Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Настоящий раздел вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Кодекса.
Статья 1136 ГК определяет дату вступления в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь – 1 июля 1999 г. Однако раздел VIII «Заключительные положения» и глава 4 «Юридические лица» вступили в силу со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 5 марта 1999 г. В этот день изданы Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст. 101, в которых опубликован Гражданский кодекс Республики Беларусь, принятый Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 ноября 1998 г. и подписанный Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. Статья 1137. Впредь до приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Кодексом законы и постановления Правительства применяются в той части, в которой они не противоречат Кодексу. Указанное правило действует и в отношении принятых до вступления в силу Кодекса актов республиканских органов государственного управления по вопросам, которые, согласно Кодексу, могут регулироваться соответственно только законами Республики Беларусь либо актами Президента Республики Беларусь или постановлениями Правительства Республики Беларусь. 269 После принятия Закона Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Белорусской ССР» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1990 г., № 2, ст. 13; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 26, ст. 325; 1994 г., № 6, ст. 72; 1995 г., № 29, ст. 366; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 475; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759. Законом от 14 мая 2001 г. утратил силу. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759) начался интенсивный процесс формирования новой системы гражданского законодательства, обеспечивающего становление и регулирование рыночных товарно-денежных отношений, в основе которых лежит многообразие форм собственности и свобода предпринимательства. Принято много законов и других законодательных актов о разгосударствлении и приватизации, о коммерческих и некоммерческих лицах, о договорах и внедоговорных отношениях, об интеллектуальной собственности, о наследовании. В их развитие издано много постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных актов министерств и ведомств Республики Беларусь, областных, городских Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Ряд норм названных актов законодательства нашли прямое отражение в статьях Гражданского кодекса, другие – противоречат нормам ГК, третьи не подтверждены правилами ГК, хотя и не противоречат им. Продолжается процесс приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с ГК. Часть первая ст. 1137 ГК содержит общее правило, руководствуясь которым можно применять нормы законодательных актов и постановлений Правительства Республики Беларусь, изданных до 1 июля 1999 г. Все законы и постановления Правительства Республики Беларусь, изданные до 1 июля 1999 г., хотя и не приведены в соответствие с ГК, могут применяться в той части, в которой они не противоречат ему. Примером могут служить законы: - от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях в Белорусской ССР» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 3 (5), ст. 13; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 199,2 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 8, ст. 49; №24, ст. 296; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 696; 1998 г., № 2, ст. 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759); - от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Белорусской ССР» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР, 1991 г., № 19 (21), ст. 270 269; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 6, ст. 105; 1994 г., № 6,ст. 72; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 482; 1998 г., № 2, ст. 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/133); - - от 9 декабря 1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 35, ст. 552; 1994 г., № 6, ст. 72; 1995 г., № 19, ст. 233; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 2, ст. 11) - и многие другие законы, а также постановления Правительства Республики Беларусь. Например, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. №715 «О пределах распоряжения государственным имуществом» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1992 г., № 34, ст. 607; 1993 г., №23, ст. 459;
1994 г., № 4, ст. 43; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № '4, ст. 92). В ряде случаев нормы ГК определяют отношения, подпадающие под действие норм гражданского права, которые регулируются только законами Республики Беларусь (см., например, ст. 244 и 245 ГК), либо актами Президента Республики Беларусь или постановлениями Правительства Республики Беларусь (см., например, п. 2 ст. 8, ст. 31, п. 2 ст. 45, часть вторую п. 4 ст. 46, п. 1 и п. 3 ст. 47 ГК и другие). Часть вторая ст. 1137 ГК содержит правило, согласно которому акты республиканских органов государственного управления, регулирующие такие отношения, принятые до вступления в силу ГК, применяются и теперь в той части, в которой они не противоречат ГК. Статья 1138. Настоящий Кодекс применяется к отношениям, возникшим после 1 июля 1999 года. По гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 года, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу. Статья 1138 ГК решает вопрос об обратной силе норм ГК отрицательно. Нормы ГК не применяются к отношениям, возникшим до 1 июля 1999 г. К таким отношениям применяются нормы гражданского законодательства, действовавшего