Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств



 Психические расстройства отличаются большой вариабельно­стью как по клиническим особенностям, тем или иным проявле­ниям психической дезорганизации, так и по степени ее выражен­ности. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, отно­сятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.

При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмо­ции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дис­гармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности - самообслужива­нии, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Степень выраженности ограничений жизнедеятельности за­висит от многих факторов - причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором на­чалось заболевание, и злокачественности его течения. Ограниче­ния в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от не­значительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.

При хронических психических заболеваниях заметно наруша­ются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга обще­ния, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.

Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявля­ются в мышечной скованности, заторможенности, замедленно­сти движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наобо­рот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.

Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утра­ты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, - больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориента­ция не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.

Нередко у психически больных снижаются способности к обу­чению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глу­бокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности ко­леблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять про­стейшие трудовые процессы.

Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизне­деятельности и способностью к компенсации нарушенных психи­ческих функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие на­выков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.

На протяжении многих десятилетий основными организа­ционными формами психиатрической помощи в системе со­циальной защиты населения считались учреждения стационарного типа - психоневрологические интернаты для взрос­лых и детей. Интернаты предназначены для оказания помощи ли­цам с довольно тяжелыми формами психических заболеваний и расстройствами социальной адаптации. В психоневрологические ин­тернаты принимаются инвалиды I и II групп, страдающие хрони­ческим психическим заболеванием или старческим слабоумием. В детские дома-интернаты направляются дети с выраженной ум­ственной отсталостью.

В 1970-1980-е гг. число психоневрологических интернатов постоянно увеличивалось, производилось перепрофилирование интернатов общего типа в психоневрологические. В психоневрологических интернатах находятся лица с тяжелой умственной отсталостью и слабоумием разного генеза (шизофре­нии, эпилепсии, деменции позднего возраста и пр.).

Основными задачами психоневрологических интернатов слу­жат:

- материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наи­более адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жиз­недеятельности;

- организация ухода и надзора за пациентами, оказание меди­цинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и про­филактических мероприятий;

- осуществление реабилитационных мероприятий медицин­ского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.

С учетом степени интеллектуального недоразвития или приоб­ретенного дефекта у инвалидов любого возраста планируются формы и методы реабилитации, прогнозируются результаты ее зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, со­хранности способности к обучению или восстановлению утрачен­ных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации - с другой.

Учитывая, что в большинстве случаев больные поступают в психоневрологические учреждения, чтобы остаться в них навсегда, до естественного конца, в организации работы этих учреждений значительное место занимают вопросы социального и бы­тового устройства пациентов, создание терапевтической среды.

С целью активизации психической деятельности больных спе­циалистами предлагается использовать следующие реабилитационно-восстановительные режимы содержания пациентов:

- режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно находится в поле зрения персонала;

- режим общего наблюдения, который предполагает возмож­ность перемещения пациента по территории при условии, что персоналу в каждый момент времени известно его местонахож­дение;

- ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения). Он охватывает пациентов с упорядоченным поведением; больные, на­ходящиеся на этом режиме, могут свободно перемещаться по тер­ритории, пользоваться разовыми отпусками, активно участвовать в трудовых процессах, быть относительно независимыми в соци­ально-бытовом отношении;

- собственно свободный режим содержания - для наиболее сохранных больных, хорошо ориентирующихся на местности за пределами интерната, пользующихся транспортом, работающих вне стен учреждения, имеющих постоянный пропуск.

Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилита­ции психически больных с выраженными психическими расстрой­ствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Тру­довая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая со­стояние напряженности и беспокойства.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, на­ходящихся в домах-интернатах, служат лечебно-трудовые мастер­ские, подсобные хозяйства, спеццехи. Лечебно-трудовые мастер­ские представлены различными профилями: швейным, столяр­ным, картонажным, сборочным, галантерейным и др. Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.

Существенной формой занятости инвалидов трудом в психо­неврологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

В системе здравоохранения стационарная психиатри­ческая служба предназначена для оказания помощи лицам с вы­раженной декомпенсацией психического состояния. Социальная реабилитация для таких пациентов заключается в стимуляции по­тенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях.

Для больных с менее выраженными формами нарушений жиз­необеспечения особое значение имеет психотерапевтическое и психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности.

