Обработка первичной информации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка первичной информации



Полученная в ходе полевых работ информация не случайно называется первичной. Исходя из нее, невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и т.п. показателей. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа. Различают "жесткий" и "мягкий" способы обработки первичной информации и анализа вторичных данных. О "мягком" типе речь пойдет в последней главе, описывающей качественные методы социологических исследований. Сейчас будем говорить о "жесткой" обработке, присущей количественным методам.

Ранее говорилось о ручной и машинной обработке количественной информации. Первый вариант – вчерашний день социологии. Современное среднее по масштабам эмпирическое исследование, проведенное на основе количественных методов, дает около ста тысяч байт (единиц) информации, а большое исследование – около миллиона байт. Понятно, что обработка столь объемной информации ручным способом невозможна.

Машинная обработка первичных данных предусматривает комплекс следующих операций и процедур.

Во-первых, выбраковку, т.е. отсеивание из общего массива собранных анкет (бланков интервью, экспертных карт и т.п.) тех, которые заполнены не полностью, небрежно, с поправками, исключающими возможность четкого определения ответа респондента, или другими нарушениями инструкций к их заполнения. Такого рода исследовательские документы признаются браком и удаляются из дальнейшего использования.

Во-вторых, ремонт выборки, необходимость которого обусловлена выбраковкой. Отсеивание ряда документов ведет к нарушению параметров ранее определенной выборки. Поэтому возникает потребность возмещения забракованных документов новыми, т.е. проведения дополнительного сбора информации. Эта операция, как и первая, делается и при ручной обработке.

В-третьих, докодирование полученной информации, ее унификация и формализация до степени, при которой она становится пригодной к вводу в ЭВМ. Это трудоемкая техническая операция начинается в период полевых работ, но может быть завершена только после получения всего массива первичных данных. Уже хотя бы потому, что пронумеровать все полученные документы, точнее, присвоить каждому из них свой код, можно только имея их все. Кроме того, все варианты мнений респондентов, подлежащие формализации, выявятся только по завершению полевого этапа.

В-четвертых, перенос информации на машинные носители – перфокарты и перфоленты, магнитные диски и ленты и т.п. Естественно, что выбор носителя зависит от типа и вида имеющихся в распоряжении социологов ЭВМ.

В-пятых, ввод данных в ЭВМ и организация введенной информации в соответствии с используемым пакетом прикладных программ машинной обработки.

В-шестых, проверка качества введенной информации и коррекция обнаруженных ошибок. Для этого используются специальные процедуры обнаружения искаженной информации и ее исправления, а также программы корректировки и преобразования данных, входящих в общий пакет программ машинной обработки.

В-седьмых, уточнение системы количественных показателей, на основе которых будет производится весь последующий анализ информации, и формулирование заданий на их машинное установление. При этом учитывается, с одной стороны, содержащаяся в исследовательской программе операционализация понятий, а с другой, планируемое использование методов математического анализа полученной информации.

В-восьмых, исполнение вышеназванных заданий, получение искомых цифр, таблиц, шкал, графиков, индексов, коэффициентов и других количественных характеристик изучаемых явлений и процессов. Особую значимость для последующего анализа информации имеют матрицы данных, без которых невозможно применение большинства математических методов. В социологии используют пять основных разновидностей матриц: а) матрица "объект-признак"; б) таблица сопряженности признаков; в) матрица коэффициентов связей между признаками; г) матрица расстояний между объектами; д) матрица близостей между объектами или признаками. Получение этих матриц – главный критерий завершения этапа машинной обработки первичной социологической информации количественного свойства.

 

3.3.4. "Жесткий" анализ вторичных данных

Содержание этого этапа исследования *>>> составляет осмысление математическими методами обработанной на ЭВМ, а потому получившей обобщенный статистический характер, информации.

Социологи используют многие методы математической статистики – детерминационный, причинный, компонентный, кластерный, дисперсионный, факторный, дискриминантный, ковариационный, лонглинейный, регрессионный, многомерный и другие. С помощью каждого из них можно решить строго определенные узкие задачи, уловить лишь некоторые стороны или грани изучаемого явления. Односторонность методов математического анализа побуждает социологов применять одновременно их комплекс, то или иное их сочетание.

Определяя математические методы, берущиеся на вооружение, квалифицированный социолог исходит из задач и гипотез своего исследования. Хорош не тот метод, который лучше других усвоен социологом, а тот, который в наибольшей мере адекватен характеру изучаемого явления. Методы матанализа – не самоцель, а средство решения поставленных в исследовательской программе задач, способ проверки рабочих гипотез. Только при таком понимании реальна их научно-исследовательская польза. Об этом приходится говорить потому, что часто стали встречаться социологические исследования, пестрящие математическими формулами, но не содержащие весомых доказательств (или опровержений) априорных предположений.

