Потребительские предпочтения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребительские предпочтения



Ординалисты в принципе отказались от поиска универсальной единицы измерения предельной полезности и предложили иной подход

Ординалисты вместо абсолютных измерений предельной полезности перешли к относительному анализу. Они стали определять предпочтения одних наборов (комбинаций) товаров потребителем другими наборами. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.Кривая безразличия — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ

Рис. Кривая безразличия

Кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Это объясняется следующим образом. Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества одного товарадля получения дополнительного количества другого товара. Потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми

Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называетсяпредельной нормой замещения. Она может быть представлена как отношение: MRS = D Y / DX. На рис. видно, что по мере увеличения потребления одного товара количество другого товара, от которого потребитель готов отказаться, сокращается, т.е. предельная норма замещения двух товаров убывает.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителя. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Информацию о том, какой набор потребитель считает для себя наиболее выгодным, дает линиябюджетного ограничения (линия цен, прямая расходов).

Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = p1·q1 +p2·q2 + p3·q3 + p4 ·q4 +…, где Р — цена блага, q1 q2 q3…..— количества благ.

Бюджетная функция – это геометрическое место точек, каждая из которых характеризует вариант покупки при полном расходовании бюджета.

Изменение цены или дохода потребителя влияет на положение линии бюджетного ограничения (ЛБО)

Основные положения ординалистской теории предельной полезности:

Равновесие потребителя

Используя аналитический аппарат ординалистской теории потребительского выбора, можно определить равновесие потребителя

Совместив линию бюджетного ограничения и карту линий безразличия, можно получить оптимальный набор потребительских благ.

Точка касания кривой безразличия U2с линией бюджетного ограничения соответствует равновесию потребителя. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с кривой безразличия U1 не является оптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, потребитель найдет такую точку, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка (U2) и в которой максимизируется его благосостояние при данном бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

· находиться на бюджетной линии;

· предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

Эффект дохода — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В зависимости соотношения и направленности эффекта дохода и эффекта замещения условно можно выделить нормальные (стандартные) товары, низкокачественные товары и товары Гиффена. Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения складывается, а для низкокачественных товаров они вычитаются.

При снижении цены на низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то при снижении цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий эффект выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Такие товары получили наименование — товары Гиффена. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.

Товар Гиффена это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Результирующее влияние изменения цены товара на спрос на него представлено на схеме

Теория потребительского поведения, используя как кардиналистский, так и ординалистский аналитический подход, позволяет прогнозировать спрос на товары:

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются социальными эффектами

Американский экономист Х. Лейбенстайн обобщил факты, доказывающие влияние поведения окружающих на индивидуальный спрос потребителя. Это влияние может быть обусловлено следующими причинами.

Во-первых, эффектом присоединения к большинству, или желанием каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Действие данного эффекта проявляется в том, что с увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, увеличением цены индивидуальный спрос также повышается.

Во-вторых, эффектом снобизма,или уменьшением спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием выделиться из толпы.

В-третьих, эффектом Веблена. Всвоей работе "Теория праздного класса" основоположник американского институционализма Т. Веблен исследовал феномен демонстративного потребления, сущность которого состоит в том, что в определенных условиях цена товара может служить для потребителя показателем его престижности. Отсюда возникло явление, противоречащее закону спроса и получившее название "эффект Веблена": когда цена товара падает, некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении его качества или об утере им исключительности в глазах общества, и прекращают его покупать. И наоборот, рост цены ведет к увеличению покупок.

Указанные эффекты, вносят свои коррективы в механизм действия закона спроса.

Потребительский спрос, таким образом, может проявляться как функциональный, т.е. обусловленный качествами самого товара, так и нефункциональный, т.е. обусловленный факторами, не связанными с самим товаром. Нефункциональный спрос формируется под воздействием вышеназванных социальных эффектов, а также под влиянием потребительских ожиданий, сиюминутных настроений и т.п.

В заключение можно представить формирование рыночного спроса на основе индивидуального спроса потребителей

 

Задания по теме 3.

