Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К его качеству (пункт 2 статьи 445).
2. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. 3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли – продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. 110 1. Поскольку продавцом по договору розничной купли-продажи является субъект хозяйствования, он обязан передать покупателю товар, соответствующий установленным законодательством требованиям. Продавец отвечает перед покупателем за наличие в товаре как явных, так и скрытых недостатков. Основанием для освобождения от такой ответственности может быть наличие оговорки о недостатках товара при заключении договора. Такая оговорка может явствовать и из характера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, продажа уцененных товаров и т. д. 2. Законодательство о розничной купле-продаже устанавливает значительно более неблагоприятные для продавца, по сравнению с общими правилами о договоре купли-продажи, последствия нарушения условий о качестве товара. Покупателю в таком случае предоставляется право по своему выбору потребовать: 1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; 2) соразмерного уменьшения покупной цены товара; 3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; 4) возмещения расходов по устранению недостатков товара. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. 3. В некоторых случаях устанавливаются ограничения названных прав покупателя ввиду специфики товара, либо по причине необходимости ограничения возможности злоупотребления покупателя предоставленными ему правами. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь. Наличие существенных недостатков должно определяется с использованием правил, изложенных в п. 2 ст. 445 ГК). 111 4. Покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. 5. В § 2 гл. 30 ГК не предусмотрен срок предъявления требований, связанных с недостатками товара. Следовательно, данный срок определяется согласно ст. 447 ГК, ст. 20 Закона «О защите прав потребителей». Последняя, в частности, предусматривает, что потребитель вправе предъявить требования продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества – в течение трех лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.
Гарантийный срок товара начинает течь с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. Предусматривать в договоре условия, ухудшающие и ущемляющие права потребителя по сравнению с установленными законодательством, запрещается. Для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента и с 1 октября -для товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Правила исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров, имеющих иную сезонную классификацию, устанавливаются законодательством. Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. 6. Законодательство, регулирующее отношения по договору розничной купли-продажи, предусматривает сокращенные, по сравнению с общими положениями о купле-продаже, сроки выполнения продав- 112 цом требований покупателя, вытекающих из продажи товара ненадлежащего качества. Так, если согласно ст. 445 ГК недостатки товара подлежат устранению продавцом по требованию покупателя в разумный срок, то по договору розничной купли-продажи устранение недостатков должно быть осуществлено продавцом незамедлительно. Закон «О защите прав потребителей» (ст. 21-23) устанавливает максимальные сроки удовлетворения соответствующих требований потребителя. Максимальный срок устранения недостатков или замены товара не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования, продавец (изготовитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и т.п.), по не зависящим от него причинам, в течение месяца со дня предъявления требования потребителем, продавец (изготовитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя. Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устранение недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней. 7. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает дополнительную ответственность продавца – за несвоевременное исполнение требований потребителя, связанных с продажей товара ненадлежащего качества. В случае задержки выполнения требования о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара, а также устранения недостатков в товаре или его замены продавец, изготовитель (предприятия, осуществляющие их функции) уплачивают потребителю одновременно с выдачей товара неустойку в размере одного процента его розничной цены на момент уплаты неустойки за каждый день просрочки сверх установленных сроков (ст. 24 Закона).
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 марта 1996 г. № 3 «О практике рассмотрения дел о защи- 113 те прав потребителей» (Судовы весшк, 1996 г., № 2; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78,6/56) такая неустойка может взыскиваться за каждое допущенное продавцом или изготовителем нарушение: за несоблюдение сроков устранения недостатков товара или его замены, а также за задержку выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара. В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе предъявить по своему усмотрению одно из предусмотренных законодательством требований. Данное право может быть использовано однократно. После его осуществления – предъявления к продавцу соответствующего требования – покупатель уже не вправе изменять свое решение и предъявлять к продавцу иные требования. Указанное выше ограничение на изменение предъявляемых потребителем требований не распространяется на случаи невыполнения данных требований в указанные выше сроки. В этом случае потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные ст. 473 ГК. Статья474. Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества 1. При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара. 2. При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего качества подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества. Если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен его, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.
3. В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены. 114 4. При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения. 1. В случае замены товара, уменьшения его покупной цены либо возврата продавцу возникает необходимость производства расчетов между продавцом и покупателем. Такие расчеты могут быть осложнены в результате изменения (увеличения или уменьшения) стоимости аналогичных товаров к моменту производства расчета. В такой ситуации может возникнуть вопрос: исходя из какой стоимости товара должен производиться расчет – существовавшей на момент покупки, либо действующей на момент удовлетворения требования покупателя? При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара. При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего качества подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, подлежащего передаче взамен товара ненадлежащего качества. В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены. То есть при определении подлежащей уплате продавцом покупателю денежной суммы, соответствующей размеру уценки товара, в расчет принимается стоимость товара на момент удовлетворения требования покупателя. При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения (п. 4 ст. 474 ГК). Исходя из данной нормы, в случае возврата продавцу товара покупатель вправе получить от продавца как уплаченную за товар денежную сумму, так и указанную в рассматривае-
115 мом пункте разницу. В сумме они должны составлять стоимость аналогичного товара на момент замены. 2. Изложенные правила ст. 474 ГК рассчитаны в основном на ситуации, когда цена товара возрастает. Ответа на вопрос о том, вправе ли, например, покупатель в случае снижения цены товара к моменту предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о его замене требовать от продавца расчета, исходя из установленной договором более высокой цены товара, в данной статье не содержится. Представляется, что в таких ситуациях покупатель должен получать равную правовую защиту независимо от требования, которое он предъявляет к продавцу И поскольку при отказе от исполнения договора розничной купли-продажи он вправе получить денежную сумму, уплаченную за товар, то и при предъявлении требований о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о его замене расчеты должны осуществляться, исходя из более высокой цены товара, существовавшей на момент его продажи. Статья475. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.019 с.) |