Чем отличаются дети с речевыми нарушениями от других учеников с ОВЗ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем отличаются дети с речевыми нарушениями от других учеников с ОВЗ



Дети с речевыми нарушениями отличаются от иных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья нормальным интеллектом, физиологической сохранностью анализаторов – кожно-кинестетического, зрения, слуха. В статье представляем описание детей, для которых речевой дефект является первичным.

Чтобы учитель лучше понимал психолого-педагогические особенности младшего школьника с проблемами речевого развития, предлагаем опираться на педагогическую классификацию речевых нарушений Р.Е. Левиной (1968 г.). Согласно этой классификации детей делят на четыре группы:

l с фонетическим недоразвитием речи;

l фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

l общим недоразвитием речи;

l заиканием.

Нарушения чтения и письма Р. Е. Левина не выделила в самостоятельную группу, так как они вторичные по отношению к дефекту устной речи.

Справка

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности артикуляционного аппарата. Может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка

Что необходимо знать о фонетическом недоразвитии речи

Учащиеся, которые имеют фонетическое недоразвитие речи, – самая благополучная группа. Фонетические проблемы означают трудности произношения наиболее сложных по артикуляционному укладу фонем родного языка. Эти фонемы появляются в речевом онтогенезе последними, например, звуки [р], [р'], [л], [л'], [j].

Трудности произношения не влияют на личностное и познавательное развитие, качество учебной деятельности младших школьников. Устранить проблемы быстро помогут занятия ребенка с логопедом на школьном логопункте. Дислалия как клиническая форма речевого нарушения также относится к фонетическому недоразвитию речи.

Как отличить фонетико-фонематическое недоразвитие речи

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи младшему школьнику трудно произносить фонемы и трудно их различать как в устной, так и письменной речи. Дети «пишут, как слышат», то есть дублируют ошибки в произношении звуков на письме и при чтении. Это снижает качество их письменных работ.

Психологические особенности младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет определять клиническая форма речевого нарушения, при котором оно наблюдается, а также влияние патоэтиологического фактора. Если причины фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка имеют органическую природу, то в его психологическом статусе могут отмечаться изменения внимания, памяти, мышления, которые непосредственно связаны с языковым или речевым аспектом учебной деятельности.

К ним добавляются проявления:

Справка

Афазия – локальное отсутствие или нарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях

l специфические деятельностные – истощаемость, слабая мотивация, неравномерная работоспособность;

l поведенческие – гиперактивность, расторможенность;

l эмоциональные – неустойчивость эмоционального фона, эмоциональная истощаемость;

l двигательные – синкинезии, навязчивости, моторная неловкость, двигательное беспокойство.

Если причины функциональные, то указанные проявления не столь выражены. Обучение младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи возможно по общеобразовательным программам для нормативно развивающихся сверстников. Темп и качество освоения ими базовых общеобразовательных предметов зависят от своевременной логопедической помощи и коррекции чтения и письма. К данной группе относят такие клинические формы речевых нарушений, как комплексная дислалия, дизартрия, ринолалия.

Особую категорию составляют младшие школьники-билингвы с фонетико-фонематическими трудностями. Их число с каждым годом растет. Наиболее распространены у билингвов трудности звукопроизношения на фоне изучения одновременно двух языковых систем: смешение звуков, акцент при произношении и др. Эти трудности связаны с незрелостью мозга ребенка-билингва, что влечет проблемы в чтении и письме в школьном возрасте.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.014 с.)