Ни одна единичная реакция ничего не доказывает.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ни одна единичная реакция ничего не доказывает.



Следует провести параллель с диагнозом врача, который набирает сумму объективных данных и анамнез, проводит многочисленные исследования для установления диагноза.

 

Реакция должна повторяться, если повторяется ее возбудитель.

Если допрашиваемый постоянно проявляет стрессовую реакцию, когда сотрудник касается какой-либо определенной темы во время допроса, это является сигналом для продолжения расспросов по затронутой теме.

Согласно мнению большинства ученых-психологов, информация, которую мы получаем в процессе общения, состоит из 65 % языка тела, 7 % вербальной информации, 12 % характеристик голоса и 16 % — смеси различных сигналов (химических реакций, запахов, малых сигналов), сложных для наблюдения и интерпретации.

Сотрудник должен определить обычную для его собеседника линию поведения и затем наблюдать за отклонениями от этой основной линии. Эти отклонения означают что-либо, только когда повторяются многократно.

Способом определения нормального поведения человека является беседа, не затрагивающая темы, способной вызвать тревогу субъекта, т.е. наблюдение за его спокойным, нестрессовым поведением. Это те коммуникативные акты, которые психологи обычно используют для создания раппорта. Сотрудник может задавать простые вопросы, например, попросить назвать полное имя, дату рождения, место работы, уровень образования. Беседы о спорте, погоде, новостях, соседях также соответствуют этому требованию. Важно все же заметить, что невиновные люди могут нервничать во время допроса, и тогда эту нервозность можно рассматривать как основной тип их поведения. Выводы должны следовать только из анализа отклонений от нормального поведения.

Поведенческая реакция должна быть своевременной. Обычно реакция проявляется через 3-5 секунд после прозвучания вопроса. Но некоторые люди реагируют медленнее, и их реакция может наступить после 5-секундной паузы. Правильное определение типа основного поведения делает возможным определение и скорости его реакции.

 

Наблюдение и объяснение поведения – сложная работа .

Беседа – процесс, требующий высокой концентрации внимания и умственной дисциплины сотрудника. Вся получаемая информация должна восприниматься критически.

 

Следует учитывать, что допрашиваемые также наблюдают за сотрудниками в процессе допроса.

СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Стресс приводит человека к одному из пяти переходных психических типов реакций. Допрашиваемый, которого знакомят с материалами дела или предупреждают об индивидуальной ответственности за происшедшее, реагирует так же. Четыре типа этих реакций являются отрицательными и характеризуются отказом признавать участие в происшедшем или уклонением от ответственности за него. Это – гнев, депрессия, отрицание и торг.

Пятый тип реакции – согласие – является, по сути, готовностью к правдивому признанию. Все специфические вербальные клише и невербальные проявления субъекта являются для сотрудника индикаторами одного из состояний. Диагностика этих реакций и понимание их функций, осознанных и неосознанных субъектом, дают следователю возможность уловить психологический ответ допрашиваемого на стрессовые стимулы. Будучи способным воспринять каждую из реакций и понять их цели, сотрудник может либо расстроить попытку субъекта уйти от сотрудничества, либо сосредоточить внимание на готовности к согласию, ведущему к признанию (в качестве метафоры можно представить знаки на дороге, показывающие путнику дорогу к месту назначения).

Гнев лучше всего характеризуется состоянием доминирования. Человек использует гнев для установления контроля над ситуацией путем какой-либо формы агрессии. Гнев является наиболее деструктивным из всех типов реакций. В состоянии гнева человек находится в умственном тупике и, вероятно, не воспринимает почти ничего из высказываний сотрудника (собеседника). Каждый человек в состоянии гнева имеет свою “повестку дня” и ничуть не заботится о нуждах другого. Понятно, что следователь не может позволить допрашиваемому долго находиться в состоянии гнева, поскольку это сужает возможность получения достоверной информации. Наиболее перспективным путем является сотрудничество.

Вторая отрицательная реакция – депрессия – также характеризуется наличием агрессии. Но, в отличие от гнева, при депрессии агрессия обращена внутрь человека. Вместо атаки на окружающих они нападают на самих себя, истощают себя в аутоагрессии.

Если гнев может быть определен как самая деструктивная реакция человека, то агрессия – это самый эмоционально изнуряющий субъекта тип поведения. Субъект затрачивает больше энергии на себя, чем на проводящего беседу. Многие следователи считают: когда допрашиваемый находится в состоянии депрессии, признания, как правило, не наступает.

Может случиться, что у допрашиваемого случайно могут вырваться некоторые замечания, но это происходит непреднамеренно.

Наиболее распространенным из всех отрицательных типов реакций является отрицание. Субъект отрицает реальность, чем обманывает и себя, и других. Большая доля обмана во время допросов приходится на долю допрашиваемых, демонстрирующих эту реакцию.

Фактически более 90 % обмана на допросах является отрицанием.

Продолжительное отрицание создает труднопреодолимые барьеры на пути к признанию и отнимает у следователя много времени и сил.

Четвертая отрицательная реакция – торг – является состоянием перехода. Это самая слабая отрицательная реакция, в ходе которой субъект скрывает (маскирует) реальность. Он пытается изменить мнение слушателя о самом себе, ситуации, жертве или природе преступления. Это переговоры с целью выторговать себе наилучшую позицию в деле. Риск для сотрудника в данном случае состоит во вступлении в торг, в принятии решения об облегчении положения субъекта.

Субъект, демонстрирующий реакцию согласия, готов отвечать за содеянное. Обычно он признается в совершении преступления на этом этапе. Но это утверждение истинно только в случае правильной диагностики сотрудником состояния субъекта, который получает возможность признаться.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

 

Человеческий голос имеет уникальную способность передавать широкий круг информации на разных уровнях. Он сообщает об эмоциональном состоянии человека, силе и глубине передаваемых им чувств. Способность следователя декодировать эту многоканальную информацию является важным фактором повышения эффективности беседы.

Известно, что вербальные клише, которые мы используем, предоставляют слушателю богатую информацию. В результате люди часто оценивают свои высказывания, чтобы быть уверенными, что передают объем информации, необходимый для понимания идеи. Сознательно человек постоянно проверяет свою речь по значению и содержанию, пытаясь избежать вербальных ошибок, но не обращает такого же внимания на другие языковые симптомы. Люди могут контролировать свои вербальные сигналы успешнее, чем невербальные. Но вербальные сигналы обычно наиболее продуктивны в передаче информации и легче всего понимаются слушателем.

Поэтому необходимо обсудить характеристики речи и их значение для работы сотрудника ОВД. Эти характеристики включают высоту, громкость, темп и ясность речи.

Голосовые характеристики не являются индикаторами лжи, но они демонстрируют силу и глубину эмоций, выражаемых субъектом.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.007 с.)