Дополнительная общеразвивающая программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная общеразвивающая программа



Дополнительная общеразвивающая программа

«Правоведение: основы правоохранительной деятельности»

социально-педагогической направленности

базовый уровень

 

Возраст учащихся: 14 - 17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

Козлов Сергей Петрович,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Щелково

2020 год


Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры обучающихся, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки молодого поколения, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Правоведение: основы правоохранительной деятельности» (далее – Программа) социально-педагогической направленности базового уровня модифицированная, составлена на основе образовательных программ по юриспруденции высших учебных заведений с учётом возможностей детей старшего школьного возраста и ФГОС ООО и СОО.

Программа призвана дать учащимся общеобразовательных учреждений базис правовых знаний и сформировать позитивный образ современной полиции.

Будущий полицейский – активный помощник педагогов образовательных учреждений, специалистов отдела по делам несовершеннолетних в области пропаганды соблюдения законодательства РФ, положений, уставов, других нормативных актов, формирования здорового образа жизни и безопасного поведения, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Программа реализуется при тесном сотрудничестве со структурами ОВД, которые способствуют проведению практических занятий, являются наставниками и живыми примерами для учащихся детского объединения.

Актуальность данной программы состоит в том, что в современном обществе человек должен иметь необходимый набор правовых знаний, что позволит ему формировать для себя наиболее безопасные стратегии поведения, грамотно вести себя в деловом общении. 

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области (Приложение 1).

 

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 14 до 17 лет, проявляющим интерес к получению правовых знаний.

 

Объем программы

        На полное освоение Программы требуется 72 учебных часа.

 

Формы обучения и виды занятий по программе

Формы обучения: очная, групповая, по отдельным темам могут проводиться мелкогрупповые и дистанционные занятия.

Учебные группы формируются из детей как одного возраста, так и разновозрастные, наполняемость групп до 15 человек.

 

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 36 учебных недель.

 

Режим занятий

Занятия проводятся один раза в неделю по два часа.

Занятия проводятся с 10-минутным перерывом на отдых, согласно СанПиН 2.4.4.3172-14.

 

Цели и задачи программы

Цель: формирование у обучающихся четкого представления о принципах и объемах взаимодействия структурных элементов системы правоохранительных органов друг с другом и иными государственными и общественными структурами; получение знаний об основах правового положения несовершеннолетних по российскому законодательству, особенностей их семейных, гражданских, трудовых и жилищных прав; получение знаний о порядке исполнения уголовных наказаний, задачах, стоящих перед органами и учреждениями, исполняющими эти наказания

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 

Личностные:

· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· содействие формированию у подростков позитивных жизненных ориентиров и планов.

 

Метапредметные:

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

· Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

· развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 

Предметные:

· формирование представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

· формирование общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

· овладение знаниями о понятии, системе и структуре конкретных правоохранительных органов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях;

· раскрытие содержания и основных направлений (функций) правоохранительной деятельности, ее цели, социального значения и правовых основ.

 

1.3. Содержание программы.

Учебно-тематический план

год обучения - 1

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма аттестации (контроля)

Всего Теория Практика

I Правоохранительные органы

Вводное занятие 2 2  

очная групповая

Входной контроль
Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса «Правоохранительные органы РФ». 2 2    
Тема 2. Источники права о судебной системе и правоохранительных органах 2 2    
Тема 3. Общая характеристика правоохранительной деятельности. 2 1 1  
Тема 4. Система правоохранительных органов России 2 1 1  
Тема 5. Понятие и признаки судебной власти 4 2 2  
Обобщающее занятие 2   2 Опрос
Тема 6. Правовой статус судей 2 1 1  
Тема 7. Система федеральных судов общей юрисдикции 4 2 2  
Тема 8. Военные суды 2 1 1  
Тема 9. Верховный Суд Российской Федерации 2 1 1  
Тема 10. Система арбитражных судов 2 1 1  
Тема 11. Место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе России 2 1 1  
Обобщающее занятие 2   2 Опрос Тестирование
Тема 12. Деятельность Отдела по делам несовершеннолетних, основные правонарушения в среде детей и подростков. 4 2 2  
Тема 13. Прокуратура Российской Федерации 2 1 1  
Тема 14. Органы юстиции Российской Федерации 2 1 1  
Тема 15. Система органов Министерства внутренних дел Российской Федерации 6 2 4  
Тема 16.Войска национальной гвардии России 2 1 1  
Тема 17. Таможенные органы РФ 2 1 1  
Обобщающее занятие 2   2 Опрос
Тема 18. Федеральная служба безопасности 2 1 1  
Тема 19. Обеспечение безопасности граждан на территории РФ и за пределами 2 1 1  
Тема 20. Органы, осуществляющие раскрытие и предварительное расследование преступлений 4 2 2  
Обобщающее занятие 2   2 Опрос
Тема 21. Понятие и задачи нотариата 2 1 1  
Тема 22. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи. 2 1 1  
Тема 23. Частные детективные и охранные службы 2 1 1  
Обобщающее занятие 2   2 Опрос
Зачет 2   2 Защита реферата
Всего по программе 72 32 40    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

Календарные учебные графики

Календарный учебный график первого года обучения (Приложение 2)

 

Формы аттестации

Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса, тестирования, выполнение учащимися практических заданий, решения ситуационных задач.

