Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование коммуникативно-характерологических тенденций (Т.Лири)



Назначение - установить преобладающие характерологические тенденции личности.

 

Исследование характерологических тенденций состоит из двух методик. На первом

этапе используется методика самооценки испытуемым собственных свойств, а на

втором - методика взаимооценки. Поэтому в исследовательскую группу входят

экспериментатор и два испытуемых, желательно таких, которые знают другу друга

хотя бы 1,5-2 месяца.

Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: перед вами

перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический

портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной

уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в

регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным.

Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: перед вами

перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический

портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной

уверенностью можете отнести к Н. (первому испытуемому) и обведите номер

соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности

объективным.

Перечень черт

1.Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

2. Уверен в себе.

3. Пользуется уважением у других.

4. Не терпит, чтобы им командовали.

5. Откровенный.

6. Жалобщик.

7. Часто прибегает к помощи других.

8. Ищущий одобрения.

9. Доверчив и стремится радовать других.

10. Любит ответственность.

11. Производит впечатление значительности.

12. Обладает чувством достоинства.

13. Ободряющий.

14. Благодарный.

15. Злой, жестокий.

16. Хвастливый.

17. Своекорыстный.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Деспотичный.

20. Умеет настоять на своем.

21. Великодушен, терпим к недостаткам.

22. Начальственно-повелительный.

23. Стремится покровительствовать.

24. Способен вызвать восхищение.

25. Предоставляет другим принимать решения.

26. Прощает все.

27. Кроткий.

28.Может проявить безразличие.

29.Бескорыстный.

30.Любит давать советы.

31.Зависимый, несамостоятельный.

32.Самоуверен и напорист.

33.Ожидает восхищения от каждого.

34.Часто печален.

35.На него трудно произвести впечатление.

36.Общительный и уживчивый.

37.Открытый и прямолинейный.

38.Озлобленный.

39.Любит подчиняться.

40.Распоряжается другими.

41.Способен быть критичным к себе.

42.Щедрый.

43.Всегда любезен в обращении.

44.Уступчивый.

45.Застенчивый.

46.Любит заботиться о других.

47.Думает только о себе.

48.Покладистый.

49.Отзывчивый к призывам о помощи.

50.Умеет распоряжаться, приказывать,

51.Часто разочаровывается.

52.Неумолимый, но беспристрастный.

53.Часто гневлив.

54.Критичен к другим.

55.Всегда дружелюбен.

56.Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

57.Способен проявлять недоверие.

58.Очень почитает авторитеты.

59.Ревнивый.

60.Любит «поплакаться».

61.Робкий.

62.Обидчивый, щепетильный.

63.Часто бывает недружелюбен.

64.Властный.

65.Безынициативный.

66.Способен быть суровым.

67.Деликатный.

68.Всем симпатизирует.

69.Деловитый, практичный.

70.Переполнен чрезмерным сочувствием.

71.Внимательный и ласковый.

72.Хитрый и расчетливый.

73.Дорожит мнением окружающих.

74.Надменный и самодовольный.

75.Чрезмерно доверчив.

76.Готов довериться любому.

77.Легко смущается.

78.Независимый.

79.Эгоистичный.

80.Нежный, мягкосердечный.

81. Легко поддается влиянию других.

82.Уважительный.

83.Производит впечатление на окружающих.

84.Добросердечный.

85.Охотно принимает советы.

86.Обладает талантом руководителя.

87. Легко попадает впросак.

88.Долго помнит обиды.

89.Легко поддается влиянию друзей.

90.Проникнут духом противоречия.

91.Портит людей чрезмерной добротой.

92.Слишком снисходителен к окружающим.

93.Тщеславный.

94.Стремится снискать расположение каждого.

95.Восхищающийся, склонный к подражанию.

96.Охотно подчиняется

97.Со всеми соглашается.

98.Заботится о других в ущерб себе.

99.Раздражительный.

100.Стыдливый.

101.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

102.Дружелюбный, доброжелательный.

103.Холодный, вселяющий уверенность.

104.Холодный, черствый.

105.Стремящийся к успеху.

106.Нетерпим к ошибкам других.

107.Благорасположенный ко всем без разбора.

108.Строгий, но справедливый,

109.Всех любит.

110.Любит, чтобы его опекали.

111.Почти никогда и никому не возражает.

112.Мягкотелый.

113.Другие думают о нем благосклонно.

