Книга VI. Фрагменты до Троянской войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга VI. Фрагменты до Троянской войны.



Фрагмент 1

[ = ЕВСЕВИЙ, "ПОДГОТОВКА К "ЕВАНГЕЛИЯМ", II, 2, 59B–61A. Ed. GIFFORD, OXFORD, 1903.]

 

Это рaсскaзывaeт Диодор в третьей книге734. Те же теологические воззрения он подтверждает и в шестой книге, опираясь на произведение Эвгемера Мессенского, и пишет дословно следующее:

"Относительно богов люди, жившие в древние времена, оставили последующим поколениям два

различных воззрения. Согласно им, одни боги – извечны и неуничтожимы, каковыми являются

солнце, луна и прочие небесные светила, а также ветры и другие схожей с ними природы [явления].

Каждому из этих [богов] присущи извечное рождение и постоянное [существование]. Другие боги, как говорят, были земными [существами], удостоившимися бессмертных почестей и славы за оказанные людям благодеяния, – таковыми, как Геракл, Дионис, Аристей и другие им подобные. О земных богах историки и мифографы сообщают множество различных рассказов. Так, один из историков Эвгемер, автор "Священной записи", написал особый труд, тогда как мифологи Гомер, Гесиод, Орфей и прочие такого рода измыслили о богах чудовищные небылицы. Мы же попытаемся дать краткий обзор и тех, и других [воззрений], соблюдая сорaзмepeнность. Итак, Эвгемер был другом царя Кaссaндpa735. Вынужденный поэтому выполнять некоторые царские поручения и совершать далекие путешествия, он посетил южный Океан. Отправившись из Счастливой Аравии, много дней плыл он по Океану, пока не добрался до островов

посреди открытого водного пространства, один из которых называется Панхея, и наблюдал обитающих там панхеев, которые отличаются особым благочестием и почитают богов необычайно пышными жертвоприношениями и замечательными посвятительными дарами из золота и сеpeбpa. Остров этот – священный остров богов. Есть там множество сооружений, замечательных своей древностью и мастерским

зодчеством, о которых мы писали подробно в предыдущих книгах736. На необычайно высоком холме стоит здесь святилище Зевса Трифилия, сооруженное им самим в то время, когда он, пребывая еще среди

людей, царствовал над миром. В святилище этом стоит золотая колонна, на которой панхейскими

письменами изложены в основных чертах деяния Урана, Крона и Зевса.

 

Затем Эвгемер сообщает, что первым царем был Уран – муж справедливый, благодетельный и ученый, [исследовавший] движения звезд. Он первый почтил жертвоприношениями небесных богов, за что его и прозвали Ураном (Небом). От супруги Гестии у него было два сына Титан и Крон, а также дочери Рея и Деметра. После Урана царем стал Крон, который женился на Рее и имел детей Зевса, Геру и Посейдона. Наследовавший царскую власть Зевс взял в жены Геру, Деметру и Фемиду, и первая родила ему куретов, вторая – Персефону, а третья – Афину. [Зевс] отправился в Вавилон, где ему оказал гостеприимство

Бел737, а затем прибыл на лежащий в Океане остров Панхею, где воздвиг жертвенник своему праотцу Урану. Оттуда он отправился через Сирию к [правившему] тогда властелину Касию, от которого получила название гора Касий738. Прибыв в Киликию, он одолел в битве местного правителя Килика, а также посетил большинство народов, которые стали почитать его и объявили богом". Так вот и подобно тому рассказав о богах как о людях, [Диодор] говорит: "О составленной Эвгемером "Священной записи" ограничимся сказанным и попытаемся рассмотреть кратко греческие сказания о богах, следуя Гомеру, Гесиоду и Орфею". И далее следует краткое изложение мифологии, сообщаемой поэтами.

 

 

Фрагмент 2

[ = ИОАНН МАЛАЛА, P. 54. ED. DINDORF, BONN, 1831.]

 

В своих писаниях весьма образованный Диодор говорит о богах, что богами стали люди, которых стали почитать как бессмертных за их благодеяния, а некоторые из них стали прозываться так после того, как захватили [те или иные] страны739.

 

 

Фрагмент 3

[ = ЕВСТАФИЙ, КОММЕНТАРИИ К "ИЛИАДЕ", XIX, P. 1190. ED. STALLBAUM, LEIPZIG, 1825–1830.]

