Методологические принципы социологического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы социологического анализа



Социология – одна из наук, поэтому на нее в полной мере распространяются общеобязательные для всякого научного анализа правила. К их числу следует отнести, прежде всего, принципы:

  • служения истине, познания сущности и природы изучаемых процессов и явлений;
  • выработки достоверной (валидной) информации, ее систематизации и теоретического обобщения;
  • соблюдения логики построения научных выводов;
  • изучения явлений как в статическом состоянии, так и динамике;
  • обнаружения в исследуемых объектах существенных и устойчивых связей, а также изменчивых свойств;
  • выявления каузальных (причинно-следственных) зависимостей;
  • моделирования изучаемых явлений и процессов;
  • сочетания теоретического и эмпирического анализа, взаимодополняющей разработки фундаментальных и прикладных проблем;
  • процессуальности и взаимопроверки эмпирических исследований, их систематичности, повторения через определенные промежутки времени, сопоставимости и контролирующего друг друга характера;
  • сравнительного анализа информации, полученной из разных источников и на основе отличающихся друг от друга методик;
  • использования математико-статистических процедур обработки и интерпретации полученной информации;
  • завершения исследований формулированием выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и практическую ценность.

Поскольку социология относится к разряду наук об обществе и человеке, постольку ей присущи общие для всех этих наук принципы:

  • историко-генетического анализа изучаемого явления, предполагающего выяснение причин его рождения, изменения и исчезновения;
  • субстратно-событийного анализа, при котором за субстрат признаются реально происшедшие события (социальные факты);
  • многофакторности объяснений социальных изменений;
  • признания решающей роли в социальных изменениях активности социальных субъектов;
  • субъективно-деятельностного анализа, основанного не только на фиксации и интерпретации поведенческих актов людей, но и выяснением того смысла, который вкладывается ими в свои поступки;
  • гуманистической ориентированности исследований, призванных служить человеку, повышать его возможности для удовлетворения своих потребностей, интересов, прав, для дальнейшего развития и совершенствования индивидов и социальных форм их жизнедеятельности.

В силу того, что социология суть специфическая наука, имеющая свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей знания, у нее есть свойственные только ей принципы. О главном из них – полипарадигмальности – уже говорилось. Сейчас отметим вытекающие из этого принципа требования, которые могут быть истолкованы как третья группа принципов социологического анализа.

Во-первых, как отмечалось выше, социолог должен четко определять и обозначить ту парадигму (или их совокупность), в рамках которой он проводит свое исследование. Нарушение этого правила порождает многообразные недоразумения, своего рода "разговор на разных языках", затрудняет сравнительный анализ итогов разнопарадигмальных исследований.

Во-вторых, выбор той или иной парадигмы обязывает исследователя определить свое отношение к тем теориям, которые созданы на ее основе. Дело в том, что эвристическую (поисково-исследовательскую) ценность имеют не только парадигмы, но и представляющие их теории.

Одна и та же парадигма может выражаться в нескольких далеко неоднозначных теоретических построениях. Например, в рамках парадигмы интеракционизма сложились не только разные теории символического истолкования межличностных взаимодействий (чикагская, айовская и другие школы), но и теории социального обмена. При этом теоретики последнего направления (Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон) неоднозначно преподносят идеи о взаимодействии людей как обмене услугами, деятельностью, затраченными ресурсами и вознаграждениями.

Излагая предыдущий подпараграф, мы специально сопроводили характеристику каждой парадигмы указанием (в скобках) фамилий тех наиболее видных ее представителей, теории которых отличаются друг от друга. Это освобождает нас от необходимости приведения других примеров, подтверждающих теоретическую вариабельность социологических парадигм.

В-третьих, принятие на вооружение определенной парадигмы и подходящей к исследуемой проблеме теории предполагает использование тех методов сбора и анализа социологической информации, которые им соответствуют. Если социолог, изучающий, скажем, социальный статус предпринимателей в современной России, решил опираться на марксистскую парадигму и теорию классов, то он обязан применить такие методы, которые позволят обнаружить классовые признаки изучаемой категории людей, прежде всего, показатели, характеризующие их собственность на средства производства и взаимоотношения с другими классами общества. Но если та же проблема будет изучаться на базе структурного функционализма и теории многомерной социальной стратификации, то потребуется более широкий набор методов, с помощью которых можно зафиксировать и обобщить информацию о всех реально исполняемых предпринимателями социальных функциях, характере их труда и образа жизни, уровне материального достатка, численности и внутренней сгруппированности, возможностях влияния на власть, их духовно-нравственных ценностях, по другим признакам, принятым за основания стратифицирования.

В-четвертых, работая в рамках определенных парадигм, теорий и методов, нужно постоянно помнить об ограниченности данного подхода, возможности иных вариантов методолого-теоретического осмысления изучаемой проблемы, исследовательской стратегии и тактики.

В-пятых, в силу всего ранее сказанного, исследования, проведенные в духе только одной парадигмы, даже если оно опиралось на несколько конкретизирующих ее теорий и солидный арсенал методов, не могут претендовать на раскрытие истины в последней инстанции. Выводы таких исследований могут иметь только вероятностный характер. Для повышения степени их истинности необходимы проверочные исследования, реализующие другие парадигмы, теории и методы.

Кроме названных принципов существуют строгие правила определенных действий социологов – разработки исследовательской программы, реализации каждого метода исследования, исследовательских процедур и т.п. О них будет рассказано позже.

 

 

Социологические методики

Все последующие главы посвящены описанию методик (методов, процедур, техник и технологий) социологических исследований. Здесь мы дадим самое общее представление о них, необходимое для адекватного восприятия последующего текста.

Вышеозначенные понятия по разному толкуются социологами различных школ и направлений. "Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда – методологией" 84>>>. Эта путаница затрудняет изучение социологии, поэтому оговорим тот смысл, который вложен в данные понятия в нашем учебном пособии.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных (в определении данной категории мы полностью солидарны с В.А. Ядовым 85>>>).

Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т.п.), обеспечивающих реализацию метода.

Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя).

Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур).

Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода.

Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.

Современная социология располагает богатым арсеналом методик. Для удобства их последующего анализа мы будем разделять их на методики:

  • теоретических и эмпирических исследований (при этом основное внимание уделим последним);
  • организации и проведения эмпирических исследований (первые рассмотрим в следующей главе, вторые – в двух последних);
  • основанные на количественных и качественных методах (о них пойдет речь, соответственно, в четвертой и пятой главах);
  • "жесткие" и "мягкие", подразумевая под первыми наиболее формализованные способы обработки количественной информации, а под вторыми – малоформализованные операции обработки информации, полученной качественными методами;
  • традиционные и инновационные. Учитывая важность внедрения в исследовательскую практику инновационных методов и методик, мы посвятим им пятую главу и охарактеризуем их подробнее, чем традиционные. Наиболее детально будут раскрыты методики БОУ и "проблемного колеса", которые не описаны в другой учебной литературе.

<<<84 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.63.
<<<85 Там же.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.007 с.)