Фрагменты: война между римом и карфагеном; осада сиракуз, смерть Архимеда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрагменты: война между римом и карфагеном; осада сиракуз, смерть Архимеда.



 

1.
Ни поэт, ни историк, ни любой другой мастер, не смогут в литературной форме во всех отношениях удовлетворить своих читателей. Для человеческой природы, как бы она не была доведена до высшей степени совершенства, не возможно с успехом завоевать одобрения для всех людей и осуждении одного. Фидий, например, восхищал всех остальных талантом изготовления статуй из слоновой кости; Пракситель мастерски воплощал чувства в произведениях из камня; Апеллес [1] и Паррасий, [2] красотой их колорита, вознесли искусство живописи на вершину; ни кто из них не смог быть безупречным в своей работе, чтобы ее продукт оказался выше порицания. Кто был лучшим поэтом, чем Гомер? Какой оратор превзошел Демосфена? Кто жил справедливей Аристида и Солона? Но даже их репутация и таланты подверглись нападкам критики и демонстрации их ошибок. (2) Они были, всего лишь людьми, и какого превосходства не достигли бы в своей работе, человеческая слабость не позволила им быть свободными от ошибок. Существуют ничтожные люди, полные зависти к мудрости, малочувствительные к красоте больших вещей, которые, в силу своего узкого ума, опускаются к поискам дефектов, чтобы выделиться за счет других. Таким образом, через свои осуждения других людей, они стремятся к повышению своих заслуг, не понимая, что немощь таланта не является результатом внешнего влияния, но, напротив, каждый талант оценивается в себе и для себя. [3] (3) Мы искренней удивляемся, видя, как глупые умы тратятся в мелочных попытках, пытаясь завоевать себе доброе имя, понося других. Такова природа некоторых людей. На самом деле, в природе мы наблюдаем некоторые явления, кажущиеся нам вредными, как например, морозы и снег, которые портят молодые посевы. В самом деле, подобно тому, как глаза затмеваются ослепительной белизной снега и теряют четкость зрения, так и эти люди, не способные достичь чего нибудь самостоятельно, умышленно порочат достижения других. Поэтому люди, справедливо мыслящие, должны одарять похвалами тех, кто достиг успеха, но не должны порицать тех, у кого, успех, в силу человеческой слабости, не велик. Вот и все, что я хотел сказать о завистниках.

2.
Ганнибал был от рождения воином, и с детства воспитывался для участия в войне. И, проведя много лет, постигая эту область, сопровождая многих великих лидеров, он был хорошо знаком с опытом ведения войны. Кроме того, природа богато наделила его мудростью, а долгими годами обучения войне он приобрел способность командовать, что придало ему большие надежды на успех.

3.
Ганнибал пытался вызвать острожного диктатора Фабия [4] на открытый бой и словесными оскорблениями в малодушии провоцировать к решающему сражению. Но тот оставался спокойным, и римский народ принялся критиковать диктатора, прозвав его "педагогом" [5], и упрекая в трусости. Фабий, однако, сносил эти оскорбления спокойно и с самообладанием.

(2) Как хороший атлет, он выступил, лишь, после долгой подготовки, когда приобрел большей опыт и силу. [6]

(3) Как только Минуций [7] был разбит Ганнибалом, все решили, что его неудача явилась результатом глупости и неопытности. Но Фабий, в силу своей прозорливости и опыта стратега, проявил разумную заботу для безопасности.

4. Мендот из Перинфа [8] написал трактат о греческой истории в пятнадцати книгах, а Сосил из Элиды [9] написал историю Ганнибала в семи книгах.

5.
Римский легион состоит из пяти тысяч человек. [10]

6.
Естественно, люди спешат на помощь тем, кому благоприятствует удача, но противодействуют тому, кому изменяет удача.

(2) Удача изменчива по своей природе и быстро приводит к изменению нашего состояния.

7.
Доримах, стратег этолян, [11] совершил нечестивый поступок, так как разграбил оракул Додона и сжег храм, оставив только алтарь.