Итоговая аттестация проходит в форме защиты реферата.

 

Оценочные материалы

 

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

1. Диагностический мониторинг качества освоения программы

 

ФИО Устный опрос (max 20) Реферат (max 10) Решение задач (max 40) Тестирование (max 30) Всего баллов (max 100)
           
           

 

менее 70 низкое качество знаний

от 70 до 80 удовлетворительное качество знаний

от 81 до 90 хорошее качество знаний

свыше 90 отличное качество знаний

 

2. Формы текущего и промежуточного контроля:

 

 

Оценочные средства Показатели оценки Критерии оценки Кол-во баллов (max) Кол-во баллов за год (max

Реферат

Количество источников Не менее 3

10

10

Характер источников Законодательные акты текущего года, учебная литература не старше 3 лет
Полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы Степень раскрытия сущности проблемы
Ответы на вопросы 3 вопроса по теме реферата, за правильный ответ на каждый из них 2 балла
Задачи Правильность решения Корректность выводов, обоснованность решений, ссылка на статью закона 4 40
Тестирование Количество правильных ответов на вопросы теста 1 балл за каждый правильный ответ 30 30
Устный опрос Корректность и полнота ответов 0 баллов за неправильный ответ 1балл за неполный ответ 2 балла за полный ответ 2 20

 

3. Примерные темы для рефератов (правоохранительные органы) (Приложение 3)

4. Примеры типовых задач (правоохранительные органы) (Приложение 4)

5. Тестирование по правоохранительным органам (Приложение 5)

 

Методические материалы

Программа предполагает применение следующих педагогических технологий:

- витагенного образования (А.С. Белкин),

- технология обучения с помощью знаково-символических структур УЕД

- укрепления дидактических единиц (П.М. Эрдниев),

- компьютерные технологии обучения (по Г.К. Селевко).

- педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик, В.М. Матвеев и др.)

- технологии групповой деятельности /в том числе тренинговые технологии/ (по Г.К. Селевко).

 

Методы, применяемые в рамках реализации программы:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция, диалог, консультация);

- наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, демонстрационные материалы, видеофильмы);

- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельное решение проблемы учащимися);

- метод практической работы (отработка полученных навыков);

- социальные методы (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка);

- метод контроля (тестирование, контрольные тренировки, зачёт).

 

Методы, применяемые в рамках реализации программы:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция, диалог, консультация);

- наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, демонстрационные материалы, видеофильмы);

- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельное решение проблемы учащимися);

- метод практической работы (отработка полученных навыков);

- социальные методы (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка);

- метод контроля (тестирование, контрольные тренировки, зачёт).

3.Список литературы

Литература для педагога:

1. http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2. http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

3. http://pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации

4. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 413 с.

5. Корнев А.В., Петручак Л.А., Зенин С.С. Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи: монография. М.: Проспект, 2019. — 408 с.

6. Семейный статус ребенка. Проблемы теории и практики. Монография /Летова Н.В. — М.: Проспект, 2018. — 144 с.

7. Беспалов Ю.Ф., Ильина О.Ю. Позиции Верховного Суда Российской Федерации по семейным спорам: хрестоматия. М.: Проспект, 2019. — 336 с.

8. Романовский Г.Б. Занимательная биокриминология: монография. М.: Проспект, 2018. 200 с.

9. Давыдова И.А., Коробова И.Н. Правоотношения при осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: отдельные аспекты // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 1. - С. 154 - 156.

Литература для учащихся:

1. http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система «Консультант-плюс».

2. http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система «ГАРАНТ»

3. http://pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации: в 2 т. / под ред. д.ю.н., проф. Бернда Визера. М.: Инфотропик Медиа, 2018. — Т. I: 868 c., Т. II: 960 с.

5. Правоохранительные органы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.]; под общей редакцией М. П. Полякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 363 с.

6. Суд и государство / под ред. Л.В. Головко, Б. Матьё. — М.: Статут, 2018. — 272 с.

7. Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. М. Рабец. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.

8. Досюкова Т.В., Рождествина А.А. Уголовно-исполнительное право. - М.: Омега-Л, 2013. - 272 с.

