Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 396).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 396).



3. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием по­купателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, приме­няется законодательство о защите прав потребителей.

1. Понятие «розничная торговля» используется в различных зна­чениях. Так, в экономической литературе розничная торговля (ри-тейл, ритейлинг, ритейлинговый бизнес) рассматривается как сово­купность видов предпринимательской деятельности, увеличивающей ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназна­ченных для личного или семейного использования. Розничная тор­говля не ограничена стенами магазинов. Примерами внемагазинной торговли являются прямые продажи, продажи по каталогам, телеви­зионные магазины.

Розничная купля-продажа представляет собой продажу товаров че­рез розничную торговую сеть. Последняя представляет собой совокуп­ность пунктов розничной продажи товаров (стационарных и передвиж­ных). Под пунктами розничной продажи понимаются магазины, палат­ки, ларьки, киоски, торговые автоматы, внестационарные торговые единицы и пункты передвижной торговли.

79

К палаткам, ларькам, киоскам относятся пункты продажи товаров, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

Торговля на рынке при отсутствии стационарного либо передвижно­го пункта продажи не относится к розничной торговле. На нее не рас­пространяется законодательство о розничной торговле. Рынок пред­ставляет собой специально отведенное место с созданными на нем над­лежащими условиями для продажи гражданами и субъектами хозяйст­вования сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод, непродовольственных товаров, в том числе собственного изго­товления (производства), а также с созданными для граждан необходи­мыми удобствами в их приобретении. Порядок осуществления торгов­ли на рынках определяется Правилами торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства торговли Республи­ки Беларусь от 8 июля 1998 г. № 100 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 18). Данные Правила распространяются на все рынки, расположенные в населенных пунктах Республики Беларусь, независимо от профиля (сельскохозяйственные, вещевые, смешанные), ведомственной принадлежности и формы собственности. Договорные отношения, возникающие в связи с продажей товаров на рынке, регу­лируются общими нормами о договоре купли-продажи. Однако на тер­ритории рынка (по согласованию с его собственником) могут быть рас­положены объекты розничной торговли (магазины, палатки, павильо­ны, киоски, ларьки и т.п.) (п. 5 Правил от 8 июля 1998 г.).

2. В качестве продавца по договору розничной купли-продажи мо­жет выступать субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по продаже товаров в розницу: юридическое лицо, являющееся ком­мерческой организацией, и индивидуальный предприниматель.

Необходимо различать сторону договора (индивидуальный предпри­ниматель или торговая организация (хозяйственное общество, произ­водственный кооператив, унитарное предприятие)) и пункты продажи. Последние включают магазины (в т. ч. универмаги, универсамы, дома торговли, торговые центры), павильоны, палатки, базы посылочной торговли; в общественном питании – рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные; специализированные пункты продажи (аптеки, автозапра­вочные станции и т. д.). Пункты продажи могут быть юридическими ли­цами либо структурными подразделениями юридических лиц.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноя­бря 1992 г. № 666 «О лицензировании и Основных правилах ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на тер-

80

ритории Республики Беларусь» (Собрание постановлений Правитель­ства Республики Беларусь, 1992 г., № 31, ст. 568; 1993 г., № 19, ст. 358;

1994 г., № 13, ст. 245; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 24, ст. 591; На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 54, 8/500; № 70, 8/823; 2000 г., № 55, 5/3320; 2001 г., № 49, 8/5772) преду­смотрено лицензирование розничной торговли и торгово-производст­венной деятельности на территории Республики Беларусь. Лицензии выдаются местными исполнительными и распорядительными органа­ми по заявлению заинтересованного субъекта хозяйствования.

3. Покупателем может быть как физическое лицо (в том числе инди­видуальный предприниматель), так и юридическое лицо (коммерческая или некоммерческая организация). Чаще всего покупателем является физическое лицо. Возможность участия юридических лиц в данном до­говоре в ряде случаев ограничена.

Приобретая по договору розничной купли-продажи товар, юридиче­ское лицо имеет цель использовать его для нужд, не связанных с осуще­ствлением предпринимательской деятельности. Так, например, сделка приобретения юридическим лицом телевизора для последующей пере­продажи должна рассматриваться как обычная купля-продажа. Приоб­ретение того же телевизора для использования в офисе может регламен­тироваться нормами о договоре розничной купли-продажи.

