Лекции по системному анализу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по системному анализу



ЛЕКЦИИ ПО СИСТЕМНОМУ АНАЛИЗУ

Рекомендуемая литература

 

1. Эйсснер Ю.Н., Заграновская А.В. Теоретические основы системного подхода и инструментальные средства системного анализа в социально-экономических исследованиях: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – 141 c.

2. Заграновская А.В., Эйсснер Ю.Н. Теория хозяйственных систем и системный анализ: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 215 с.

3. Заграновская А.В. Системное исследование организации: практикум. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 122 с.

4. Заграновская А.В. Системное исследование организации: Методические рекомендации по написанию проекта системного исследования организации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – 27 с.

5. Мотышина М.С. Системный анализ: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 189 с.

6. Мотышина М. С. Исследование систем управления: учеб. пособие, Санкт-Петербург: Михайлов В.А., 2006. – 220 с.

7. Мотышина М.С. Системное исследование организации. Практикум по учебной дисциплине «Исследование систем управления и основы системного анализа».- Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.- 106 с.

8. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 679 с.

 

Тема 1. Система как объект исследования

Вопросы:

1. Эволюция системных представлений

2. Понятие и определения системы

3. Классификация систем

4. Экономическая (хозяйственная) система и её особенности

5. Понятия, характеризующие строение, функционирование и развитие систем

6. Виды и формы представления структур

7. Закономерности систем

 

Вопрос 1.1. Эволюция системных представлений

Условно можно выделить следующие этапы в эволюции системных представлений:

Первый этап. Зарождение системных идей.

Потребность в использовании понятия «система» возникала для объектов различной физической природы с древних времен. Еще древнегреческий философ Аристотель обратил внимание на то, что целое (в современном понимании система) не сводимо к сумме частей, его образующих.

Однако в теоретическое направление системные представления оформились только в 20 веке.

Одной из первых наук, в которой объекты исследования рассматривались как системы, была биология, в которой, хотя и не сразу, единицами анализа стали организмы и биологический вид, т.е. некая целостность.

Далее появляется экология, в рамках которой живая природа представляется как сложная многоуровневая система.

Системные идеи получили распространение также в некоторых психологических концепциях, например, в гештальтпсихологии.

Системные исследования в экономике связывают, прежде всего, с экономико-математическим моделированием сложных объектов. Среди первых подобных работ необходимо выделить «экономическую таблицу» Ф. Кенэ, а также труды К. Маркса по созданию моделей (схем) общественного воспроизводства. В России первые достижения в области экономико-математического моделирования (ЭММ) были связаны с разработкой межотраслевого баланса производства и распределения продукции в народном хозяйстве в 1923 – 1924 гг.

Информация для общего развития

А.И. Уёмов: Относительность систем

Система – вещь относительная. В некоторых условиях объекты с данными свойствами и отношениями не образуют системы, а в других условиях могут образовать её. Всё зависит от контекста. Например, мы входим в комнату и видим там беспорядок: книги на полу, ботинки на кровати и т.п. С точки зрения рачительной хозяйки – это бессистемность. Но если в комнате, скажем, произошло преступление, то этот беспорядок может служить определенной системой для следователя.

Относительность системы охватывает как объективно, естественно складывающиеся системы, например организмы, так и субъективные, произвольные и идеальные системы.

Измерение и шкалы

Измерение – это приписывание объекту числа по определенному правилу. Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения – признаком.

Признак является численным, если выполняются три свойства (свойства числа):

1. Самотождественность (постоянство признака, объект всегда равен сам себе)

А = А

Симметричность

Если А = В, то В = А

В этом смысле иерархические признаки не являются численными.

Транзитивность

Если А = В и В = С, то А = С.

В этом смысле дружба трех людей не является численным признаком.

 

Признаки, обладающие этими свойствами, позволяют разделить все объекты на непересекающиеся классы.

Таким образом, число – это класс эквивалентных объектов по какому-либо признаку.

Например, имя – это числовой признак.

Числа измеряются в разных шкалах. С. Стивенс предложил следующую классификацию шкал. Измерительные шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены). К неметрическим относятся номинативная и ранговая шкала, к метрическим – интервальная и абсолютная шкала.

