Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А.



Имени Н.Э. Баумана


Кафедра «Материаловедение»

Межотраслевой инжиниринговый центр

«Новые материалы, композиты и нанотехнологии»

 

Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А.

Методические указания к выполнению цикла лабораторных работ по курсам

«Физикохимия и технология композиционных материалов»

и «Основы научных исследований»

Москва

2017


 

 

ã 2017. МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

УДК 678

 

Рецензент д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Комков М.А.

 

Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А., Методические указания к выполнению цикла лабораторных работ по курсам «Физикохимия и технология композиционных материалов» и «Основы научных исследований» М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017.

 

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с технологией получения композиционных материалов на основе связующих из эпоксидных олигомеров, освоением методов определения и управления уровнем вязкости матричного материала. Продемонстрирована технология получения полимерных композиционных материалов методом вакуумной инфузии. Представлена к освоению методология исследований структуры и свойств полимерных композиционных материалов. Приведена методика выполнения лабораторных работ.

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета «Машиностроительные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Учебное издание

 

Курганова Юлия Анатольевна

Малышева Галина Владленовна

Нелюб Владимир Александрович

Методические указания к выполнению цикла лабораторных работ по курсам «Физикохимия и технология композиционных материалов» и «Основы научных исследований»

ã 2017. МГТУ им. Н.Э. Баумана

 


 

Оглавление:

Введение

4

Лабораторная

работа № 1    Изучение реологических свойств связующих композиционных материалов   6
1.1.

Характеристика объекта исследования

6
1.2.

Основные сведения о реологических характеристиках олигомерных связующих

15
1.3.

Характеристики используемого оборудования

17
1.4.

Порядок выполнения работы

25
1.5.

Требования к содержанию отчета

26
 

Контрольные вопросы

27
 

 

 

Лабораторная

работа № 2    Изучение технологии формования изделий из полимерных композиционных материалов   29
2.1.

Характеристика объекта исследования

29
2.2.

Характеристики используемого оборудования

35
2.3.

Порядок выполнения работы

37
2.4.

Требования к содержанию отчета

40
2.5.

Контрольные вопросы

41
 

 

 

Лабораторная

работа № 3    Особенности исследования структуры и свойств полимерных композиционных материалов   42
3.1.

Характеристика объекта исследования

42
3.2.

Характеристики используемого оборудования

42
3.3.

Порядок выполнения работы

46
3.4.

Требования к содержанию отчета

47
3.5.

Контрольные вопросы

47

 

   

Правила техники безопасности

49

Инструкция по работе с дифференциальным сканирующим калориметром DSC 204 F1 Phoenix

52

Инструкция по работе с прибором DMA 242 E Artemis

 

54

Литература

56

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 
       

 

Предисловие

Полимерные композиционные материалы (ПКМ) нашли широкое применение в различных областях промышленности, в том числе в авиастроении, автомобилестроении, судостроении, ракетно-космическом производстве и др.

В качестве связующего в ПКМ используют эпоксидные, феноло-формальдегидные, полиэфирные связующие и др. Наиболее распространённым видом связующих в авиационной промышленности и ракетно-космическом производстве являются эпоксидные олигомеры. Это связано с комплексом их термомеханических и технологических свойств.

Эпоксидное связующее представляет собой многокомпонентную смесь, состоящую из эпоксидной смолы и отверждающего агента (отвердителя), а также многочисленных модифицирующих добавок, позволяющих управлять как технологическими свойствами связующего, так и эксплуатационными свойствами изделия. Такими добавками могут быть активные растворители (или смесь растворителей), пластификаторы, катализаторы и т.д. Например, путем введения разнообразных модификаторов удается существенно снизить вязкость связующего, что является необходимым технологическим условием многих процессов формования.

Отверждение связующего – это процесс химического взаимодействия между отдельными компонентами, протекающий при определенных условиях (температуре и давлении). В результате реакции отверждения между эпоксидной смолой (эпоксидными группами) и отвердителем образуются многочисленные новые связи, что в конечном итоге приводит к формированию огромной макромолекулы. Высокая реакционная способность эпоксидных групп, а также наличие в эпоксидных олигомерах гидроксильных групп, позволяет использовать при их отверждении различные классы отвердителей. От химической природы отвердителя зависят такие важнейшие свойства связующего, как жизнеспособность (время пригодности к использованию), режимы отверждения (температуры, время, давление), а также весь комплекс эксплуатационных свойств (физико-механические, диэлектрические, тепловые и др.).

