Лекция 5 С труктура системы комплексной реабилитации в Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 С труктура системы комплексной реабилитации в Российской Федерации



· Функции и задачи учреждений системы медико-социальной реабилитации

· Реабилитационные учреждения

· Современное состояние развития системы реабилитации

Функции и задачи учреждений системы социальной реабилитации

 Для проведения реабилитации инвалидов в России создается специальная система обеспечения жизнедеятельности инвалида. В ее органи­зационную схему включены:

· органы государ­ственной власти независимо от ведомственной принадлежности,

· органы местного самоуправления,

· учреждения различного про­филя, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации или абилитации инва­лидов.

В системе социальной реабилитации инвалидов можно выде­лить три уровня управленческих и исполнительских компонен­тов, негосударственные структуры, а также вертикальные и гори­зонтальные связи между ними.

Деятельность по социальной реабилитации инвалидов органи­зуется на федеральном, региональном и местном уровнях со­ответствующими органами исполнительной власти и местного са­моуправления и осуществляется находящимися в их ведении уч­реждениями. Органы исполнительной власти и учреждения имеют разную ведомственную принадлежность и осуществляют функции в сфере социальной реабилитации инвалидов в соответствии с направлением своей основной деятельности.

К органам исполнительной власти и учреждениям, в компе­тенцию которых входит деятельность, способствующая включению инвалидов в социум, направленная на полноценную реализацию ими своих человеческих прав, на обеспечение возможности обре­сти независимое существование, могут быть отнесены органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здра­воохранения, культуры, физкультуры и спорта, архитектуры и градостроительства.

Каждый из них участвует в обеспечении жизнедеятельности инва­лидов в своей сфере, своими методами и средствами, но все долж­ны использовать единую методологическую основу и преследо­вать единую цель - социальную интеграцию инвалидов. Сфера деятельности каждого из них в области устанавливается с учетом структуры органов власти каждого уровня на основе их ведомственной принадлежности, а также с учетом разделения полномочий между федеральным, ре­гиональным и местным уровнем.

В целом федеральные, региональные и муниципальные органы власти и управления имеют сходные направления деятельности в сфере обеспечения жизнедеятельности инвалидов, но осуществляемые органом каждого уровня в пределах его компетенции и полномо­чий. Это следующие направления:

- реализация единой государственной политики в сфере ре­абилитации инвалидов (региональными и муниципальными орга­нами - с учетом социально-экономических, географических и климатических особенностей);

- разработка и принятие нормативных актов соответствующего уровня по социальной реабилитации инвалидов;

- контроль за соблюдением законодательства в области соци­альной реабилитации инвалидов;

- определение расходов на социальную реабилитацию инвали­дов за счет средств соответствующего бюджета;

- включение мероприятий по социальной реабилитации инва­лидов в целевые программы соответствующего уровня;

- применение единых научных и методических основ социаль­ной реабилитации инвалидов, соблюдение преемственности на всех уровнях и во всех направлениях реабилитации;

- создание учреждений соответствующего уровня, осуществля­ющих деятельность в сфере социальной реабилитации инвалидов, и руководство ими;

- организация обучения специалистов в области социальной реабилитации инвалидов на базе единых требований.

Разделение полномочий между федеральными и региональны­ми органами исполнительной власти в рассматриваемой сфере определено Федеральным законом «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации», а между региональными и му­ниципальными органами - законами о социальной защите инва­лидов, принятыми в субъектах Российской Федерации.

Реабилитационные учреждения

 В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их дея­тельности служит совместное Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23 декабря 1996 г. N 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»[1].

Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:

- государственные, которые учреждают федеральные органы власти или органы власти субъекта Российской Федерации;

- муниципальные, которые учреждают органы местного само­управления;

- негосударственные, которые учреждают общественные или религиозные организации, физические или юридические лица.

На основе ведущего направления деятельности реабилитаци­онные учреждения могут быть классифицированы следующим об­разом:

- реабилитационно-экспертные;

- реабилитационно-образовательные;

- реабилитационно-социальные;

- реабилитационно-медицинские;

- реабилитационно-производственные.