8.
Поскольку Родос был разрушен великим землетрясением, Гиерон сиракузский дал шесть талантов серебра [12] для восстановления городских стен, кроме денег дал серебряные вазы тонкой работы и освободил от налогов все корабли везшие зерно. [13]

9.
Называющийся ныне Филиппополисом, [14] некогда в Фессалии именовался Фивами Фтиотидскими. [15]

10.
Когда на общем собрании в Капуе [16] был поднят вопрос о мятеже, капуанцы пригласили Пакувия Калавия, [17] чтобы тот выразил свое мнение. Страх перед Ганнибалом сковал его и заставил произнести странную речь. Если бы, сказал он, был хоть один шанс из ста в пользу римлян, я не пошел бы на сторону карфагенян. Но, так как сейчас очевидно военное превосходство противника, и опасность стоит у самых ворот, они волей неволей, должны уступить силе. Таким образом, все решили объединить свои силы с карфагенянами...

11.
Армия Ганнибала, долгое время досыта пользуясь богатствами Компании, изменила весь свой образ жизни. Жизнь в постоянной роскоши, на мягких постелях, употребление духов и восхитительных разнообразных блюд расслабило их силы и привычку переносить опасности, а также изнежили тело и дух до женского состояния. Человеческая природа с отвращением принимает непривычные трудности и скудную пищу, в то время, как с жадностью берет от жизни праздность и удовольствия.

12.
Большая неразбериха творилась в городах, [18] где общественное мнение неопределенно принимало то одну, то другую сторону.

(2) Легко можно увидеть, что добрая воля меняется вместе с меняющимися обстоятельствами.

(3) Мужество смелых людей отмечается иногда даже врагами.

(4) Многие женщины, незамужние девушки и свободнорожденные юноши, томимые голодом, следовали за жителями Капуи. [19] Так как война, иногда, вынуждает тех, кто в мирное время жил в большем достатке, терпеть недостойные для своих лет условия.

13.
Сея повсеместную разруху на своем пути, Ганнибал овладел городами Бруттия, [20] затем захватил Кротон и собирался взять Региум. [21] Придя с запада, от столпов Геракла, он подчинил себе всю территорию римлян, за исключением Рима и Неаполя, перенеся военные действия к Кротону. [22]

14.
Обвинив римлян в жестокости больше, чем в высокомерии, Ганнибал выбрал сыновей и родителей сенаторов и предал их смерти, отомстив, таким образом, сенату.

(2) Испытывая глубокую вражду к римлянам, Ганнибал выбрал среди заключенных наиболее крепких и принудил их попарно вступать в поединки. Он заставил братьев сражаться против братьев, отцов против сыновей, родственников против родственников. Вот, собственно и основание для ненависти к дикой жестокости финикийца и любованию благочестию римлян и их непоколебимой стойкости в столь тяжком положении. Так как ни огонь, ни железо, ни жестокие удары не смогли вынудить их поднять руку на родственников, а все, в порыве благородного мужества, умерли в муках, не измарав руки безбожным убийством.

15.
Когда в Сиракузах умерли цари Гелон и Гиерон, правившие Сицилией, престол перешел к Гиерониму, [23] бывшему тогда молодым, в результате чего царство осталось без способного руководителя. Молодой наследник, окружив себя льстецами, вводившими его в заблуждения, предался сладострастию, несдержанности и жестокости тирана. Он насиловал женщин, предавал смерти друзей, говоривших откровенно и конфисковал многие имения, отдав их своим фаворитам. С одной стороны это вызвало, прежде всего, ненависть толпы, затем он стал мишенью заговора, и, наконец, его постигло падение, которое, обычно, постигает нечестивых правителей.

(2) После смерти Гиеронима, сиракузяне на собрании постановили наказать всех родственников тирана и предать их смерти, как мужчин, так и женщин, чтобы полностью искоренить родственников тирана.

16.
Магон отправил тело Семпрония [24] Ганнибалу. Когда солдаты увидели труп, лежащий на земле, подняли шум, требуя, чтобы его разрубили на части и разбросали в разные стороны. Но Ганнибал заявил, что бессмысленно выражать гнев на мертвом теле. Размышляя о непостоянстве удачи, в то же самое время, восхищаясь мужеством этого человека, он предоставил мертвому великолепные похороны. Затем, собрав кости, великодушно поместил в урну и отослал в римский лагерь.

17.
Когда римский сенат узнал, что Капуя окружена двойной стеной, и незамедлительно может быть взята штурмом, не стал сохранять прежнюю враждебность. напротив, под влиянием родственных связей, постановил, что все кампанцы, перешедшие на другую сторону, до определенного срока, получат иммунитет. Однако, кампанцы отклонили это великодушное предложение сената, обманувшись надеждой на помощь Ганнибала и раскаялись, когда было уже ничто не могло помочь. [25]

18.
(Человек может удивлять изобретательности инженера, [26] не только этому изобретению, но и многому другому, но больше славе, которая облетела весь обитаемый мир, о чем мы будем подробно и достоверно говорить, когда подойдем до времени Архимеда).