В методических указаниях рассмотрен комплекс вопросов, связанных с изучением свойств, технологии изготовления деталей из полимерных композиционных материалов методом вакуумной инфузии и наиболее распространенных методов оценки качества изготовленных деталей.

После выполнения лабораторных работ студенты будут:

знать проблемы и технологические способы их преодоления; инструментарий, оформление и организацию физико-технических процессов при изготовлении композитов;

уметь проводить стандартные и сертификационные испытания технических процессов и изделий с использованием современных аналитических средств измерений;

владеть навыками проведения оценки свойств различных композиционных материалов; методами исследования, проектирования и проведения экспериментальных работ; по применению оборудования и приборов для определения структуры и свойств промышленных материалов.

 

Выполнение лабораторных работ позволит студентам приобрести профессиональные компетенции в научно-исследовательской, производственной и проектно-технологической деятельности.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

 

Композиционных материалов

Цель лабораторной работы: освоение методов приготовления связующего, получение навыков практической работы на технологическом оборудовании.

После выполнения лабораторной работы студенты смогут:

- самостоятельно определять количество отвердителя;

- самостоятельно изготовлять составы эпоксидных связующих;

- проводить измерение вязкости связующих при комнатной и повышенной температурах;

- изготовлять образцы для последующих испытаний, осуществляя операции вакуумирования и отверждения.

 

Порядок выполнения работы

Перед началом выполнения работы следует ознакомиться с инструкций по технике безопасности.

1. Получите у преподавателя емкости со смолой, отвердителем и активным растворителем.

2. Получите у преподавателя емкость, в которой будет производиться взвешивание.

3. Взвесьте смолу, внести данные в таблицу Л1.1 отчета, указав и базовое значение, предоставленное преподавателем.

4. Взвесьте отвердитель, внести данные в таблицу Л1.1 отчета.

Стакан со смесью смолы и отвердителя устанавливают на подвижный столик таким образом, что бы лопасти мешалки были полностью погружены в связующее, но не касались дна и стенок стакана. Перемешивание проводят до достижения связующим однородного состава. Время перемешивания 50 гр связующего составляет 2-3 мин.Провести перемешивание смолы и отвердителя[A2].

5. После окончания перемешивания измерьте вязкость смолы на вискозиметре Брукфильда. Запишите полученное среднее значение в таблицу Л1.2 отчета.

6. Взвесьте активный растворитель и введите его в полученный состав, внесите данные в таблицу Л1.3 отчета.

7. Проведите перемешивание активного растворителя и полученного состава смолы и отвердителя.

8. После окончания перемешивания измерьте вязкость полученной композиции на визкозиметре Брукфильда. Запишите полученное среднее значение в таблицу Л1.4 отчета.

9. Увеличив (по согласованию с преподавателем) число оборотов шпинделя с целью определения влияния скорости перемешивания на характеристики материала, повторно измерьте вязкость.

10. Постройте на рисунке Л1.1 отчета зависимости вязкости и течения.

11. Проведите вакуумирование. Для этого полученный состав связующего нужно поместить в эксикатор, присоединить шланг от мембранного насоса, открыть кран эксикатора и включить насос. При активном выделении пузырей необходимо раз в 5…10 мин сбрасывать вакуум, для чего следует обратиться к преподавателю. После этого продолжить вакуумирование до тех пор, пока все пузырьки не исчезнут.

Внимание! При работе с вакуумом обязательно надеть защитные очки!

12.  Получите у преподавателя форму для заливки в нее и последующего отверждения полученного состава. Пока выполняется вакуумирование необходимо подготовить силиконовую форму. На всю внутреннюю поверхность формы кисточкой нанести антиадгезионный состав и оставить форму на воздухе высушиться не менее 10 мин.

13. После того как форма высохла, а из смеси были удалены все пузырьки воздуха,  можно залить связующее в форму.

14. В зависимости от используемого типа отвердителя, проведите отверждение при комнатной температуре или при повышенной температуре в термошкафу.

 

1.5. Требования к содержанию отчета

 

В процессе выполнения лабораторной работы № 1 студенты заполняют отчет по форме, указанной в Приложении 1.

1.6. Контрольные вопросы

 

1. Какие материалы используются в качестве отвердителей эпоксидных смол?

2. Какими основными технологическими свойствами обладают связующие на основе алифатических аминов?

3. Какой теплостойкостью обладают связующие на основе алифатических аминов?