 

Тесты

1. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равна «0»; b) предельная полезность имеет максимальное значение; c) предельная полезность имеет минимальное значение; d) все ответы неверны. Ответ ; a
2. Условие равновесия потребителя достигается, когда: а) предельные полезности благ равны предельной полезности денег; b) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны; c) предельные полезности благ равны; d) взвешенные по цене предельные затраты равны предельной полезности денег; e) верны все ответы. Ответ ; b
3. Кривая безразличия показывает: а) полезность экономического блага; b) различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность; c) одинаковые по полезности потребительские блага; d) замену одного блага другим; e) действие эффекта дохода. Ответ ; b
4. Закон убывающей предельной полезности означает, что: а). отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости, б). полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличения количества приобретаемых товаров, в). отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров, г). полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя, Ответ ;б
5. Потребителю доступны следующие наборы благ, состоящие их разного количества хлеба и молока: Набор Молоко (л) Хлеб (батоны) А 5 2 Б 4 4 В 3 7 Г 7 3 Д 2 6
Предпочтения потребителя соответствуют постулатам теории потребительского выбора. Следовательно, можно сделать вывод о том, что: а) потребитель предпочтет А при выборе между А и Г, а Д для него предпочтительнее В; b) набор А предпочтительнее набора Б, а Б предпочтительнее В; c) набор Г предпочитается набору А, набор В — набору Д; d) Г рассматривается как более предпочтительный по сравнению с Б, а Б — по сравнению с Д; e) все предыдущие ответы верны; f) все предыдущие ответы неверны.
Ответ ; 6. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется: а). его предпочтениями и размерами дохода, б). только ценами покупаемых товаров, в). предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров, г). только его предпочтениями, Ответ; г
7. Точка равновесия потребителя: а) это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе; b) называется также точкой потребительского оптимума; c) это точка, где потребитель тратит весь свой доход; d) это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров; e) это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия Ответ; е

ЗАДАНИЯ

1. Дано:

I P1 P2 P’1 P’2
580 52 47 62 32

-Запишите бюджетную функцию до и после изменения цен.

-Постройте графики бюджетной функции, рассчитайте и покажите точки оптимума.

-Найдите эффект замены и дохода вследствие изменения цен.

-Покажите области увеличения и уменьшения возможностей

Решение. Начнем с построения бюджетных линий. До изменения цен бюджетная линия касается осей координат в точках: Q1 = 11,15 (580/52); Q2 = 12,34 (580/47). После изменения цен новая бюджетная линия касается осей координат в следующих точках: Q1* = 9,35 (580/62); Q2* = 18,12 (580/32). Точки оптимума потребителей отвечают условиям:

MRS = P2 / P1 ( = 0,9); MRS* = P2* / P1* ( = 051). Точка оптимума (Е) до из-

менения цен соответствует условиям: Q1 = 11,15; Q2 = 12,34 (соотношение равно 0,9). Точка оптимума (Е*) после изменения цен соответствует условиям: Q1* = 9,35; Q2* = 18,12 (соотношение равно 0,51). Иными словами, в рамках стандартной модели точка оптимума делит бюджетную линию пополам. Чтобы рассчитать эффект дохода, предположим, что потребитель приобретает товары в точке оптимума. В любом случае он тратит по5 80 ден. ед. Возьмем точку оптимума после изменения цен и рассчитаем расходы потребителя, но в прежних ценах. Так поступают потребители при изменении цен: сравнивают свои покупки в прежних и новых ценах для того, чтобы увидеть потери или выигрыш. Получим следующий

Получим следующий рзультат: I* = 9,35×52 + 18,12 × 47 = 1337,84. Эффект дохода положительный, равен 757,84 ден. ед. (1337,84–580). Покупки в новой точке оптимума по старым ценам потребовали бы больше расходов. Покупатели от изменения цен выигрывают. На основе полученных данных построим графики

    

 

Бюджетная линия до и после изменения цен

                             

Новая бюджетная линия пересекает прежнюю, так как цены на один товар выросли, а на второй – упали.

 

2. Потребитель тратит 20 руб. в день на апельсины и яблоки. Предельная полезность яблок для него равна (20-3х), где х – количество яблок в штуках. Предельная полезность апельсинов равна (40-5у), где у – количество апельсинов в шт. Цена одного яблока – 1 рубль, цена одного апельсина – 5 рублей. Какое количество яблок и апельсинов купит рациональный потребитель?

