Верхний палеолит (древнекаменный век). 35 -10 тыс. Лет до Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верхний палеолит (древнекаменный век). 35 -10 тыс. Лет до Н. Э.



Функции искусства.

Искусство в это время удовлетворяло в первую очередь утилитарные потребности чело­века и существовало как разновидность трудовой деятельности, т.е. выполняло следующие функции:

1. воспитательную;

2. познавательную;

3. общения;

4. магическую;

5. эстетическую.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА.

Верхний палеолит (древнекаменный век). 35 -10 тыс. лет до н.э.

1. Первые следы изобразительной деятельности человека:

ритмические ряды пятен;

отпечатки рук;

макароны (следы движения 2-3 пальцев).

2. Появляются изображения зверя (сначала контурные, затем контур заполняется
полосками, т.е. изображением шерсти).

Второй темой искусства в это время является изображение женщины (палеолитические Венеры): Виллендорф (Австрия), 6 см, известняк;

             Костенки (Россия, Дон), кость;

             Буреть (Сибирь), кость.

Фигурки выявляют красоту полезного.

 

3. Период Мадлен, 20-10 тыс. лет до н.э. (конец верхнего палеолита).

Расцвет палеолитического искусства.

Памятники.

Наскальные росписи. Раненый бизон, пещера Альтамира (Испания);

                                       Пасущийся олень, п. Фон-де-Гом (Франция);

                                       Животные, Капова пещера (Россия, Южный Урал).

Общие черты: реальное движение,

                          правильные пропорции,

                          ракурсы,

                          объем изображен с помощью тона,

                          художественная стилизация,

                          полихромия (охра, черная, белая краски).

Скульптура: Бизоны. Рельеф, глина, п. Тюк д,Одубер (Франция).

  В конце периода мадлен появляются сюжетные композиции:

Стадо оленей. Гравировка на кости из грота в Тэйжа (Франция); Плывущие олени. Гравировка на кости из грота Лорте (Франция).

4. Мезолит (среднекаменный век). 10-6 тыс. лет до н.э. Памятники: Сцена охоты. Испания.

                     Охота на страусов.Африка.

 Общие черты: появляется сюжет, 

                         точность в передаче события,  

                          схематизм в изображении фигур,

                     приемы изображения пространства: ярусами и заслонением, 

                         монохромность.

В этот период устанавливается современная геологическая эпоха, меняется растительный и животный мир. Объектами охоты становятся более мелкие и быстрые животные, поэтому появляется новое оружие: лук и стрелы.

5. Неолит (новый каменный век). 6-2 тыс. лет до н.э.

В этот период человек переходит от присваивания к производству, т.е. наряду с охотой, рыболовством и собирательством появляются земледелие   и скотоводство. Роль мужчины в хозяйственной жизни становится ведущей, поэтому устанавливается патриархат. Появляются ремесла: гончарное, ткачество, обработка кож. Усиливается роль магии.

 Памятники.

 Наскальные росписи: Петроглифы. Онежское озеро

                                                                                 (а также Урал, Сибирь, Африка).

 Скульптура: женские фигурки - богини земли. Триполье (Украина);

 голова лосихи. Длина 19,5 см, рог. Горбуновский торфяник, Урал.

Прикладное искусство: ковш-утка, дерево. Шигиринский торфяник, Урал;

  

  Трипольская керамика. Украина.

  Особенности:

· разнообразная сложная правильная форма, соот­ветствующая назначению предмета;

· роспись подчеркивает форму предмета;

· полихромия;

· элементы абстрактного орнамента берут свое начало в конкретных формах окружающего мира.

 Геоглифы – гигантские изображения на земле, созданные на земле разными способами

(в основном изготовлением траншей и заполнением их неким материало, например, камнями).

               Южный Урал, озеро Зюраткуль: лось. 6-3 тысячелетия до н.э.