Архимед, мудрый механик и геометр, родом из Сиракуз, находился в это время стариком, семидесяти пяти лет. Он построил множество остроумных машин, а однажды, с помощью тройного шкива вытащил специальной рукой торговое судно, вместимостью 50000 медимнов. [27] И когда римский стратег Марцелл, атаковал Сиракузы, [28] как с земли, так и с моря, он, с помощью механического устройства, вытащил из воды некоторые корабли противника и поднял на стены Сиракуз и сбросил вниз, уронив их в море вместе с людьми. Затем, когда Марцелл отвел свои корабли дальше в море, старик сделал возможным сиракузянам метать камни большого размера и, бросая их поочередно, затопить корабли. Когда Марцелл убрал корабли на расстояние, превышающее полет стрелы, старик соорудил особое шестиугольное зеркало; на расстоянии, пропорциональном размеру зеркала, он расположил похожие четырехугольные зеркала, которые можно было перемещать с помощью специальных рычагов и шарниров. Этим приспособлением он принялся ловить лучи полуденного солнца - зимнего или летнего - и, когда пучки лучей отразились в нем, огромное пламя вспыхнуло на кораблях и с расстояния стрельбы из лука превратило их в пепел. Таким образом старик победил Марцелла. [29] В своем дорическом обращении к сиракузянам он сказал: "Дайте мне точку опоры, и с помощью рычага я переверну весь мир". Когда Сиракузы, согласно Диодору, были предательски отданы Марцеллу, или, как говорит Дион, [30] захвачен римлянами, когда граждане ночью справляли праздник Артемиды, этот человек был убит одним из римлян при следующих обстоятельствах. Делая набросок механической диаграммы, он склонился над ним. И когда римский солдат подошел и стал тащить его в качестве пленника, он, целиком поглощенный своей диаграммой, не видя, кто перед ним, сказал: "Прочь с моей диаграммы!" Затем, когда человек продолжил тащить его, он, повернувшись и узнав в нем римлянина, воскликнул: "Быстро, кто-нибудь, подайте одну из моих машин"! Римлянин, испугавшись, убил слабого старика, того, чьи достижения являли собой чудо. Как только Марцелл узнал об этом, он сильно огорчился и совместно с благородными гражданами и римлянами устроил великолепные похороны среди могил его предков. Что касается убийцы, то он, кажется, был обезглавлен. Дион и Диодор записали эту историю.

19.
Историк Диодор, в своем сравнении Антиохии на Оронте [31] и Сиракуз, говорит, что Сиракузы - тетраполис. [32]

20.
Когда, сиракузяне, после падения их города, вышли на встречу Марцеллу с просьбами, он распорядился, освободить всех свободнорожденных, но все их имущество должно быть взято в качестве добычи. [33]

(2) Не в состоянии приобрести продукты для своего пропитания, сиракузяне согласились на рабство, чтобы избежать голода, получив пищу от тех, кто их приобрел. Таким образом судьба, не зависимо от несчастий, которыми они были обременены, навязала сиракузянам еще одно несчастье, и вместо предоставленной свободы, они были вынуждены добровольно избрать рабство.

21.
Сципион, [34] отпустив заложников, показал, что один человек может противостоять народам и царям.

22.
Кельтибер Индибел, [35] помилованный Сципионом, воспользовавшись благоприятным случаем, вновь разжег пламя войны. Таким образом, те, кто справедливо относится к нечестивцам, оказывая им милость, не осознают, что сами себе заводят врагов.

23.
Карфагеняне, после окончания Ливийской войны [36] отомстили нумидийскому племени микатанов, включая женщин и детей, распяв всех, кого захватили. В результате их потомки, памятуя о жестокой казни, постигшей их предков, стали наиболее ярыми врагами карфагенян.