Избирая тот или иной метод, социолог обязан знать не только его предназначение и возможности, но и его технологию – последовательность всех образующих его интеллектуальных процедур. Например, факторный анализ, позволяющий обобщить информацию о связях между наблюдаемыми признаками изучаемого явления на основе выделения скрытых (латентных, непосредственно ненаблюдаемых) факторов, предполагает:

  • построение матрицы данных типа "объект-признак";
  • приведение признаков к стандартной форме на основе особой формулы;
  • исчисление так называемых факторных нагрузок, т.е. коэффициентов латентных признаков (факторов);
  • выражение наблюдаемых признаков в виде суммы латентных факторов, умноженных каждый на свой коэффициент (по специальной формуле);
  • исчисление факторных нагрузок по наблюдаемым значениям исходных признаков (на основе сложных статистических процедур и формул);
  • построение матриц факторных нагрузок;
  • определение системы коэффициентов корреляции признаков и факторов;
  • разделение факторов на общие и характерные;
  • построение графической модели связей между наблюдаемыми признаками и факторами;
  • интерпретация определенных факторов в качестве детерминант наблюдаемых признаков (с оговорками, обусловленными ограничениями данного метода).

Заметим, что понятие "интерпретация информации (данных)" в социологии имеет несколько значений. Им обозначают:

  • перевод первичных данных на язык машины, их унификацию и формализацию (о чем шла речь в предыдущем параграфе);
  • конструирование математических моделей исследуемого явления, т.е. перевод содержательных представлений на язык математических формул (о чем идет речь в данном параграфе);
  • обратный перевод с формализованного математического языка, т.е. объяснение содержательного смысла математических процедур, истолкование значимости формализованного анализа для формулирования выводов и рекомендаций (о чем пойдет речь в следующем фрагменте).

<<<* О "мягком" способе анализа, свойственном качественным методам, речь пойдет в пятой главе.

 

 

3.3.5. Формулирование выводов и рекомендаций

Это результирующий (но не завершающий) этап исследования, когда делается то, ради чего задумывалось, организовывалось и проводилось исследование, происходит синтезирование всей информации, обобщение итогов всех видов ее анализа.

Выводы исследователей призваны:

  • доказать истинность или ложность рабочих гипотез (см. 3.2.1.9);
  • дать решение (желательно, однозначное и максимально четкое) поставленных в исследовательской программе задач (см. 3.2.1.4);
  • зафиксировать гипотезы, которые не поддались проверке, и нерешенные в этой связи задачи, естественно, в случаях, когда это имело место (отрицательный результат в науке – тоже научный факт).

Заказчики не имеют права требовать от социологов выводов и рекомендаций, выходящих за рамки исследовательской программы. Поэтому им надлежит внимательнейшим образом отслеживать включенность в программу исследования всех интересующих их моментов. Но вносить поправки в программу можно лишь на этапе ее разработки, точнее, до начала полевых работ.

Выводы социологов дифференцируются на оценочные и прогнозные. Первые связаны с оценкой состояния изучаемого объекта, его явлений и процессов в период исследования. Вторые – с предвидением дальнейшей судьбы объекта, его будущими переменами. Заказчикам, естественно, хочется, прежде всего прогнозных заключений, они с меньшим вниманием воспринимают оценочны выводы.

В этой связи важно заметить, что дельный прогноз:

  • в принципе невозможен без адекватных реальности оценок;
  • строится путем экстраполирования (распространения) на будущее нынешних тенденций развития изученного объекта;
  • всегда имеет вероятностный характер, т.к. учитывает не все факторы, могущие повлиять на данный объект в перспективе.

Многие заказчики, к сожалению, не верно оценивают выводы социологов. Если какой-либо вывод совпадает с их мнением, они говорят: "Я это знал и без социологов". Если же вывод не соответствует их мнению, они заявляют: "Это неправда, этого не может быть, этому я не верю и т.п.". Стереотипы своего сознания и свой личный жизненный опыт они ценят выше научной продукции. Данное печальное обстоятельство можно объяснить законами человеческой психики, но его нельзя принять как должное.

Социологические исследования проводятся как раз для того, чтобы проверять истинность стереотипов и развеивать заблуждения, порожденные как опытом людей, так и недостатком его. Оценивать истинность выводов социологов следует не по тому, насколько они нравятся или не нравятся кому-то, а руководствуясь валидностью исследования.

