Раздел 1. Логистический менеджмент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Логистический менеджмент



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет»

БИЗНЕС-ШКОЛА

институт (факультет)   ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
кафедра
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)   КУРС ЛЕКЦИЙ
Наименование дисциплины (модуля):
«ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль):
  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БАКАЛАВРИАТ
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре)
Направление подготовки (специальности):
38.03.02 – «Менеджмент»

 

 

Череповец 2019

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 21.05.2019 г., протокол № 10

Составитель: Г.А. Ковшикова, к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления БШ(И)

 

Учебно - методические материалы по дисциплине подготовлены в соответствии с рабочей программой дисциплины на основе ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент»

 

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

1 1 Введение в логистику
2 2 Методологические аспекты управления логистикой
2 3 Важнейшие понятия и категории логистики
2 4 Формирование логистических систем
2 5 Методы оптимизации материальных потоков
3 6 Информационная логистика
3 7 Закупочная логистика
3 8 Логистика производственных процессов
3 9 Сбытовая логистика
3 10 Логистика запасов
3 11 Логистика складирования
3 12 Транспортная логистика
3 13 Сервис в логистике
4 14 Организация логистического управления

 

Раздел 1. Логистический менеджмент

ЛЕКЦИЯ № 1

ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

1. Определение и виды логистики

2. Задачи и функции логистики

3. Факторы развития логистики

4. Этапы развития логистики

 

1. Определение и виды логистики

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Виды логистики

Задачи и функции логистики

Основная цель логистики – предложить на рынке пользующиеся спросом изделия в требуемом количестве и качестве, к договорному сроку, в требуемом месте и реализовать их по ценам, обеспечивающим максимальную прибыль.

Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Задачи логистики

1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;

3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

4) разработка способов управления операциями движения товаров;

5) установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

6) прогнозирование объема производства, транспортировки и складирования;

7) распределение транспортных средств;

8) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;

9) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов;

10) устранение расхождения между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения.

Координационные функции

¨ выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

¨ анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников рынков;

¨ обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны:

«МАРКЕТИНГ ФОРМИРУЕТ СПРОС, А ЛОГИСТИКА ЕГО РЕАЛИЗУЕТ».

Факторы развития логистики

1. Стремление фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением.

2. Переход от рынка продавца к рынку покупателей.

3. Усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения.

4. Использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

5. Ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения.

6. Унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Этапы развития логистики

I.  В дологистический период (до 50-х гг. XX в.) управление материальным распределением носило фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной. В этот период заметно повысилась роль нерельсового транспорта, особенно автомобильного. Предпочтение стало отдаваться оптимизации перевозок. В качестве критерия эффективности последних выступали минимальная цена за перевозку грузов транспортом общественного пользования и минимальные транспортные затраты на перевозку собственным подвижным составом.

II. Отличительная черта периода классической логистики состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы. В этот период можно выделить три концептуальных подхода к их созданию, отличавшихся сферой применения компромиссов (гармонизацией экономических процессов) и критериями. Вместе с тем в рамках каждого подхода компромиссы носили внутрилогистический функциональный характер и не затрагивали собственно производственную деятельность фирм.

III. Период неологистики (с начала 80-х гг. XX в.). В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов. Внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие нелогистические ее подразделения. Функции логистики стали рассматриваться как важнейшая подсистема общефирменной системы. Концептуальный подход к развитию систем логистики в данный период получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия». Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия. Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться исходя из общей цели – достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

В середине 80-х гг. комплексный подход получил новое развитие в виде концепции «общей ответственности»; специфика этого подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов, а критерием оптимальности являлось максимальное соотношение выгод и затрат.

В перспективе логистика станет философией общественных наук, имеющей научную базу, основанную на количественном анализе и математических расчетах.

Ряд футурологов полагают, что будущее логистики связано с синергетикой (хаологией), наукой о самоорганизации открытых сложных систем, находящихся в условиях непредсказуемых внешних воздействий (хаоса). Самоорганизация в этих системах происходит вследствие самопроизвольного возникновения в них положительных и отрицательных обратных связей. Уже возникли такие термины, как синергетическая логистика и виртуальная логистика.