24.
Он [37] не умолчал о человеческих достоинствах, которыми обладал Гасдрубал, а напротив, рассказывал. Гасдрубал был сыном Гамилькара по прозвищу Барка, самым выдающимся человеком своего времени. Так, во время Сицилийской войны он был единственным командующим, неоднократно побеждавших римлян. А после окончания Гражданской войны, первым провел армию в Иберию. [38] сын такого отца проявил себя достойным такой наследственной славы. Действительно, после своего брата Ганнибала он был лучшим из всех карфагенских военокомандующих. Поэтому Ганнибал поставил его во главе войск в Иберии. Он участвовал во многих сражениях по всей Иберии, лицом к лицу встречая опасности и постоянно наращивая силы. После того, как он был изгнан назад, то, благодаря своим выдающимся личным качествам вновь собрал воедино большую армию и, вопреки всем ожидания, достиг Италии. [39]

(2) Если бы Гасдрубалу благоприятствовала удача, римляне, без сомнения, не смогли бы сопротивляться одновременно ему и Ганнибалу. Поэтому необходимо оценивать качества человека не согласно событиям, а согласно его предприимчивому и смелому разуму. Эти качества контролируются людьми, но результаты их достижений находятся в руках удачи.

 

[1]Ἀπελλῆς, (2-я половина IV в. до н. э.). Знаменитый греческий живописец, выходец из Колофона. Работал в Эфесе, Александрии, был придворным художником Александра Македонского.
[2]Παρράσιος (2-я половина V в. до н. э.). Греческий художник, выходец из Эфеса, жил и творил в Афинах и городах Малой Азии. Прославился натурализмом изображения и совершенством пропорций.
[3]Или, принимая исправления Эрвина Вурма (австрийский художник, фотограф, режиссер, скульптор, историк искусства): «Не осознавая, что каждый талант оценивается не немощью других, но своей собственной правдоподобностью».
[4]Фабий Максим, пятикратный консул. Был избран диктатором после поражения римлян при Тразименском озере, в 217 г. до н. э. За свою политику бездействия он получил прозвище «Кунктатор» (Медлитель), которое позднее стало восприниматься положительно.
[5]Потому что, как говорили, он следовал за Ганнибалом, как раб, сопровождающий детей в школу и обратно.
[6]Свида (Византийский лексикограф IX в. до н. э.) относит этот отрывок к Фабию.
[7]Минуций Руф, начальник конницы при диктатуре Фабия Максима, затем диктатор, сменивший Фабия. Спасся от полной катастрофы лишь благодаря вмешательству Фабия. Был убит в Сражении при Каннах в 216 г. до н. э.
[8]Мендот Самосский – греческий историк III в. до н. э. Написал сочинение о достопримечательностях острова Самос.
[9]Сосил, родом из Лакедемона, наставник, спутник и историограф Ганнибала, деяния которого он описал в 7-ми книгах, но, по мнению Полибия, «…они (имеются ввиду сочинения Сосила и другого историка – Херея) имеют значение и цену не истории, а болтовни брадобрея или простолюдина. (Полибий, 3, 20).
[10]Полибий (3.107.10-11) устанавливает нормальную численность легиона окала 4000 человек. Но говорит, что во время кризиса может состоять из 5000.
[11]Доримах из Трихония, совместно со Скопасом, военачальником и политическим деятелем, инициировали Союзническую войну 220 – 217 гг. до н. э. Здесь Диодор следует Полибию, который, после описания Ганнибаловой войны и битвы при Каннах (216 г. до н. э), возвращается к книге 4 и 5, к событиям в Греции.
[12] 157 кг.
[13]По словам Полибия (5.88.5-8), Гиерон и Гелон (сиракузские тираны), выделили всего 100 талантов (2600 кг.). Землетрясение, разрушившее знаменитый Колосс, произошло, вероятно, в 227 или в 226 гг. до н. э.
[14]Ныне Пловдив в Болгарии.
[15]Город был захвачен Филиппом Македонским в 217 г. до н.э., во время Союзнической войны, заселен македонцами и переименован. См. Полибий, 5.99-100.
