Тема 4. Описание операции трахеотомии в художественной литературе: рассказ «Стальное горло»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Описание операции трахеотомии в художественной литературе: рассказ «Стальное горло»



Итак, я остался один. Вокруг меня – ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло. Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в громадном городе и думал, что вьюга воет только в романах. Оказалось, она воет на самом деле. Вечера здесь необыкновенно длинны, лампа под синим абажуром отражалась в чёрном окне, и я мечтал, глядя на пятно, светящееся на левой руке от меня.

Мечтал об уездном городе – он находился в сорока верстах от меня. Мне очень хотелось убежать с моего пункта туда.

Там было электричество, четыре врача, с ними можно было посоветоваться, во всяком случае, не так страшно. Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…

«…Ну, а если привезут женщину и у нее неправильные роды? Или, предположим, больного, а у него ущемленная грыжа? Что я буду делать? Посоветуйте, будьте добры. Сорок восемь дней тому назад я кончил факультет с отличием, но отличие само по себе, а грыжа сама по себе. Один раз я видел, как профессор делал операцию ущемленной грыжи. Он делал, а я сидел в амфитеатре. И только». Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже. Каждый вечер я сидел в одной и той же позе, напившись чаю: под левой рукой у меня лежали все руководства по оперативному акушерству, сверху маленький Додерляйн. А справа десять различных томов по оперативной хирургии, с рисунками. Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай…

И вот я заснул: отлично помню эту ночь – 29 ноября, я проснулся от грохота в двери. Минут пять спустя я, надевая брюки, не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии. <…> Вышло, пожалуй, еще страшнее, чем грыжа, чем поперечное положение младенца: привезли ко мне в Никольский пункт-больницу в одиннадцать часов ночи девочку. Сиделка глухо сказала:

– Слабая девочка, помирает… Пожалуйте, доктор, в больницу…

Помню, я пересек двор, шел на керосиновый фонарь у подъезда больницы, как зачарованный, смотрел, как он мигает. Приёмная уже была освещена, и весь состав моих помощников ждал меня уже одетый и в халатах. Это были: фельдшер Демьян Лукич, молодой еще, но очень способный человек, и две опытных акушерки – Анна Николаевна и Пелагея Ивановна. Я же был всего лишь двадцатичетырёхлетним врачом, два месяца назад выпущенным и назначенным заведовать Никольской больницей.

Фельдшер распахнул торжественно дверь, и появилась мать. Она как бы влетела, скользя в валенках, и снег еще не стаял у нее на платке. В руках у нее был сверток, и он мерно шипел, свистел. Лицо у матери было искажено, она беззвучно плакала. Когда она сбросила свой тулуп и платок и распутала сверток, я увидел девочку лет трёх. Я посмотрел на неё и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы её сравнить? Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами от природы вьются в крупные кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это страх, – ей нечем было дышать. «Она умрёт через час», – подумал я совершенно уверенно, и сердце моё болезненно сжалось…

Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет. Эту расцветку я сразу понял и оценил. Я тут же сообразил, в чем дело, и первый раз диагноз поставил совершенно правильно, и главное, одновременно с акушерками – они-то были опытны: «У девочки дифтерийный круп, горло уже забито пленками и скоро закроется наглухо…»

– Сколько дней девочка больна? – спросил я среди насторожившегося молчания моего персонала.

– Пятый день, пятый, – сказала мать и сухими глазами глубоко посмотрела на меня.

– Дифтерийный круп, – сквозь зубы сказал я фельдшеру, а матери сказал: – Ты о чем же думала? О чем думала?

И в это время раздался сзади меня плаксивый голос:

– Пятый, батюшка, пятый!

Я обернулся и увидел бесшумную, круглолицую бабку в платке. «Хорошо было бы, если б бабок этих вообще на свете не было», – подумал я в тоскливом предчувствии опасности и сказал:

– Ты, бабка, замолчи, мешаешь. – Матери же повторил: – О чем ты думала? Пять дней? А?

Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени.

– Дай ей капель, – сказала она и стукнулась лбом в пол, – удавлюсь я, если она помрет.

– Встань сию же минуточку, – ответил я, – а то я с тобой и разговаривать не стану.

Мать быстро встала, прошелестев широкой юбкой, приняла девчонку у бабки и стала качать. Бабка начала молиться на косяк, а девочка все дышала со змеиным свистом. Фельдшер сказал:

– Так они все делают. Народ. – Усы у него при этом скривились набок.

– Что ж, значит, помрет она? – глядя на меня, как мне показалось, с черной яростью, спросила мать.

– Помрет, – негромко и твердо сказал я.

Бабка тотчас завернула подол и стала им вытирать глаза. Мать же крикнула мне нехорошим голосом:

– Дай ей, помоги! Капель дай!

Я ясно видел, что меня ждет, и был тверд.

– Каких же я ей капель дам? Посоветуй. Девочка задыхается, горло ей уже забило. Ты пять дней морила девчонку в пятнадцати верстах от меня. А теперь что прикажешь делать?

– Тебе лучше знать, батюшка, – заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я её сразу возненавидел.

– Замолчи! – сказал ей. И, обратившись к фельдшеру, приказал взять девочку. Мать подала акушерке девочку, которая стала биться и хотела, видимо, кричать, но у неё не выходил уже голос. Мать хотела её защитить, но мы её отстранили, и мне удалось заглянуть при свете лампы-«молнии» девочке в горло. Я никогда до тех пор не видел дифтерита, кроме лёгких и быстро забывшихся случаев. В горле было что-то клокочущее, белое, рваное. Девочка вдруг выдохнула и плюнула мне в лицо, но я почему-то не испугался за глаза, занятый своей мыслью.

– Вот что, – сказал я, удивляясь собственному спокойствию, – дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного – операции. И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог. «А если они согласятся?» – мелькнула у меня мысль.

– Как это? – спросила мать.

– Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить, дать девочке возможность дышать, тогда, может быть, спасем ее, – объяснил я.

Мать посмотрела на меня, как на безумного, и девочку от меня заслонила руками, а бабка снова забубнила:

– Что ты! Не давай резать! Что ты? Горло-то?!

– Уйди, бабка! – с ненавистью сказал я ей. – Камфару впрысните, – сказал я фельдшеру.

Мать не давала девочку, когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно.

– Может, это ей поможет? – спросила мать.

– Нисколько не поможет.

Тогда мать зарыдала.

– Перестань, – промолвил я. Вынул часы и добавил: – Пять минут даю думать. Если не согласитесь, после пяти минут сам уже не возьмусь делать.

– Не согласна! – резко сказала мать.

– Нет нашего согласия! – добавила бабка.

– Ну, как хотите, – глухо добавил я и подумал: «Ну, вот и все! Мне легче. Я сказал, предложил, вон у акушерок изумлённые глаза. Они отказались, и я спасен». И только что подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил:

– Что вы, с ума сошли? Как это так не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?

– Нет! – снова крикнула мать.

Внутри себя я думал так: «Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку». А говорил иное:

– Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют.

– Нет! Нет!

– Ну, что же, уведите их в палату, пусть там сидят.

Их увели через полутемный коридор. Я слышал плач женщин и свист девочки. Фельдшер тотчас же вернулся и сказал:

– Соглашаются!

Внутри у меня все окаменело, но выговорил я ясно: – Стерилизуйте немедленно нож, ножницы, крючки, зонд!

Через минуту я перебежал двор, <…> прибежал к себе и, считая минуты, ухватился за книгу, перелистал её, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нём все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах. Я никогда не видел, как делают трахеотомию. «Э, теперь уж поздно», – подумал я, взглянул с тоской на синий цвет, на яркий рисунок, почувствовал, что свалилось на меня трудное, страшное дело, и вернулся, не заметив вьюги, в больницу.