 

Следуя мифологической истории, Диодор сообщает, что Ксанф и Балий740 были раньше титанами, но выступили на стороне Зевса, причем Ксанф был товарищем Посейдона, а Балий – Зевса. Они просили изменить им облик во время битвы, стыдясь, чтобы не быть узнанными своими сородичами титанами, и просьба их была исполнена. Так они стали конями, данными Пелею. Поэтому [Диодор] и говорит, что Ксанф прeдскaзывaeт гибель Ахиллу.

 

Фрагмент 4

[ = ТЕРТУЛЛИАН, "О ВЕНЦЕ", 13. ED. MARRA, 1927.]

 

Ферекид говорит, что прежде всех был венчан Сатурн, а Диодор – что этой чести удостоился у

других Юпитер, одержав победу над титанами. Этот же автор упоминает также о повязке Приапа

и о венце Ариадны из золота и индийских камней, который был подарком Вулкана, затем Либера, а

впоследствии стал созвездием741.

 

Фрагмент 5

[ = "ХРОНИКА ИОАННА АНТИОХИЙСКОГО". J. A. CRAMER, ANECDOTA GRAECA E CODD. MSS. BIBL.

PARIS. OXFORD, 1839–1841. II, р. 236.]

 

Брат Нина Пик742, называемый также Зевсом, был царем Италии, правя Западом в течение

двухсот лет. Было у него много сыновей и дочерей, рожденных самыми прекрасными

женщинами, которыми он овладевал иногда при совершении мистических представлений. Эти вот

соблазненные женщины и стали почитать его как бога. У этого Пика, [называемого также] Зевсом,

был сын по имени Фавн, которого называли также Гермесом по имени странствующей

звезды743. Перед смертью Зевс велел похоронить его тело на острове Крит. Сыновья его воздвигли

ему храм, в который и поместили его [тело]. Так появилась существующая до сих пор гробница с

надписью: "Здесь покоится Пик, называемый Зевсом". Об этом пишет мудрейший хронограф Диодор.

 

 

Фрагмент 6

[ = EXCERPTA HISTORICA IUSSU IMPERATORIS CONSTANTINI PORPHYROGENITI CONFECTA, ED.

BOISSEVAIN, DE BOOR, B ь TTNER - WOBST, 1906 FF. 2 (1), PP. 210–211.]

 

Согласно преданию, Кастор и Полидевк, [называемые] также Диоскурами, значительно превосходили [всех] прочих доблестью и сподобились величайшей славы, участвуя в походе аргонавтов. Многим [людям,] нуждавшимся в помощи, являлись они спасителями744. Вообще же благодаря своему мужеству и полководческим способностям, а также справедливости и благочестию, они пользуются славой почти у всех людей, являясь на призыв помогать тем, кто подвергается опасности. По причине необычайной

доблести их стали почитать сыновьями Зевса, а покинув людей, они удостоились почестей, подобающих бессмертным. Эпопей, царь Сикиона745, вызывая богов на битву, разрушал их святилища и жертвенники.

Говорят, что Сизиф, превосходя всех прочих хитростью и сметливостью, посредством гадания по внутренностям жертвенных животных узнавал все и предвещал людям. Салмоней, будучи нечестивцем и

гордецом746, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния]

Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум, он грохотал, подражая громам, и не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками. У этого Салмонея была дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела747.

 

Фрагмент 7

["RHEINISCHES MUSEUM", 34, 1879, S. 619.]

 

Этот Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом, насмехался над божеством и заявлял, что его собственные деяния превосходят [деяния] Зевса. Производя с помощью некоего устройства необычайный шум и подражая громам, говорил, что грохочет громче самого Зевса. Совершенно прeнeбpeгая богами, он не чтил богов ни жертвоприношениями и праздниками, как то было в обычае у других правителей748. У него была единородная дочь Тиро, получившая такое имя по причине белизны и мягкости тела.

Посейдон влюбился в [Тиро] из-за ее красоты, сочетался с ней, и та родила сыновей Пелия и Нелея. Салмоней же, не поверив, что [Тиро] лишил девственности Посейдон, стал скверно обращаться с Тиро и в конце концов получил от некоего божества возмездие из-за нечестивства и погиб, пораженный молнией Зевса. Пелий, один из сыновей Посейдона и Тиро, еще совсем юным был изгнан Мимнатом с родины

и, уйдя вместе с друзьями, овладел вместе с ними двумя островами – Скиафом и Папарефом. Впоследствии, когда Хирон оказал ему благодеяние и передал свою страну, [Пелий] покинул упомянутые острова и воцарился в городе Иолке. У него было много дочерей, которых называли по имени отца Пелиадами. Впрочем, об этом ограничимся сказанным.