до 1 июля 1999 г. Однако по гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., ГК применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу Так, если договор заключен до 1 июля 1999 г., а просрочка уплаты 271 цены допущена после этой даты, размер процентов за нарушение денежного обязательства определяется по правилам ст. 366 ГК. К такому договору будут применяться правила ст. 420 и 421 ГК об основаниях изменения и расторжения договора и об изменении и расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Статья 1139. По гражданским правоотношениям, возникшим до 1 июля 1999 года, но не урегулированным действовавшим в тот момент законодательством, применяются правила настоящего Кодекса. Гражданский кодекс регулирует не только отношения, которые регулировались законодательством, действовавшим до 1 июля 1999 г., но и отношения, не урегулированные законодательством, действовавшим в тот момент. Таковы отношения о возникновении права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 220 ГК), переработке (ст. 221 ГК), обращении в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 222 ГК), о движимых вещах, от которых собственник отказался (ст. 227 ГК), о выкупе домашних животных при ненадлежащем of ращении с ними (ст. 242 ГК), о праве ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом (сервитут) (ст. 268 ГК), об удержании (ст. 340 ГК) и др. Статья 1140. Дела, отнесенные настоящим Кодексом к ведению суда, хозяйственного суда и не законченные производством в административных и иных органах к 1 июля 1999 года, подлежат рассмотрению судом, хозяйственным судом в соответствии с установленной подведомственностью. Согласно ст. 10 ГК защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. Защита гражданских дел в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством, при этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Каждый из судов и иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их подведомственности. Подведомственность дел гражданских судов определена ст. 37 и 38 ГПК. 272 Подведомственность дел хозяйственному суду установлена ст. 27 ХПК. В постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г., № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 67, 6/248) в обобщенном виде дан перечень дел, подведомственных общим (п. 2-4) и хозяйственным (п. 5-7) судам. Если дело, подведомственное согласно ст. 1140 ГК суду или хозяйственному суду, находилось в производстве административных и иных органов и к 1 июля 1999 г. не было закончено производством, оно после 1 июля 1999 г. подлежит рассмотрению судом общей компетенции или хозяйственным судом в соответствии с установленной подведомственностью. Например, находящиеся к 1 июля 1999 г. в производстве и не законченные производством в прокуратуре дела о выселении лиц, самовольно вселившихся в жилое помещение, после этой даты подлежат рассмотрению в судебном порядке. В таком же порядке рассматриваются дела, которые возбуждаются после 1 июля 2000 г. по фактам, имевшим место до этой даты, хотя до 1 июля 2000 г. они не были подведомственны соответственно судам общей компетенции или хозяйственным судам. С учетом правил ст. 1140 ГК рассматриваются и дела с альтернативной подведомственностью, допускающей разрешение дела и судом, и другими органами, в частности административными. Существовала практика, согласно которой заинтересованное лицо, выбравшее для рассмотрения дела административный орган, могло обратиться в суд при условии, что постановление административного органа оно не обжаловало в ином порядке, предусмотренном законодательством. Так, постановлением Пленума Верховного Суда Белорусской ССР от 20 сентября 1990 г. № 7 «О практике рассмотрения дел судами Белорусской ССР жалоб на действия должностных лиц в связи с наложением административных взысканий» обращалось внимание судов на правила ст. 226 и 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (СЗ БССР, 1984 г., № 35, ст. 505). Согласно ст. 267 названного Кодекса постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, решение исполкома о наложении любого вида административного взыскания, а также постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа может быть обжаловано в суд, если оно не
было обжаловано в ином, предусмотренном ст. 267 названного Кодекса, порядке. Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что нормы права, о которых идет речь, противоречат ст. 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки, а также Международному пакту о гражданских и политических правах (Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1998 г. №3-67/98 (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998 г., № 36, ст. 524). Статья 1141. Глава 4 («Юридические лица») настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования Кодекса. С этого дня коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех формах, которые предусмотрены указанной главой. Юридические лица, созданные до официального опубликования настоящего Кодекса, если их виды соответствуют предусмотренным Кодексом, до 1 июля 1999 года обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с Кодексом. Коллективные предприятия, а также предприятия, имущество которых является собственностью иных юридических и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежит на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года, а арендные предприятия – не позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опубликования Кодекса, должны быть преобразованы в иные предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидированы. По истечении указанного срока эти юридические лица подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию, либо прокурора. Юридические лица, указанные в настоящей статье, освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса либо внесении изменений в их учредительные документы в связи с их приведением в соответствие с нормами Кодекса. Объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления до вступления настоящего Кодекса в силу, продолжают осуществлять свою деятельность со статусом коммерческих организаций вплоть до особого решения соот-