               Плато Наска (Чили): колибри, кондор, обезьяна, паук, полосы. До 2 века н.э.

                Англия: Уффингтонская лощадь. 10 век до н.э.

 

6. 6. Энеолит (медно-бронзовый век). 2 тыс. лет до н.э.

П                   Появляются металлы: медь, бронза, и, следовательно, литейное производство. Ремесло отделяется от земледелия. Роды объединяются в племена, появляются племенные вожди: это стало причиной появления мегалитических сооружений и захоронений вождей. В долинах Нила, Двуречья появляются первые классовые государства.

                     Мегалитические сооружения (мегас- большой, литос- камень):

Менгир.

 

 

 

 

 


Размеры до 20 м, одиночно стоящие и целые аллеи.

Встречаются во Франции, Армении, Минусинской котловине.

Связаны с погребальным культом и культом предков.

 Прообраз обелиска, триумфальной колонны.


 


Кромлех

 


Дольмены

 Встречаются во Франции, Крыму, на Кавказе.

Были погребальными сооружениями, святилищами.

Прообраз стоечно-балочной конструкции.


Стоунхендж, Англия.

Диаметр 30 м, дольмены высотой 7 м, были выкрашены в синий цвет.

 Было святилищем солнца и календарем.

Прообраз центрической композиции.

 

Появляются захоронения племенных вождей, комплекс предметов которых свидетельствует об имущественном расслоении людей.

 

Майкопский курган. Северный Кавказ.

Золотой бычок. Высота 6 см.

Серебряный сосуд. Высота 9,6 см. Выгравирована карта местности.

 

7. Железный век. 1 тыс. н. э.

Последний этап развития первобытного общества - военная демократия. Появляется патриархальное рабство, усиливается роль племенной аристократии. Для этого времени характерны войны на экономической основе. В искусстве начинается специализация: выделяются певцы, художники, прикладники. Поскольку племена ведут мобильный образ жизни, поэтому ведущим является прикладное искусство.

 

Искусство скифов (жили в Причерноморье в 7-2 веках до н.э.). 

         Олень, украшение щита. Золото, длинна31,5 см, Костромской курган. Прикубанье.

         Пантера, украшение щита. Золото, длина 32 см. Келермесский курган. Прикубанье.

Пазырыкские курганы. Алтай. 5 век до н.э.

В условиях вечной мерзлоты сохранились изделия из дерева, кожи и войлока.

         Грифон. Высота 27 см. Дерево, кожа.

         Покрышка седла. Войлок. Яркие краски.

 

Искусство первобытного общества прошло сложный путь развития. Были заложены основы архитектуры, прикладного искусства и всех видов изобразительного искусства.

 

 


         ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГОЕ ГИПТА

1. Кемет (черная) - так звали свою страну древние египтяне, отмечая цвет плодородной земли в отличие от красного цвета пустыни. Современное название страны произошло от названия города Мемфис, который египтяне называли Хет-на-Птах (Крепость духа Птаха), отсюда сокращенное Хикупта, от которого образовалось древнегреческое Айгюптос. Это слово и легло в основу современного названия «Египет».

2. Хронологические рамки культуры Древнего Египта: 4тыс. - 4в. до н.э. В 332 году Еги­пет завоеван Александром Македонским и стал частью эллинистического мира.

3. Страна делилась на области (номы), основные части страны Верхний (Фивы) и Нижний (Мемфис) Египет.

4. Религия. Политеистическая (греческое поли - много, теос - бог, т.е. политеизм -многобожие) религия египтян несет явное влияние тотемизма, т.е. веры в животное-родоначальника племени. В каждой области существовало поклонение богу, соединявшему в своем образе черты человека и какого-либо животного. Наиболее известны:

· поклонение кошке, бывшей воплощением богини веселья Бастет;

· лев воплощай образ вождя (фараона, отсюда - образ сфинкса);

· кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта и фараонов (священный урей);

· коршун Нехбет - покровительница Верхнего Египта и фараона;

· навозныйжук (скарабей) - символ жизни;

· птица ибис - бог мудрости и изобретатель письменности Тот;

· шакал - бог царства мертвых Анубис.

