Проверка пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей кабины



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка пассажирского лифта с автоматическим приводом дверей кабины



Тема 2. Общие сведения об устройстве лифтов Признаки отклонения условий эксплуатации лифтов от номинальных. Методы и правила безопасного ведения работ на лифтах. Методы анализа и оценки текущих условий эксплуатации лифтов.

Характеристики лифта

Лифт — это стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) гру­зов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляю­щим, у которых угол наклона к вертикали не превышает 15°.

Общий вид пассажирского лифта с верхним расположением машин­ного помещения представлен на рис. 1.1.

Основным докумен том, устанавливающим требования к устройству и установке лифтов, вводу их в эксплуатацию, эксплуатации, техническо­му диагностированию и диспетчерскому контролю за их работой, явля­ются Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ).

Назначение лифта характеризует' вид транспортируемых им грузов. По назначению лифты подразделяют на следующие виды:

- пассажирские (для жилых, общественных зданий и зданий про­мышленных предприятий), предназначенные для подъема и спуска людей и предметов домашнего обихода, если их масса не превы шает грузоподъемности лифта;

- больничные, используемые для перемещения больных на больмичных транспортных средствах с сопровождающим персоналом;

- грузовые, предназначенные в основном для подъема и спуска грузов:

- грузовые, управляемые проводником (лифтером) из кабины лифта;

- грузовые, управляемые лифтером с этажной площадки, где пе­ремещение людей запрещено;

- грузовые малые с грузоподъемностью кабины до 250 кг и вы­сотой кабины до I 250 мм;

- грузовые с монорельсом, где под потолком кабины установле­на балка-монорельс для крепления грузоподъемного устройства; выжимные, в которых подъемная сила приложена к низу кабины; тротуарные, кабина которых выходит из шахты через располо­женный в ее верхней части люк.

 

Грузоподъемность — наибольшая масса груза, для транспортировки которой предназначен лифт. В нее не входит масса кабины с постоян­но находящимся в ней оборудованием. Номинальная грузоподъем­ность кабины устанавливается в зависимости от максимальной полез­ной площади пола кабины.

 

Вместимость кабины определяется делением величины грузоподъем­ности лифта на 75 кг (принятая масса одного человека) с округлени­ем полученного результата до ближайшего целого числа.

Важной характеристикой лифтов является точность остановки каби­ны — расстояние по вертикали между уровнями пола кабины и этаж­ной площадки после остановки кабины. Точность остановки кабины на этаже при эксплуатации должна быть в пределах ±35 мм.

 

Скорость движения кабины подразделяют на номинальную и рабочую. Номинальная скорость — это скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт. Рабочей называется фактическая скорость движения кабины.

По величине номинальной скорости лифты подразделяют наследующие:

тихоходные (скорость движения кабины до 1 м/с);

быстроходные (скорость движения кабины 1... 2 м/с);

скоростные (скорость движения кабины 2 ... 4 м/с);

высокоскоростные (скорость движения кабины свыше 4 м/с).

Кабина лифта перед остановкой на этаже может иметь вторую (малую), пониженную до 0,4 м/с скорость. Это позволяет более плавно и точ­но остановить кабину на этаже, такой лифт называется двухскоростным.

 

По виду грузонесущего устройства различают лифты, оборудованные кабиной или платформой; по виду привода дверей кабины — лифты с дверями, открываемыми вручную, полуавтоматически и автоматически.

 

В зависимости от вида привода подъемного механизма лифты могут быть электрическими или гидравлическими.

 

Лифт может иметь следующие виды управления кабиной:

- наружное (внешнее), осуществляемое с этажной площадки;

- внутреннее, осуществляемое из кабины лифта;

- смешанное, осуществляемое из кабины лифта и с этажной площадки.

 

Различают следующие системы управления:

- простое раздельное управление, которое обеспечивает регистра­цию и реализацию одной команды (вызова или приказа);

- собирательное управление, при котором регистрируются несколь­ко команд, а их выполнение осуществляется в соответствии с за­данной программой. При этом лифт может совершать попутные остановки по вызовам или приказам (в жилых домах — только при движении кабины вниз, в общественных зданиях — в обоих на­правлениях);

- одиночное управление — управление лифтом от одной кнопки вы­зова;

- групповое управление — управление группой лифтов, расположен­ных в одной шахте и обслуживающих одни и те же этажи. Разно­видность группового управления — парное управление лифтами, часто применяемое в жилых домах.