[16]Город в Южной Италии. События происходят после битвы при Каннах, когда восстали некоторые италийские племена, пожелавшие отделиться от Рима.
[17]Имя дано Ливием (23,2 и сл.). Знатный капуанец, в 217 г. до н. э. высший магистрат в Капуе. Глава демократической, дружественной Ганнибалу партии.
[18]Предположительно, города Италии, после римского поражения при Каннах.
[19]Этот фрагмент скорее, может находиться перед 17 главой.
[20]Историческая область в южной части Италии на территории современной итальянской области Калабрии.
[21]Город в Южной Италии.
[22]Город на юге Италии.
[23]Гиерон умер в начале лета 215 г. до н. э, спустя несколько месяцев, после своего сына Гелона. Гиерониму, сыну Гелона и внуку Гиерона II и Пирра I было около 15 лет. Он царствовал в течении 15 месяцев. Полибий (7. 7) говорит, что его преступления были слишком преувеличены.
[24]Тиберий Семпроний Гракх, консул 215 и 213 гг. до н. э. Одержал победу при Беневенте в 214 г. до н. э. над Ганноном. Войско Гракха почти полностью состояло из рабов–добровольцев, получивших свободу после этого сражения.
[25]См. Ливий, 25. 22. 11-13.
[26]Имеется ввиду Архимед.
[27] 1 медимн – 52,5 литра. Получается 2610000 литров!
[28]В 214 – 212 гг. до н. э., во время Второй Пунической войны, римский консул Марк Клавдий Марцелл осаждал Сиракузы, в которых действовала прокарфогенская партия.
[29]Более подробное описание машин Архимеда, применяемых при обороне Сиракуз смотри у Полибия, 8.307. О применении Архимедом зеркал говорит, кроме Диодора, только Лукиан (II в. н. э.). Но нет ничего невероятного, что античный механик нашел способ проектировать пучок солнечных лучей при помощи зеркал. В 1973 году греческий ученый Иоанис Сакас провел эксперимент. Он выстроил вдоль берега семьдесят моряков, держащих покрытые бронзой прямоугольные зеркала размером метр на полтора и направил лучи этих зеркал на деревянное судно, находящееся на расстоянии пятьдесят метров. Через несколько минут судно загорелось.
[30]Дион Кассий Кокцеан (155 – 235гг.), римский консул и историк греческого происхождения, автор часто цитируемой «Греческой истории».
[31]Совр. Антакья, на юге Турции. В 300 г. основан на левом берегу реки Оронт Селевком I Никатором, одним из сподвижников Александра Македонского, затем переименована в честь его сына Антиоха I Сотера.
[32]Город состоял из четырех районов, острова Ортигия, букв. «остров перепелов», Неаполя, Ахрадины и Тихе. Но Страбон (270), говорит, что Сиракузы в древности были пентаполисом (городом из пяти районов).
[33]Ср. Ливий, 25. 25. 6-7. Марцелл захватил часть города в 212 г. до н. э. но полностью овладел им только в следующем году.
[34]Публий Корнелий Сципион Африканский (235 – 183гг. до н. э.). Победитель Ганнибала в 202г. до н. э. при Заме в Северной Африке. Данный фрагмент не определяется полностью, и, возможно, поврежден. Вероятно, заложники являлись испанцами, которых удерживали карфагеняне, и которых Сципион освободил, после взятия им Нового Карфагена в 209г. до н. э. Этим и другими дипломатическими актами Сципион завоевал одобрение туземных царьков, которые были готовы признать его царем, на что римский полководец не согласился. (Полибий, 10, 38 и 40).
[35]Вождь илергетов, проживавших к северу от Эбро, который вместе со своим братом Мандонием перешел на сторону римлян, после захвата ими Нового Карфагена. О его восстании смотри у Полибия (11.31-33), который называет его Андобалом.
[36]Война с наемниками, см. кн. 25.2-6.
[37]Полибий, чей панегирик Гасдрубалу приведен в гл. 11.2.
[38]Война с наемниками, см. кн. 25.2-6.
[39]Где в 207 г. до н. э. встретил свою смерть в сражении у реки Метавр.