В приемной тень с круглыми юбками прилипла ко мне, и голос заныл:

– Батюшка, как же так, горло девчонке резать? Да разве же это мыслимо? Она, глупая баба, согласилась. А моего согласия нету, нету. Каплями согласна лечить, а горло резать не дам.

– Бабку эту вон! – закричал я и в запальчивости добавил: – Ты сама глупая баба! Сама! А та именно умная! И вообще никто тебя не спрашивает! Вон ее!

Акушерка цепко обняла бабку и вытолкнула ее из палаты.

– Готово! – вдруг сказал фельдшер.

Мы вошли в малую операционную, и я, как сквозь завесу, увидал блестящие инструменты, ослепительную лампу, клеёнку… В последний раз я вышел к матери, из рук которой девочку еле вырвали. Я услыхал лишь хриплый голос, который говорил: «Мужа нет. Он в городу. Придет, узнает, что я наделала, – убьет меня!»

– Убьёт, – повторила бабка, глядя на меня в ужасе.

– В операционную их не пускать! – приказал я.

Мы остались одни в операционной. Персонал, я и Лидка – девочка. Она, голенькая, сидела на столе и беззвучно плакала. Ее повалили на стол, прижали, горло ее вымыли, смазали йодом, и я взял нож и при этом подумал: «Что я делаю?» Было очень тихо в операционной. Я взял нож и провел вертикальную черту по пухлому белому горлу. Не выступило ни одной капли крови. Я второй раз провел ножом по белой полоске, которая выступила меж раздавшейся кожей. Опять ни кровинки. Медленно, стараясь вспомнить какие-то рисунки в атласах, я стал при помощи тупого зонда разделять тоненькие ткани. И тогда внизу раны откуда-то хлынула тёмная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны, но ничего не выходило. Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь. Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло. И к концу второй минуты я отчаялся его найти. «Конец, – подумал я, – зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» Акушерка молча вытерла мой лоб. «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать», – так подумал я, и мне представились глаза матери. Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку. Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло.

– Крючки! – сипло бросил я.

Фельдшер подал их. Я вонзил один крючок с одной стороны, другой – с другой, и один из них передал фельдшеру. Теперь я видел только одно: сероватые колечки горла. Острый нож я вколол в горло – и обмер. Горло поднялось из раны, фельдшер, как мелькнуло у меня в голове, сошел с ума: он стал вдруг выдирать его вон. Ахнули за спиной у меня обе акушерки. Я поднял глаза и понял, в чем дело: фельдшер, оказывается, стал падать в обморок от духоты и, не выпуская крючка, рвал дыхательное горло. «Всё против меня, судьба, – подумал я, – теперь уж, несомненно, зарезали мы девочку, – и мысленно строго добавил: – Только дойду домой – и застрелюсь…» Тут старшая акушерка, видимо, очень опытная, как-то хищно рванулась к фельдшеру и перехватила у него крючок, причем сказала, стиснув зубы:

– Продолжайте, доктор…

Фельдшер со стуком упал, ударился, но мы не глядели на него. Я вколол нож в горло, затем серебряную трубку вложил в него. Она ловко вскользнула, но Лидка осталась недвижимой. Воздух не вошел к ней в горло, как это нужно было. Я глубоко вздохнул и остановился: больше делать мне было нечего. Мне хотелось у кого-то попросить прощенья, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет. Стояло молчание. Я видел, как Лидка синела. Я хотел уже все бросить и заплакать, как вдруг Лидка дико содрогнулась, фонтаном выкинула дрянные сгустки сквозь трубку, и воздух со свистом вошел к ней в горло, потом девочка задышала и стала реветь. Фельдшер в это мгновение привстал, бледный и потный, тупо и в ужасе поглядел на горло и стал помогать мне его зашивать.

