КНИГА XXX . ФРАГМЕНТЫ. 171-168 BC . 3-я Македонская война.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КНИГА XXX . ФРАГМЕНТЫ. 171-168 BC . 3-я Македонская война.



 

30. Фрагменты 171-168 гг. до н. э. Римляне побеждают в Третьей македонской войне.

 

7.1
Когда римские послы сообщили, что они перехитрили Персея, не прибегая к оружию, некоторые члены сената собрались было похвалить их. Однако старейшины были далеко не так довольны тем, что было сделано, и сказали, что не пристало римлянам подражать финикийцам, и брать верх над своими врагами плутовством, а не храбростью. [1]

1
В тот же день сенат одобрил объявление войны Персею, и хотя он дал аудиенцию его послам, но ничего не ответил на их заявления. Кроме того сенат приказал консулам сделать торжественные заявления перед собраниями народа, приказал посланникам и всем прочим македонянам покинуть Рим в тот же день, а Италию - в течение тридцати дней. [2]

2
Птолемей, царь Египта, зная, что его предки владели Келесирией, сделал большие приготовления к войне в поддержку своего требования, надеясь, что, поскольку она была отделена в былые времена посредством несправедливой войны, он мог теперь справедливо вернуть ее на тех же условиях. Антиох, узнав об этом, отправил послов в Рим, наказав им призвать сенат в свидетели, что Птолемей, без уважительных причин, добивается войны. Птолемей, однако, также отправил послов говорить в свою защиту, а также уведомить сенат, что Келесирия принадлежала его предкам, и что она принадлежит Антиоху вопреки всякой справедливости. Он также поручил им возобновить дружеские отношения с римлянами и попытаться добиться мира с Персеем [3]

3
Котис, царь фракийцев, был человеком, который в вопросах войны действовал с энергией и был в высшей степени справедлив, и который в других отношениях также был достоин доверия и дружбы. Он был воздержан и осмотрителен в высшей степени, и что самое важное, был полностью свободен от пороков, свойственных фракийскому народу. [4]

4
После осады небольшого городка Халеструм [5] Персей приговорил всех жителей к смерти. Однако, около пяти сотен, совершив удачный побег из-под стражи в какую-то крепость, запросили гарантии безопасного прохода, и Персей согласился сохранить им жизнь при условии, что они сложат оружие. Они выполнили оговоренные условия, но македонцы, толи по собственному желанию, толи по приказу царя, преследовали тех, кто получил гарантии, и всех их убили.

5
Харопс-эпирец был внуком [6] и тезкой того Харопса, который во время войны против Филиппа послал Фламининy проводника показать нехоженые пути через горы, в результате чего римляне, сделав внезапный маневр, захватили контроль над проходом. Благодаря дружбе его деда с римлянами, Харопс-младший получил образование в Риме и завязал узы гостеприимства со многими выдающимися людьми. Он был, однако, отъявленный плут и авантюрист, и отправился к римлянам клеветать на мужей Эпира, которые пребывали в самом высоком почете, бросая ложные обвинения против них в надежде, что однажды он посрамит всех, кто способен противостоять ему, и сможет остаться хозяином Эпира. Именно в следствие этого они [7] в настоящее время послали к Македонцу, предлагая отдать Эпир Персею.


По прибытии консула Гостилия [8] в Эпир из Рима, Феодот и Филострат, главари проперсеевской партии, устроили заговор, чтобы предать его царю. Но в то время, пока они спешно призывали Персея, Гостилий, в котором пробудились подозрения, уехал ночью, и Персей, прибыв слишком поздно, не смог захватить его.

