Тема: Культурогенез: культура Древней Индии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Культурогенез: культура Древней Индии



ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания составлены для студентов всех специальностей дневной  формы обучения. Данная работа раскрывает специфику изучения блока, посвященного истории культуры, вынесенного для изучения на семинарских занятиях по дисциплине «Культурология».

Целью указаний является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Задача семинарских занятий по данной дисциплине состоит в том, чтобы научить студентов понимать смысл и логику развития культуры и применять теоретические положения к конкретным культурным явлениям.

Роль семинарских занятий в учебном процессе состоит в том, чтобы:

· проверить и закрепить знания, полученные на лекции;

· научиться самостоятельно работать с литературой по изучению новой темы;

· развивать культуру мышления и речи;

· излагать логически свои мысли по вопросам темы занятия;

· вырабатывать навыки оперирования культурологическими терминами.

На семинарских занятиях по культурологии студенты должны:

· изучить особенности отдельных типов культуры в историко-географическом, философском, этнографическом, социальном, религиозном, этико-эстетическом, психологическом и других аспектах;

· получить комплексное и системное представление об основных закономерностях развития культуры;

· научиться проводить самостоятельные исследования.

На семинарских занятиях осуществляется текущий контроль полученных студентами знаний. Контроль включает как индивидуальные, так и групповые собеседования, а также оценку выступлений на семинарских занятиях и выполнение тестовых заданий. Итоговым контролем является зачет. Студент должен знать, что в случае продуктивной, результативной и активной работы на семинарских занятиях допускается освобождение отдельных студентов от сдачи зачета по данной форме  занятий.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Требованиями государственного образовательного стандарта по направлениям и специальностям высшего профессионального образования ГОУ ВПО «МГТУ» предусмотрено, что будущий специалист должен приобрести во время изучения дисциплины «Культурология» практические навыки в освоении вопросов истории мировой и отечественной культуры.

Программа по культурологии построена таким образом, что на семинарских занятиях не просто закрепляются знания, полученные на лекциях, но существенно расширяются за счет обращения к самобытным национальным культурам и к различным периодам в истории культуры. Так, тема лекции «Типология культуры и культурная картина мира» конкретизируется на практических занятиях следующими темами: «Индо-буддийский тип культуры», «Китайско-конфуцианский тип культуры», «Мир исламской культуры». Тема «Место и роль России в диалоге культур» на пяти практических занятиях раскрывается через анализ конкретных периодов истории русской культуры.

В настоящих методических рекомендациях для каждого семинарского  занятия обозначена тема, даны конкретные вопросы для подготовки и приводится список литературы.

Система подготовки студента к семинарскому занятию включает в себя несколько этапов:

· изучение теоретического лекционного материала;

· изучение литературы (2-3 источника) по теме семинарского занятия;

· усвоение наиболее важных положений каждого вопроса темы;

· составление конспекта по каждому вопросу и формулирование выводов.

Особое внимание студент должен уделить предлагаемому к каждому семинару списку литературы: в указанных изданиях содержится исчерпывающая информация по заданным вопросам. Список литературы включает в себя не только учебники по культурологии, но и справочную книгу, и толковые словари. Если само понятие в теме или в плане семинара непонятно, необходимо обратиться к культурологическим, философским или толковым словарям.

Если подготовка к семинару предполагает знакомство с каким-либо типом культуры (индо-буддийским, китайско-конфуцианским, арабо-исламским), то в списке литературы нужно выбрать книги не только по истории культуры, но и по истории религии.

Если подготовка к занятию предполагает знакомство с искусством той или иной страны, то необходимо ознакомиться с литературой по истории искусства.

Разрабатывая тему, студент должен помнить о временных и пространственных границах эпохи, изучаемой в контексте данного семинара. Например, исследуя проблему многообразия жанров и направлений русской классической живописи, студенту следует опираться на отечественную культуру XIX века.

При составлении конспекта студент должен записать: принципиальные положения по каждому вопросу, новые термины и  примеры. Особое внимание студент должен уделить подбору иллюстративного материала по вопросам истории искусства.

Завершающим этапом подготовки студента к семинарскому занятию следует считать формулирование выводов по каждому из заявленных вопросов.

Студентам необходимо уделять внимание проблемам непосредственного выступления на семинаре. Свое выступление на семинаре студент должен структурировать, подчеркивая каждую черту культуры в отдельности, привести показательные примеры и подвести итоги. Выступление должно быть конкретным, содержательным, лаконичным. Студент должен быть готовым к ответам на вопросы по теме своего выступления.

К числу распространённых ошибок при выступлении на семинаре относится неполный ответ на поставленный вопрос. Чтобы этого избежать, необходимо не упускать из виду такие близкие в контексте темы понятия, как «художественное» и «эстетическое», «социальное» и «мировоззренческое», «жанры» и «направления», «традиции» и «обычаи». На семинарах разрешаются сомнения студентов по неясным вопросам, упорядочиваются разрозненные знания.

Студенты должны быть готовы и к другим формам проведения практических занятий, например, к логико-графическим формам, к игре, к дискуссии.