Сквозь сон и пелену пота, застилавшую мне глаза, я видел счастливые лица акушерок, и одна из них мне сказала:

– Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию.

Я подумал, что она смеется надо мной, и мрачно, исподлобья глянул на нее. Потом распахнулись двери, повеяло свежестью. Лидку вынесли в простыне, и сразу же в дверях показалась мать. Глаза у нее были как у дикого зверя. Она спросила у меня

 - Что?

Когда я услышал звук ее голоса, пот потёк у меня по спине, я только тогда сообразил, что было бы, если бы Лидка умерла на столе. Но голосом очень спокойным я ей ответил:

– Будь поспокойнее. Жива. Будет, надеюсь, жива. Только, пока трубку не вынем, ни слова не будет говорить, так не бойтесь.

И тут бабка выросла из-под земли и перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок. Но я уж не рассердился на неё. Повернулся, приказал Лидке впрыснуть камфару и по очереди дежурить возле неё. Затем ушел к себе через двор. Помню, синий свет горел у меня в кабинете, лежал Додерляйн, валялись книги. Я подошел к дивану одетый, лег на него и сейчас же перестал видеть что бы то ни было; заснул и даже снов не видел.

Прошел месяц, другой. Много я уже перевидал, и было уже кое-что страшнее Лидкиного горла. Я про него и забыл. Кругом был снег, приём увеличивался с каждым днем. И как-то, в новом уже году, вошла ко мне в приёмную женщина и ввела за ручку закутанную, как тумбочка, девчонку. Женщина сияла глазами. Я всмотрелся – узнал.

– А, Лидка! Ну, что?

– Да хорошо все.

Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов.

– Все в порядке, – сказал я, – можете больше не приезжать.

– Благодарю вас, доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо!

Но Лидка не желала мне ничего говорить. Больше я никогда в жизни ее не видел. Я стал забывать ее. А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек. Мы начали в девять часов утра и кончили в восемь часов вечера. Я, пошатываясь, снимал халат. Старшая акушерка-фельдшерица сказала мне:

– За такой прием благодарите трахеотомию. Вы знаете, что в деревнях говорят? Будто вы больной Лидке вместо ее горла вставили стальное и зашили. Специально ездят в эту деревню глядеть на неё. Вот вам и слава, доктор, поздравляю.

– Так и живет со стальным? – осведомился я.

– Так и живет. Ну, а вы доктор, молодец. И хладнокровно так делаете, прелесть!

– М-да… я, знаете ли, никогда не волнуюсь, – сказал я неизвестно зачем, но почувствовал, что от усталости даже устыдиться не могу, только глаза отвел в сторону. Попрощался и ушел к себе. Крупный снег шел, все застилало. Фонарь горел, и дом мой был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать.

 ПРАКТИКУМ

Задание 1. Познакомьтесь с комментариями к тексту.

Дифтерит (устар.) – то же, что и дифтерия, дифтерийный круп.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из текста, описывающий состояние маленькой пациентки (со слов «Фельдшер распахнул торжественно дверь…» до «… я почему-то не испугался за глаза, занятый своей мыслью»).

А. Найдите и выпишите слова и словосочетания, соответствующие указанным симптомам дифтерии. 

 

Симптомы дифтерии (медицинский словарь) Примеры из текста, описывающие состояние маленькой пациентки
1. Расстройство сердечно-сосудистой системы
2.Шумное дыхание
3.Напряжение при вдохе
4.Расстройство газообмена
5.Синюшность, выпадение пульса при вдохе
6.Беспокойство
7.Образование грязно-белых налётов в зёве

Б. Опираясь на полученные записи, расскажите о состоянии больной девочки.

 

Задание 3. Найдите в тексте информацию о том, что «внутри себя думал» доктор, когда уговаривал мать соглашаться на операцию. Почему, понимая, что «свалилось» на него «трудное, страшное дело», он не пытается уйти от операции, а наоборот, настаивает на ней? Ответ запишите.

