Введение в историю международных отношений в средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в историю международных отношений в средние века



 

Понятие « международные отношения»:

-совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей между государствами и системами государств, между основными классами, социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене (Н. И. Иноземцев);

-отношения между государствами и негосударственными организациями, между партиями, компаниями и частными лицами разных государств (авторы «Курса международного права»);

-совокупность интернациональных связей, формирующих человеческое общество (Г. Х. Шахназаров);

-отношения между политическими единицами, включая греческие полисы, римскую и египетскую империи, европейские монархии, буржуазные республики или народные демократии (Р. Арон).

 

Виды международных отношений:

-на основе сфер общественной жизни: политические, военно-стратегические, культурные, идеологические отношения;

-на основе взаимодействующих участников: межгосударственные, межпартийные отношения, отношения между международными организациями и между гражданами различных государств.

 

Уровни международных отношений:

-на основе геополитического критерия: глобальный, региональный, субрегиональный;

-на основе состояния международных отношений: стабильный или нестабильный, доверия или вражды, сотрудничества или конфликта, мира или войны.

 

Внешняя и внутренняя политика находятся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Основные подходы к взаимодействию внутренней и внешней политики:

-марксизм: внешняя политика детерминирована политикой внутренней, которая является отражением классовой сущности правящего режима и определяется экономическими отношениями;

-теории геополитической концепции «богатого Севера» и «бедного Юга» и мирового центра и мировой периферии: внешняя политика определяет внутреннюю, по отношению к которой является источником побудительных мотивов; в сфере внешней политики лежат основные интересы государств, от ее успешности зависит внутреннее благополучие;

-неореализм и структурализм: внешняя политика есть продолжение политики внутренней, а международные отношения – продолжение внутриобщественных отношений; решающую роль во внешней политике играет внутренняя динамика международной системы;

-политический реализм: внешняя политика и внутренняя политика имеют одинаковую сущность – борьбу за силу, но внешняя политика определяется национальными интересами, которые объективны, т.к. зависят от человеческой природы, географических условий и традиций народа.

 

Объектом исследования международных отношений является неупорядоченная политическая среда, в которой отсутствует верховная власть и монополия на легитимное насилие, для нее присущ дуализм регулируемости (что вытекает из сознательной деятельности людей, направленной на создание международных организаций, институтов и режимов, формирующих ограничения неупорядоченности) и предсказуемости (что вытекает из плюрализма суверенитетов и особенностей психологии принимающих решения лиц).

 

Закономерности международных отношений:

-главным действующим лицом является государство; формы его международной деятельности – дипломатия и стратегия;

-государственная политика существует в двух формах – внутренней и внешней, между которыми существует взаимосвязь, но каждая из форм в достаточной степени автономна;

-основой международных действий является национальный (государственный) интерес, элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет;

-осуществление национального (государственного) интереса вызывает необходимость создания военного потенциала, который зависит от внутренних ресурсов государства;

-распределение силы между крупными государствами (баланс сил) может принимать следующие формы: биполярную, трехполюсную и мультиполярную.

Международная система

Общее определение системы, ее элементов, среды, структуры и функций по Л. фон Берталанфи:

-система есть совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

-элементы есть простейшие составные части системы, находящиеся во взаимосвязи;

-среда есть окружение, влияющее на систему, то, с чем она взаимодействует; можно выделить два вида системы – внутреннюю или контекст и внешнюю или окружение;

-структура системы определяется: соотношением элементов системы, способом организации элементов и совокупностью ограничений в системе.

Важнейшей функцией системы является реакция на воздействие среды с целью сохранения своей устойчивости.

Особенности международных систем заключаются в сравнительно низком уровне внешней и внутренней организации и значительной внутренней автономии входящих в систему элементов.

Участниками международных отношений (акторами) являются:

-государства;

-международные правительственные организации – сравнительно стабильные объединения государств, основанные на договорах, имеющие согласованную компетенцию и постоянные органы;

-международные неправительственные организации – нетерриториальные образования, существование и деятельность которых определяется международным характером состава и целей участников, добровольным характером деятельности и частным характером учредительства;

-общественные силы и движения – региональные и местные администрации, сепаратистские, повстанческие и иные движения, а также отдельные лица или группы лиц, стремящиеся реализовать собственные цели на международной арене.