Основной организационной формой амбулаторной психиатри­ческой помощи являются психоневрологические диспансеры(ПНД). Главные организационные задачи социальной помощи в усло­виях ПНД:

- организация различных форм социальной поддержки паци­ентов (материальной, в виде льгот);

- обеспечение социальной помощи больным и их семьям (помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудо­устройства, социальной и правовой защиты); оформление доку­ментов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обслуживания; решение воп­росов опеки;

- проведение социально-реабилитационных программ - обра­зовательных курсов по основам психиатрических знаний, различ­ных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренин­гов социальных навыков; восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости;

- оказание психологической поддержки семьям, имеющим пси­хически больного;

- организация общественных форм помощи потребителей - самих больных, их родственников и ближайшего окружения;

- реализация программ по антистигме: обеспечение психоло­гической коррекции с целью дестигматизации самих больных и их родственников, проведение информационно-образовательных школ среди отдельных социальных групп населения, работы со средствами массовой информации;

- установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреж­дениями, имеющими отношение к социальным проблемам пси­хически больных людей.

Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психиче­скому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологи­ческих диспансеров и психиатрических больниц.

С реабилитационной целью в стационарах создаются терапев­тические сообщества пациентов. Они базируются на функциони­ровании разных небольших групп пациентов - психотерапевти­ческих, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит полем для отработ­ки планов и действий, отвечающих реальности.

Немаловажное значение в предотвращении явлений «госпитализма» и социальной дезадаптации имеет применение дифференцированных в зависимости от психи­ческого состояния, реабилитационных режимов, внедрение социоориентированных методов в лечение больных.

Перспективные направления развития психиатрической помощи во всем мире, в том числе и в России, - деинституционализация и перенос терапевтических и реабилитационных воздействий в сообщество. В общинах создаются центры психосоциальной ре­абилитации, службы социальной поддержки и ухода, профессио­нальной подготовки и занятости, обеспечения пищи, одежды и крова. В развитых странах в учреждениях постоянного проживания находятся только больные с тяжелыми формами интеллектуаль­ной недостаточности и неспособностью к самообслуживанию. При этом делается все возможное, чтобы научить таких людей и по­мочь им жить дома. В воспитательно-образовательных программах детей с умственной патологией широко используются тренинги социальных навыков. Проводятся обучение навыкам гигиены, са­мообслуживания и взаимопомощи, правильному поведению в усло­виях интерната и вне его, привитие навыков самостоятельной жиз­ни и обучение доступным профессиям. Реабилитационные про­граммы для взрослых также направлены на освоение больными навыков ведения домашнего хозяйства, привлечение к труду, их ориентацию в условиях социума.

В России в интернатах для детей внедряются новые методы коррекционной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Накопленный опыт, главным образом зарубежный, свидетель­ствует о целесообразности организации для психически больных, утративших родственные связи и не нуждающихся в постоянном содержании в стационарных учреждениях, различных форм за­щищенного жилья: отделений-общежитий промежуточного типа, реабилитационных центров или квартир, кемпингов, пансиона­тов. Это значительно повышает шансы больного на восстановле­ние трудового статуса и приобретение способности жить в есте­ственных условиях при минимальной поддержке и патронаже со­циальными работниками.

В России существуют общежития для психически больных, но их число составляет меньше полусотни. Общежития входят в струк­туру психиатрических больниц для длительного (многолетнего) пребывания больных. Они рассчитаны на тех пациентов, которые только что выписались из психиатрического стационара, получа­ют медикаментозную терапию антипсихотическими средствами и нуждаются лишь в небольшой степени участия медицинского пер­сонала и минимальном врачебном контроле.

Задачами социальной службы в условиях защищенных форм жилья служат формирование адекватных установок на новую сре­ду обитания, проведение реабилитационной работы. Эта работа главным образом направлена на восстановление трудового стату­са и приобретение способности жить в естественных условиях. С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, опреде­лять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожида­ниями общества.

Социальная реабилитация инвалидов по психическому заболе­ванию в учреждениях полустационарного и амбулаторного типа в нашей стране в последние годы получила новое звучание и при­знается наиболее перспективной.

Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Общественное дви­жение в психиатрии в мировой практике зародилось в начале и бурно развивалось в середине прошлого века. Используя передо­вой зарубежный опыт, в России с начала 1990-х гг. также апро­бируются и получают развитие негосударственные формы орга­низации социально-реабилитационной помощи. Общественные объединения условно можно разделить на два вида: 1) професси­ональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специа­листы; 2) общественные организации, которые представлены са­мими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствую­щими.