Задание 4. Прочитайте отрывок из текста, описывающий ход операции и действия врача во время операции (со слов «Мы остались одни в операционной…» до «…Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию»).

А. Найдите в тексте и выпишите слова и словосочетания, соответствующие указанным действиям врача во время операции трахеотомии. 

Описание операции трахеотомии Действия молодого врача
Больного укладывают на спину с запрокинутой головой  
Скальпелем делается срединный разрез длиной 5-6 см вниз от середины щитовидного хряща (при верхней трахеостомии) или перстневидного хряща (при нижней трахеостомии (под перешейком) – она выполняется чаще у детей)  
Претрахеальные мышцы раздвигают тупыми крючками. В ране появляется щитовидная железа – тёмного цвета, лежащая поперек трахеи, замурованная в листках IV фасции шеи. У перстневидного хряща по нижнему его краю надсекают поперечным разрезом фасцию, оттягивают перешеек щитовидной железы книзу  
После рассечения листков IV фасции шеи перешеек смещается крючком, обнажая хрящи трахеи. Перстневидный хрящ фиксируется однозубым острым крючком и подтягивается кверху. Фиксируют трахею острыми однозубыми крючками с двух сторон и разрезают 2-3 кольца трахеи скальпелем снизу вверх. После рассечения трахеи, без промедления в нее вводится трахеорасширитель, рана разводится, устанавливается трахеоканюля.  
Обычно после вскрытия трахеи начинается кашель с выделением слизи и мокроты.  

 

Б. Опишите ход операции на профессиональном языке медицины.

В. Можно ли согласиться со словами акушерки: «Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию»?

 

Задание 5. Найдите в тексте слова и словосочетания, характеризующие внутреннее состояние доктора.

 

Задание 6. Охарактеризуйте профессиональные качества молодого врача. Выберите из предложенных слова и словосочетания, которые вы можете использовать.     

Авантюризм, профессиональное мужество, богатый опыт, решительность в сложных ситуациях, нерешительность, небрежное отношение к пациенту, желание знать и уметь больше, уверенность в своих знаниях и силах, желание использовать все шансы для спасения жизни больного, сознание врачебного долга.

Задание 7. Объясните значение выделенных слов. Выпишите их и подберите к ним синонимы.

1. Я не сводил молящих глаз с божественных книг оперативной хирургии. 2. Девочка дышала со змеиным свистом. 3. Внутри у меня всё окаменело. 4. Странная муть гнездилась на дне её глаз, и я понял, что это страх. 5. Я провёл ножом по белой полоске, кровь выступила меж раздавшейся кожей. 6. Внизу раны откуда-то хлынула тёмная кровь и мгновенно залила всю рану. 7. Кровь не унималась. 8. И хладнокровно так делаете, доктор, прелесть!

 

Задание 8. Опираясь на содержание рассказа, вставьте вместо точек слова, указывающие, чем выполняются данные действия.  

1. Перед операцией горло Лидке вымыли и смазали … . 2. Я провёл … вертикальную черту по пухлому белому горлу. 3. Медленно, стараясь вспомнить какие-то рисунки в атласах, я стал при помощи … разделять тоненькие ткани. 4. Фельдшер … стал вытирать хлынувшую кровь. 5. Вспоминая всё, что я видел в университете, я … стал зажимать края раны, но ничего не выходило. 6. В злобном отчаянии я сунул … наобум, куда-то близ раны, защёлкнул его. 7. Рану отсосали … 8. Я совершенно механически ковырял в ране то …, то …, ища дыхательное горло. 9. Я снова поднял … и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку. 10. Я вонзил один … с одной стороны, другой – с другой.

Слова для справок: нож, йод, марлевый тампон, комки марли, тупой зонд, пинцет, крючок.

 

Задание 9. Определите характер речевых тактик молодого врача. На что они направлены? Заполните таблицу. Используйте слова для справок.

