Детско-юношеский центр туризма, экологии, краеведения «Восхождение»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско-юношеский центр туризма, экологии, краеведения «Восхождение»



 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИКАФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Методические рекомендации по организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися»

Подготовил:                                          Сусличенко Р.С.,                                                        учащийся объединений                                                      «Туризм – экология», «Младшие инструкторы детско-юношеского туризма»                                                                                Руководитель выпускной работы:                                                                                  Михайлов С.В.,                                                             педагог дополнительного                                       образования                                  Рецензент:                                    Фурса Д.Н.,                                                            педагог – организатор, педагог дополнительно образования ____________ «_____» _______________ 2011 г.  
                                   

Воронеж 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………………..5

1.1.Подготовка спортивного туристского похода…………………………….………5

1.2. Нормативные документы по организации спортивных туристских походов…10

1.2.1Правила проведения спортивных туристских походов……………………..…10

1.2. 2.Инструкция по организации и проведению туристских походов,

экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками

и студентами Российской Федерации……………………………………………….…26

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………….…..37

2.1. Методические рекомендации по организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися…………………………………………………......37
2.2. Комплексный тест для измерения уровня знаний по организации

и проведению спортивных туристских походов с учащимися…………………..….42

Заключение…………………………………………………………………………......48

Список использованной литературы………………………………………..…….…..49

Приложения……………………………………………………………...……………..50

ВЕДЕНИЕ

       Тема «Методические рекомендации по организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися» достаточно интересна и важна, изучение данного вопроса актуально, как для педагогов, инструкторов детско-юношеского туризма, так и для всех людей желающих организовать и провести спортивный туристский поход с учащимися. Во многих регионах России, идет развитие различных направлений активного отдыха, все больше людей желают принять участие в туристских походах и в связи с этим  возрождение туристского движения играет важную роль в физкультурно-оздоровительной системе.

Что такое туризм? Вот вы, вероятно, не сможете ответить на этот вопрос исчерпывающе и до конца. Слишком многолик и многообразен туризм. В самых разных книгах, журналах и статьях можно найти попытки разных людей по-своему объяснить понятие туризм.

В «Карманном справочнике туриста», (сост. Ю.А. Штюрмер) просто, как постулат, написано: «Туризм-это самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания…людей. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым нашей родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно полезную работу, проводят наблюдение над природой, охраняют ее».

Встречается порой и ограниченное: «Туризм-это спорт» или: «Туризм-это отдых». Но так не стоит сужать понятие об этом социальном явлении, туристские путешествия способствуют развитию человека.

В данной работе представлен подробный алгоритм организации и проведения спортивных туристских походов с учащимися. Следуя алгоритму, организатор похода намного упростит свою работу, действуя поэтапно.

Основная цель работы заключалась в углубленном изучении вопроса организации и проведения спортивных туристских походов с учащимися, а также составления методических рекомендаций по организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися и разработке тестовых заданий, для измерения уровня знаний.

Работа состоит из двух частей. В теоретической части рассматриваются: вопросы организации спортивных туристских походов, нормативные документы по организации спортивных туристских походов, правила проведения спортивных туристских походов, также представлена инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, данный документ утвержден приказом Минобразования РСФРСР от 13 июля 1992г. №293.

В практической части представлены разработанные тестовые задания  для измерения уровня знаний, и методические рекомендации по организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися.

Выпускная работа будет полезна организаторам спортивный туристских походов с учащимися, педагогам и инструкторам детско-юношеского туризма, как план действий и справочный материал при организации и проведению спортивных туристских походов с учащимися.

 

Теоретическая часть

Подготовка спортивного туристского похода

       Подготовка и проведение туристских походов производится в соот­ветствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, вос­питанниками и студентами Российской Федерации» (утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293).

В этой Инструкции четко определены права и обязанности учреж­дения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Выполнение ее обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учрежде­ние является организатором туристского мероприятия. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от на­чала подготовки до завершения, подведения итогов похода. За нару­шение Инструкций руководитель группы и его заместитель несут ди­сциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за со­бой другой ответственности, предусмотренной действующим законо­дательством.

Не следует воспринимать инструкцию как формальный документ. Это не первая ее редакция. Она постоянно совершенствовалась опыт­ными педагогами-туристами с целью оказания помощи руководите­лям групп, упорядочению проведения походов, повышения безопас­ности их проведения.