Понятие "валидность" произведено от латинских слов valeo – быть в состоянии сделать что-то и validus – сильный, крепкий. Валидным является исследование, методический инструментарий которого адекватен природе изучаемого явления, обоснован теоретико-методологически. Иначе говоря, если исследование имеет тщательно-продуманную программу, соответствующую всем охарактеризованным во втором параграфе требованиям, если в нем использованы адекватные этой программе методики сбора, обработки и анализа информации, если качественно проведены все его этапы и процедуры, то выводы социологов валидны, и потому заслуживают полного доверия.

Валидность выводов – обязательное условие формулирования рекомендаций-предложений, направленных на преобразование изученного объекта. Рекомендации, завершающие эмпирические социологические исследования, должны соответствовать минимуму следующих требований:

  • обоснованность выводами, причем не только практически, но и теоретически значимыми;
  • конкретность, полная определенность, отсутствие отвлеченных от реальных проблем пожеланий;
  • результативность, установление параметров изменения объекта под воздействием выполнения рекомендации;
  • выполнимость, учет наличия необходимых для реализации каждой рекомендации ресурсов (временных, людских, материальных, финансовых и др.);
  • адресность, определение конкретных инстанций, организаций, людей, способных исполнить рекомендацию;
  • технологичность, установление последовательности операций, обеспечивающих реализацию рекомендаций;
  • системность, учет взаимодействий между всеми рекомендациями и итогами их выполнения.

Социологические рекомендации – не обязательные для заказчика предписания. Как правило, заказчики реализуют не всю их систему, а только часть. Это создает новые проблемы в их взаимоотношениях с социологами. В связи с тем, что рекомендации имеют системный характер, выполнение лишь некоторых из них не дает обещанного эффекта. Обвинять в этом следует не социологов, а заказчиков.

 

 

Подготовка отчета о результатах исследования

Содержание завершающего этапа зависит от формы организации исследования и вида отчета. Если исследование проводилось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени, б) публикации научной монографии или статей, в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиума, конгресса и т.п.).

Плановые госбюджетные исследования завершаются написанием полного отчета о проделанной работе, включающего в себя:

  • исследовательскую программу;
  • описание всех операций и процедур и каждом этапе исследования;
  • все выводы и рекомендации;
  • обширные приложения (образцы всех инструментов, итоговые таблицы, схемы, графики и т.п.).

При этом отчет оформляется в полном соответствии с требованиями ГОСТа к оформлению научных работ.

Вид отчетов за заказное исследование определяется договором на его проведение. Заказчик и социологи вправе договориться об отчете:

  • по полной форме (что бывает крайне редко),
  • в виде аналитической записки, содержащей выводы и рекомендации (что бывает чаще всего),
  • в любой иной форме, находящейся между двумя вышеназванными.

Понятно, что в разных случаях подготовка отчета требует разных затрат времени, средств, интеллектуально-творческого и технико-оформительского труда.

Назовем проблемы, которые чаще всего возникают в связи с приемом-сдачей отчетов о социологических исследованиях.

Первая связана с соблюдением конфиденциального характера содержащейся в отчетах информации. Заказчик, как правило, кровно заинтересован в том, чтобы эта информация не попала в чужие руки, особенно конкурентам. Исполнители обязаны уважать этот интерес, ни в коем случае не предоставлять полученную информацию никому, кроме заказчика (даже если кто-то заплатит за нее больше, чем заказчик). Боязнь огласки – одна из весомых причин нежелания руководителей проводить социологические исследования в подведомственных им структурах.

Суть второй проблемы заключается в определении собственника информации, полученной в процессе исследования. Кому она принадлежит – заказчику, оплатившему расходы на ее производство, или социологам, непосредственно ее получившим? Если в договоре нет никаких специальных условий на этот счет, то заказчик и исполнители выступают равноправными собственниками информации, содержащейся в отчете. Это значит, что ни та, ни другая сторона не имеет права распоряжаться ею без согласия другой стороны. В ситуации, когда, скажем, социологи решили опубликовать эту информацию (или ее часть), они обязаны получить на это разрешение заказчика. В противном случае возникает их ответственность перед судом, естественно, если в суд поступит соответствующий иск.

Возможно и иное решение данной проблемы. В договоре может быть специально оговорено то, что исполнители отказываются от своей интеллектуальной собственности, продают ее заказчику за какую-то сумму. В такой ситуации заказчик становится единственным владельцем информации и может распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится (вплоть до ее уничтожения). Социологи при этом полностью лишаются возможности использовать полученные ими данные в любых целях.

Проблема собственности на социологическую информацию имеет еще один аспект, который должен быть отражен в отчете.