 

 

 

Общая характеристика шкал приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Измерение и шкалы

Тип шкалы Вид шкалы Свойство Цифры, которыми записываются числа шкалы Примеры признаков этой шкалы

Системное измерение

Физическое Динамическое Контрольное Прогнозное

Функция

       

Входы

       

Выходы

       

П

Р

О

Ц

Е

С

С

О

Р

Последовательность        
Оснащение        
Катализатор        
Субъективный фактор        

 

Рассмотрим элементы матрицы.

Функция системы – это миссия, назначение, смысл существования системы. Например, функция вуза может быть сформулирована как «научить учиться». Миссия эк.вуза – стать лучшим вузом экономического профиля в Северо-Западном регионе.

Миссия показывает, что, как, для кого производить, в каком направлении совершенствоваться. В миссии должна прослеживаться потребность, которую компания удовлетворяет на рынке.

На основе миссии, которая является воплощением удовлетворяемой организацией потребности, формулируется главная стратегическая цель организации, которая, в свою очередь, разбивается на подцели и необходимые для их достижения ресурсы (строится так называемое «дерево целей»). 

Функция является системообразующим фактором, так как дает возможность выделить систему из среды и исследовать ее как целое.

Функцию не следует путать с целью системы. Функция системы характеризует все возможные состояния системы (ее выходов). Функция реализуется в целях.

 

Вход – совокупность информационных, энергетических и вещественных компонентов, поступающих из среды в систему и предназначенных для преобразования в ней. Например, вход системы «вуз» – абитуриенты.

Выход – совокупность информационных, энергетических и вещественных компонентов, являющихся результатом преобразования входа и поступающих из системы в среду. Например, выход системы «вуз» – бакалавры, специалисты, магистры (выпускники, дипломанты).

Процессор – оператор преобразования входов в выходы. Выделяют следующие компоненты процессора:

· Оснащение – используемое оборудование и другие средства труда. Так, оснащение системы «вуз» включает в себя здания, оборудование, мебель, библиотечные фонды и т.д.

· Последовательность – правила и порядок преобразования входа в выход. Так, последовательность в вузе обеспечивается правилами приема, учебными планами и программами и т.д.

· Субъект труда – занятый в процессе преобразования персонал; характеристики людей, обеспечивающих преобразование входа в выход. Например, в вузе – это, прежде всего, преподаватели, а также все другие служащие.

· Катализатор – то, что влияет на скорость, интенсивность и качество преобразования входа в выход. Например, система стимулирования персонала, программы повышения квалификации и т.д. Так, в вузе к этому можно добавить компьютерные классы, активные методы обучения, правила отчисления и назначения стипендий.

Каждая из системных характеристик объекта должна быть представлена в четырех измерениях: физическом (статическом), динамическом, контрольном и прогнозном (перспективном).

Физическое (статическое) измерение – количественное и качественное описание системных характеристик на определенный момент времени.

Динамическое измерение – количественное и качественное описание изменений во времени (в прошлом) отдельных системных характеристик и их соотношений.

Контрольное (сравнительное) измерение – описание точно установленных значений системных характеристик (нормативных, эталонных, базисных), с помощью которых можно определить, насколько эффективно функционирует система.

В контрольном измерении текущее состояние системы сравнивается с эталоном. С помощью этого определяется, насколько эффективно функционирует система, ее сильные и слабые стороны.

Прогнозное измерение – описание ожидаемых значений (в будущем) отдельных системных характеристик и их соотношений. Для этого используются методы прогнозирования и планирования.

Наполнение конкретным содержанием рассмотренных выше четырех системных характеристик (функции, входа, выхода, процессора), представленных в четырех измерениях (статическом, динамическом, прогнозном и контрольном), дает полное качественно-количественное, пространственно-временное описание объекта, т.е. выступает в роли его конструктивного определения.

Достоинством МСХ является системность и универсальность, так как любую систему можно описать подобным образом.

С точки зрения кибернетики, система представляет собой совокупность управляющей и управляемой подсистем, связанных между собой контуром управления (рис. 3).