1. «Сколько дней девочка больна?» – спросил я среди молчания насторожившегося моего персонала.

2. «Дифтерийный круп», – сквозь зубы сказал я фельдшеру, а матери сказал: «Ты о чём думала? О чём думала?»

3. Я ясно видел, что меня ждёт, и был твёрд. «Каких же я капель дам? Посоветуй. Девочка задыхается, горло ей уже забило. Ты пять дней морила девочку в пятнадцати верстах от меня. А теперь что прикажешь делать?»

4. «Вот что, – сказал я, удивляясь собственному спокойствию, дело такое. Поздно. Девочка умирает. И ничто ей не поможет, кроме одного – операции». И сам ужаснулся, зачем сказал, но не сказать не мог.

5. «Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить, дать девочке возможность дышать, тогда, может быть, спасём её», – объяснил я.

6. «Уйди, бабка! – с ненавистью сказал я ей. – Камфару впрысните», – приказал я фельдшеру.

7. «Перестань», – промолвил я. – Вынул часы и добавил: «пять минут даю думать. Если не согласитесь, после пяти минут сам уже не возьмусь делать».

Слова для справок: Аргументация, отстаивание своей позиции в речевом конфликте, подтверждение первоначальной позиции. Ультиматум. Повторное объяснение, аргументация, страх. Настойчивая просьба – приказ, переход на официальный язык. Факт как аргумент, негодование уточнение предположительного поставленного диагноза. Объяснение, отстаивание собственной точки зрения.

 

Задание 10. Прочитайте отрывки из рассказа. Составьте пересказ текста от 3 лица: переведите прямую речь в косвенную. Полученные варианты запишите.

1. «Конец, – подумал я, – зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…»

2. – Сколько дней девочка больна? – спросил я среди насторожившегося молчания моего персонала.

– Пятый день, пятый, – сказала мать.

– Дифтерийный круп, – сквозь зубы сказал я фельдшеру, а матери сказал: – Ты о чем же думала? О чем думала пять дней? <…>  

Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени.

– Дай ей капель, – сказала она и стукнулась лбом в пол, – удавлюсь я, если она помрет.

– Встань сию же минуточку, – ответил я, – а то я с тобой и разговаривать не стану.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

(Н…)видима и свободна! (По)тому как (в)низу два ряда редких огней слились в две (не)пр…рывные огне(н/нн)ые черты (по)тому как быстро они пропали (с)зади Маргарита догадалась что летит с чудовищной скоростью и пор…зилась тому что ей легко дыш…тся.

  (По)прошестви… нескольких секунд далеко (в)низу в зелёной черноте вспыхнуло новое озеро света. Прошло ещё несколько секунд такое(же) точно явление.

Города! Города! Прокричала Маргарита.

Поворачивая голову (в)верх и (в)лево летящая любовалась тем что луна несёт…ся под нею как сума…шедшая обратно в Москву и в то(же) время как(будто) стоит на месте. Тут Маргаритой овладела мысль что она зря столь и(с/сс)туплё(н/нн)о гоня щётку лишает себя возможности что(либо) как следует ра(с/сс)мотреть. Ей что(то) подсказывало что там куда она летит её подождут и что не (за)чем ей скучать от такой беше(н/нн)ой быстроты и высоты.

Маргарита накл…нила щётку щ…тиной (в)перёд так что хвост её поднялся (к)верху и очень замедлив ход пошла к самой земле. И это скольжение как на воздушных салазках (в)низ принесло ей наибольшее насл…ждение. Земля поднялась к ней и в чёрной гуще её до этого бе…форме(н/нн)ой обозначились тайны и прелести земли (во)время лу(н/нн)ой ночи. Маргарита летела над стел…щимся туманом росистого луга потом над прудом. Под Маргаритой хором пели лягушки и почему(то) очень волнуя сердце шумел поезд. Маргарита (в)скоре увид…ла как он медленно словно гусе(н/нн)ица полз (в)низу. Обогнав его Маргарита прошла над водным зеркалом в котором проплыла под ногами вторая луна и ещё более снизившись полетела чуть(чуть) (не)задевая ногами верхушки громадных сосен. 

