Настоящий раздел вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Кодекса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настоящий раздел вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Кодекса.



Статья 1136 ГК определяет дату вступления в силу Гражданского ко­декса Республики Беларусь – 1 июля 1999 г. Однако раздел VIII «Заклю­чительные положения» и глава 4 «Юридические лица» вступили в силу со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 5 марта 1999 г. В этот день изданы Ведомости Национального собрания Республики Бе­ларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101, в которых опубликован Гражданский ко­декс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобрен­ный Советом Республики Национального собрания Республики Бела­русь 19 ноября 1998 г. и подписанный Президентом Республики Бела­русь 7 декабря 1998 г.

Статья 1137. Впредь до приведения законодательства Рес­публики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом законы и поста­новления Правительства применяются в той части, в которой они не про­тиворечат Кодексу.

Указанное правило действует и в отношении принятых до вступления в силу Кодекса актов республиканских органов государственного управления по вопросам, которые, согласно Кодексу, могут регулироваться соответст­венно только законами Республики Беларусь либо актами Президента Ре­спублики Беларусь или постановлениями Правительства Республики Бе­ларусь.

269

После принятия Закона Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Белорусской ССР» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1990 г., № 2, ст. 13; Ведомости Верховного Совета Ре­спублики Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 26, ст. 325; 1994 г., № 6, ст. 72; 1995 г., № 29, ст. 366; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 475; Национальный реестр пра­вовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759. Законом от 14 мая 2001 г. утратил силу. – Национальный реестр правовых актов Рес­публики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759) начался интенсивный процесс формирования новой системы гражданского законодательства, обеспе­чивающего становление и регулирование рыночных товарно-денежных отношений, в основе которых лежит многообразие форм собственнос­ти и свобода предпринимательства. Принято много законов и других за­конодательных актов о разгосударствлении и приватизации, о коммер­ческих и некоммерческих лицах, о договорах и внедоговорных отноше­ниях, об интеллектуальной собственности, о наследовании. В их разви­тие издано много постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных актов министерств и ведомств Республики Беларусь, об­ластных, городских Советов депутатов, местных исполнительных и рас­порядительных органов.

Ряд норм названных актов законодательства нашли прямое отраже­ние в статьях Гражданского кодекса, другие – противоречат нормам ГК, третьи не подтверждены правилами ГК, хотя и не противоречат им.

Продолжается процесс приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с ГК. Часть первая ст. 1137 ГК содержит общее правило, руководствуясь которым можно применять нормы законода­тельных актов и постановлений Правительства Республики Беларусь, изданных до 1 июля 1999 г. Все законы и постановления Правительства Республики Беларусь, изданные до 1 июля 1999 г., хотя и не приведены в соответствие с ГК, могут применяться в той части, в которой они не противоречат ему. Примером могут служить законы:

- от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях в Белорусской ССР» (Ведо­мости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 3 (5), ст. 13; Ве­домости Верховного Совета Республики Беларусь, 199,2 г., № 19, ст. 302;

1993 г., № 8, ст. 49; №24, ст. 296; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 696; 1998 г., № 2, ст. 7; Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759);

- от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Белорусской ССР» (Ве­домости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 19 (21), ст.

270

269; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105; 1994 г., № 6,ст. 72; Ведомости Национального собрания Респуб­лики Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482; 1998 г., № 2, ст. 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133); -

- от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с огра­ниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответствен­ностью» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552; 1994 г., № 6, ст. 72; 1995 г., № 19, ст. 233; Ведомости На­ционального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 11)

- и многие другие законы, а также постановления Правительства Ре­спублики Беларусь. Например, постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 30 ноября 1992 г. №715 «О пределах распоряжения государственным имуществом» (Собрание постановлений Правитель­ства Республики Беларусь, 1992 г., № 34, ст. 607; 1993 г., №23, ст. 459;

1994 г., № 4, ст. 43; Собрание декретов, указов Президента и постанов­лений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № '4, ст. 92).