Рис. 3. Кибернетическое представление системы

 

Основной обязанностью руководства высшего уровня является создание системы управления [Стенли Янг].

Существует 2 подхода к определению системы управления:

· В широком смысле система управления тождественна хозяйственной системе.

· В узком смысле система управления – это административный аппарат; это звенья, предназначенные для поддержания и повышения организованности в системе.

Чаще всего используют узкий подход. Его придерживается и Стенли Янг, который определяет систему управления как подсистему организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих людей: ее функция заключается в восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или оптимизирующие некоторую функцию всех входов и выходов организации [Стенли Янг].

 

С истема управления, как любая система, может быть представлена с помощью модели «черного ящика» (рис. 2.2) и подробно описана с помощью МСХ.

По мнению Стенли Янга, «системный анализ» (или «анализ систем») является мощной методологией решения проблем. Определяя «решение проблемы» как «систему», системный анализ позволяет представить процесс решения проблем как процесс конструирования, изготовления и использования систем.

Сложная проблема – это система. Процесс ее решения – это система. Он состоит в конструировании, изготовлении и использовании систем.

Системный анализ проводится с использованием всех существующих методов количественного и качественного исследования. Однако не всегда целесообразно его применение. Системный анализ проводят, когда имеют дело со слабоструктурированными проблемами, т.е. когда имеют дело с неопределенностью. Проведение системного анализа направлено, в первую очередь, на выявление проблемы и постановку задачи исследования.

Рассмотрим основные элементы системы управления, которые в дальнейшем нам предстоит исследовать методами системного анализа (рис. 13): I уровень – исследование миссии (общесистемной функции) организации и системы управления; II – исследование целей и результатов функционирования организации и СУ; III - исследование стратегий; IV – изучение функций организации и СУ; V – исследование организационной структуры; VI - исследование процессов и методов управления; VII – исследование обеспечения управления, в том числе информационного, кадрового, финансового, материально-технического, а также организационной культуры и стиля управления.

Рис. 13. Декомпозиционное представление элементов системы управления

Декомпозиция – это разбивка целого на составные части и представление их в виде иерархии. Это означает, что вышестоящие компоненты влияют на нижестоящие.

 

Принцип системности

Реализация принципа системности при исследовании и разработке хозяйственных механизмов предполагает рассмотрение целостного режима функционирования и развития предприятия как хозяйственной системы.

Множество фактически реализуемых связей в системе и его изменение характеризует режим функционирования системы.

Режим функционирования (деятельности) – это систематический результат взаимодействия между людьми, в котором каждый человек в отдельности действует в зависимости от того, в каких производственных (экономических) условиях он оказался.

Оценить качество и эффективность сложившегося режима деятельности ХС можно с помощью метода динамического норматива.

 

Типы поведения систем

По отношениям со средой можно выделить четыре типа поведения систем [13].

1. РЕАКЦИЯ – это тип поведения сложного объекта, связанный с полной зависимостью от среды. Отношения объекта со средой характеризуются активностью среды и пассивностью объекта. Объект не может перебирать условия среды, не воздействует на условия существования; при изменениях среды у такого объекта только две возможности: продолжение функционирования или гибель. Таков тип поведения примитивных биологических систем, многих предметов физического мира.

2. АДАПТАЦИЯ – тип поведения, при котором объект может приспособиться к изменениям среды, при этом на нее не оказывает влияния, он не в состоянии изменить свою функцию и структуру. Адаптация характерна для живых объектов, не имеющих центральной нервной системы, и для многих технических систем начального уровня автоматизации.

3. САМООРГАНИЗАЦИЯ – тип поведения, при котором возможны одновременные изменения структуры и функции системы, но по-прежнему объект не может изменять среду. Самоорганизующиеся системы меняют структуру в соответствии с изменениями внешней среды. Например, на предприятии создается отдел стандартизации в связи с возросшими требованиями к качеству изделий.

4. Четвертый тип поведения систем – САМОНАСТРОЙКА – характеризуется перенесением активности со среды на систему, активным конструктивным вмешательством в среду, которое изменяет отношения со средой в сторону, способствующую реализации функции системы.