274 ветственно Президента Республики Беларусь либо Правительства Республики Беларусь. 1. Первое официальное опубликование Кодекса было осуществлено в Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь 5 марта 1999 г. Изменения необходимо было вносить в учредительные документы обществ с офаниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, предприятий созданных одним лицом, право собственности на имущество которых принадлежало их учредителю (либо «учредителю учредителя»), а сами предприятия в отношении данного имущества обладали правом полного хозяйственного ведения, в учредительные документы ассоциаций (союзов), а также в уставы производственных кооперативов. 2. Часть третья комментируемой статьи определяет судьбу тех видов юридических лиц, которые существовали в праве Республики Беларусь до принятия Гражданского кодекса Республики Беларусь и не были легализованы Кодексом в качестве организационно-правовых форм коммерческих организаций. Законодатель выделил три организационно-правовые формы юридических лиц, существовавших в Республики Беларусь, которые, по его мнению, не должны были сохраняться. Во-первых, законодатель исключил из перечня юридических лиц по праву Республики Беларусь коллективные предприятия, которые создавались и действовали в соответствии с Законом Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета БССР, 1990 г., № 2, ст. 13. Утратил силу Законом Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759). На практике же фактически все коллективные предприятия были преобразованы в хозяйственные общества. В качестве второй формы, нелегализованной ГК, выступают предприятия, имущество которых являлось собственностью иных юридических и (или) физических лиц, а указанным предприятиям принадлежало на праве полного хозяйственного ведения. В данном случае законодатель ведет речь о предприятиях-несобственниках своего имущества, в качестве учредителей которых выступало два и более лица, т. е. имущество которых, как правило, находилось в общей долевой собственности двух и более лиц (либо режим имущества был сходен режиму общей долевой собственности, в случае, если такое предприятие учреждалось двумя или более лицами, имущество которых находилось в собственности одноголица, например, двумя предприятиями, имущество которых при- 275 надлежало на праве собственности Республике Беларусь). Именно данные предприятия не подлежали легализации, так как законодатель, допустив унитарное предприятие как единственную форму коммерческой организации-несобственника своего имущества в хозяйственном обороте (хотя впоследствии добавил к нему и государственные объединения – об этом ниже), посчитал, что когда два и более лица желают создать субъект, участвующий в хозяйственном обороте, то они не должны использовать форму предприятия-несобственника своего имущества, а должны создавать хозяйственные общества или товарищества, либо' производственный кооператив. Рассматриваемые предприятия должны были до 1 июля 2000 г. либо преобразоваться в одну из легальных форм юридических лиц, предусмотренных ст. 46 ГК, либо ликвидироваться. И, наконец, в качестве третьей организационно-правовой формы, которая была предусмотрена ранее действовавшим законодательством, однако не легализована ГК, выступает арендное предприятие, которое было предусмотрено Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1990 г. «Об аренде» (Ведомости Верховного Совета БССР, 1991 г., № 1 (3), ст. 1; 1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 26, ст. 325; 1994 г., № 6, ст.72; 1995 г., № 33, ст. 431; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 28, ст. 483; 1999 г., № 5-6, ст. 93). Комментируемая статья предусматривает, что арендные предприятия должны не позднее месяца по истечении договора аренды, заключенного до дня официального опубликования Кодекса, либо преобразоваться в легализованные ГК виды юридических лиц, либо ликвидироваться. В случае же, если арендное предприятие при наличии согласия соответствующего органа приватизации желает сохранить за собой арендуемое имущество, то в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 7, ст. 41; 1995 г., № 19, ст. 234; 1996 г., № 23, ст. 417; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 5-6, ст. 93) (ст. 181) разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия, т. е. при разгосударствлении арендное предприятие может быть преобразовано лишь в открытое акционерное общество и ни в какой иной вид юридического лица. Приватизация же осуществляется, в частности, путем выкупа арендованного имущества арендным предприятием, и в этом случае арендное предприятие уже преобразуется в любой из указанных выше видов коммерческих организаций. 