Характерно также поклонение быку Апису, павиану, крокодилу Себеку, корове Хатор и другим.

На более позднем этапе боги приобретают человеческий облик:

             Осирис - культурный герой египетской мифологии. Он научил людей

          жить по законам, дал им ремесла и сначала был царем на земле. Но

          был умерщвлен из зависти братом Сетхом, а после воскресения стал

          царем Царства мертвых;

             Исида - супруга Осириса. Ее культ и изображения с младенцем Гором, как

          предполагают, повлияли на сложение христианского культа 

          богоматери.

             Гор - сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов. Его воплощением был сокол.

   Религия оказала большое влияние на искусство, в том числе на формирование заупокойного культа. У египтян существовало представление о заупокойной жизни, о душе, которая после смерти покидала тело, а затем часть души «ка» возвращалась в него, поэтому возник обычай мумифицировать тело. Существовали разные уровни мумификации, самому сложному подвергалось тело фараона. Была также традиция создания портретов, которые могли заменить тело в случае его порчи.

Фараон считался потомком богов Ра и Гора, а матерью его была земная женщина (сравните с христианской мифологией). Один из обрядов, который совершался фараоном через 30 лет правления - хеб-сед: это ритуальный бег, который совершался по специальному двору в подтверждение хорошей физической формы фараона и заменил ритуальное убийство вождя (поскольку вождь был воплощением производительных сил племени, было важно, чтобы он был молод и силен). Для совершения ритуального бега при гробнице сооружался большой двор.

Египтяне большое значение придавали захоронению тела и существованию души в загробном мире. Для этого строились большие погребальные комплексы, в которых использовались все материалы и приемы, которыми владели египтяне.

Виды искусства, получившие развитие в стране:

· архитектура (гробницы, храмы, дворцы, крепости);

· скульптура (все виды);

· живопись (монументальная, декоративная);

· декоративно-прикладное искусство.

 

                                                      АРХИТЕКТУРА

 

Поскольку жизнь за гробом вечна, поэтому все погребальные сооружения, а также храмы строились из камня, а жилые постройки из кирпича-сырца (необожженного кирпича).

 

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

Погребальные сооружения развивались от простой формы мастабы до грандиозных пирамид и комплексов.

 

ХРАМЫ.

 

C татуя Эхнатона.

Из храма Ра-Горахте в Карнаке. Песчаник, высота 4 м. Реализм.

Эхнатон - Дух Атона.

Портрет Нефертити.

Из Амарны, мастерская Тутмеса. Известняк, раскраска, высота 50 см.

Памятники.

Плита фараона Нармера. Около 3 тыс. до н.э.                                 Черно-зеленый шифер, высота 64 см. Каир.

Плита предназначалась для растирания красок, о чем говорит углубление в центре. Но в данном памятнике главным является изображение, тема которого - победа южного (Верхнего) Египта над северным (Нижним), объединение в единое государство. «Телец сильный» - одно из имен фараона.

Сформировались канонические черты: ярусность, фризовость, выделение главных фигур размерами, сложилась иконография, изображение фигуры с разных точек зрения (комби­нированная перспектива). Сохраняются старые черты: лицо богини Хатор изображено в фас.

Рельефы гробницы Рамозе. Конец 15 века до н.э.

Известняк. Изображен Аменхотеп, брат визиря Рамеса, и его жена.

Памятники.

Фараон (Вельможа) на охоте. Конец 15 века до н.э. Тель-эль-Амарна.               Реализм в изображении животных и птиц.

 

Музыкантши и танцовщицы. Конец 15 века до н.э. Тель-эль-Амарна.                                         Ритм. Свобода в изображении фигур.    