 

Рассмотрим теперь содержание специфических принципов системного подхода при принятии хозяйственных решений.

 

Процесс системного анализа

Весь процесс системного проектирования (анализа) любого хозяйственного комплекса представляется в виде логической последовательности, представленной на рис. 13.

 

Рис. 13. Блок-схема процедуры системного анализа

Рассмотренная процедура является методом целенаправленного изучения и проектирования хозяйственных объектов и процессов различного назначения и уровня. Системный тип проектирования применим как для новых возникающих объектов (например, введение новой системы материального стимулирования), так и для совершенствования существующих, сложившихся систем и процессов.

Итого

12 1 х

Попарное сравнение показателей:

Если i > j, то 2

Если i < j, то 0

Если i = j, то 1.

Основные методы системного анализа:

  1. Предварительное системное описание объекта исследования, которое включает в себя:

– Описание объекта на основе матрицы системных характеристик (МСХ);

– Бизнес-модели хозяйственных систем;

  1. Декомпозиционные методы системного анализа:

– Построение дерева целей, стратегий, структур, проблем и т.д.;

– Построение и анализ организационных структур;

  1. Морфологический метод системного анализа:

– Морфологический ящик;

– Морфологическая карта;

  1. Динамический анализ систем:

– Сценарные методы исследования;

– Методы динамической структуризации (например, динамический норматив);

  1. Процедуры синтеза систем:

– Агрегирование;

– Системно-структурный синтез;

– Стратегия системного проектирования.


БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Бизнес-модель – это схематическое описание бизнеса компании, которое отражает существенные его элементы, находящиеся в определенной взаимосвязи, и позволяет наглядно представить процесс зарабатывания денег компанией.

Подобное схематическое описание бизнеса является уникальным для каждой организации и представляет собой материализованный замысел ее создателя или реформатора – интеллектуальный капитал компании.

Рассмотрим наиболее популярные бизнес-модели таких авторов, как:

1. В. Элли

2. А. Сливотски

3. Д. Линдер и С. Кантрелл

4. М. Портер

5. Гэри Хэмел

6. П. Сталер

7. Д. Хэмбрик и Дж. Фредериксон

8. Д. Абелл

9. Г. Чезборо и Р. Розенблюм

10. М. Джонсон

11. Н.Д. Стрекалова

12. А. Остервальдер и И. Пинье

13. Генри Чесбрух и Ричард С.Розенблум

 

1. Среди первых исследователей, представивших собственное видение структуры и взаимосвязей бизнес-модели следует назвать американского специалиста по управлению В. Элли, предложившую модель «сети создания ценности» (рис. 1).

Ключевые положения, составляющие основу данного инструмента, заключаются в следующем: ядром для понимания бизнес-моделей являются создание ценности и обмен между участниками рынка. Формируя бизнес-модель, необходимо ясно представлять, как вы создаете ценность и для кого.

Еще одно важное наблюдение автора – понятие ценность предполагает не только деньги. Вы также можете создавать и обменивать нематериальные ценности [1].

В рассматриваемой схеме представлен достаточно полный набор элементов и взаимосвязей, которые в последующем будут повторяться, развиваться и обыгрываться в моделях других авторов. Так, бизнес-модель объединяет основных участников бизнеса: потребителя, производителя, поставщика и иных партнеров. Эти участники вступают между собой в разнообразные связи, отражающие потоки доходов и направления расходов, обобщенную характеристику и особенности предмета созданной сети – программного обеспечения; состав услуг и источники формирования спроса потребителей.

2. Основой любой бизнес-модели, отмечает другой известный исследователь данной проблематики А. Сливотски (1996 г.), является набор базовых положений о потребителе и экономике бизнеса.

Построить успешную бизнес-модель нелегко. Но существует целый ряд вопросов, которые помогут ее разработчикам выбрать наиболее значимые элементы. Вот, как выглядит логика действий, рекомендуемая автором [2]:

 

3. Д. Линдер и С. Кантрелл (2000 г.) трактуют бизнес-модель как «базовую логику организации в создании ценности» [3]. Видение авторов структуры бизнес-модели приведено на рис. 2.