 

Существуют различные режимы работы лифта:

- рабочий режим (для эксплуатации лифта пассажирами);

- режим управления лифтом из машинного помещения (для эксп­луатации лифта электромехаником при выполнении работ в ма­шинном помещении лифта);

- режим «Ревизия» (для управления с крыши кабины для электро­механиков);

- режим «Пожарная опасность» (при подаче сигнала о возгорании электрическая схема лифта осуществляет прибытие кабины на ос­новной посадочный этаж, при этом исключается выполнение ко­манд из кабины и с посадочной площадки);

- режим «Перевозка пожарных подразделений» (выполнение команд управления только из кабины, в том числе открытие и закрытие дверей кабины и шахты).

 

Общие проверки для всех типов лифтов

Проверка исправности кнопки «Стоп» выполняется из кабины при закрытых дверях шахты и кабины. Необходимо одновременно нажать кнопку «Стоп» и кнопку приказа следующего этажа. Кабина должна остаться на месте. Затем опустить кнопку «Стоп» и оставить нажатой кнопку приказа. Кабина должна прийти в движение. Это относится ко всем лифтам, кроме лифтов с автоматическим приводом дверей, так как в соответствии с требованиями ПУБЭЛ кнопка «Стоп» на данной конструкции лифтов не устанавливается.

Проверка точности остановки кабины на этаже выполняется из ка­бины не менее чем на трех этажах после движения кабины вверх и вниз. При этом уровень точности остановки кабины на этаже должен быть ±35 мм.

Проверку исправности вызывных аппаратов необходимо осуществ­лять следующим образом. Нужно нажать кнопку вызова, тогда свобод­ная кабина должна прийти на заданный этаж. При этом светится сиг­нальная лампа «Занято». После снятия нагрузки кнопка должна вер­нуться в исходное положение. Вызывные аппараты с удерживающим электромагнитом («залипающие» кнопки) при фиксировании вызова должны оставаться в утопленном положении.

Крышки аппаратов должны быть надежно закреплены, чтобы не было доступа к токоведущим частям.

При проверке исправности аппаратов приказа после нажатия на кноп­ку приказа кабина должна прийти в движение на заданный этаж. Са­мовозвратная кнопка должна легко возвращаться в исходное положе­ние. Кнопка с удерживающим электромагнитом должна оставаться в утопленном положении до выполнения приказа.

На аппаратах больничных лифтов должна быть предусмотрена свето­вая сигнализация о поступлении вызова с этажа.

Внешний осмотр ограждения шахты и кабины, дверей шахты и каби­ны проводится на всех этажах и в кабине лифта. Необходимо обра­тить внимание на состояние ограждения створок дверей, наличие сте­кол в смотровых окнах, состояние порожков дверей шахты и кабины, отсутствие заедания дверей при открывании.

При проверке освещения лифтовых площадок контролируют доста­точность освещения в кабине, на посадочных площадках, в машинном и блочном помещениях и на подходах к ним.

Диспетчерская связь проверяется, если лифт подключен к пульту дис­петчерского контроля. Для этого лифтеру необходимо войти в каби­ну, нажать внопку вызова персонала. При этом на диспетчерском пуль­те должен включиться световой сигнал «Вызов диспетчера». Диспет­чер должен выйти на связь и ответить проверяющему, что он его слы­шит. Также при помощи диспетчерского пульта можно проконтроли­ровать открытие двери шахты, наличие пассажира в кабине.

 

Требования к организации диспетчерского контроля за работой лифтов.

Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется владельцем лифта или специализированной лифтовой организацией по согласованию с владельцем лифта.

Владелец оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов должен обеспечить мероприятия по содержанию его в исправном состоянии.

Обслуживание и ремонт оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов, осуществляется специализированной лифтовой организацией, располагающей техническими средствами и квалифицированным персоналом.

Допуск к самостоятельной работе диспетчера (оператора) диспетчерского пульта, осуществляется приказом. На диспетчера (оператора) возлагается осуществление диспетчерского контроля за работой лифтов, подключенных к определённому диспетчерскому пульту.

Специализированая лифтовая организация, осуществляющая контроль за работой лифтов посредством устройства диспетчерского контроля, должна выдать диспетчеру (оператору) производственную инструкцию.

