Указание на методы обработки и анализа полученной информации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указание на методы обработки и анализа полученной информации



Данные, произведенные на основе вышеохарактеризованного инструментария, могут быть обработаны вручную, с применением примитивных счетных устройств (типа калькуляторов или арифмометров), либо машинным способом, т.е. на ЭВМ разных поколений. Поэтому нужно назвать средства, с помощью которых предполагается обрабатывать полученную информацию. Если используется ЭВМ, то следует указать наименование пакета программ машинной обработки. Грамотному заказчику и социологу это скажет о многом.

В данном фрагменте исследовательской программы следует оговорить и то, какими математическими ("жесткими") методами планируется анализировать обработанную информацию. Таких методов много. Раскрытие их сути требует специального разговора, который будет продолжен позже.

 

 

3.2.2.6. Рабочий план исследования

В нем намечается этапы реализации исследовательской программы, определяются основные виды работы, указываются их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения.

Содержание этого плана зависит от условий договора, выбранных методов, степени готовности инструментария, квалификации исполнителей и многих других обстоятельств.

Если главным методом исследования будет, скажем, анкетирование, то основные виды работы выстроятся в следующей последовательности:

  • разработка макета анкеты,
  • определение модели выборки,
  • формирование выборки, составление карт репрезентации или списков опрашиваемых,
  • размножение анкет для пилотажного этапа исследования,
  • подготовка инструкций для анкетеров,
  • определение групп респондентов для пилотажа анкеты,
  • пилотаж (апробация) анкеты,
  • обработка данных пилотажного опроса,
  • доработка анкеты с учетом данных пилотажа,
  • подготовка текста анкеты к тиражированию,
  • тиражирование анкеты и инструкций анкетерам, отбор и подготовка анкетеров к работе,
  • проведение основного опроса,
  • контроль за работой анкетеров,
  • выбраковка испорченных анкет,
  • кодирование оставшихся анкет,
  • ввод информации в ЭВМ,
  • постановка задач для обработки данных на ЭВМ,
  • обработка данных, составление таблиц по итогам обработки,
  • анализ полученных данных, подготовка отчета по итогам исследования,
  • сдача отчета заказчику.

При использовании иных методов появится потребность в других видах работы, которые могут "накладываться" на означенные. Поэтому желательно разрабатывать временный сетевой график выполнения исследования. На его основе определяются наиболее слабые звенья планируемых операций и находятся способы их усиления (скажем, за счет сокращения времени на выполнение более простых видов работ). Сетевой график включается в завершающий исследовательскую программу пункт.

Итак, теперь Вы знаете, что такое программа социологического исследования, зачем она нужна и о чем в ней должно говорить. Если этого основополагающего исследование документа нет, то нет и самого исследования. Беспрограммное использование отдельных методов сбора информации (опросов, наблюдения, тестирования, экспериментов и др.) – не исследование, а пародия на них. Это занятие не для социологов и вообще не для серьезных людей.

Теперь Вы в состоянии отличить настоящую исследовательскую программу от подделок под нее, социологов-специалистов от лжесоциологов ("социолухов"). Иметь дело с последними – значит зря терять деньги и время, наносить урон своему делу и предприятию.

Теперь Вы сможете в случае необходимости поучаствовать в разработке программы эмпирического социологического исследования. Но обязательно под руководством квалифицированного социолога и при условии, что Вы еще не раз прочитаете завершенный параграф.

 

 

Этапы исследования

Любое исследование – процесс, последовательно проходящий определенные ступени приближения к истине. В эмпирических социологических исследованиях роль таких ступеней играют:

  • разработка программы исследования,
  • пилотаж инструментария,
  • полевой этап,
  • обработка первичной информации,
  • анализ вторичных данных,
  • формулирование выводов и рекомендаций,
  • подготовка отчета о результатах исследования.

Первую (подготовительную) стадию исследования, предопределяющую все остальные, уже охарактеризовали. Теперь опишем все последующие этапы.

 

 

Пилотажный этап

Термином "пилотаж" обычно обозначают искусство управления летательными аппаратами. Но он имеет и другое значение – безупречное выполнение любых сложных операций, требующее виртуозного мастерства. В этом, более широком смысле оно используется, когда говорят о пилотажном этапе социологических исследований.

Цель данного этапа – отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции. Необходимость в нем возникает потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны) погрешности, которые обязательно нужно устранить.

В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с разным составом.

Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление, ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании инструментария.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

  • коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;
  • размножение первого варианта инструментария;
  • подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария;
  • определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий;
  • апробация инструментов в этих группах;
  • коллективное подведение итогов пилотажа;
  • внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;
  • тиражирование итогового инструментария.

Каждая из этих операций складывается из ряда обязательных процедур. Например, непосредственное апробирование, скажем, анкеты, предполагает наблюдение за реакциями опрашиваемого и нахождение исследователем ответов на следующие, как минимум, вопросы:

  • Адекватно ли понял респондент смысл каждой составляющей анкеты?
  • Нет ли в анкете непонятных слов или терминов, допускающих их разнотолкование?
  • Не является ли формулировка вопроса анкеты внушающей (навязывающей) заранее задуманный ответ?
  • Нет ли опасности получить стереотипный ответ?
  • Не провоцирует ли вопрос уклонение от ответа?
  • Соответствует ли предусмотренная анкетой техника регистрации ответа содержанию вопроса?
  • Нет ли смещений в положительную или отрицательную сторону шкал, содержащихся в анкете?
  • Компетентны ли опрашиваемые для ответа на данный вопрос?
  • Правильно ли поставлены вопросы-фильтры, адресующие вопрос не всем, а только какой-то части опрашиваемых?
  • Не превышает ли вопрос ресурсов памяти опрашиваемых?
  • Не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций?
  • Не воспринимается ли он как оскорбительный, унижающий достоинство человека?

Пилотажный этап исследования – ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

 

Полевой этап

Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирований, тестирований, наблюдений – короче, практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле – места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в т.ч. и прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.

Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.

Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам-графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:

  • оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;
  • учет проделанной ими работы;
  • прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;
  • кодирование полученной информации;
  • хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны;
  • проведение контрольных (повторных) обследований;
  • оперативная помощь исполнителям;
  • ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;
  • систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно-территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.

Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.

Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).

Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования. В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.

На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.031 с.)