Автономная некоммерческая организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономная некоммерческая организация



Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Код, название дисциплины в соответствии с ГОС ВПО,

 учебным планом

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Специальности (направления) подготовки

 

(Шифр специальности (направления) - ХХХХХ.65(62) «Название специальности (направления)»

Специализация (профиль)

(Шифр специализации(профиля) – ХХХХХХХХ «Название специализации(профиля))

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Совета факультета

(протокол № _____ от __ _______20__)

Председатель совета

_________________/________________/

 

Санкт-Петербург

2010

Программа курса "Культурология" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изложенными в федеральном компоненте цикла общегуманитарных дисциплин.

 

Цель курса – выработать и студентов знания и умения, позволяющие им понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества.

 

Задачи курса:

- овладение базовым понятийным аппаратом культурологии;

- рассмотрение основных подходов к определению места культуры в социуме;

- ознакомление со структурой современного культурологического знания;

- формирование представлений о культуре как о социально-историческом феномене;

- формирование представлений о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;

- ознакомление с основными направлениями методологии культурологического анализа;

- формирование представлений о социокультурной роли религий;

- ознакомление с основными подходами к определению цивилизационно-культурной принадлежности России.

 

Преподавание курса связано с изучением других дисциплин Госстандарта, таких  как философия, история, социология и др., опирается на те знания, которые они формируют у студентов. В свою очередь, знание явлений культуры, полученных в курсе культурологии, позволяет студентам глубже и полнее освоить учебный материал, сообщаемый другими гуманитарными дисциплинами, понять законы развития человека и общества полнее, всесторонне, системно и целостно.

 

По завершению обучения по дисциплине, студент должен:

- Понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- Иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

- Знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;

- Понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

 

Содержание дисциплины

Модуль 1. Культурология как научная дисциплина.

Тема 1. Культурология как научная дисциплина.

Место культурологии среди других научных дисциплин.

Культурология и история культуры. История культуры как история различных сторон культуры, науки и техники. История культуры как часть изучения региона (африканистика), народа (синология), конкретных социальных организмов. История культуры как изучение науки, искусства, образования.

Теоретическая и прикладная культурология. Прикладная культурология как изучение практических проблем культуры. Соотношение теоретической и прикладной культурологии.

Модуль 2. Научные школы в культурологии XIX – XXI вв.

Тема 5. Динамика культуры.

Культурогенез. Разнообразные версии культурогенеза. Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры. Социальный механизм воспроизводства человеческой деятельности, критика концепции (Т. Роззак, Л. Мамфорд). Феномен первобытной культуры в истолковании З. Фрейда. Игра как предвестие культуры. Концепция "человека играющего" Й. Хейзинга. Н. Финн об игре как феномене человеческого бытия. Культурогенез в трактовке Э. Кассирера. Символические формы человеческого существования. Трансцендентальная, сакральная природа культуры.

Динамика культуры. Причины и механизм культурной динамики. Высший критерий зрелости культурной деятельности. Основная направленность социокультурного процесса. Понятия "стиль", "канон". Стилевая дифференциация и изменение социальной культуры.

Культурные традиции. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества. Рамки традиции как механизма преемственности. Соотношение традиций и принципа самобытности культуры. Традиции и новации.

 

Тема 6. Язык культуры.

Язык и символы культуры. Типология знаковых систем культуры. Естественные знаки. Функциональные знаки. Конвенциональные (условные) знаки. Вербальные знаковые системы – естественные языки. Знаковые системы записи. Развитие знаковых систем. Полиглотность культуры.

Культурные коды. Искажение смысла при обозначении и понимании. Полисемантизм языка культуры. Появление "языков в языках" (Р. Барт). Языки культуры в областях действительности и человеческой деятельности.

Культурные ценности и нормы. Культура как ценностно-нормативная среда. Понятие "ценность". Финитные (конечные) и инструментальные ценности. Ассимиляция ценностей при культурном контакте.

Нормы как средство сотрудничества и общения людей. Классификация норм по сферам деятельности. Норма творчества, нормативная избыточность и нарушение норм. Нормативная культура – спектр поведенческих норм: право, мораль, нравственные предписания религий, этикет, правила различных ассоциаций.

Духовное производство как создание, хранение, распространение, потребление культурных норм, ценностей, знаний и значений.

Межкультурная коммуникация. Диалог культур. Уровни и механизмы межкультурной коммуникации. Условия, влияющие на межкультурные контакты: степень готовности к восприятию и адаптации инородных элементов, политический контекст, характер контактов. Факторы, способствующие взаимному обогащению. Факторы конфликтности. Борьба за культурную самобытность. Современные тенденции межкультурной коммуникации. Межкультурное взаимодействие как фактор гармонизации международных отношений.

 

Тема 8. Этнос и культура

Восточные и западные типы культур. Восток и Запад. Европоцентризм. Интерес к Востоку в западном сознании. Два типа отношения к Востоку в европейском сознании. Признание множественности культур как теоретическая предпосылка.

Этническая и национальная культура. Плюрализм и эгалитаризм культур. Разделение культур по социобиологическим признакам. Этнос как признак размежевания культур. Национальная культура и народная культура. Национальная культура и политический плюрализм. Этнокультурные стереотипы. Взаимообмен и взаимообогащение национальных культур.

 

Тема 9. Локальные культуры.