В ряде случаев нормы ГК определяют отношения, подпадающие под действие норм гражданского права, которые регулируются только зако­нами Республики Беларусь (см., например, ст. 244 и 245 ГК), либо акта­ми Президента Республики Беларусь или постановлениями Правитель­ства Республики Беларусь (см., например, п. 2 ст. 8, ст. 31, п. 2 ст. 45, часть вторую п. 4 ст. 46, п. 1 и п. 3 ст. 47 ГК и другие).

Часть вторая ст. 1137 ГК содержит правило, согласно которому акты республиканских органов государственного управления, регулирующие такие отношения, принятые до вступления в силу ГК, применяются и теперь в той части, в которой они не противоречат ГК.

Статья 1138. Настоящий Кодекс применяется к отношени­ям, возникшим после 1 июля 1999 года.

По гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 года, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут по­сле вступления его в силу.

Статья 1138 ГК решает вопрос об обратной силе норм ГК отрица­тельно. Нормы ГК не применяются к отношениям, возникшим до 1 ию­ля 1999 г. К таким отношениям применяются нормы гражданского за­конодательства, действовавшего до 1 июля 1999 г. Однако по граждан­ским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., ГК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу Так, если договор заключен до 1 июля 1999 г., а просрочка уплаты

271

цены допущена после этой даты, размер процентов за нарушение де­нежного обязательства определяется по правилам ст. 366 ГК. К такому договору будут применяться правила ст. 420 и 421 ГК об основаниях из­менения и расторжения договора и об изменении и расторжении дого­вора в связи с существенным изменением обстоятельств.

Статья 1139. По гражданским правоотношениям, возник­шим до 1 июля 1999 года, но не урегулированным действовавшим в тот мо­мент законодательством, применяются правила настоящего Кодекса.

Гражданский кодекс регулирует не только отношения, которые регу­лировались законодательством, действовавшим до 1 июля 1999 г., но и отношения, не урегулированные законодательством, действовавшим в тот момент. Таковы отношения о возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 220 ГК), переработке (ст. 221 ГК), обращении в собственность общедоступных для сбора ве­щей (ст. 222 ГК), о движимых вещах, от которых собственник отказался (ст. 227 ГК), о выкупе домашних животных при ненадлежащем of раще­нии с ними (ст. 242 ГК), о праве ограниченного пользования чужим не­движимым имуществом (сервитут) (ст. 268 ГК), об удержании (ст. 340 ГК) и др.

Статья 1140. Дела, отнесенные настоящим Кодексом к ве­дению суда, хозяйственного суда и не законченные производством в адми­нистративных и иных органах к 1 июля 1999 года, подлежат рассмотрению судом, хозяйственным судом в соответствии с установленной подведомст­венностью.

Согласно ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспариваемых граждан­ских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соот­ветствии с подведомственностью, установленной процессуальным за­конодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. Защита гражданских дел в административ­ном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законо­дательством, при этом решение, принятое в административном поряд­ке, может быть обжаловано в суд.

Каждый из судов и иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их подведомственности.

Подведомственность дел гражданских судов определена ст. 37 и 38 ГПК.

272

Подведомственность дел хозяйственному суду установлена ст. 27 ХПК.

В постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 ию­ня 2000 г., № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между об­щими и хозяйственными судами» (Национальный реестр правовых ак­тов Республики Беларусь, 2000 г., № 67, 6/248) в обобщенном виде дан перечень дел, подведомственных общим (п. 2-4) и хозяйственным (п. 5-7) судам.

Если дело, подведомственное согласно ст. 1140 ГК суду или хозяйст­венному суду, находилось в производстве административных и иных ор­ганов и к 1 июля 1999 г. не было закончено производством, оно после 1 июля 1999 г. подлежит рассмотрению судом общей компетенции или хозяйственным судом в соответствии с установленной подведомствен­ностью. Например, находящиеся к 1 июля 1999 г. в производстве и не за­конченные производством в прокуратуре дела о выселении лиц, само­вольно вселившихся в жилое помещение, после этой даты подлежат рассмотрению в судебном порядке. В таком же порядке рассматривают­ся дела, которые возбуждаются после 1 июля 2000 г. по фактам, имев­шим место до этой даты, хотя до 1 июля 2000 г. они не были подведом­ственны соответственно судам общей компетенции или хозяйственным судам.