6
Во время осады Абдеры, Евмен, отчаявшись захватить город штурмом, послал тайно к некому Пифону, человеку, пользующемуся высочайшим уважением среди абдеритов, который с двумя сотнями своих рабов и вольноотпущенников защищал ключевую позицию. Обманными обещаниями они получили с его помощью проход за стены, и взяли город. Предатель Пифон, хотя и отчасти вознагражденный, постоянно видел перед своим мысленным взором картины разрушения своей родины, и прожил остаток своих дней в отчаянии и раскаянии. [9]

глава 7.1: см. выше, до гл. 1.

7.2
Андроник, который убил сына Селевка, и который, в свою очередь был предан смерти, с готовностью отдавал себя нечестивым и ужасным преступлениям, но разделил ту же участь со своими жертвами. [10] (3) Ибо практика властителей - спасать себя от опасностей за счет своих друзей.

8
Благоразумный и всегда внимательный к потребностям момента сенат взял в руки пересмотр своих щедростей. Ибо, когда Персей, проявив неожиданную дерзость, завел длительные военные действия в тупик, многие греки имели большие надежды. Сенат, однако, постоянно обновляя акты великодушия по отношению к грекам, оказывал обратное влияние, и каждый раз делал ставку на поддержку масс. Кто из людей дела, стремящихся к руководству, не мог не восхищаться этим? Какой разумный историк смог бы пройти мимо, не прокомментировав прозорливость сената? В самом деле, можно было бы резонно сделать вывод, что владычество Рима над большей частью человечества было достигнуто с помощью именно такой изящной политики. Справедливо наблюдение, что гармоничное приспособление ко всяким случаям - потворствовать в каких-то вещах, не обращать внимания на кое-какие доклады, своевременно сдерживать какие-то порывы слепой ярости, или, отбросив соображения национального достоинства и силы, льстить подчиненным, тем самым закладывая основу для определенного успеха позже - что такое приспособление свидетельствует о непревзойденном превосходстве личности, превосходстве реализма в обсуждении главного, и добродетельности и разумности в государстве. Все это римский сенат тех дней и делал, и тем самым оставил, так сказать, модели и образцы для всех, кто стремится к империи и имеет мысленное представление о том, чтобы видеть, как необходимо решать проблемы в свете обстоятельств.

9
Персей направил послов к Гентию (Gentius), [11] царю иллирийцев и их наиболее сильному военному вождю в это время, предложив им предпринять согласованные действия. Когда Гентий заверил, что он был готов к борьбе с римлянами, но испытывает нехватку денег, Персей снова послал к нему, претворившись, однако, глухим к теме денег. Получив тот же ответ, он послал в третий раз, и, хотя хорошо понимал, что было на уме у Гентия, он, не затронув этой темы, сказал, что если их предприятие пойдет согласно замыслам, он даст ему достаточное удовлетворение.

(2) Персей, по-прежнему не желая давать заранее деньги, снова направил посланников в Гентию, не сказав ни слова о немедленном даре денег, но намекая на великие приобретения, на которые тот может рассчитывать при успешном завершение их дела. Вот хороший вопрос, должны ли мы рассматривать это как глупую уклончивость или откровенное безумие со стороны людей, которые действуют таким образом. Они брали в свои руки великие предприятия и помещали свои собственные жизни в опасность, и все же забывали одну вещь, которая действительно существенна, даже если они сами видели суть и в их власти было оплатить потребности. Несомненно Филипп, сын Аминты, настоящий мастер искусства управления государством, никогда не бывал скуп на деньги в таких обстоятельствах; а, напротив, раздавая больше, чем было запрошено, он всегда находил готовый и богатый приток предателей и союзников. В результате, хотя поначалу он был среди ничтожных царей Европы, он оставил после своей смерти мощь, которая позволила его преемнику, Александру, завоевать большую часть обитаемого мира. Персей, однако, хотя обладал сокровищами, накопленными в течение многих лет его предками и самим Персем, совершенно не желал притрагиваться к ним, и в результате чего он лишил себя союзников и обогатил тех, кто позже победил его. Тем не менее очевидно для всех, что если бы он только избрал щедрость, его деньги убедили бы многих монархов и многие народы стать его союзниками. На самом деле мы должны быть благодарны, что он так не сделал, поскольку, если бы он имел решимость, большая часть греков были бы впутаны в его бедствия и поражения, или же он стал бы хозяином их всех и добился бы для себя непререкаемой власти и почти непреодолимого влияния.