 

 

Вариант бизнес-модели, предложенный Джейн Линдер и Сьюзен Кантрелл (рис. 3), на первый взгляд схож с цепочкой ценностей Майкла Портера, а по содержанию выглядит как некий опросник по ведению бизнеса, нежели его модель.

4. Цепочка создания ценности М. Портера представлена на следующем рисунке.

 

 

Рис. Цепочка создания ценности М. Портера

 

5. Авторская концепция бизнес-модели, предложенная Гэри Хэмелом, получила широкое распространение в бизнесе. Главным преимуществом данной модели стала ее структурированность и возможность графически представить собранную информацию о бизнесе. К существенным недостаткам относится сложность заполнения шаблона информацией (рис. 4). Для наполнения каждого компонента шаблона автор предлагает набор наводящих вопросов, ответы на которые должны составить содержательную часть бизнес-модели.

 

 

6. Схема П. Сталера (2001 г.) [4] представлена на рис. 3. На фоне традиционных компонент бизнес-модели в данной схеме обращают на себя внимание три нижних блока: «Стиль лидерства», «Стиль отношений» и «Ценности». Очевидно, что если вы меняете стиль отношений в организации, вам, вероятнее всего, будет необходимо изменить всю бизнес-модель.

7. Схема Д. Хэмбрика и Дж. Фредериксона [5], предложенная в 2001 г., имеет название «Стратегический бриллиант» (рис. 4). Ключевая мысль авторов заключается в том, что эффективная бизнес-модель хорошо интегрирована. Все ее элементы должны быть согласованы между собой и поддерживать один другой. Если вы меняете один элемент, вам придется менять и все остальные. Эта схема демонстрирует, как тесно связаны стратегия и бизнес-модель.

Существенный вклад в разработке концепции бизнес-модели внесли Д. Абелл и Г. Чезборо.

8. Профессор Д. Абелл, в частности, визуально представляет бизнес-модель в форме треугольника (рис. 1), вершины которого и составляют три основных компонента модели: «Потребители (клиенты)», «Ценностное предложение» и «Ресурсы и возможности», однако, основным здесь является компонент «Потребители» [8].

 

9. Оригинальное восприятие роли бизнес-модели как посредника между сферами техники и экономики демонстрирует схема Г. Чезборо, которая была опубликована в 2002 г. Автор раскрывает свое понимание бизнес-модели в статье, подготовленной в соавторстве с Р. Розенблюмом [6], а также в своей книге «Открытые инновации» [7]. Его видение бизнес-модели приведено на рис. 5.

 

 

Ключевая мысль автора состоит в том, что инновации часто требуют новых бизнес-моделей. Г. Чезборо не просто описывает структуру бизнес-модели, он также активно продвигает мысль о том, что изменение бизнес-модели может само по себе быть инновацией. И эта мысль со временем находит все больше подтверждений.

Также заслуга Г. Чезборо состоит в том, что он определил шесть функций бизнес-моделирования: формирование ценностей, определение сегмента рынка, создание цепочки ценностей компании; разработка конкретных механизмов получения доходов; описание положения компании в пределах структурной модели бизнес-процессов и разработка конкурентоспособной стратегии.

 

 

10. Исследование связи бизнес-модели с инновационным процессом демонстрирует также схема М. Джонсона (2008 г.) [9]. Автор работает вместе с К. Кристенсеном – известным специалистом по теории инновационного развития. Схема модели М. Джонсона приведена на рис. 6.

 

 

Основу модели составляет потребительская ценность продукта, которая рассматривается с позиций предложенного К. Кристенсеном подхода [10]. Он состоит в том, что для создания эффективного бизнеса в первую очередь необходимо определить, в чем состоят потребности той группы лиц, на которую ориентируется компания, и как предлагаемая продукция эту потребность удовлетворяет. Следующий компонент – это формула прибыли, или схема, показывающая, как компания получает доходы. Формула прибыли, согласно рекомендации автора, должна включать в себя: модель доходов, структуру затрат, модель валовой прибыли и скорость оборота ресурсов. Прочие компоненты бизнес-модели (но далеко не второстепенные) демонстрируют, каким именно образом будет создан продукт или оказана услуга, удовлетворяющая интересам потребителей.