Х - кол-во яблок

 у - кол-во. апельсинов

(20-3х) /1=(40-5у) /5

 1*х+5*у=20

 y = 3 x = 5

по условию У меньше 10, поэтому яблок 5, апельсинов 3

 

3. Имеются следующие данные:

Показатели

Количество продуктов

1 2 3 4 5
Предельная полезность кефира 20 15 10 8 4
Предельная полезность булочки 18 12 9 4 2

Для завтрака имеется 12 рублей. Как наилучшим образом потратить эти деньги, если стакан кефира стоит 4 рубля, а булочка 2 рубля?

Производственная функция

Разрешение проблемыКак производить? связано с выбором определенной технологии и необходимого набора ресурсов. Ведь один и тот же результат может быть достигнут разными средствами. Наглядно это можно видеть на графике производственной функции или изокванте.

Изокванта— кривая, каждая точка которой показывает альтернативные комбинации факторов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукции при данной технологии.

Производственная функция (Q) показывает альтернативные способы получения одного и того же количества продукта при помощи использования разных комбинаций ресурсов (факторов производства). Например, ручной труд может быть заменен использованием техники. При этом за высвобождение части рабочей силы экономика должна заплатить увеличением числа машин и, соответственно, затраченного на них капитала. На рис. видно, что при перемещении по изокванте из точки А в точку В падает потребность в одном и растет необходимость во втором ресурсе. Другими словами, это тоже проблема выбора, но в данном случае выбор ведется между разными ресурсами.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Стоит эта проблема и перед всей экономикой в целом — от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Издержки производства

Любая производственная единица (фирма) стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Величина дохода определяется двумя факторами: ценами на продукт, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения, и издержками производства, зависящими от эффективности использования производственных ресурсов. Если первый фактор увеличения доходов фирмы зависит в большей степени от внешних условий экономической конъюнктуры, то второй – практически полностью от самой фирмы.

Производство товаров и услуг сопряжено с издержками, которые связаны с затратами ресурсов. Как измерить ценность расходуемых в производстве ресурсов, а значит и издержки? Экономическая теория дает на этот вопрос два сильно различающихся ответа: в зависимости от метода оценки затрат ресурсов существует две концепции издержек:

Øбухгалтерские издержки

Ø издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки).

Ценность использованных в производстве ресурсов, прежде всего, может быть выражена ценой, по которой фирма приобрела их на рынке. В этом случае издержки предстают как сумма выплат, которые фирма осуществила поставщикам и собственным работникам. Все выплаты обязательно фиксируются в бухгалтерских документах. В связи с этим данный способ оценки издержек называется бухгалтерским, а оцененные с его помощью издержки – бухгалтерскими издержками

Концепция бухгалтерских издержек очень важна и удобна. Затраты ресурсов получают здесь четкое, однозначное и объективное денежное измерение. Знание точного размера бухгалтерских издержек служит ключевым моментом для выяснения того, прибыльна ли или убыточна фирма. Для этого их достаточно сравнить с (также учитываемой бухгалтерией) суммой доходов компании. Экономический смысл такого бухгалтерского анализа крайне важен: только прибыльные в долгосрочном аспекте предприятия способны сохранить свое место на рынке, длительные же убытки ведут к неминуемому банкротству.

Методика бухгалтерских расчетов стандартизирована и потому пригодна для объективной оценки состояния дел фирмы, а также для сравнения положения дел на разных предприятиях. Поскольку плановая экономика сильно отличается от рыночной, то и бухгалтерский учет в нашей стране исторически отличался от принятого в других странах. Однако в последние годы основная тенденция в развитии бухгалтерского учета в России состоит в приближении правил его ведения к мировым стандартам.