10
Персей, [12] хотя Фортуна дала ему прекрасную возможность уничтожить римскую армию, остался близь Диума в Македонии; он был недалеко от места действия, но слабовольно пренебрег наиболее важными задачами. В самом деле, нужно было только кричать и подавать сигналы горна, чтобы пленить целую армию противника, зажатую среди скал и ущелий, из которых выбраться было сложно. Но поскольку он был настолько беспечен, македонцы, расположенные на горных хребтах, также ослабили стражу и дозоры.

(2) В то время как Персей, пребывая в Диуме, был занят заботами о самом себе, один из его телохранителей, ворвавшись в баню, объявил, что противник идет на них. Царь настолько обезумел, что он выскочил из ванны, в ярости поразил его бедра, и воскликнул: "О боги небесные, зачем вы отдали нас врагу на поругание, даже не дав времени на построение боевого порядка?"

11
Персей, думая, что все было полностью потеряно, и будучи совершенно подавлен духом, направил Никона, [13] своего казначея, с приказом бросить в море сокровища и деньги, которые были в Факах (Phacus), и послал своего телохранителя Андроника в Фессалонику, с приказом незамедлительно поджечь верфи. Андроник, проявил себя умнее своего господина, отправился в Фессалонику, но не выполнил приказа, размышляя... для римлян, добившихся полной победы.

(2) Персей также сбросил позолоченные статуи в Диуме, и, взяв с собой все население, включая женщин и детей, двинулся к Пидне. Больше́й ошибки невозможно найти среди его деяний.

12
Римляне развернулись и обратили своих победителей в бегство. Иногда, в самом деле, мужество рождается из отчаяния, приводя даже в совершенно безнадежной ситуации к результату, который казался невозможным. [14]

13
Народ Кидонии [15] осуществил деяние чудовищное и совершенно чуждое греческим обычаям. В мирное время и, пользуясь правами верных друзей, они захватили город Аполлонию, убили всех мужчин и юношей, и поделив между собой женщин и детей, заняли город.

14
Хотя Антиох был в состоянии вырезать разбитых египтян, он скакал, призывая своих людей не убивать их, но брать живыми. Вскоре он пожинал плоды своей проницательности, так как этот акт великодушия очень сильно способствовал захвату Пелусия, а затем и приобретения всего Египта.

15
Министры юного Птолемея, евнух Эвлей (Eulaeus) и сириец Леней (Lenaeus), прибегали ко всевозможным средства и хитростям, и накопили золото, серебро, и прочие виды богатств в царской казне. Неудивительно тогда, ни то что благодаря усилиям таких людей, столь великие зрелища [16] были созданы в такой короткий промежуток времени, ни то, что тот, кто был евнухом и лишь недавно отложил гребень и горшочки с благовониями, должен был сменить служение Афродите на Аресовы борения, или что тот, кто родился рабом в Келесирии, и из чьих рук только что выпали счеты, посмели взвалить на свои плечи войну в Сирию, несмотря на то что Антиох был вторым в мире по силе армии и ресурсам в целом. Более того, люди, которые затеяли эти великие задачи, были полностью лишены военного и боевого опыта, и у них не было ни одного знающего советника или способного военачальника. Сами они, как и следовало ожидать, вскоре встретились с наказанием, которое они заслужили своим безумием, и они довели царство до полного разорения, насколько было в их власти сделать так.
Наше намерение, - выделяя эти и подобные события, дать точную оценку причин успехов и неудач. Мы как расточаем хвалы тем, кто вел дела превосходно, так и осуждаем тех, чье руководство ошибочно. Мы введем ясное представление принципов, как хороших, так и плохих, по которым люди живут и действуют, и посредством представления для каждого надлежащего рассказа, мы направим умы наших читателей к подражанию хорошим, в то же время, меру своих сил мы делаем нашу историю плодотворной и полезной для всех людей, так как сухое повествование о морских сражениях, боевых столкновений, и законодательстве ничуть не лучше, чем обилие вымысла.