Устройство диспетчерского контроля за работой лифта, должно, обеспечивать:

-двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной и крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости), а также звуковую сигнализацию о вызове диспетчера на связь;

-сигнализацию об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже, в режиме нормальной работы;

-сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;

-сигнализацию об открытии дверей машинного (блочного) помещения или шкафов управления, расположенных вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения).

Энергоснабжение оборудования систем диспетчерского контроля за работой лифтов должно осуществляться независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования систем диспетчерского контроля владелец оборудования системы диспетчерского контроля должен обеспечить функционирование двухсторонней переговорной связи между кабиной и диспетчерским пунктом не менее 1 часа.

Содержание и применение схем подтверждения соответствия лифта, устройства безопасности лифта требованиям технического регламента "Безопасность лифтов"

1. Схема 1с:

1.1. аккредитованная испытательная лаборатория:
проводит испытания и измерения параметров лифта на объекте его установки или на испытательном стенде в порядке и объеме, которые установлены стандартами из перечня, утвержденного Комиссией Таможенного союза;
оформляет результаты испытаний и измерений протоколами.

1.2. орган по сертификации:

проводит анализ соответствия объекта сертификации, результатов испытаний и измерений требованиям технического регламента;

проводит анализ состояния производства;

оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия при положительных результатах анализа сведений и доказательных материалов, указанных в статье 6 настоящего технического регламента, а также при положительных результатах испытаний и измерений, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией;

осуществляет инспекционный контроль за сертифицированным объектом сертификации.

Периодичность проведения инспекционного контроля устанавливается органом по сертификации но не реже одного раза в год.

2. Схема 3с (для единовременно изготавливаемой партии) и Схема 4с (для разового изготовления):

2.1. аккредитованная испытательная лаборатория:
проводит испытания и измерения параметров лифта на объекте его установки или на испытательном стенде в порядке и объеме, которые установлены стандартами из перечня, утвержденного Комиссией Таможенного союза;
оформляет результаты испытаний и измерений протоколами;

2.2. орган по сертификации:
проводит анализ соответствия объекта сертификации, результатов испытаний и измерений требованиям технического регламента;
оформляет и выдает заявителю сертификат соответствия при положительных результатах анализа сведений и доказательных материалов, указанных в статье 6 настоящего технического регламента, а также при положительных результатах испытаний и измерений, выполненных аккредитованной испытательной лабораторией.

3. Схема 4д (схема декларирования):

3.1. заявитель:
подготавливает собственные доказательства, указанные в статье 6 настоящего технического регламента;
подает заявку в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) для проведения оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта;

3.2. аккредитованная испытательная лаборатория (центр):
проводит оценку соответствия в форме технического освидетельствования лифта;
оформляет акт технического освидетельствования лифта;

3.3. заявитель на основании собственных доказательств и положительных результатов технического освидетельствования оформляет декларацию соответствия.

 

Тема 3. Основные сведения об организации надзора и обслуживания лифтов. Порядок и организация хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифтов. Способы осуществления визуального, социологического, аналитического контроля условий эксплуатации лифтов. Технология выработки вариантов решений и оценка рисков, связанных с их реализацией при эксплуатации лифтов.

 

Положение о порядке хранения и учете выдачи ключей

 

Положение о порядке хранения и учета и выдачи ключей от помеще­ний и шкафов, в которых размещено оборудование лифта, и специ­альных ключей для отпирания дверей шахт лифтов разрабатывается в соответствии с требованиями Правил..

Двери в помещение, где расположено оборудование лифтов (двери шкафов, где размещено оборудование лифтов), должны быть запер­ты на замок, а подходы к ним освещены и свободны.

В машинном (блочном) помещении запрещается храни ть предметы, не относящиеся к эксплуатации лифта.

Категорически запрещается доступ в машинное (блочное) помещение посторонних лиц и неаттестованного персонала.

Ключи от дверей помещений (шкафов), где расположено оборудова­ние лифтов, и специальные ключи для отпирания дверей шахт лиф­тов должны храниться в помещении охраны (на вахте, в кабинете и др.) на стенде (в сейфе, специальном шкафу и др.).

Ответственное лицо за хранение и учет выдачи ключей назначается приказом по предприятию.