(По М. Булгакову. Роман «Мастер и Маргарита»)

Задания для самостоятельной работы

Задание 12. Напишите сочинение на тему: «Юный врач в борьбе за жизнь маленькой пациентки».

Контрольные задания

Задание 1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Исправьте их и полученные варианты предложений запишите.

1. Услышав звук ее голоса, пот потёк у меня по спине. 2. Ловко выскользнув, Лидка осталась недвижимой. 3. Фельдшер, падая в обморок и не выпуская крючка, рвал дыхательное горло. 4. Взяв нож и проведя вертикальную черту по пухлому белому горлу, не выступило ни одной капли крови. 5. Сбросив свой тулуп и платок и распутав свёрток, передо мной предстала девочка лет трёх. 6. Увидев шприц, чувство страха овладело ею.

Задание 2. Обратите вниманиена выделенные слова и словосочетания. Объясните, как на языке медицины называются обозначенные ими предметы или процедуры, манипуляции.

1.Повернулся, приказал Лидке впрыснуть камфару. 2. Лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет. Эту расцветку я сразу понял и оценил. 3. Нужно будет горло разрезать пониже и серебряную трубку вставить. 4. Лидку повалили на стол. 5. И тогда внизу раны откуда-то хлынула тёмная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. 6. Лидке распутали горло.

Задание 3. Определите характер речевых тактик героев рассказа. Используйте слова для справок.

1. «Ты, бабка, замолчи, мешаешь». – Матери тоже повторил: «О чём ты думала? Пять дней? А?»

2. Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени. «Дай ей капель, – сказала она и стукнулась лбом в пол, – удавлюсь я, если она помрёт».

3. «Помрёт», – негромко и твёрдо сказал я.

4. Мать посмотрела на меня, как на безумного, и девочку от меня заслонила руками, а бабка снова забубнила: «Что ты! Не давай резать! Что? Горло-то?»

5. Мать не давала девочку, когда увидела шприц, но мы ей объяснили, что это не страшно. «Может, это ей поможет?» – спросила мать.

6. «Бабку эту вон!» - закричал я и в запальчивости добавил: «Ты сама глупая баба! Сама! А та именно умная! И вообще никто тебя не спрашивает. Вон её!»

Слова для справок: Просьба, угроза самоубийства. Требование, удивление, негодование. Утверждение. Отрицание со стороны, возражение. Страх, сомнение. Требование, презрение, приказ.

Задание 4. Прочитайте отрывок из рассказа. Составьте пересказ текста от 3 лица: переведите прямую речь в косвенную. Полученный вариант запишите.

 Мать быстро встала, <…> приняла девчонку у бабки и стала качать. Бабка начала молиться на косяк, а девочка все дышала со змеиным свистом.

– Что ж, значит, помрет она? – глядя на меня <…> спросила мать.

– Помрет, – негромко и твердо сказал я.

Бабка тотчас завернула подол и стала им вытирать глаза. Мать же крикнула мне нехорошим голосом:

– Дай ей, помоги! Капель дай!

Я ясно видел, что меня ждет, и был тверд.

– Каких же я ей капель дам? Посоветуй. Девочка задыхается, горло ей уже забило. Ты пять дней морила девчонку в пятнадцати верстах от меня. А теперь что прикажешь делать?

– Тебе лучше знать, батюшка, – заныла у меня на левом плече бабка искусственным голосом, и я ее сразу возненавидел.

– Замолчи! – сказал ей.

Задание 5. Напишите ответ на вопрос: С какими трудностями пришлось столкнуться молодому врачу в рассказе «Стальное горло»?»