Однако это разделение весьма условно, поскольку деятель­ность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присут­ствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, ре­абилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность исключительно в каком-либо одном направлении, количествен­но существенно сократились, уступив место учреждениям, осу­ществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени вклю­чаются в деятельность реабилитационных учреждений любой на­правленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.

К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и состав­ление индивидуальных программ реабилитации.

К задачам реабилитационных учреждений другой направлен­ности относятся детализация индивидуальных программ реабили­тации инвалидов, составление индивидуальных планов реабили­тации по каждому направлению и их реализация.

Для решения поставленных задач оптимальная структура реабили­тационных учреждений может включать следующие подразделения:

отдел программирования процесса реабилитации, который изу­чает структуру потребностей, круг интересов, уровень притяза­ний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизне­деятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает со­держание и порядок проведения процесса реабилитации;

отдел социально-бытовой адаптации, который проводит ме­роприятия по восстановлению способностей инвалида к веде­нию хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслу­живанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений обо­рудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выпол­нения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навы­кам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения поль­зованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвиже­ния;

отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвали­да, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культур­ного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому об­разу жизни;

отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инва­лида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уров­ня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консуль­тирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по пси­ходиагностике социально-психологических особенностей, асо­циальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семей­ных и групповых консультаций, занятий и тренингов;

отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориен­тация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возмож­ностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессио­нальной пригодности, определения оптимального уровня произ­водственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;

отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстанов­ление или компенсацию нарушенных психофизиологических функ­ций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для меди­цинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровитель­ных мероприятий;

информационно-консультативное отделение, которое предназ­начено для консультирования инвалидов, членов их семей, об­щественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов ин­валидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются каби­неты консультативно-правового просвещения, кабинет статисти­ки, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;

организационно-методическое отделение, которое предназначе­но для методического обеспечения деятельности реабилитацион­ных учреждений различных типов, видов и уровней.

Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учрежде­ния могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В за­висимости от ведущего направления деятельности реабилитаци­онного учреждения в нем могут преобладать те или иные струк­турные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.

Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и веду­щего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов Российской Федерации. Учреждения действу­ют на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.

Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.

К числу учреждений, осуществляющих функции по социаль­ной реабилитации инвалидов, относятся следующие:

- федеральные научно-практические центры медико-социаль­ной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- региональные центры медико-социальной экспертизы и ре­абилитации инвалидов;

- центры реабилитации инвалидов;

- центры социального обслуживания;

- стационарные учреждения социального обслуживания;

- центры социально-психологической помощи населению;

- протезно-ортопедические предприятия;

- центры технических средств реабилитации инвалидов;

- специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;

- специализированные центры медицинской реабилитации;

- стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-про­филактические учреждения;

- санаторно-курортные учреждения;

- коррекционные и специализированные детские дошкольные учреждения (отделения, группы);

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­ния, группы) начального и среднего общего образования;

- коррекционные и специализированные учреждения (отделе­ния, группы) начального профессионального, среднего специ­ального и высшего образования;

- учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;

- центры профессиональной ориентации и реабилитации ин­валидов при органах занятости населения;

- методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;

- центры социальной помощи семье и детям;

- центры социальной реабилитации детей и подростков;

- учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (биб­лиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, му­зеи, театры);

- физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоро­вительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).

Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с лю­быми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основ­ными видами коммунального благоустройства.

Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребы­вания, временного пребывания, постоянного проживания, вы­ходного дня, диспансерного наблюдения.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации появля­ются новые разнообразные типы учреждений социальной реаби­литации, отражающие приоритеты региональной политики в от­ношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. В системе социальной реабилитации инвалидов имеются уч­реждения различной ведомственной принадлежности. Согласно главе 4 Закона «О социальной защите ин­валидов в Российской Федерации» государство гарантирует обеспечение жизнедеятельности инвалидов путем предоставления условий для равного с другими гражданами участия в жизни общества и удовлетворения потребностей.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.034 с.)