Тренировка в стрельбе по мишени



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренировка в стрельбе по мишени



При переходе от стрельбы по экрану к стрельбе по мишени перед новичком возникают новые психологические трудности, связанные с появлением точки прицеливания. Возникает стремление к возможно более точному наведению оружия, контролю просвета между вершиной мушки и нижним обрезом яблока мишени, выжиму спуска в момент наиболее точного совмещения ровной мушки с точкой прицеливания. Все это вытесняет из сознания новичка контроль рабочих процессов, и с этим следует бороться.

Все модели спортивных пистолетов, из которых ведется начальная подготовка, снабжены механизмами, позволяющими вносить изменения в установку прицела. Внесите поправку, смещающую расположение средней точки попадания на три-четыре габарита в сторону. Теперь правильно произведенный выстрел даст пробоину на мишени не в десятке, а в восьмерке Это устранит оценку достоинства попадания, снизит напряженность стрелка, связанную с ее ожиданием

Замените понятие "точка прицеливания" на "район прицеливания". Рука новичка еще не обрела достаточной устойчивости. Не следует стремиться к достижению ее полной неподвижности. Достаточно, если ровная мушка будет "плавать" в районе между нижним обрезом яблока и серединой нижней части площади мишени. Все это позволит стрелку легче справляться с своей задачей, а кучность расположения пробоин будет характеризовать правильность его действий.

Тренировка в стрельбе на кучность проводится без использования зрительной трубы.

Через некоторое время можно перейти к стрельбе по мишени с учетом результата, возвратив установку прицела в прежнее положение. Эта стрельба отличается от стрельбы на кучность только необходимостью совмещения средней точки попадания с центром мишени.

При одной и той же установке прицела средняя точка попадания одной серии выстрелов может совпадать с центром мишени, а другой не совпадать. Причинами несовмещения могут быть:

· различное зрительное восприятие положения мушки в прорези при изменении положения головы стрелка;

· различная оценка положения мушки в прорези. Стрелок может оценивать как ровную, несколько более полную, или наоборот притопленную мушку. Обычно это связано с утомлением зрения или переносом фокуса зрения с целика на мишень,

· изменение хватки, влияющее на образование угла вылета.

· прицеливание без просвета. При утомлении зрения яблоко мишени теряет свою контрастность и начинает восприниматься как серая, сливающаяся с фоном полоса. Стрелок "врезается" в яблоко, перемещая среднюю точку попадания вверх.

На начальном этапе подготовки перемещения средней точки попадания могут быть мнимыми, из-за совпадения ошибок одна группа выстрелов может произойти преимущественно по одной части мишени, а другая - по другой, создавая картину несовмещения

У стрелков начального уровня снижение результатов стрельбы связано не с недостаточной кучностью, а с несовмещениями и отрывами.

Прицельные устройства спортивных пистолетов позволяют вносить поправки с высокой точностью Однако увлекаться этим не следует. Если средняя точка попадания была на месте, то ее смещения могут быть временные, из-за допущенных, но не замеченных стрелком ошибок Нельзя вносить поправку по результатам одного-двух выстрелов. Только группа в три - пять выстрелов дает основание к этому. Поскольку поправка по одному выстрелу не вносится, то и осмотр мишени в трубу лучше производить через два-три выстрела. Так лучше сохраняется рабочая установка.

Отрывы - значительные отклонения отдельных пробоин от основной кучности. Направление отрывов позволяет определить вызвавшие их ошибки. При стрельбе из пистолета наиболее характерное направление отрывов - левая нижняя четверть мишени. В этом направлении кисть руки имеет наибольшую свободу сгибания. Большинство ошибок в работе кисти, удерживающей пистолет, приводит к отрывам в этом направлении. К этим ошибкам относится: усиление или ослабление хватки пистолета при приближении выстрела, "подрабатывание" кисти (рефлекторные незначительные сгибания запястного сустава при выжиме спуска), давление второй фаланги указательного пальца на боковую поверхность пистолета, усиление давления кончиками среднего и безымянного пальцев на рукоятку при приближении выстрела.