 

КНИГА XXVII. ФРАГМЕНТЫ.

 

27. Фрагменты: Набиc тиран Спарты; злодеяния Племиния в Локрах; Сципион против карфагенян.

 

1.
Набис, тиран Лакедемона,[1] предал смерти сына покойного царя Ликурга Пелопа, который был еще ребенком. Он опасался, что этот молодой человек, достигнув совершеннолетия, воодушевленный своим благородным происхождением, вернет свободу своему отечеству. Он лично отобрал и предал смерти наиболее опытных лакедемонян и собрал отовсюду наемников, чтобы сохранить свое господство. Тогда в Спарту со всех сторон стали стекаться святотатцы, воры и приговоренные к смертной казни. Это были единственные люди, с помощью которых он надеялся сохранить свою тиранию, приобретенную преступно. (2) Тиран Спарты Набис придумал множество видов наказания для граждан,[2] надеясь, что, унизив государство, возвысит свое собственное положение. И действительно, когда мошенник приобретает власть, которой он не достоин, то, я думаю, он будет стремиться к счастью, как прочий смертный.

2.
Как понтифик, он был вынужден, в силу религиозных обязанностей, не покидать окрестностей Рима.[3]

2а.
Так же и Сципион, согласно сообщению Диодора, поставил сицилийских аристократов перед выбором присоединиться к нему в походе на Ливию, или передать его людям лошадей и рабов.[4]

3.
С флотом из семи кораблей критяне занялись пиратством и ограбили большое число кораблей. Это сильно встревожило тех, кто занимался морской торговлей, и родосцы, решив, что этот разбой затронет и их, объявили войну критянам.

4.
Племиний, которого Сципион назначил гегемоном[5] в Локры, разграбил сокровища в святилище Ферсефоны[6] и унес священные деньги.[7] Локрийцы, глубоко возмущенные этим поступком, обратились за защитой к римлянам. Кроме того, два военных трибуна[8] сделали вид, будто возмущены подобным кощунством. Однако, их поведение было мотивировано не возмущением против происходящего, а напротив тем, что они не получили свою долю в грабеже. Поэтому они и предъявили обвинение Племинию. (2) Но божественные силы быстро заставили испытать наказание, каждого по его заслугам. Говорят, что этот храм наиболее известен во всей Италии и пользуется и во все времена пользовался почтением ее жителей. (3) В то время, когда Пирр привел к Локрам свои войска из Сицилии, солдаты стали требовать свою плату. Из-за нехватки денег он был вынужден наложить руку на священные сокровища. Тогда, говорят, когда он вышел в море, поднялась такая сильная буря, что весь его флот потерпел крушение. Пирр, охваченный страхом и благоговением, умилостивил богиню и отложил свой отъезд, пока не вернул все сокровища. (4) Военные трибуны,[9] продолжая изображать возмущение, взяли под защиту локрийцев и принялись осуждать Племиния, угрожая ему смертной казнью. Наконец эти споры перешли к рукопашной схватке. В результате этого трибуны были повержены на землю, были выбиты зубы, порваны уши, носы и разодраны губы. (5) Племиний приказал арестовать трибунов и, предав их жестоким пыткам, казнить. Римский сенат был сильно встревожен по поводу разграбления храма, кроме того, политические оппоненты Сципиона, обнаружив благоприятный случай для его очернения, стали утверждать, что Племиний действовал, судя по всему, с его согласия. (6) Сенат отправил члена городского совета и двух трибунов[10] с приказом доставить Сципиона в Рим, если они обнаружат, что святотатство было совершено с его одобрения. В противном случае, они должны были позволить ему отправиться с армией в Ливию. Пока эти посланники были в пути, Сципион вызвал Племиния, заковал его в цепи и занялся подготовкой своей армии. Прибывшие трибуны восхитились этим поступком и выразили похвалы Сципиону.[11] (7) Что касается Племиния, то он был возвращен в Рим, арестован сенатом и посажен в тюрьму, где и умер. Его имущество было конфисковано и, после вычета в государственную казну украденного из храма, было посвящено богине. Кроме этого было вынесено постановление о свободе локрийцев, а любой солдат, обладающий имуществом Ферсефоны, и не вернувший его, должен быть подвергнут смерти. (8) После этих мер, принятых против Племиния и признанных как жест доброй воли по отношению к локрийцам, люди, укравшие больше других из пожертвований, видя как возмездие настигло Племиния и трибунов, оказались поражены суеверным страхом. Таково наказание тому, кто осознает свой проступок и в тайне страдает, хотя успешно скрывает свое чувство вины от прочих смертных. Так, что теперь эти люди, измученные душевно, побросали прочь награбленное, чтобы умилостивить богов.

5.
Ложь, сообщенная при соответствующих обстоятельствах, иногда продуктивнее большей выгоды.[12]

6.
Сципион прослезился, когда увидел приведенного к нему в цепях Сифакса,[13] размышляя над судьбой, некогда счастливой, этой царствующей особы. Затем, решив вести себя гуманно, даже, в разгар своего успеха, приказал снять кандалы с заключенного и, предоставив ему свою палатку, позволил оставить своих слуг. Продолжая держать его в плену, он относился к нему по доброму, часто приглашая к своему столу. (2) Сципион, взяв в плен царя Сифакса, отнесся к нему с добротой, освободил от всех обязательств и не хранил к нему личной вражды вплоть до победы. И поскольку участь заключенного постигла теперь царскую особу, он относился к нему по человечески и не делал ни чего плохого. Казалось, что Немесида,[14] которая наблюдает за жизнью человека, моментально напоминает тем, чье пребывание подходит к смертельным приделам своей собственной слабости. Кто тогда, наблюдая страх и ужас, внушаемые врагам Сципионом, который в своем сердце нашел жалость к побежденным, не мог не похвалить такого человека? Как правило, это правда, что люди, внушающие страх в бою своим противникам, склонны вести себя умеренно по отношению к побежденным. Так и на этот раз, Сципион вскоре завоевал себе со стороны Сифакса благодарность и внимательное отношение.

