Технологии саморазвития личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии саморазвития личности



 

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Взаимодействие, личности и общества.

2. Технологии гуманизма общества в отношении к личнос­ти.

3. Пути совершенствования отношений между обществом и личностью.

 

1. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуман­ным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.

Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каж­дой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубля­ется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уров­нем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченны­ми возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.

Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных цен­ностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного пове­дения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовле­творения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существова­ния.

Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности на­растания социальных взрывов и катастроф.

Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.

Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла су­ществования, а иногда и самого главного — права на жизнь.

Для инновационных методов науки, какими являются соци­альные технологии, главным смыслом разработки и внедрения являются: выяснение нетрадиционных новых средств защиты личности, реализации ее жизненных сил. Сами технологии толь­ко тогда справедливы, когда они работают на эту цель, границы их использования и критерии эффективности также определя­ются степенью сбережения сущностных личностных сил.

Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?

Понятие "личности" отражает целостность человека в един­стве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообрази­ем функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специ­фичной форме в зависимости от наличного творческого потен­циала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внут­ренний мир в установках,   в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответ­ствии с вырабатываемыми ценностями. Поэтому главная про­блема социологии личности — раскрыть возможности творчес­кой личности в современном мире, стимулировать ее ответствен­ность за все происходящее, поставить ее в большей мере в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, дей­ствующего в соответствии с выработанными ценностями.

Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко вы­глядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющим места "для свободного саморазвития, самореали­зации личностного потенциала". Разделяем мнение тех иссле­дователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.

Из понятия личности выпадают такие категории, как "харак­тер", "темперамент", "индивидуальность", не включаются эмо­циональные черты человека, его природные задатки и врожден­ные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, кото­рые не только не снижаются в современном мире, но и продол­жают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плы­вут по воле волн, не "делают свою судьбу" за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существова­ния.

Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенны­ми в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельству­ют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.

В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творчес­кими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадле­жала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научить­ся измерять разность этих творческих потенциалов, своевремен­но выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. В этом залог успешного решения возникающих глобальных проблем XXI в.

Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу миро­вому сообществу, национальным интересам своих стран Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаме­нимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное до­стояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающе­го выжить и обеспечить себе источники развития, - предоста­вить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут пред­назначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одарен­ные станут признанными лидерами.

Сегодня пирамида социального устройства перевернута Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.

Философия "маленького человека", способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Ор­ганизация общества, лишающая личность свободы выбора, воз­можности реализовать себя, защитить жизненный смысл суще­ствования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социаль­ное а в большей мере воспитательное, педагогическое

Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом "клеточном уровне".

Словом, социальная сущность современного развития обще­ства против "социальной одинаковости", "социальной уравни­ловки", но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми "врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории.

Сегодня пробивает себе дорогу теория "естественного права человека на развитие и реализацию каждым человеком своих способностей к созидательному мышлению и творчеству. В рам­ках "естественного права" вполне правомерна теория элитарно­го развития", которая ему не противоречит.

Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.

Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщеплен­ного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармо­низации различных личностных потенциалов, без гуманистичес­кой работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.

2. Каковы же универсальные социальные технологии такого поворота общества к личности, защиты ее жизненных сил?

Прежде всего речь идет о смене парадигмы общественного развития, о становлении современной философии информацион­ной цивилизации.

Сегодня мы имеем перевернутую пирамиду защиты индиви­дуальной и социальной субъективности человека. Личность и социальная среда, ее окружающая, - это единое целое. Но не личность существует для социальной среды, а последняя должна средствами свой организации создавать условия для развития жизненных сил человека (рис. 2).

 

         
Есть
Должно быть
ОБЩЕСТВО (социальная среда)  
ЛИЧНОСТЬ
ОБЩЕСТВО (социальная среда)
ЛИЧНОСТЬ

 


Рис 2. Соотношение личности и общества

 

Социальная среда и личность находятся в диалектическом взаимодействии. Социальная организация своим смыслом имеет обеспечение благоприятных условий для развития личности, которая реализует свои жизненные силы через социальную организацию.

Исторический опыт показывает, что личность способна реа­лизовывать себя в полной мере, когда она свои внутренние ценности не противопоставляет общественным, гражданским, национальным, а строит свой жизненный путь с их учетом, под влиянием их определяющего воздействия. Личность всегда свя­зана с нацией, родиной, семьей, племенем, государством. Аб­страктная личность, лишенная социальной оболочки, лишается и смысла своего существования.

Более того, личность, сформированная в таком биотелесном духе, может стать разрушительной силой для социального про­странства, в котором она живет. Эта идея "безграничности личности", ее "божественного самосмысла" особенно разруши­тельна для России, которая всегда существовала на основе соборности, гражданственности, патриотизма, государственнос­ти, которые утверждались не как категории вообще, а как прочные ассоциации своих граждан, которые возлагали свои труды на алтарь Отечества. Без этого нет и не может быть русской нации, российской государственности. Подогреваемые российским либерализмом ложные ценности идейно способству­ют распаду российского социума, подъему племенного сепара­тизма, национальной и региональной обособленности, что угро­жает национальной безопасности и целостности России.