Ключи могут выдаваться только обслуживающему лифты персоналу, допущенному приказом к самостоятельной работе на лифтах:

лифтеру и оператору перед началом их работы на лифтах;

электромеханику (лицу, ответственному за исправное состояние лифта);

прорабу или мастеру специализированной организации (лицу, от­ветственному за организацию ремонтов и технического обслужи­вания лифтов);

электромеханику аварийной службы (при предъявлении удосто­верения);

лицу, ответственному за организацию эксплуатации лифтов (пред ставителю владельца).

Лица, получившие ключи, обязаны расписаться за их получение в спе­циальном журнале, где лица, выдавшие их, должны указать дату и время выдачи ключей. По окончании работы ключи должны быть сда­ны, о чем делается отметка в специальном журнале.

 

Нормативные ссылки

_______________
* Наименование пункта 2 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

 

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 52626-2006 (ЕН 81-80:2003) Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации (ЕН 81-80:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов", MOD)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1 причина: Обстоятельство, условие, событие или действие, которые в опасной ситуации способствуют возникновению последствия.

 

3.2 последствие: Результат действия причины в опасной ситуации.

 

3.3 ущерб: Физическое повреждение или другой вред здоровью людей или повреждение имущества, или вред окружающей среде [1].

 

3.4 опасное событие: Событие, которое в опасной ситуации приводит к ущербу [1].

 

3.5 опасность: Потенциальный источник причинения ущерба [1].

Примечание - Термин "опасность" может отражать природу возможной опасности: опасность поражения электрическим током, опасность отравления, пожарная опасность и т.п.


3.6 опасная ситуация: Ситуация, в которой люди, имущество или окружающая среда подвергаются одной или нескольким опасностям [1].

 

3.7 срок службы: Период использования по назначению компонента или системы.

 

3.8 защитная мера: Мера, используемая для уменьшения риска [1].

Примечание - Защитные меры включают в себя меры по уменьшению риска путем изменения конструкции, применения защитных устройств, средств индивидуальной защиты, информации по использованию и обучения.


3.9 остаточный риск: Риск, остающийся после применения защитных мер [1].

 

3.10 риск: Комбинация вероятности причинения ущерба и тяжести этого ущерба [1].

 

3.11 определение риска: Систематическое использование информации для выявления опасностей и определения уровня риска.

 

3.12 оценка применения риска: Оценка результатов определения уровня риска для принятия решения о необходимости применения защитных мер для уменьшения риска.

 

3.13 анализ риска: Процесс, включающий в себя определение уровня и оценку риска.

 

3.14 сценарий: Последовательность, состоящая из опасной ситуации, причины и последствия.

 

3.15 тяжесть: Уровень потенциального ущерба.


Общие принципы

Концепция безопасности

В настоящем стандарте под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска. Абсолютная безопасность не всегда возможна. Таким образом, продукт или процесс (например, управление, использование, инспектирование, испытание, обслуживание) может быть безопасными только до определенного уровня. Безопасность достигается необходимым снижением риска.

Безопасность достигается в результате поиска баланса между идеальной абсолютной безопасностью, требованиями к продукту или процессу и такими факторами, как преимущества для пользователя, соответствие целям, стоимости и общественным условиям.

Имеется необходимость постоянного мониторинга установленных уровней безопасности и их пересмотр в тех случаях, когда накапливаемый опыт требует пересмотра установленных уровней безопасности и когда научные и технологические достижения могут привести к усовершенствованиям, снижающим риск при использовании продукта и в процессах.

Примечание - Новые требования безопасности могут появиться в результате принятия законов, технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил.


Концепция анализа риска

 

4.2.1 Безопасность обеспечивается в процессе повторяющегося выполнения определения риска, его оценки и снижения (см. рисунок 1).

 

4.2.2 Анализ риска представляет собой последовательность логических шагов, которые позволяют систематически рассматривать опасности, связанные с лифтами, эскалаторами и пассажирскими конвейерами. Определение риска в необходимых случаях переходит в процесс уменьшения риска, как описано в 5.8.

При повторении этого процесса достигается устранение опасности или применяются защитные меры.

 

Рисунок 1 - Схема выполнения анализа и снижения риска


Рисунок 1 - Схема выполнения анализа и снижения риска

4.2.3 Анализ риска включает в себя:

 

1) определение объекта анализа (см. 5.3);

 

2) идентификацию сценариев: опасные ситуации, причины и последствия (см. 5.4);

 

3) определение уровня риска (см. 5.5);

 

4) оценку риска (см. 5.6);

 

5) в достаточной ли степени снижен риск.