С учетом правил ст. 1140 ГК рассматриваются и дела с альтернатив­ной подведомственностью, допускающей разрешение дела и судом, и другими органами, в частности административными. Существовала практика, согласно которой заинтересованное лицо, выбравшее для рассмотрения дела административный орган, могло обратиться в суд при условии, что постановление административного органа оно не об­жаловало в ином порядке, предусмотренном законодательством. Так, постановлением Пленума Верховного Суда Белорусской ССР от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения дел судами Белорус­ской ССР жалоб на действия должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» обращалось внимание судов на прави­ла ст. 226 и 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (СЗ БССР, 1984 г., № 35, ст. 505). Согласно ст. 267 названного Кодекса постановление административной комиссии, ко­миссии по делам несовершеннолетних, решение исполкома о наложе­нии любого вида административного взыскания, а также постановле­ние иного органа (должностного лица) о наложении административно­го взыскания в виде штрафа может быть обжаловано в суд, если оно не

ЮЗак.бЗХ


273


 

было обжаловано в ином, предусмотренном ст. 267 названного Кодек­са, порядке.

Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что нормы права, о которых идет речь, противоречат ст. 60 Конституции, гаранти­рующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независи­мым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а также Международному пакту о гражданских и политических правах (Заклю­чение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1998 г. №3-67/98 (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 36, ст. 524).

Статья 1141. Глава 4 («Юридические лица») настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования Кодекса. С этого дня коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех формах, которые предусмотрены указанной главой.

Юридические лица, созданные до официального опубликования насто­ящего Кодекса, если их виды соответствуют предусмотренным Кодексом, до 1 июля 1999 года обязаны привести свои учредительные документы в со­ответствие с Кодексом.

Коллективные предприятия, а также предприятия, имущество которых является собственностью иных юридических и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года, а арендные предприятия – не позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опуб­ликования Кодекса, должны быть преобразованы в иные предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидированы. По истечении ука­занного срока эти юридические лица подлежат ликвидации в судебном по­рядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистра­цию, либо прокурора.

Юридические лица, указанные в настоящей статье, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса либо внесении изменений в их учредительные документы в связи с их приведением в соответствие с нормами Кодекса.

Объединения государственных предприятий, учреждений и организа­ций, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правитель­ства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления до вступления настоящего Кодекса в силу, продолжают осуществлять свою деятельность со статусом коммерческих организаций вплоть до особого решения соот-

274

ветственно Президента Республики Беларусь либо Правительства Респуб­лики Беларусь.

1. Первое официальное опубликование Кодекса было осуществлено в Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь 5 марта 1999 г.

Изменения необходимо было вносить в учредительные документы обществ с офаниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, предприятий созданных од­ним лицом, право собственности на имущество которых принадлежало их учредителю (либо «учредителю учредителя»), а сами предприятия в отношении данного имущества обладали правом полного хозяйствен­ного ведения, в учредительные документы ассоциаций (союзов), а так­же в уставы производственных кооперативов.

2. Часть третья комментируемой статьи определяет судьбу тех видов юридических лиц, которые существовали в праве Республики Беларусь до принятия Гражданского кодекса Республики Беларусь и не были ле­гализованы Кодексом в качестве организационно-правовых форм ком­мерческих организаций.

Законодатель выделил три организационно-правовые формы юри­дических лиц, существовавших в Республики Беларусь, которые, по его мнению, не должны были сохраняться. Во-первых, законодатель ис­ключил из перечня юридических лиц по праву Республики Беларусь коллективные предприятия, которые создавались и действовали в соот­ветствии с Законом Республики Беларусь «О собственности в Республи­ке Беларусь» (Ведомости Верховного Совета БССР, 1990 г., № 2, ст. 13. Утратил силу Законом Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. – Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759). На практике же фактически все коллективные предприятия бы­ли преобразованы в хозяйственные общества.