16
Опекуны Птолемея, призвав простонародье на собрание, обещали довести войну до скорейшего конца. В этом, по крайней мере, они не ошиблись, так как им быстро удалось положить конец как войне, так и самим себе. Однако из-за своей неопытности они лелеяли столь большие надежды на приобретение не только Сирии, но даже всего царства Антиоха, что взяли с собой большую часть накопленных сокровищ, в том числе золотые изделия из ларца. Кроме того, они сложили и взяли с собой из дворца некоторое количество лож, в основном, с на серебряных ножках, но некоторые, в самом деле, с ножками из золота, а также большое количество одежды, женских украшений и драгоценных камней. Эти вещи, заявляли они, взяты для того, чтобы при их помощи быстро брать города и крепости. Результат, однако, была весьма противоположным, и сокровища, что они тащили, явилось готовым средством к их собственной гибели.

17
В соответствии с нашей политикой, мы не могли оставить без комментария постыдное бегство Птолемея. То, что он, хотя и находился вне прямой опасности, и был отделен достаточным расстоянием от своих врагов, сразу и практически без борьбы отказался от своих претензий на великий и богатый престол, можно, кажется, рассматривать только как указание на полное женоподобные духа. Будь Птолемей человеком, от Природы наделенным таким духом, мы бы, может быть нашли недостатки в ней. Но поскольку Природа находит достаточное опровержение от обвинения в его последующих действиях и показала, что царь, как никто другой, проявлял стойкость при сопротивлении или энергию в действиях, мы вынуждены приписать ответственность за его неблагородную трусость по этому поводу евнуху, и тесной связи Птолемея с ним. Ибо он, с детства воспитывая мальчика среди роскоши и женских занятий, разрушал его характер. [17]

18
Антиох показал себя истинным государственным деятелем и человеком, достойным царского достоинства, за исключением стратагемы, которую он применил в Пелусии. [18]

(2) Антиох овладел Пелусием с помощью немного сомнительной стратегии. Ибо, хотя всякие военные действия исключают общепринятые нормы гуманизма и справедливости, несмотря на это они имеет некоторые собственные как бы законы: перемирие, например, не может быть нарушено; глашатаев нельзя убивать; человек, который отдал себя под защиту превосходящего противника, не может быть передан для наказания или мести. Эти и подобные вопросы... можно было бы справедливо сказать, что Антиох, предприняв захват после перемирия, скорее подобен ничтожному адвокатишке, придерживающемуся буквы закона, но не справедливости и чести, которые являются основами жизни общества. Ибо на основании родства [19], он должен был, как говорил он сам, пожалеть юношу, но, напротив, одолев его самоуверенность, он обманул его и пытался довести до полного краха.

19 Персей, узнав, что отборный отряд галлов пересек Дунай с целью присоединиться к его войскам, был вне себя от радости и отправил послов в район Медицы (Maedicê), призывая их двигаться как можно скорее. Вождь галлов согласился, но потребовал, чтобы его людям выплачивалась фиксированная плата, всего в сумме пятьсот талантов. Персей согласился заплатить, но когда из-за жадности он не исполнил договор, галлы вернулись в свои земли. [20]

20
Римлянин Эмилий [21], приняв командование армией, собрал своих людей и призвал их быть в хорошем настроении. Ему было около шестидесяти лет, и за свои прежние подвиги он в это время пользовался самым высоким почетом в Риме. На этой войне он также породил много новых приемов, вещей, которые ускользали от изобретения другими людьми, и личной проницательностью и смелостью он победил македонцев.