Инициаторами общественного и благотворительного движения были профессионалы в области психического здоровья. С их по­мощью создавались реабилитационные центры, различного рода общественные объединения родственников психически больных, образовательные «школы» и группы самоподдержки психически больных.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются нарушения жизнедеятельности инвалидов с пси­хическими расстройствами?

2. Как организован процесс реабилитации в психоневрологических интернатах?

3. Каковы задачи социальной реабилитации в психиатрических уч­реждениях системы здравоохранения? Какие методы используются для их решения?

4. Какова роль общественных объединений и благотворительных орга­низаций в социальной реабилитации психически больных?

 

Заключение

Подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо­бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме­тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об­щественной, профессиональной деятельности, навыками форми­рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение для обеспечения социальной за­щищенности уязвимых категорий населения.

 Задача государства - создание лицам с ограниченными возможностями необ­ходимых условий для достижения одинакового со своими сограж­данами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению спо­собности лиц с ограниченными возможностями к социальному функционированию, незави­симому образу жизни призвана помочь система многопрофиль­ной комплексной реабилитации как самостоятельная область на­учной и практической деятельности, в связи с чем в курсе лекций особое внимание уделено содержанию и понятийному аппа­рату медико-социальной реабилитации, принци­пам организации реабилитационного процесса и реабилитационно-экспертной диагностике.

Представленные в лекциях организационная струк­тура системы реабилитации; направления деятельности отдельных учреждений,  технологии социально-средовой, социально-бытовой и профессиональной реабилитации; методы психосоциальной и психокоррекционной помощи способствуют формированию навыков комплексного подхода при организации  медико-социальной реабилитации, что способствует наиболее полной интеграции в общество разных категорий лиц с ограниченными возможностями.


ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ


Адаптация

Бихевиоризм

Болезнь

Болезненность

Бюро МСЭ

Витаукт

Внутренняя картина болезни

Восстанови­тельная терапия

Геронтология

Гетеротропность

Гетерохронность

Главного бюро МСЭ

Группы встреч

Депривация

Дети-инвалиды

Дефект

Диагностика

Заболеваемость

Инвалид

Инвалидность

Индивидуальная программа реабилитации

Информационный барьер

Качество жизни

Клиент социальной службы

Малообеспеченностъ

Медико-социальная реабилитация

Медико-социальная экспертиза

Медицинская реабилитация

Нарушение

Общественное здоровье

Общественные объединения

Общество

Ограничение жизнедеятельности

Оккупациональная терапия

Организация надомного труда

Ортезирование

Пространственно-средовой барьер

Протезирование

Профессиограмма

Профессиональная ориентация

Профессиональная реабилитация

Профессионально-трудовая реабилитация

Профессиональное образование

Профессиональное обучение

Профилактика

Психокоррекция

Психологическая реабилитация

Реабилитация

Реабилитационные учреждения

Реконструктивная хирургия

Самообслуживание

Самооценка

Социальная недостаточность

Социальная политика

Социальная реабилитация Социально-бытовая адаптация

Социально-бытовая реабилитация Социально-бытовое устройство

Социально-средовая ориентация

Социально-средовое образование

Социальное обслуживание

Социальные услуги

Социальный барьер

Социотерапия

Старение

Старость

Технические средства реабилитации

Травма

Трудная жизненная ситуация

Трудовая терапия

Трудоустройство

Физическое ограничение

Функциональные нарушения

Эмоциональное состояние

Эмоциональный барьер

Эпи­демиология


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитологии // Мате­риалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1997. – 88с.

2. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер. - М., 2002. – 200с.

3. Алферова, Т.С. Медико-социальная реабилитация населения как элемент социальной политики в России / Т.С. Алферова, В.Б. Гаптов, Е.Ю. Шиталова // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Реабилитология в медицине и спорте». - М., 2000. – С. 24-32.

4. Андреева, О. С. Комплексная реаби­литация инвалидов при болезнях органов кровообращения: Сборник ин­формационно-методических материалов / О.С. Андреева, Д. И. Лаврова, С.Н. Пузин. - М., 2000. – 130с.

5. Андреева, О. С. Принципы формирования и реализации индивиду­альной программы реабилитации инвалида / О.С. Андреева // Медико-социальная экс­пертиза и реабилитация. - 2000. - № 4. – С. 48-54.

6. Базоев, В. 3.. Человек из мира тишины / В.З. Базоев,              В.А. Паленный. - М., 2002. – 150с.