11. Заслуживает также внимания оригинальный подход к описанию структуры бизнес-моделей отечественного исследователя Н.Д. Стрекаловой (2009 г.) [11]. Она отмечает, что системное изложение концепции бизнес-модели можно представить в виде матрицы характеристик, включающей семь основных компонентов, которые описываются в разрезе четырех основных измерений: статического, контрольного, динамического и прогнозного (таблица):

 

Рассмотрим подробнее, что собой представляют системные компоненты данной схемы бизнес-модели.

Функция и цели бизнеса. Функция в данном контексте является аналогом миссии компании, вырабатываемой в ходе стратегического планирования, и характеризует предназначение бизнеса. Цели – конкретизируют намерения собственника бизнеса в рамках выработанной генеральной линии развития компании.

Предложение ценности содержит в себе описание товара или услуги, а также спектра сопутствующих действий, направленных на их превращение в востребованный товар.

Рыночный компонент бизнес-модели описывает те группы потребителей, на которые ориентирована компания, географические рамки и объемы целевого рынка.

«Процессор» включает в себя совокупность элементов, призванных решить задачу преобразования ресурсов («входов») в полезный продукт / услугу («выходы»). Согласно точке зрения автора, процессор включает в себя: цепочку создания ценности; ресурсы; катализатор, характеризующий совокупность всех тех внутренних факторов, которые способствуют преобразованию «входов» в «выходы»; человеческие ресурсы.

Главная задача конкурентной стратегии – выявить основные конкурентные преимущества компании, которые могут обеспечить получение и сохранение устойчивой стратегической позиции.

Сеть бизнеса включает в себя внешнее окружение компании, в котором она осуществляет свою деятельность.

Последний элемент – экономическая модель – содержит механизм формирования доходов и затрат.

12. Еще один из заслуживающих внимания подходов к построению бизнес-моделей демонстрируют А. Остервальдер и И. Пинье (2010 г.). Их схема, опубликованная в работе «Построение бизнес-модели», получила нарицательное название «канва бизнес-модели», она получила большую популярность.

Данная версия схемы бизнес-модели демонстрирует, что это практический инструмент, который может быть использован в моменты, когда нужно решить, в каком направлении должна развиваться организация.

 

13. Развивая концепцию А. Остервальдера, Генри Чесбрух (Henry Chesbrough) и Ричард С.Розенблум (Richard S. Rosenbloom) в своей работе «Роль бизнес-модели в получении ценности от инновации» (“The Role of the Business Model in Capturing Value from Innovation”) [2] понимают под бизнес-моделью отражение того, каким образом предприятие получает (или планирует получать) прибыль. Этот процесс описывается с помощью девяти блоков, показанных на рисунке 2, которые Чесбрух и Розенблум назвали «каркасом бизнес-модели» (“business model canvas”).

 

 

На основе имеющейся литературы по бизнес-моделям Чесбрух и Рознеблум выделили девять взаимосвязанных блоков, которые составляют каркас бизнес-модели:

1) предложение ценности (value proposition) – товар, услуга или работа, предлагаемые предприятием рынку;

2) рыночный сегмент (сегменты) (client segments) – аудитория, которой предлагается ценность;

3) каналы коммуникации и распределения (distribution channels) – каналы связи, предназначенные для предоставления потребителям товаров и услуг (ценности);

4) управление взаимоотношениями с потребителями (client relationships) – способы взаимодействия с потребителями;

5) ключевые ресурсы (key resources) – ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели;

6) ключевые действия (key activities) – действия, которые нужно совершить для реализации бизнес-модели;

7) ключевые партнеры (partner network) – основные партнеры и мотивы их участия в бизнес-модели;

8) структура затрат (cost structure) – затраты, необходимые для реализации бизнес-модели;

9) потоки доходов (revenue flows) – доходы, получаемые от реализации бизнес-модели.

 

 


Пример

Оценить полезность страхования груза при следующих условиях:

Вероятность катастрофы, приводящей к потере груза – 0,01.