Список литературы

1. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 419 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02059-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135044

2. Палагин, Ю.И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - СПб: Политехника, 2012. - 290 с. - ISBN 978-5-7325-0920-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129558

3. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В.И. Степанов. - М.: Проспект, 2014. - 487 с. - ISBN 978-5-392-13169-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251689

4. Ушаков, Р.Н. Логистика: лекции: учебное пособие / Р.Н. Ушаков. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 178 с. - ISBN 978-5-4475-4722-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278104

5. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 53 с. - ISBN 978-5-7996-1222-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276018


Основные принципы логистики

1) синергичность – комплексный системный подход в достижении поставленных целей;

2)  гибкость – возможность изменять графики закупок, поставок и движения материальных запасов в соответствии с текущими нуждами потребителей;

3) саморегулирование – сбалансированность производства материальными ресурсами;

4) соответствие объема заказов на материалы объему продаж изделий;

5) минимизация объема заказов на закупку запасов;

6) интеграция процессов закупки, производства и товародвижения;

7) моделирование товародвижения;

8) компьютеризация процессов управления материальными и финансовыми потоками;

9) надежность обеспечения материальными ресурсами;

10) экономичность – снижение ежегодных затрат на содержание запасов при условии удовлетворительного обслуживания потребителей.

 

Требования к логистическим подсистемам

- Рационализация материальных и информационных потоков.

- Обеспечение готовности производителя и посреднических структур к выполнению заказов.

- Минимизация относительных и совокупных затрат.

- Обеспечение сохранности при складской переработке и транспортировке материальных ресурсов и готовой продукции.

- Возможность получения, обработки и предоставления актуальной информации.

- Совместимость логистических элементов и др.

Список литературы

6. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 419 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02059-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135044

7. Палагин, Ю.И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - СПб: Политехника, 2012. - 290 с. - ISBN 978-5-7325-0920-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129558

8. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В.И. Степанов. - М.: Проспект, 2014. - 487 с. - ISBN 978-5-392-13169-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251689

9. Ушаков, Р.Н. Логистика: лекции: учебное пособие / Р.Н. Ушаков. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 178 с. - ISBN 978-5-4475-4722-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278104

10. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 53 с. - ISBN 978-5-7996-1222-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276018

 


Лекция № 3

Тема: ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ЛОГИСТИКИ

1. Материальный поток и его характеристики

2. Информационные потоки в логистике

3. Логистические операции и другие понятия в логистике

Изучение материальных потоков затрудняется без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. Для внешних м.п. пользуются понятиями «логистический канал» и «логистическая цепь». Для характеристики внутренних м.п. часто пользуются понятиями: русло м.п., глубина русла, векторная направленность русла.

Русло м.п. – это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения.

Глубина русла – это потенциальная мощность м.п. по данному пути перемещения. Другими словами, это максимально возможные объемы материальных ресурсов, вместимые в действующий путь движения за единицу времени без организационных и технологических преобразований.

Векторная направленность русла – это направление движения м.п. внутри логистической системы. Она может быть:

- вертикальной;

- горизонтальной.

Вертикальная векторная направленность русла – это перемещение материальных ресурсов в последовательности снабжение – производство – сбыт.

Горизонтальная векторная направленность русла – это перемещение ресурсов, которое осуществляется между структурными подразделениями и рабочими местами одной сферы.

В связи с введением в логистике понятия «м.п.» процессы управления ими разделяются на две сферы: материальное управление и материальное распределение.

Материальное управление – это планирование, организация и управление перемещением материальных ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию и в его пределах.

Материальное распределение – это распределение готовой продукции среди ее потребителей и организация доставки к месту назначения.

Список литературы

11. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 419 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02059-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135044

12. Палагин, Ю.И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - СПб: Политехника, 2012. - 290 с. - ISBN 978-5-7325-0920-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129558

13. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В.И. Степанов. - М.: Проспект, 2014. - 487 с. - ISBN 978-5-392-13169-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251689

14. Ушаков, Р.Н. Логистика: лекции: учебное пособие / Р.Н. Ушаков. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 178 с. - ISBN 978-5-4475-4722-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278104

15. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 53 с. - ISBN 978-5-7996-1222-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276018

 

ЛЕКЦИЯ № 4

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1. Сущность логистических систем

2. Типы и виды логистических систем

3. Основные элементы и факторы, влияющие на выбор модели л-х с-м.