Появление отрывов в левой нижней части мишени служит сигналом неблагополучия в работе кисти. Зная это, стрелок стремится не допустить повторения ошибок. Возникшая установка на противодействие возможному сгибанию кисти приводит к непроизвольным мышечным напряжениям, смещающим ствол оружия вверх вправо, что вызывает отрывы в противоположном направлении. Расположение отрывов по диагонали с семи на два часа наиболее часто встречается у стрелков из пистолета. Отрывы по вертикали могут вызываться впадением" руки при выстреле, как опережающей реакции на окончание работы - пробоина снизу. Установка на противодействие этому нередко приводит к отрывам на двенадцать часов. В этом же направлении возникают отрывы вследствие "врезания" мушки в яблоко мишени в случаях пренебрежения просветом. К отрывам вниз приводит усиление давления на рукоятку пистолета большого пальца. Повторение однообразных ошибок может давать кучное расположение пробоин, что ошибочно может рассматриваться как несовмещение.

Отметка выстрела - прогнозирование стрелком местоположения пробоины на мишени в момент выстрела. Отметка выстрела позволяет контролировать правильность выполняемой стрелком работы.

По признаку совпадения или несовпадения отметки должны расцениваться все производимые выстрелы Опытные стрелки с высокой точностью определяют местоположение пробоины по отметке выстрела. У новичков отметка выстрела часто не совпадает, хотя острота зрения у них не хуже. В одном случае стрелок с высокой точностью определяет попадание по отметке выстрела, в другом - не замечает и далекий отрыв. Объяснение этому следует искать в следующем: для создания зрительного образа какого-то предмета необходимо его воздействие на сетчатку глаза не менее одной двадцатой доли секунды. Если в момент выстрела возникнет содрогание ствола оружия, а его смещение и возвращение в прежнее положение произойдет со скоростью, превышающей фиксирующие возможности зрения, то это явление может остаться незамеченным. Зрение стрелка зафиксирует не истинное положение мушки в момент выстрела, а то, каким оно было за долю секунды до этого. При совпадении отметки, даже если результат выстрела оказался плохим, стрелок видит причину неудачи и знает, на чем нужно сосредоточить усилия. Несовпадение отметки должно настораживать даже в тех случаях, когда испорченный, казалось бы, выстрел попадает в десятку. Это может быть следствием наложения противоположных ошибок. Например, стрелок видит, что при выстреле рука сместилась вправо, но не заметил, что при этом мушка прижалась к левой стороне прорези прицела. Наклоняясь к трубе, стрелок ожидает увидеть пробоину в семерке на три часа, а она оказывается в центре. Такие случаи бывают не реже тех, когда стрелок отмечает девятку справа, а пробоина оказывается в семерке. Возможно имело место наложение однозначных ошибок. Такое увеличение длины отрыва может иметь место и в случае, когда движение пули по каналу ствола оружия происходит при движении самого ствола. После вылета пули мушка остановилась в пределах девятки, но сама пуля сохраняет в полете инерцию бокового смещения.

Несовпадение отметки выстрела - сигнал неблагополучия Не все выстрелы могут происходить с несовпадением отметки Они могут "проскакивать" время от времени и это не настораживает Но плохая отметка даже только отдельных выстрелов - свидетельство потенциальной опасности, которая может перерасти в хронические ошибки. Частые несовпадения отметки выстрела - свидетельство ошибок в работе кисти Этому должно уделяться постоянное внимание.

Завершающая фаза выстрела

Момент завершения спускового усилия - наиболее ответственный и "хрупкий" участок работы стрелка. Это узел противоречий между необходимостью плавности спуска и желанием использовать кратковременный момент благоприятного положения оружия; между необходимостью сохранять внимание на рабочих процессах и опережающим чувством окончания работы, желанием видеть результат попадания; между подсознательным стремлением к разрядке напряженности и волевыми усилиями, чтобы не допустить этого. В этих условиях решающее значение для надежного обеспечения полноценного выстрела приобретает формирование установок на направленность и сохранение внимания.