Правила продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным пред­принимателям, утвержденные приказом Министерства торговли Рес­публики Беларусь от 14 мая 1999 г. N 53 (Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 1999, № 79, 8/1067), предусматривают, что продажа товаров из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям производится только при усло­вии обеспечения бесперебойной продажи их населению. Запрещается продажа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из розничной торговой сети товаров для промышленной переработки или дальнейшей перепродажи.

4. Особенностью договора розничной купли-продажи является то, что он опосредует переход товаров из сферы оборота в сферу потребле­ния. Данный договор является «финальной правовой формой», опосре-дующей процессы обращения материальных благ перед тем, как они бу­дут потреблены. Данное условие имеет не только экономическое, но и существенное правовое значение для договора розничной купли-

81

продажи. Покупатель может не только лично (в составе своей семьи) использовать купленный товар, но вправе передать его (в том числе по договору, не носящему характера предпринимательской сделки) для ис­пользования третьему лицу.

Товар, приобретаемый покупателем по договору розничной купли-продажи, предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Предметом договора розничной купли-продажи может быть движи­мая вещь, не изъятая из оборота. Это может быть вещь индивидуально-определенная, либо определяемая родовыми признаками, имеющаяся в наличии в момент заключения договора или будущая.

5. К отношениям по договору розничной купли-продажи применя­ются правила ст. 396 ГК о публичном договоре и ст. 398 ГК о договоре

присоединения.

Так, условие о цене товара определяется односторонне продавцом. В соответствии с п. 1 ст. 470 ГК покупатель оплачивает товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной

купли-продажи.

Организация или индивидуальный предприниматель, осуществляю­щие розничную торговлю, в соответствии с п. 2 ст. 462, ст. 396 ГК долж­ны осуществлять продажу товаров каждому, кто к ним обратится, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отноше­нии заключения договора розничной купли-продажи, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Цена товаров и иные условия до­говора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исклю­чением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. Согласно п. 5 ст. 396 ГК ус­ловия публичного договора, не соответствующие данному требованию,

являются ничтожными.

Нарушение прав покупателя по договору розничной купли-продажи путем определения в отношении его худших условий (например, опре­деления более высокой цены товара) должно вести к признанию такого договора недействительным (ввиду недействительности одного из его существенных условий) и приведения сторон в первоначальное поло­жение, Однако такое последствие нарушения ст. 396 ГК применительно к договору розничной купли-продажи представляется чрезмерным. Ведь согласно п. 2 ст. 167 и п. 1 ст. 182 ГК требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействи­тельности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом (в том числе и покупателем) в течение десяти лет со дня, когда началось

82

ее исполнение. Признание же договора купли-продажи недействитель­ным может противоречить интересам покупателя.

Более правильным для договора розничной купли-продажи, заклю­ченного с таким нарушением, было бы аннулирование условия, проти­воречащего законодательству и применение условия, установленного для других покупателей.

6. Дискуссионным является вопрос о том, вправе ли сам продавец устанавливать определенные льготы для некоторых категорий покупа­телей. Высказываются мнения о том, что установление продавцом для отдельных категорий покупателей льгот и преимуществ, не предусмо­тренных законодательством, неправомерно.

Существующая практика утвердительно отвечает на данный вопрос. Предоставление индивидуальных льгот некоторым покупателям произ­водится путем проведения специальных распродаж, установления пре­мий при покупке определенных товаров, выдачи покупателям купонов, организации игр, конкурсов, лотерей с участием покупателей.

В практике розничной торговли отдельным категориям покупателей предоставляются различные скидки с уже сформированной продажной цены. Эти скидки основаны не на нормах актов законодательства, уста­навливающих какие-либо льготы и привилегии отдельным группам насе­ления, а на внутрифирменных решениях (сезонные скидки, скидки в за­висимости от цены или размера покупки, скидки для пользователей кре­дитными картами, дисконтными картами и т.п.) Часто подобные скидки представляют собой составную часть различных рекламных кампаний.

7. Отношения, возникающие в связи с заключением договора роз­ничной купли-продажи, регулируются § 2 гл. 30 ГК, иными актами за­конодательства. Это, в частности, указанное выше постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 1992 года № 666.

Значительную роль в регулировании отношений по договору роз­ничной купли-продажи играют акты Министерства торговли Республи­ки Беларусь. Так, постановлением Совета Министров Республики Бела­русь от 4 ноября 1992 г. № 666 Министерству торговли предоставлено право вносить по мере необходимости изменения и дополнения в Ос­новные правила ведения розничной торговли и торгово-производст­венной деятельности на территории Республики Беларусь (далее – Ос­новные правила). В настоящее время Основные правила действуют в редакции приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 7 июня 1999 г. № 62 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 54, 8/500; № 70, 8/823).