 

 

Фрагмент 8

[ = EXCERPTA HISTORICA IUSSU IMPERATORIS CONSTANTINI PORPHYROGENITI CONFECTA, ED.

BOISSEVAIN, DE BOOR, B ь TTNER - WOBST, 1906 FF. 2 (1), P. 211.]

 

За свою справедливость и благочестие Адмет был любезен богам. За свою добродетель749 он

удостоился столь великой чести, что совершивший проступок Аполлон был отдан Зевсом в услужение

Адмету. Говорят, что Алкеста, единственная из дочерей Пелия не принявшая участия в преступлении против отца, была отдана в жены Адмету за его благочестие. Отличавшийся благочестием Мелампод был

любезен Аполлону.

 

 

Фрагмент 9

[ = EXCERPTA HISTORICA IUSSU IMPERATORIS CONSTANTINI PORPHYROGENITI CONFECTA, ED.

BOISSEVAIN, DE BOOR, B ь TTNER - WOBST, 1906 FF. 3, P. 197.]

 

Уйдя в изгнание за невольно совершенное убийство, Беллерофонт прибыл к Прету, который

был связан узами гостеприимства с его отцом. Жена Прета влюбилась в Беллерофонта из-за его

прекрасной внешности, но не сумела соблазнить, и поэтому обвинила его перед мужем, что тот

попытался овладеть ею насильно. Прет, не желая убивать гостя, отправил его в Ликию с письмом к

своему тестю, царю Иобату. Получив это письмо, Иобат прочел, что должен немедленно убить

Беллерофонта. Не желая убивать [Беллерофонта, Иобат] велел ему сразиться с Химерой750.

 

 

734 Это рассказывает Диодор в третьей книге. III, 56–61, где говорится о происхождении богов в

связи с рассказом об атлантиях.

 

735 царя Кассандра: Кассандр – первый царь Македонии после смерти Александра Великого.

Официально признан царем в 301 г. до н. э. и правил до 297 г. до н. э.

 

736 мы писали подробно в предыдущих книгах. См. V, 41–46.

 

737 ему оказал гостеприимство Бел: Бел (вавилонско-пальмирский Bel, финикийско-ханаанейский Вааl) – имя повелителя богов ("Господь"). В греческой мифологии ему соответствует, как правило, Зевс, иногда – Геракл (Диодор, XX, 14; ср. Геродот, II, 44; Полибий, VII, 9, 2; Афиней, IX, 392 d, е). Ср. прим. к фр. 5.

 

738 гора Касий: гора в Сирии (совр. Джебел-эл-Акра) на побережье, к югу от горы Оронт.

 

739 некоторые из них стали прозываться так после того, как захватили [те или иные] страны,

т.е. обожествления удостоились не только благодетели, но и завоеватели.

 

740 Ксанф и Балий. Бессмертные кони Ахилла ("Илиада", XIX, 400), которые были подарены его

отцу Пелею во время свадьбы с Фетидой.

 

741 Речь идет о созвездии Венец Ариадны (или Северный Венец). См. IV, 61 и прим.

 

742 Брат Нина Пик. Пик (лат. Picus, греч. Πϊκος) – в римской мифологии, согласно одной из версий

(Вергилий, "Энеида", VII, 48), сын Сатурна. Последователи Эвгемера отождествляли Пика с

сыном Сатурна Зевсом (ср. Арнобий, II, 71: Пик – брат Зевса). Согласно последователям Эвгемера,

Пик – первый царь Ассирии (иногда тождественный Нину, иногда – его брат), который передал власть над страной своему сыну Белу и его жене Гере-Семирамиде, а сам отправился на Запад, где унаследовал от своего отца Крона власть над Италией.

 

743 Гермесом по имени странствующей звезды, речь идет о планете (досл. "странствующей звезде") Меркурий.

744 являлись они спасителями: Речь идет о моряках, застигнутых бурей. См. IV, 43 и прим.

745 Эпопей, царь Сикиона: Об Эпопее см. также Павсаний, II, 1, 1; 3, 10; 6, 1; 11, 1.

746 Салмоней, будучи нечестивцем и гордецом. Изложение мифа о Салмонее см. IV, 68.

747 получившая такое прозвание по причине белизны и мягкости тела: от слова τυρός, "сыр".

748 как то было в обычае у других правителей: Фраза могла быть добавлена автором Excerpta.

749 За свою добродетель: (άρετή) – в других случаях в переводе "доблесть". Изложение мифа см. IV, 51–53.

750 Изложение мифа о Беллерофонте совпадает с версией "Илиады" (VI, 152–197).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.036 с.)