7.
Софонба,[15] первоначально был женой Масиниссы,[16] затем Сифакса и, вновь воссоединилась с первым мужем, после того, как Масинисса был пленен. Она была красива, полна разнообразных черт и была способна своим обольщением добиваться всего, чего хотела. Привязанная к Карфагену, эта женщина любила свою родину и ежедневно призывала мужа отпасть от Рима. Сифакс, зная об этом, сообщил Сципиону об этой женщине, советуя ему быть на стороже. Когда это сообщение было так же подтверждено Лелием,[17] Сципион приказал привести к нему эту женщину. Когда же Масинисса попытался воспротивиться, он его жестко упрекнул. Тогда тот, подчиняясь угрозам, отправил за ней людей, а сам, опередив их, пришел к своей жене и, передав чашу с ядом, заставил ее выпить.

8.
Так как Сципион проявлял сострадание к побежденным,[18] в интересах Масиниссы было, с тех пор оставаться ему верным союзником.

9.
Ганнибал, призвав всех своих союзников, сообщил им, что ему необходимо переправиться в Ливию, и предложил любому, пожелавшему, следовать с ним. Некоторые предпочли следовать за Ганнибалом, а тех, кто решил остаться в Италии, он заставил окружить солдатами, которым предоставил отпуск, разрешил им взять себе любого, в качестве раба, а оставшихся приказал вырезать, всего двадцать тысяч человек, три тысячи лошадей и бесчисленное количество вьючных животных.[19]

10.
Четыре тысячи всадников перешли на сторону Ганнибала. Это были те, кто после поражения Сифакса перешли к Масиниссе. В приступе гнева, он приказал окружить своей армией и закидал дротиками, а лошадей отдал своим солдатам.[20]

11.
В Карфагене не хватало съестных припасов, и те граждане, которые проявляли недовольство и желали отменить мирный договор,[21] побуждали население напасть на корабли и привезти в порт их вместе с грузом. И хотя правительство запретило им нарушать соглашение, они не обратили внимание. "Голодные животы", сказали они, "не имеют ушей". (2) Подобное действие было преступлением.

12.
Сципион направил послов карфагенянам, но толпа всех их чуть не предала смерти. Однако, благоразумные горожане спасли их и с охраной отправили на триеры. Сторонники демократии в Карфагене понудили наварха атаковать посланников в море, когда сопровождавшие их триеры возвратились бы назад. Атака состоялась, но посланники успели укрыться на суше, у Сципиона. Боги быстро проявили свои силы по отношению тех, кто задумал это преступление. Отправленные в Рим карфагенские посланники, были застигнуты бурей и оказались выброшенными туда, где римляне стояли на якоре. Когда послы были приведены к Сципиону, поднялся общий крик, с призывом отплатить клятвопреступникам. Но Сципион заявил, что они не должны сами совершать тех преступлений, в которых обвиняют карфагенян. Поэтому люди были отпущены, и невредимыми добрались до Карфагена, восхищаемые благочестием римлян. (2) Карфагеняне, обидевшие прежде римлян, попали, настигнутые бурей, в руки Сципиона. Все подняли крик, призывая наказать безбожников. Но Сципион возразил, сказав, что не надо делать то, в чем упрекают карфагенян.

13.
По моему мнению, очень трудно заставить принимать наиболее разумные советы, ибо, речь, которая льстит страстям, кажется часто полезной, хотя и является опасной для тех, кто следует этим подсказкам.[22]

14.
Плохо победить весь мир силой оружия и быть побежденным гневом, направленным против несчастных побежденных, ибо те, кто ненавидит надменных, не должны совершать то, в чем упрекают других. Ибо, настоящая слава является частью того человека, кто достиг успеха и пользуется им умеренно. Когда каждого такого человека упоминают, то все видят, что они достойны своих лавров, но завистники, забыв, что поражены ненавистью, отравляют славу их успеха. Это не великое дело, убить просителя, и не представляет ни какого чуда, чтобы уничтожить жизнь поверженного врага. Справедливо отмечены позором те люди, кто, забывая человеческую слабость, лишают убежища, которое является общей привилегией всех несчастных.