21
Персей, желая убедить как можно больше своих людей присоединиться к нему в бегстве и плыть с ним, [22] поставил перед ними сокровища на сумму шестьдесят талантов и позволил всякому, кто пожелает, захватить его. Но после того как он вышел в море и достиг Галепс, он объявил тем, кто забрал имущество, что он ищет определенные предметы, сделанные из добычи, захваченной Александром. Пообещав полную компенсацию тем, кто вернет ему эти предметы, он просил их немедленного возвращения. Все люди выполнили эту волю, но когда он возместил предметы, он обманул своих жертвователей, ожидавших обещанную награду.

(2) Персей, обретя сокровища, которые он позволил захватить своим людям, обманул жертвователей, пообещав им награду, тем самым дав наиболее весомые доказательства того, что жадность, помимо других пороков, которые ее сопровождают, также лишает людей разума. В самом деле, он не смог забыть о прибыли и жажде наживы, даже когда будущее было безнадежным, что можно рассматривать как поведение человека, полностью лишенного здравого смысла. Удивительно вовсе не то, что македонцы потерпели поражение от римлян, но только то, что с таким вождем они продержались четыре года.

(3) Александр и Персей не были похожи друг на друга по темпераменту. Первый, с величием духа, который соответствовал его личным устремлениям, завоевал себе империю, а последний, однако, который мелкой подлостью отвратил кельтов - образец поведения, которому он неотступно следовал - погубил древнее и могучее царство.

(4) Когда Дарий, после первого сражения, намеревался отказаться от части своей империи и предложил Александру 40000 талантов и руку своей дочери, он получил ответ, что ни Вселенная не может управляться двумя солнцами, ни мир - двумя повелителями. [23]

22
После бегства Персея, Эмилий начал искать своего младшего сына, Публия Африканского. [24] Он был по рождению сын Эмилия, но по усыновлению внук Сципиона, победителя Ганнибала, и в тот момент просто юноша лет семнадцати; с ранней юности он присутствовал при этих великих сражениях, и получил такой боевой опыт, что он стал человеком не уступающим своему деду. Тем не менее, когда он был найден (и доставлен в сохранности) в лагерь, тревоги консула были развеяны, ибо его чувства к мальчику были не только чувствами отца к сыну, но чем-то напоминали страстность возлюбленного.

23
Консул Эмилий, взяв Персея за руку, посадил его в самую середину своего совета, и со словами, соответствующими случаю, утешил его и ободрил. [25] Затем, обращаясь к членам совета, он призвал их, особенно молодых людей, хорошо запомнить эту сцену и, не видя судьбу Персея перед своими глазами, никогда не хвастаться своими достижениями ненадлежащим образом, никогда не давать убежище высокомерным планам по отношению к кому-либо, и в общем, никогда не воспринимать свою счастье как должное. Действительно, всякий раз, когда человек добивается величайшего успеха, будь то в личной жизни или на общественном поприще, то прежде всего он должен думать о превратностях судьбы и постоянно помнить о своей смертной природе. "Дураки", сказал он, "отличаются от мудреца в том отношении, что первые учатся на своих несчастьях, последний - на несчастьях других ".
Долго рассуждая в таком ключе, он привел присутствующих на совете в такое сочувствие и смирение, что, казалось, как будто они, а не их противник, потерпели поражение.

(2) Эмилий, своим великодушным обращением с Персеем - допустив его к столу и дав место в совете - показал всем, что он был суров к тем, кто сопротивлялся ему, но заботлив к побежденному врагу. [26] Поскольку были и другие, кого также затронули подобные отношения, всемирное правление Рима не доставляло им отвращения до тех пор, пока такие люди управляли империей.