276 3. Часть четвертая комментируемой статьи освобождает от внесения платы за регистрацию изменений и дополнений в учредительные документы юридических лиц в связи с их приведением в соответствие сГК. 4. Часть пятая комментируемой статьи возвращает в правовую систему Республики Беларусь «государственные объединения» (для целей настоящего комментария используется указанный термин – официальное наименование данного вида юридического лица указано в комментируемой части), которые были фактически исключены из нее положениями гл. 4 ГК. Законодатель рассматривает данный вид юридического лица скорее как явление временное, так как никак не регулирует их внутреннюю природу, т. е. вопросы вхождения в состав объединения, прав и обязанностей участников, управления и т.д. При этом, предусматривая, что в Республике Беларусь продолжают осуществлять свою деятельность лишь те объединения, которые были созданы до вступления ГК в силу, вплоть до особого решения в отношении объединений, имущество которых находится в республиканской собственности, Президента Республики Беларусь, а в отношении объединений, имущество которых находится в коммунальной собственности, – Правительства Республики Беларусь. Возврат государственных объединений в правовую систему Республики Беларусь объясняется тем, что в Республике Беларусь государственные унитарные предприятия объединялись и управлялись, в основном, через систему государственных объединений и ликвидировать эту систему в одночасье, в связи с принятие нового ГК, невозможно. Именно поэтому, законодатель допустил дальнейшее функционирование тех государственных объединений, которые были созданы до вступления Кодекса в силу, причем признал их коммерческими организациями. Правоприменительная практика пошла по пути создания новых государственных объединений и после вступления Кодекса в силу Указанные объединения создавались, действовали и действуют в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О предприятиях» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г. № 3 (5), ст. 13; 1992 г., № 19, ст. 302; 1993 г., № 8, ст. 49; № 24, ст. 296; 1994 г., № 3, ст. 24; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1997 г., № 34, ст. 696; 1998 г., № 2, ст. 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759), которая предусматривает, что объединение предприятий может также создаваться по решению собственника предприятий или уполномоченного им органа. 277 При этом, такому объединению могут быть делегированы права по управлению предприятиями, входящими в его состав. Правительством Республики Беларусь, либо по его поручению министерствами и иными республиканскими органами государственного управления, либо местными исполнительными и распорядительными органами создавались государственные объединения (они действуют в неизменном виде и теперь), в состав которых включались соответствующие определенной отрасли или сфере экономики государственные предприятия, учреждения и даже объединения (если речь идет, например, об объединениях, создаваемых Правительством Республики Беларусь). В состав таких объединений по решению Правительства Республики Беларусь включались акционерные общества, с долей акций, принадлежащих государству, арендные предприятия и даже коллективные предприятия и хозяйственные общества без участия государства. При этом, объединению передавались права арендодателя в отношении арендных предприятий и функции владельческого надзора в отношении акций, принадлежащих государству в акционерных обществах, вошедших в состав объединений. В отношении данных объединений декларировался также принцип возможности добровольного вхождения в их состав и иных юридических лиц, не указанных в качестве членов объединения при его создании, например, Правительством Республики Беларусь. Что касается имущественных отношений применительно к указанным объединениям, ГК не указал, что имущество государственного объединения принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, поэтому необходимо признать за государственными объединениями особое вещное право в отношении закрепленного за ними имущества, по своей природе схожее с правом хозяйственного ведения. Что же касается управления такими объединениями, то оно осуществлялось (и осуществляется) руководителем, назначаемым соответствующим государственным органом. Однако, как правило, в объединении есть еще и коллегиальный орган (именуемый, например, «совет»), в состав которого входят представители всех юридических лиц, входящих в объединение (как правило, их руководители), но данный орган обладал и обладает лишь совещательными функциями. Рассматриваемые объединения с момента их создания имеют двойную правовую природу, т. е. с одной стороны это лица, активно участвующие в предпринимательской деятельности (в частности, извлекающие прибыль), – коммерческие организации. С другой стороны им передан и ряд властных функций, причем не только в сфере имущественных от- 278 ношений, айв части контроля за распоряжением государственным имуществом, входящими в их состав унитарными государственными предприятиями (например, им делегированы полномочия по созданию таких предприятий, утверждению их устава, назначению руководителя, дачи согласия на отчуждение определенных видов имущества и т.д.), которые можно рассматривать не в сфере публичных отношений, а в сфере частных отношений, базируясь на том, что государство как собственник вправе само определять, через каких лиц ему реализовывать свое право собственности. Однако, указанные объединения, в частности, те, которые подчинены Правительству Республики Беларусь, были наделены и функциями, которые можно рассматривать исключительно, как властные государственные функции по регулированию экономики, в частности, объединениям предоставлялось право издания нормативных правовых актов, т. е. актов, регламентирующих отношения неограниченного круга лиц, либо выдачи от имени государства.специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности. (Подобная двойственность правовой природы объединений сохранена и в настоящее время). Часть пятая комментируемой статьи официально именует государственные объединения – «объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, либо по решению органов местного управления и самоуправления» (при правоприменении их зачастую, особенно в отношении объединений, созданных Правительством Республики Беларусь, именуют «концернами»; это объясняется тем, что в наименовании большинства таких объединений, присутствует слово «концерн»). Государственные объединения по уровню их влияния на управление государственными унитарными предприятиями можно разделить на три группы: государственные объединения, подчиняющиеся Правительству Республики Беларусь (чей статус в сфере управления республиканскими унитарными предприятиями соответствует статусу министерств и иных республиканских органов государственного управления); государственные объединения, подчиняющиеся министерствам и иным республиканским органам государственного управления (объединяющим в своем составе также в основном республиканские унитарные предприятия) и государственные объединения, подчиняющиеся местным исполнительным и распорядительным органам (объединяющие в своем составе коммунальные унитарные предприятия, чье иму- 279 щество принадлежит на праве собственности одному собственнику, т. е.. одной административно-территориальной единице). В состав первой группы государственных объединений в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 51 б «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 92, 1/3078; № 97, 1/3117; № 112, 1/3270; 2002 r„ № 4, 1/3364; № 65, 1/3731) входят следующие объединения: Белорусский государственный концерн по нефти и химии (концерн "Белнефтехим"); Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром" (концерн "Белгоспищепром"); Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности (концерн "Бел-' легпром"); Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров народного потребления (концерн "Белместпром"); Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции (концерн "Бел-биофарм"); Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (концерн "Беллесбумпром"); Белорусская железная дорога. При этом, в соответствии с п. 2.4. и 2.5. Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 109, 1/1779; 2001 г., № 72, 1/2876), данные объединения: действуют до особого решения Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь; являются организациями, имеющими право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, и соответствующую этим целям; осуществляют функции по управлению коммерческими и (или) некоммерческими организациями, входящими в их состав, в пределах компетенции, установленной учредительными документами, и на условиях заключаемых договоров. При этом, нормативные правовые акты, изданные (принятые) в установленном порядке объединениями (концернами), подчиненными Правительству Республики Беларусь, до вступления в силу Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/136; 2002 г. № 7, 2/830), действуют в части, не противоречащей актам законодательства. Регулирование вопросоз, входивших в компетенцию указанных объединений (концернов), осуществляется в 280 соответствии с решениями, принимаемыми Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь или по их поручению министерствами и другими республиканскими органами государственного управления. Кроме того, Декрет Президента Республики Беларусь № 22 поручил Правительству Республики Беларусь до 1 июля 2001 г. рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей деятельности организаций, созданных Правительством Республики Беларусь в форме объединений (концернов). Однако, они действуют до настоящего времени без всяких принципиальных изменений, в силу чего можно прийти к выводу, что Правительство Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь признали их дальнейшую деятельность целесообразной для экономики Республики Беларусь. Что же касается второй группы государственных объединений, то до тех пор, пока действуют государственные объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, будут сохранены и объединения, подчиненные республиканским органам государственного управления. И наконец, применительно к третьей группе государственных объединений Декрет Президента Республики Беларусь № 22 лишь поручил облисполкомам и Минскому горисполкому принять необходимые меры по приведению учредительных документов объединений, созданных местными исполнительными и распорядительными органами, в соответствие с требованиями Декрета № 22. Статья 1142. Нормы настоящего Кодекса об основаниях и последствиях недействительности сделок (статьи 163, 166-181) применяются к сделкам, требования о признании недействительными и последствиях недействительности которых рассматриваются судом, хозяйственным судом или третейским судом после 1 июля 1999 года независимо от времени совершения соответствующих сделок. Нормам ГК о последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки (ст. 163 ГК), основаниях и последствиях недействительности сделок (ст. 166-181 ГК) ст. 1142 ГК придала обратную силу. Нормы ГК указанных статей применяются к сделкам, совершенным не только после 1 июля 1999 г., но и к сделкам, совершенным до этой даты, если требования о признании недействительными и последствиях недействительности таких сделок рассматриваются судом, хозяйственным судом или третейским судом после 1 июля 1999 г., независимо от времени совершения соответствующих сделок. 281
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.042 с.) |