83

Основные правила регулируют отношения между продавцами и по­купателями (потребителями) при продаже продовольственных и непро­довольственных товаров, а также при осуществлении торгово-произ­водственной деятельности (общественное питание) и распространяют­ся на все субъекты хозяйствования независимо от формы собственнос­ти, осуществляющие розничную торговлю и торгово-производствен­ную деятельность.

Режим работы продавца государственной собственности устанавли­вается исполнительными и распорядительными органами по месту его нахождения. Режим работы продавца негосударственной собственнос­ти устанавливается им самостоятельно по согласованию с соответству­ющим исполнительным и распорядительным органом, на территории

которого осуществляется его деятельность.

Режим работы продавца, осуществляющего торгово-производствен­ную деятельность на промышленных предприятиях, в учреждениях, ор­ганизациях и т. п., устанавливается также и по согласованию с их адми­нистрацией.

В случае временного приостановления своей деятельности (для про­ведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) прода­вец должен своевременно предоставить покупателю информацию об

этом.

О закрытии торгового объекта на ремонт (переоборудование) поку­патели извещаются специальным объявлением не позднее, чем за 5

дней до его закрытия.

Закрытие на ремонт (переоборудование) производится по согласова­нию с местным исполнительным и распорядительным органом. При осуществлении торгово-производственной деятельности на про­мышленных предприятиях, в учреждениях, организациях закрытие тор­гового объекта на ремонт согласовывается с их администрацией (п. 7

Основных правил).

Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средст­ва измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки покупателем правильности стоимости, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на до­ступном месте должно быть установлено соответствующее измеритель­ное оборудование (п. 9 Основных правил).

Продавец обязан иметь Книгу отзывов и предложений, контроль­ный журнал, санитарный журнал (при торговле продовольственными товарами, осуществлении торгово-производственной деятельности), бракеражный журнал (при осуществлении торгово-производственной

84

деятельности), которые ведутся в соответствии с утвержденными инст­рукциями. Книга отзывов и предложений помещается на доступном и видном для покупателя месте (п. 10 Основных правил).

Персонал торгового предприятия должен быть обеспечен нагрудны­ми знаками, с четким указанием в них должности, фамилии, имени, от­чества. В продовольственных магазинах – также специальной санитар­ной одеждой (п. 11 Основных правил).

Продавец обязан довести до сведения покупателя на государствен­ном языке свое наименование, сведения о принадлежности (собствен­нике) и режиме работы, номер, дату получения лицензии и наименова­ние органа, ее выдавшего, разместив указанную информацию на выве­ске, расположенной на входных дверях (фасаде).

Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоста­вить покупателю информацию о государственной регистрации и наи­меновании зарегистрировавшего его органа (п. 14 Основных правил).

Покупатели обслуживаются в установленное время работы продав­ца. Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончания времени-работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец преду­преждает покупателей о том, что время работы заканчивается, и обслу­живание покупателей прекращается.

При закрытии на обеденный перерыв и в конце рабочего дня касса прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца. При этом все покупатели, имеющие на руках кассо­вые и товарные чеки, должны быть обслужены (п. 15 Основных правил).

Продавец с государственной формой собственности и системы по­требительской кооперации должен направить в продажу товары в сле­дующие сроки: не позднее двух дней с момента поступления – для про­довольственных товаров, трех дней – для непродовольственных това­ров, одного дня – для плодоовощной продукции (п. 22 Основных пра­вил).

Не допускается продажа товаров, запрещенных к свободной реали­зации законодательством Республики Беларусь. Запрещается продажа несовершеннолетним в возрасте до 18 лет алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, а несовершеннолетним в возрасте До 15 лет – также спичек, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкос­тей, пиротехнических игрушек. В спорном случае покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст. Запрещается роз­ничная продажа пиротехнических игрушек в период с 15 января по 1 де­кабря. В течение календарного года продажа пиротехнических игрушек

85

производится юридическим лицам по безналичному расчету (п. 25, 26 Основных правил).

Запрещена продажа товаров из складских, подсобных и служебных помещений, а также до начала и по окончании установленного часа ра­боты продавца. Персоналу торгового предприятия запрещено хранить в торговом зале личные вещи и товары, не являющиеся собственностью продавца (п. 46 Основных правил).

8. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина применяется также законодательство о защите прав потребителей. Центральное место в нем занимает Закон Республи­ки Беларусь «О защите прав потребителей». Пунктом 3 ст. 2 Закона пре­дусматривается, что Правительство Республики Беларусь не вправе по­ручать подчиненным ему государственным органам принимать норма­тивные правовые акты, содержащие нормы о защите прав потребите­лей, если иное не установлено данным Законом и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

9. В связи с регулированием отношений по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина как ГК, так и акта­ми законодательства о защите прав потребителей, возникает вопрос о соотношении норм указанных актов. Решение данного вопроса, со­держащееся в п. 3 комментируемой статьи, входит в противоречие с п. 5 ст. 424 ГК.

Согласно последнему к отдельным видам договора купли-продажи положения, предусмотренные § 1 «Общие положения о купле-продаже» гл. 30 ГК «Купля-продажа» применяются, если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства об этих видах договоров (т. е. нор­мы специального законодательства имеют приоритет перед общими по­ложениями о купле-продаже). А в соответствии с п. 3 комментируемой статьи нормы законодательства о защите прав потребителей применя­ются к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, если отсутствуют соответствующие нормы не только в § 2 «Розничная купля-продажа», но и в других частях ГК.

Поэтому применению подлежат только те нормы законодательства о защите прав потребителей, которые не противоречат ГК. Это могут быть нормы, отсутствующие в ГК (когда ГК не регулирует соответству­ющих отношений. Например, норма, определяющая условия компен­сации морального вреда, причиненного потребителю); нормы, подле­жащие применению в силу прямого указания ГК (такие указания содер­жатся, например, в ст. 465 ГК об обязанности продавца предоставить

86

покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре); нор­мы, конкретизирующие соответствующие нормы ГК; нормы, не соот­ветствующие аналогичным нормам ГК, когда ГК допускает установле­ние в законодательстве о защите прав потребителей иных правил (это предусматривается, например, в статье 463ГК).

Статья463. Форма договора розничной купли-продажи Если иное не предусмотрено законодательством или договором рознич­ной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стан­дартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 398), дого­вор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей фор­ме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у по­купателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.

1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требу­емой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем су­щественным условиям договора (часть первая п. 1 ст. 402 ГК). Для дого­вора розничной купли-продажи в ст. 463 ГК установлено специальное правило его заключения. Норма ст. 463 ГК вызывает ряд вопросов, как в отношении формы рассматриваемого договора, так и порядка его за­ключения. В литературе отмечают, что оплата товара и достижение со­глашения между сторонами – это не одно и то же. Иногда оплата следу­ет за соглашением сторон (товар отобран, а затем оплачен), иногда -предшествует ему. Последний случай имеет место, когда покупатель, определив для себя нужный товар, оплачивает его в кассу В момент оп­латы магазин (в лице кассира) может и не знать, какой товар и в каком количестве намерен приобрести покупатель, назвавший общую сумму покупки.

2. Особенность заключения договора розничной купли-продажи за­ключается в том, что условие о цене товара заранее определяется про­давцом и не подлежит согласованию с покупателем. В процессе заклю­чения договора определяется лишь его предмет. Покупаемый товар, его количество определяются покупателем на основе предложения (пуб­личной оферты), сделанного продавцом. Согласно п. 1 ст. 403 ГК дого­вор признается заключенным в момент получения лицом, направив­шим оферту, ее акцепта. Таким образом, договор розничной купли-про­дажи следует считать заключенным с момента сообщения покупателем

87

продавцу о покупке предложенного к продаже товара. Представляется обоснованным высказанное в литературе мнение о том, что договор розничной купли-продажи заключается уже в момент отбора покупате­лем товара в магазине независимо от того, оплачен ли данный товар.

Статья 463 ГК по общему правилу предусматривает, что к моменту оплаты покупатель сообщил продавцу о покупаемом товаре. Однако норма, содержащаяся в данной статье, является диспозитивной и может быть изменена как законодательством, так и договором. Ошибочная уп­лата покупателем цены товара, отсутствующего в продаже, не влечет возникновения обязательства продавца предоставить покупателю дан­ный товар. В случае уплаты покупателем денежной суммы до определе­ния покупаемого товара обязательство продавца предоставить его поку­пателю возникает с момента заявления покупателем соответствующего требования.