Дискуссия на семинаре должна помочь студенту научиться общаться с аудиторией. Такая форма  прививает вкус к публичным выступлениям, она является своеобразным тренингом для студента.

В ходе обсуждения темы студентам может быть представлена таблица, состоящая из ряда понятий, которые требуется соотнести. При этом студентами могут использоваться различные критерии, которые связывают данные понятия.

Студент должен быть готов к тому, чтобы на семинаре:

- дать объяснения: коротко и понятно, шаг за шагом объяснить научное понятие, термин, институт;

- дать комментарий: прокомментировать какое-либо высказывание, цитату;

- найти ошибки: в сформулированном определении найти, обозначить и прокомментировать намеренно сделанные ошибки;

- привести доводы «за и против»: студент формулирует существующую для него проблему, другие предлагают свои доводы «за» и «против».

Таким образом, семинар является результатом самостоятельного изучения студентами рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке. На семинарах студенты не только приобретают знания и необходимое инженеру умение самостоятельно определять свою позицию в дискуссиях, но и усваивают элементы культуры личности, уважительное отношение к нормам культуры и друг к другу.

Семинар 1

Семинар 2

Семинар 3

Семинар 4

Семинар 5

Семинар 6

Семинар 7

Семинар 8

Семинар 9.

Тема: Культурология как научная дисциплина: функции, классификация и виды культурных норм.

План: 

9.1. Культурные нормы и их соблюдение.

9.2. Функции культурных норм.

9.3. Классификация норм.

9.4. Основные виды культурных норм.

9.5. Нормативная система культуры. Нормативные конфликты. 

 

Литература:

1. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Е. В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 1996. – С. 3-11.

2. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2002. – С. 96-119.

3. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ,1995. – С. 5-12.

4. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян.– М.: Высшая школа, 2202. – С. 10-23.

5. Культурология. Учебное пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 12-21.

6. Мамонтов С. П. Основы культурологии. Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – С. 3-14.

7. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. Учебное пособие. – М.: Гранд, 2001. – С. 19-64.

8. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 640 с.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие методические указания составлены для студентов всех специальностей дневной  формы обучения. Данная работа раскрывает специфику изучения блока, посвященного истории культуры, вынесенного для изучения на семинарских занятиях по дисциплине «Культурология».

Целью указаний является помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям. Задача семинарских занятий по данной дисциплине состоит в том, чтобы научить студентов понимать смысл и логику развития культуры и применять теоретические положения к конкретным культурным явлениям.

Роль семинарских занятий в учебном процессе состоит в том, чтобы:

· проверить и закрепить знания, полученные на лекции;

· научиться самостоятельно работать с литературой по изучению новой темы;

· развивать культуру мышления и речи;

· излагать логически свои мысли по вопросам темы занятия;

· вырабатывать навыки оперирования культурологическими терминами.

На семинарских занятиях по культурологии студенты должны:

· изучить особенности отдельных типов культуры в историко-географическом, философском, этнографическом, социальном, религиозном, этико-эстетическом, психологическом и других аспектах;

· получить комплексное и системное представление об основных закономерностях развития культуры;

· научиться проводить самостоятельные исследования.

На семинарских занятиях осуществляется текущий контроль полученных студентами знаний. Контроль включает как индивидуальные, так и групповые собеседования, а также оценку выступлений на семинарских занятиях и выполнение тестовых заданий. Итоговым контролем является зачет. Студент должен знать, что в случае продуктивной, результативной и активной работы на семинарских занятиях допускается освобождение отдельных студентов от сдачи зачета по данной форме  занятий.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Требованиями государственного образовательного стандарта по направлениям и специальностям высшего профессионального образования ГОУ ВПО «МГТУ» предусмотрено, что будущий специалист должен приобрести во время изучения дисциплины «Культурология» практические навыки в освоении вопросов истории мировой и отечественной культуры.

Программа по культурологии построена таким образом, что на семинарских занятиях не просто закрепляются знания, полученные на лекциях, но существенно расширяются за счет обращения к самобытным национальным культурам и к различным периодам в истории культуры. Так, тема лекции «Типология культуры и культурная картина мира» конкретизируется на практических занятиях следующими темами: «Индо-буддийский тип культуры», «Китайско-конфуцианский тип культуры», «Мир исламской культуры». Тема «Место и роль России в диалоге культур» на пяти практических занятиях раскрывается через анализ конкретных периодов истории русской культуры.

В настоящих методических рекомендациях для каждого семинарского  занятия обозначена тема, даны конкретные вопросы для подготовки и приводится список литературы.

Система подготовки студента к семинарскому занятию включает в себя несколько этапов:

· изучение теоретического лекционного материала;

· изучение литературы (2-3 источника) по теме семинарского занятия;

· усвоение наиболее важных положений каждого вопроса темы;

· составление конспекта по каждому вопросу и формулирование выводов.

Особое внимание студент должен уделить предлагаемому к каждому семинару списку литературы: в указанных изданиях содержится исчерпывающая информация по заданным вопросам. Список литературы включает в себя не только учебники по культурологии, но и справочную книгу, и толковые словари. Если само понятие в теме или в плане семинара непонятно, необходимо обратиться к культурологическим, философским или толковым словарям.