114.Упрямый.

115.Стойкий и крутой, где надо.

116.Может быть искренним.

117.Скромный.

118.Способен сам позаботиться о себе.

119.Скептичен.

120.Язвительный, насмешливый.

121.Навязчивый.

122.Злопамятный.

123.Любит соревноваться.

124.Стремится ужиться с другими.

125.Неуверенный в себе.

126.Старается утешить каждого.

127.Самобичующий.

128.Бесчувственный, равнодушный.

     

Регистрационный бланк

1234567891011121314151617181920212223242526277829303132333435363738394041424344

454647484950515253545556575859606162636465666768697071727374757677787980818283

84858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109ПО111112113114115

116117118119120121122123124125126127128

Обработка результатов

Цель обработки результатов - получить индексы восьми характерологических

тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций -

доминирование и дружелюбие. Результаты исследования по методикам самооценки и

взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают

в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и

результаты заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют

показатели доминирования и дружелюбия.

Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин

восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.

Доминирование = I - V + 0,7 х (VIII +II - IV - VI).

Дружелюбие = VII - III + 0,7 х (VIII - II - IV +VI).

Ключ

Номера тенденций Номера перечня черт, I 3,10,1U19,20,22,24,30,33,40,50,64,83,

86,105,113 II 2,12, 16,28,32,47,56,69,72,74,78,79,93, 104,118,123 III 5,15,17,

37,52,53,54,63,66,99,106,108,115,116,120,128 IV 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59,

60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122 V 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96,

100, 101, 112, 117, 125, 127 VI 9, 7, 8, 14,25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95,

111, 121 VII 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124

VIII 13, 21, 23,26, 29,42, 46,49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126          

Анализ результатов

Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций,

 устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере

испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение

тенденции - 0, максимальное - 16.

Каждая характерологическая тенденция имеет три степени выраженности. Эти

степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты. Первая степень

при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант

проявляющейся черты характера по отношению к другим людям. Вторая степень -

промежуточный вариант при баллах от 6 до 10. Третья степень, если индекс более

10 баллов, свидетельствует о дезадаптивности тенденции характера. В целом можно

считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая

характерологическая тенденция.

                       

Номера тенденций расшифровываются следующим образом,

Первая тенденция (I) - доминантность - властность -деспотичность -

отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости,

способность брать на себя ответственность.

Вторая тенденция (II) - уверенность в себе - самоуверенность -

самовлюбленность -отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в

крайнем проявлении - эгоистичность и черствость.

  Третья тенденция (III) - требовательность - непримиримость - жестокость

- позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность,

нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может

проявляться в насмешливости и язвительности.

   Четвертая тенденция (IV) - скептицизм - упрямство - негативизм -

характеризует недоверчивость, подозрительность, ревность, обидчивость и

злопамятность.

  Пятая тенденция (V) - уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость

- позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.

  Шестая тенденция (VI) - доверчивость - послушность - зависимость -

оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление

доставлять радость партнеру.

Седьмая тенденция (VII) - добросердечие - несамостоятельность -

чрезмерный конформизм - характеризует способность к взаимопомощи, общительность,

 доброжелательность, внимательность.

  Восьмая тенденция (VIII) - отзывчивость - бескорыстие - жертвенность -

отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также

терпимость к недостаткам и умение прощать

 

  3.1.5. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В. А.

Лосенков)

Инструкция. Предлагаемый тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из

вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите

кружочком номер выбранного вами ответа. В тесте нет «плохих» или «хороших»

ответов. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне.

Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел вам в голову.

                                        Опросник

1.Если вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?

а} определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не всегда.

2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой

адрес?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

4.Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?

а) очень часто;

б) довольно часто;

в) довольно редко;

г) почти никогда.

5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?

а) да, всегда владею;

б) пожалуй, всегда;

в) пожалуй, нет;

г) нет, не владею.

6.У вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?

а) такое случается очень часто;

б) бывает время от времени;

в) такое случается редко;

г) такого вовсе не бывает.

7.Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?

а} да, определенно, мог бы;

б) пожалуй, мог бы;

в) скорее всего, не мог бы;

г) нет, определенно не мог бы.

9.В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы «Семь раз отмерь, один раз

отрежь»?

а) да, всегда;

б)часто;

в} редко;

г) нет, почти никогда.

10. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас,

например, в автобусе или трамвае?

