Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы, цели и задачи социальной реабилитации пожилых людей
Европейский региональный комитет ВОЗ, обсуждая необходимость изменения политики социальных служб и органов здравоохранения в связи со старением населения, отмечает, что одно из важнейших областей деятельности, касающейся оказания помощи престарелым, - это реабилитация. Рассматривая реабилитацию как действие по устранению ограничений жизнедеятельности, следует выделить основные параметры функционирования пожилых: · повседневная деятельность, · психическое и физическое состояние, · социальный и экономический статус. Реабилитация пожилых должна во-первых учитывать потребности конкретного человека, и во-вторых базироваться на принципе оказания помощи по месту жительства как наиболее целесообразному, эффективному и поддерживающему подходу в медико-социальном обслуживании, в отличие от стационарных форм реабилитации. Цели гериатрической реабилитации (реактивации, ресоциализации, реинтеграции и духовного обновления): · возобновление активной повседневной жизни в своей среде; · выход из состояния изоляции, вызванного длительной болезнью и полноценного участия в нормальной жизни; · сохранение или восстановление самостоятельности в физическом, психологическом и социальном отношениях; · восстановление способности адекватно определять жизненную цель, переосмыслить нравственные ценности; · возможность (в том числе с помощью церкви) подготовиться к завершению своего жизненного пути. В геронтологии процесс реабилитации непосредственно связан со средой нахождения индивида, и поэтому индивидуальная программа реабилитации будет не эффективной, если не реабилитировать окружение. Реабилитация - сложный индивидуальный процесс, задачи которого: · сохранение функционирования основных систем жизнеобеспечения путем постоянного поддерживающего лечения; · выведение пожилого человека из психической депрессии; · предотвращения перехода нарушений здоровья в инвалидность; · поддержание или восстановление утраченной экономической независимости; · восстановление способности к адекватным возможностям трудовой деятельности. Социальные геронтологи выделяют три аспекта геронтологичес кого ухода: диагностика, вмешательство, результаты.
Диагностика в процессе ухода представляет собой получение клинической информации об индивидуальных, семейных или общинных реакциях на актуальные или потенциальные медико-социальные проблемы пожилых людей. Вмешательство состоит из пяти важных областей: · информация для пожилых людей о развивающихся внутренних процессах при старении, об источниках социальной поддержки и др.; · жизненный стиль пожилых людей — пропаганда физической активности, правильного питания в позднем возрасте, преодоления сидячего образа жизни; · область облегчения страданий пожилых, улучшения состояния, дополнения функций; · воздействие на окружающую среду, в том числе на социополитические процессы, по возможности сдерживая негативное влияние социальных, экономических и политических факторов на функционирование и благополучие пожилых; · улучшение способностей к самопомощи путем передачи необходимых знаний в области самонаблюдения для раннего выявления заболевания и применения приемов самопомощи. Результаты геронтологического ухода: · успешное управление изменениями, наступающими в позднем периоде жизни, · эмоциональное благополучие, · обретение новых навыков и ролей, новых отношений и способностей, жизненных установок. Формы и методы социальной реабилитации пожилых людей Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств. 1. Характеристика лиц старших возрастов, находящихся в домах-интернатах: • преобладание граждан преклонного возраста (56,9%). • тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней); • ограниченная способность к самообслуживанию (недееспособные и частично себя обслуживающие); • ограниченная способность к передвижению; • изменение психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке, в нарушениях моторики;
• изменения личности, характерные для преклонного возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты. 2. Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах. Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды: · ограниченные возможности занятости; · монотонный образ жизни; · ограниченность жизненного пространства; · недостаток бытового комфорта; · психологическая несовместимость проживающих; · зависимость от окружающих; · формальное отношение персонала. Обе группы обстоятельств отражают особенности медико-социальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах. Одна из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах-интернатах - организация социально-психологической адаптации пожилых и старых людей как специфический этап социальной реабилитации. Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожилых людей. Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов: - поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, - расселение на постоянное место жительства, - период первых шести месяцев проживания. Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально-психологической адаптации. Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат: • поступление связано с состоянием здоровья; • поступление связано с конфликтной ситуацией в семье; • поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения. Важную роль для последующей социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах играет информация об этих учреждениях. Первые 3-4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переводом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющейся хронической патологии. Эмоциональное состояние характеризуется появлением чувства безысходности происходящего. Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Выяснение характерологических особенностей пожилого человека, наклонностей и интересов, установок и привычек важно для создания микросоциальных групп. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию. Из приемно-карантинного отделения лица старших возрастов должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями специалистов:
· врача, · медсестры этажа, · трудинструктора, · культработника, · библиотекаря. Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного решения: проживать в доме-интернате постоянно или вернуться к привычному окружению. Основные причины недовольства: плохая организация жизни в доме-интернате, невозможность проведения полноценного досуга, невнимательное, формальное отношение персонала, неблагоприятный психологический климат. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг общения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате. На этом этапе важное значение приобретает так называемая терапия средой, которая достигаются организацией комфортных бытовых условий, трудовой занятости, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отношений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач: · определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций; · выработка индивидуальных психокоррекционных подходов; · помощь в формировании нового жизненного стереотипа; · поддержание активных стратегий приспособления; · формирование адекватных установок на среду; · снятие негативных эмоциональных переживаний; · формирование и вовлечение пожилых людей в различные микросоциальные группы; · групповая психокоррекционная работа. Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного стереотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмоционального напряжения. Число занятий определяется индивидуально. Групповая психокоррекционная работа должна проводиться с использованием дискуссионных групп, групп общения, тренинга умений, релаксационных групп. В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:
· тип занятости, · вид деятельности, · длительность, · ответственный за проведение, · сроки действия, · эффективность. К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной активности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др. Важно учитывать, что в жизнедеятельности человека есть два важных фактора, определяющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни. В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сместить акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой «покою», длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почувствовать радость бытия. Особое место в социально-реабилитирующем воздействии на лиц старших возрастов в домах-интернатах занимает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья этой категории граждан, их интересов и желаний. При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп. По отношению к лицам пожилого возраста, находящимся в домах-интернатах, рекомендовано введение дифференцированных реабилитационных режимов: • режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.; • лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации; • лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физиологических функций.
Указанные режимы находятся в соответствии с уровнем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-психологической адаптации пожилых людей. Все технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях: • средства для самих пользователей с целью реабилитации, восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования; • средства и оборудование, используемые для бытового обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала. Первая группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает: · специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков; · средства, облегчающие передвижение; · средства, способствующие участию в трудовой деятельности; · приспособления, используемые для общения; · средства, обеспечивающие проведение досуга. Контрольные вопросы: 1. Чем обусловлена актуальность комплексной реабилитации пожилых людей? 2. Приведите классификацию демографического старения, разработанную ООН в 1959году. 3. Приведите возрастную периодизацию пожилого (ВОЗ). 4. Охарактеризуйте основные проблемы состояния здоровья пожилых людей. 5. Каковы принципы, цели и задачи реабилитации пожилых людей? 6. Опишите формы и методы социальной реабилитации пожилых людей в учреждениях разного типа.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.031 с.) |