Конституционно-правовые принципы судебной системы в Донецкой Народной Республике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые принципы судебной системы в Донецкой Народной Республике



Как было указано автором работы ранее, помимо функций правопорядка суды осуществляют не только правосудие, но и надзор, тем самым ограничивая сферу влияния двух других (законодательной и исполнительной) ветвей власти. В современном информационном пространстве цивилизованного общества судебная власть постепенно расширяет свои полномочия, решая спорные вопросы между органами различных ветвей государственной власти.

Для успешного функционирования государства в целом все ветви власти должны иметь самостоятельность, влияние в обществе, иметь хорошую кадровую подготовку и обеспечение, а также функционировать в соответствии процессуальным порядком, а также действовать в рамках правосудия. Также, для нормальной деятельности судебная власть должна использовать самостоятельные механизмы воздействия на социальные отношения и эффективное государственное регулирование организации судебной системы[42].

В связи с тем фактом, что образование Донецкой Народной Республики произошло менее 5 лет назад формирование судебной системы в республике происходит и по сей день. На момент написания работы, основополагающими документами, которые регламентируют функционирование судебной системы в ДНР являются Конституция Донецкой Народной Республики[43] и закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.[44], необходимо отметить, что данный нормативный документ вступает в законную силу с 1 января 2019 года. Также, деятельность судов Донецкой Народной Республики не должна противоречить Конституции ДНР, а также требованиям нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на территории республики.

В соответствии с нормами Конституции ДНР и другими правовыми актами республики решения судебных споров в Донецкой Народной Республике осуществляется исключительно судами через судей, с возможным привлечением  народных заседателей в установленном законом порядке. Что обозначает, что иные организации или лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия на территории ДНР в соответствие со ст. 80 Конституции ДНР[45] и ст. 4 закона ДНР «О судебной системе»[46].

Также, при в Донецкой Народной Республике позиционируется независимость судебной власти от законодательной и исполнительной.

Основополагающим принципом в мировой практике является единство судебной власти, которое в ДНР обеспечивается:

- установление судебной системы в соответствии с требованиями Конституции  и других нормативно-правовых актов, принятых в Донецкой Народной Республике, а также применения требований указанных норм в судебной практике.

- суды обязаны строго придерживаться всех процессуальных процедур, которые предусмотрены законодательством ДНР;

- обязательность выполнения органами и гражданами, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики решений суда вступивших в законную силу закреплены в ст.6 закона ДНР «О судебной системе». Также данная статья указывает на то, что выполнение решений судебных инстанций иностранных государств и международных судов обусловлено действием международных договоров на территории Донецкой Народной Республики.

Принцип самостоятельности судебной системы в Донецкой Народной Республике реализуется в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе», которая гласит, что правосудие осуществляемое судами ДНР не зависит от чьей-либо воли и выполняет требования исключительно нормативно-правовых документов, которые действуют на территории Донецкой Народной Республики. Независимость суда подкрепляется тем, что согласно закону[47] не могут быть приняты законодательные акты уменьшающие значимость независимости судов или судей.

Следует отметить, что при несоответствии актов государственных органов или органов местного самоуправления, или отдельных должностных лиц Конституции ДНР, нормативно-правовым актам ДНР или документам права международного уровня судьи ДНР обязаны принимать решение в соответствии с требования правового акта, который имеет наибольшую юридическую силу на территории Донецкой Народной Республики.

Следующим характерным принципом, который должен быть основополагающим для судебной системы цивилизованного государства, и также присущ судебной системе республике - это «принцип равенства». Данный принцип предполагает, что при судебном разбирательстве не должно быть предпочтения по каким-либо признакам, которые не прописаны на законодательном уровне. Равенство каждого человека перед законом прописано в ст. 13 Конституции ДНР[48].

Немаловажным принципом, реализованным на территории ДНР является публичность и присутствие граждан при осуществлении правосудия. Граждане принимают участие в судебном процессе на территории Донецкой Народной Республики в качестве народных заседателей, в соответствии с порядком установленным законом, что является для таковых граждан выполнением гражданского долга. Данное положение закреплено в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[49].

Важный принцип судебной власти ДНР – это гласность в правосудии, который предусмотрен ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[50]. Гласность, с точки зрения законодательной базы Республики предусматривает открытый доступ в зал заседания суда, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также, следует отметить, что судопроизводство в Донецкой Народной Республике осуществляется на русском языке и тем, кто не владеет должно быть обеспечено право использовать услуги переводчика.

Если рассматривать принадлежность судебной системы ДНР в соответствии с классификацией предложенной в предыдущей главе, то наиболее близкой по числу особенностей является романо-германская модель судебной системы. Автором работы был сделан данный вывод при помощи метода исключения. Было полностью исключено соответствие мусульманской модели[51], в связи с недоминирующим распространением исламской веры на территории Донецкой Народной Республики. Социалистическая модель не может быть основополагающей ввиду невыборности судей и присяжных. Судебную систему также не стоит относить к англосаксонской модели, несмотря на тот факт, что в судебной системе ДНР есть единая системой судов, которую возглавляет Верховный суд ДНР, однако, в судебной системе ДНР прецедент не является основополагающим фактором при принятии судебного решения по делу. В результате проведенного анализа автор работы пришел к точке зрения, что наиболее соответствующей моделью судебной системы в мировой практике, которая имеет наибольшее количество схожих особенностей функционирования, является наиболее распространенная континентальная модель. Общими характеристиками для указанных судебных систем следует считать[52]:

- имеют место специализированные суды судов, у которых есть высшие органы контроля и обжалования решений судов низшей инстанции;

- судебный прецедент не имеет юридического значения, и в ряде случаев может быть даже запрещен;

- Судья принимает участие, как в оценке, так и сборе доказательств.

При этом в отличие, от классической модели романо-германской судебной системы у которой, обычно нет четко выраженной единой судебной системы, организация судебной системы в Донецкой Народной Республике имеет единую и четкую структуру, которая на сегодняшний день проходит этап формирования и налаживания нормативно правовой основы судебной системы Донецкой Народной Республики

Таким образом, принципы судебной системы Донецкой Народной Республики отвечают требованиям цивилизованного демократического государства, которое ставит в приоритет права и блага людей, которые проживают на его территории[53]. Необходимо обратить внимание на то, что в судопроизводстве ДНР закреплены все принципы обеспечивающие объективность решения судебных споров, а именно: равенство, гласность, единство, публичность, самостоятельность. Несмотря на тот факт, что судебная система Донецкой Народной Республики была сформирована и функционирует достаточно недавно ее нормативно-правовая составляющая разработана на примере передовых систем современных государств.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.024 с.)