Общая и прикладная иммунология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая и прикладная иммунология



План практических занятий по разделу общая и прикладная иммунология

 

1) Учение об иммунитете. Иммунитет и его виды. Неспецифическая резистентность.

2) Иммунная система организма. Органы и клетки иммунной системы.

3) Антигены.

4) Фазы иммунной реакции. Клеточный иммунный ответ.

5) Гуморальный иммунный ответ. Антитела.

6) Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

7) Противоинфекционный иммунитет

8) Иммунодиагностика инфекционных заболеваний. Серологические реакции I порядка.

9) Иммунодиагностика инфекционных заболеваний. Серологические реакции II порядка. Cовременные иммунодиагностические реакции.

10) Иммунный статус.

11) Типы иммунопатологии.

12) Иммунотерапия. Иммунопрофилактика.

13) Итоговое занятие по разделу «Общая и прикладная иммунология»

 

 


ОБЩАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ИММУНОЛОГИЯ

Занятие №1                                                                                                    Дата___________

Тема: Учение об иммунитете. Иммунитет и его виды. Неспецифическая резистентность.

Основные вопросы рассматриваемой темы:

1. Естественный иммунитет. Определение. Характеристика.

2. Неиммунные механизмы естественного иммунитета: барьерные и противомикробные свойства кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, ареактивность тканей, нормальная микрофлора.

3. Система комплемента.

4. Фагоцитарная реакция (фазы, механизмы и факторы внутриклеточной бактерицидности). Естественные киллеры. Механизм повреждения мишеней.

Иммунитет – способ защиты организма от продуктов генетически чужеродной природы (антигенов) эндогенного и экзогенного происхождения, обеспечивающий генетическую целостность особей вида в течение индивидуальной жизни (Галактионов В.Г., 1998). 

Основные отличия врожденного и приобретенного иммунитета.

Врожденный иммунитет   Приобретенный иммунитет
Неспецифичен по отношению к патогену   Специфичен по отношению к патогену  
Для активации не требуются АПК и процессинг антигена   Необходимы АПК и процессинг антигена  
В осуществлении функций врожденного иммунитета участвуют эндотелиоциты, макрофаги, нейтрофилы, натуральные киллеры, система комплемента   Т-, В-лимфоциты  
Отсутствие клеток памяти   Образование клеток памяти  

Задание №1. Заполните схему «Классификация видов иммунитета по происхождению».

Задание №2. Заполните схему «Факторы неспецифической резистентности»

Система комплемента — это сложный комплекс белков сыворотки крови, который является одним из компонентов неспецифического иммунитета и активируется по типу ферментативно-каскадной реакции, т.е. продукт предыдущей реакции играет роль катализатора следующей.

Компоненты системы комплемента обозначаются прописной буквой С с порядковыми номерами от 1 до 9. Фрагменты, образующиеся в процессе расщеплении компонентов комплемента, обозначаются порядковыми номерами с малыми буквами (С2а, СЗЬ и т. д.). Ферментолитически активную форму обозначают штрихом сверху над указанием компонента комплемента. Если активированный фрагмент дезактивируется, то для обозначения этого добавляется буква i.

Система комплемента циркулирует в крови в неактивном состоянии. Ее активация может осуществляться по классическому, или иммунному, пути и альтернативным способом (посредством белка пропердина).

Функции системы комплемента:

• усиление процессов фагоцитоза путем выделения веществ, покрывающих патогенны или иммунные комплексы;

• участие в воспалительных реакциях путем влияния на интенсивность выделения базофилами биологически активных веществ;

• цитотоксическая функция, которая проявляется в образовании мембраноатакующего комплекса из поздних компонентов комплемента.

Активация системы комплемента может осуществляться по классическому и альтернативному пути.

В случае классического пути образуются специфические иммуноглобулины (IgG или IgM) и иммунные комплексы. Процесс активации начинается с ранних компонентов комплемента: С1, далее в процесс вовлекаются компоненты С4, С2 и СЗ.