15.
Ибо, люди предпочитают доброту - мести, а великодушие к побежденным - жестокости. (2) чем более благоприятно состояние, тем сильнее необходимо опасаться фатальности, которая охраняет человеческую жизнь. (3) В делах людей ни что не остается стабильным, ни добро, ни зло, так как удача, как будто с умыслом сохраняет все вещи в постоянном изменении. Поэтому необходимо отложить в сторону высокомерие и помогать в несчастьям другим. Ведь тот, кто великодушно ведет себя по отношению к тем, кто находиться в несчастье, сам заслуживает такого же отношения судьбы. Бессмертную похвалу получают те люди, о которых здесь не указано и тех, кто, получив пользу, испытывают чувство благодарности к тем, кто это заслуживает. Даже злейший враг, если он находит милосердие, переходит в другое состояние под действием доброты, и быстро становится преданным другом.

16.
У мудрецов дружба должна быть вечной, а вражда смертной, по тому, что, таким образом, мы создаем себе наибольшее число друзей и очень мало врагов. (2) Не менее существенно то, что люди, стремящиеся к власти, должны превосходить своих собратьев в великодушии и умеренности. Поскольку, страх, вызванный завоеванием, превращает завоевателей в объект ненависти, в то время, как благосклонность, проявленная по отношению к побежденным, будет гарантом стабильности владычества. Поэтому, если мы заботимся о благосостоянии нашего отечества, тем более должны остерегаться совершать жестокие и непоправимые действия против тех, кто добровольно нам подчинился. Весь мир проявляет милосердие по отношению к тем, кто попал в несчастье, даже, если они иностранцы, и все ненавидят тех, кто злоупотребляет благополучием, даже, если они и союзники. Каждый из нас, я полагаю, относится ко всему так, как будто все сделано для него, и негодует на неудачи и завидует тем, кто живет в благополучии.

17.
Когда наиболее известный город подвергается безжалостному разрушению, это событие распространяется по всей земле, так как весь мир не только восхищается благородным поступкам других, но и единодушно ненавидит тех, кто проявляет жестокость к побежденным. (2) Не предоставление своевременно удачи со стороны богов, есть для человечества, причина многих плохих последствий. (3) Если люди своевременно не пользуются своей удачей, то любой случай изменит их состояние в худшую сторону. Обратите внимание на то, что люди, оказавшись в отчаянном положении, становятся крайне храбрыми. Так как наиболее робкие животные, если у них есть возможность бежать - бегут, но, если оказываются в безвыходном положении, то отчаянно сражаются. Подобным образом и карфагеняне, имея надежду спастись, отступают, но, доведенные до отчаяния, вступят в борьбу, не взирая на любую опасность. Действительно, если смерть ожидает их, не зависимо, будут они убегать, либо сражаться, они предпочтут славно погибнуть, чем обрести позор. (4) Жизнь полна неожиданного. В несчастье люди должны рисковать и добиваться своих целей, даже, при больших опасностях. Но, когда твое состояние спокойно, надо быть готовым к любой опасности. (5) Ни кто из тех, кто пришел к власти с помощью войска, не отдаст ее охотно.[23]

18.
По моему мнению, существует большая разница между несчастьем и оплошностью, и мы должны иметь дело с каждым из них по своему, как подобает людям, умудренным опытом. Так, на пример, к человеку, который ошибся, но еще не совершил большое зло, можно отнестись с состраданием, которое относится ко всем неудачникам. С другой стороны, человек, который совершил большие злодеяния, и кто проявил себя жестоким, лишает себя права человеческого отношения. Невозможно, чтобы тот, кто оказался жестоким к другим, пробудил сострадание, когда сам допустил жестокие ошибки, или тот, кто приложил все силы, чтобы не проявлять жалость, должны найти убежище в сострадании других. Поэтому, справедливо, подвергаться тем же законам, которые применили по отношению к другим. (2) Тот, кто во имя всех наказывает общего врага, справедливо считается общественным благодетелем. Подобно тем, кто уничтожает опасных зверей и получает похвалу за улучшение благосостояния, теперь и те, кто обуздал жестокость карфагенян и прекратил их зверства против человечества, получит, по всеобщему согласию, наивысшую славу. (3) каждый неустрашимо встречает лицом к лицу опасности, когда есть надежда победить, в то время, как тот, кто заранее считается побежденным, ищет спасение лишь в бегстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.045 с.)