 


 

Канон в изображении на плоскости:

1. Подчинение архитектуре.

2. Ярусность, фризовость, ритмичность композиции.

3. Плоскостность, линейность, силуэтность изображения

4. Условное изображение пространства, использование комбинированной перспективы (сочетание разных точек зрения в одной композиции).

5. Развитие движения вдоль композиционной плоскости.

6. Разномасштабность фигур.

7. Сочетание в рисунке фигуры человека фаса и профиля (изображение фигуры с самых характерных точек зрения, наиболее выразительных на плоскости).

  1. Связь с иероглифами.

9. Раскраска.

  1.  Большая свобода в изображении слуг.

ИСКУССТВО ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

1. Хронологические рамки: 4 тыс. лет до н.э. -6 век до н. э.

2. Страна располагается в долинах Тигра и Ефрата. На данной территории существовали в

  разное время государства:

                                                       Шумер (в низовьях рек), Аккад -3-2 тыс. лет до н.э.;

                                                   Ассирия - 13-7 века до н.э.;

                                                   Вавилон - 7-6 века до н.э.;

                                                   Урарту (в верховьях рек).

3. Население территории отличалось многообразным этническим составом.

4. Климатические условия схожи с условиями Древнего Египта: жаркий сухой климат, при наличии ис­кусственного орошения было возможно получение нескольких урожаев в год.

5. В стране не было ле­сов и камня, но в изобилии была глина, которую жители умело использовали не только для изгото­вления посуды. Из нее делали жернова, серпы, использовали как материал для письменности.

6. Виды искусства, получившие развитие в Междуречье: архитектура, круглая скульптура и рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство.

АРХИТЕКТУРА

Особенности архитектуры Междуречья:

· Основной строительный материал - кирпич-сырец (глина с соломой). Обожженный         кирпич шел на облицовку (его берегли, ставили на нем охранительные печати, но воровство   кирпичей, тем не менее, процветало). Дерево было дорого и редко (когда старую постройку разбирали, деревянные детали из нее использовали в новом сооружении.

· Города строили на возвышенностях: так защищались от наводнений.

· Все постройки носили крепостной характер (ограниченность территории и обилие

народов на ней приводили к многочисленным войнам).

· Типы построек: храмы, дворцы, крепостные сооружения. Гробничное строительство

не развито вследствие неразвитости заупокойного культа.

· Конструкции, использовавшиеся в строительстве — стеновая, арочная.

· Декор - ниши (штрабы) и выступы, яркая раскраска отдельных элементов.

Храмы ставились на священных участках, представляли собой целый ансамбль сооружений, главным среди которых был зиккурат.

Ворота богини Иштар.

Богиня Иштар - богиня плодородия и любви, богиня войны и распри; ее олицетворением стала пла­нета Венера.

Ворота двойные, 30 м глубиной. Арочный пролет высотой 9 м, шириной 4,8 м. Стены облицованы голубым глазурованным кирпичом (голубой - средство от дурного глаза). Справа и слева от прохода изображены быки бога-громовника Адада и драконы бога Мардука. Изображения рельеф­ные, каждый кирпич несет на себе часть изображения.

От ворот шла дорога процессий, выложенная белыми известняковыми плитами с каймой из красной брекчии. Вдоль дороги шли стены с изображением 60львов с каждой стороны.

Дорога шла к главному храмовому комплексу (из 53 храмов Вавилона) Эсагила, посвященному богу Мардуку, покровителю города. Основной постройкой комплекса был зиккурат, или

Висячие сады Семирамиды.

Одно из семи чудес света, находившееся в Вавилоне. Строителем сада был Навуходоносор, построив­ший его для своей жены, индийской царицы (легендарная Семирамида правила за 200 лет до Наву­ходоносора). Сад был устроен на террасах с западной стороны Южного дворца. Перекрытия держа­лись на колоннах и устроены были следующим образом: каменные своды, на них- связки тростника, залитые асфальтом, на нем слой обожженного кирпича, затем свинцовые пластины и земля. В безлесной Вавилонии зелень, да еще вознесенная в воздух, была настоящим чудом.