Образование иммунного комплекса осуществляется при агрегации молекул иммуноглобулина или при связывании иммуноглобулинов с антигеном.

На молекулярном уровне стадии активации системы комплемента выглядят следующим образом:

1. В присутствии ионов Са из белка С1 образуется тетрамер C1r2-Са2+-С1s2, который связывается с одной молекулой C1q. Данный комплекс обладает протеазной активностью, а его субстратами являются С2 и С4. В плазме присутствует ингибитор данного фермента (C1—Inh).

2. В процесс вовлекается С4, распадающийся на два фрагмента — С4а и С4Ь, который приобретает свойства эстеразы, способной активировать С2. С4Ь в присутствии ионов магния расщепляет С2 на С2а и С2Ь. При этом С2а присоединяется к С4Ь, и образуется одно из ключевых веществ процесса активации комплемента — конвертаза 3-го компонента комплемента.

3. Образовавшаяся СЗ-конвертаза (С4Ь2а) расщепляет СЗ на СЗа. При этом СЗЬ – это ключевой фрагмент как для классического, так и для альтернативного пути активации, в этом месте оба пути активации сходятся и далее процесс происходит одинаково в обоих случаях. Регулятором активации СЗ комплемента является фактор I (СЗЬ-инактиватор). Он расщеплет СЗЬ на неактивные фрагменты — СЗс и C3d и препятствует чрезмерной активации СЗ.

4. Активная СЗЬ — фрагмент связывается с комплексом С4Ь и 2а, и образуется конвертаза 5-го компонента комплемента. С этого момента начинается образование финальной структуры — мембраноатакующаго комплекса (МАК), обозначаемого С5Ь6789. Он инициирует появление в липидном белке мембраны клетки пор, в результате образования которых возможен лизис клетки.

Альтернативный путь активации системы комплемента срабатывает мгновенно в ответ на внедрение в организм бактериальных полисахаридов, вирусов, опухолевых клеток, паразитов. Он не требуется образования иммунных комплексов, поэтому активация происходит быстрее, чем в случае классического пути. В альтернативном пути не принимают участия первые компоненты комплемента — С1, С 4 и С2.

В первых реакциях альтернативного пути активации активное участие принимает пропердиновая система. Она состоит из белков, называемых факторами D и В. Фактор D находится в сыворотке крови в виде активного фермента, субстратом для которого является фактор В.

Данный белок расщепляется под влиянием фактора D, в результате чего образуется активный фрагмент – фактор ВЬ, в комплексе с СЗЬ образующий конвертазу 3-го компонента комплемента альтернативного пути активации. Она несколько отличается от конвертазы классического пути.

СЗЬВЬ, стабилизированный белком пропердином, активирует СЗ с образованием С5-конвертазы и далее иначинается сборка мембраноатакующего комплекса (МАК).

 

Задание № 3. Заполните таблицу «Фагоцитирующие клетки».

Клетки Источник Формы участия в защитных реакциях
     
     
     
     

Задание № 6. Заполните таблицу «Стадии фагоцитоза».

Стадия

Механизм протекания Рисунок
I      
II      
III      
IV      
V      
VI      

Задание №2. Впишите названия органов иммунной системы в соответствии с их анатомическим расположением.

1.___________________________________

2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.___________________________________

6.___________________________________

7.___________________________________

8.___________________________________

Задание № 3. Заполните таблицу «Функции органов иммунной системы».

  Орган Основные функции

Центральные

   
   

Периферические

   
   
   
   

Задание № 4. Заполните таблицу «Иммунокомпетентные клетки».

Название Функция Происхождение Маркеры

Антигенпрезентирующие клетки

       
       
       

Иммунорегуляторные клетки

       
       
       

Эффекторные клетки

       
       

Клетки памяти

       
       

 

Различают следующие (основные) факторы межклеточного взаимодействия:

а) на поверхности клеток: (рецепторы-лиганды)

- молекулы иммуноглобулинового суперсемейства: Ig,TСR,MHC,CD2,3,4,8, адгезины клеток иммунной системы (ICAM);

- селектины;

- интегрины;

- прочие молекулы (например, CD44);

б) факторы дистанционного взаимодействия:

- цитокины;

- интерфероны.

