Принципы, цели и задачи социальной реабилитации пожилых людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, цели и задачи социальной реабилитации пожилых людей



  Европейский региональный комитет ВОЗ, обсуждая не­обходимость изменения политики социальных служб и ор­ганов здравоохранения в связи со старением населения, от­мечает, что одно из важнейших областей деятельности, касающейся оказания помощи престарелым, - это реаби­литация.

Рассматривая реабилитацию как действие по устранению ограничений жизнедеятельности, следует выделить основные параметры функционирования пожилых:

· повседневная дея­тельность,

· психическое и физическое состояние,

· социальный и экономический статус.

Реабилитация пожилых должна во-первых учитывать потребнос­ти конкретного человека, и во-вторых базировать­ся на принципе оказания помощи по месту жительства как наиболее целесообразному, эффективному и поддерживающе­му подходу в медико-социальном обслуживании, в отличие от стационарных форм реабилитации.

Цели гериатрической реабилитации (реакти­вации, ресоциализации, реинтеграции и духовного обновле­ния):

· возобновление активной повседневной жизни в своей среде;

· выход из состояния изоляции, вызванного дли­тельной болезнью и полноценного участия в нормальной жизни;

· сохранение или восстановле­ние самостоятельности в физическом, психологическом и социальном отношениях;

· восстановление способности адекватно определять жизнен­ную цель, переосмыслить нравственные ценности;

· воз­можность (в том числе с помощью церкви) подготовиться к завершению своего жизненного пути.

В геронтологии процесс реабилитации непосредственно связан со средой нахождения индивида, и поэтому индивиду­альная программа реабилитации будет не эффективной, если не реабилитировать окружение.

Реабилитация - сложный индивиду­альный процесс, задачи которого:

· сохранение функционирования основных систем жиз­необеспечения путем постоянного поддерживающего лечения;

· выведение пожилого человека из психической деп­рессии;

· предотвращения перехода нарушений здоровья в инвалидность;

· поддер­жание или восстановление утраченной эко­номической независимости;

· восстановление способности к адекватным возможнос­тям трудовой деятельности.

Социальные геронтологи выделяют три аспекта геронтологичес кого ухода: диагнос­тика, вмешательство, результаты.

Диагностика в процессе ухода представляет собой полу­чение клинической информации об индивидуальных, семей­ных или общинных реакциях на актуальные или потенциаль­ные медико-социальные проблемы пожилых людей. Вмешательство состоит из пяти важных областей:    

· информация для пожилых людей о развивающихся внут­ренних процессах при старении, об источниках соци­альной поддержки и др.;

· жизненный стиль пожилых людей — пропаганда физической активности, правильного питания в позднем возрасте, преодоления сидячего образа жизни;

· область облегчения страданий пожилых, улучшения состояния, дополнения функций;

· воздействие на окружающую среду, в том числе на социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благопо­лучие пожилых;

· улучшение способностей к самопомощи путем переда­чи необходимых знаний в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи.

Результаты геронтологического ухода:

· ус­пешное управление изменениями, наступающими в позднем периоде жизни,

· эмоциональное благополучие,

· обретение но­вых навыков и ролей, новых отношений и способностей, жиз­ненных установок.

Формы и методы социальной реабилитации пожилых людей Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет свое­образие и отличие от сложившегося представления о со­циальной реабилитации. Это своеобразие объясняется ря­дом обстоятельств.

1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах:

• преобладание граждан преклонного возраста (56,9%).  

• тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);

• ограниченная способность к самообслуживанию (недееспособные и частично себя обслуживающие);

  • ограниченная способность к передвижению;

  • изменение психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мысли­тельных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространствен­ной ориентировке, в нарушениях моторики;

• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты.

2. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:

· ограниченные возможности занятости;

· монотонный образ жизни;

· ограниченность жизненного пространства;                                  

· недостаток бытового комфорта;

· психологическая несовместимость проживающих;

· зависимость от окружающих;

· формальное отношение персонала.

Обе группы обстоятельств отражают особенности медико-со­циальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.

Одна из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах - организация соци­ально-психологической адаптации пожилых и старых лю­дей как специфический этап социальной реабилитации. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосу­дистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожи­лых людей.  

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов:

- поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении,

- расселение на постоянное место жительства,

- период первых шести месяцев проживания.

Каждый из этих этапов характеризуется своими осо­бенностями и различается целями и задачами в осуществ­лении социально-психологической адаптации.

