К его качеству (пункт 2 статьи 445).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К его качеству (пункт 2 статьи 445).



2. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой хи­мии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены тако­го товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

3. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора рознич­ной купли – продажи, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен воз­вратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы прода­вец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им то­варного вида или других подобных обстоятельств.

110

1. Поскольку продавцом по договору розничной купли-продажи является субъект хозяйствования, он обязан передать покупателю товар, соответствующий установленным законодательством требова­ниям.

Продавец отвечает перед покупателем за наличие в товаре как яв­ных, так и скрытых недостатков. Основанием для освобождения от та­кой ответственности может быть наличие оговорки о недостатках това­ра при заключении договора. Такая оговорка может явствовать и из ха­рактера продажи (продажа товаров, бывших в употреблении, продажа уцененных товаров и т. д.

2. Законодательство о розничной купле-продаже устанавливает зна­чительно более неблагоприятные для продавца, по сравнению с общи­ми правилами о договоре купли-продажи, последствия нарушения ус­ловий о качестве товара. Покупателю в таком случае предоставляется право по своему выбору потребовать:

1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего каче­ства;

2) соразмерного уменьшения покупной цены товара;

3) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

4) возмещения расходов по устранению недостатков товара. Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе от­казаться от исполнения договора розничной купли-продажи, потребо­вать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

3. В некоторых случаях устанавливаются ограничения названных прав покупателя ввиду специфики товара, либо по причине необходи­мости ограничения возможности злоупотребления покупателя предо­ставленными ему правами. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные то­вары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбо­ру потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества ли­бо соразмерного уменьшения покупной цены.

Покупатель вправе требовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требова­ний к его качеству Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребите­лей» перечень технически сложных товаров утверждается Правительст­вом Республики Беларусь.

Наличие существенных недостатков должно определяется с исполь­зованием правил, изложенных в п. 2 ст. 445 ГК).

111

4. Покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвра­тить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупа­телю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удержи­вать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за пол­ного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

5. В § 2 гл. 30 ГК не предусмотрен срок предъявления требований, связанных с недостатками товара. Следовательно, данный срок опре­деляется согласно ст. 447 ГК, ст. 20 Закона «О защите прав потребите­лей». Последняя, в частности, предусматривает, что потребитель впра­ве предъявить требования продавцу или изготовителю в отношении недостатков товара в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. В отношении товаров, на которые га­рантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантий­ные сроки составляют менее двух лет, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества – в течение трех лет со дня передачи его потребителю, ес­ли более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

Гарантийный срок товара начинает течь с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если момент пе­редачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня из­готовления товара. Предусматривать в договоре условия, ухудшающие и ущемляющие права потребителя по сравнению с установленными за­конодательством, запрещается.

Для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – для товаров весенне-летнего ассортимента и с 1 октября -для товаров осенне-зимнего ассортимента. Для обуви сезонного назна­чения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней – с 15 нояб­ря, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, лет­ней – с 1 мая. Правила исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров, имеющих иную сезонную классификацию, устанавливаются законодательством. Течение гарантийного срока прерывается с наступ­лением другого сезона.

6. Законодательство, регулирующее отношения по договору роз­ничной купли-продажи, предусматривает сокращенные, по сравнению с общими положениями о купле-продаже, сроки выполнения продав-

112

цом требований покупателя, вытекающих из продажи товара ненадле­жащего качества. Так, если согласно ст. 445 ГК недостатки товара под­лежат устранению продавцом по требованию покупателя в разумный срок, то по договору розничной купли-продажи устранение недостат­ков должно быть осуществлено продавцом незамедлительно.

Закон «О защите прав потребителей» (ст. 21-23) устанавливает мак­симальные сроки удовлетворения соответствующих требований потре­бителя. Максимальный срок устранения недостатков или замены това­ра не может превышать четырнадцати дней со дня предъявления потре­бителем соответствующего требования.

При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования, продавец (изгото­витель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъяв­ления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изгото­вителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и т.п.), по не за­висящим от него причинам, в течение месяца со дня предъявления тре­бования потребителем, продавец (изготовитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной це­ны товара ненадлежащего качества, возмещении расходов на устране­ние недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о воз­мещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора розничной купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требова­ния, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней.

7. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает дополни­тельную ответственность продавца – за несвоевременное исполнение требований потребителя, связанных с продажей товара ненадлежащего качества. В случае задержки выполнения требования о предоставлении на время ремонта (замены) аналогичного товара, а также устранения недостатков в товаре или его замены продавец, изготовитель (предпри­ятия, осуществляющие их функции) уплачивают потребителю одновре­менно с выдачей товара неустойку в размере одного процента его роз­ничной цены на момент уплаты неустойки за каждый день просрочки сверх установленных сроков (ст. 24 Закона).

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 марта 1996 г. № 3 «О практике рассмотрения дел о защи-

113

те прав потребителей» (Судовы весшк, 1996 г., № 2; Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78,6/56) такая не­устойка может взыскиваться за каждое допущенное продавцом или из­готовителем нарушение: за несоблюдение сроков устранения недостат­ков товара или его замены, а также за задержку выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта (замены) аналогично­го товара.

В случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель впра­ве предъявить по своему усмотрению одно из предусмотренных законо­дательством требований. Данное право может быть использовано одно­кратно. После его осуществления – предъявления к продавцу соответ­ствующего требования – покупатель уже не вправе изменять свое реше­ние и предъявлять к продавцу иные требования.

Указанное выше ограничение на изменение предъявляемых потре­бителем требований не распространяется на случаи невыполнения дан­ных требований в указанные выше сроки. В этом случае потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотрен­ные ст. 473 ГК.

Статья474. Возмещение разницы в цене при замене това­ра, уменьшении покупной цены и возврате то­вара ненадлежащего качества

1. При замене недоброкачественного товара на соответствующий дого­вору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вы­несения судом решения о замене товара.

2. При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего каче­ства подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в мо­мент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества.

Если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменя­емого товара и цена товара, передаваемого взамен его, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

3. В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении по­купной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъяв­ления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.

114

4. При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установлен­ной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения.

1. В случае замены товара, уменьшения его покупной цены либо возврата продавцу возникает необходимость производства расчетов между продавцом и покупателем. Такие расчеты могут быть осложнены в результате изменения (увеличения или уменьшения) стоимости ана­логичных товаров к моменту производства расчета. В такой ситуации может возникнуть вопрос: исходя из какой стоимости товара должен производиться расчет – существовавшей на момент покупки, либо дей­ствующей на момент удовлетворения требования покупателя?

При замене недоброкачественного товара на соответствующий дого­вору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установ­ленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены то­вара или вынесения судом решения о замене товара.

При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего ка­чества подлежит возмещению разница между ценой заменяемого това­ра в момент замены и ценой товара, подлежащего передаче взамен то­вара ненадлежащего качества.

В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении по­купной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя до­бровольно не удовлетворено, – на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены. То есть при определении подлежа­щей уплате продавцом покупателю денежной суммы, соответствующей размеру уценки товара, в расчет принимается стоимость товара на мо­мент удовлетворения требования покупателя.

При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установ­ленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствую­щего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, – на момент вынесе­ния судом решения (п. 4 ст. 474 ГК). Исходя из данной нормы, в случае возврата продавцу товара покупатель вправе получить от продавца как уплаченную за товар денежную сумму, так и указанную в рассматривае-

115

мом пункте разницу. В сумме они должны составлять стоимость анало­гичного товара на момент замены.

2. Изложенные правила ст. 474 ГК рассчитаны в основном на ситуа­ции, когда цена товара возрастает. Ответа на вопрос о том, вправе ли, например, покупатель в случае снижения цены товара к моменту предъ­явления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о его замене требовать от продавца расчета, исходя из установлен­ной договором более высокой цены товара, в данной статье не содер­жится. Представляется, что в таких ситуациях покупатель должен полу­чать равную правовую защиту независимо от требования, которое он предъявляет к продавцу И поскольку при отказе от исполнения догово­ра розничной купли-продажи он вправе получить денежную сумму, уп­лаченную за товар, то и при предъявлении требований о соразмерном уменьшении покупной цены товара или о его замене расчеты должны осуществляться, исходя из более высокой цены товара, существовав­шей на момент его продажи.

Статья475. Ответственность продавца и исполнение обя­зательства в натуре



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.011 с.)