В качестве второй формы, нелегализованной ГК, выступают пред­приятия, имущество которых являлось собственностью иных юридичес­ких и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежало на праве полного хозяйственного ведения. В данном случае законода­тель ведет речь о предприятиях-несобственниках своего имущества, в качестве учредителей которых выступало два и более лица, т. е. имуще­ство которых, как правило, находилось в общей долевой собственности двух и более лиц (либо режим имущества был сходен режиму общей до­левой собственности, в случае, если такое предприятие учреждалось дву­мя или более лицами, имущество которых находилось в собственности одноголица, например, двумя предприятиями, имущество которых при-

275

надлежало на праве собственности Республике Беларусь). Именно дан­ные предприятия не подлежали легализации, так как законодатель, до­пустив унитарное предприятие как единственную форму коммерческой организации-несобственника своего имущества в хозяйственном оборо­те (хотя впоследствии добавил к нему и государственные объединения – об этом ниже), посчитал, что когда два и более лица желают создать субъект, участвующий в хозяйственном обороте, то они не должны ис­пользовать форму предприятия-несобственника своего имущества, а должны создавать хозяйственные общества или товарищества, либо' производственный кооператив. Рассматриваемые предприятия должны были до 1 июля 2000 г. либо преобразоваться в одну из легальных форм юридических лиц, предусмотренных ст. 46 ГК, либо ликвидироваться.

И, наконец, в качестве третьей организационно-правовой формы, ко­торая была предусмотрена ранее действовавшим законодательством, од­нако не легализована ГК, выступает арендное предприятие, которое бы­ло предусмотрено Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» (Ведомости Верховного Совета БССР, 1991 г., № 1 (3), ст. 1;

1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 26, ст. 325; 1994 г., № 6, ст.72; 1995 г., № 33, ст. 431; Ведомости Национального собрания Республики Бела­русь, 1997 г., № 28, ст. 483; 1999 г., № 5-6, ст. 93). Комментируемая статья предусматривает, что арендные предприятия должны не позднее месяца по истечении договора аренды, заключенного до дня официального опубликования Кодекса, либо преобразоваться в легализованные ГК ви­ды юридических лиц, либо ликвидироваться. В случае же, если арендное предприятие при наличии согласия соответствующего органа приватиза­ции желает сохранить за собой арендуемое имущество, то в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствле­нии и приватизации государственной собственности в Республике Бела­русь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 7, ст. 41; 1995 г., № 19, ст. 234; 1996 г., № 23, ст. 417; Ведомости Националь­ного собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 93) (ст. 181) разго­сударствление в процессе приватизации осуществляется путем внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд откры­того акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприя­тия, т. е. при разгосударствлении арендное предприятие может быть пре­образовано лишь в открытое акционерное общество и ни в какой иной вид юридического лица. Приватизация же осуществляется, в частности, путем выкупа арендованного имущества арендным предприятием, и в этом случае арендное предприятие уже преобразуется в любой из указан­ных выше видов коммерческих организаций.

276

3. Часть четвертая комментируемой статьи освобождает от внесе­ния платы за регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц в связи с их приведением в соответствие сГК.

4. Часть пятая комментируемой статьи возвращает в правовую сис­тему Республики Беларусь «государственные объединения» (для целей настоящего комментария используется указанный термин – официаль­ное наименование данного вида юридического лица указано в коммен­тируемой части), которые были фактически исключены из нее положе­ниями гл. 4 ГК.

Законодатель рассматривает данный вид юридического лица скорее как явление временное, так как никак не регулирует их внутреннюю при­роду, т. е. вопросы вхождения в состав объединения, прав и обязанностей участников, управления и т.д. При этом, предусматривая, что в Республи­ке Беларусь продолжают осуществлять свою деятельность лишь те объе­динения, которые были созданы до вступления ГК в силу, вплоть до осо­бого решения в отношении объединений, имущество которых находится в республиканской собственности, Президента Республики Беларусь, а в отношении объединений, имущество которых находится в коммуналь­ной собственности, – Правительства Республики Беларусь.