В порядке возрастания сложности самодеятельные туристские пу­тешествия подразделяются на походы выходного дня, некатегорийные, степенные и походы по маршрутам I-VI категорий слож­ности. Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнями туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна вы­ходить в количестве от 6 до 15 учащихся, а на маршруты III—IV кате­горий - от 6 до 12. При формировании туристской группы для путе­шествия по категорийному маршруту учитывается опыт участников. Так, в путешествии по маршруту I категории сложности члены тури­стской группы должны иметь опыт походов выходного дня или некатегорийного похода.

Для участия в походах по маршрутам II-V категорий сложности две трети состава туристской группы должны иметь опыт путешест­вий на одну категорию ниже поданному виду туризма, остальные же участники могут иметь опыт на две категории ниже. К путешестви­ям по маршруту I категории сложности допускаются участники не моложе 13 лет; II - 14 лет, III - 15 лет; IV - 16 лет.

На проведение любого туристского мероприятия необходимо офор­мить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель на­значаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. В приказе кроме этого определяется численный состав группы, сро­ки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руково­дителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполне­ние его плана, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны приро­ды, памятников истории и культуры. При совершении похода вы­ходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрут­ный лист установленного образца, заверенный подписью руководи­теля и печатью учреждения.

При совершении категорийного маршрута (а также походов I—III степени сложности в межсезонье) руководитель группы представля­ет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комис­сию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК - экспертный общественный орган, создается с це­лью оказания квалифицированной помощи руководителям турист­ских групп по подготовке походов. Члены МКК - опытные туристы -проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают со­ответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направ­ленные на более тщательную подготовку или высказываются за за­прещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности для того, чтобы на местности убе­диться в достаточной подготовке всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью - максимально повысить безопасность проведения похода, ведь на маршруте руково­дителю уже никто ничего не посоветует.

Заявочная книжка на совершение путешествия по маршрутам I—III категорий сложности представляется в МКК не менее чем за месяц до начала похода.

При положительном решении МКК выдает руководителю группы пронумерованный зарегистрированный бланк маршрутной книжки; вносит (в случае необходимости) в маршрутную и заявочную книжки особые указания группе; определяет и указывает в книжке соответст­вующую поисково-спасательную службу (ПСС), где группа должна за­регистрироваться перед выходом на маршрут. Далее маршрутная книжка подписывается директором образовательного учреждения или его заместителем, заверяется печатью и выдается руководителю группы. При проведении путешествий II-IV категорий сложности не позднее, чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута ру­ководитель сообщает поисково-спасательной службе, на территории которой будет проходить поход, маршрут, сроки проведения путешествия, контрольные пункты, количество участников группы.

У любой детской туристской группы в обязательном порядке дол­жен быть взрослый руководитель и заместитель руководителя. Руко­водителями могут быть учителя, воспитатели, работники учрежде­ний дополнительного образования, детских секторов профсоюзных клубов, Домов и Дворцов творчества, инструкторы и кружководы, занимающиеся с детьми в клубах и других учреждениях, а также учащиеся старших курсов педагогических училищ, студенты вузов, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Руководитель путешествия по маршруту I категории сложности дол­жен иметь туристский опыт руководства походами выходного дня, а руководитель путешествия по маршрутам II-IV категорий сложности - опыт руководства путешествием на одну категорию ниже и опыт уча­стия в путешествии той же категории сложности по данному виду ту­ризма. Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута, за жизнь и здо­ровье участников. Он обязан следить за строгим соблюдением дисцип­лины участниками туристской группы, принимать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута, строго придерживаться требований указанной Инструкции.

Помощниками руководителя при проведении походов от 1 до 3 дней могут быть учащиеся 9-11 классов, имеющие опыт участия в многодневном походе.

В Инструкции говорится и о целях, которые должны ставиться пе­ред походом школьников и решаться в процессе разработки маршру­та. Маршруты походов могут быть самыми разнообразными. Их ты­сячи вариантов. Но у каждого есть своя качественная сторона. Каче­ство маршрута похода, то есть его воспитывающее, обучающее, раз­вивающее, оздоровляющее и прочее содержание (как говорят - «его начинка») - вот что характеризует каждый поход.