Чем ближе выстрел, тем выше напряженность, испытываемая стрелком. Понаблюдаем за лицом стрелка, прицеливающегося в мишень. Легко различима напряженность как бы застывших лицевых мускулов. Выстрел и напряженность, наподобие мимолетной тени, спадает. Если спад напряженности совпадает с выстрелом, или на долю секунды опережает его, то результат попадания, как правило, оказывается плохим. Прогнозирование результата попадания по указанному признаку, производимое руководителем занятий, позволит убедить стрелка в допускаемых ошибках, направит его усилия на их устранение.

В работе с начинающими стрелками первые результаты стрельбы говорят руководителю занятий очень мало. Однако все новички ожидают какой-то оценки и ее нужно давать. При разборе результатов тон руководителя должен быть дружелюбным, воодушевляющим на дальнейшие усилия и старательность. Необходимо полностью исключить выражения, акцентирующие внимание стрелка на неправильных действиях. Нередко можно слышать указание: "не дергай!". При этом руководитель поясняет свою мысль, показывая как именно "дергает" стрелок. Эти ошибочные действия и запечатляются в памяти новичка. В итоге они оказываются более освоенными и прочными. Если уж нужно обратить внимание ученика на допускаемые ошибки в этом элементе работы, то следует говорить: "У тебя пока не получается, развивать усилие следует постепенно, плавно, завершать усилие мягче".

Процесс выполнения прицельного выстрела можно условно разделить на две части: внешнюю - изготовка, прицеливание, выжим спуска, и внутреннюю - психомышечные механизмы, управляющие этими процессами. Первая - видимая, вторая - невидимая. Внешне видимые действия осваиваются довольно легко и быстро. После освоения изготовки работа начинающего стрелка внешне не отличается от работы Олимпийского чемпиона. Их различие в управлении психомышечными механизмами, протекающими в зоне "невидимого спектра". На уровне начальной подготовки активное участие в работе над выстрелом принимают мышление, память, внимание.

Мышление

Не следует понятие "мышление" отождествлять с понятием "сознание". Большое количество осознанных действий, ставших привычными, проводится без привлечения мыслительных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. В случаях, когда хорошо разученное действие протекает гладко, не возникает необходимости новых решений, говорить о мышлении нет оснований.

Начальный этап обучения стрельбе из пистолета проходит в условиях активных мыслительных процессов. Необходимо представлять содержание разучиваемых действий, составляющие их узловые элементы, предъявляемые требования к их выполнению.

Организм человека в высокой степени саморегулирующаяся и самосовершенствующаяся система. Наше сознание отражает лишь небольшую часть психической деятельности. Оно оказывает управляющее и регулирующее влияние на жизненные процессы, но в значительной степени они обусловлены деятельностью бессознательного Вообразим, что нам дают какой-то предмет и говорят: "осторожно, не урони". В другом случае - "осторожно, не раздави". В каждом из этих случаев наши действия несколько различны. Но ведь нужно отобрать соответствующие мышечные группы, определить величину их усилий, создать согласованность действий. Наша нервная система, исходя из осознания поставленной задачи, самостоятельно организует эти процессы.

Принцип действия психомышечных механизмов управления движениями раскрывается в концепции академика П.К.Анохина. Существо ее сводится к следующему, возникновение в сознании человека двигательной задачи формирует в соответствующих отделах нервной системы программу ее выполнения. Результат выполнения оценивается, и в программу вносятся изменения, приближающие повторное исполнение к заданной модели. Это очень схематичное понятие дает достаточные ориентиры для практической работы. По этому пути идет и наука кибернетика, введя понятие "черный ящик". Предполагается, что при работе с неким устройством известно задание "на входе" и требования к качеству исполнения "на выходе". При этом механизм устройства неизвестен, но поскольку оно работает безотказно, никого это не волнует. Нервная система сама, по заданному конечному результату, находит лучший путь решения поставленной задачи.

Любой двигательный акт организуется и корректируется "черным ящиком" в строгом соответствии со смысловым значением задачи, возникшей в сознании стрелка. Тот факт, что решения, выдаваемые "черным ящиком", не всегда отвечают нашим требованиям, связано не с недостатками его конструкции, а с недостатком смысловых формулировок "на входе" и отсутствием или недостаточной жесткостью требований "на выходе". Важной стороной работы стрелка и является четкое мысленное представление модели предстоящих действий и жесткие требования к себе по их выполнению.