Возврат государственных объединений в правовую систему Респуб­лики Беларусь объясняется тем, что в Республике Беларусь государст­венные унитарные предприятия объединялись и управлялись, в основ­ном, через систему государственных объединений и ликвидировать эту систему в одночасье, в связи с принятие нового ГК, невозможно. Именно поэтому, законодатель допустил дальнейшее функционирова­ние тех государственных объединений, которые были созданы до вступления Кодекса в силу, причем признал их коммерческими орга­низациями. Правоприменительная практика пошла по пути создания новых государственных объединений и после вступления Кодекса в си­лу

Указанные объединения создавались, действовали и действуют в со­ответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» (Ве­домости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. № 3 (5), ст. 13;

1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 8, ст. 49; № 24, ст. 296; 1994 г., № 3, ст. 24; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 696; 1998 г., № 2, ст. 7; Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759), которая предус­матривает, что объединение предприятий может также создаваться по решению собственника предприятий или уполномоченного им органа.

277

При этом, такому объединению могут быть делегированы права по уп­равлению предприятиями, входящими в его состав.

Правительством Республики Беларусь, либо по его поручению ми­нистерствами и иными республиканскими органами государственного управления, либо местными исполнительными и распорядительными органами создавались государственные объединения (они действуют в неизменном виде и теперь), в состав которых включались соответству­ющие определенной отрасли или сфере экономики государственные предприятия, учреждения и даже объединения (если речь идет, напри­мер, об объединениях, создаваемых Правительством Республики Бела­русь). В состав таких объединений по решению Правительства Респуб­лики Беларусь включались акционерные общества, с долей акций, при­надлежащих государству, арендные предприятия и даже коллективные предприятия и хозяйственные общества без участия государства. При этом, объединению передавались права арендодателя в отношении арендных предприятий и функции владельческого надзора в отноше­нии акций, принадлежащих государству в акционерных обществах, во­шедших в состав объединений. В отношении данных объединений дек­ларировался также принцип возможности добровольного вхождения в их состав и иных юридических лиц, не указанных в качестве членов

объединения при его создании, например, Правительством Республики Беларусь.

Что касается имущественных отношений применительно к указан­ным объединениям, ГК не указал, что имущество государственного объединения принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, по­этому необходимо признать за государственными объединениями осо­бое вещное право в отношении закрепленного за ними имущества, по своей природе схожее с правом хозяйственного ведения.

Что же касается управления такими объединениями, то оно осуще­ствлялось (и осуществляется) руководителем, назначаемым соответст­вующим государственным органом. Однако, как правило, в объедине­нии есть еще и коллегиальный орган (именуемый, например, «совет»), в состав которого входят представители всех юридических лиц, входя­щих в объединение (как правило, их руководители), но данный орган обладал и обладает лишь совещательными функциями.

Рассматриваемые объединения с момента их создания имеют двой­ную правовую природу, т. е. с одной стороны это лица, активно участву­ющие в предпринимательской деятельности (в частности, извлекающие прибыль), – коммерческие организации. С другой стороны им передан и ряд властных функций, причем не только в сфере имущественных от-

278

ношений, айв части контроля за распоряжением государственным имуществом, входящими в их состав унитарными государственными предприятиями (например, им делегированы полномочия по созданию таких предприятий, утверждению их устава, назначению руководителя, дачи согласия на отчуждение определенных видов имущества и т.д.), ко­торые можно рассматривать не в сфере публичных отношений, а в сфе­ре частных отношений, базируясь на том, что государство как собствен­ник вправе само определять, через каких лиц ему реализовывать свое право собственности. Однако, указанные объединения, в частности, те, которые подчинены Правительству Республики Беларусь, были наделе­ны и функциями, которые можно рассматривать исключительно, как властные государственные функции по регулированию экономики, в частности, объединениям предоставлялось право издания нормативных правовых актов, т. е. актов, регламентирующих отношения неограни­ченного круга лиц, либо выдачи от имени государства.специальных раз­решений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности. (Подобная двойственность правовой природы объединений сохранена и в настоящее время).

