Субъекты и институты культуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты и институты культуры



Буддизм как религиозно-философское мировоззрение.

Буддизм — религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в VI в. до н.э. В ходе исторического развития он стал одной из наиболее распространенных религий, наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Будда. Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Основные положения буддизма были изложены в буддийском каноне, получившем название «Трипитака» — «Три корзины». Буддийская религиозно-философская доктрина основывается на следующих основных характеристиках бытия: невечность, бессущность и прозрение. Буддизм исходит из того, что в мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. Буддизм говорит, что мы создаем представление о мире, исходя из отношений, связей и состояний. На самом деле все сущее состоит из отдельных элементов, физических и психических. Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. Все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов, жизнь которых мгновенна. Буддизм полагает, что невозможно говорить о целостности личности. Как в куче зерна нет ничего, кроме тех зерен, из которых она состоит, так и в человеческой личности нет ничего, кроме отдельных психических состояний, из которых она слагается. Только наша привычка или ограниченность нашего познания приписывает целому какое-то особое бытие. Личность понимается только как имя. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Следовательно, каждую новую жизнь необходимо понимать как результат прежних существований, и в этом смысле не как рождение, а как перерождение. Страдания исчезают тогда, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин. 1. Истина о существовании страдания. 2. Истина о причине страдания. 3. Истина о прекращении страдания. 4. Истина о Пути.

Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого, наконец-то, достиг уничтожения желаний.

 

Даосизм: теория и практика.

Даосизм – одно из ведущих идеологических учений старого Китая, оформившееся в целостную религиозную систему и игравшее важную роль в создании и сохранении уникальной культуры этой страны. Даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить, и поэтому все верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством.Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как для простого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао.Таким образом, даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над ними очень большую власть.


Субъекты и институты культуры

Субъекты культуры:1. Малые социальные группы: добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;специализированные объединения и кружки;круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;семьи, в которых происходит первичная социализация.2. Большие социальные группы: этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, философы, критики, архитекторы, реставраторы;непрофессиональные группы, приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;аудитории: читательская, зрительская.3. Индивиды

4. Вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники; меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры; распространители культурных ценностей — издатели, дикторы; потребители культурных ценностей — публика, аудитория; цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, следящие за соблюдением правил; организаторы — царь Петр, мэр Лужков. Институты культуры: 1. учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, библиотеки, стадионы, театры и др 2.цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением. Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования.

 

7. Типология культур.

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев: связь с религией (культуры религиозные и светские);  региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);  регионально-этническая особенность (русская, французская);  принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);  сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры — это отрасли культуры, подобно тому как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)