Цитокины - небольшие пептидные сигнальные молекулы, участвующие в био-, хемо- и иммунорегуляции, которые секретируются неэндокринными клетками и оказывают воздействие на клетки – мишени.

Свойства цитокинов:

· цитокины не депонируются в клетке, а синтезируются после соответствующего стимула;

· для восприятия цитокинового сигнала клетка экспрессирует соответствующий рецептор, который может взаимодействовать с несколькими различными цитокинами;

· цитокины синтезируются клетками разных ростков, уровней и направлений дифференцировки;

· субпопуляции клеток иммунной системы различаются по спектру синтезируемых цитокинов и их рецепторов;

· цитокины обладают универсальностью, множественностью эффектов и синергизмом;

· цитокины могут воздействовать как на рядом расположенную клетку (паракринная регуляция), так и на сам продуцент (аутокринная регуляция);

· цитокиновая регуляция носит каскадный характер: активация клетки одним цитокином вызывает синтез другого;

· в подавляющем большинстве это короткодистантные медиаторы - их эффекты проявляются на месте выработки. Вместе с тем ряд провоспалительнъгх цитокинов (ИЛ-1, 6, α-ФНО и др.) могут оказывать системное действие.

 

Разнообразные биологические функции цитокинов подразделяются на три группы:

- управляют развитием и гомеостазом иммунной системы;

- осуществляют контроль за ростом и дифференцировкой клеток крови (системой гемопоэза);

- принимают участие в неспецифических защитных реакциях организма, оказывая влияние на воспалительные процессы, свертывание крови, кровяное давление.

Задание №5. Заполните таблицу «Биологические эффекты цитокинов».

 

Цитокин

Клетка продуцент Биологический эффект

 

Интерлейкин

 

 

ИЛ 1 IL 1    
ИЛ 2 IL 2    
ИЛ 3 IL 3    
ИЛ 4 IL 4    
ИЛ 10 IL 10    
ИЛ 13 IL 13    

 

 

Интерферон

ИФН-α (INF-α)    
ИФН-β (INF-β)    
ИФН-γ (INF-γ)    
Трансформирующий фактор роста ТФРβ (TGF-b)    

 

Фактор некроза опухоли

ФНОα (TNF-a)    
ФНО-β (TNF-β)    

Колониестимулирующий фактор

ГМ-КСФ (GM-CSF)    
Г-КСФ (G-CSF)    

 

Основная биологическая активность цитокинов - регуляция иммунного ответа на всех этапах его развития, в которой они играют центральную роль.

Занятие № 3                                                                        Дата_____________________

Тема: Антигены.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

1. Антигены. Структура, свойства.

2. Классификация антигенов.

3. Антигены микроорганизмов.

4. Антигены гистосовместимости MHC (HLA)

5. Антигенная изменчивость. Перекрёстнореагирующие антигены. Антигенная мимикрия. 6. Т-зависимые и Т-независимые антигены. Суперантигены. Митогены, строение и функции.

Антигены - это генетически чужеродные вещества, при введении в организм вызывающие развитие специфических иммунологических реакций (синтез антител, реакции клеточного иммунитета, повышенную чувствительность, иммунологическую толерантность, а также иммунологическую память).

 

Задание №1. Дайте определения основным свойствам антигенов.

Свойства антигенов

Свойство Определение
Чужеродность  
Антигенность  
Специфичность  
Иммуногенность  

 

Молекула любого антигена состоит из 2 частей:

 • 1-я часть - эпитоп (детерминанта), участок антигена, вызывающая иммунную реакцию;

 • 2-я часть молекулы антигена называется проводниковой, при ее отделении от эпитопа не проявляет антигенного действия, но сохраняет способность реагировать с гомологичными антителами.

 

Классификация антигенов.