Часть пятая комментируемой статьи официально именует государст­венные объединения – «объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента Рес­публики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами го­сударственного управления, либо по решению органов местного управ­ления и самоуправления» (при правоприменении их зачастую, особен­но в отношении объединений, созданных Правительством Республики Беларусь, именуют «концернами»; это объясняется тем, что в наимено­вании большинства таких объединений, присутствует слово «кон­церн»). Государственные объединения по уровню их влияния на управ­ление государственными унитарными предприятиями можно разделить на три группы: государственные объединения, подчиняющиеся Прави­тельству Республики Беларусь (чей статус в сфере управления республи­канскими унитарными предприятиями соответствует статусу минис­терств и иных республиканских органов государственного управления);

государственные объединения, подчиняющиеся министерствам и иным республиканским органам государственного управления (объе­диняющим в своем составе также в основном республиканские унитар­ные предприятия) и государственные объединения, подчиняющиеся местным исполнительным и распорядительным органам (объединяю­щие в своем составе коммунальные унитарные предприятия, чье иму-

279

щество принадлежит на праве собственности одному собственнику, т. е.. одной административно-территориальной единице).

В состав первой группы государственных объединений в соответст­вии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 51 б «О совершенствовании системы республиканских органов госу­дарственного управления и иных государственных организаций, подчи­ненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 92, 1/3078; № 97, 1/3117; № 112, 1/3270; 2002 r„ № 4, 1/3364; № 65, 1/3731) входят сле­дующие объединения: Белорусский государственный концерн по неф­ти и химии (концерн "Белнефтехим"); Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" (концерн "Белгоспищепром"); Белорусский государственный концерн по произ­водству и реализации товаров легкой промышленности (концерн "Бел-' легпром"); Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн "Белместпром");

Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн "Бел-биофарм"); Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн "Беллесбумпром"); Белорусская железная дорога. При этом, в соответствии с п. 2.4. и 2.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2000 г., № 109, 1/1779; 2001 г., № 72, 1/2876), данные объединения: действуют до особого решения Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь; являются организация­ми, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительны­ми документами, и соответствующую этим целям; осуществляют функ­ции по управлению коммерческими и (или) некоммерческими органи­зациями, входящими в их состав, в пределах компетенции, установлен­ной учредительными документами, и на условиях заключаемых догово­ров. При этом, нормативные правовые акты, изданные (принятые) в ус­тановленном порядке объединениями (концернами), подчиненными Правительству Республики Беларусь, до вступления в силу Закона Рес­публики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/136; 2002 г. № 7, 2/830), действуют в части, не противо­речащей актам законодательства. Регулирование вопросоз, входивших в компетенцию указанных объединений (концернов), осуществляется в

280

соответствии с решениями, принимаемыми Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь или по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государствен­ного управления.

Кроме того, Декрет Президента Республики Беларусь № 22 поручил Правительству Республики Беларусь до 1 июля 2001 г. рассмотреть во­прос о целесообразности дальнейшей деятельности организаций, со­зданных Правительством Республики Беларусь в форме объединений (концернов). Однако, они действуют до настоящего времени без всяких принципиальных изменений, в силу чего можно прийти к выводу, что Правительство Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь признали их дальнейшую деятельность целесообразной для экономики Республики Беларусь.

Что же касается второй группы государственных объединений, то до тех пор, пока действуют государственные объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, будут сохранены и объединения, подчиненные республиканским органам государственного управления.

И наконец, применительно к третьей группе государственных объе­динений Декрет Президента Республики Беларусь № 22 лишь поручил облисполкомам и Минскому горисполкому принять необходимые ме­ры по приведению учредительных документов объединений, созданных местными исполнительными и распорядительными органами, в соот­ветствие с требованиями Декрета № 22.

Статья 1142. Нормы настоящего Кодекса об основаниях и последствиях недействительности сделок (статьи 163, 166-181) применя­ются к сделкам, требования о признании недействительными и последстви­ях недействительности которых рассматриваются судом, хозяйственным судом или третейским судом после 1 июля 1999 года независимо от време­ни совершения соответствующих сделок.

Нормам ГК о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки (ст. 163 ГК), основаниях и последствиях недействитель­ности сделок (ст. 166-181 ГК) ст. 1142 ГК придала обратную силу. Нор­мы ГК указанных статей применяются к сделкам, совершенным не только после 1 июля 1999 г., но и к сделкам, совершенным до этой даты, если требования о признании недействительными и последствиях не­действительности таких сделок рассматриваются судом, хозяйственным судом или третейским судом после 1 июля 1999 г., независимо от време­ни совершения соответствующих сделок.

281



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.042 с.)