7. Бачков, И. Основы технологии группового тренинга /               И. Бачков. - М., 2000. – 140с.

8. Бернлер Г. Теория социально-психологической работы /                Г. Бернлер, Л. Юнссон; пер. со швед. Л. В.Лопатиной. - М., 1992. – 200с.

9. Боголюбов, В.М. Медицинская реабилитация /                           В. М. Боголюбов. - Пермь, 1998. – 157с.

10. Васьковская, С. В. Теория и практика психологиче­ского консультирования / С.В. Васьковская, П.П. Горностай. - Киев, 1996. – 80с.

11. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. ООН. Нью-Йорк, 1983. – 120с.

12. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М., 1995. – 180с.

13. Гончарова, Г.Н. Реабилитация (опыт, проблемы, перспективы): учеб. пособие / Г.Н. Гончарова. – Изд-во: КГМИ, Красноярск, 1998. - 287с.

14. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2003 году // Здравоохр. Рос. Федерации. – 2005. - №5.- С. 15-19.

15. Гусев, Е. И. Терминологический словарь медико-социальной реабилитологии / Е.И. Гусев, В.Б. Гаптов, А.Б. Гехт. - М., 2000. – 30с.

16. Гусева, Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации./ Н.К. Гусева. – Н.Новгород: Изд. Нижегород. мед. академии, 1999. – 508 с.

17. Дементьева, Н.Ф. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, А. А. Модестов. - Красноярск, 1993. – 235с.

18. Дементьева, Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособ­ных граждан, находящихся в защищенных условиях /         Н. Ф. Дементьева // Медико-социаль­ная экспертиза и реабилитация. - 1998. –  № 1. – С. 25-33.

19. Денискина, В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про­странстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих детей: Метод, рекомендации / В.З. Денискина. - Уфа, 1996. – 140с.

20. Ермаков В. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. Ермаков, Г. Якунин. - М., 1995. – 230с.

21. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года № 3186-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного совета РФ. 1992. № 33.

22. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Систунова,   В.В. Чешихина и др.; под ред. Т.В. Зозули. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 305 с.

23. Зозуля, Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии /   Т. В. Зозуля. - М., 2002. – 280с.

24. Кабанов, М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия / М. М. Кабанов. - СПб., 1998. – 230с.

25. Кавокин, С. Н. Инвалид и общество (организационно-правовой ас­пект) / С.Н. Кавокин // Комплексная реабилитация инвалидов. - Вып. 1. - М., 2002. – С. 18-24.

26. Кавокин, С. Н. Комплексная экспертная система опреде­ления потенциальных возможностей и потребностей инвалида / С.Н. Кавокин, Н.Ю. Гаубрих. - М, 2002. – 170с.

27. Кавокин, С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / С.Н. Кавокин. - М., 1997. – 75с.

28. Кальмет, X. Ю. Жилая среда для инвалидов / Х.Ю. Кальмет. - М., 1990. – 80с.

29. Квасенко, А. В. Психология больного /  А. В. Квасенко,          Ю. Г. Зубарев. - Л., 1980. – 78с.

30. Конверс, Э. К. Ориентировка в пространстве и восстановление физи­ческого здоровья слепых / Э.К. Конверс. - СПб., 1993. – 130с.

31. Кузнецов, Д. Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Д.Л. Кузнецов // Журнал российского права. - 2001. - № 11. – 9-15.

32. Лаврова, Д.И. Применение классификации и вре­менных критериев при проведении медико-социальной экспертизы / Д.И. Лаврова, Е.С. Либман, С.Н. Пузин // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. - № 2. - С. 8-12.

33. Леннеер-Аксельсон Б. Психосоциальная помощь населению /    Б. Леннеер-Аксельсон, И. Тюлефорс. - М., 1998. – 88с.

34. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих /                       А.Г. Литвак. - СПб., 1998. – 140с.

35. Маришинин, Б.А. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Маршинин, М.В. Голубев, Н.Н. Ямщикова и др.; Под ред. Б.А. Маршинина. – М.: Иззд. центр «Академия», 2002. – 224 с.

36. Маршинин, Б. А. Оккупациональная терапия: Курс лекций / Б.А. Маршинин. - М., 2002. – 158с.

37. Матвеев, В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слу­ха / В.Ф. Матвеев. - М., 1987. – 186.

38. Мейер, В. Методы поведенческой терапии / В. Мейер,         Э. Чессер. - СПб., 2001. – 78с.