24
Родоские послы согласились, что они пришли для того, чтобы посредничать в урегулировании, так как война, как они заявили, был вредна для всех. [27]

[1]См. Ливий, 42.47. Эпизод очевидно ссылается на рассказ о том, что для того, чтобы выиграть время Риму для подготовки, Кв. Марций Филипп уговорил Персея отправить еще одно посольство в Рим. (Ливий, 42.38-43). Отрывок соответственно относится сюда (или к концу книги 29), до начала военных действий. О посольстве Марция и его отношение к обстоятельствам объявления войны (Ливий, 42.30.10-11) см. Walbank, J. R. S. 31 (1941), 82 и сл.

[2]Ср. Полибий, 2.6; Ливий, 42.48.

[3]Ср. Полибий, 27.19 и 28.1. Царь Птолемей VI Филометор, который только что достиг совершеннолетия, и Антиох IV Епифан.

[4]Ср. Полибий, 27.12. Котис, царь одрисов, был верным союзником Персея.

[5]Неизвестен, возможно во Фракии или Дардании.

[6]И Полибий, 27.15: Настоящий текст, который несомненно обработан эксцептором говорит «сын». Упомянутый инцидент произошел в 198 г. до н. э.

[7]Эпироты во главе с умеренным Кефалом.

[8]А. Гостилий Манциний. Об этом инциденте см. Полибий, 27.16.

[9]Л. Гортензий, римский претор, которые участвовали в захвате Абдеры (так Niese, Gesch. Griech. u. mak. Staaten, 3,129, n7), позднее был осужден сенатом за свое поведения (Ливий, 43.4).

[10] 2 Macc. 4.34-38 дает убийство первосвященника Ониаса как непосредственный повод для падения Андроника. О сыне Селевка см Беван в Cambridge Ancient History, 8.497, 503-504 и 713-714, с оговорками на Амарда, Эгипта, 32 (1952), 93-94, на его статус царя.

[11]Или Генфий (Genthius). Полибий, 28.8-9, дает переговоры чуть подробнее; продолжение см. Ливий, 44.23 и везде.

[12]Об этой и следующей главе рассказ Полибий утрачен; ср. Ливий, 44.2-6.

[13]Называется Никиас (Nicias) у Ливия, 44.10, который дает последствия этого дела.

[14]Речь идет о стычке возле Антигонии, в которой македонцы были в первыми победителями (Ливий, 44.10).

[15]На Крите. См Полибий, 28.14.

[16]В непосредственном контексте «судьбы» представляется более подходящим, чем стоящее здесь слово «зрелища» или «праздники», но текст может быть правильным.

[17]Из Полибия, 28.21.

[18]Из Полибия, 28.18.

[19]Антиох был дядей Птолемея. О его изъявлениях дружбы см. Св. Иероним, в Dan. 11.21.

[20]См. Ливий, 44.26-27.

[21]Л. Эмилий Павел, консул. О contio см Ливий, 44.34.

[22]Из Амфиполя, которого он достиг на третий день своего бегства после катастрофы при Пидне. Люди, которых он заманил, а потом обманул, как известно, были жадные критяне. О рассказе см. Плутарх, Эмилий, 23.

[23]История рассказана в книге 17.54.

[24]Знаменитый Сципион Африканский Младший, о его юности см. ниже, книга 31.26-27, и Полибий, 31.23-30. Об инциденте рассказанном здесь см. Ливий, 44.44, и Плутарх, Эмилий, 22.

[25]Остальная часть этого пункта взята почти дословно из Полибия, 29.20; ср. Также Ливий, 45.7-8.

[26]См. Вергилий, Aen. 6,853: «parcere subiectis et debellare superbos.»

[27]Ср. Полибий, 29.19, и Ливий, 45.3. Римляне считали это поступившее в последнюю минуту предложение о посредничестве уловкой для спасения Персея. Главы 24, 23 неверно пронумерованы у Диндорфа (см. его Argumenta Librorum).

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.015 с.)