 

4.2.4 Результатом определения риска является информация, необходимая для оценки риска.

В свою очередь оценка риска позволяет сделать заключение об уровне безопасности оборудования, его компонентов и связанных с ними процессов управления, использования, инспектирования, испытания и обслуживания.

 

4.2.5 Заключение об уровне безопасности основывается на качественных оценках, дополняемых, насколько это возможно, количественными оценками.

Количественные оценки особенно важны в тех случаях, когда предполагаемая тяжесть ущерба высока.

Качественные оценки применяют для сравнения альтернативных защитных мер и определения, какая из защитных мер обеспечивает лучшую защиту.

Примечание - Применение количественных оценок ограничено невозможностью получения необходимых достоверных данных и во многих случаях применяется только качественная оценка.


4.2.6 Анализ риска должен быть выполнен таким образом, чтобы всю процедуру можно было оформить документально, включая достигнутые результаты (см. раздел 6).


Общее положение

Для выполнения анализа риска предпочтительным является создание рабочей группы экспертов, которая должна обеспечить учет разнообразия конструкций, процессов и технологий, а также наличия разницы в рабочем опыте экспертов.

 

Члены рабочей группы

Правильный выбор членов рабочей группы, руководителя рабочей группы является важнейшим условием надлежащего выполнения процесса анализа риска.

Рабочая группа должна состоять из экспертов, представляющих различные интересы и имеющих опыт в тех областях деятельности, с которыми могут быть связаны анализируемое оборудование или процессы.

Пример - При анализе конструкции с точки зрения обеспечения безопасности персонала, осуществляющего техническое обслуживание, в рабочую группу рекомендуется включать экспертов по проектированию, монтажу, испытаниям, инспектированию и обслуживанию.

В рабочую группу в качестве консультантов допускается привлекать специалистов узкого профиля по отдельным вопросам выполняемого анализа, что позволяет повышать качество получаемых результатов.

 

Руководитель рабочей группы

Руководитель рабочей группы должен соответствовать следующим критериям:

 

a) хорошо знать оборудование или процесс, подлежащий анализу;

 

b) знать процесс выполнения анализа риска;

 

c) способствовать раскрытию возможностей членов рабочей группы;

 

d) быть способным формировать мнение независимо от посторонних влияний;

 

e) действовать в большей степени как координатор, а не участник дискуссий;

 

f) принимать на себя роль арбитра в тех случаях, когда рабочая группа не может прийти к согласованному решению.

Примечание - Более подробная информация о роли и ответственности руководителя рабочей группы приведена в приложении Е.


Рисунок 2 - Замена компонентов, срок службы которых меньше срока службы системы


1 - система со сроком службы 20 лет; 2 - компонент со сроком службы 8 лет; 3 - периоды работы и замены компонента

Рисунок 2 - Замена компонентов, срок службы которых меньше срока службы системы

 

5.3.2.3 Информация и данные

 

5.3.2.3.1 Должны быть учтены любая доступная информация и данные, которые могут содействовать выполнению количественного и качественного анализов: данные об инцидентах, включая их причину и последствия, которые могут быть связаны с объектом анализа или с аналогичными продуктами или процедурами.

 

5.3.2.3.2 Отсутствие данных о произошедших инцидентах, незначительное число инцидентов или незначительная тяжесть последствия не должны автоматически приводить к заключению о невысоком риске.

 

5.3.2.3.3 Количественные данные могут служить дополнением к данным, принятым экспертами на основе имеющегося опыта.


Идентификация опасности

 

5.4.1.1 Главным является определение опасностей, которые могут относиться к анализируемому объекту. В таблице В.1 (приложение В) приведен перечень типичных для лифтов опасностей, включая примеры этих опасностей. Перечень может быть использован в качестве исходного при формулировании сценариев.

Пример - Рабочая группа по выполнению анализа риска может начать свою работу с выяснения вопроса о наличии ситуации, при которой люди могут подвергаться тем или иным видам опасностей: механическим, электрическим, пожарным, химическим и т.д.

 

5.4.1.2 Опасность может быть и при функционировании лифтовой системы в нормальном рабочем режиме.

Пример - Кабина и противовес, перемещающиеся в непосредственной близости от неогражденных этажных площадок или лестниц, используемых людьми, представляют собой опасность для людей. Противовес, перемещающийся в непосредственной близости от кабины, представляет собой опасность для работающего на крыше кабины персонала. Обе опасности и связанные с ними ситуации приведены в таблице В.1, пункт В.1.1, перечисление в) и таблице В.2, пункт В.2.1, перечисление в).