По специфичности:

• Групповые – Аг, общие для рода (родоспецифические) или для нескольких родов микроорганизмов (межвидовые).

• Видовые – общие для всего вида и не встречающиеся у других видов.

• Типовые – различия по антигенным свойствам внутри одного вида (серовары).

По степени иммунногенности:

• Полноценные Аг обладают выраженной антигенностью и иммунногенностью.

• Неполноценные Аг (гаптены) обладают антигенностью, но не способны индуцировать в организме иммунный ответ.

По происхождению:

• Экзогенные антигены попадают во внутреннюю среду организма из внешней среды через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, путем инъекции.

• Эндогенные антигены возникшие внутри организма:

- аутоантигены – Аг собственного организма;

- неоантигены – возникают в организме в результате патологических процессов.

 

Задание №2. Заполните таблицу «Классификация антигенов по степени чужеродности»

 

Название группы Определение Пример
Ксеногенные Аг      
Аллогенные Аг      
Изогенные Аг      
Аутоантигены      

Задание №3. Впишите в графы цифры соответствующие основным антигенам бактериальной клетки на рисунке справа.

 

Капсула (К-АГ) -           ____

Содержимое цитоплазмы

(ферменты и пр.) -         ____

Пили (F-АГ) -                 ____

Жгутики (Н-АГ) -          ____

Плазмиды -                     ____

Клеточная стенка (О-АГ) ____

Белки ЦПМ                     ____

 

Антигены вирусов:

1) суперкапсидные антигены – поверхностные оболочечные;

2) белковые и гликопротеидные антигены;

3) капсидные – оболочечные;

4) нуклеопротеидные (сердцевинные) антигены.

Молекулы МНС (от англ. major histocompatibility complex – главный комплекс гистосовместимости) является основными антигенпредставляющими молекулами. Именно они представляют для Т-лимфоцитов пептидные антигены, которые играют ведущую роль в индукции иммунного ответа. При этом Т-лимфоциты распознают именно комплекс [антиген + молекула МНС]. У человека они были первоначально открыты на лейкоцитах, поэтому получили название молекул (или антигенов) HLA (human leucocyte antigen). Молекулы МНС являются мембранными гликопротеинами и представлены двумя классами.

Молекулы МНС первого класса обычно обозначаются как МНС-I.

1. МНС-I экспрессируются на всех ядросодержащих клетках (т.е. их нет лишь на             эритроцитах). В наибольшем количестве они присутствуют на лимфоцитах и лейкоцитах.
2. МНС первого класса связываются с антигенами цитозоля и внутриядерного содержимого АПК.

а. Поэтому МНС-I презентируют (представляют) Т-лимфоцитам прежде всего вирусные антигены.
б. Кроме этого МНС-I презентируют (представляют) Т-лимфоцитам антигены бактерий, способных к внутриклеточному паразитированию.

3. МНС первого класса выполняют две основные функции

а. Во первых, МНС-I представляют антиген CD8-лимфоцитам.

б. Кроме антигенпредставляющей функции, МНС-I играют важную роль в

регуляции активности NK-клеток.

Молекулы МНС второго класса обычно обозначаются как МНС-II.

1. МНС-II экспрессированы, в отличие от МНС первого класса, лишь на некоторых клетках.

а.Во первых, они экспрессируются на профессиональных антигенпредставляющих клетках, а именно:

– на макрофагах/моноцитах,

– дендритных клетках,

–В-лимфоцитах.

б.Во-вторых, МНС-II экспрессируются на клетках эндотелия сосудов.

2. МНС второго класса связываются с антигенами мембранных структур клетки (т.е. той зоны клетки, которая непосредственно сообщается с внешней средой).

а. Поэтому МНС-II презентируют (представляют) Т-лимфоцитам антигены возбудителей внеклеточных инфекций.

б. Кроме этого МНС-II презентируют (представляют) Т-лимфоцитам антигены возбудителей так называемых везикулярных инфекций, которые находятся в клетке внутри везикул, а не непосредственно в цитоплазме (например, хламидий).