4. Какими основными технологическими свойствами обладают связующие на основе ангидридных отвердителей?

5. Какой теплостойкостью обладают связующие на основе ангидридных отвердителей

6. Какие функции выполняют в связующем активные растворители?

7. Какими преимуществами обладают связующие в состав которых входят активные растворители?

8. Как определить необходимое количество отвердителя для эпоксидной смолы?

9. Из каких основных операций состоит технология приготовления связующего?

10. Зачем после приготовления связующего проводить операцию вакуумирования?

11. В каких единицах измеряется: а) динамическая вязкость; б) кинематическая вязкость?

12. Как изменяется вязкость в зависимости от скорости сдвига: а) ньютоновских жидкостей; б) дилатантных жидкостей; в) псевдо-пластических жидкостей?

13. Какими методами можно снизить вязкость связующих?

14. Как называются приборы для измерения вязкости?

15. Какое влияние на величину вязкости оказывает рабочая поверхность конуса?

16. Что такое конусный угол?

17. По какому принципу выбирают значение конусного угла?

18. Какое влияние оказывает температура на значение вязкости?

19. Какое влияние оказывает температура на временя жизнеспособности связующего?

20. Как определить температуру гелеобразования?

21. Как определить время гелеобразования?

22. Какое влияние оказывает повышение скорости сдвига на величину вязкости?

23. В чем преимущества и недостатки активных растворителей, используемых в лабораторной работе?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Цель и задачи

Цель лабораторной работы: освоение инфузионной технологии изготовления малогабаритных деталей из стеклопластиков и получение навыков практической работы на технологическом оборудовании.

После выполнения лабораторной работ студенты смогут:

- самостоятельно выполнять весь комплекс технологических операций, связанный с подготовкой поверхности оснастки, раскроем, выкладкой, изготовлением вакуумного мешка;

- самостоятельно изготавливать составы эпоксидных или полиэфирных связующих;

- изготавливать деталь из стеклопластика для последующего его структурного анализа с целью определения фазового состава.

После выполнения лабораторных работ студенты получат навыки формирования заготовок из полимерных композиционных материалов, освоят метод вакуумной инфузии, и ознакомятся с работой  соответствующего оборудования.

Основные материалы

Ткани

При технологии формования деталей из стеклопластиков методом вакуумной инфузии используются только тканные наполнители. Наибольшее распространение получили стеклянные и углеродные ткани. В настоящей лабораторной используются стеклянные ткани. К преимуществам тканей, изготовленных из стеклянных волокон относятся:

- низкая стоимость;

- химическая инертность;

- низкая теплопроводность;

- хорошая влагостойкость;

- высокая теплопроводность;

- высокая прочность при растяжении.

Общим недостатком всех стеклянных волокон является:

- малое удлинение и, следовательно, хрупкость;

- нестойкость к истиранию;

- относительно высокая плотность 2500 кг/м3.

Свойства некоторых из стеклянных тканей приведены в табл. 2.1

 

Таблица 2.1

Вспомогательные материалы

Оснастка

Представляет собой форму, имитирующую геометрию формуемой заготовки на которой осуществляется выкладывание.

После окончания процесса пропитывания оснастка переносится в печь для последующего отверждения связующего и поэтому чем меньше ее масса, тем более технологична она в работе.

Антиадгезионные материалы

Поверхность оснастки полностью обрабатывается антиадгезионными материалами. На чистую, сухую, обезжиренную оснастку наносят смазку тонким слоем кистью или тампоном. Рекомендуется проверить опытным путем количество формовок без подмазывания смазки.

В качестве антиадгезивов могут быть использованы отверждаемый разделительный состав на быстроиспаряющихся растворителях Пента-120 марки П-129-4, П-129-7 ТУ 2257-041-40245042-2009, свойства которых приведены в табл. 2.2.

Основное внимание при выборе антиадгезивного материала необходимо уделять его теплостойкости, которая должна быть выше, чем температура отверждения связующего.

Толщина нанесенного слоя антиадгезива не должна превышать нескольких мкм. Время высыхания оснастки зависит от типа используемого материала и может изменяться от 1 до 10 мин.

 

Таблица 2.2

Антиадгезивные материалы Пента-120, используемые при подготовке поверхности оснастки

 

Параметр Показатель
Рабочая температура До 160ºС
Массовая доля нелетучих Не менее 4,5%
Расслоение Не более 10%
Агрегатное состояние Раствор
Срок годности 12 мес.