39. Миндлин, Я.С. Традиции медико-социальной благотворительности в России / Я.С. Миндлин, И.И. Косаговская // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня / Под ред. В.В.Меньшикова. – М., 1994. - 237 с.

40. Михельсон, А.В. Современные аспекты профессиональной патологии и врачебно-профессиональной консультации подростков./     А.В. Михельсон. - Л., 1985. – 165 с.

41. Осадчих, А. И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Меди­цинская реабилитация / А.И. Осадчих; под ред. В. М. Боголюбова.      - Пермь, 1998. - Т. 1. – С. 45-53.

42. Федеральный закон от 23.12.94 № 6 «О библиотечном деле» // Со­брание законодательства Российской Федерации от 02.01.95 - № 1.

43. Федеральный закон от 25.05.96 № 56 «О музейном фонде в Россий­ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27.05.96 - № 22.

44. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гра­ждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

45. Основы медико-социальной экспертизы. – М.: Медицина, 2005. – 448 с.

46. Постановление Правительства Российской Федерации             «О порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» от 16 декабря 2004 г. №805.

47. Постановление Правительства Российской Федерации             «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. №95.

48. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации           «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г. №535.

49. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации           «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 29 ноября 2004 г. №287.

50. Примерное положение о реабилитационном учреждении // Постановление от 23.12.96 // Русский инвалид. - 1998. - № 3. – С. 12-15.

51. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 19.11.93 № 1188 «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых не­обходимы модификации средств транспорта, связи и информатики».

52. Панов, А.М.Преодолевая барьеры инвалидности / А. М. Панов. - М., 1997. – 110с.

53. Шебалина, Н.Б. Профессиональная реабилитация инвалидов: Учеб. - метод, пособие для специалистов службы занятости /                    Н.Б. Шебалина. - М., 1997. – 145с.

54. Развитие социальной реабилитации в России. - М., 2000. – 55с.

55. Руководство по обеспечению равных возможностей для инвалидов ООН. - Нью-Йорк, 1986. – 130с.

56. Сарычева, С.Я. Основные медико-социальные проблемы инвалидности в детском возрасте. / С.Я. Сарычева. - М.: Педиатрия, 1990. – 168с.

57. Сборник нормативных документов по медико-социальной экспер­тизе. - М., 2002. – 250с.

58. Сигида, Е.А. Содержание и методика социальной работы: учеб. Пособие для вузов / Е.А Сигида, Н.И. Бабкин, К.В. Беззубик и др.; под ред. проф.      Е.А. Сигиды. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 346с.

59. Службы профессиональной реабилитации инвалидов в зарубежных странах. - ИБНТИ, 1987. – 120с.

60. Смирнов, А. В. Исследование глубинных психологических особенно­стей инвалидов / А.В. Смирнов // Социальные технологии, исследования. - 2003. - № 4. – С. 8-13.

61. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Пособие для социальных работников. – М.: Ред-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», ТЕИС, 1997. – 181 с.

62. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - Вена, 1993. – 140с.

63. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстрой­ства /            В.Д. Тополянский, М.В.  Струковская. - М., 1986. – 210с.

64. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник / Е.Е. Тен. – М.: Мастерство, 2002. – 256с.

65. Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого воз­раста и инвалидов" от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ //       СЗ РФ. 1995. № 32.

66. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // СЗ РФ. 1995.  № 48.

67. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50.

68. Фирсов, М.В. Психология социальной работы / М.В. Фирсов,   Б. Ю. Шапиро. - М., 2002. – 230с.

69. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова,  Н. Ф. Дементьева. - М., 2002. – 245с.

70. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. Пособие. – 2-е изд. [Текст] / Е.И. Холостова. - – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 668с.

71. Шапиро, Б. Ю. Консультирование в практической социальной рабо­те / Б.Ю. Шапиро // Социальные технологии, исследования. - 2003.      - № 1. – С. 17-22.

72. Ширанович, М.П. Организационно-методические основы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические рекомендации / М.П. Ширанович, В.С. Ткаченко. - М., 1998. – 90с.

73. Шабалина, Н. Б. Основные задачи, орга­низация и методы работы психолога в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения / Н.Б. Шабалина, О.С. Андреева, Т.А. Знакова. - М., 2000. – 88с.

 

 

Алла Викторовна Жарова

Галина Николаевна Гончарова

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.119 с.)