3. Статья 463 ГК не содержит также условий относительно формы договора розничной купли-продажи. Оформление кассового или товар­ного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, не следует рассматривать как оформление договора в письменной фор­ме. Данные документы подтверждают лишь факт исполнения покупате­лем обязательства по оплате товара. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента сообщения покупателя продавцу о выборе предложенного к продаже товара. Такое сообщение может быть сделано в устной форме, а также путем совершения конклюдент-ных действий (например, в случае, когда покупатель самостоятельно производит отбор необходимых ему товаров).

При продаже технически сложных товаров, текстильных, трикотаж­ных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных ме­таллов и драгоценных камней вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществившего продажу. При продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней указывается также проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня. При продаже товара, имеющего технический паспорт или иной заменя­ющий его документ, подтверждением приобретения товара служит так­же этот паспорт со штампом продавца и отметкой о дате продажи това­ра (п. 38 Основных правил).

4. Наличие у покупателя указанных в ст. 463 ГК и п. 38 Основных правил документов презумирует заключение договора розничной купли-

продажи. Однако согласно ст. 463 ГК отсутствие у покупателя указанных юкументов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские по­казания в подтверждение факта заключения договора и его условий.

Высказано мнение, что норма ст. 463 ГК должна распространяться на все договоры розничной купли-продажи, независимо от формы, к которой заключается такой договор (устная или письменная), и соста­ва его участников, что эта норма, не предусматривающая никаких ис­ключений, чрезмерно жестка по отношению к продавцу. Ведь сторона­ми договора могут быть и два юридических лица. Вследствие несоблю­дения обязательной письменной формы их процессуальное положение будет неравным.

Возможна, однако, и другая трактовка данной нормы. В соответст­вии с п. 1 ст. 163 ГК несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сдел­ки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, не являющиеся свиде­тельскими показаниями. Предусмотренное ст. 463 ГК право покупателя ссылаться в подтверждение факта заключения договора розничной куп­ли-продажи и его условий на свидетельские показания означает лишь то, что оформление кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, не рассматривается в качестве пись­менной формы данного договора. Если же договор розничной купли-продажи подлежит заключению в письменной форме в соответствии со ст. 162 ГК, нарушение условия о его форме влечет последствие, установ­ленное п. 1 ст. 163 ГК.

5. Более обоснованным представляется утверждение о том, что рас­сматриваемая норма (ст. 463 ГК) закрепляет сложившуюся судебную практику, в соответствии с которой отсутствие у покупателя товарного или кассового чека либо другого документа само по себе не может слу­жить основанием к отказу о защите его прав. Поскольку договор купля-продажи в системе розничной торговли, как правило, заключается в устной форме, покупатель вправе доказывать факт покупки с помо­щью свидетельских показаний, которые оцениваются судом в совокуп­ности со всеми собранными по делу доказательствами.

Статья464. Публичная оферта товара

1 • Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 407), если оно содержит все существенные условия догово-Ра розничной купли-продажи.

89

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) то­варов, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продава­емых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли – продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствую­щие товары не предназначены для продажи.

1. Особенность осуществления розничной торговли обусловливает | специфику процедуры заключения договора розничной купли-прода- ' жи. Согласно п. 1 ст. 405 ГК офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет при­нято предложение. Оферта должна содержать существенные условия -

договора.

По общему правилу реклама и иное предложение, адресованное

неопределенному кругу лиц, не обязывает рекламодателя заключать договор с каждым, кто пожелает купить названный в рекламе товар, но рассматриваются, как приглашение делать оферты рекламодате­лю (п. 1 ст. 407 ГК). Исключение составляет публичная оферта – со­держащее все существенные условия договора предложение, из кото­рого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовет­ся (п. 2 ст. 407 ГК).

2. Предложение товара продавцом, осуществляющим предприни­мательскую деятельность по продаже товаров в розницу, в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существен­ные условия договора розничной купли-продажи.

Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) то­варов, демонстрация их образцов или предоставление сведений о про­даваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно опреде­лил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Покупатель, находящийся в месте продажи и определивший необхо­димый ему товар, может легко установить все иные существенные усло­вия его продажи.

90

В витрине должны быть выставлены образцы только тех товаров, ко­торые имеются в продаже. Образцы товаров, находящихся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя после проверки их ка­чества. Не подлежат продаже образцы товаров, используемые как эле­менты композиционного оформления витрины или являющиеся ин­вентарем (п. 16 Основных правил).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.012 с.)