МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

Теоретические аспекты

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В СООТВЕТСТВИИ С ГОС НОО

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №1

города Докучаевска»

Чигусова М. В.

 

Докучаевск

2020

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции.

Отличия педагогической и психологической диагностики

параметры Педагогическая диагностика Психологическая диагностика
1. Предмет изучения личность учащегося личность учащегося
2. Цель изучения В оперативных целях, для решения задач обучения и воспитания, для контроля за результатами педагогического воздействия Выявления проблем, трудностей, отклонений в индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по созданию оптимальных психологических условий для правильного, гармоничного развития личности
3. Уровень диагностики Основные характеристики компонентов психического развития (основная характеристика внимания - концентрация) Весь объём характеристик компонентов психического развития (объём, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение, переключение внимания)
4. Методы и инструментарий Метод наблюдения, несложные экспресс- методики Психодиагностические методики, требующие специальной квалификации специалиста
5. Форма Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) Мониторинг (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся)
Виды Задачи
Предварительная (вводная) выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.
Промежуточная оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.
Итоговая выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Виды диагностики

В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающая положения стандарта:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- поиск средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года – проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю:

 – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

 – выявить способы работы, которыми овладели ученики;

– пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

В этом же, прежде всего, педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения, чего невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. Сравнение же полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. При этом важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу возможности более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Все это позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями, к числу которых относятся: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Само же выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия переноса своих знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижение такого указанного в стандарте требования к метапредметным результатам, как: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне – репродуктивном или продуктивном – усвоены те или иные знания. Это обеспечит педагогу судить о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.

2. Диагностические (для количественного измерения): шкалирование, тестирование (тесты общих умственных способностей, умственного развития; тесты специальных способностей в различных областях деятельности; тесты успеваемости, академических достижений; тесты для определения отдельных качеств личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений) Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов.

Государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.

Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общениясо сверстниками ивзрослыми,сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

Поведение

· Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство

· Пассивность, замкнутость, безразличие

· Беспокойство, возбудимость

Эмоции

· Положительно окрашенные

· Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)

· Частая смена эмоций

Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием

2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

· Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу

· Принимает, но не удерживает учебную задачу

· Не принимает учебную задачу.

· Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

· Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)

· Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)

· Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

· Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого

· Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

VI. Выводы

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель:выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений и характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

А                                             Б

аккуратный                       драчливый

вежливый                          злой

честный                             ленивый

добрый                              упрямый

любознательный              невнимательный

отзывчивый                      неаккуратный

справедливый                  грубый

трудолюбивый                 жадный

старательный                   завистливый

верный                                 нечестный

Обработка данных. Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

К1 = КА ,
  10  

где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

К2 = КБ ,
  10  

где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если К1 ³ 0,6, К2 £ 0,3, то самооценка завышена,

        К1 £ 0,3, К2 ³ 0,6, то самооценка занижена,

        К1» К2 » 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

харак­терных и нехарактерных

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Регулятивные УУД

Методика «Как поступить?»

Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).

Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое решение с кратким объяснением, почему именно так поступишь. Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении ситуации.

Ситуация 1. Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и почему?

Ситуация 2. Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает списать у него. Как поступишь?

Ситуация 3Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?

Обработка данных.

I уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным категориям;

II уровень – неустойчиво-ситуативное

III уровень – устойчиво-отрицательное.

Уровень определяется по каждой ситуации. Общий уровень отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим образом:

1. Если все ситуации решены на I уровне (II или III), то общий уровень, соответственно, - I (II или III).

2. Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем выше или ниже, то общий уровень – II.

3. Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то общий уровень - II.

Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

Познавательные УУД

Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)

Цель:определение умения ученика выделять тип задачи и

способ ее решения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.

Возраст: 7—9 лет.

Метод оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.

Описание задания: учащемуся предлагается найти соответствующую схему (рис. 4, 5) к каждой задаче. В схемах

числа обозначены буквами. Предлагаются следующие задачи:

1. Миша сделал 6 флажков, а Коля — на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля?

2. На одной полке 4 книги, а на другой — на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках?

3. На одной остановке из автобуса вышли 5 человек, а на

другой вышли 4 человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?

4. На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?

5. В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок.

Сколько марок в двух альбомах?

Рис. 4

Рис. 5

6. Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов нашла Таня?

7. У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок осталось у зайчика на обед?

8. На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на

4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?

9. У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у

них стало тетрадей поровну. Сколько тетрадей было у брата?

10. В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали 2 машины, в гаражах стало машин

поровну. Сколько машин было во втором гараже?

Критерии оценивания: умение выделять структуру задачи — смысловые единицы текста и отношения между ними;

находить способ решения; соотносить элементы схем с компонентами задач — смысловыми единицами текста; проводить логический и количественный анализ схемы.

Уровни сформированности:

1. Не умеют выделять структуру задачи; не идентифицируют схему, соответствующую данной задаче.

2. Выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым

единицам.

3. Выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре задачи.

Коммуникативные УУД

Методика «Ковёр »

Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.

Проводится коллективно на уроке художественного труда. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определённого задания.

Учитель делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые набором всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках математики и конструирования.)

Инструкция: «Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно». Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

Метод «Решение ситуаций»(адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).

Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

Детям предлагается ситуация:

Одноклассник назвал тебя обидным словом. Как ты поступишь в данной ситуации? Напиши. Учащимся, которые затрудняются с ответом, учитель может дать устный комментарий к возможному варианту ответа: заплакать, толкнуть, обозвать, пойти жаловаться, обидеться, промолчать и другие.

Обработка данных. (группа учащихся с агрессивным стилем поведения) позволяет выявить детей с устойчивой агрессивностью в поведении в конфликтных ситуациях.

Тип реакции на фрустрацию определяется следующим образом:

а) активно-агрессивный (решения «кричать», «обзывать», «злиться», «бить» и тому подобные),

б) пассивно-страдательный («плакать», обидеться», «надуться» и тому подобные),

в) нейтральный, индифферентный («не сказать ничего», «ни сделать ничего», «пожать плечами» и тому подобные).

Вывод:

Проведение педагогической диагностики и ее анализ дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВКА»

Теоретические аспекты

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В СООТВЕТСТВИИ С ГОС НОО

 

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Школа №1

города Докучаевска»

Чигусова М. В.

 

Докучаевск

2020

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости – подсказывает пути их коррекции.



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.026 с.)