 

 

Поскольку между Древним Востоком и античными государствами существовали торговые связи, а в конце 4 века в Междуречье образовались эллинистические государства, культура Древнего Востока оказала большое влияние на античную культуру

 


                                                  АНТИЧНОЕ  ИСКУССТВО

1. Античное (лат. древний) - термин введен гуманистами эпохи Возрождения в 15 веке.

2. Временные рамки: 3 тыс. лет до н. э. — 5 век н. э.

3. Искусство стран бассейна Средиземного моря, Причерноморье (греческие колонии),

прибреж­ные районы полуострова Малая Азия, Северная Африка.

4. Периодизация:       эгейская культура 3-2 тыс. лет до н. э.;

                                   искусство Древней Греции 11-1 века до н. э.;

                                   культура этруссков 8-2 века до н. э.;

                                   искусство Древнего Рима 8 век до н. э. - 5 век до н. э.

 

                                        ИСКУССТВО ЭГЕЙСКОГО МИРА

                                                                                                                                                        3 - 2  тыс. лет до н.. э.

                                                            (эпоха бронзы)

Эгейский мир - термин географический, культура охватывает бассейн Эгейского моря и                                                                  включает в себя следу­ющие центры культуры: Троя, остров Крит, города материковой Греции -                                                            Микены, Тиринф. Подчеркивая также общность культуры острова Крит и материковых городов,                                                      культуру называют также крито-микенской.

Троя.

Открыта Г.Шлиманом в 1870 году в недрах холма Гиссарлык в Малой Азии. Раскопки                                                             бессистемны, так как Шлиман не был историком и археологом.

Открыто 13 культурных слоев. По мнению Шлимана гомеровская Троя находилась во 2-ом слое.

Археолог Дерпфельд установил, что она была в 6 слое. Здесь жили переселенцы из Греции.

 

Крепостные стены.

«Клад Приама»

  Предметы (9 тыс. предметов) были спрятаны в серебряном сосуде: две диадемы, подвески,                                                                      серьги, вазы (золото, серебро, медь), серебряные слитки, оружие (наконечники копий, медные                                                                        кинжалы).

Клад был вывезен в корзинах с овощами в Европу. Хранился в Берлинском музее, с 1945 - в музее

им. А.С.Пушкина.

Крит.

Изучение культуры началось в 1878 году. На острове жили переселенцы из Азии.                                                                      Связь Крита с материковыми городами подтверждается: мифом о Тезее (Греция платит дань Криту);

линейным письмом Б (древнейший диалект греческого языка, открытие М.Вентриса, 1953 год);                                                     памятниками искусства.

Кносский дворец.

Открыт А.Эвансом. Прообраз легендарного Лабиринта, построенного для правителя Крита                                                              Миноса Дедалом. Дворец погиб в 15 веке до н. э. во время извержения вулкана острова Фера                                                                 (легенда об Атлантиде).

 Площадь 10000 квадратных метров, 1-3 этажа, материал камень (фундамент) и кирпич-сырец.

Традиционное расположение помещений вокруг двора (50x28 м), хотя план дворца гораздо                                                                   более сложный.

 

Кладовые. В кувшинах-пифосах хранились зерно, масло.

Керамика стиля Камарес.

  Сосуды разнообразной формы, роспись по форме белой, желтой, красной краской по

черному фону. Элементы росписи: спирали, листья, пальметты (симметричная композиция

из листьев пальмы и спиралей, характерная в дальнейшем для Древней Греции).

Чашечки-яичные скорлупки.

Керамика «Дворцового стиля». Роспись синим по белому фону, элементы – растения и

морские животные.