Если подготовка к семинару предполагает знакомство с каким-либо типом культуры (индо-буддийским, китайско-конфуцианским, арабо-исламским), то в списке литературы нужно выбрать книги не только по истории культуры, но и по истории религии.

Если подготовка к занятию предполагает знакомство с искусством той или иной страны, то необходимо ознакомиться с литературой по истории искусства.

Разрабатывая тему, студент должен помнить о временных и пространственных границах эпохи, изучаемой в контексте данного семинара. Например, исследуя проблему многообразия жанров и направлений русской классической живописи, студенту следует опираться на отечественную культуру XIX века.

При составлении конспекта студент должен записать: принципиальные положения по каждому вопросу, новые термины и  примеры. Особое внимание студент должен уделить подбору иллюстративного материала по вопросам истории искусства.

Завершающим этапом подготовки студента к семинарскому занятию следует считать формулирование выводов по каждому из заявленных вопросов.

Студентам необходимо уделять внимание проблемам непосредственного выступления на семинаре. Свое выступление на семинаре студент должен структурировать, подчеркивая каждую черту культуры в отдельности, привести показательные примеры и подвести итоги. Выступление должно быть конкретным, содержательным, лаконичным. Студент должен быть готовым к ответам на вопросы по теме своего выступления.

К числу распространённых ошибок при выступлении на семинаре относится неполный ответ на поставленный вопрос. Чтобы этого избежать, необходимо не упускать из виду такие близкие в контексте темы понятия, как «художественное» и «эстетическое», «социальное» и «мировоззренческое», «жанры» и «направления», «традиции» и «обычаи». На семинарах разрешаются сомнения студентов по неясным вопросам, упорядочиваются разрозненные знания.

Студенты должны быть готовы и к другим формам проведения практических занятий, например, к логико-графическим формам, к игре, к дискуссии.

Дискуссия на семинаре должна помочь студенту научиться общаться с аудиторией. Такая форма  прививает вкус к публичным выступлениям, она является своеобразным тренингом для студента.

В ходе обсуждения темы студентам может быть представлена таблица, состоящая из ряда понятий, которые требуется соотнести. При этом студентами могут использоваться различные критерии, которые связывают данные понятия.

Студент должен быть готов к тому, чтобы на семинаре:

- дать объяснения: коротко и понятно, шаг за шагом объяснить научное понятие, термин, институт;

- дать комментарий: прокомментировать какое-либо высказывание, цитату;

- найти ошибки: в сформулированном определении найти, обозначить и прокомментировать намеренно сделанные ошибки;

- привести доводы «за и против»: студент формулирует существующую для него проблему, другие предлагают свои доводы «за» и «против».

Таким образом, семинар является результатом самостоятельного изучения студентами рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное. В свою очередь успех семинара заложен в его тщательной, всесторонней подготовке. На семинарах студенты не только приобретают знания и необходимое инженеру умение самостоятельно определять свою позицию в дискуссиях, но и усваивают элементы культуры личности, уважительное отношение к нормам культуры и друг к другу.

Семинар 1

Тема: Культурогенез: культура Древней Индии

План:

1.1. Социальные и мировоззренческие особенности древнеиндийской культуры.

1.2. Духовные традиции ведической религии и брахманизма.

1.3. Система ценностей индуизма.

1.4. Буддизм: свобода как внутренний уход от жизни, полное отрицание бытия.

1.5. Художественные и эстетические особенности древнеиндийской культуры.

 

    Литература:

1. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вуза. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2006. – С. 73-102.

2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры:: учебное пособие для студентов. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – С.140-156

3. Соколова М.В.Мировая культура и искусство: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.:Издательский центр «Академия», 2004. – С.181-196

4. Религиоведение: учебное пособие. /Под ред. Шахнович М.М. – СПб.:Питер, 2009. – С.62-84, 150-152. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./Ред. Драч Г.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 – С.191-197.

5. Мировая художественная культура: учебное пособие./под ред. Эренгросс Б.А. – М.: Высшая школа, 2009. Т2. - С. 287-309.

6. История религии. /Под ред. Яблочкова И.Н. – М.: Высшая школа, 2007. Т1. – С. 288-344.

7. История религии. /Под ред. Яблочкова И.Н. – М.: Высшая школа, 2007. Т2. – С. 6-11.

8. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – М: Издательский центр АЗ Международный Союз книголюбов, 2000. – С. 3 – 100.

9. Горелов А. А. Культурология: Учебное пособие. – М: Юрайт, 2001.– С. 116 – 136.

10. История и культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Логос, 2000. – С. 73 – 80.

11. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. – С. 71 – 85, 262 – 278.

12. Культурология: учебное пособие для вузов.  / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 35-42

13. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов: Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 2001. – С. 210 – 214, 217 –220.

14. Силичев Д. А. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство ПРИОР, 1998. – С. 53 – 59.

15. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. С. А. Хмелевской. – М.: Логос, 2002. – С. 65 – 79.

 

Семинар 2



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.116 (0.014 с.)