Эмпирическое социологическое исследование – коллективное дело. В его проведении участвует много людей, выполняющих разнообразные функции: организаторов, сборщиков информации, кодировщиков, операторов ЭВМ аналитиков и др. Каждый из них вносит свою лепту в производство нового знания. Поэтому вклад каждого определяется научным руководителем исследования, утверждается на общем собрании исследовательского коллектива и фиксируется в отчете.

Подведем итог. В главе охарактеризованы только основные вопросы организации, подготовки и проведения социологических исследований. Но и этого достаточно, чтобы сделать явной несостоятельность распространенного мнения о труде социологов, согласно которому они занимаются лишь тем, что пристают к людям с просьбой заполнить анкетку. На самом деле, их работа во сто крат сложнее, содержательнее и нужнее обществу. Видимая деятельность социологов – надводная часть айсберга, основная масса которого, как известно, находится под водой.

Разработка исследовательской программы, пилотаж инструментария, полевые работы, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, формулирование выводов и рекомендаций, оформление отчетов за сделанное – главные вехи любого социологического исследования, реализация которых требует выполнения многих специальных процедур. Большая часть исследовательских операций социологов в завершенной главе не только не раскрыта, но даже не названа. Разговор о них занял бы много места, а понимание их требует специфических знаний и социологических навыков, которых у Вас, уважаемый читатель, скорее всего нет. Вы можете пополнить необходимые для деловых контактов с социологами знания путем изучения нижеприведенной литературы. Первичные социологические навыки можно получить, участвуя в эмпирических исследованиях на вспомогательных ролях – в качестве анкетеров, интервьюеров и других технических исполнителей.

 

Контрольно-обучающие вопросы и задания

  1. Назовите случаи целесообразности проведения эмпирических социологических исследований, которые не названы в первом параграфе данной главы.
  2. Предположим, что Вы владелец частного торгового предприятия, решивший провести маркетинговое исследование. Что Вам нужно сделать для этого? Опишите все операции организации такого исследования.
  3. Допустим, что Вы директор завода, к которому пришел социолог с программой исследования коллектива Вашего предприятия. По каким параметрам Вы будете оценивать качественность этой программы?
  4. Назовите обязательные компоненты исследовательской программы и охарактеризуйте их.
  5. Определите понятие "учебная дисциплина студента" и операционализируйте его.
  6. Сформулируйте гипотезы, объясняющие причины нарушений студентами учебной дисциплины.
  7. Определите все возможные методы проверки этих гипотез.
  8. Что такое социологическая выборка и репрезентативность выборки?
  9. Какова цель пилотажного этапа исследования и технология ее достижения?
  10. Назовите основные задачи полевого этапа исследования.
  11. Из каких операций состоит обработка первичной социологической информации на ЭВМ?
  12. Охарактеризуйте известные Вам методы математической статистики, использующиеся в социологии.
  13. Что такое валидность исследования? Зачем и каким образом она определяется?
  14. Охарактеризуйте критерии добротности социологических рекомендаций?
  15. Какие виды отчетов за проведенные социологические исследования Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Каковы общие требования к ним?

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г.М. Программа конкретного социального исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1972.
  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М., 1995.
  3. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.
  4. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.
  5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. М., 1995.
  6. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Минск, 1979.
  7. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.
  8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург, 1998. С. 5-14.
  9. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.
  10. Как провести социологическое исследование / Под ред. Ф.Э. Шареги и М.К. Горшкова. М., 1995.
  11. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа: Учеб. пособие / Пер. с англ. Барнаул, 1995.
  12. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2-х кн. / Под ред. В.К. Андреенкова и О.М. Масловой. М., 1994.
  13. Ноэль Н. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии / Пер. с нем. М., 1978.
  14. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шареги и М.К. Горшкова. М., 1996.
  15. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2-х т. / Под ред. Ф.Э. Шареги и М.К. Горшкова. М., 1995.
  16. Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. Барнаул, 1995. Ч. 2.
  17. Процесс социального исследования / Пер. с нем.; Под ред. Ю.Е. Волкова. М., 1975.
  18. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.
  19. Растов Ю.Е., Трофимова Р.А. Методология и методика эмпирических социологических исследований конфликтности локальных социумов: Учеб. пособие. Барнаул, 1997.
  20. Семенова В. Качественное исследование в социологии. М., 1999.
  21. Социология: Практикум / Сост. и ред. А.В. Миронов, Р.И. Руденко. М., 1993.
  22. Удоденко А.А. Логика научного вывода в эмпирической социологии. Барнаул, 1994.
  23. Удоденко А.А. Социологическое исследование: методика написания программы. Барнаул, 1997.
  24. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  25. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.01 с.)