Фляга с осьминогом. Органическое соединение формы сосуда и росписи.

 

 

Микен, Тиринфа, Пилоса.

МИКЕНЫ.

Раскопки начал Г.Шлиман в 1876 году.

 

Крепостные стены Микен. Длина 900м, ширина 5-8м. Кладка циклопическая (блоки камня весом

5-6 тонн).

Львиные ворота.

Проход – стоечно-балочная конструкция, высота проема 3,1м. Выше – ложная арка (проем

арки выкладывается за счет напуска камня в каждом последующем ряду). В проеме арки

известняковая плита с изображением львиц, обрамляющих колонну. Композиция геральдическая,

колонна – символ правителя Микен. По форме напоминает колонны Кносского дворца.

 

Сокровищница Атрея.

  Купольная гробница. Длина коридора-дромоса 36м, диаметр зала-толоса 14,5м, высота

13,2м. Перекрытие – ложный свод. Погребальная камера высечена в скале.

Подобная купольная гробница находится близ Керчи (Царский курган).

 

Мегарон.

Прообраз древнегреческого храма. Мегарон во дворце в Пилосе. Фасад с двумя колоннами

(колонный портик), затем преддверие и святилище с алтарем в центре, над алтарем – отверстие в крыше. Крыша поддерживается четырьмя колоннами. Под культовые нужды было приспособлено жилое помещение с очагом в центре.


 

ЖИВОПИСЬ.

Женщина, несущая дары. Фрагмент росписи из дворца в Тиринфе. Сходство с росписями Кносского дворца (рисунок профиля, орнаментальные мотивы).

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Предметы из шахтовых могил Микен.

Маска Агамемнона. Чеканка.

Бронзовые кинжалы и ножны. Инкрустация золотом, серебром, медью. Сцены охоты, морские мотивы. Мужские фигуры схожи по пропорциям с фигурой царя-жреца из Кносского дворца.

 

Мирон. Дискобол.

Показано сложное переходное движение. Композиция рассчитана на одну (фронтальную) точку зрения. Лицо спокойно (умение подчинить эмоции воле), напряжение передается через ассоциацию с луком.

Мирон. Афина и Марсий

Фигуры объединены сюжетной и композиционной связью. Идея – противопоставление волевой Афине эмоционального Марсия (демон плодородия, сатир из свиты Диониса). Группа стояла на Афинском акро­поле, через образы Афины и Марсия противопоставлялись города Афины и Спарта (в Спарте почитали Марсия).

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА.

Метопы. 1,35х1,35.

Запад - битва греков с амазонками, восток - богов с гигантами, север - падение Трои, юг - битва греков с кентаврами. Горельеф. Строгое построение двухфигурной композиции, следующее форме метопы. Минимум деталей. Победители вверху, побежденные внизу

Зофорный фриз.                                                                                                                                                          Длина 160 м, высота 1м, высота рельефа - 5,5 см (барельеф). Фриз располагался на стене за колоннадой. Изображено большое панафинейское шествие. Фрагменты:

Девушки и старейшины»,

Всадники»,

Сидящие боги».

1. Построен на вертикальном ритме, неспешное движение девушек, останавливаемое фигурами старей­шин. Фигуры девушек в одеждах с вертикальными складками вторят колоннам.

2. Построен на диагональном ритме. Плотное заполнение фигурами плоскости.

3. Построен на горизонтальном ритме. Свободное движение фигур.

Во всех фрагментах головы персонажей изображены на одном уровне (исокефалия), таким образом по­лучается, что боги больше людей.

В целом скульптура подчиняется строгим архитектурным формам, а объем ее увеличивается с увеличе­нием высоты здания, что способствует ее лучшему восприятию.

ФИДИЙ.

Крупнейший скульптор высокой классики. Для Афинского акрополя сделал три статуи Афины: Афины Парфенос, Афины Промахос и Афины Лемнии.

