Б.В. Смирнов, канд. мед. наук



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б.В. Смирнов, канд. мед. наук



Психологические аспекты

Допросов и бесед

Сотрудников органов внутренних дел

С гражданами

Учебно-методическое пособие

Владимир

1998

     Коровина А.А., Смирнов Б.В.

     Некоторые вопросы психологии допросов и бесед сотрудников органов внутренних дел с гражданами. Учеб.-метод. пособие. Владимир: ВлЮИ МВД РФ, 1998. 56 с.

 

     Пособие предназначено для формирования у слушателей коммуникативных качеств, необходимых для решения оперативно-следственных задач. Оно содержит данные современных отечественных и зарубежных исследований по указанной теме.

 

 

                                           © Коровина А.А., Смирнов Б.В., 1998

© Владимирский юридический институт МВД РФ, 1998

Предисловие

В любом виде профессиональной деятельности применяются специальные технические приемы, без овладения которыми невозможно ее совершенное выполнение даже очень способным сотрудником. Путь к профессиональному мастерству сотрудников ОВД лежит через овладение основными методами и приемами деятельности, к числу которых можно отнести психологическую диагностику личности гражданина, с которым сотрудник ОВД общается в процессе службы. В ходе раскрытия и расследования преступлений обязательным является проведение бесед и допросов (это занимает до четверти рабочего времени следователя), но принципы организации и проведения интервью и допроса, их диагностические возможности являются наименее разработанными из всех тем, изучающихся в правоохранительных учебных заведениях системы МВД многих стран, в том числе и России.

Основной целью лиц, расследующих или предупреждающих преступления, занимающихся разведывательной или розыскной деятельностью, является сбор информации. Успех работы следователя напрямую зависит от его умения проводить беседы и допросы. В 1975 г. Rand Corporation (США) провела исследования и заключила, что залогом успеха расследования является высокое качество информации, полученной от потерпевшего или свидетеля преступления. Логично предположить, что правильная организация допроса подозреваемого очень важна для следствия.

Многие следователи считают, что умение вести беседу является врожденным и научиться этому нельзя. Очень часто допрос представляется как перечень вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Обзор статей и публикаций свидетельствует о том, что начинающие следователи считают допрос упражнением в задавании вопросов типа “кто? что? где? когда? как?”, ответы на которые затем излагаются в протоколе. Но интерпретация человеческого поведения – сложный комплексный процесс.

Внимание следователя во время проведения бесед и допросов концентрируется на наблюдении за человеческим поведением с целью определения состояния личности и той роли, которую тело играет в передаче этой информации. Понятно, что “словарь” языка тела и семантика вербального языка дают возможность определить правдивость или лживость собеседника.

Беседа и допрос – это многоэтапный анализ поведения допрашиваемого, используемый для организации продуктивного общения, т.е. получения достоверной информации по делу[1]. Его техника базируется на опыте ежедневного поведения и коммуникативных умениях сотрудника ОВД.

Необходимо признать очевидной сложность анализа человеческого поведения и общения. Возможно предположить, что речь и невербальное поведение могут свидетельствовать об определенном психическом типе индивида и его изменениях, указывая на то, что может быть названо “психологическим отпечатком пальцев” конкретного человека[2]. Умело совмещая полученную вербальную и невербальную информацию, сотрудник ОВД может провести беседу или допрос более эффективно, т.е. получить максимально достоверную информацию по делу.

Сотрудник наблюдает за поведением допрашиваемого, расшифровывает и анализирует его с целью установления лживости или правдивости показаний или определения наиболее чувствительной сферы личности для оказания влияния на нее.

Если установлено, что человек лжет, сотрудник может начать работу по добровольному признанию вины или факта лжи. Во время интервью или допроса сотрудник не должен руководствоваться одной стандартной схемой их организации, поскольку каждый индивид по-своему реагирует на окружающую среду. Для выбора правильной тактики поведения сотрудник должен попытаться диагностировать тип личности собеседника. Правильное определение типа личности допрашиваемого позволяет комментировать даже мелкие детали его поведения с максимальным эффектом.

Проводя допрос, сотрудник использует этот этап для сбора информации об эмоциональных и интеллектуальных состояниях, как путешественник использует карту, пытаясь определить свое местоположение. Кроме того, он определяет профиль личности, который позволяет ему найти подходящий вариант проведения допроса.

Целесообразно использование данных интервью и допросов для анализа вербальной и невербальной информации.

 


ПРИНЦИПЫ БЕСЕД И ДОПРОСОВ

 

Жесты человека всегда были источником информации для ученых, изучающих человеческое поведение. Ведутся споры о том, является ли такое поведение приобретенным, выработанным в детстве, или это часть генетического кода, передаваемого от поколения к поколению. Тем не менее, общепринятым стало утверждение о высокой информативности жестов. Доктор Ray L. Birdwhitsell (Университет Луисвилля) считает: если наблюдатель знает “словарь” языка тела, он способен слушать речь и знать, что будет делать тело. Более того, он сможет рассказать о содержании разговора, наблюдая во время общения только жесты собеседников.

Зигмунд Фрейд писал: “Человек, у которого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может быть уверен, что ни один смертный не сможет утаить от него что-либо. Если он (смертный) молчит, то болтают кончики его пальцев, предательство просачивается из него при каждом движении”. Чарльз Дарвин констатировал, что “эмоции практически всегда можно увидеть в каком-либо движении тела”.

Наблюдатель делает то же, что и детектор лжи, замечая реакции собеседника. Они обязательно возникают и проявляются, т.к. это ответ на опасность или испуг, испытываемый всеми живыми организмами. Во время допроса виновный человек будет стремиться к противодействию угрозе со стороны сотрудника. Он может или попытаться избежать разговора, или начать борьбу с допрашивающим. Обе линии поведения хорошо диагностируются.

Если поведение и язык тела человека достаточно очевидны, то сотрудник может использовать их для диагностики правдивости или лживости допрашиваемого. Но анализ поведения человека очень сложен, и задача состоит в определении реакций, говорящих об основном типе поведения, и отклонений от этого основного типа.

Несмотря на то, что основная задача допроса – выявление правды, возможна ситуация ошибочной диагностики честного субъекта как лживого, чего, без сомнения, сотрудник должен стараться избегать. С этой целью необходимо определить принципы и правила допроса/беседы.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.005 с.)