Главный недостаток бухгалтерского метода состоит в том, что он включает затраты лишь тех ресурсов, которые фирма приобретает со стороны (сырье, материалы, рабочую силу и т.п.). Их называют явными или внешними издержками. Явные издержки отражаются в денежных выплатах со счетов фирмы поставщикам ресурсов. Однако некоторые ресурсы могут находиться в собственности предприятия. Поэтому их не надо нигде покупать, а значит соответствующие затраты не отражаются в бухгалтерских документах, хотя и существуют в действительности. Затраты этих ресурсов образуют неявные (внутренние) издержки

Таким образом, издержки могут быть "явными" и "неявными". К "явным" издержкам относятся те выплаты, которые фирма обязана сделать внешнему поставщику ресурсов, они совпадают с бухгалтерскими издержками.

К "неявным" издержкам относятся затраченные ресурсы, но неоплаченные, поскольку они являются собственностью фирмы, например арендная плата (если бы принадлежащее фирме помещение сдавалось в наем).

Собственными ресурсами фирмы обычно выступают предпринимательские способности ее владельцев (если последние сами управляют бизнесом), земля и капитал предпринимателя или акционеров. Данные ресурсы играют в рыночной экономике значительную роль, но они остаются за рамками бухгалтерской концепции издержек!

Доход и прибыль фирмы

Доход (Выручка TR)– сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага

Различают общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход (TR) – показатель суммарного дохода предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности.

ТR = Р× Q

где Р — цена реализации единицы продукции,

Q — количество единиц произведенной и реализованной продукции.

Средний доход (AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага.

АR = TR / Q = (P× Q) / Q = Р

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

МR =∆TR /∆Q

где ∆TR — прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

∆Q — прирост объема производства и реализации на единицу продукции.

Рис. Структура выручки предпринимателя

Анализ природы издержек позволяет определить прибыль. В общем виде прибыль является разностью между суммарной выручкой от реализации продукции и суммарными издержками. Если затраты ресурсов оценены бухгалтерским методом, то разность между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую прибыль. Если затраты ресурсов оценены экономическим методом, то разность между выручкой и альтернативными издержками дает экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (внутренних) издержек. Пример расчета бухгалтерской и экономической прибыли приведен в таблице.

. Выручка

1000 1000
  2. Материальные затраты: а) сырье, материалы б) топливо, энергия в) покупные комплектующие 3. Затраты на оплату труда наемным работникам 4. Отчисления на социальные нужды 5. Амортизационные отчисления 6. Прочие затраты: а) проценты банку за кредит б) арендные платежи за участок земли и производственное помещение 200     100 200 100   150 100 200     100 200 –   150 100

Бухгалтерские издержки всего=

2+3+4+5+6

850  

Бухгалтерская прибыль =

1 – (2+3+4+5+6)

150  
7. Альтернативная ценность труда и способностей предпринимателя 8. Альтернативная ценность собственного оборудования в виде упущенных арендных платежей –   – 100   200

Экономические издержки всего=

2+3+4+6+7+8

  1050

Экономическая прибыль =

1 – (2+3+4+6+7+8)

  –50 (убыток)

Примечание: При расчете бухгалтерской прибыли износ оборудования оценивался в виде амортизационных отчислений, т.е. как явные издержки. При расчете экономической прибыли износ оборудования оценивался в виде упущенного дохода лучшей из отвергнутых альтернатив использования оборудования - сдачи его в аренду, т.е. в качестве неявных издержек.

В данном примере, как это часто бывает и в реальной действительности, за бухгалтерской прибылью скрывается экономический убыток. Это означает, что вложение сил и средств в данное дело было неэффективным – при альтернативном использовании они бы принесли больше пользы.

Экономическая теория выделяет еще одну трактовку прибыли – категорию нормальной прибыли. Величина нормальной прибыли стремится к средней, обычной в данной экономике норме прибыльности. Другое определение: нормальным является минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса. Смысл оставлять данный вид деятельности сохраняется, лишь, если уровень прибыльности не ниже среднего.

Другими словами, нормальная прибыль выступает в качестве "справедливой” (обычной, средней) оплаты труда и способностей предпринимателя; а также соответствующего по размерам вознаграждения за риск собственным капиталом, вложенным в дело. То есть в данном случае нормальная прибыль является альтернативными издержками предпринимателя. Их величина определяется доходом, который мог бы иметь предприниматель при использовании своего капитала с нормальной для данной страны рентабельностью.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.043 с.)