 

Трубка вакуумная

Вакуумная трубка при формовании методом вакуумной инфузии одновременно выполняет две функции. Во-первых, она обеспечивает откачку воздуха под вакуумной пленкой, что и создает перепад давлений, за счет которого обеспечивается процесс пропитывания. Во-вторых, точно такая же трубка используется для подачи связующего из емкости, в которой оно было приготовлено непосредственно на собранный пакет из сухой ткани, выложенный на поверхность оснастки.

Трубка изготовлена из полиэтилена. Ее диаметр может изменяться от 8 до 16 миллиметров. Выбор диаметра полиэтиленовой трубки определяется габаритами формуемой детали и, как правило, чем они больше, тем больше и диаметр трубки.

При проведении данной лабораторной работы используется вакуумная трубка марки CCVM-PT-PE-8Х10мм.

Жертвенная ткань

Жертвенная тканьслужит в качестве разделительного слоя между выложенным на поверхность оснастки пакетом и инфузионной сеткой. Этот материал также называют еще разделительной пленкой, что полностью отражает ее основное назначение – разделить между собой формуемый пакет и вакуумный мешок со всеми вспомогательными материалами. После полного отверждения детали, жертвенная ткань удаляется (рис. 2.2).

 

 

Рис.2.2. Удаление жертвенной ткани с поверхности уже отформованной детали

 

В качестве материалов жертвенной ткани используется полиэтилен (марка жертвенной ткани «Полиплан-120» ТУ 2245-007-30189225-2015), полиэтилентерефталат («Фтороплан» ТУ 2245-008-30189225-2015), полиамид («Р-ТЕКС» марки Р60 ТУ 8388-010-30189225-2015, «Р-ТЕКС» марки Р85ПА ТУ 8388-010-30189225-2015) и некоторые др. При выполнении данной лабораторной работы используется жертвенная ткань марки CCVM-PE90-180.

Инфузионная сетка

Данная сетка также имеет название распределительной, т.к. Она используетсядля обеспечения равномерного распределения связующего по всей поверхности ткани, выложенной на оснастку.

В качестве распределительной сетки может быть использован материал марки «ПРО-СЕТ-200» ТУ 2291-012-30189225-2016. Эта сетка изготовлена из полиэфира, поверхностная плотность около 100 г/м2, теплостойкость до 200°С. Такая теплостойкость позволяет ее применять при использовании большинства отечественных и импортных связующих на основе эпоксидных и полиэфирных олигомеров. При выполнении данной лабораторной работы используется сетка марки CCVM-FM-KNITW-100-1,25.

Герметизирующие жгуты

Герметизирующие жгуты одновременно используются для изготовления вакуумного мешка и для крепления вакуумной трубки.

Герметизирующие жгуты выпускают для разных рабочих температур и, как правило, они имеют разный цвет, что позволяет их не путать между собой. При выполнении данной лабораторной работы используются жгуты марки CCVM-KONTUR-15M-120C.

Вакуумный насос

Вакуумные насосы используются для создания низкого и среднего вакуума. Особенностью вакуумных насосов являются: высокая надежность, высокий ресурс, возможность длительной работы без обслуживания, очень низкий уровень шума, многослойная мембрана, простота обслуживания и низкая стоимость. При проведении лабораторных работ используется вакуумный насос марки INFUSION Vacmobiles 20/2 На рис. 2.4 (а) показано фото лабораторного стола с установленным на нем приспособлении (с выложенным основным и вспомогательным материалом и собранным вакуумным мешком) и с подсоединенным к нему насосом. На рис. 2.4 (б) показано фото манометра, который находится на насосе и по которому студенты фиксируют величину достигнутого вакуума.

 

 

 
а)


 

 
б)

 


Рис. 2.4. Вакуумный насос с формуемой деталью (а) и манометр (б), показывающий величину созданного разряжения

Для подачи связующего устанавливаются вакуумная трубка и трубка для подачи связующего (рис. 2.5).

             
 
вакуумная трубка
а)

 

 


 


Рис. 2.5. Фото подведения и крепления вакуумной трубки (а) и вид оснастки (б)

Далее осуществляется сборка вакуумного мешка (Рис. 2.6).

 

а)

 

 

б)

Рис. 2.6. Схема (а) и фото (б) изготовления вакуумного мешка

 

Порядок выполнения работ

 

1. Получите у преподавателя чертеж детали, оснастку, емкость для приготовления связующего и весь комплект необходимых основных и вспомогательных материалов. Данные по использованию материалов необходимо внести в отчет и оформить рисунок Л2.1 и таблицу Л2.1.