 3. МНС второго класса представляют антиген CD4-лимфоцитам.

Задание № 4. Зарисовать строение МНС I и II класса

 

Задание № 5. Заполните таблицу «Характеристики молекул МНС» (функции молекул опишите своими словами).

 

Класс Клетки, экспрессирующие МНС Функции
МНС I класса    
МНС II класса    

 

Перекрестно-реагирующие (гетероантигены) - общие для представителей разных видов антигенные комплексы или общие антигенные детерминанты на различающихся по другим свойствам комплексах. Так наличие общих антигенных детерминант у β-гемолитического стрептококка и соединительной ткани (коллагена) клапанов сердца, обуславливает развитие ревматического поражения клапанного аппарата (ревматического эндокардита) после перенесенной ангины.

Антигенная мимикрия - общие, сходные по строению антигены встречающиеся у микробов различных видов и у человека, в результате которой микроб не распознается иммунной системой как чужеродный, что способствует его сохранению в организме человека.

 

Занятие № 4                                                                                                    Дата__________

Задание №1. Нарисуйте схему, отражающую взаимодействие иммунокомпетентных клеток при клеточном иммунном ответе.

 

 

Задание №2. Опираясь на рисунок из задания №1, заполните таблицу «Фазы иммунного ответа».

 

События характерные для данной фазы
I Индукторная    
II Иммунорегуляторная  
III Эффекторная  
IV Формирование иммунологической памяти  

Задание № 3. Заполните таблицу.

Название клетки (обозначение)

Маркёры Функции

Т-хелперы

(Th)

Th1    
Th2    

Т-киллеры (Tc)

   

NK-клетки(NK)

   

Задание №4. Зарисуйте схему клеточного иммунного ответа

 

                               

 

 

Занятие № 5                                                                         Дата_____________________

Задание №1. Заполните таблицу «Общая характеристика клеток-участниц гуморального иммунного ответа»

 

Клетка

Цитокины Рецепторы Биологический эффект
АПК          
Регуляторная          
Эффекторная          

Задание №2. Зарисуйте схему гуморального иммунного ответа на Т-зависимые и Т-независимые антигены. Отразите в схеме роль клеток участвующих в этом процессе.

 

Задание №3 Схематично зарисуйте строение молекулы иммуноглобулина класса G. Обозначьте на рисунке структурные компоненты этих молекул (выберите из списка справа).

 

    1- Н-цепь,  2-L- цепь, 3- дисульфидные связи (-S-S-), 4-вариабельная область -V-домены, 5-константная область - С-домены 6- антигенсвязывающий центр 7- Fab фрагмнт 8- Fc фрагмент

Задание №4. Заполните таблицу «Основные характеристики иммуноглобулинов человека»

 

Характеристика IgM IgG IgA IgD IgE
Молекулярная масса, кД          
Субклассы          
Количество мономеров          
Валентность          
H-цепь          
L-цепь          
J-цепь          
Уровень в сыворотке крови, г/л          
% от общего уровня Ig          
Период полураспада, сут.          
Связывание комплемента          
Цитотоксичесая активность          
Опсонизация          
Преципитация          
Агглютинация          
Участие в аллергических реакциях          
Прохождение через плаценту          
Наличие в секретах в секреторной форме          

 

Задание №5. Дайте определение основным свойствам антител.

Свойство Определение
Специфичность    
Валентность    
Аффинность    
Авидность    

 

 

Занятие № 6                                                                         Дата_____________________

Тема: Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

Основные вопросы, разбираемые на занятии:

1. Сравнительная характеристика первичного и вторичного иммунного ответа.

2. Динамика накопления антител, фазы антителообразования.

3. Иммунологическая память.       

4.Т-клетки памяти. В-клетки памяти.

5. Иммунологическая толерантность.

Задание 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика первичного и вторичного гуморального иммунного ответа».