4. Разработка логистических систем

5. Логистические цепи и логистические звенья

1. Сущность логистических систем

Логистическая система – это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней средой.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственные комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т.д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

· Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская).

· Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Логистическая система, как система массового обслуживания, обладает внутрисистемными связями и связями с внешней средой. И те и другие логистические связи обладают высокими интегративными свойствами и могут быть:

· материальными;

· денежными;

· информационными,

а также:

· прямыми;

· обратными.

Внутрисистемные связи являются более мощными, чем связи с внешней средой. Обычно они имеют циклический характер, так как отражают последовательность передачи материального и информационного потоков между звеньями соответствующей логистической цепи.

Связи логистической системы с внешней средой могут быть:

· циклическими;

· синергическими.

Последние связаны с высвобождением так называемой логистической синергии.

Логистическая синергия – это эффект, возникающий в процессе взаимного усиления связей одной логистической системы с другой или с внешней средой на уровне входных и выходных материальных и информационных потоков.

Логистическая синергия может быть положительной и отрицательной.

Положительная синергия возможна в случае выполнения всеми партнерами и контрагентами своих обязательств перед инициативной структурой. Она выражается в повышении равномерности производства и реализации продукции, в соблюдении ритмичности (равномерности) поставок товаров, в улучшении технологической и организационной дисциплины. Эти и другие положительные явления ведут в конечном итоге к повышению качества продукции (материальной, нематериальной).

Отрицательная синергия возникает в случае одновременного невыполнения несколькими основными контрагентами своих обязательств.

Отличительными признаками логистической системы от других экономических систем являются:

· наличие управляемых потоковых процессов;

· специфическая системная целостность;

· инфраиндустриальность организации и управления.

Важнейшими свойствами логистической системы являются:

· оптимальность;

· адаптивность.

Важнейшей характеристикой логистических систем является показатель логистического цикла.

Логистический цикл выражается периодом времени, необходимым для оформления заказа на поставку определенного товара, его изготовления, включая приобретение нужных для этого средств производства, и непосредственно на доставку заказанной продукции на склад потребителя или к другому месту назначения.

V. Таблица

Уровни управления микрологистической системой

Уровни управления Объект управления
Высший (первый) Предприятие, группа предприятий в корпоративном объединении
Средний (второй) Сферы деятельности предприятия
Третий Подразделения предприятия
Нижний Отдельные процессы, протекающие в подразделении

 

В зависимости от вида логистических цепей (каналов) логистические системы делятся на три вида.

1) Логистические системы с прямыми связями.

2) Эшелонированные логистические системы.

3) Гибкие логистические системы.

Логистические системы с прямыми связями – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.

Эшелонированные, или многоуровневые, логистические системы – это системы, в которых материальный поток доводится до потребителя с участием как минимум одного посредника.

Гибкие логистические системы – такие системы, в которых доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников.

3. Основные элементы и факторы, влияющие на выбор модели л-х с-м

Основные элементы л.с.

1. Закупка материальных ресурсов.

2. Запасы.

3. Склады (системы хранения и переработки продукции).

4. Транспорт (транспортная система).

5. Обслуживание производства.

6. Информационная связь и контроль.

7. Кадры.

Факторы, влияющие на выбор модели л-х с-м

1) Количество субъектов, входящих в логистическую систему, и их размещение.

2) Число и размещение трансформационных центров (складов и перевалочных пунктов).

3) Транспортные модели.

4) Связь.

5) Информационная система.

4. Разработка логистических систем

Основные данные, учитываемые при создании логистических систем:

I. Информация о рынке.

- Структура рынка, его объем, стабильность и т.д.

- Количество покупателей и их характеристика.

- Размещение заказчиков.

- Мотивация и особенности потребления заказчиков.

- Эластичность спроса.

- Состояние денежной сферы.

- Законодательство.

- Политика государственного экономического регулирования и т.д.

II. Информация о производстве:

- Потребности в материальных ресурсах, машинах, оборудовании и комплектующих изделиях.

- Возможность поставок по кооперации.

- Технология производства.