Афина Парфенос (Дева). Высота 12-13 м. Стояла в Парфеноне. Сделана в хрисоэлефантинной технике. Пластинки золота были съемными, периодически взвешивались. В руке держала фигурку Ники. На щите была изображена битва греков с амазонками, где Фидий поместил свой автопортрет в виде старика, поднимающего камень, и портрет Пернкла. Фидий был обвинен в кощунстве и краже золота, был изгнан из Афин: Уничтожена в 5 веке н.э. христианами.

Афина Промахос (Воительница). Высота 7 м. Стояла на площади акрополя. Бронза, отдельные детали позолочены. Изображена со щитом и копьем. Переплавлена в 4 веке н.э. на монеты вестготами.

Афина Лемния. Стояла перед Пропилеями слева на высоком постаменте, в руке держала шлем.

Самая знаменитая скульптура Фидия -

Зевс из храма Зевса в Олимпии. Одно из семи чудес света. Высота 14 м. Хрисоэлефантинная техника. Привлекал выражением спокойствия и величия.

Анатомии, пропорций;

Александрия.

Основана Александром Македонским, построена по регулярному плану (Гипподамова систе­ма) родосским архитектором Дейнократом. Периметр 24 км. Город занимал выгодное географи­ческое положение, удобное для защиты города; имел большую гавань, защищенную островом Фарос и искусственными дамбами. В городе находились: знаменитая библиотека на 200 тыс. рукописей, научный центр Мусейон, где жили и работали ученые Архимед, математик и физик, гео­метр Эвклид, Аристарх Самосский, автор гелиоцентрической системы.

Фаросский маяк.

Ярусное сооружение высотой 140 метров стояло на мощном пьедестале, увенчано скульптурой Посейдона. Внутри находилась дорога, по которой на осликах наверх доставлялось топливо. Свет усиливался с помощью бронзовых зеркал и был виден за 48 км.

СКУЛЬПТУРА.

  Афродита Киренская. Начало 2 века до н.э.

Высота 1,52м. Один из самых распространенных образов.

Старик-горбун.

Бронза, высота 15 см. Подобные скульптуры служили украшением интерьера.

Камея Гонзага. 100 г. до н.э.Сардоникс, высота 17 см.                                                  Портреты Птолемея и Арсинои, его жены. В создании изображения использована слоистость камня.

2. ШКОЛА ПЕРГАМА.

Расцвет пергамской школы относится к первой половине 2 века до н.э.

Типы сооружений.

1. ИНЖЕНЕРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ - дороги, мосты, акведуки (водопроводы).

Аппиева дорога. 312 год до н.э. Строитель Аппий Клавдий.

Ширина от 4 до 6 метров.4 слоя, верхний - плиты из туфа, лавы. Легкий изгиб полотна дороги кверху.

 

  Гардский мост (юг Франции). 1 век н.э. Высота 49 м, длина 273 м.

Трехъярусное сооружение: вверху - акведук (на аркаде - желоб, выложенный свинцовыми листами, где течет вода), внизу - мост.

2. ФОРУМЫ (общественные и торговые площади).

Древнейший форум, сохранившийся в Риме, - Римский форум (форум Романум), 2 век до н.э. С 1 по 3 века строились императорские форумы (Цезаря, Августа), крупнейший из них-

 

Колизей. 75-82 г.г. н.э.

Название происходит от слова «колоссальный». Овал 188x156 м, арена 86x54 м, высота стен 48,5 м. Амфитеатр был рассчитан на 50000 зрителей, арена - на 3000 пар гладиато­ров. Четырехъярусное сооружение, снаружи - ярусы аркад: нижние - входы, в проемах верхних стояли статуи. На фоне столбов - колонны (снизу вверх) тосканского, ионичес­кого и коринфского ордеров подчеркивали облегчение стены. Вверху - аттик (монолит­ная стена в верхней части сооружения), на нем кронштейны, в которые вставлялись шес­ты для крепления велария (тент для защиты от солнца). Колоннам нижних ярусов соот­ветствуют пилястры. Внутри зрительские места делились на четыре яруса по социально­му признаку: император, сенаторы - всадники - римские граждане -вольноотпущенники Зрительские места покоились на сводах радиальных коридоров. Подсобные помещения располагались под ареной. Был построен на месте озера в ансамбле дворца Нерона.