 

Характеристика Первичный иммунный ответ Вторичный иммунный ответ
Реагирующие клетки      
Персистенция антигена в крови    
Накопление антител в крови      
Время формирования оптимальной концентрации IgG    
Присутствие клеток памяти      
Место взаимодействия клеток с антигеном      

 

Задание №2 Дайте определения и опишите события, соответствующие фазам антителообразования, обозначьте эти фазы на графике:

1. Латентная (индуктивная) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Логарифмическая____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Стационарная_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Фаза снижения______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Иммунологическая память - это способность иммунной системы отвечать более быстро и эффективно на антиген (патоген), с которым у организма был предварительный контакт.

Такая память обеспечивается (образовавшимися в результате предшествующих контактов иммунной системы с антигенами) антигенспецифическими клонами как В-клеток, так и Т-клеток (клетками памяти), которые функционально более активны в результате прошедшей первичной адаптации к определенному антигену.

В результате первой встречи запрограммированного лимфоцита с определенным антигеном образуются две категории клеток: эффекторные, которые немедленно выполняют специфическую функцию - секретируют антитела или реализуют клеточные имунные реакции, и клетки памяти, которые циркулируют длительное время. При повторном поступлении данного антигена они быстро превращаются в лимфоциты-эффекторы, которые вступают в реакцию с антигеном. При каждом делении запрограммированного лимфоцита после его встречи с антигеном количество клеток памяти увеличивается.

 

Иммунологическая толерантность — состояние, характеризующееся «терпимостью» иммунной системы по отношению к чужеродным для неё Аг.

Иммунологическую толерантность подразделяют на:

· физиологическую;

· патологическую;

· искусственную.

Физиологическая толерантность подразумевает «терпимость» системы ИБН к собственным Аг. 

· Элиминация в антенатальном периоде (когда иммунная система ещё недостаточно созрела) тех клонов лимфоцитов, которые подверглись антигенной перегрузке — массированному воздействию собственных Аг. Это положение выдвинули М. Бернет и Ф. Феннер в сформулированной ими клонально-селекционной гипотезе. В лабораторных условиях этот феномен воспроизводится путём подсадки эмбриону и плоду животного ткани или органа другого животного того же вида (аллотрансплантата). Повторная трансплантация взрослому животному такого же трансплантата не приводит к его отторжению — развивается толерантность к нему. Таких животных (в организме которых имеется генетически и антигенно чужеродная ткань или орган), называют химерами. Подобныйхимеризм развивается и у двуяйцевых близнецов, которые, во время пренатального периода обмениваются разногруппной кровью. Во взрослом состоянии им можнобеспрепятственно переливать кровь обеих групп.

· Изоляция Аг ряда органов от контакта с иммуноцитами структурно-физиологическими барьерам и. К таким органам относятся мозг, глаза, семенники, щитовидная железа, которые отделены от внутренней среды организма гемато-тканевыми барьерами (гемато-энцефалическим, гемато-офтальмическим, гемато-тиреоидным). Эту разновидность толерантности называют изоляционной.

· Подавление пролиферации и дифференцировки аутоагрессивных (действующих против собственных клеток) Т-лимфоцитов в центральном органе иммунной системы — тимусе. Этот феномен называют центральной селекцией и ликвидацией аутоцитотоксических лимфоцитов.

· Гибель (апоптоз) клонов лимфоцитов, активирующихся аутоантигенами. В такой ситуации Т-лимфоциты, реагирующие на Аг собственного организма, экспрессируют Fas-рецепторы, на которые действуют Fas-лиганды нормальных клеток, что активирует программу апоптоза.

· Депрессия цитотоксических лимфоцитов Т-супрессорами.

· Анергия Т-лимфоцитов, не активированных костимуляторами.

·

Искусственная толерантность

· Индуцированную (искусственную, медицинскую) толерантность воспроизводят при помощи воздействий, подавляющих активность иммунной системы. Обычно с этой целью применяют ионизирующее излучение, высокие дозы цитостатиков и иммунодепресантов.