 


Приложение 1

Нормативно-правовая база

 

1. Конституция Российской Федерации

2. Семейный Кодекс Российской Федерации

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ

4. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. №124-ФЗ

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительство РФ от 04.09.2014 №1726 – р)

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительство РФ от 29.05.2015 №996-р)

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196)

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

9. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

10. Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

11. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 №1040)

12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политике в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242)

13. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564)

14. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерство образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

15. Об учёте результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499)

16. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13 в/07)

17. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477Н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 № 24183)

18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»


Приложение 2

 

Примерные темы для рефератов по правоохранительным органам

1. Понятие, сущность, функции и признаки судебной власти.

2. Назначение и роль судебной власти в правовом государстве, ее соотношение с другими ветвями государственной власти.

3. Правосудие как основная функция судебной власти: понятие и признаки.

4. Понятие, виды судопроизводства.

5. Понятие и система принципов правосудия.

6. Требования, предъявляемые к судье и кандидатам на должность судьи.

7. Понятие и виды судебных звеньев и инстанций.

8. Суды общей юрисдикции: система, компетенция, полномочия.

9. Мировые судьи: место в судебной системе, компетенция, правовой статус.

10. Состав, компетенция и организация деятельности районного суда.

11. Суд субъектов Российской Федерации: состав, компетенция и организация работы.

12. Верховный Суд РФ: структура, основные функции и организация деятельности.

13. Присяжные заседатели: правовой статус, роль в отправлении правосудия.

14. Военные суды: назначение, система, подсудность.

15. Система арбитражных судов РФ, их задачи и компетенция.

16. Верховный Суд РФ как высший орган арбитражной юстиции.

17. Состав и компетенция Конституционного Суда РФ.

18. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

19. Органы прокуратуры в РФ: система, принципы организации и деятельности.

20. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.

21. Система органов внутренних дел РФ: структура, задачи и основные функции.

22. Федеральная служба безопасности РФ: задачи, принципы и основные направления деятельности.

23. Правоохранительная деятельность таможенных органов России.

24. Органы дознания: понятие, виды, компетенция.

25. Оперативно-розыскная деятельность как основное средство выявления преступлений.

26. Органы предварительного следствия: понятие, виды, компетенция.

27. Система органов юстиции: понятие, виды, основные задачи и функции.

28. Федеральная служба исполнения наказаний РФ: назначение, структура, функции и организация деятельности.

29. Федеральная служба судебных приставов: назначение, структура, функции и организация деятельности.

30. Правовой статус адвоката. Порядок присвоения статуса адвоката, порядок и основания его прекращения.


Приложение 4

Примеры типовых задач по правоохранительным органам

1. Мировой судья вынес приговор по уголовному делу об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны. Не вступивший в законную силу приговор обвиняемым был обжалован. А через некоторое время возникли вновь открывшиеся обстоятельства, подготовлено соответствующее заключение прокурора, которое было рассмотрено судом.
Каким судом дело рассмотрено по первой инстанции? Какой суд рассмотрел дело в апелляционном порядке? Какой суд рассмотрел заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств?

 

2. Судья районного суда единолично вынес приговор по уголовному делу об уничтожении имущества по неосторожности. Вступивший в законную силу приговор обвиняемым был обжалован в кассационную инстанцию. А через некоторое время возникли вновь открывшиеся обстоятельства, подготовлено соответствующее заключение прокурора, которое было рассмотрено судом.
Каким судом дело рассмотрено по первой инстанции? Какой суд рассмотрел дело в кассационном порядке? Какой суд рассмотрел заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств?

 

3.Обвиняемый по уголовному делу, рассматриваемому в районном суде, заявил ходатайство о разрешении его дела судом присяжных. Суд отказал в удовлетворении данного ходатайства.

Законен ли отказ в удовлетворении данного ходатайства? Обоснуйте свой ответ. Какими составами могут рассматриваться уголовные дела, а какими гражданские дела в районном суде?

 

4.Ваш знакомый захотел стать судьей районного суда. Он обратился к Вам за консультацией, как можно таковым стать. Разъясните ему, какими требованиям должен отвечать кандидат в судьи районного суда и что человек должен сделать, чтобы стать судьей районного суда? Каков порядок назначения лица на эту должность?

 

5.Гражданское дело было разрешено районным судом. Ответчик не согласен с судебным решением и заявил, что будет его обжаловать до конца.
Сколько раз и в какие инстанции (суды) может им быть принесена жалоба на данное судебное решение? Какие структурные подразделения и каких судов уполномочены на рассмотрение соответствующих жалоб? Обоснуйте ответ.


Приложение 5

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Правоведение: основы правоохранительной деятельности»

социально-педагогической направленности

базовый уровень

 

Возраст учащихся: 14 - 17 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

Автор-составитель:

Козлов Сергей Петрович,

педагог дополнительного образования

 

 

г. Щелково

2020 год



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.098 с.)