Память

Память - запечатление, хранение, воспроизводство. Из всех многочисленных видов памяти непосредственное участие в работе стрелка над выстрелом принимают зрительная и мышечная память.

Зрительная память. Нередко роль зрения сводят к контролю точности совмещения мушки с точкой прицеливания, хотя эта сторона работы не требует подготовки и в развитии не нуждается. Но зрение на подсознательном уровне оказывает влияние на двигательные процессы.

Наш глаз - это вынесенный на периферию орган центральной нервной системы. Под его контролем и организующим воздействием проходит вся сложно согласованная мышечная деятельность, обеспечивающая выполнение прицельного выстрела. Для успеха разучивания необходимо, чтобы в зрительной памяти стрелка сформировалась модель правильных действий, которая может быть вызвана на поверхность сознания.

Мышечная память. В выполнении прицельного выстрела принимает участие большое количество различных мышечных групп, обеспечивающих изготовку, прицеливание, выжим спуска. На начальном этапе подготовки их работа нуждается в контроле, иногда в принуждении. Чем ближе выстрел, тем все больше внимание стрелка переключается на уточнение прицеливания, согласованность спусковых усилий. Работа мышц, обеспечивающих неподвижность стояния, удерживание оружия, вытесняется из сознания. Организация и согласованность их работы должны осуществляться за счет мышечной памяти, запрограммированной на эту деятельность в процессе разучивания. Это достигается путем периодической концентрации внимания на восприятии мышечных процессов в начале тренировки, перед отдельными сериями, после перерывов в стрельбе. Стрелок довольно легко формирует навыки, позволяющие контролировать двигательные процессы за счет мышечной памяти, позволяя тем самым переключать внимание на другие, более важные в данный момент участки работы.

Мышечная память не подменяет зрительную, а существенно дополняет и облегчает ее работу.

Внимание

В сложном, постоянно меняющемся мире, на нас воздействует громадное количество различных раздражителей. Механизмом, позволяющим нам не утонуть в этом море информации, выбрать то, что нужно на данный момент, и служит внимание.

Внимание - способность сосредоточения на выделяемых объектах, с одновременным отключением от всего остального.

Внимание может быть направлено как на внешние предметы и явления, так и на восприятие внутренних ощущений. Внутрь направленное внимание имеет важное значение в работе стрелка над выстрелом. Управление направленностью и переключением внимания является одной из задач подготовки стрелка.

Объем внимания ограничен. Человек способен сосредоточить внимание на одном-двух новых элементах, с одновременным поверхностным контролем еще двух-трех хорошо разученных действий.

В начальной подготовке стрелка из пистолета следует руководствоваться следующим.

Разучивание техники стрельбы проводится по составляющим элементам с постепенным объединением их в группы и последующим переходом к комплексному выполнению.

В работе над выстрелом важное значение имеет внутрь направленное внимание, отражающее в сознании работу мышц, неподвижность стояния, готовность к правильному выполнению действий.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на ее выполнение до начала работы.

Управление вниманием нуждается в самостоятельном разучивании и тренировке.

Рассмотрим примерную схему переключения внимания при стрельбе из пистолета. Основные элементы техники прицельного выстрела, которые следует контролировать вниманием, довольно постоянны. В зависимости от подготовленности стрелка могут возникать некоторые различия в продолжительности сосредоточения внимания на тех или иных элементах целостного действия.

Фаза работы над выстрелом

Время

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Элементы работы

    Чувство привычности изготовки Тонус мышц ног Тонус мышц плеча. Установка длительность его сохранения Установка на неподвижность мушки в прорези Установка на устойчивость оружия Управление спуском, работа указательного пальца Установка на работу взавершающей фазе выстрела Отметка выстрела Оценка работы, установка на улучшение              
Перед началом тренировки. 10-12 мин.       +   + +                  
Подготовка к стрельбе. Рука с заряженным пистолетом лежит на столике. 3-4 сек.   + + +     +                  
Принятие изготовки к стрельбе. Оружие направляется на мишень. 3-4 сек + + +                          
Грубая наводка, совмещение мушки с районом прицеливания. 4-5 сек.     + + +                      
Затухание колебаний оружия в районе прицеливания 4-5 сек.       + + +                    
Уточнение прицеливания, завершение спуска. Выстрел. 1-1,5 сек.               + +              

Важной стороной подготовки является осознанное представление каждого элемента работы над выстрелом, способность проанализировать правильность его выполнения Хорошее влияние на развитие этих качеств оказывает следующее упражнение.