 

5.4.1.3. Во многих случаях опасность становится очевидной только после формулирования сценария.

Опасности, не имеющие отношения к нормальному рабочему функционированию лифтовой системы, включают в себя:

 

а) опасности, связанные с выходом из строя лифта, компонента или части лифта или отказом (сбоем) в системах или компонентах, обеспечивающих безопасность [(см. таблицу В.3, пункты В.3.1 и В.3.2 (приложение В)];

 

в) опасности, связанные с внешними воздействиями на лифт окружающей среды, температуры, пожара, климатических условий, освещения, дождя, ветра, снега, землетрясения, электромагнитных воздействий, условий в здании и т.д. [(см. таблицу В.3, пункты В.3.4, В.3.5, В.3.6 (приложение В)];

 

с) опасности, связанные с нарушением правил управления, использования, чистки или других производимых на лифте или его частях работах, а также с нарушением эргономических норм, влияющих на безопасность [(см. таблицу В.3, пункты В.3.7 (приложение В)].

 

Формулирование сценария

 

5.4.2.1 Сценарий

Формулирование сценария включает в себя идентификацию опасности и формулирование опасной ситуации, причины и последствий.

Важно идентифицировать и записать опасности прежде, чем формулировать сценарий. Сценарий должен формулироваться в строгой последовательности для каждой составляющей сценарий части.

 

5.4.2.2 Опасные ситуации

Все ситуации или другие обстоятельства, при которых люди (или имущество, окружающая среда) могут подвергаться одной или нескольким опасностям, должны быть идентифицированы. Требование распространяется на все опасные ситуации анализируемого объекта в течение всего его срока службы (см. 5.3).

В таблице В.2 (приложение В) приведены примеры опасных ситуаций, в которых люди могут подвергаться специфическим опасностям, перечень которых содержится в таблице В.1 (приложение В). Таблица В.2 (приложение В) может помочь рабочей группе в формулировании опасных ситуаций.

 

5.4.2.3 Причины

Все события, которые могут произойти в опасной ситуации и которые могут создать вероятность опасности для людей, должны быть идентифицированы. Таблица В.3 (приложение В) включает в себя примеры причин, создающих вероятность подверженности людей определенным типам опасностей.

 

5.4.2.4 Последствия

 

5.4.2.4.1 Последствия, которые могут являться результатом действия причин в опасной ситуации, должны быть идентифицированы. Частью этого последствия может быть ущерб.

 

5.4.2.4.2 В таблице В.4 (приложение В) приведены примеры возможных последствий. В отдельных случаях при проведении анализа риска в дополнение к описательной форме таблицы В.4 (приложение В) может потребоваться более точное определение последствия.

Пример - В тех случаях, когда последствие является результатом падения поскользнувшегося человека на скользком полу возможно определение его тяжести, включая ущерб. Однако для последствия в результате падения с высоты требуется более точное описание: с какой высоты возможно падение.

 

5.4.2.4.3 Перед тем как перейти к определению уровня ущерба (тяжести) (см. 5.5.3.1), рабочая группа может уточнить природу возможного ущерба, используя примеры таблицы В.5 (приложение В).

Примечание - Пример 1 в приложении F демонстрирует два подхода к описанию последствия для целей оценки уровня тяжести.


Общие положения

 

5.5.1.1 В результате выполнения 4-го этапа анализа риска (см. 5.4) были сформулированы сценарии, включая опасность, опасную ситуацию и причины, а также возможное последствие. Вероятность ущерба была идентифицирована, однако уровень риска остался неустановленным.

Процесс определения уровня риска связан с установлением уровней составляющих элементов риска.

 

5.5.1.2 При определении уровней составляющих риска и в особенности вероятности причинения ущерба (см. 5.5.4) должен рассматриваться только один лифт, а не множество аналогичных лифтов или весь парк лифтов. Тем не менее, необходимо принимать во внимание следующие положения:

 

a) при определении составляющих риска для одного лифта в отдельных случаях в сценарий должны включаться риски, связанные с групповой лифтовой установкой, объединенной общей системой управления;

 

b) при определении составляющих риска для одного лифта могут быть учтены статистические данные и опыт эксплуатации множества лифтов.