 

Задания в тестовой форме:

1. Какие проблемы поднимает М. А. Булгаков в рассказе «Стальное горло»?

а) невежество, необразованность деревенских жителей
б) победа врача над собой ради спасения человеческой жизни
в) ответственность врача за свои профессиональные действия 

 

2. Почему в начале рассказа врач испуган, нерешителен?
а) ему не хватает профессионального опыта

б) его пугает поведение матери и бабки пациентки
в) у него нет необходимого для операции инструментария

 

3. Сколько лет молодому доктору?
а) 24
б) 25
в) 26

 

4.   Какое утверждение верное?
 а) больную девочку привезли отец и мать
 б) девочка была больна дифтерией уже пять дней

        в) врач был уверен в себе, имел большой опыт работы  

 

5.  Какое утверждение верное?
а) родственники не соглашались на проведение операции
б) родственники сразу согласились на проведение операции
в) родственники предлагали делать операцию в другой больнице  

 

6. Почему молодой доктор, посмотрев на маленькую пациентку, «забыл на время оперативную хирургию, одиночество, негодный университетский груз»?
а) девочка была очень бледна
б) девочка была очень красива
в) девочка была очень умна и сообразительна

 

7. Сколько лет маленькой пациентке?

а) 5 лет

б) 4 года

в) 3 года

8. Чем больна девочка?

а) ангина

б) дифтерия

в) скарлатина 

 

9. Чем мать и бабка просили врача лечить больную дочку?

а) уколами

б) каплями
в) таблетками

 

10. Как разговаривает молодой врач с бабкой и матерью девочки?
а) резко и грубо
б) тихо и безразлично
в) деликатно и спокойно

 

11.  Чего боялся молодой врач, поставив диагноз Лидке?
а) что он ошибся в диагнозе
б) что надо везти Лидку в другую больницу
в) что родственники согласятся на операцию

 

12. О чем подумал молодой врач, когда мать и бабка не дали согласие на операцию?

а) Зря они так решили.  

б) Они лучше знают, как поступить

в) Мне легче. Они отказались, и я спасен

 

13.  Что сказал молодой врач, когда мать и бабка не дали согласие на операцию?
а) Правильно сделали. Поддерживаю вас.
б) Давайте отправим Лидку в другую больницу.
в) Что вы, с ума сошли? Вы погубите девочку! Соглашайтесь

 

14.  Когда молодой врач начал делать операцию девочке, он пожалел, что 

а) в больнице не хватает хирургических инструментов   

б) в операционной нет хорошей аппаратуры для наркоза

в) пошел учиться на медицинский факультет, а потом попал в эту глушь

 

15. Какие мысли возникали у доктора во время операции?

а) «Только дойду домой – и застрелюсь…»

б) «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать»    

в) «Всё против меня… мы, несомненно, зарезали мы девочку»

 

16.  Во время операции «горло поднялось из раны», потому что   

а) в горле начался патологический процесс

б) это является одним из этапов операции трахеотомии

в) фельдшер стал падать в обморок от духоты и, не выпуская крючка, рвал дыхательное горло

 

17.  Каким увидел горло Лидки молодой доктор?

а) красным, очень рыхлым

б) клокочущим, белым, рваным
в) слегка красноватым и красноватым

 

18.  Сколько раз в жизни молодой доктор видел больных с тяжёлой формой дифтерита?
а) 1 раз
б) 5 раз
в) ни разу

 

19.  Какими были лица у акушерок после операции?
а) счастливыми
б) недовольными
в) безразличными

 

20.   Количество пациентов, желающих попасть на приём к молодому врачу, значительно увеличилось, потому что
а) многие хотят, чтобы доктор им вставил стальное горло
б) люди специально приезжают в деревню познакомиться с врачом, который Лидке, как говорят, вместо вставил стальное горло
в) люди специально приезжают в деревню посмотреть на Лидку, которой, как говорят, врач вместо горла вставил стальное горло и зашил



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.019 с.)