Поход может быть удачным или неудачным. Это зависит, во-пер­вых, от того, каков сам маршрут: был ли он интересным, педагогиче­ски содержательным или был пустым, бедным по содержанию. А во-вторых, это зависит от того, как организаторы похода сумели ис­пользовать для дела те объективные свойства, которыми обладал из­бранный маршрут. Вот здесь-то и возникает вопрос о целях, о том, какому наполнению программы конкретного похода мы отдадим предпочтение и как сумеем использовать свойства данного маршрута

и для удовлетворения интересов детей, и для достижения педагоги­ческих целей.

Прохождение маршрута есть обязательное условие туристского похо­да. Но в этом суждении есть две стороны: одна - наше намерение прой­ти маршрут, а другая - наша способность его пройти. Как образно вы­разился один юный турист: «Маршрут похода иногда больно кусается».

Замыслив именно поход (а не прогулку и не экскурсию), мы тем са­мым идем на трудное дело, и одно только наше намерение еще не га­рантия, что задуманный поход не окажется попыткой с негодными средствами. Надо дать себе честный ответ на четкий вопрос: а смо­жем ли мы - вот такие, какие мы есть, - осилить такой маршрут? Способны ли мы пройти его, и не кое-как, не любой ценой, не «на бро­вях», а с пользой и в радость себе? Маршрут похода, как туфли, мо­жет быть «впору», а может быть и «не по ноге» - слишком «велик» или «тесен». Поэтому маршрут надо предварительно «примерить» к себе, выяснить, подходим ли мы друг другу, способны ли мы его оси­лить. Но что с чем конкретно надо сопоставлять? Какие именно свой­ства, параметры надо сравнивать?

А вот какие: во-первых, субъективные - нашу готовность, уровень нашей туристской подготовки, который состоит из трех основных слагаемых: технической, физической и моральной готовности каж­дого члена и группы в целом (оставим пока в стороне материально-техническую оснащенность).

Техническая готовность - это средний для группы уровень специаль­ных знаний, умений и навыков (ЗУН) в преодолении тех трудностей и препятствий, которые объективно содержит намеченный маршрут.

Физическая готовность - уровень физической культуры нашей группы. Это такие качества, как сила, ловкость и выносливость. Только здесь учитывать надо не средний уровень, а равняться на са­мого слабого участника, которого мы включили в группу. Все нагруз­ки придется примерять только к нему, ибо если в ЗУН один турист может подменить другого, то пройти намеченные километры должен каждый участник.

Моральная готовность - это, прежде всего, дисциплинированность каждого участника, спортивный азарт, то есть не только стремление к борьбе, к преодолению трудностей, но и достаточно ясное понима­ние того, что ожидает нас в пути. Это, наконец, волевые качества ка­ждого участника: настойчивость, терпеливость, неприхотливость, смелость и решительность.

Всякий маршрут похода имеет первый обязательный объективный параметр - длину в километрах. Протяженность его может быть большей или меньшей, но не может быть равной нулю. По этому главному параметру маршрутов походы и делятся на группы спор­тивной сложности - степени и категории. Один маршрут может дать участникам возможность хорошо физически поработать, другой мо­жет оказаться в этом отношении слишком слабым или, наоборот, чрезмерно трудным. Это всегда надо учитывать.

Но дело не только в количестве километров. Конечно, уже сама по себе пешая ходьба полезна человеку для укрепления его здоровья. Но нас интересует не просто прогулка на свежем воздухе по «тропе здо­ровья». Туристский поход - нечто значительно большее, чем прогу­лочный маршрут по аллеям парка, и нас не устраивает нахаживание километров на значок по замкнутому кругу. Почему? Потому что в туристском походе дело не только в абстрактных километрах. Они ведь не пустые, походные километры, они наполнены воспитываю­щим и обучающим содержанием. Дороги и тропинки наши проходят через леса и поля, через холмы и овраги, вьются вдоль рек и озер. Мы идем и все время наблюдаем что-то для нас новое, испытываем физи­ческое и эстетическое наслаждение, делаем для себя маленькие от­крытия. И с каждым новым километром мы обогащаемся новыми знаниями о природе, о жизни, о самих себе и о своих спутниках. И так километр за километром мы постепенно накапливаем большую, плотную массу наблюдений, впечатлений, знаний, очень нужных для жизни каждого человека.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.012 с.)