллектуальные представления.

Создавая себе подобные представления, например, символические, и упражняясь в сильной душевной концентрации, добиваются того, что как бы полностью овладевают нервом и удерживают его от тока крови. Когда человек, находясь в бодрственном сознании, отдается обычным внешним впечатлениям, появляющимся постоянно, то имеет место естественная связь нерва с током крови. Но если человек, благодаря сильной внутренней концентрации уходит от внешних воздействий, тогда он имеет в душе лишь то, что возникает только в сознании; содержание сознания овладевает нервом и отделяет таким образом нервную деятельность от деятельности крови.

Следствием подобной внутренней концентрации - которая (если она достаточно сильна) действительно прерывает связь между нервом и кровью - является то, что нерв, в известном смысле, освобождается от взаимосвязи с системой крови. Он также освобождается от того, чьим внешним орудием является система крови, то есть - от обычных переживаний Я.

Дело обстоит действительно так - и это может быть полностью экспериментально доказано, - что посредством переживания при духовном обучении, ведущем в высшие миры, посредством сильной концентрации вся нервная система в какие-то промежутки времени удерживается от обычной взаимосвязи с системой крови и от задач, касающихся Я. Вследствие этого нервная система, которая раньше как бы вписывала свои воздействия в кровь, как на восковую пластину, отныне заставляет свои воздействия идти обратно и не дает им подойти к крови.

Итак, посредством одних только внутренних концентраций можно как бы отделить свою систему крови от нервной системы и тем самым заставить, образно выражаясь, то, что обычно вливается в Я, притекать обратно в нервную систему.

Здесь имеет место та особенность, что человек, если он действительно достигает чего-то подобного, имеет совершенно другой род внутреннего переживания, и перед ним открывается полностью измененный кругозор сознания.

Можно сказать так: когда нервы и кровь в нормальном состоянии находятся во взаимосвязи друг с другом, как это имеет место в обычной жизни, то человек связывает впечатления, приходящие извне, со своим Я. Но когда он, посредством внутренней концентрации и внутренней душевной деятельности, удерживает свою нервную систему от воздействий на систему крови, тогда он не живет уже в своем прежнем обычном Я, он не может назвать своим Я то, что он имеет как 'я', как свою самость (Selbst). Человек ощущает тогда, что он совершенно сознательно поднял часть своего существа над собой, что он обособлен от своей системы крови. Происходит следующее: нечто невидимое, сверхчувственное воздействует на наши нервы, и оно не "вписывается" в кровь и не оказывает на наше обычное Я никакого впечатления. Человек чувствует себя удаленным от всей системы крови, как бы поднятым из своего организма. Это - сознательное выделение Я из области воздействия астрального тела. Если раньше нервная деятельность отражалась в системе крови, то сейчас она отражается в самое себя; теперь человек живет в чем-то ином, он ощущает себя в ином Я, в [макрокосмическом] Я, которое раньше он мог только предчувствовать: он чувствует величие сверхчувственного мира.

Если еще раз схематично показать взаимосвязь нерва или всей нервной системы с кровью, а также показать, как нервная система воспринимает впечатления из внешнего мира, то получится такой рисунок. Внешние впечатления, внешние переживания, появляясь, оставляют свой отпечаток в системе крови. Но если нервная система выделена из системы крови, все эти впечатления возвращаются в нервную систему; тогда мир, о котором мы раньше не имели понятия, изливается как бы до границ нашей нервной системы, и мы чувствуем это как некий обратный удар.

При обычном сознании дело обстоит так, что мир, воспринимаемый человеком, достигает системы крови, запечатлевает себя в ней; теперь же впечатления доходят лишь до окончания нервов, где нервы сами в себе чувствуют сопротивление. У нервных окончаний человек как бы отскакивает назад и изживает себя в сверхчувственном мире. Когда мы посредством глаза получаем цветовое впечатление, то оно проникает в наш зрительный нерв, запечатлевает себя в крови, и мы чувствуем то, что выражается словами: "Я вижу красное".

Но предположим, мы не доходим со своими впечатлениями до крови, а только до окончания нервов, оказываемся там как бы отброшены назад и живем тогда, фактически, в пределах нашего зрительного нерва.

Мы "отскакиваем" от физического проявления нашего Я, живем вне себя и, в сущности, находимся в лучах света, внутри его, тогда как обычно эти лучи вызывали в нас впечатление "красного". Мы действительно вышли из себя, и именно потому, что не проникли так глубоко в самих себя, как это происходит обычно, а дошли только до нервных окончаний.

Подобная душевная жизнь достигает того, что ощущает физического человека как нечто внешнее и себя с ним более не идентифицирует. Обычное сознание достигает крови. Если же человек развил душу так, что, достигнув нервных окончаний, он возвращается обратно, то он таким образом отделил кровь от того, что именуется высшим человеком, к которому можно прийти, если освободиться от самого себя.

По ходу лекции мы приобрели понятие о процессах, которые возникают, когда мы отделяем нашу кровь (уподобленную нами восковой пластине для оттисков, на одной стороне которой запечатлеваются внешние впечатления, на другой - внутренние) от того, что мы называем высшим человеком. До него мы сможем развиться, если освободимся от самих себя и воздействий нашего обычного Я. Мы сумеем наилучшим образом исследовать внутреннюю природу системы крови, если не будем говорить общих фраз, но изучать в человеке то, что реально, изучать сверхчувственного, невидимого человека, до созерцания которого сможем сами возвыситься.

И если мы исследуем этого сверхчувственного человека в его проникновении в кровь, тогда мы подойдем к мысли, что человек может жить во всем мире, излиться надо всем внешним миром, распространиться в нем и смотреть на свое внутреннее существо как бы с обратной стороны.

Коротко говоря, мы должны так изучить задачи крови и органов, включенных в кровообращение, чтобы суметь ответить на вопрос: каким будет запечатлен в крови высший мир, которого человек может достигнуть, может точно познать его? Вся дифференцированная жизнь крови предстанет нам как центр человека, если мы рассмотрим отношения этой чудесной системы к высшему миру. Ибо наша задача - взирать на человека как на откровение сверхчувственного, узреть за внешним человеком отражение того Человека, который коренится в духовном мире. Тогда мы воспримем человеческий организм как точное отображение духа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.046 с.)