2. При наличии видимых загрязнений очистите поверхность оснастки и нанесите кисточкой на нее тонким слоем (несколько мкм) антиадгезионную смазку.

3. Раскроите стеклянную ткань в соответствии с чертежом.

4. Проведите выкладку ткани на поверхность оснастки в соответствии с заданной схемой армирования.

5. Раскроите вспомогательные материалы: жертвенную ткань, пленку для вакуумного мешка.

6. Проведите выкладку жертвенного слоя ткани.

7. Проведите выкладку инфузионной сетки.

8. Проложите герметизирующий жгут по периметру оснастки.

9. Установите вакуумную трубку и трубку для подачи связующего.

10. Соберите вакуумный мешок.

11. С помощью преподавателя подсоедините вакуумную трубку к вакуумному насос и откачайте воздух под вакуумным мешком.

12. Избавьтесь от наличия воздушных пузырей в ваакумном мешке.

13. Установите трубку для подачи связующего в емкость с ним, обеспечив подачу под вакуумный пакет.

14. Оформите рисунок Л2.2 в отчете.

15. После полной пропитки прекратите подачу связующего, перекрыв доступ зажимом.

16. Поместите весь собранный пакет вместе с оснасткой в термошкаф, установив с помощью преподавателя заданную температуру. Заполните таблицу Л.2.2 отчета.

17. После полного отверждения и охлаждения до комнатной температуры формуемой детали, проведите ее съем с поверхности оснастки. Эта операция выполняется на следующий день или на следующем лабораторном занятии.

18. Удалите жертвенный слой.

 

Готовую деталь сохраните, поскольку она будет использована при выполнении последующих лабораторных работ в качестве исходного материала.

Требования к содержанию отчета

В процессе выполнения лабораторной работы № 2 студенты заполняют отчет по форме, указанной в Приложении 3.

 

2.5. Контрольные вопросы

 

1. Преимущества и недостатки инфузионной технологии по сравнению с использованием препрегов.

2. Преимущества и недостатки используемого связующего.

3. Назначение жертвенной ткани.

4. Назначение инфузионной сетки.

5. Можно ли изготовить деталь методом вакуумной инфузии без использования жертвенной ткани?

6. Можно ли изготовить деталь методом вакуумной инфузии без использования инфузионной сетки?

7. Перечислите все вспомогательные материалы, которые используются в технологии вакуумной инфузии при изготовлении деталей из стеклопластиков.

8. Перечислите последовательность выкладки основных и вспомогательных материалов.

9. Какие существуют ограничения на выбор всех вспомогательных материалов?

10. Влияние качества подготовки поверхности оснастки на характеристики отформованной детали.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Порядок выполнения работы

1. Получите  образцы, заполните информацию в отчете по объекту исследования: название; состав и содержание матрицы; вид, материал и содержание наполнителя.

2. Изучите особенности, оборудование и микроструктуру на растровом электронном микроскопе Phenom, заполните таблицу Л3.1 отчета и нарисуйте рисунок Л3.1.

3. Изучите особенности, оборудование и макроструктуру на томографе, заполните таблицу Л3.1 отчета и нарисуйте рисунок Л3.2.

4. Изучите особенности анализа и специфику работы оборудования для оценки температур фазовых переходов, заполните таблицу Л3.1 отчета.

5. Определите температуры фазовых переходов с использованием ДСК, оформите рисунок Л3.2 отчета.

 

Требования к содержанию отчета

В процессе выполнения лабораторной работы № 3 студенты заполняют отчет по форме, указанной в Приложении 1.

 

3.5. Контрольные вопросы

1. Какие дефекты микроструктуры могут быть определены с использованием электронного микроскопа?

2. Какие дефекты макроструктуры могут быть определены с использованием томографа?

3. Как определить значение пористости с использованием электронного микроскопа?

4. Как определить значение пористости с использованием томографа?

5. Как по кривой ДСК определить количество выделяемого (или поглощаемого) тепла?

6. Как по кривой ДСК определить температуру стеклования?

7. Как по кривой ДСК определить рациональный режим отверждения?

8. Что такое температура стеклования?

9. Можно ли по кривой ДМА определить значение температуры стеклования?


Литература

 

1. Баженов С.Л., Берлин А.А., Кульков А.А. Полимерные композиционные материалы. Долгопрудный: Издат. Дом «Интеллект», 2010. 583 с.