а) так я реагирую почти всегда;

б) так я реагирую довольно часто;

в) я редко так реагирую;

г) я никогда так не реагирую.

11.Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

а) да, часто;

б) иногда;

в} редко;

г) почти никогда.

12.Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

13.Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно вас

упрекает?

а) определенно да;

б) пожалуй, да;

в)пожалуй, нет;

г) определенно нет.                                                            

                                                                               

                                                                           

                                                                               

                                                                               

                                                                           

                                                     

14.Вам кажется, что вы еще не нашли себя?

а) согласен, именно так оно и есть;

б} скорее всего это так;                                                       

                                                                               

                                                                           

                                                                               

                                                                               

                         

в) с этим я вряд ли соглашусь;                                                 

                                                                               

                                                                               

                                        

г) я с этим определено не согласен.

15. Может ли под влиянием каких-либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не

раз измениться?

а) наверняка так;                                                              

                                                                           

                                                                               

                                                                               

                                                                           

                                             

б) весьма вероятно;                                                           

                                                                               

                                                                               

                                                                           

                                                                               

                                                                              

в) маловероятно;

г) почта невероятно.                                                           

                                                                               

                                                                               

                                                                           

                                                    

16. Обычно вас трудно вывести из себя?                                         

                                                                           

                                                                               

                    

а) определенно да;                                                             

                                                                           

                                                                               

                                                                               

                                                                           

                          

б) пожалуй, да;

в) пожалуй, нет

г) определенно нет

17.У вас возникают желания, которые по разным обстоятельствам неосуществимы? -

а) такие желания возникают у меня часто; 6} такие желания возникают время от

времени;

в) у меня редко возникают подобные желания;

г) заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.

18.Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши

собственные взгляды еще не вполне определились?

а) да, часто замечаю;

б) иногда замечаю;

в) замечаю довольно редко;

г)  нет, никогда не замечаю.

19.Случается ли, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы

беретесь за новое?

а) да, так часто случается;

б) иногда так бывает;

в)так бывает довольно редко;

г) так почти никогда не случается.

20.Вы несколько неуравновешенный человек?

а) определенно да;

б} пожалуй, да;

в) пожалуй, нет;

г) определенно нет.

                  Обработка результатов

В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя

импульсивности Пи. Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам

всего тест-опросника.

В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов.

Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9,10,13,16 номер шкалы соответствует

количеству баллов, то есть 1, 2,3 или 4.

Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются

по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствуют 4 балла; шкале 2-3

балла, шкале 3 -2 балла и шкале 1 - 4 балла.

Таким образом, показатель импульсивности может варьировать у разных людей

от 20 до 80 баллов.

                            

Анализ результатов

Импульсивность - это черта, противоположная волевым качествам:

целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показатели

импульсивности Пи, тем выше импульсивность.

Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и

низкий.

Если величина Пи находится в пределах 66-80, та импульсивность высокого

уровня, то есть выражена сильно; если величина Пи от 35 до 65, то уровень

средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее - то импульсивность

низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с

недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто

имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов,

увлекаются то одним, то другим.

Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют

ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных

целей, стремятся доводить начатое дело до конца.

   Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания,

 направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом следует

учесть особенности локуса субъективного контроля.

 

 

3.1.6. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности {В. В.

Бойко)

Назначение. Отличием данной методики является не только доступность, но и

широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить

помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень

агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения

агрессивности.

Инструкция. В бланке для ответов рядом с номером суждения проставьте свои

ответы -«да» или «нет».

                                        Опросник

1.Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.

2.Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут

же беру себя в руки.

3.Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал:

периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.

4.На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.

5.Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно

изменить свое поведение или я не хочу этого делать.

6.Если мне хамят, я, как правило, сдерживаюсь от резкости.

7.Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.

8.Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.

9.Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую

группировку.

10.Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.

11.Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.

12.Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.

13.Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.).

14.Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью

кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).

15.Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.

16.Я думаю, что мой характер - не подарок.

17.Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется обо мне, я выскажу ему все, что

думаю о нем.

18.Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.

19.Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо

себя хорошенько разозлить.

20.Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).

21.Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.

22.Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.

23.Когда я очень устаю, то легко могу разозлиться, выйти из себя.

24.Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или

признает свою неправоту.

25.Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном

отдыхе -в спорте, туризме, культурных мероприятиях.

26.Бывает, что я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.

