Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное и обыденное познание ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Различают научное и обыденное познание. Давайте разберемся, чем они отличаются друг от друга (рис. 3).
Рис. 3. Обыденное и научное познание На уровне обыденного познания действительности основным инструментом является здравый смысл. Результат познания – наше мнение (частное, субъективное). Мнение, или точка зрения по поводу той или иной проблемы, необходимо нам для прогноза или интерпретации грядущих реальных событий. Если прогнозы или интерпретации состоятельны, мы укрепляемся в своем мнении, если нет – мы вновь обращаемся к здравому смыслу и корректируем свое мнение, и т.д. Что касается научного познания, то оно добавляет к инструменту обыденного познания – здравому смыслу – ряд дополнительных процедур, обеспечивая не только убедительность, но и объективность получаемых знаний. Рассмотрим их подробнее. Первый шаг любого (научного) исследования – выражение сомнения в истинности мнения, формулировка мнения как гипотезы – утверждения, допускающего проверку на фактах. Проверка гипотезы предполагает измерение интересующего исследователя явления и обобщение результатов измерения в виде, позволяющем сделать вывод в отношении гипотезы. Таким образом, научное познание, в дополнение к здравому смыслу (но не вместо него!), обязательно предполагает применение математических методов, которые можно представить в виде трех классов моделей: измерения (применение шкал), описания (расчет показателей) и статистического вывода (статистическая проверка гипотез) (рис. 4). Рис. 4. Модель исследования Изложенная логика аргументации характерна для науки в целом, в любых ее отраслях, в том числе для экономики.
Измерение и шкалы Измерение – это приписывание объекту числа по определенному правилу. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения – признаком. Признак является численным, если выполняются три свойства (свойства числа): 1. Самотождественность (постоянство признака, объект всегда равен сам себе) А = А Симметричность Если А = В, то В = А В этом смысле иерархические признаки не являются численными. Транзитивность Если А = В и В = С, то А = С. В этом смысле дружба трех людей не является численным признаком.
Признаки, обладающие этими свойствами, позволяют разделить все объекты на непересекающиеся классы. Таким образом, число – это класс эквивалентных объектов по какому-либо признаку. Например, имя – это числовой признак. Числа измеряются в разных шкалах. С. Стивенс предложил следующую классификацию шкал. Измерительные шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены). К неметрическим относятся номинативная и ранговая шкала, к метрическим – интервальная и абсолютная шкала.
Общая характеристика шкал приведена в таблице 1. Таблица 1 – Измерение и шкалы
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.051 с.) |