- Оснащенность производства и уровень загрузки мощностей.

- Производственный ритм.

- Продолжительность и особенности производственного цикла.

III. Информация о материальных потоках

- Характеристика особенностей и состояния материальных потоков.

- Информация о перемещаемых грузах.

- Маршруты следования (перемещения).

- Технология работ и операций при перемещении.

- Продолжительность транспортировок и совокупное время доставок.

IV. Данные об информационных потоках

- Характеристика особенностей и состояния информационных потоков.

- Данные о системе информационного обеспечения.

- Информация о коммуникационной инфраструктуре.

- Технология обработки и закрепления информации.

- Технология получения и передачи информации.

- Возможности хранения и накопления информации и т.д.

Для реализации логистической концепции на практике немецкими учеными разработана так называемая «Система 6». Это название символизирует шесть условий эффективного функционирования логистической системы на предприятии (группе предприятий).

1. Груз – нужный товар.

2. Качество – необходимого качества.

3. Количество – в нужном количестве.

4. Время – должен быть доставлен в требуемое время.

5. Место – в нужное место.

6. Затраты – с минимальными затратами.

Однако чтобы эти шесть условий были соответственно выполнены, рекомендуется предварительно решить 9 задач:

1) провести глубокий комплексный анализ материальных и информационных потоков;

2) осуществить рационализацию тары;

3) унифицировать грузовые единицы;

4) ввести эффективную систему складирования и дислокации материальных потоков;

5) оптимизировать величины заказов, а также структуру и уровни запасов;

6) выбрать оптимальные маршруты перевозок на транспорте;

7) рационализировать транспортно-складские работы на всех подконтрольных предприятию складах;

8) интегрировать системы обработки заказов, комплектации грузов и доставки продукции с системами производства, планирования и контроля;

9) наладить соответствующие коммуникационные внутрисистемные и межсистемные связи.

5. Логистические цепи и логистические звенья

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов (подразделений, физических и/или юридических лиц, производителей, посредников, складов общего пользования и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (в случае не производственного или личного потребления).

Логистические звенья

1. Генераторы (источники) материальных потоков.

2. Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на стадии закупки.

3. Трансформационные центры и пункты в местах производства продукции.

4. Трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.

5. Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.

В процессе формирования логистических цепей и при оценке данной деятельности большое значение имеет показатель – коэффициент звенности товародвижения.

Коэффициент звенности товародвижения представляет собой среднее число звеньев, которое проходит материальный поток при движении от производителя к конечному потребителю.

Обобщенно коэффициент звенности показывает, сколько раз товар был продан в сфере обращения.

Различают два вида коэффициента звенности материалопотоков.

- Торгово-организационный.

- Складской.

Внутренние факторы, влияющие на эффективность лог-их цепей

- Инфраструктура предприятия.

- Методы и формы управления людскими ресурсами и квалификация персонала.

- Технология производства и перемещения материальных потоков.

- Система материально-технического обеспечения предприятия и сбыта готовой продукции.

- Взаимозависимость и согласованность материальных, информационных, денежных, энергетических и других потоков.

Список литературы

16. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 419 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02059-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135044

17. Палагин, Ю.И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - СПб: Политехника, 2012. - 290 с. - ISBN 978-5-7325-0920-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129558

18. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В.И. Степанов. - М.: Проспект, 2014. - 487 с. - ISBN 978-5-392-13169-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251689

19. Ушаков, Р.Н. Логистика: лекции: учебное пособие / Р.Н. Ушаков. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 178 с. - ISBN 978-5-4475-4722-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278104

20. Яшин, А.А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем: учебное пособие / А.А. Яшин, М.Л. Ряшко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. - 53 с. - ISBN 978-5-7996-1222-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276018

Лекция № 5

Методы оптимизации материальных потоков

АВС-анализ: общие положения

АВС-анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности предприятия. АВС-анализ позволяет:

- выделить наиболее существенные направления деятельности;

- направить деловую активность в сферу повышенной экономической значимости и одновременно снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ;

- повысить эффективность организационных и управленческих решений благодаря их целевой ориентации.