Предложим стрелку выбить сто очков! В зачет идут только те выстрелы, которые сам стрелок до осмотра мишени в трубу определит как десятки. При этом он может отказаться от любого произведенного выстрела, если считает, что это не десятка. Задание представляется очень простым. Но простота задачи усугубляет значение допускаемых ошибок, они воспринимаются как удар по самолюбию.

Произведенные выстрелы могут быть безукоризненными и решительно приниматься в зачет. Могут быть и явно плохими, от которых стрелок немедленно отказывается. Но есть и сомнительные - десятка может быть, но может и не быть. Отказываться или принять? Здесь и начинается осмысливание проделанной работы.

Стрелок не уверен в качестве выстрела и отказался от него. Однако пуля в десятке. Тогда следующий, примерно такой же по отметке выстрел он принимает в зачет и ошибается. Это уже обескураживает. Стрелок начинает очень старательно выполнять выстрел, внимательно контролировать свои действия. Иногда после выстрела подолгу анализирует свои впечатления, прежде чем решить, принять или отклонить выстрел. Отказ от десятки воспринимается наблюдателями как проявление трусости и перестраховки. Стрелок меняет установку на более решительную, считая, что отмечаемые им мелкие недостатки не влияют на качество попадания. Поэтому следующий выстрел с подобными погрешностями он принимает в зачет и снова ошибается. Возникает значительный эмоциональный накал. Каждая неправильно оцененная пробоина заставляет стрелка анализировать свои действия, выяснять причины, вызвавшие ошибку. На поверхность сознания "всплывают" те стороны работы, которые обычно не замечаются. Постепенно работа начинает улучшаться, стрелок начинает безошибочно отличать "десяточ-ные" выстрелы от выстрелов, проведенных с ошибками. Стрелок начинает лучше различать свои ошибки и старается не допускать их. Возрастает количество безукоризненно производимых выстрелов, укрепляется чувство уверенности в своих действиях.

Руководителю занятий следует вести запись результатов стрельбы по следующей форме:

№ выстрела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
Принял     10 10 9 9                      
Отказался 9 10         10                    

После занятия подсчитывается количество выстрелов, потребовавшихся для выполнения задания, а также количество правильно и ошибочно определенных выстрелов. Могут быть сделаны выводы: частый отказ от десятки - явный признак неуверенности в себе, недостаточно четкое представление модели требуемых действий, неумение сопоставить ее с практически выполненной работой. Прием девятки после отказа от десятки позволяет говорить о недостаточной твердости, внушаемости под воздействием ситуации.

Некоторые выводы

Нельзя переходить к практической работе с оружием, пока не осознано содержание предстоящих действий.

Нельзя приступать к тренировке без хорошо осознаваемой учебной или тренировочной задачи и путей ее решения.

Нельзя отрабатывать комплексное выполнение прицельного выстрела, пока физически трудно удерживать наведенное в цель оружие.

Нельзя стрелять по мишени, пока недостаточна устойчивость руки, не обеспечивается неподвижность мушки в прорези прицела.

Нельзя стрелять "на результат", на оценку попадания в очках, пока в сознании стрелка не сформируется программа работы в завершающей фазе выстрела.

В работе с новичками бывает трудно убедить стрелка в том, что причины отрывов содержатся в работе мышц, а не в недостатках прицеливания. При появлении отрывов новичок чаще всего стремится к еще большему уточнению прицеливания, пренебрегая контролем мышечной деятельности.

Предложим стрелку произвести выстрел так, чтобы пробоина оказалась в восьмерке справа. Оказывается, для этого необходимо вынести точку прицеливания на половину яблока мишени вправо. Не заметить такую большую ошибку при нормальном прицеливании невозможно. Это поможет убедить стрелка в необходимости сосредоточивать внимание на мышцах, а не на уточнении прицеливания.



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.014 с.)