Стоимость груза – 1000 у.е.

Стоимость страховки – 5% от стоимости груза.

Страховая премия при утрате груза – 1050 у.е.

 

Решение:

Воспользуемся матрицей решений:

             Ситуация Решение Катастрофа (0,01) Отсутствие катастрофы (0,99) Выигрыш
Груз застрахован -1000-50+1050 = 0 -50 -49,5
Груз не застрахован -1000 0 -10

Ответ: выгодней не страховать груз.

 

«Дерево решений» – это графический метод, который позволяет увязать точки принятия решений, возможные стратегии, их последствия с возможными условиями внешней среды (рис. 34). «Дерево решений» содержит следующие 4 элемента:

· точка принятия решения – □

· стратегии – →

· события –  

· оценка событий (ожидаемый выигрыш) – $

Рис. 34. Дерево решений

Пример выбора проекта с использованием «дерева решений»:

Точка принятия решения

Альтернативы (стратегии), Ai Ожидаемая оценка альтернативы, ∑ Pixi События (yij) и вероятность их наступления (Pi) Прибыль (тыс. $), xi
Не делать ничего 72 Прежняя прибыль (1,0) 72

Вложение средств в другое предприятие

76,5

Неудача (0,1) 63
Успех (0,9) 78

Приобретение компании

73,5

Правовые препятствия (0,1) 51
Неудача (0,3) 66
Успех (0,6) 81

Собственное производство

63

Проблемы с производством (0,1) 39
Неудача (0,3) 54
Успех (0,5) 69
Проблемы с поставщиками (0,1) 84

 

Условия неопределенности – незнание о состоянии среды; каждая альтернатива характеризуется несколькими исходами, и вероятность наступления этих исходов не известна. Принятие решений в условиях неопределенности возможно с использованием следующих четырех критериев:

1. Критерий Вальда. Этот критерий ориентирует ЛПР на наихудшие условия и рекомендует выбрать ту стратегию, для которой выигрыш в такой ситуации максимальный. Из худшего выбирай наилучшее (27):

 

                                           (27)

                         Таблица 1

Выбор стратегии развития ОАО «МКХП» по критерию Вальда

Сценарии     Стратегии Оптимистический Наиболее вероятный Пессимистический Минимальное значение по строке c выделенным максимальным значением
Вертикальная интеграция МКХП с хлебозаводами 216 790 11 501 8 958 8 958
Горизонтальная интеграция МКХП с ржаной мельницей 106 117 8 452 3 357 3 357
Реконструкция МКХП 9 796 6 572 1 648 1 648

 

В соответствии с критерием Вальда, следует выбрать стратегию вертикальной интеграции.

 

2. Критерий Севиджа. Выбирается стратегия, которой соответствует наименьшее значение максимальной величины риска (28):

 

,                          (28)

 

где

 – максимально возможный исход стратегии по столбцу;

 – исход стратегии при соответствующих условиях внешней среды

Построим матрицу потерь, на пересечении строк и столбцов которой - Rij

Таблица 2

Выбор стратегии развития ОАО «МКХП» по критерию Севиджа

      Сценарии     Стратегии Оптимистический Наиболее вероятный Пессимистический Максимальное значение по строке c выделенным минимальным значением
Вертикальная интеграция МКХП с хлебозаводами 0 0 0 0
Горизонтальная интеграция МКХП с ржаной мельницей 110 673 3 049 5 601 110 673
Реконструкция МКХП 206 994 4 929 7 310 206 994

В соответствии с критерием Севиджа, также следует выбрать стратегию вертикальной интеграции.

 

3. Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица. Этот критерий рекомендует при выборе решения в условиях неопределенности не руководствоваться ни крайним пессимизмом, ни оптимизмом. Рекомендуется некое среднее решение. Оптимальным решением будет то, для которого окажется максимальным показатель Гурвица (29):

,                                    (29)

 

где        

 – коэффициент, выбираемый экспериментально из интервала между 0 и 1.

Таблица 3

Выбор стратегии развития ОАО «МКХП» по критерию Гурвица



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.199 с.)