В управлении материальными потоками с помощью АВС-анализа устанавливаются и изучаются соотношения и зависимости следующих факторов:

- количество и стоимость приобретенных материалов по отдельным позициям и группам;

- количество и стоимость израсходованных материалов по отдельным позициям и группам;

- количество счетов, выставленных поставщикам, и размеры оплаты по этим счетам;

- количество поставщиков и размеры их оборота;

- количество и стоимость отдельных материалов в рамках стоимостного анализа.

Распределение АВС.

АВС-анализ показывает значение каждой группы материалов и помогает обратить внимание на основные.

Материалы класса А – это немногочисленные, но важнейшие материалы, на которые приходится большая часть денежных средств (около 75%), вложенных в запасы.

Материалы класса В относятся к второстепенным и требуют меньшего внимания, чем материалы класса А. С приобретением материалов класса В связано примерно 20 %  денежных средств.

Материалы класса С составляют значительную часть в номенклатуре используемых материалов, но недороги, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы – 5 %.

Техника АВС-анализа

Для проведения АВС-анализа необходимо:

1) установить стоимость каждого наименования материала (для покупных деталей применяются цены поставщика);

2) расположить материалы по мере убывания издержек;

3) суммировать данные о количестве и издержках на материалы и нанести их на схему;

4) разбить материалы на группы в зависимости от их удельного веса в общих издержках. Поскольку 75 % затрат приходится на 10-15 % всех материалов, то наиболее тщательный контроль осуществляется в отношении именно этой группы.

Контроль и регулирование запасов осуществляются по-разному в зависимости от класса материала.

Материалы класса А. Тщательно определяются размеры и моменты выдачи заказов. Величина затрат на выдачу и оформление заказов, хранение материалов пересматривается каждый раз при размещении очередного заказа. Устанавливается строгий контроль и регулирование запасов, а также контроль за расчетом периода опережения.

Материалы класса В. Определяются экономичные размеры и момент выдачи повторного заказа. Осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, что позволяет своевременно обнаружить основные изменения в использовании материальных запасов.

Материалы класса С. Никаких расчетов не производится. Размер повторного заказа устанавливается таким образом, чтобы поставки осуществлять в течение 1-2 лет. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится периодически один раз в год.

Ход выполнения поставщиком обязательств по поставке материалов класса А и В контролируется путем создания непрерывной или периодической системы учета запасов.

Рассчитайте издержки по закупкам (годовой оборот по каждому наименованию материала). Для этого умножьте закупочные цены на количество единиц материала, потребляемого в течение года. Просчитайте годовые обороты нарастающим итогом. Рассчитайте процентную долю годового оборота нарастающим итогом

Распределение XYZ. XYZ-анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос, материалы, расход которых подвержен определенным, например, сезонным, колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

В группу X попадают товары с коэффициентом вариации менее 10%.

В группу Y - товары с коэффициентом вариации от 10% до 25%.

В группу Z - товары с коэффициентом вариации более 25%.

В качестве показателя, характеризующего возможные колебания в потреблении материалов, может использоваться коэффициент вариации.

где σ – стандартное отклонение, определяющее степень фактического расхода материала в течение анализируемого пениода относительно средней величины; X – средняя величина расходования материала.

XYZ-анализ служит вспомогательным средством при подготовке решений по совершенствованию планирования материального обеспечения производства.

Если такой анализ проводится самостоятельно, то для материалов класса X можно рекомендовать закупки в соответствии с плановой потребностью синхронному их расходу в производстве, для класса Y – создание запасов, а для класса Z – приобретение по мере возникновения потребности.

Техника XYZ-анализа. Для проведения XYZ-анализа необходимо:

1. Установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания в потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания.

2. Рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции.

3. Расположить материалы по мере убывания коэффициента вариации.

4. Суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему.

5. Разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

Список литературы

21. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для бакалавров / А.М. Гаджинский. - 21-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 419 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02059-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135044

22. Палагин, Ю.И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учебное пособие / Ю.И. Палагин. - СПб: Политехника, 2012. - 290 с. - ISBN 978-5-7325-0920-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=129558

23. Степанов, В.И. Логистика: учебник для бакалавров / В.И. Степанов. - М.: Проспект, 2014. - 487 с. - ISBN 978-5-392-13169-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251689



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.203 с.)