Основным фактором дестабилизации международной системы является конфликт между акторами. Под конфликтом понимается столкновение акторов по поводу ценностей, статусов, власти, ресурсов и т.п. Основные цели сторон в конфликте состоят в нейтрализации, ослаблении или устранении противника, для чего применяются стратегии конфронтации или сотрудничества.

Внешняя политика есть организованная деятельность государств на международной арене, направленная на защиту и реализацию собственных интересов и достижение поставленных целей. Ее основу составляет характер действий актора-государства в системе международных отношений. При этом она основывается на государственной доктрине (внешнеполитической теории).

 

  Функции государственной доктрины заключаются в:

-определении целей государства на внешнеполитической арене;

-определении места и роли государства в отношениях с ближайшими соседями, в региональной и глобальной системе международных отношений;

-формулировании ведущих принципов взаимоотношений с другими государствами;

-содержании элементов посольского права.

Внешняя политика государства осуществляется двумя основными методами: мирным (дипломатическим) или немирным (военным). Важнейшим средством реализации внешней политики является дипломатия.

 

Дипломатия:

-государственная деятельность в области внешних сношений, совокупность учреждений или лиц, занимающихся этой деятельностью, профессия дипломата, искусство в ведении дел (А. Ривер);

-переговоры, процедуры и аппарат, при помощи которого ведутся переговоры, а также заграничная часть ведомства иностранных дел (Г. Николсон);

-применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств (Э. Сатоу);

-наука о внешних сношениях, искусство ведения переговоров (Ж. Горден);

-официальная деятельность государств, правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению переговоров, переписки и других мирных средств, целей и задач внешней политики, способ защиты прав и интересов государства за границей (Д. Б. Левин).

 

Формы, в которых осуществляется дипломатическая деятельность:

-переговоры и встречи глав государств, послов и других лиц, облеченных полномочиями вести переговоры и заключать соглашения;

-дипломатическая переписка;

-подготовка и заключение международных договоров и соглашений.

Методами дипломатии являются действие или комплекс действий, осуществляемых государством на международной арене, способ воздействия на правительства одной или более стран для достижения поставленных целей.

 

Основные методы средневековой дипломатии:

- заключение договоров и соглашений;

-использование в собственных интересах внутренних противоречий в иностранных государствах и межгосударственных противоречий;

-сочетание дипломатии с военными действиями и миссионерской деятельностью;

-заключение браков с иностранными государями или членами их семей.

 

Формы договоров, использовавшихся в средние века:

-мирный договор фиксировал положение государств и соотношение сил после окончания военных действий; его вариантом является договор о перемирии, закреплявший положение государств и соотношение сил между отдельными преиодами военных действий, как правило, срочный; особенность средневекового мирного договора заключается в том, что он зачастую сочетался с союзным или брачным соглашением;

-союзный договор определял условия по объединению усилий партнеров по переговорам для совместной борьбы с внешним или внутренним противником;

-брачный договор фиксировал характер и условия заключаемого брачного соглашения, нередко в Западной Европе X−XIV вв. существовал самостоятельно, но, как правило, представлял собой составную часть мирного или союзного договора, являясь гарантом его соблюдения, а также способом расширения владений;

-торговый договор определял условия торговых и, нередко, политических отношений, размеры привилегий; заключался, как правило, на конкретный срок.

 

Средневековая дипломатия располагала обширным и разнообразным арсеналом средств и приемов.

Средства дипломатии – способ ведения переговоров, воздействия на переговорщика противной стороны сочетанием приемов. Средствами средневековой дипломатии были: убеждение, принуждение, компромисс и подкуп.

Приемы дипломатии – способ вербального воздействия на правительства, дипломатических представителей и политические круги иностранных государств непосредственно в ходе переговоров, осуществление средств дипломатии. Приемами средневековой дипломатии были: дипломатия с позиции силы, религиозные, исторические, правовые и этические аргументы, логика и искусство лавирования.

 

Характерные черты западноевропейской средневековой внешней политики и дипломатии:

-синонимичность понятий «сеньория» и «государство»;

-стирание различий между частным и публичным правом;

-децентрализация дипломатической службы;

-значительное влияние христианской идеологии, церковной организации, широкое использование служителей Церкви на дипломатической службе, активное вмешательство Церкви в международные отношения;

-значительное место военной силы во внешней политике и нередкое ведение переговоров с позиции силы.

 

Формы и способы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.036 с.)