Цели и смысл человеческого существования, подчиненные зарабатыванию денег для борьбы за существование и выживание, накоплении собственности и капитала, как самостоятельные ценности, как смысл личностного существования, не выдержи­вают критики и на Западе. Поворот пирамиды ценностей жизни в условиях информационной цивилизации начался, тенденция эта уже просматривается. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся переворот от колониального мышления к новому, экологическому, живому знанию, в основе которого лежит бе­режное отношение к природе, ее ресурсам, экономии энергии[56], что составляет первую важную часть жизненной среды личности, без гуманизации которой защита жизненных сил человека невоз­можна.

Развернувшееся сегодня в мире могучее движение за восста­новление экологического равновесия, за чистоту природной среды также, свидетельствует о жизненности данной тенденции.

Однако в мире пока плохо осознается тот факт, что дефор­мация природной среды, угрожающая сегодня жизни личности, есть лишь следствие разрушенности ее второй природы — соци­альной, ее духовных основ[57].

Богатое общество — это богатство его индивидуальных сил, отдельных клеточек — личностей. Общество как сложная соци­альная система сильно тем, что обеспечивает саморазвитие, самореализацию его территориальных и трудовых ассоциаций, общественных институтов, социальный смысл которых — объ­единять отдельные личности и обеспечивать их многостороннее развитие.

В области социальной организации общества и деятельности ее отдельных институтов, прежде всего государства, мы имеем пока ту же перевернутую пирамиду, которая направляет всю силу своего воздействия на личность. Сегодня все элементы среды (природной и социальной) давят на личность, которая "держит удары" их разрушающих деструктивных сил. (рис. 3.)

Выводы ряда ученых, данные многочисленных социологичес­ких исследований, которые мы здесь не приводим по причине их общеизвестности, свидетельствуют, что многие из этих видов воз­действия являются разрушающими для личности, воспринимаются ею как фатальная необходимость, неизбежное бремя, рок.

 

 

 
ПРИРОДНАЯ СРЕДА (экология)  
ОБЩЕСТВО общественные отношения: экономические, социально-политические, духовные  

 
КУЛЬТУРА
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ государственно-правовые
МИКРОСРЕДА семья, трудовые коллективы, бытовые отношения, территориальные
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ


Идеологи­ческие (СМИ) Экономи­ческие Админи­стративные Информа­ционные Государс­твенно-правовые Духовно-культурные

 

 


Рис. 3. Современное соотношение общества и личности

 

Ответной реакцией незащищенной личности является агрес­сия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т.п. При таком состоянии дел отдельный человек не. может стать ответственным субъектом за все происходящее, не в состоянии сохранить при­роду и все существующее на Земле.

Проблемы эти обозначаются все отчетливее, они становятся кричащими. Россия — только частный случай, правда, наиболее драматический в силу целого ряда причин. Каковы же выходы из этой тупиковой для цивилизации ситуации, универсальные технологии оздоровления социальной жизни? К чести современ­ного общества следует сказать, что они предлагаются мировой научной общественностью. Дело теперь за субъектами управле­ния, ООН, прежде всего политическими институтами и отдельными политическими деятелями. Прецеденты такие в мировой истории уже были, когда отдельные политические лидеры бро­сили вызов невежеству, вводили современные данные науки в свои политические действия и обеспечивали прогрессивное раз­витие своим странам.

Подтверждением тому является новый курс, взятый в свое время США на пути выхода из кризиса под руководством выдающегося политика современности Франклина Делано Руз­вельта.

Современной доктриной высвобождения личностных сил в социально-экономической сфере является теория коллективной формы собственности в различных ее модификациях (корпора­тивной, коллективной, кооперативной, акционированной, аренд­ной и т.п.), изложенная выше. Она позволяет защитить жизнен­ные силы личности от разрушающих воздействий общества, его социальных институтов, формировать гражданское общество, где личность приближена к средствам производства, непосред­ственно участвует в распределении продуктов и услуг, а следо­вательно, в распоряжении своей судьбой. Сами социальные институты (трудовые коллективы, семья, бытовое окружение, территориальные ассоциации и другие элементы микросреды) все в большей мере выступают в качестве таких социальных организаций общества, которые, объединяя разные творческие индивидуальности, способствуют как появлению дополнитель­ной социальной энергии (энергии социальной организации), так и наиболее полному расцвету сил каждого индивида. Оздоров­ление социально-экономических отношений создает объектив­ные предпосылки для политического раскрепощения личности.

Опыт развитых стран, уже добившихся определенных успе­хов в области социально-экономического оздоровления жизни, показывает, что это положительно влияет на процесс становле­ния правового демократического государства, которое из сред­ства политического давления на личность постепенно превраща­ется в интеллектуальный центр общества, мотивирующий своих граждан к производительному труду и жизни в целом. Такие государства все в большей мере наряду с административно-по­литическим мерами, силой закона все полнее используют методы социального управления, духовно-культурного, информацион­ного, интеллектуального мотивирования своих граждан к до­стойной для человека жизнедеятельности.