27.У меня острый язык - палец мне в рот не клади.

28.Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или

злостью окружающих.

29.Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.

30.Злость чаще всего помогает мне в жизни.

31.Я часто ругаюсь в очередях.

32.Иногда мне говорят, что я злюсь, но я этого не замечаю.

33.Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.

34.Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.

35.Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.

36.Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься

каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная

работа).

37.В транспорте или магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.

38.Я человек резкий или очень категоричный.

39.Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его

на место.

40.Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.

41.В общении дома я часто.специально придаю своему лицу суровое выражение.

42.Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.

43.Обычно моя злость дает мне импульс активности.

44.Бывает, я по нескольку дней переживаю последствия того, что не смог

сдержаться от злости.

45.Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.

46.Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь,

чтобы никого не видеть и не слышать.

47.Я часто успокаиваю себя тем, что срываю зло на вещах обидчика.

48.Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что

потом переживаю неловкость за себя.

49.Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.

50.Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость

51.Если Бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.

52.Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но

глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.

53.Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со

всеми свои насущные интересы.

54.После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое

время,

55.Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с

близкими или друзьями.

                   

Обработка данных

Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров,

каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За

каждый ответ, соответствующий ключу, начисляется один балл; чем выше оценка,

тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности,

Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45;

Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46;

Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3,

 -14, -25, -36, -47;

Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48;

Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49;

Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50;

Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51;

Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52;

Склонность заражаться агрессией толпы: +9, +20, +31, +42, +53;

Удовольствие от агрессии: +10, +21, +32, +43, +54;

Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55,

                   Интерпретация данных

Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (от 0 до 8 баллов) обычно

свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении

соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со

сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями.

  Невысокий уровень агрессии (9-20 баллов) отмечается у большинства

опрашиваемых. Он обычно бывает обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с

неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом,

 возможно, нет необходимости).

Средний уровень агрессии (21-30 баллов) обычно выражается в спонтанности,

некоторой анонимности и слабой способности к торможению.

  Повышенный уровень агрессии (от 31 до 40 баллов}. К атрибутам,

характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты,

провокации.

Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением

удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провоцированием агрессии у

окружающих.

 

3.1.7. Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов (Л. А.

Рабинович в модификации Т. Г. Сырицо)

Инструкция. Перед вами опросник, содержащий 42 вопроса, и лист бумаги, на

котором указаны 4 варианта ответов на указанные вопросы.

Ваша задача - ответить на каждый вопрос. Это делается так: вы читаете

вопрос, выбираете один из 4 предложенных вариантов ответа («безусловно да»,

«пожалуй, да», «пожалуй, нет», «безусловно нет»), отражающий ваше мнение.

Поставьте крестик в соответствующей графе в листке для ответов. Отвечая на

каждый вопрос, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в

листке для ответов.

Поскольку в разные периоды жизни вы, возможно, отвечали бы на один и тот же

вопрос по-разному, отвечайте исходя из того, что характерно для вас сейчас, в

настоящее время.

Дальше таким же образом вы поступаете со всеми остальными вопросами, всякий

раз тщательно обдумывая, какой из четырех вариантов ответа на каждый вопрос вам

больше всего подходит,

Основное условие опроса - ваша добросовестность и искренность.

Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.

Итак, начинайте работу!

Бланк для ответов

Ф.И.О_____________________________.

Возраст__________________________

 

п/п Безусловно, да Пожалуй, да Пожалуй, нет Безусловно, пет №

п/п Безусловно, да Пожалуй, Да Пожалуй, нет Безусловно,

нет 1 22 2 23 3 24 4 25 5 26 6 27  

7 28К 8 29 9 30 10 31 11 32 12 33  

13 34 11 35 15 36 16 37 17 38 18 39 

19 40 20 41 21 42    

  

                            Опросник

1.Легко ли вам признаться перед родителями учеников в допущенной вами ошибке?

2.Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?

3. Можно ли сказать, что перед уроком вы почти всегда чувствуете себя бодрым и

веселым?

4. Пугает ли вас иногда ответственность за детей, которая на вас лежит?

5.Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с детьми?

6. Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в схтояние

гнева?

7. Овладевает ли вами негодование, если родители учеников не выполняют ваши

требования?

8. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?

9. Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?

10. Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?

11.Появляется ли у вас чувство неуверенности в присутствии на уроке проверочной

комиссии или администрации?

12.Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении

учащихся?

13.Приносит ли вам ваша работа много радости?

14. Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения урока?

15.Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас

раздражение?

16. Испытываете ли вы робость перед начальством, администрацией школы?

17. Вы охотно организуете в классе веселые, развлекательные мероприятия?

18. Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?

19.Производите ли вы на своих коллег впечатление грустного человека?

20. Вам становится грустно после неудачно проведенных уроков?

21. Вам свойственно чувство удовлетворенности своей профессией?

22. Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед детьми?

23.Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со

стороны администрации?

24.Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением родительских собраний?

25. Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаяние?

26.Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?

27.Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах

воспитания?

28. Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?

29. Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учащихся к уроку?

30.Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?

31.Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед детьми?

'32. Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами

раздражение и злость?

33.Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?

34.Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости,

чем печали и невзгод?

35.Кажется ли вам, что в будущем работа с детьми будет приносить все больше

трудностей и разочарований?

36.Любите ли вы веселую суету и оживление детей вокруг себя?

37.Часто ли вы испытываете чувство подавленности при подведении итогов вашей

педагогической деятельности?

38.Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, родители ваших

учеников вас не понимают?

39.Испытываете ли вы радость, когда находите общий язык с родителями ваших

учеников?

40.Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?

41.Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?

42.Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом

учащихся?

  

          Обработка и интерпретация результатов

          Ключ

Радость. Ответы «да» на вопросы: 3, 8, 13, 17,21, 26,33, 34, 36, 39.

Ответ «нет» на вопрос 23.

Гнев. Ответы «да» на вопросы: 6,7, 10, 12, 15, 18, 29, 30, 32, 38, 40.

Страх. Ответы «да» на вопросы: 4, 11, 14, 16, 22, 24, 28, 31, 42.

Ответы «нет» на вопросы: 1, 41.

Печаль. Ответы «да» на вопросы: 2, 5, 9, 19, 20, 23, 25, 27, 35, 37.

Ответ «нет» на вопрос 34.

Количество баллов за каждый ответ: «безусловно, да» - 4, «пожалуй, да» - 3,

«пожалуй, нет» - 1, «безусловно, нет» - 0.

Средние показатели изучаемых состояний позволяют судить о доминировании той или

иной эмоциональной модальности.

 

3.1.8. Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко)

Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с

ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»}.

        Опросник

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье,

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе,

если бы не

обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как

хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря,).

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

   Обработка данных

Каждый положительный ответ оцениватся в 1 балл, а отрицательный - 0 баллов.

Подсчитывается общая сумма баллов.

Об уровне социальной фрустрации можно судить по следующим показателям: 10-12

баллов - очень высокий уровень фрустрации; 5-9 баллов - устойчивая тенденция к

фрустрации; 4 балла и меньше - низкий уровень.

 

Раздел 2

ДИАГНОСТИКА ФЕНОМЕНОВ

КОММУНИКАТИВНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

3.2.1. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Назначение. Данная методика предназначена для получения более полного

представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее

профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений,

расположенных в циклическом порядке, с тем чтобы обеспечить удобство отсчета

при помощи трафарета. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных

ответа, Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со

средним и высшим образованием.

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый

из них (а, б, в).

Отвечать нужно следующим образом:

сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;

• выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение,

и поставьте соответствующую букву (а, б или в) в клеточке на листе для ответов.

 Помните следующие правила:

не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который

первым приходит в голову;

•       старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не

уверен», «нечто среднее» и т. п. Таких ответов должно быть как можно меньше;

ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ;

отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее

впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. А

теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме

необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в

специальном бланке.

Памятка экспериментатору. Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый

инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что

следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто

использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними.

Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.

Бланк ответов

Ф.И.О.________________

Образование_____________

Возраст___________________

    

1 1121 31 41 51 61 71 81         

912 12 22 32 42 52 62 72 82

923 13 23 33 43 53 63 73 8393 4 14 24 34 44 54 64 74 84 94 5 15 25 35 45 5565

75 85 95 6 16 26 36 46 56 66 76 86 96 7 1727 37 47 57 677787 97 8 18 28 38 48

58 6878 88 98 9 19 29 3949 59 69 79 89 99 10 20 30 4050 60 7080 90 100

Опросник

1.Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:

а} да;

6} не уверен;

в) нет

2.Я предпочел бы снимать дачу:

а) в оживленном дачном поселке;

б) нечто среднее;

в} в уединенном месте, в лесу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.399 с.)