Научное и обыденное познание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научное и обыденное познание



Различают научное и обыденное познание. Давайте разберемся, чем они отличаются друг от друга (рис. 3).

 

Рис. 3. Обыденное и научное познание

На уровне обыденного познания действительности основным инструментом является здравый смысл. Результат познания – наше мнение (частное, субъективное). Мнение, или точка зрения по поводу той или иной проблемы, необходимо нам для прогноза или интерпретации грядущих реальных событий. Если прогнозы или интерпретации состоятельны, мы укрепляемся в своем мнении, если нет – мы вновь обращаемся к здравому смыслу и корректируем свое мнение, и т.д.

Что касается научного познания, то оно добавляет к инструменту обыденного познания – здравому смыслу – ряд дополнительных процедур, обеспечивая не только убедительность, но и объективность получаемых знаний. Рассмотрим их подробнее.

Первый шаг любого (научного) исследования – выражение сомнения в истинности мнения, формулировка мнения как гипотезы – утверждения, допускающего проверку на фактах. Проверка гипотезы предполагает измерение интересующего исследователя явления и обобщение результатов измерения в виде, позволяющем сделать вывод в отношении гипотезы.

Таким образом, научное познание, в дополнение к здравому смыслу (но не вместо него!), обязательно предполагает применение математических методов, которые можно представить в виде трех классов моделей: измерения (применение шкал), описания (расчет показателей) и статистического вывода (статистическая проверка гипотез) (рис. 4).

Рис. 4. Модель исследования

Изложенная логика аргументации характерна для науки в целом, в любых ее отраслях, в том числе для экономики.

 

Измерение и шкалы

Измерение – это приписывание объекту числа по определенному правилу. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения – признаком.

Признак является численным, если выполняются три свойства (свойства числа):

1. Самотождественность (постоянство признака, объект всегда равен сам себе)

А = А

Симметричность

Если А = В, то В = А

В этом смысле иерархические признаки не являются численными.

Транзитивность

Если А = В и В = С, то А = С.

В этом смысле дружба трех людей не является численным признаком.

 

Признаки, обладающие этими свойствами, позволяют разделить все объекты на непересекающиеся классы.

Таким образом, число – это класс эквивалентных объектов по какому-либо признаку.

Например, имя – это числовой признак.

Числа измеряются в разных шкалах. С. Стивенс предложил следующую классификацию шкал. Измерительные шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены). К неметрическим относятся номинативная и ранговая шкала, к метрическим – интервальная и абсолютная шкала.

 

 

 

Общая характеристика шкал приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Измерение и шкалы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.051 с.)