Происходит постепенное изменение характера и содержания самой власти государства, которая все в большей мере демокра­тизирует информационные потоки, обеспечивает свободу печати, расширяет рамки гласности и поднимает роль общественного мнения в решении общественных дел. Формирующееся граждан­ское общество, его институты опираются в своей деятельности на общедоступные банки данных, современные наукоемкие ин­формационные технологии, что в свою очередь повышает зна­чимость социального контроля общества, его социальных инсти­тутов, следовательно, каждой личности за деятельностью госу­дарства.

Пирамида и в этой области переворачивается в сторону государство — для общества, каждого гражданина. В отличие от ее теперешнего состояния общество, личность — для государ­ства, имеющего неограниченную власть над личностью.

Власть интеллекта реализуется все в большей мере и в деятельности государственной службы, неумолимо требуя наи­более профессиональных специалистов во всех формах власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые все в большей мере насыщаются информационно-аналитической и ин­теллектуальной работой. Речь, конечно, идет о теоретической модели организации общества и тех прогрессивных тенденциях в этой области, которые имеют место. Однако нельзя как недо­оценивать, так и преувеличивать их пользу, потому многое в развитии цивилизации будет зависеть от коллективной воли, духовной культуры субъектов управления. Последние либо вос­пользуются этой возможностью на пути обеспечения цивилизационной безопасности, либо ввергнут мир в новые катаклизмы и страдания личности.

Теоретическая модель такого будущего развития (сбаланси­рованного, а затем и гармонического) схематически может быть представлена в виде пирамиды, вершиной которой является личность (рис. 4).

При таком подходе личность становится смыслом социально­го прогресса. Их взаимодействие в обществе осуществляется на основе других принципов организации.

Гражданское общество все в большей мере выступает как ассоциация социальных институтов, а через них и личностей. Производство, экономика приобретают строго заданную соци­альную ориентацию, высшим регулятором общественной жизни

 

 
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, в том числе саморазвития и самореализации личности
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ трудовые коллективы, бытовые, семейные, территориальные ассоциации и др.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ГОСУДАРСТВО


Рис 4. Теоретическая модель гармонического соотношения личности и общества

 

наряду с законом становится культура, нравственные нормы и ценности жизни. Последние через наукоемкие технологии посту­пают в сферу управления, где политическая власть выступает все в большей мере как информационно-аналитический и куль­турный центр общества, сокращающий традиционные методы властного регулирования и увеличивающий мотиваторы целесо­образности поведения человека в обществе.

Само государство все в большей мере делегирует своим социальным институтам, ассоциациям, отдельным личностям функции управления и распоряжения собственными делами, сокращает методы политического давления и расширяет сферу правового, духовно-культурного, интеллектуально-информаци­онного воздействия на граждан.

3. В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.

Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством пози­ции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценнос­ти переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит цен­ностям творчества[58]. Остановимся на ценностях творчества. Фи­лософия творчества имеет большую историю, ее основы, напри­мер, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии раз­вития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публи­каций, монографий, проведены научные исследования.

В науке начался серьезный разговор, проводятся исследова­ния в области духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого суще­ствования. Предлагаются психологические технологии само­оценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути само­совершенствования.

И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических техноло­гий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько техноло­гии, тренинги, "мозговые коллективные штурмы", сколько бла­гоприятные экономические, социально-политические и культур­ные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для утверждения смысла чело­веческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического разви­тия мира необходимо достижение единства объективных и субъ­ективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.

Словом, если попытаться сегодня выстроить модель сбалан­сированного гармонического развития мира, то схематически она может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняш­него в сторону закономерностей, принципов будущего (табл. 3).

На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления со­циального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализа­ции своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.

Главное в защите личностных сил — утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего за все, что происходит вокруг. При этом условии возможно и гражданское общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными дела­ми. Только при наличии свободного труда (не наемного), проч­ных гарантиях распоряжения его результатами и собственнос­тью, что создает объективные предпосылки для развития граж­данского общества, возможно отступление тех бед и страданий, которые сегодня сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.

Между тем решение этих проблем пока не имеет достаточного социологического обеспечения, современной социологической теории личности, технологий ее мотивации к труду и жизни в целом, к достойному поведению. К разработке наукоемких тех­нологий социализации человека и его сущностных сил социоло­гия управления только приступает. Но и они сегодня не востре­бованы политической властью, которая исключает личностный потенциал из механизма своего цивилизационного развития. Между тем в условиях информационной и управленческой ре­волюций социализация личности, ее мотивация к деятельности, поведение в социальных организациях, в системе властных отношений — одна из актуальных проблем науки и власти, возможно, даже их суть.

 

Таблица 3



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.02 с.)