Локальные культуры. Многообразие культурных характеристик. Понятие культурного феномена. Локальный тип культуры – результат наложения географических и социальных параметров на культуру.

Специфические и "срединные" культуры. Трудности в воссоздании общей картины мировой культуры. Идея форумности культур.

 

Вопросы к зачету

1. Подходы к определению понятия «культура» (нормативные, структурные, психологические и т.д.)

2. Подходы к классификации культур.

3. Эволюционизм как научное направление в изучении культур (основные принципы эволюционизма)

4. Концепция культуры Э. Тайлора. Метод пережитков.

5. Теория анимизма Э. Тайлора.

6. Диффузионизм как научное направление в изучении культур (основные принципы диффузионизма)

7. Концепция культуры Ф. Ратцеля.

8. Концепция культуры Г. Спенсера.

9. Биологические концепции культуры (А. Гобино, Ж. Ляпуж, О. Аммон)

10. Культурология как наука в трактовке Л. Уайта.

11. «Деятельностное» направление в критике теории анимизма Э.Тайлора (труды Р. Маррета, К. Прейса, В. Вундта)

12. Интеллектуальное направление в критике теории анимизма Э.Тайлора (труды Дж. Фрейзера)

13. Концепция культуры Л. Фробениуса.

14. Концепция культуры Ф. Гребнера

15. «Психология народов» как направление в изучении культур

16. Концепция культуры З. Фрейда.

17. Концепция культуры К.Г. Юнга

18. Функционализм как направление в исследовании культур (Б. Малиновский, А. Редклифф-Браун)

19. Антропология Крёбера

20. Культурология Детства М. Мид.

 

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

3. Кармин А., Новикова Е. Культурология. М., 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М., 2008.

5. Культурология. Ред. Драч Г. В. М., 2008.

 

Дополнительная

1. Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. М., 1996.

2. Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях. М., 2007.

3. Багновская Н.М. Основы культурологии. М., 2004.

4. Вереньев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие. Брянск, 2000.

5. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х чч. М., 1994.

7. Золкин А.Л. Культурология: учеб. пособие для вузов. М., 2001.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры: учебное пособие. М., 1998.

9. История и культурология. Изд. 2-е, перераб. и доп. Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2000.

10. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

11. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997.

12. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

13. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994.

14. Орлова Э.А. Социальная и культурная антропология. М., 1997.

15. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

16. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

17. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов н/Д., 1997.

18. Хрестоматия по культурологии. Т. 1. Самосознание мировой культуры. СПб., 1999; Т. 2. Самосознание русской культуры. СПб., 2000.

19. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

20. Культурология: История мировой культуры. Ред. Воскресенская Н.О. М., 2008.

21. Коненков Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. Справочное учебное пособие Кононенко Б.И." М., 2004.

Первоисточники

1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 441-442.

2. Фрейд. З. Будущее одной иллюзии//Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 18-64.

3. Фрейд. З. Недовольство культурой//Там же. С. 65-134.

4. Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного//Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

5. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С.7-240

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-287

7. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Новосибирск, 1993.

8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

9. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки//Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 57-157.

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 427-504.

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Код, название дисциплины в соответствии с ГОС ВПО,

 учебным планом

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Специальности (направления) подготовки

 

(Шифр специальности (направления) - ХХХХХ.65(62) «Название специальности (направления)»

Специализация (профиль)

(Шифр специализации(профиля) – ХХХХХХХХ «Название специализации(профиля))

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Совета факультета

(протокол № _____ от __ _______20__)

Председатель совета

_________________/________________/

 

Санкт-Петербург

2010

Программа курса "Культурология" составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изложенными в федеральном компоненте цикла общегуманитарных дисциплин.

 

Цель курса – выработать и студентов знания и умения, позволяющие им понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества.

 

Задачи курса:

- овладение базовым понятийным аппаратом культурологии;

- рассмотрение основных подходов к определению места культуры в социуме;

- ознакомление со структурой современного культурологического знания;

- формирование представлений о культуре как о социально-историческом феномене;

- формирование представлений о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях;

- ознакомление с основными направлениями методологии культурологического анализа;

- формирование представлений о социокультурной роли религий;

- ознакомление с основными подходами к определению цивилизационно-культурной принадлежности России.

 

Преподавание курса связано с изучением других дисциплин Госстандарта, таких  как философия, история, социология и др., опирается на те знания, которые они формируют у студентов. В свою очередь, знание явлений культуры, полученных в курсе культурологии, позволяет студентам глубже и полнее освоить учебный материал, сообщаемый другими гуманитарными дисциплинами, понять законы развития человека и общества полнее, всесторонне, системно и целостно.

 

По завершению обучения по дисциплине, студент должен:

- Понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- Иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

- Знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ веке;

- Понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

 

Содержание дисциплины

Модуль 1. Культурология как научная дисциплина.

Тема 1. Культурология как научная дисциплина.

Место культурологии среди других научных дисциплин.

Культурология и история культуры. История культуры как история различных сторон культуры, науки и техники. История культуры как часть изучения региона (африканистика), народа (синология), конкретных социальных организмов. История культуры как изучение науки, искусства, образования.

Теоретическая и прикладная культурология. Прикладная культурология как изучение практических проблем культуры. Соотношение теоретической и прикладной культурологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.063 с.)