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:

• поступление связано с состоянием здоровья;

• поступление связано с конфликтной ситуацией в се­мье;

• поступление связано с желанием сохранить незави­симость от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей социально-психологи­ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах иг­рает информация об этих учреждениях.

Первые 3-4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с пере­водом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющей­ся хронической патологии. Эмоциональное состояние харак­теризуется появлением чувства безысходности происходя­щего.

Роль социального работника состоит в том, чтобы обес­печить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Выяснение характерологических осо­бенностей пожилого человека, наклонностей и интересов, установок и привычек важно для создания микросоциальных групп. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, высту­пает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностя­ми к передвижению и степенью сохранности к самообслу­живанию.          

Из приемно-карантинного отделения лица старших воз­растов должны попадать в спокойную, хорошо организо­ванную среду адаптационного воздействия, которая фор­мируется совместными усилиями специалистов:

· врача,

· медсестры этажа,

· трудинструктора,

· культработника,

· библиотекаря.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного реше­ния: проживать в доме-интернате постоянно или вернуть­ся к привычному окружению. Основные причины недовольства:

плохая орга­низация жизни в доме-интернате,

невозможность проведения пол­ноценного досуга,

невнимательное, фор­мальное отношение персонала,

неблагоприятный психо­логический климат.    

Общение пожилых людей в доме-ин­тернате носит пассивный, ситуативный характер, круг об­щения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.

На этом этапе важное значение приобретает так назы­ваемая терапия средой, которая достигаются органи­зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос­ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно­шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работ­ника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

· определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;

· выработка индивидуальных психокоррекционных под­ходов;

· помощь в формировании нового жизненного стерео­типа;

· поддержание активных стратегий приспособления;

· формирование адекватных установок на среду;

· снятие негативных эмоциональных переживаний;

· формирование и вовлечение пожилых людей в раз­личные микросоциальные группы;

· групповая психокоррекционная работа.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте­реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо­ционального напряжения. Число занятий определяется ин­дивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна прово­диться с использованием дискуссионных групп, групп об­щения, тренинга умений, релаксационных групп.

В работе с пожилыми людьми необходимо использо­вать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожило­го, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:

· тип занятости,

· вид деятельности,

· длительность,

· ответственный за проведение,

· сроки действия,

· эффективность.

К типам занятости отно­сятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной ак­тивности и межличностных связей, сохранность познава­тельных интересов, бытовой независимости и др.

Важно учитывать, что в жиз­недеятельности человека есть два важных фактора, опре­деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — вос­становить, оживить, стимулировать затухающую деятель­ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллек­туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедля­ется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занято­сти пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сме­стить акценты, рекомендовать терапию движением, трудо­вой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой «покою», длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув­ствовать радость бытия.

Особое место в социально-реабилитирующем воздей­ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани­мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен­даций с учетом соматического здоровья этой категории граж­дан, их интересов и желаний.

При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к со­циальной активности. В соответствии с этим критерием вы­делено пять групп.

По отношению к лицам пожилого возраста, находя­щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение диф­ференцированных реабилитационных режимов:

режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, спо­собствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;

лечебно-активирующий режим направлен на поддер­жание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;

лечебно-охранительный режим способствует сохра­нению функциональных способностей, поддержанию физи­ологических функций.

Указанные режимы находятся в соответствии с уров­нем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси­хологической адаптации пожилых людей.

Все технические средства и оборудование в домах-ин­тернатах используются в двух направлениях:

• средства для самих пользователей с целью реабили­тации, восстановления (компенсации) функций и относитель­но независимого существования;

• средства и оборудование, используемые для быто­вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.                            

Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:

· специальные устройства, направленные на самосто­ятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;

· средства, облегчающие передвижение;

· средства, способствующие участию в трудовой дея­тельности;

· приспособления, используемые для общения;

· средства, обеспечивающие проведение досуга.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена актуальность комплексной реабилитации пожилых людей?

2. Приведите классификацию демографического старения, разработанную ООН в 1959году.

3. Приведите возрастную периодизацию пожилого (ВОЗ).

4. Охарактеризуйте основные проблемы состояния здоровья пожилых людей.

5. Каковы принципы, цели и задачи реабилитации пожилых людей?

6. Опишите формы и методы социальной реабилитации пожилых людей в учреждениях разного типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.031 с.)