Пример - Имеются данные о том, что из 200000 гидравлических лифтов с гидроцилиндром, расположенным непосредственно под кабиной и заглубленным в приямке, один раз в год происходит инцидент с превышением скорости движения кабины вниз или ее падением в приямок шахты вследствие поломки цилиндра. В таком случае вероятность возникновения такого инцидента может составлять 1/200000 в год или 1/10000 за срок службы лифта в 20 лет.

 

5.5.1.3 В тех случаях, когда рабочая группа не может достигнуть консенсуса при определении составляющих риска: уровня тяжести ущерба (см. 5.5.3.1) или уровня вероятности (см. 5.5.4.1), сценарий, сформулированный в соответствии с 5.4, должен быть пересмотрен [см. Е.5 (приложение Е)].

 

Составляющие риска

 

5.5.2.1 Риск для определенного сценария характеризуется следующими составляющими:

 

а) тяжестью ущерба;

 

в) вероятностью нанесения такого ущерба, которая может быть функцией:

 

1) частотой и длительностью воздействия опасности,

 

2) вероятностью возникновения сценария,

 

3) вероятностью исключения или ограничения ущерба техническими средствами или мерами, предпринимаемыми людьми.

 

5.5.2.2 Составляющие риска приведены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Риск и его составляющие


Рисунок 3 - Риск и его составляющие

Более подробно о составляющих риска и о процессе определения уровня тяжести возможного ущерба и уровня вероятности возникновения такого ущерба изложено в 5.5.3 и 5.5.4 соответственно.

Уровень риска определяется в соответствии с 5.5.6 и оценивается в соответствии с 5.6.

Примечание - Во многих случаях составляющие риска не могут быть точно определены, а может быть определен только их уровень. Это прежде всего относится к определению вероятности возникновения возможного ущерба.


Тяжесть ущерба

 

5.5.3.1 При выполнении анализа риска уровень тяжести ущерба, который может возникнуть в анализируемом сценарии, должен быть определен на основе возможных последствий для человека, имущества или окружающей среды.

Устанавливаются следующие четыре уровня тяжести возможного ущерба [см. таблицу С.1 (приложение С)]:

- уровень 1 - высокий;

- уровень 2 - средний;

- уровень 3 - низкий;

- уровень 4 - пренебрежительно малый, не принимаемый в расчет.

Примечание - Может возникнуть необходимость модифицировать предложенные уровни тяжести возможного ущерба для определенных целей (см. 5.1) и объектов (см. 5.3) анализа риска.


5.5.3.2 При определении уровня ущерба должны быть приняты во внимание:

 

a) объект, подвергающийся опасности:

 

1) люди,

 

2) имущество,

 

3) окружающая среда,

 

4) другие возможные объекты;

 

b) число людей, подвергающихся опасности:

 

1) один человек или

 

2) несколько человек.

 

Пример - Сравните вход в шахту лифта механика для выполнения работ по обслуживанию и вход в кабину лифта пассажира.

 

5.5.4.4 Исключение или ограничение ущерба

При определении вероятности причинения ущерба должны быть учтены:

 

a) состав пользователей лифта:

- общедоступный лифт, который используется в том числе пожилыми людьми, инвалидами и т.п., или

- лифт, используемый обученными для перевозке грузов людьми, или обученные для применения лифта во время пожара члены пожарной команды*;
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

 

b) категории людей, выполняющих работы на лифте:

- обученный опытный персонал,

- инспекторы,

- персонал с ограниченными знаниями о лифте,

- необученные люди;

 

c) все ли меры были приняты для того, чтобы упомянутые в перечислениях а) и b) люди могли избежать или ограничить вероятный ущерб:

- необходимое обучение, рабочие инструкции и опыт,

- контроль за движением кабины,

- меры по предупреждению риска, такие как предупредительные знаки, сигнальные устройства,

- надлежащее рабочее пространство,

- процедуры и средства выхода из опасных ситуаций;

 

d) все ли человеческие факторы были учтены надлежащим образом:

- взаимодействие людей с лифтовым оборудованием,

- взаимодействие между людьми, выполняющими сложные работы по обслуживанию,

- психологические аспекты, такие как сложность выполняемых задач,

- эргономические факторы, такие как рабочее пространство,

- осведомленность людей о рисках в конкретных ситуациях, зависящих от их обученности, опыта и способности,



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.047 с.)