5. ТЕРМЫ (БАНИ).

Каждый император считал своим долгом построить для римлян бани, которые зачастую были целыми культурными комплексами.

Дворцы.

Август в облике Юпитера.

Статуя повторяет композицию фидиевского Зевса. Август по воспоминаниям современников

не обладал атлетическим телосложением. Статуи его физический облик идеализируют. Портрет Ливии, жены Августа. Мрамор, раскраска.

Портретная статуя, найденная в Помпеях. Образ идеализирован.

 

Итог: а) прижизненные портреты;

б) больше становится женских и детских портретов;

в) образы идеализируются;

г) влияние греческого искусства;

д) реализм и точность в изображении деталей.

3. ЭПОХА ФЛАВИЕВ. Вторая половина 1 века н.э.

Императоры в этот период обладали безграничной властью и не стеснялись это показать: Нерон повелел изобразить себя в образе Колосса Родосского, Калигула просто велел на статуе Зевса работы Фидия поставить собственную голову.

Вителлий.

Император, обладавший умом и пороком обжорства

Портрет знатной римлянки.

Сложная модная прическа женщины исполнена с помощью нового инструмента - бурава.

 

 Итог: а) правдивость портретов, не скрывавших пороков людей;

б) психологизм;

в) усложняется техника обработки мрамора (бурав).

 

 4. ПЕРИОД АНТОНИНОВ. 2 век н.э.

Время правления императора Адриана, любителя и знатока искусства, знаменуется новой волной увлечения греческим искусством. Именно в этот период возрос спрос на копии с гре­ческих скульптур.

Сириянка.

Тончайшая проработка мраморной поверхности. Лирическое душевное состояние героини.

Филипп Аравитянин.

По происхождению, видимо, из Аравии. Бывший раб, ставший императором, отличался умом и хладнокровием.

 

Итог: а)  последний период, когда проявился психологизм портретов;

         б) драматизм;

           в) огрубление формы.

6. ПЕРИОД 4 века н.э.

Неограниченное могущество императоров породило создание колоссальных статуй.

Максимин Даза.

Красный порфир.

 

Итог: а)  примитивность формы;

 б)  акцент на духовном начале.

Древнеримский скульптурный портрет прошел сложный путь развития. Он стал выражением образа гражданина, делая попытки возродить греческий идеал человека. Главным его достижением стал психологизм.

Стал образцом для подражания европейской скульптуры.

 

Функции искусства.

Искусство в это время удовлетворяло в первую очередь утилитарные потребности чело­века и существовало как разновидность трудовой деятельности, т.е. выполняло следующие функции:

1. воспитательную;

2. познавательную;

3. общения;

4. магическую;

5. эстетическую.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА.

Верхний палеолит (древнекаменный век). 35 -10 тыс. лет до н.э.

1. Первые следы изобразительной деятельности человека:

ритмические ряды пятен;

отпечатки рук;

макароны (следы движения 2-3 пальцев).

2. Появляются изображения зверя (сначала контурные, затем контур заполняется
полосками, т.е. изображением шерсти).

Второй темой искусства в это время является изображение женщины (палеолитические Венеры): Виллендорф (Австрия), 6 см, известняк;

             Костенки (Россия, Дон), кость;

             Буреть (Сибирь), кость.

Фигурки выявляют красоту полезного.

 

3. Период Мадлен, 20-10 тыс. лет до н.э. (конец верхнего палеолита).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.212 с.)