2. Комков М.А., Тарасов В.А. Технология намотки композитных конструкций ракет и средств поражения: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. 431с.

3. Материалы и покрытия в экстремальных условиях. Взгляд в будущее: В 3 т. Т. 1. Прогнозирование и анализ экстремальных воздействий. / Ю.В. Полежаев, С.В. Резник, Э.Б. Василевский и др.; под ред. С.В. Резника. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 224 с.

4. Технология производства изделий и интегральных конструкций из композиционных материалов в машиностроении // под ред. А.Г. Братухина, В.С. Боголюбова, О.С. Сироткина. М.: Готика, 2003. 516с.

5. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология: учеб. Пособие / М.Л. Кербер, В.М. Виноградов, Г.С. Головкин и др.; под ред. А.А. Берлина. — СПб.: Профессия, 2008. — 560 с., ил.

 

Приложение 3.

Лабораторная работа № 1.

 «Изучение реологических свойств связующих

Композиционных материалов»

Цель работы: _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Таблица 1.

                                               Состав связующего _______________________

 

Название компонентов

Содержание компонентов, мас.ч.

Базовое Фактическое
     
     
     

                                                                                                                                      

                                                                                                                                  Таблица 2.

Результаты измерений вязкости на вискозиметре марки САР 2000 фирмы Брукфильд

Номер используемого шпинделя:____________

 

Температура, °С Число оборотов шпинделя, об/мин Напряжение сдвига, Па Скорость сдвига, с-1 Вязкость, Па×с

25

15      
25      
35      

 

30

15      
25      
35      

 

35

15      
25      
35      

 

40

15      
25      
35      

 

Таблица 3.

Состав связующего, модифицированного активным растворителем

 

Название компонентов

Содержание компонентов, мас.ч.

Базовое Фактическое
     
     
     

 

Таблица 4.

Результаты измерений вязкости на вискозиметре марки САР 2000 фирмы Брукфильд

Номер используемого шпинделя:________________

         

Температура, °С Число оборотов шпинделя, об/мин Напряжение сдвига, Па Скорость сдвига, с-1 Вязкость, Па×с

25

15      
25      
35      

 

30

15      
25      
35      

 

35

15      
25      
35      

 

40

15      
25      
35      

 

 

Рисунок 1.

Кривые вязкости и кривые течения

 

 

Выводы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа выполнена ______________                                   ______________

                             Дата и подпись студента                         Дата и подпись преподавателя

Работа защищена                                                                    _______________

                                                                                         Дата и подпись преподавателя

Лабораторная работа № 2

«Изучение технологии формования изделий из

Выводы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа выполнена ______________                                   ______________

                             Дата и подпись студента                         Дата и подпись преподавателя

Работа защищена                                                                    _______________

                                                                                          Дата и подпись преподавателя


Лабораторная работа № 3

«Особенности исследования структуры и свойств

Выводы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа выполнена ______________                                   ______________

                             Дата и подпись студента                         Дата и подпись преподавателя

Работа защищена                                                                    _______________

                                                                                          Дата и подпись преподавателя

[A1]М.б. один раз рассказать, что стоит за этими числами?

[A2]Как?

Имени Н.Э. Баумана


Кафедра «Материаловедение»

Межотраслевой инжиниринговый центр

«Новые материалы, композиты и нанотехнологии»

 

Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А.

Методические указания к выполнению цикла лабораторных работ по курсам

«Физикохимия и технология композиционных материалов»

и «Основы научных исследований»

Москва

2017


 

 

ã 2017. МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

УДК 678

 

Рецензент д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Комков М.А.

 

Курганова Ю.А., Малышева Г.В., Нелюб В.А., Методические указания к выполнению цикла лабораторных работ по курсам «Физикохимия и технология композиционных материалов» и «Основы научных исследований» М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017.

 

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных с технологией получения композиционных материалов на основе связующих из эпоксидных олигомеров, освоением методов определения и управления уровнем вязкости матричного материала. Продемонстрирована технология получения полимерных композиционных материалов методом вакуумной инфузии. Представлена к освоению методология исследований структуры и свойств полимерных композиционных материалов. Приведена методика выполнения лабораторных работ.

Рекомендовано учебно-методической комиссией факультета «Машиностроительные технологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана

 

Учебное издание

 

Курганова Юлия Анатольевна

Малышева Галина Владленовна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.219 с.)