· Изоляционная. Для создания состояния искусственной толерантности применяют также специальные (непроницаемые для иммуноцитов) камеры, имплантируемые под кожу, слизистую оболочку, в мышцы или полости тела. В камеру помещают гомогенат или фрагменты чужеродной ткани (например, эндокринной железы для устранения недостатка эндогенного гормона). Такую разновидность толерантности называют изоляционной.

Состояние индуцированной толерантности применяют для повышения успеха трансплантации органов и тканей, лечения аллергии, болезней иммунной аутоагрессии, эндокринной недостаточности и некоторых других состояний.

Занятие № 7                                                                         Дата_____________________

Задание №1. Впишите в таблицу краткие характеристики различных видов иммунитета.

Естественный Искусственный
   
Активный Пассивный
   
Общий Местный
   
Инфекционный (нестерильный) Постинфекционный (стерильный)
   

Задание №2. Заполните таблицу механизмы инактивации бактерий.

Факторы инактивации бактерий Рисунок-схема отражающая механизм действия фактора
1) Фагоцитоз    
2) Антитела а) иммобилизация бактериальных клеток    
б) опсонизация    
в) блокировка факторов адгезии    
г) активация системы копмлемента    
д) нейтрализация токсинов    
е) блокировка поверхностных молекул, обладающих патогенным действием    
3) Лизоцим и другие неспецифические гуморальные факторы    

Задание №3. Заполните таблицу «Механизмы противовирусного иммунитета».

Механизмы эффективные в отношении вирусов (описание) Рисунок-схема
1. Интефероны  
2. Антитела     а) блокировка специфических вирусных белков, ответственных за адгезию проникновение вируса в клетку    
  б) индукция АЗКЦ (благодаря специфическому связыванию АТ с экспрессированными на поверхности клетки вирусными белками)      
3. Уничтожение клеток, пораженных вирусом цитотоксическими Т-лимфоцитами.  

 

Задание №1. Отличия реакций первого порядка от реакций второго порядка.

Реакции первого порядка Реакции второго порядка
   

Задание №2. Заполните таблицу «Механизмы серологических реакций первого порядка».

НАЗВАНИЕ РЕАКЦИИ МЕХАНИЗМ РЕАКЦИИ (рисунок-схема и описание)
Реакция агглютинации (прямой) на стекле, РА  
Реакция агглютинации (прямой) (в пробирках)  
Реакция преципитации (кольцепреципитации)  
Реакция преципитации (в агаре (по Оухтерлони)  
Реакция (пассивной) непрямой гемагглютинации, РНГА  
Реакция латекс агглютинации  
Реакция Кумбса  

Задание 3. В тетрадях для конспектов напишите конспект на тему «Методы получения диагностических сывороток и МКАТ».

Схема основного опыта РСК

 

Ингредиенты в мл. 1 2 (КА) 3 (КС)
Испытуемая сыворотка в разведении 1:5      
Антиген        
Комплемент        
Физ. раствор        

Пробирки инкубируют при 37°С в течение 20 – 30 минут

Гемолитическая сыворотка        
Взвесь эритроцитов        

Пробирки инкубируют при 37°С в течение 20 – 30 минут

Учет и оценка результата        

 

Учет и оценка результатов РСК.

В зависимости от степени выраженности гемолиза РСК оценивается по 4-плюсовой системе следующим образом:

“++++” резко положительная реакция – полная задержка гемолиза: эритроциты оседают на дно пробирки, жидкость над осадком бесцветна;

“+++” и “++” положительная реакция – полная задержка гемолиза: имеется осадок эритроцитов, жидкость окрашена в розовый цвет, более интенсивны      й при ++;

“+” сомнительная реакция – неполный гемолиз: незначительный осадок эритроцитов, жидкость окрашена в розовый цвет;

“-” отрицательная реакция – полный гемолиз: жидкость ярко-розового цвета.

Вывод:

Задание №2. Опираясь на материал, изложенный выше, нарисуйте схему реакции иммунофлюоресценции (прямой и непрямой).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.164 с.)